Политическая социализация. Основные этапы, пути, формы политической социализации. Политическая социализация личности
Введение
Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям, ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение.
В понимании политической социализации принято отталкиваться от общего понятия "социализация" личности, используемого в социологии и социальной психологии. Социализация, в широком смысле, означает включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, его превращение в личность через усвоение принятой системы социальных ролей.
Политическая социализация личности: понятие и сущность.
Индивид - любой человек по праву рождения, как представитель биологического вида Homo sapiens. Индивидуальность - это индивид, показавший свою особенность, чем-то (не важно, чем) выделившийся из строя биологически равных индивидов. Наконец, личность - это индивидуальность, поставившая себя на службу определенной социальной среде, включая ее политическую культуру, и как бы награжденная этим званием. Говоря философским языком, сущность человека есть богатство всех общественных отношений. Понятие "личность" отражает стремление к этой сущности. Чем больше социальности (все тех же ценностей, норм, образцов поведения) "впитает" в себя человек, тем для большего числа людей станет личностью. Чем более политизированной будет эта социальность, тем больше он станет политической личностью.
Соответственно, политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленном в политической культуре. То есть, это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина.
Личность - одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а третьи вообще стараются "убежать" от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.
Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения во многом обусловлено характером политической социализации личности.
Политическую социализацию личности можно определить и как процесс, активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности - это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.
Политическая социализация имеет две основные функции:
обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями;
2) сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.
Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре. Политическая культура - это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждений и норм политической жизни общества. По мере ее усвоения человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.
Таким образом, политическая социализация личности - это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.
Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий - международный уровень, охватывающий международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.
Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, профессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.
Самый низкий - личностный уровень политической социализации, на котором личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформировать политическую идентификацию.
Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важнейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность.
К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведение личности.
Агенты политической социализации выступают также способами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этапах развития личности и в разных странах на первый план выдвигаются различные агенты в зависимости от конкретных обстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.
К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные организации, культурные и спортивные объединения и т.д. Известно, например, какую большую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного политического лидера на выборах.
К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социализации.
Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и т.д. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены.
Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, политическая аномалия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы или разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.
Люди не рождаются с готовыми знаниями о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией.
Политическая социализация – процесс усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.
Политическая социализация представляет собой становление политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Политическая социализация присутствует в любой стране и при любых формах правления.
Основные задачи процесса политической социализации:
– передача новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания;
– создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта для политической деятельности и творчества всех желающих;
– преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.
Факторы, влияющие на процесс политической социализации:
– учреждения (семья, школа, институт, предприятие);
– группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам);
– средства массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы);
– характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения;
– культура, наука, искусство;
– национальные традиции.
Тем не менее преобладание в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека широкий выбор для своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Наиболее оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, исторический опыт он связан с прошлым; с помощью норм, институтов, ценностей настоящего и прошлого активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.
Выделяют следующие типы политической социализации:
– гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;
– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.
Важное место в системе целенаправленного развития политических структур общества занимают процессы политической социализации человека.
Социализация охватывает все сферы жизнедеятельности общества, и в первую очередь такую определяющую, как политика.
Политическая социализация в своей сущности представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества, характерных для него общественно-политических отношений, направленности их дальнейшего развития, а также воспроизводство специфических качеств субъектов этих отношений - личностей, фактически воссоздающих, поддерживающих и реализующих эти отношения в процессе своей жизнедеятельности. Социализация выполняет роль своеобразного посредника, связывающего «прошлое с будущим», является способом организации исторической преемственности в политической сфере.
С точки зрения реализации специфической функции - сохранения традиционных общественных отношений - социализация с этой стороны предстает в виде «жесткого» вовлечения человека в уже сложившуюся до него систему политических отношений и соответствующих им форм деятельности и тем самым способствует фактическому «ограничению» его социально значимой жизни участием только в этих готовых формах и видах политической деятельности. Но это лишь одна сторона социализации - характеристика ее консервативной направленности.
Есть и другая сторона, дающая толчок прогрессивному развитию отношений, не позволяющая «уснуть» вечно тлеющему в душе каждого человека «огоньку» новаторства и активности.
Вспомним формулу К.Маркса, в наши дни незаслуженно забытую: «Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм» . При этом, как подчеркивал К.Маркс, «изменяются не только объективные условия... изменяются и сами производители, вырабатывая новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык» .
Иначе говоря, нельзя забывать тот факт, что не только общество «творит» себе подобное существо - «homopoliticus», но и человек «творит общество», «творит самого себя и окружающих». Творческая активность личности, т.е. политическое «я» в дальнейшем развитии существующих общественных отношений, в решении назревших задач приобрели сегодня многократное значение.
Политическую социализацию следует рассматривать как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, передачу индивиду политической информации, знаний, его приобщение к существующим политическим ценностям и ориентирам, усвоение им социального опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения в систему сформированных общественных отношений, с другой стороны, процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего развития индивидом существующей системы общественных отношений за счет его активной деятельности в процессе включения в социально-политическую среду.
В социологическом плане задачи, решаемые обществом в процессе политической социализации личности, могут быть выражены в виде: а) формирования способностей и свойств индивидов, необходимых для выполнения ими общественных функций; б) включения индивида в систему общественно-политической самореализации личности; в) замещения индивидами социальных ролей (позиций) в системе социально-политических отношений; г) развития и обогащения существующих общественных, и прежде всего политических, отношений.
Политическая социализация по своему содержанию представляет собой своеобразное введение человека в социально-политическую среду, приобщение его к системе функционирующих политических ориентаций, традиций, навыков, передачу и усвоение им существующих политических отношений, процессов, явлений, включение в систему политических связей посредством развития его социальной, и прежде всего общественно-политической, активности, иначе говоря, включение индивида в систему социально-политических отношений посредством наделения его свойствами, необходимыми для нормального функционирования присущих данному социальному строю общественных отношений.
В результате политической социализации человек при сохранении социальных различий, обусловленных материальным достатком и положением, наделяется такими общественными свойствами, которые предопределены его непосредственной принадлежностью к тому или иному социальному слою, общности людей, объединенных рамками одного государства.
Человек в процессе его социализации в сфере политики не просто усваивает характер существующих в данном обществе общественных отношений, накопленный опыт политической жизни, его особенности, существующие нормы, ценности и традиции, политические образы и роли, но и преобразовывает их в свои собственные ориентации и установки, в результате чего формируется социально-политическая зрелость и способность эффективно участвовать в жизни социальных групп и общества. Усвоенные политические нормы и ценности и сформированные у человека установки к осуществлению определенных социально-политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реакции порождают у него более или менее стабильные модели возможного поведения в сфере политики. Характерная черта этого процесса не пассивное восприятие, а активное применение полученного, его преобразование, т.е. своеобразная отдача в виде развития существующих политических отношений, переход их на новую ступень. Таким образом, если общество в процессе социализации в сфере политики «творит» человека как гражданина, то социализируемый индивид, творчески влияя на развитие существующих политических структур и отношений, обновляет само общество.
Социализация в сфере политики существенно влияет на формирование и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической деятельности. Ее промежуточным и конечным результатом является формирование у личности определенного состояния политической культуры как качественной характеристики творческой адаптированности личности к существующим политическим отношениям и социально- политической активности. Причем следует подчеркнуть, что процесс социализации во всех ее направлениях и видах оказывает непосредственное влияние на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом, характеризуя в нем качественный уровень политических отношений и существующих институтов власти и управления.
Процесс социализации в сфере политики может рассматриваться только как единство изменения социальных и личностных сторон жизнедеятельности индивида.
Он в целом имеет свои временные рамки. Границы основных стадий социализации принято увязывать с возрастными рамками развития личности. С таким утверждением можно согласиться, но вместе с тем следует оговорить, что определять временные рамки социализации индивида нельзя вообще, абстрактно, безотносительно к каким-то определенным сферам общественных отношений и предметной деятельности человека. Последние налагают существенный отпечаток как на само содержание социализации, так и на его временные рамки. При всей схожести этих временных рамок к различным видам социализации (нравственной, правовой, эстетической, трудовой и т.д.) применительно к сфере политики они имеют ярко выраженный специфический характер.
Временные рамки процесса политической социализации не ограничиваются, на наш взгляд, как принято считать в социальной психологии, стадией раннего детства и юности , а наряду с ними включают в себя и более поздний период социального функционирования личности как субъекта политических отношений - гражданина соответствующего государства. Это в значительной степени обусловлено тем, что в период детства и юности идет в основном процесс «наращивания» политических знаний, познавательного и вместе с тем преимущественно эмоционального усвоения основных, присущих обществу политических ценностей и ориентаций. Как правило, их активная реализация и внесение своего «собственного» вклада в развитие политических отношений и связей начинаются примерно с 18 лет. Этот же возраст для политики определен конституционными положениями. А поскольку политическая социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе политической деятельности, практического «развития», «совершенствования» индивидом существующих общественных отношений, постольку стадии политической социализации охватывают не только периоды детства и юности, но и период зрелого развития человека.
Динамичная смена событий и явлений в политике, их скоротечность, известная подвижность соответствующих этому эталонов, ценностей и социальных регуляторов поведения оказывают существенное влияние на социализацию человека и его различные возрастные периоды, устраняют ее косность и консерватизм, придают ей гибкость и динамизм. Несомненно, что сам процесс социализации в сфере политики охватывает весь жизненный путь человека в обществе и не ограничивается лишь одними этапами формирования личности .
В самом процессе политической социализации необходимо различать и соответственно выделять его активную фазу и стабилизирующе- корректирующие периоды. Активная фаза социализации длится не всю жизнь, а период, необходимый для устойчивой интериоризации комплекса коренных, основных для данного социального строя норм, ценностей, ролей и выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, необходимого для становления индивида как активного субъекта политических отношений. В ней, как представляется, можно выделить подпериоды первичной, промежуточной, устойчивой и целостной социализации. Стабилизирую- щекорректирующие периоды охватывают отрезки времени, необходимые для внесения известных коррективов в сложившуюся систему взглядов, представлений и установок личности в соответствии с меняющейся международной или внутриполитической обстановкой и перспективами дальнейшего развития политических отношений в том или ином направлении. В связи с этим с идеологической и социологической точек зрения целесообразны во всем периоде политической социализации этапы и подэтапы, соответствующие физиологическому, умственному и психическому уровню развития человека. Это с точки зрения оптимального построения системы политической социализации и ее центральной составной части - идеологической, политико-воспитательной работы - позволит более четко определить, когда, в какой период, в какие сроки и в какой степени в проводимой работе надо делать упор на формирование тех или иных структурных элементов политической культуры личности (знаний, информированности, ценностных ориентаций, установок, убеждений, социальной активности).
На всех стадиях политической социализации личности общество оказывает на нее непосредственное воздействие. Последнее осуществляется в рамках институтов социализации с помощью передачи каждой политически становящейся личности некоторой системы норм и ценностей. Институтами политической социализации являются семья, дошкольные учреждения (ясли, детские сады), школы, ПТУ, техникумы, вузы, различные общественные объединения и организации, трудовой коллектив, само государство через его организации и учреждения власти и управления, формальные и неформальные возрастные группы, средства массовой коммуникации. Институты политической социализации действуют с разной степенью интенсивности на различных этапах и подэтапах социально-политического развития личности. Каждый институт решает определенные задачи, что позволяет достичь общего результата - сформировать зрелого, политически грамотного гражданина современного общества.
Центральным институтом ранней стадии политической социализации индивида была и остается семья. Родители, как, впрочем, и остальные члены семьи, принадлежат к определенной социальной группе, прослойке общества, отражают их интересы, потребности, политические ценности и ориентации. Это, естественно, в значительной степени влияет на формирование социальных установок индивида, его ценностные ориентации и их реализацию в будущем в сфере политики. Не менее важная роль на ранней стадии политической социализации отведена и таким специализированным учреждениям общественного воспитания, как детские дошкольные учреждения (ясли, детские сады, детские дома). И хотя в них на первый взгляд не проводится работа по сугубо политическому воспитанию в узком смысле этого слова, между тем именно здесь оказывается существенное влияние на формирование первичных социально-политических ценностных ориентаций, осознание таких понятий, как «добро» и «зло», «родина», «страна», «народ», зарождение таких эмоциональных гражданских чувств, как любовь к своей отчизне, преданность ей. Именно здесь ребенок получает, хотя и в самом общем виде, элементарные первичные политические знания, усваивает известные нормы общения, поведения, формирует зачатки прообразов будущих социальных ролей.
Большое значение в политической социализации индивида на промежуточной и устойчивой стадиях имеют такие учреждения, как школа, техникумы, ПТУ, вузы. И хотя семья продолжает по-прежнему (особенно в первые годы промежуточной стадии) играть большую роль, постепенно все же большее значение для политического развития личности приобретают школа, техникумы, училища, вузы, формальные и неформальные общественные организации (молодежные, ученические, спортивные клубы и т.д.). Именно эти институты предназначены и ведут целенаправленную работу по политическому воспитанию личности, расширению ее политических знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей. В становлении личности как будущего субъекта политических отношений на этой стадии все большее значение приобретают и средства массовой информации. Существенное влияние на политическую социализацию человека и его общественно-политическую активность оказывают резко увеличивающиеся в этот период межличностные связи в рамках формальных и неформальных групп. Именно в этот период социального и политического становления и развития человек решает для себя такие важные с политической точки зрения вопросы, как о смысле жизни, о своем месте в ней, примеряет к себе прообразы различных социально- политических ролей. Именно в этот период вырабатываются основные позиции становления социально зрелой личности. При этом, как справедливо отмечает И.С. Кон, «его реальный выбор, да и сами его стремления, сознает он это или нет, в огромной степени определяются предшествующим воспитанием и влиянием окружающих людей, социальной средой» .
Подпериоды устойчивой и целостной политической социализации человека, как правило, совмещаются со стадией социальной зрелости личности и охватывают собой период активной трудовой и творческой общественно-политической деятельности. При этом реализуются все те статусные и функциональные возможности, которые были подготовлены на предшествующих стадиях политической социализации. Политическая сущность человека наиболее полно реализуется именно в этот период. Политически зрелого индивида характеризует широкая информированность, глубокие политические знания, относительная устойчивость ценностных ориентаций и установок, развитость политического мышления.
Наиболее значимые в эти подпериоды институты политической социализации - производственный коллектив, общественные организации, формальные и неформальные группы.
Причем проведенные исследования показывают, что средства массовой информации и трудовой коллектив являются центральными звеньями всей системы социализации человека, и прежде всего политической. Именно благодаря им человек в полной мере может получить и реализовать накопленные политические знания, проявить себя как субъект политической жизни страны. Особенности и специфика этих двух важнейших составных частей системы социализации в значительной мере предопределяют характер и направленность политической социализации человека и ее итог - уровень политической культуры личности. Так, результаты многочисленных опросов показали, что трудовой коллектив занимает второе место после средств массовой информации по объему передаваемых личности политических знаний, оказывает существенное влияние на процесс усвоения и осмысления полученной информации, а в процессе развития навыков и умений политической деятельности занимает первое место среди прочих институтов.
Трудовой коллектив является тем местом, где личность в процессе общения с друзьями, коллегами, товарищами глубже проникает в суть происходящих политических явлений и событий, вырабатывает определенные убеждения.
Социологические данные позволяют сделать вывод, что в настоящее время составные части системы политической социализации в трудовом коллективе работают недостаточно связанно. Яркий пример тому - еще имеющиеся противоречия между уровнем политических знаний и их реализацией в конкретной общественно-политической деятельности. В итоге - низкий уровень развитости умений и навыков политической деятельности части трудящихся.
В целенаправленной деятельности по укреплению системы политической социализации важен координированный учет всех ее функций.
Функциями политической социализации являются: информационная, ценностно-ориентировочная, установочно-нормативная, поведен- ческо-деятельная. При этом итоговая цель реализации всех этих функций - формирование политической культуры личности, формирование ее как гражданина соответствующего государства. Политическая социализация своей информационной функцией осуществляет передачу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического мышления, правильной ориентации в вопросах социальной жизни. Вторичная цель информационной функции социализации - удовлетворение потребности и интересов развитой личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы.
Информационная функция направлена на решение познавательных задач в области политических и иных классовых отношений. Итог ее реализации - развитие когнитивных аспектов политического сознания личности, представляющих собой основу формирования ее политической культуры. В содержании политической информации знания: о форме бытующих в обществе социальных отношений и их политическом урегулировании, о существующем государственном устройстве, о правах и обязанностях гражданина, социальной роли личности на различных этапах и уровнях функционирования политической системы, о политических ценностях и общепринятых ценностных ориентациях. Итог реализации информационной функции политической социализации - накопление у личности определенного запаса специальных политических знаний, необходимых для осуществления различных социально-политических ролей в обществе. Это знания и представления о власти и политике, их классовой природе; знание существа политики, ее норм и принципов, идей и воззрений, лежащих в основе управления социальными процессами в различных общественных системах и позволяющих оценить характер политики, реализующих ее сил; знание политического устройства государства, форм и способов участия в управлении обществом, в решении политических вопросов.
Процесс политической социализации в обществе нельзя представить и без передачи личности информации о его принципах и идеалах; знаний об истории человечества и своего государства; конституции, правах, свободах и обязанностях гражданина своего государства.
Рассматривая информационную функцию политической социализации, следует особо подчеркнуть, что ее реализация означает передачу личности не только сугубо политических знаний, но и правовых, экономических и других, входящих в зоны соприкосновения и взаимодействия когнитивного аспекта политической культуры с иными видами культур. Это объясняется тем, что политическая социализация не происходит обособленно, самостоятельно, а тесно увязывается с нравствен- но-правовой, экономической социализацией.
Не менее важной по значимости является ценностно-ориентировочная функция. В ходе ее реализации человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отношений, ценностей и ориентаций, у него вырабатывается определенный аппарат, аппарат политического мышления, своя собственная система ценностных ориентаций с тремя слоями: когнитивно-познавательным, эмоциональным и поведенческим. Важная роль в реализации ценностно-ориентировочной функции отведена политической культуре общества, находящей как духовное, так и материализованное выражение в существующих в обществе политических институтах. Реализуя данную функцию, политическая социализация первейшей своей целью имеет формирование мировоззренческого ядра политической культуры личности. Оно складывается как итог духовного развития субъекта, осмысления общественных отношений. Политическое мировоззрение каждого человека формируется на базе высокой степени обобщений и предполагает сравнительно развитую способность индивида к абстрагированию и теоретическому мышлению. Вот почему для формирования мировоззренческого ядра политической культуры личности решающее значение имеет теория.
Вместе с тем было бы упрощением считать, что мировоззренческий аспект политической культуры формируется и утверждается только в результате изучения философии как науки. В его содержание входят не только научно-философские знания, но и данные других наук, и прежде всего жизненный опыт, здравый смысл. Последнее нередко приводит человека к материалистическим, политическим выводам, если он даже недостаточно хорошо, полно знаком с диалектико-материалистической философией. В.И. Ленин именовал это стихийным материализмом и стихийной диалектикой. Более того, индивид осваивает политико-философские начала именно со знакомства с более простыми для понимания науками, в которых так или иначе содержатся мировоззренческие выводы. Но только овладение философией дает возможность делать глубокие мировоззренческие обобщения, приводит в систему политические взгляды, высвечивает идеологический аспект явлений, придает политическим знаниям завершенность и устойчивость.
Не менее важной и тесно связанной с ценностно-ориентировочной представляется реализация установочно-нормативной функции. Последняя охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенных установок на восприятие и потребление политической информации, отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, выбор своего стиля и направленности поведения в политических отношениях.
Анализируя с этой точки зрения нынешнее состояние политической социализированности граждан нашей страны, что характеризует и состояние их политической культуры, следует отметить зафиксированный исследованиями низкий уровень политической убежденности в ранее пропагандировавшихся идеалах и принципах коммунистической идеологии и практики. С другой стороны, высок уровень гражданской позиции опрошенных в вопросах борьбы с имеющимися в обществе негативными явлениями. Среди опрошенных (свыше 95%) ярко выражен настрой на необходимость искоренения в обществе всяких антисоциальных проявлений, мешающих нормально жить.
Подводя итог, представляется необходимым отметить, что чем выше уровень политической социализированности индивидов, тем выше уровень развитости общественных отношений, их стабильности и динамичной поступательности развития. Вместе с тем следует отметить, что, к сожалению, в литературе уделяется очень слабое внимание анализу социализации как целенаправленному процессу воспроизводства и развития общества. Понятие же «политическая социализация» является вообще практически не разработанным. Неопределенность самого понятия «политическая социализация», а также малоизученность границ, структуры, механизма и институтов этого процесса нередко приводят к тому, что по адресу «социализации в политике» высказывается довольно критическое отношение.
Политическая социализация должна стать объектом более пристального внимания со стороны практических работников, ученых-об- ществоведов, и в первую очередь социологов и юристов. В настоящее время отсутствует какая-либо методика социологического анализа процесса социализации человека в сфере политики. Вместе с тем она является насущной потребностью сегодняшнего дня. В связи с этим хотелось бы обозначить отдельные возможные методологические подходы к социологическому анализу социализации.
Анализ итогов политической социализации следует производить не по одному какому-то критерию или показателю, а по их сложной и разветвленной системе. Последняя должна включать в себя на уровне личности оценки политической информированности, компетентности, убежденности, активности, включенности в политическое руководство обществом. При этом важнейшим показателем является степень достигнутого единства знаний, убеждений и действий в реализации политической линии.
В качестве объектов исследования процесса политической социализации человека могут выступать: система выработанных и используемых политических знаний; интерес к политической проблематике, система ценностных политических ориентаций, система политических убежденческих установок, система мотивов конкретного поведения, система поведенческих установок, система мировоззренческих позиций, система политических навыков и умений, характер конкретного поведения.
Рассмотрение политической социализации с точки зрения ее механизма и его эффективности предполагает и анализ политической социализации на уровне общества в целом. По нашему представлению, это не только допустимо, но и обязательно, ибо общество в целом - ее центральный субъект, порождающий как саму возможность социально- политического становления личности как гражданина, проявления политической власти, реализации политических прав и обязанностей, так и их государственное закрепление и выражение в форме определенного политического статуса личности.
С этой точки зрения политическая культура общества может быть проанализирована как по суммарным показателям уровней политической культуры его членов - граждан, их социальных групп и слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как единый организм, и прежде всего по присущим ему формам и способам политической социализации человека. В ходе анализа последних, по нашему представлению, следует рассмотреть: характер политической организации общества, формы и методы функционирования политических институтов, степень и способы участия членов общества в политической жизни страны, средства организации политической жизни, институализированный и неинституализированный исторический социально-политический опыт национальной общности, политические обычаи и традиции, систему выработанных обществом и активно используемых в своем развитии политических идей, принципов, ценностей и т.д. Каждый из названных показателей содержит в себе настолько широкую и богатую характеристику той или иной стороны механизма политической социализации, что требует самостоятельного изучения. Однако только суммарная качественная характеристика, основанная на данных анализа всех показателей, позволяет должным образом оценить механизм и процесс политической социализации в целом.
Политическая социализация предполагает рассмотрение и процессов функционирования в бытующих социальных отношениях таких принципов и ценностей, как гражданская дисциплина, социальная справедливость, равенство, интернационализм, законность и т.д. Исследование процесса политической социализации предполагает анализ совокупности методов и средств организации политической жизни, управления общественной жизнью, уровня научности политических теорий и их внедрения в массы.
Итог политической социализации - формирование политической культуры личности. Ее можно было бы определить как показатель, отражающий качественное своеобразие и уровень политической информированности, компетентности, убежденности и социально-политической активности трудящихся, выражающийся в деятельности, направленной на реализацию социально-политических отношений в рамках существующей политической системы. Политическая культура вносится в массы государством и партиями, общественными организациями, средствами массовой информации и т.д. Однако ключевая роль в ее воспитании принадлежит государству. Оно организует массовое обучение граждан политическим знаниям и навыкам управления обществом, государством, разрабатывает и совершенствует идейное ядро политической культуры всего общества.
Под политической социализацией понимается совокупность тех общественных процессов, в результате которых индивид принимает определенную политическую роль. Политическая социализация происходит во многих сферах жизни: в семье, группе ровесников, школе, политической организации. Ее инструментами являются непосредственное воспитательное воздействие, косвенный пример, воздействие политической пропаганды и, наконец, собственный политический опыт.
В обществе, строящем социализм, процессы политической социализации развиваются как часть идеологического политического воспитания, в котором социалистические силы противостоят силам, открыто или скрыто социализму. И если в сфере общественной жизни социалистическое направление политической социализации обеспечивает себе превосходство или даже полное господство, то в непосредственных, личных воздействиях, в особенности в рамках семьи, возможно по явление других тенденций, не совпадающих с социалистическими принципами. Поэтому проблематика политической социализации является проблематикой, по существу, идеологической, в которой идет борьба за будущие формы массового политического поведения в социалистическом обществе.
Политическая социализация начинается в семье как составная часть общего процесса воспитания. Родители и старшие члены семьи передают ребенку не только определенные политические взгляды, но и образцы политического поведения. От родителей и других членов семьи ребенок впервые получает примеры участия и уклонения от участия в политической жизни, первые эмоциональные и рациональные оценки. Все это можно назвать непосредственной политической социализацией в семье. Одновременно протекает процесс косвенной политической социализации, представляющий собой побочное следствие жизни в семье и воспитательных процессов в целом. Авторитет родителей, который они сумеют себе создать, косвенно воздействует на то, как будет формироваться отношение индивида к большим авторитетам, в том числе к политическим. , царящая в доме родителей, формирует те черты личности индивида, вступающего в самостоятельную жизнь, которые в будущем будут иметь большое значение для его политического поведения, как например, способность к согласованным действиям, умение обсуждать вопросы, не совпадающие с собственной позицией, проявление или отсутствие агрессивных тенденций. В целом можно сказать, что уже в семье происходит кристаллизация основных черт будущего политического поведения индивида. Однако одновременно следует помнить о том. что семья действует не в социальной пустоте и ее воздействие разными способами связано с воздействием других инструментов политической социализации. Если эти воздействия совпадают, то процесс социализации развивается гармонично. Столкновение воздействий несет в себе зародыш будущих конфликтов и угрозу не приспособления индивида к социальному окружению.
Наряду с семьей большое значение для формирования будущего политического поведения индивида имеет воздействие группы ровесников. Она выполняет важную роль в деле политической социализации по двум причинам. Во-первых, эта группа является первым форумом, на котором ребенок сопоставляет взгляды, усвоенные в семье, со взглядами других индивидов. Тем самым группа ровесников впервые создает возможность для формулирования и выражения собственных взглядов вне сферы контроля старших. Во-вторых, группа ровесников создает свои формы игрового взаимодействия, имеющие определенные параполитические черты. Группы ровесников имеют свою иерархию власти, создают собственные нормы солидарности и образцы поведения, которые, с одной стороны, являются отражением определенных образцов, почерпнутых из жизни старших, а с другой - автономными образцами, идеализирующими такие принципы поведения, которые считаются ценными в группе. Иллюстрацией такого воздействия групп ровесников на политическую социализацию является известный роман Ференца Мольнара «Мальчишки с улицы Пала» (1907 год), в котором две группы подростков ведут между собой сложную «политическую борьбу», отличающуюся высокими этическими качествами лояльности, мужества и чести.
Воздействие семьи и групп ровесников на политическую социализацию происходит вне сферы деятельности институтов, создаваемых политической системой для осуществления социализации. Тем не менее это воздействие имеет большое, часто определяющее для всей жизни значение.
В рамках политической системы действуют специальные институты, целью которых является развитие процессов патетической социализации. Ими являются (перечисляем их в той последовательности, в которой индивид в нормальных условиях оказывается под их воздействием): а) школа, б) молодежная организация, в) армия, организация или политическая партия. Одновременно уже с детских лет каналом политической социализации являются средства массовой коммуникации (в особенности телевидение, радио, несколько позже - печать), а также литература и искусство. Посредством этих институтов происходит передача определенной политической , которая должна способствовать формированию политического поведения, соответствующего интересам социалистической системы. Воздействие общественно-политической системы на социализацию осуществляется двояким способом: непосредственно путем пропаганды определенных сведений, несущих познавательную и эмоциональную нагрузку, популяризации образцов личностей, которые могут служить примером для других, и т. п., а также косвенно - путем создания условий деятельности, в которых возникает склонность поступать таким, а не иным образом. Так, например, воспитание дисциплинированности осуществляется не только путем пропаганды достоинств дисциплины выдвижения в качестве образцов высокодисциплинированных людей, но и в результате приведения в действие общественных механизмов, которые прививают методом наказаний и поощрений - дисциплинированное поведение.
Огромное значение для процессов политической социализации в каждом обществе, и в особенности в социалистическом обществе, где эти процессы происходят на основе определенных, четко сформулированных идеологических принципов, имеет образец личности, пропагандируемый в процессе воспитания. Социалистический образец личности изменяется в процессе преобразовать социалистического общества, хотя определенные его черты остаются постоянными. В интересующей нас в данном случае области к таким постоянным чертам социалистического образца личности относятся готовность внести личный вклад в защиту социалистического строя и его национальных интересов, интернационализм и социалистический патриотизм, активная позиция по отношению к явлениям политической жизни, готовность как к личному участию в политической жизни на основе принципов социализма, так и активизация других индивидов в этом духе. Однако одновременно можно констатировать, что в области патетической социализации образец человека социалистического общества проявляется как бы в двух видах - образец максимум и образец минимум. Образец максимум - это образец человека политически активного, глубоко сознательного, хорошо подготовленного идеологически, посвящающего политической деятельности значительную часть своего времени и энергии. Другими словами, это образец социалистического политического деятеля. Наряду с этим образцом функционирует образец минимум, в соответствии с которым гражданин социалистического государства, даже если он особенно не интересуется политикой и посвящает основную часть своей энергии другим проблемам, все же должен ориентироваться в основных вопросах политики социалистического государства, активно поддерживать ее в формах и степени, соответствующих его месту в обществе, прежде всего в своей трудовой деятельности. Наконец, он должен быть готовым к мобилизации всех своих сил в случае, если чрезвычайная политическая обстановка этого потребует. Существование этих двух образцов личности не свидетельствует о противоречивости процесса социализации, а лишь отражает простой факт, что не все граждане могут и даже должны быть политическими деятелями, хотя каждый гражданин социалистического государства должен развивать в себе черты активного и убежденного участника политической жизни.
В условиях социалистического строя на первый план выдвигается политическое участие граждан в организованных формах политической жизни, то есть их принадлежность к партиям и политическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти (народные советы и т. п.), их участие в политических собраниях (например, в предвыборных собраниях, во встречах с депутатами верховных и местных советов и т. п.), а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио к телевидения, хотя последнее - это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к государственным и партийным органам, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с инициативами об улучшении существующего положения, в том случае, если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы.
Активное участие граждан в управлении в значительной степени является следствием социальных преобразований, осуществляемых в ходе социалистического строительства, а в особенности экономического Развития и повышения культурного уровня населения. Исследования польских ученых показали, что существует прямая зависимость между уровнем экономического развития и темпами экономического роста, с одной стороны, и общественно-политической активностью - с другой. Характер этой взаимосвязи заслуживает тщательного анализа. Здесь могут проявляться двусторонние взаимосвязи. С одной стороны, более высокий уровень политической активности способствует ускорению экономического развития. С другой стороны, прогресс, достигнутый в экономическом развитии, а следовательно, и в повышении жизненного уровня населения, может способствовать высвобождению дополнительных сил и энергии для развития общественно-политической активности. Подобным же образом более высокий уровень развития культуры и просвещения создаст условия для расширения сознательного участия в политической жизни.
Подчеркивая связь между общественными преобразованиями и уровнем политической активности граждан следует, однако, иметь в виду, что эта связь далеко не исчерпывает всей проблемы. Уровень политической активности граждан не является лишь следствие общественных преобразований, о которых шла выше. В значительной степени он результат изменам классового характера политики, а также сознательных действий, направленных на усиление политической активности масс.
Массовое выдвижение рабочих и крестьян вызвало изменение отношения этих самых многочисленных классов к государству и нации в целом. На основе анализа дневников молодых крестьян Юзеф Халасиньский пишет о двух видах изменений. «Один аспект - это врастание народных масс в национальную культуру, рост национального сознания. Другой аспект - это автономизация личности представителей крестьян и рабочих, то есть тех классов, которые до революции были несвободны, полусвободны, зависимы и духовно подчинены привилегированным слоям».
Рост национального сознания и «автономизация личности» народных масс охватывает ряд проблем. Начнем с простейшей: крестьянин и рабочий (в особенности первый из них, так как позиция подчиненности была более распространенной среди крестьян, чем среди рабочих) перестали мыслить в категориях разделения на сферы крестьянских (или рабочих) проблем и сферы проблем «господ». Это видно на примере пользования такими формами культуры, как театр, в прошлом почти неизвестный для этих общественных слоев. Крестьянин и рабочий до войны не посещали театры не только потому, что это было для них слишком дорого. Театр был принадлежностью культуры других общественных слоев, он был в отличие от кино элитарным, «господским» развлечением. Речь идет, однако, не только о потреблении культуры. Только после войны народные массы начали пользоваться такими, в прошлом «господскими», привилегиями, как отдых за пределами постоянного места жительства.
«Господскими» перестали быть не только определенные формы культурной жизни. Перестала быть «господской» и сфера политики. Положение в этой области начало меняться уже в конце XIX века, когда возникло организованное рабочее и крестьянское движение. Но еще в межвоенный период были широко распространены - и не только среди привилегированных классов и прослоек - стереотипы, в соответствии с которыми политика была «господским» делом, а рабочие и крестьяне не должны были ею заниматься. Ныне в этом отношении произошли принципиальные изменения.
Наряду с этими последствиями социальных изменений большое значение для развития политической активности широких масс граждан имеет сознательная деятельность партии и государственных властен. Одним из основополагающих принципов марксистско-ленинской политической теории стало требование широкой активизации народных масс в политической жизни. В. И. Ленин говорил: «И теперь впервые наступает в истории человечества переворот, который может привести « полной победе социализма, - и это лишь при условии, что новые громадные массы возьмутся за дело управления самостоятельно».
Это направление деятельности коммунистических и рабочих партий является важным рычагом массового участия граждан в политической жизни социалистических государств.
Понятие «социализация» встречается уже в Оксфордском словаре 1828 г. Там оно определяется как «приобщение к социальному, адаптация к жизни в обществе». Почти спустя 70 лет (1895 г.) этот термин уже встречается в статьях Симмела и учебниках по социологии Ф. П. Гиддингса и Э. У. Берджеса. А в широкий научный оборот он был включен в конце 30-х - начале 40-х гг. XX в. Тогда же он вошел в концептуальный аппарат психологии, в частности в теорию обучения и личности. В политическую науку термин «политическая социализация» был введен американским политологом Г. Хайменом в 1959 г. Под политической социализацией понимается процесс усвоения политических ценностей и политических ори-ентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т. п.).
Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов. Уже Хаймен выделил в социализации два этапа: латентной и прямой социализации. На стадии латентной социализации индивид усваивает неполитические нормы и ценности, оказывающие в дальнейшем влияние на политическое поведение. Некоторые особенности раннего воспитания ребенка в семье могут сказываться на особенностях поведения личности во взрослом возрасте. Б. Вейс совместно с коллегами установил, что авторитарное воспитание в детстве коррелирует с агрессивным поведением во взрослом возрасте и нарушениями восприятия социальной и политической информации. Частые наказания в детстве могут быть связаны с поддержкой во взрослом возрасте смертной казни, консерватизмом и милитаризмом. Этап прямой социализации включает знакомство с основными политическими идеями и политическими символами. На этапе же прямой социализации индивид обучается основным формам поведения в политической жизни. Исследователи выделяют несколько этапов политической социализации. На первом из них - этапе политизации - у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.
Второй этап - персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.
На третьем этапе - этапе идеализации - важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества, и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.
Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.
Изучение особенностей политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие понятия, как «власть», «свобода», «права человека»), нежели мышление 11-летних детей (имеющее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период начинают складываться представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целях действий отдельных политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышления относятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок.
Первоначально политологи полагали, что сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает сколь-нибудь серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоциализа-ции) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутрилич-ностными конфликтами и даже разрушением структуры личности. Однако уже в 1990-е гг. многие исследователи перестали разделять эту точку зрения. Они указывали на то, что политические нормы и ценности могут значительно меняться в течение жизни. Стабильности и устойчивости политических установок, усвоенных в детстве, была противопоставлена открытость к переменам в течение всей жизни. В качестве подтверждающего этот взгляд аргумента приводится опыт бывших коммунистических стран, где после крушения тоталитарных режимов политические ориентации большинства граждан претерпели значительные изменения.
В процессе социализации участвуют и взаимодействуют несколько субъектов: социализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т. п.); агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т. п.). Исследователи традиционно подчеркивали значительную роль семьи в политической социализации личности. Однако в последнее время значение семьи переосмысливается. Подчеркивается, что изменение семейной структуры, перераспределение семейных ролей, возрастание занятости женщин приводит к снижению роли семьи в процессе политической социализации. Вместе с тем возрастает значение таких агентур социализации, как молодежные и этнические движения, отличающиеся специфической субкультурой, средства электронной коммуникации. Ученые подчеркивают, что в гетерогенных обществах на результаты политической социализации особое влияние оказывает принадлежность к определенной субкультуре, в то время как в гомогенных обществах решающую роль начинает играть образование.
Первоначально процесс социализации мыслился как сугубо вертикальный, в котором политические нормы и ценности как бы транслировались сверху вниз - от властных субъектов к менее властным. Однако по мере возрастания открытости общества, развития информационных технологий и коммуникаций процесс политической социализации постепенно утрачивает свой вертикальный характер. Р. Мерелман показал, что процесс социализации может иметь горизонтальный характер, т. е. представлять собой выбор из широкого набора альтернативных образов мира и моделей поведения, возникающий в результате взаимодействия участников политического процесса. Отношения между социализантом и агентом социализации в таком процессе имеют временный, добровольный и равный характер.
Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог Р. М. Мерелман выделяет четыре такие модели.
Первая - системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.
Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.
В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.
Четвертая модель - конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.
Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая - для стран незападной цивилизации. Третья присуща континентально-европейской культуре. И наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.
Многими исследователями был подмечен тот факт, что, несмотря на сохранение моделей политической социализации и воспроизводства ее традиционных структур, в современном обществе происходят значительные межпоколенческие сдвиги в структуре ценностей. Некоторые ученые объясняют этот феномен, опираясь на теорию К. Маннгейма, согласно которой молодежь в условиях быстрых социальных и политических перемен ищет ответы, адекватные новой ситуации. Таким образом, по их мнению, формируются очаги политической субкультуры, являющиеся «ростками» новой политической культуры. Р. Инглхарт, объясняя сдвиг в сторону постматериальных ценностей, ссылается на изменение обстоятельств. По его мнению; системы ценностей каждого поколения зависят от обстоятельств их формирования.