Open
Close

Политическая социализация. Основные этапы, пути, формы политической социализации. Политическая социализация личности

Введение

Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям, ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение.

В понимании политической социализации принято отталкиваться от общего понятия "социализация" личности, используемого в социологии и социальной психологии. Социализация, в широком смысле, означает включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, его превращение в личность через усвоение принятой системы социальных ролей.

Политическая социализация личности: понятие и сущность.

Индивид - любой человек по праву рождения, как представитель биологического вида Homo sapiens. Индивидуальность - это индивид, показавший свою особенность, чем-то (не важно, чем) выделившийся из строя биологически равных индивидов. Наконец, личность - это индивидуальность, поставившая себя на службу определенной социальной среде, включая ее политическую культуру, и как бы награжденная этим званием. Говоря философским языком, сущность человека есть богатство всех общественных отношений. Понятие "личность" отражает стремление к этой сущности. Чем больше социальности (все тех же ценностей, норм, образцов поведения) "впитает" в себя человек, тем для большего числа людей станет личностью. Чем более политизированной будет эта социальность, тем больше он станет политической личностью.

Соответственно, политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленном в политической культуре. То есть, это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина.

Личность - одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а третьи вообще стараются "убежать" от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.

Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения во многом обусловлено характером политической социализации личности.

Политическую социализацию личности можно определить и как процесс, активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности - это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.

Политическая социализация имеет две основные функции:

обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями;

2) сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре. Политическая культура - это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждений и норм политической жизни общества. По мере ее усвоения человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности - это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий - международный уровень, охватывающий международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, профессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий - личностный уровень политической социализации, на котором личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформировать политическую идентификацию.

Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важнейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность.

К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведение личности.

Агенты политической социализации выступают также способами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этапах развития личности и в разных странах на первый план выдвигаются различные агенты в зависимости от конкретных обстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные организации, культурные и спортивные объединения и т.д. Известно, например, какую большую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного политического лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социализации.

Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и т.д. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, политическая аномалия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы или разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.

Люди не рождаются с готовыми знаниями о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией.

Политическая социализация – процесс усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума.

Политическая социализация представляет собой становление политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Политическая социализация присутствует в любой стране и при любых формах правления.

Основные задачи процесса политической социализации:

– передача новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания;

– создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта для политической деятельности и творчества всех желающих;

– преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.

Факторы, влияющие на процесс политической социализации:

– учреждения (семья, школа, институт, предприятие);

– группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам);

– средства массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы);

– характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения;

– культура, наука, искусство;

– национальные традиции.

Тем не менее преобладание в народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и ориентаций не ведет к однообразию политической жизни, оставляет для человека широкий выбор для своих политических предпочтений, способов установления отношений с политической властью. Наиболее оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, когда через традиции, исторический опыт он связан с прошлым; с помощью норм, институтов, ценностей настоящего и прошлого активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.

Выделяют следующие типы политической социализации:

– гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;

– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;

– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.

Важное место в системе целенаправленного развития политиче­ских структур общества занимают процессы политической социализа­ции человека.

Социализация охватывает все сферы жизнедеятельности обще­ства, и в первую очередь такую определяющую, как политика.

Политическая социализация в своей сущности представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества, ха­рактерных для него общественно-политических отношений, направлен­ности их дальнейшего развития, а также воспроизводство специфических качеств субъектов этих отношений - личностей, фактически воссоздаю­щих, поддерживающих и реализующих эти отношения в процессе своей жизнедеятельности. Социализация выполняет роль своеобразного посред­ника, связывающего «прошлое с будущим», является способом организа­ции исторической преемственности в политической сфере.

С точки зрения реализации специфической функции - сохране­ния традиционных общественных отношений - социализация с этой стороны предстает в виде «жесткого» вовлечения человека в уже сло­жившуюся до него систему политических отношений и соответствую­щих им форм деятельности и тем самым способствует фактическому «ограничению» его социально значимой жизни участием только в этих готовых формах и видах политической деятельности. Но это лишь одна сторона социализации - характеристика ее консервативной направ­ленности.

Есть и другая сторона, дающая толчок прогрессивному развитию отношений, не позволяющая «уснуть» вечно тлеющему в душе каждого человека «огоньку» новаторства и активности.

Вспомним формулу К.Маркса, в наши дни незаслуженно забытую: «Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как «объект» социализа­ции, является в то же время субъектом общественной активности, твор­цом общественных форм» . При этом, как подчеркивал К.Маркс, «из­меняются не только объективные условия... изменяются и сами произ­водители, вырабатывая новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые пред­ставления, новые способы общения, новые потребности и новый язык» .

Иначе говоря, нельзя забывать тот факт, что не только общество «тво­рит» себе подобное существо - «homopoliticus», но и человек «творит общество», «творит самого себя и окружающих». Творческая актив­ность личности, т.е. политическое «я» в дальнейшем развитии сущест­вующих общественных отношений, в решении назревших задач приоб­рели сегодня многократное значение.

Политическую социализацию следует рассматривать как двусто­ронний процесс, включающий в себя, с одной стороны, передачу инди­виду политической информации, знаний, его приобщение к существу­ющим политическим ценностям и ориентирам, усвоение им социально­го опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения в систему сформированных общественных отношений, с другой стороны, процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего развития индиви­дом существующей системы общественных отношений за счет его ак­тивной деятельности в процессе включения в социально-политическую среду.


В социологическом плане задачи, решаемые обществом в процессе политической социализации личности, могут быть выражены в виде: а) формирования способностей и свойств индивидов, необходимых для выполнения ими общественных функций; б) включения индивида в систему общественно-политической самореализации личности; в) за­мещения индивидами социальных ролей (позиций) в системе социаль­но-политических отношений; г) развития и обогащения существующих общественных, и прежде всего политических, отношений.

Политическая социализация по своему содержанию представляет собой своеобразное введение человека в социально-политическую сре­ду, приобщение его к системе функционирующих политических ориен­таций, традиций, навыков, передачу и усвоение им существующих политических отношений, процессов, явлений, включение в систему политических связей посредством развития его социальной, и прежде всего общественно-политической, активности, иначе говоря, включе­ние индивида в систему социально-политических отношений посредст­вом наделения его свойствами, необходимыми для нормального функ­ционирования присущих данному социальному строю общественных отношений.

В результате политической социализации человек при сохранении социальных различий, обусловленных материальным достатком и по­ложением, наделяется такими общественными свойствами, которые предопределены его непосредственной принадлежностью к тому или иному социальному слою, общности людей, объединенных рамками одного государства.

Человек в процессе его социализации в сфере политики не просто усваивает характер существующих в данном обществе общественных отношений, накопленный опыт политической жизни, его особенности, существующие нормы, ценности и традиции, политические образы и роли, но и преобразовывает их в свои собственные ориентации и уста­новки, в результате чего формируется социально-политическая зре­лость и способность эффективно участвовать в жизни социальных групп и общества. Усвоенные политические нормы и ценности и сформиро­ванные у человека установки к осуществлению определенных социаль­но-политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реак­ции порождают у него более или менее стабильные модели возможного поведения в сфере политики. Характерная черта этого процесса не пассивное восприятие, а активное применение полученного, его преоб­разование, т.е. своеобразная отдача в виде развития существующих политических отношений, переход их на новую ступень. Таким обра­зом, если общество в процессе социализации в сфере политики «творит» человека как гражданина, то социализируемый индивид, творчески влияя на развитие существующих политических структур и отноше­ний, обновляет само общество.

Социализация в сфере политики существенно влияет на формиро­вание и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической дея­тельности. Ее промежуточным и конечным результатом является фор­мирование у личности определенного состояния политической культу­ры как качественной характеристики творческой адаптированности личности к существующим политическим отношениям и социально- политической активности. Причем следует подчеркнуть, что процесс социализации во всех ее направлениях и видах оказывает непосредст­венное влияние на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом, характеризуя в нем качественный уровень полити­ческих отношений и существующих институтов власти и управления.

Процесс социализации в сфере политики может рассматриваться только как единство изменения социальных и личностных сторон жиз­недеятельности индивида.

Он в целом имеет свои временные рамки. Границы основных стадий социализации принято увязывать с возрастными рамками развития личности. С таким утверждением можно согласиться, но вместе с тем следует оговорить, что определять временные рамки социализации ин­дивида нельзя вообще, абстрактно, безотносительно к каким-то опре­деленным сферам общественных отношений и предметной деятельно­сти человека. Последние налагают существенный отпечаток как на само содержание социализации, так и на его временные рамки. При всей схожести этих временных рамок к различным видам социализации (нравственной, правовой, эстетической, трудовой и т.д.) применитель­но к сфере политики они имеют ярко выраженный специфический характер.

Временные рамки процесса политической социализации не ограни­чиваются, на наш взгляд, как принято считать в социальной психоло­гии, стадией раннего детства и юности , а наряду с ними включают в себя и более поздний период социального функционирования личности как субъекта политических отношений - гражданина соответствующе­го государства. Это в значительной степени обусловлено тем, что в период детства и юности идет в основном процесс «наращивания» по­литических знаний, познавательного и вместе с тем преимущественно эмоционального усвоения основных, присущих обществу политических ценностей и ориентаций. Как правило, их активная реализация и вне­сение своего «собственного» вклада в развитие политических отноше­ний и связей начинаются примерно с 18 лет. Этот же возраст для поли­тики определен конституционными положениями. А поскольку поли­тическая социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе политической деятельности, практического «разви­тия», «совершенствования» индивидом существующих общественных отношений, постольку стадии политической социализации охватывают не только периоды детства и юности, но и период зрелого развития человека.

Динамичная смена событий и явлений в политике, их скоротеч­ность, известная подвижность соответствующих этому эталонов, цен­ностей и социальных регуляторов поведения оказывают существенное влияние на социализацию человека и его различные возрастные пери­оды, устраняют ее косность и консерватизм, придают ей гибкость и динамизм. Несомненно, что сам процесс социализации в сфере полити­ки охватывает весь жизненный путь человека в обществе и не ограни­чивается лишь одними этапами формирования личности .

В самом процессе политической социализации необходимо разли­чать и соответственно выделять его активную фазу и стабилизирующе- корректирующие периоды. Активная фаза социализации длится не всю жизнь, а период, необходимый для устойчивой интериоризации комп­лекса коренных, основных для данного социального строя норм, ценно­стей, ролей и выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, необходимого для станов­ления индивида как активного субъекта политических отношений. В ней, как представляется, можно выделить подпериоды первичной, про­межуточной, устойчивой и целостной социализации. Стабилизирую- щекорректирующие периоды охватывают отрезки времени, необходи­мые для внесения известных коррективов в сложившуюся систему взглядов, представлений и установок личности в соответствии с меня­ющейся международной или внутриполитической обстановкой и перс­пективами дальнейшего развития политических отношений в том или ином направлении. В связи с этим с идеологической и социологической точек зрения целесообразны во всем периоде политической социализа­ции этапы и подэтапы, соответствующие физиологическому, умствен­ному и психическому уровню развития человека. Это с точки зрения оптимального построения системы политической социализации и ее центральной составной части - идеологической, политико-воспита­тельной работы - позволит более четко определить, когда, в какой период, в какие сроки и в какой степени в проводимой работе надо делать упор на формирование тех или иных структурных элементов политической культуры личности (знаний, информированности, цен­ностных ориентаций, установок, убеждений, социальной активности).

На всех стадиях политической социализации личности общество оказывает на нее непосредственное воздействие. Последнее осуществ­ляется в рамках институтов социализации с помощью передачи каждой политически становящейся личности некоторой системы норм и ценно­стей. Институтами политической социализации являются семья, до­школьные учреждения (ясли, детские сады), школы, ПТУ, техникумы, вузы, различные общественные объединения и организации, трудовой коллектив, само государство через его организации и учреждения вла­сти и управления, формальные и неформальные возрастные группы, средства массовой коммуникации. Институты политической социали­зации действуют с разной степенью интенсивности на различных эта­пах и подэтапах социально-политического развития личности. Каждый институт решает определенные задачи, что позволяет достичь общего результата - сформировать зрелого, политически грамотного гражда­нина современного общества.

Центральным институтом ранней стадии политической социализа­ции индивида была и остается семья. Родители, как, впрочем, и осталь­ные члены семьи, принадлежат к определенной социальной группе, прослойке общества, отражают их интересы, потребности, политиче­ские ценности и ориентации. Это, естественно, в значительной степени влияет на формирование социальных установок индивида, его ценност­ные ориентации и их реализацию в будущем в сфере политики. Не менее важная роль на ранней стадии политической социализации отве­дена и таким специализированным учреждениям общественного воспи­тания, как детские дошкольные учреждения (ясли, детские сады, дет­ские дома). И хотя в них на первый взгляд не проводится работа по сугубо политическому воспитанию в узком смысле этого слова, между тем именно здесь оказывается существенное влияние на формирование первичных социально-политических ценностных ориентаций, осозна­ние таких понятий, как «добро» и «зло», «родина», «страна», «народ», зарождение таких эмоциональных гражданских чувств, как любовь к своей отчизне, преданность ей. Именно здесь ребенок получает, хотя и в самом общем виде, элементарные первичные политические знания, усваивает известные нормы общения, поведения, формирует зачатки прообразов будущих социальных ролей.

Большое значение в политической социализации индивида на про­межуточной и устойчивой стадиях имеют такие учреждения, как шко­ла, техникумы, ПТУ, вузы. И хотя семья продолжает по-прежнему (особенно в первые годы промежуточной стадии) играть большую роль, постепенно все же большее значение для политического развития лич­ности приобретают школа, техникумы, училища, вузы, формальные и неформальные общественные организации (молодежные, учениче­ские, спортивные клубы и т.д.). Именно эти институты предназначены и ведут целенаправленную работу по политическому воспитанию лич­ности, расширению ее политических знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей. В ста­новлении личности как будущего субъекта политических отношений на этой стадии все большее значение приобретают и средства массовой информации. Существенное влияние на политическую социализацию человека и его общественно-политическую активность оказывают рез­ко увеличивающиеся в этот период межличностные связи в рамках формальных и неформальных групп. Именно в этот период социального и политического становления и развития человек решает для себя такие важные с политической точки зрения вопросы, как о смысле жизни, о своем месте в ней, примеряет к себе прообразы различных социально- политических ролей. Именно в этот период вырабатываются основные позиции становления социально зрелой личности. При этом, как спра­ведливо отмечает И.С. Кон, «его реальный выбор, да и сами его стрем­ления, сознает он это или нет, в огромной степени определяются пред­шествующим воспитанием и влиянием окружающих людей, социаль­ной средой» .

Подпериоды устойчивой и целостной политической социализации человека, как правило, совмещаются со стадией социальной зрелости личности и охватывают собой период активной трудовой и творческой общественно-политической деятельности. При этом реализуются все те статусные и функциональные возможности, которые были подготовле­ны на предшествующих стадиях политической социализации. Полити­ческая сущность человека наиболее полно реализуется именно в этот период. Политически зрелого индивида характеризует широкая инфор­мированность, глубокие политические знания, относительная устойчи­вость ценностных ориентаций и установок, развитость политического мышления.

Наиболее значимые в эти подпериоды институты политической социализации - производственный коллектив, общественные органи­зации, формальные и неформальные группы.

Причем проведенные исследования показывают, что средства мас­совой информации и трудовой коллектив являются центральными звеньями всей системы социализации человека, и прежде всего полити­ческой. Именно благодаря им человек в полной мере может получить и реализовать накопленные политические знания, проявить себя как субъект политической жизни страны. Особенности и специфика этих двух важнейших составных частей системы социализации в значитель­ной мере предопределяют характер и направленность политической социализации человека и ее итог - уровень политической культуры личности. Так, результаты многочисленных опросов показали, что тру­довой коллектив занимает второе место после средств массовой инфор­мации по объему передаваемых личности политических знаний, оказы­вает существенное влияние на процесс усвоения и осмысления получен­ной информации, а в процессе развития навыков и умений политиче­ской деятельности занимает первое место среди прочих институтов.

Трудовой коллектив является тем местом, где личность в процессе общения с друзьями, коллегами, товарищами глубже проникает в суть происходящих политических явлений и событий, вырабатывает опре­деленные убеждения.

Социологические данные позволяют сделать вывод, что в настоя­щее время составные части системы политической социализации в тру­довом коллективе работают недостаточно связанно. Яркий пример тому - еще имеющиеся противоречия между уровнем политических знаний и их реализацией в конкретной общественно-политической деятельно­сти. В итоге - низкий уровень развитости умений и навыков политиче­ской деятельности части трудящихся.

В целенаправленной деятельности по укреплению системы полити­ческой социализации важен координированный учет всех ее функций.

Функциями политической социализации являются: информацион­ная, ценностно-ориентировочная, установочно-нормативная, поведен- ческо-деятельная. При этом итоговая цель реализации всех этих фун­кций - формирование политической культуры личности, формирова­ние ее как гражданина соответствующего государства. Политическая социализация своей информационной функцией осуществляет переда­чу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического мышления, пра­вильной ориентации в вопросах социальной жизни. Вторичная цель информационной функции социализации - удовлетворение потребно­сти и интересов развитой личности в политических сведениях, освеща­ющих происходящие в мире события, явления, процессы.

Информационная функция направлена на решение познаватель­ных задач в области политических и иных классовых отношений. Итог ее реализации - развитие когнитивных аспектов политического созна­ния личности, представляющих собой основу формирования ее полити­ческой культуры. В содержании политической информации знания: о форме бытующих в обществе социальных отношений и их политиче­ском урегулировании, о существующем государственном устройстве, о правах и обязанностях гражданина, социальной роли личности на раз­личных этапах и уровнях функционирования политической системы, о политических ценностях и общепринятых ценностных ориентациях. Итог реализации информационной функции политической социализа­ции - накопление у личности определенного запаса специальных по­литических знаний, необходимых для осуществления различных соци­ально-политических ролей в обществе. Это знания и представления о власти и политике, их классовой природе; знание существа политики, ее норм и принципов, идей и воззрений, лежащих в основе управления социальными процессами в различных общественных системах и позво­ляющих оценить характер политики, реализующих ее сил; знание по­литического устройства государства, форм и способов участия в управ­лении обществом, в решении политических вопросов.

Процесс политической социализации в обществе нельзя предста­вить и без передачи личности информации о его принципах и идеалах; знаний об истории человечества и своего государства; конституции, правах, свободах и обязанностях гражданина своего государства.

Рассматривая информационную функцию политической социали­зации, следует особо подчеркнуть, что ее реализация означает передачу личности не только сугубо политических знаний, но и правовых, эко­номических и других, входящих в зоны соприкосновения и взаимодей­ствия когнитивного аспекта политической культуры с иными видами культур. Это объясняется тем, что политическая социализация не про­исходит обособленно, самостоятельно, а тесно увязывается с нравствен- но-правовой, экономической социализацией.

Не менее важной по значимости является ценностно-ориентировочная функция. В ходе ее реализации человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отноше­ний, ценностей и ориентаций, у него вырабатывается определенный аппарат, аппарат политического мышления, своя собственная система ценностных ориентаций с тремя слоями: когнитивно-познавательным, эмоциональным и поведенческим. Важная роль в реализации ценностно-ориентировочной функции отведена политической культуре обще­ства, находящей как духовное, так и материализованное выражение в существующих в обществе политических институтах. Реализуя данную функцию, политическая социализация первейшей своей целью имеет формирование мировоззренческого ядра политической культуры лич­ности. Оно складывается как итог духовного развития субъекта, осмыс­ления общественных отношений. Политическое мировоззрение каждо­го человека формируется на базе высокой степени обобщений и предпо­лагает сравнительно развитую способность индивида к абстрагирова­нию и теоретическому мышлению. Вот почему для формирования мировоззренческого ядра политической культуры личности решающее значение имеет теория.

Вместе с тем было бы упрощением считать, что мировоззренческий аспект политической культуры формируется и утверждается только в результате изучения философии как науки. В его содержание входят не только научно-философские знания, но и данные других наук, и прежде всего жизненный опыт, здравый смысл. Последнее нередко приводит человека к материалистическим, политическим выводам, если он даже недостаточно хорошо, полно знаком с диалектико-материалистической философией. В.И. Ленин именовал это стихийным материализмом и стихийной диалектикой. Более того, индивид осваивает политико-фи­лософские начала именно со знакомства с более простыми для понима­ния науками, в которых так или иначе содержатся мировоззренческие выводы. Но только овладение философией дает возможность делать глубокие мировоззренческие обобщения, приводит в систему политиче­ские взгляды, высвечивает идеологический аспект явлений, придает политическим знаниям завершенность и устойчивость.

Не менее важной и тесно связанной с ценностно-ориентировочной представляется реализация установочно-нормативной функции. По­следняя охватывает собой процесс, направленный на выработку у фор­мирующейся личности определенных установок на восприятие и по­требление политической информации, отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, выбор своего стиля и направленности поведения в политиче­ских отношениях.


Анализируя с этой точки зрения нынешнее состояние политиче­ской социализированности граждан нашей страны, что характеризует и состояние их политической культуры, следует отметить зафиксиро­ванный исследованиями низкий уровень политической убежденности в ранее пропагандировавшихся идеалах и принципах коммунистической идеологии и практики. С другой стороны, высок уровень гражданской позиции опрошенных в вопросах борьбы с имеющимися в обществе негативными явлениями. Среди опрошенных (свыше 95%) ярко выра­жен настрой на необходимость искоренения в обществе всяких антисо­циальных проявлений, мешающих нормально жить.

Подводя итог, представляется необходимым отметить, что чем вы­ше уровень политической социализированности индивидов, тем выше уровень развитости общественных отношений, их стабильности и дина­мичной поступательности развития. Вместе с тем следует отметить, что, к сожалению, в литературе уделяется очень слабое внимание ана­лизу социализации как целенаправленному процессу воспроизводства и развития общества. Понятие же «политическая социализация» явля­ется вообще практически не разработанным. Неопределенность самого понятия «политическая социализация», а также малоизученность гра­ниц, структуры, механизма и институтов этого процесса нередко при­водят к тому, что по адресу «социализации в политике» высказывается довольно критическое отношение.

Политическая социализация должна стать объектом более при­стального внимания со стороны практических работников, ученых-об- ществоведов, и в первую очередь социологов и юристов. В настоящее время отсутствует какая-либо методика социологического анализа про­цесса социализации человека в сфере политики. Вместе с тем она явля­ется насущной потребностью сегодняшнего дня. В связи с этим хотелось бы обозначить отдельные возможные методологические подходы к соц­иологическому анализу социализации.

Анализ итогов политической социализации следует производить не по одному какому-то критерию или показателю, а по их сложной и разветвленной системе. Последняя должна включать в себя на уровне личности оценки политической информированности, компетентности, убежденности, активности, включенности в политическое руководство обществом. При этом важнейшим показателем является степень до­стигнутого единства знаний, убеждений и действий в реализации по­литической линии.

В качестве объектов исследования процесса политической социали­зации человека могут выступать: система выработанных и используе­мых политических знаний; интерес к политической проблематике, си­стема ценностных политических ориентаций, система политических убежденческих установок, система мотивов конкретного поведения, система поведенческих установок, система мировоззренческих пози­ций, система политических навыков и умений, характер конкретного поведения.

Рассмотрение политической социализации с точки зрения ее меха­низма и его эффективности предполагает и анализ политической соци­ализации на уровне общества в целом. По нашему представлению, это не только допустимо, но и обязательно, ибо общество в целом - ее центральный субъект, порождающий как саму возможность социально- политического становления личности как гражданина, проявления пол­итической власти, реализации политических прав и обязанностей, так и их государственное закрепление и выражение в форме определенного политического статуса личности.

С этой точки зрения политическая культура общества может быть проанализирована как по суммарным показателям уровней политиче­ской культуры его членов - граждан, их социальных групп и слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как единый организм, и прежде всего по присущим ему формам и способам политической социализации человека. В ходе анализа последних, по нашему представлению, следует рассмотреть: характер политической организации общества, формы и методы функционирования политиче­ских институтов, степень и способы участия членов общества в полити­ческой жизни страны, средства организации политической жизни, институализированный и неинституализированный исторический соци­ально-политический опыт национальной общности, политические обы­чаи и традиции, систему выработанных обществом и активно используемых в своем развитии политических идей, принципов, цен­ностей и т.д. Каждый из названных показателей содержит в себе на­столько широкую и богатую характеристику той или иной стороны механизма политической социализации, что требует самостоятельного изучения. Однако только суммарная качественная характеристика, ос­нованная на данных анализа всех показателей, позволяет должным образом оценить механизм и процесс политической социализации в целом.

Политическая социализация предполагает рассмотрение и процес­сов функционирования в бытующих социальных отношениях таких принципов и ценностей, как гражданская дисциплина, социальная справедливость, равенство, интернационализм, законность и т.д. Ис­следование процесса политической социализации предполагает анализ совокупности методов и средств организации политической жизни, уп­равления общественной жизнью, уровня научности политических тео­рий и их внедрения в массы.

Итог политической социализации - формирование политической культуры личности. Ее можно было бы определить как показатель, отражающий качественное своеобразие и уровень политической ин­формированности, компетентности, убежденности и социально-пол­итической активности трудящихся, выражающийся в деятельности, на­правленной на реализацию социально-политических отношений в рам­ках существующей политической системы. Политическая культура вносится в массы государством и партиями, общественными организа­циями, средствами массовой информации и т.д. Однако ключевая роль в ее воспитании принадлежит государству. Оно организует массовое обучение граждан политическим знаниям и навыкам управления обще­ством, государством, разрабатывает и совершенствует идейное ядро политической культуры всего общества.

Под политической социализацией понимается совокупность тех общественных процессов, в результате которых индивид принимает определенную политическую роль. Политическая социализация происходит во многих сферах жизни: в семье, группе ровесников, школе, политической организации. Ее инструментами являются непосредственное воспитательное воздействие, косвенный пример, воздействие политической пропаганды и, наконец, собственный политический опыт.

В обществе, строящем социализм, процессы политической социализации развиваются как часть идеологического политического воспитания, в котором социалистические силы противостоят силам, открыто или скрыто социализму. И если в сфере общественной жизни социалистическое направление политической социализации обеспечивает себе превосходство или даже полное господство, то в непосредственных, личных воздействиях, в особенности в рамках семьи, возможно по явление других тенденций, не совпадающих с социалистическими принципами. Поэтому проблематика политической социализации является проблематикой, по существу, идеологической, в которой идет борьба за будущие формы массового политического поведения в социалистическом обществе.

Политическая социализация начинается в семье как составная часть общего процесса воспитания. Родители и старшие члены семьи передают ребенку не только определенные политические взгляды, но и образцы политического поведения. От родителей и других членов семьи ребенок впервые получает примеры участия и уклонения от участия в политической жизни, первые эмоциональные и рациональные оценки. Все это можно назвать непосредственной политической социализацией в семье. Одновременно протекает процесс косвенной политической социализации, представляющий собой побочное следствие жизни в семье и воспитательных процессов в целом. Авторитет родителей, который они сумеют себе создать, косвенно воздействует на то, как будет формироваться отношение индивида к большим авторитетам, в том числе к политическим. , царящая в доме родителей, формирует те черты личности индивида, вступающего в самостоятельную жизнь, которые в будущем будут иметь большое значение для его политического поведения, как например, способность к согласованным действиям, умение обсуждать вопросы, не совпадающие с собственной позицией, проявление или отсутствие агрессивных тенденций. В целом можно сказать, что уже в семье происходит кристаллизация основных черт будущего политического поведения индивида. Однако одновременно следует помнить о том. что семья действует не в социальной пустоте и ее воздействие разными способами связано с воздействием других инструментов политической социализации. Если эти воздействия совпадают, то процесс социализации развивается гармонично. Столкновение воздействий несет в себе зародыш будущих конфликтов и угрозу не приспособления индивида к социальному окружению.

Наряду с семьей большое значение для формирования будущего политического поведения индивида имеет воздействие группы ровесников. Она выполняет важную роль в деле политической социализации по двум причинам. Во-первых, эта группа является первым форумом, на котором ребенок сопоставляет взгляды, усвоенные в семье, со взглядами других индивидов. Тем самым группа ровесников впервые создает возможность для формулирования и выражения собственных взглядов вне сферы контроля старших. Во-вторых, группа ровесников создает свои формы игрового взаимодействия, имеющие определенные параполитические черты. Группы ровесников имеют свою иерархию власти, создают собственные нормы солидарности и образцы поведения, которые, с одной стороны, являются отражением определенных образцов, почерпнутых из жизни старших, а с другой - автономными образцами, идеализирующими такие принципы поведения, которые считаются ценными в группе. Иллюстрацией такого воздействия групп ровесников на политическую социализацию является известный роман Ференца Мольнара «Мальчишки с улицы Пала» (1907 год), в котором две группы подростков ведут между собой сложную «политическую борьбу», отличающуюся высокими этическими качествами лояльности, мужества и чести.

Воздействие семьи и групп ровесников на политическую социализацию происходит вне сферы деятельности институтов, создаваемых политической системой для осуществления социализации. Тем не менее это воздействие имеет большое, часто определяющее для всей жизни значение.

В рамках политической системы действуют специальные институты, целью которых является развитие процессов патетической социализации. Ими являются (перечисляем их в той последовательности, в которой индивид в нормальных условиях оказывается под их воздействием): а) школа, б) молодежная организация, в) армия, организация или политическая партия. Одновременно уже с детских лет каналом политической социализации являются средства массовой коммуникации (в особенности телевидение, радио, несколько позже - печать), а также литература и искусство. Посредством этих институтов происходит передача определенной политической , которая должна способствовать формированию политического поведения, соответствующего интересам социалистической системы. Воздействие общественно-политической системы на социализацию осуществляется двояким способом: непосредственно путем пропаганды определенных сведений, несущих познавательную и эмоциональную нагрузку, популяризации образцов личностей, которые могут служить примером для других, и т. п., а также косвенно - путем создания условий деятельности, в которых возникает склонность поступать таким, а не иным образом. Так, например, воспитание дисциплинированности осуществляется не только путем пропаганды достоинств дисциплины выдвижения в качестве образцов высокодисциплинированных людей, но и в результате приведения в действие общественных механизмов, которые прививают методом наказаний и поощрений - дисциплинированное поведение.

Огромное значение для процессов политической социализации в каждом обществе, и в особенности в социалистическом обществе, где эти процессы происходят на основе определенных, четко сформулированных идеологических принципов, имеет образец личности, пропагандируемый в процессе воспитания. Социалистический образец личности изменяется в процессе преобразовать социалистического общества, хотя определенные его черты остаются постоянными. В интересующей нас в данном случае области к таким постоянным чертам социалистического образца личности относятся готовность внести личный вклад в защиту социалистического строя и его национальных интересов, интернационализм и социалистический патриотизм, активная позиция по отношению к явлениям политической жизни, готовность как к личному участию в политической жизни на основе принципов социализма, так и активизация других индивидов в этом духе. Однако одновременно можно констатировать, что в области патетической социализации образец человека социалистического общества проявляется как бы в двух видах - образец максимум и образец минимум. Образец максимум - это образец человека политически активного, глубоко сознательного, хорошо подготовленного идеологически, посвящающего политической деятельности значительную часть своего времени и энергии. Другими словами, это образец социалистического политического деятеля. Наряду с этим образцом функционирует образец минимум, в соответствии с которым гражданин социалистического государства, даже если он особенно не интересуется политикой и посвящает основную часть своей энергии другим проблемам, все же должен ориентироваться в основных вопросах политики социалистического государства, активно поддерживать ее в формах и степени, соответствующих его месту в обществе, прежде всего в своей трудовой деятельности. Наконец, он должен быть готовым к мобилизации всех своих сил в случае, если чрезвычайная политическая обстановка этого потребует. Существование этих двух образцов личности не свидетельствует о противоречивости процесса социализации, а лишь отражает простой факт, что не все граждане могут и даже должны быть политическими деятелями, хотя каждый гражданин социалистического государства должен развивать в себе черты активного и убежденного участника политической жизни.

В условиях социалистического строя на первый план выдвигается политическое участие граждан в организованных формах политической жизни, то есть их принадлежность к партиям и политическим организациям, деятельность в выборных органах государственной власти, в особенности на разных уровнях местной власти (народные советы и т. п.), их участие в политических собраниях (например, в предвыборных собраниях, во встречах с депутатами верховных и местных советов и т. п.), а также в выборах. Массовым участием в политической жизни можно считать чтение периодической печати и ознакомление с политическими передачами радио к телевидения, хотя последнее - это уже другая, пассивная форма участия в политической жизни. Наконец, особой формой политического поведения является обращение к государственным и партийным органам, а также в редакции газет, журналов, на радио и телевидение с инициативами об улучшении существующего положения, в том случае, если такие обращения выходят за рамки личных проблем и носят характер действий, затрагивающих общественные интересы.

Активное участие граждан в управлении в значительной степени является следствием социальных преобразований, осуществляемых в ходе социалистического строительства, а в особенности экономического Развития и повышения культурного уровня населения. Исследования польских ученых показали, что существует прямая зависимость между уровнем экономического развития и темпами экономического роста, с одной стороны, и общественно-политической активностью - с другой. Характер этой взаимосвязи заслуживает тщательного анализа. Здесь могут проявляться двусторонние взаимосвязи. С одной стороны, более высокий уровень политической активности способствует ускорению экономического развития. С другой стороны, прогресс, достигнутый в экономическом развитии, а следовательно, и в повышении жизненного уровня населения, может способствовать высвобождению дополнительных сил и энергии для развития общественно-политической активности. Подобным же образом более высокий уровень развития культуры и просвещения создаст условия для расширения сознательного участия в политической жизни.

Подчеркивая связь между общественными преобразованиями и уровнем политической активности граждан следует, однако, иметь в виду, что эта связь далеко не исчерпывает всей проблемы. Уровень политической активности граждан не является лишь следствие общественных преобразований, о которых шла выше. В значительной степени он результат изменам классового характера политики, а также сознательных действий, направленных на усиление политической активности масс.

Массовое выдвижение рабочих и крестьян вызвало изменение отношения этих самых многочисленных классов к государству и нации в целом. На основе анализа дневников молодых крестьян Юзеф Халасиньский пишет о двух видах изменений. «Один аспект - это врастание народных масс в национальную культуру, рост национального сознания. Другой аспект - это автономизация личности представителей крестьян и рабочих, то есть тех классов, которые до революции были несвободны, полусвободны, зависимы и духовно подчинены привилегированным слоям».

Рост национального сознания и «автономизация личности» народных масс охватывает ряд проблем. Начнем с простейшей: крестьянин и рабочий (в особенности первый из них, так как позиция подчиненности была более распространенной среди крестьян, чем среди рабочих) перестали мыслить в категориях разделения на сферы крестьянских (или рабочих) проблем и сферы проблем «господ». Это видно на примере пользования такими формами культуры, как театр, в прошлом почти неизвестный для этих общественных слоев. Крестьянин и рабочий до войны не посещали театры не только потому, что это было для них слишком дорого. Театр был принадлежностью культуры других общественных слоев, он был в отличие от кино элитарным, «господским» развлечением. Речь идет, однако, не только о потреблении культуры. Только после войны народные массы начали пользоваться такими, в прошлом «господскими», привилегиями, как отдых за пределами постоянного места жительства.

«Господскими» перестали быть не только определенные формы культурной жизни. Перестала быть «господской» и сфера политики. Положение в этой области начало меняться уже в конце XIX века, когда возникло организованное рабочее и крестьянское движение. Но еще в межвоенный период были широко распространены - и не только среди привилегированных классов и прослоек - стереотипы, в соответствии с которыми политика была «господским» делом, а рабочие и крестьяне не должны были ею заниматься. Ныне в этом отношении произошли принципиальные изменения.

Наряду с этими последствиями социальных изменений большое значение для развития политической активности широких масс граждан имеет сознательная деятельность партии и государственных властен. Одним из основополагающих принципов марксистско-ленинской политической теории стало требование широкой активизации народных масс в политической жизни. В. И. Ленин говорил: «И теперь впервые наступает в истории человечества переворот, который может привести « полной победе социализма, - и это лишь при условии, что новые громадные массы возьмутся за дело управления самостоятельно».

Это направление деятельности коммунистических и рабочих партий является важным рычагом массового участия граждан в политической жизни социалистических государств.

Понятие «социализация» встречается уже в Оксфордском словаре 1828 г. Там оно определяется как «приобщение к социальному, адаптация к жизни в обществе». Почти спустя 70 лет (1895 г.) этот термин уже встречается в статьях Симмела и учебниках по социологии Ф. П. Гиддингса и Э. У. Берджеса. А в широкий научный оборот он был включен в конце 30-х - начале 40-х гг. XX в. Тогда же он вошел в концептуальный аппарат психологии, в частности в теорию обучения и личности. В политическую науку термин «политическая социализация» был введен американским политологом Г. Хайменом в 1959 г. Под политической социализацией понимается процесс усвоения политических ценностей и политических ори-ентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т. п.).

Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов. Уже Хаймен выделил в социализации два этапа: латентной и прямой социализации. На стадии латентной социализации индивид усваивает неполитические нормы и ценности, оказывающие в дальнейшем влияние на политическое поведение. Некоторые особенности раннего воспитания ребенка в семье могут сказываться на особенностях поведения личности во взрослом возрасте. Б. Вейс совместно с коллегами установил, что авторитарное воспитание в детстве коррелирует с агрессивным поведением во взрослом возрасте и нарушениями восприятия социальной и политической информации. Частые наказания в детстве могут быть связаны с поддержкой во взрослом возрасте смертной казни, консерватизмом и милитаризмом. Этап прямой социализации включает знакомство с основными политическими идеями и политическими символами. На этапе же прямой социализации индивид обучается основным формам поведения в политической жизни. Исследователи выделяют несколько этапов политической социализации. На первом из них - этапе политизации - у детей под влиянием оценок родителей, их отношений и реакций формируются первые представления о мире политики.

Второй этап - персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

На третьем этапе - этапе идеализации - важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества, и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.

Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

Изучение особенностей политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие понятия, как «власть», «свобода», «права человека»), нежели мышление 11-летних детей (имеющее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период начинают складываться представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целях действий отдельных политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышления относятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок.

Первоначально политологи полагали, что сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает сколь-нибудь серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоциализа-ции) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутрилич-ностными конфликтами и даже разрушением структуры личности. Однако уже в 1990-е гг. многие исследователи перестали разделять эту точку зрения. Они указывали на то, что политические нормы и ценности могут значительно меняться в течение жизни. Стабильности и устойчивости политических установок, усвоенных в детстве, была противопоставлена открытость к переменам в течение всей жизни. В качестве подтверждающего этот взгляд аргумента приводится опыт бывших коммунистических стран, где после крушения тоталитарных режимов политические ориентации большинства граждан претерпели значительные изменения.

В процессе социализации участвуют и взаимодействуют несколько субъектов: социализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации и т. п.); агенты социализации (социализаторы), или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т. п.). Исследователи традиционно подчеркивали значительную роль семьи в политической социализации личности. Однако в последнее время значение семьи переосмысливается. Подчеркивается, что изменение семейной структуры, перераспределение семейных ролей, возрастание занятости женщин приводит к снижению роли семьи в процессе политической социализации. Вместе с тем возрастает значение таких агентур социализации, как молодежные и этнические движения, отличающиеся специфической субкультурой, средства электронной коммуникации. Ученые подчеркивают, что в гетерогенных обществах на результаты политической социализации особое влияние оказывает принадлежность к определенной субкультуре, в то время как в гомогенных обществах решающую роль начинает играть образование.

Первоначально процесс социализации мыслился как сугубо вертикальный, в котором политические нормы и ценности как бы транслировались сверху вниз - от властных субъектов к менее властным. Однако по мере возрастания открытости общества, развития информационных технологий и коммуникаций процесс политической социализации постепенно утрачивает свой вертикальный характер. Р. Мерелман показал, что процесс социализации может иметь горизонтальный характер, т. е. представлять собой выбор из широкого набора альтернативных образов мира и моделей поведения, возникающий в результате взаимодействия участников политического процесса. Отношения между социализантом и агентом социализации в таком процессе имеют временный, добровольный и равный характер.

Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог Р. М. Мерелман выделяет четыре такие модели.

Первая - системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.

Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.

В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.

Четвертая модель - конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.

Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая - для стран незападной цивилизации. Третья присуща континентально-европейской культуре. И наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

Многими исследователями был подмечен тот факт, что, несмотря на сохранение моделей политической социализации и воспроизводства ее традиционных структур, в современном обществе происходят значительные межпоколенческие сдвиги в структуре ценностей. Некоторые ученые объясняют этот феномен, опираясь на теорию К. Маннгейма, согласно которой молодежь в условиях быстрых социальных и политических перемен ищет ответы, адекватные новой ситуации. Таким образом, по их мнению, формируются очаги политической субкультуры, являющиеся «ростками» новой политической культуры. Р. Инглхарт, объясняя сдвиг в сторону постматериальных ценностей, ссылается на изменение обстоятельств. По его мнению; системы ценностей каждого поколения зависят от обстоятельств их формирования.