Строение инфузории туфельки лабораторная работа. Строение и жизнедеятельность инфузорий на примере инфузории-туфельки. Какие же микроскопы подойдут
Экспериментальная работа
Рассмотрение под микроскопом движения инфузорий.
Цель работы: рассмотреть способы передвижения, благодаря чему происходит движение инфузорий.
Материалы и оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, вата, чашка Петри с инфузориями.
Ход работы
1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа инфузорию-туфельку.
2.Проведите наблюдение за движением инфузории-туфельки.
3. Остановите движение туфельки одним из способов (см. дополнительную информацию к работе).
Сделайте вывод по работе. С помощью, каких органических веществ происходит движение инфузорий? Какая функция белка представлена в этом опыте?
Дополнительная информация
Инфузория-туфелька живет в придонном слое стоячей воды, преимущественно в загрязненных водоемах. Для получения туфельки необходимо на небольшой глубине водоема взять пробу поверхностного слоя ила с водой в сосуд емкостью 0,5—1,0 л, желательно стеклянный. Для большей надежности отбор проб воды желательно производить из различных участков водоема или из разных водоемов, затем стеклянной пипеткой с резиновой грушей взять часть пробы и поместить ее в чашку Петри. В холодное время года пробы воды должны стоять несколько дней в теплом месте.
В качестве питательной среды можно использовать заранее приготовленные среды:
1) молочная среда. В чистые пробирки на 3/4 налить сырую воду, в каждую прибавить по 2—3 капли снятого молока и пересадить пипеткой по 10—20 инфузорий. Пробирки закрыть пробками из ваты. Время от времени (не чаще двух раз в месяц) добавлять каплю молока;
2) среда на банановой кожуре. В 0,5 л воды внести высушенную кожуру половины банана и залить смесь кипящей водой. Через 2—3 суток в среду поместить инфузорий.
Инфузорий удобно рассматривать при малом увеличении микроскопа. Для замедления движения инфузорий можно оттягивать воду из-под покровного стекла с помощью полосок фильтровальной бумаги, и тогда туфельки, слегка придавленные покровным стеклом, останавливаются. При этом изменяется их форма тела и нарушается нормальный ход питания и выделения. Чтобы провести наблюдение за естественным состоянием инфузорий, следует останавливать их движение иным способом. В частности, можно положить на предметное стекло тонкий слой гигроскопической ваты — туфельки застревают в промежутках между волосками. Для замедления движения используется и клей, полученный при настаивании в воде вишневых косточек или семян айвы. Типичные представители инфузорий пресноводных: инфузория-туфелька, стилонихия и сувойка.Для быстрой окраски инфузорий можно применить метиленовый зеленый с уксусной кислотой или уксусно-кислый кармин.Обычно вместе с инфузорией-туфелькой в пробах есть крупная брюхоресничная инфузория стилонихия, на которой удобно рассматривать реснички, цирры (сложные ресничные образования), ротовой аппарат, и прикрепленная на стебельке к субстрату сувойка.
Цель:
Оборудование:
Ход работы
-
Дополнение.
Лабораторная работа «Строение инфузории-туфельки»
Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов
Оборудование: Микроскоп, предметные и покровные стекла, вата, культура инфузория-туфелька.
Ход работы
Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки поместите каплю культуры инфузории-туфельки; положите в каплю несколько волокон ваты, накройте ее покровным стеклом.
Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и проведите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, определите ее форму тела, передний (тупой) и задний (заостренный) концы тела.
Проведите наблюдение за характером передвижения инфузории-туфельки, которое сопровождается вращением тела вокруг его продольной оси.
Рассмотрите инфузорию-туфельку под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички и установите, какую роль они играют в передвижении инфузории-туфельки.
Найдите сократительные вакуоли - они расположены в передней и задней частях тела; рассмотрите цитоплазму.
Зарисуйте инфузорию-туфельку в тетради и подпишите увиденные части тела.
Заполните таблицу: «Органоиды и их функции»
Какие виды одноклеточных животных можно увидеть в поле зрения микроскопа, кроме Инфузории-туфельки?Подвести итог работе, сделать вывод.
Дополнение. Название «инфузория» происходит от латинского слова «инфузум», что означает влитый куда-либо, т. к. впервые инфузории были обнаружены в воде, настоянной на травах. У инфузории-туфельки одноклеточное тело, покрытое плазматической мембраной, с внутренней стороны окружено эластичной и тонкой пелликулой. Вся поверхность тела покрыта ресничками, которые располагаются косыми рядами. Такое расположение ресничек способствует вращению тела вдоль продольной оси при движении. Отверстия – на поверхности тела проходящие, в пелликулу. Для удержания пищи или при опасности через эти отверстия выбрасываются трихоцисты, похожие на тонкие стрелы. Внутренняя полость заполнена цитоплазмой, в которой находятся малое и большое ядро, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль. От переднего конца и до середины тела проходит околоротовая воронка, и, сужаясь, переходит в глотку. Глотка заканчивается клеточным ртом. Две сократительные вакуоли инфузории туфельки сокращаются поочередно. Продукты жизнедеятельности и вода собираются из цитоплазмы и по канальцам поступают к сократительным вакуолям. За процесс размножения отвечает малое ядро и дает начало большим ядрам.
увиденные части тела.
60. Чем характеризуются простейшие?
Примитивное строение, одна клетка, выполняющая функции организма. Они имеют микроскопические размеры и органоиды специального назначения.
61. Рассмотрите изображенных на рисунке представителей подцарства Одноклеточные. Напишите, к каким типам одноклеточных они относятся. Дайте краткую характеристику этих типов.
Саргожгутиконосцы
: наиболее древний, просто организованный тип, со слабо развитым скелетом. Форма тела непостоянна, органоиды специального назначения отсутствуют.
Инфузории:
органоид движения – реснички, имеют два ядра, глотку, порошицу, сократительные вакуоли.
62. Изучите таблицу «Простейшие». Зарисуйте схему строения амебы. Подпишите названия частей ее тела. Какую роль в процессе жизнедеятельности они выполняют?
Ядро является носителем генетической информации;
Ложноножки служат для перемещения и захвата пищи;
Сократительная вакуоль выводит излишки жидкости, а пищеварительная учувствует в процессе переваривания пищи.
63. Рассмотрите рисунок. Напишите названия органоидов, обозначенных цифрами. Какова их роль в процессе жизнедеятельности?
1. Сократительная вакуоль
2. Большое ядро
3. Реснички
4. Маленькое ядро
5. Глотка
6. Пищеварительная вакуоль
7. Порошица
64. Заполните таблицу.
ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОСТЕЙШИХ
65. Заполните таблицу
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ СТРОЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ
66. Заполните таблицу.
ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ В ПРИРОДЕ
67. Выполните лабораторную работу «Строение инфузории туфельки».
1. Рассмотрите невооруженным глазом культуру инфузории туфельки. Видны ли инфузории? В какой части пробирки их больше?
Чтобы подробно рассмотреть инфузорию туфельку нужен микроскоп, хотя невооруженным глазом она тоже видна. Их больше в части с большим количеством влаги.
2. Поместите на предметное стекло каплю с культурой инфузории туфельки С помощью лупы рассмотрите особенности формы ее тела. Сделайте рисунок.
Цель работы:
выявить особенности строения и жизнедеятельности простейших на примере инфузории-туфельки;
доказать принадлежность инфузории-туфельки к простейшим животным.
Для работы необходимы:
микроскоп, часовое стекло, предметные и покровные стекла, стаканчики с уксусной кислотой, фиолетовыми чернилами, красителем конго красным в порошке (тушью или кармином), пипетки, препаровальная игла, фильтровальная бумага, клочок гигроскопической ваты, стаканчики с живой культурой туфелек.
Ход работы
- На часовое стекло нанесите небольшое количество культуры инфузории-туфельки. Рассмотрите культуру при помощи лупы. Убедившись в том, что она густая (много инфузорий), положите несколько крупинок конго красного (туши или кармина), препаровальной иглой смешайте жидкость с красителем и отставьте стекло минут на 20.
- Из капли неокрашенной культуры приготовьте временный микропрепарат. Приготовленный препарат положите на предметный столик, закрепите его клеммами и рассмотрите при малом увеличении. Среди различных инфузорий найдите инфузорий-туфелек. Как это можно сделать?
- Понаблюдайте внимательно за движением инфузорий. Каковы внешний вид, окраска, форма тела инфузории-туфельки? Каков характер их движения? Каким концом тела инфузории движутся вперед? Как отличить передний конец тела от заднего?
- Сделайте контурный рисунок инфузории-туфельки.
- Для детального изучения строения инфузорий-туфелек следует выбрать один из следующих способов.
1 способ . Осторожно (контролируя под лупой) оттянуть воду из-под покровного стекла, приложив к нему с двух сторон кусочки фильтровальной бумаги, уменьшая тем самым объем воды между стеклами; прекратить оттягивание, когда инфузории, придавленные покровным стеклом, остановятся хотя бы в части препарата (контроль под микроскопом). При дальнейшем уменьшении объема воды инфузории гибнут под тяжестью покровного стекла, причем цитоплазма на их поверхности выступает в виде пузырей, — тогда препарат следует заменить.
2 способ . На предметное стекло поместить в один слой тонко расщипанные волоконца гигроскопической ваты, на них нанести каплю культуры и накрыть покровным стеклом. Излишек воды, выступающий по краям покровного стекла, оттянуть фильтровальной бумагой. Инфузории, снижая скорость движения, задерживаются в петлях между волокнами ваты. Этот способ дает возможность наблюдать инфузорий в более естественном состоянии, так как между стеклами сосредоточен значительный объем воды. - Чтобы приготовить препарат инфузорий, возьмите их из часового стекла, куда внесена краска конго красный, и остановите одним из указанных способов. При малом увеличении найдите участок, где сосредоточено наибольшее количество инфузорий, переведите его на большое увеличение и займитесь подробным изучением туфельки.
- Во время изучения внешнего строения инфузории-туфельки то освещайте, то затемняйте поле зрения, а также немного вращайте микрометрический винт то в одну, то в другую сторону.
- Внимательно присмотритесь к поверхности тела инфузории. Найдите и рассмотрите реснички, покрывающие ее тело. Понаблюдайте за деятельностью ресничек, расположенных по краю. Все ли реснички имеют одинаковую длину? Как работают реснички? Каковы функции ресничек?
- На приготовленном контурном рисунке зарисуйте с натуры небольшой участок ресничного покрова, а в остальной части ограничьтесь схематичным его изображением.
- Ознакомьтесь с послойной дифференцировкой цитоплазмы. Найдите пелликулу. Чтобы лучше рассмотреть пелликулу, приготовьте препарат, окрашенный конго красным. Жидкость тонким слоем распределите по большей части предметного стекла и оставьте на столе до полного высыхания. Только после этого рассмотрите ее. Какие слои цитоплазмы можно выделить? Чем они отличаются друг от друга? Что представляет собой пелликула? Каковы функции пелликулы?
- Отразите послойную дифференцировку цитоплазмы и пелликулу на контурном рисунке.
- На окрашенном препарате найдите трихоцисты. Рассмотрите их. Приведите трихоцисты в действие. Для этого приготовьте препарат с добавлением к культуре инфузорий 2%-ной уксусной кислоты. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Где обнаруживаются трихоцисты? Что они собой представляют? Что происходит с трихоцистами при действии на инфузорий уксусной кислоты, какой вид они принимают? Каковы функции трихоцист?
- Небольшое число трихоцист в покое отобразите на приготовленном заранее рисунке. На небольшом участке поверхности тела инфузории изобразите трихоцисты после их действия.
- Найдите в передней половине тела глубокий желобок — околоротовую впадину, или перистом (перистом в силу придавленности тела инфузории может быть не виден отчетливо). На поверхности тела инфузории, примерно на середине ее длины, с правой или левой стороны (в зависимости от положения инфузории) найдите мерцающую полоску. Это область глотки, в которую ведет ротовое отверстие. Где располагается клеточный рот?
- Покажите на рисунке перистом и глотку.
- Понаблюдайте за работой ресничек, окружающих перистом. В цитоплазме инфузории найдите пищеварительные вакуоли. Понаблюдайте за процессом образования пищеварительных вакуолей и их движением в цитоплазме. Каково значение работы ресничек, окружающих перистом? Как происходит образование пищеварительных вакуолей? Какой вид они имеют? Каково их количество? Какой путь совершают пищеварительные вакуоли в цитоплазме? Почему пищеварительные вакуоли имеют разную окраску?
- Покажите на рисунке несколько пищеварительных вакуолей и их путь в цитоплазме.
- Если удастся, понаблюдайте за опорожнением пищеварительных вакуолей. Где и как происходит удаление непереваренных частиц? Почему частицы красителя выбрасываются наружу без изменений?
- Покажите на рисунке порошицу.
- Найдите у инфузории сократительные вакуоли, понаблюдайте за их работой. Работу сократительных вакуолей лучше наблюдать на препарате с непридавленными инфузориями. Сколько сократительных вакуолей у инфузории? Где они располагаются? Какое строение имеют? Как работают? Каковы функции сократительных вакуолей?
- Покажите на рисунке сократительные вакуоли. Разные моменты деятельности вакуоли покажите отдельными схематичными рисунками.
- Изучите ядерный аппарат инфузорий. Изучать ядерный аппарат инфузорий лучше при большом увеличении на препарате, окрашенном метиленовой зеленью (при этом ядра окрашиваются в зеленый цвет). Сколько ядер у инфузории? Где они располагаются? Каков их внешний вид? Какие функции они выполняют?
- Покажите на рисунке ядерный аппарат инфузорий.
- По результатам работы сделайте выводы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. СТРОЕНИЕ ИНФУЗОРИИ-ТУФЕЛЬКИ И ДРУГИХ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ
Цель. Изучить строение инфузории туфельки и других одноклеточных животных; выявить признаки сходства представителей простейших.
Оборудование. Таблицы с изображение простейших, пластилин, проволока, ножницы.
Ход работы.
1. Рассмотрите рисунки строения амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории туфельки. Зарисуйте строение каждого простейшего в тетрадь для лабораторных работ.
Амеба обыкновенная Инфузория туфелька
2. Сравните одноклеточные организмы и дополните таблицу.
Признаки для сравнения |
Организмы |
|||
Амёба обыкновенная |
Эвглена зеленая |
Инфузория туфелька |
||
Оболочка |
||||
Цитоплазма |
||||
Пищеварительная вакуоль |
||||
Сократительная вакуоль |
||||
Хлоропласты |
||||
Светочувствительный глазок |
||||
Клеточный рот |
||||
Органоиды движения |
Ложноножки |
3. Сделайте из пластилина или другого подручного материала модели амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории туфельки.
4. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.
Вывод. У всех одноклеточных животных есть _________, ____________ и ___________. Основной способ размножения __________, но встречается и ___________. Среда обитания - __________________.
Домашнее задание.
Прочитайте параграфы 3 и 4.
Ответьте на вопрос через форму на сайте /
* Представьте себе, что амеба утратила способность к образованию ложноножек. Что с ней может произойти?
Пояснительная записка 7 класс Курс «Животные»
Пояснительная записка11 лабораторных работ : по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные » лабораторная работа № 1 «Изучение строения инфузории - туфельки » по... новый стандарт биологического образования ставит другие цели , среди которых: развитие творческих...
Пояснительная записка Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний
Пояснительная записка... животных 4 2 Строение тела животных 2 3 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные 5 4 Подцарство Многоклеточные животные ... Лабораторные работы : Строение инфузории -туфельки . Рассмотрение других простейших. 4. Подцарство Многоклеточные животные ...
- Руководство
... инфузорий пресноводных: а - инфузория -туфелька ; б - стилонихия; в - сувойка Лабораторная работа Морфологическое описание одного вида растений Цель работы ... животных . Сделайте вывод по работе . Лабораторная работа Сравнение строения клеток одноклеточного ...
Е. А. Чередниченко Лабораторная работа №1
Документ... животное : А) амеба обыкновенная _____________________ Б) инфузория – туфелька _____________________ В) малярийный плазмодий ___________________ Г) дизентерийная амеба ______________________ Лабораторная работа № 2 Строение ...
Приказ № от 2012г. Рабочая программа по биологии 7 кл средней общеобразовательной школы №166
Рабочая программаЛистьев в)строение ………………………………………... г) число……………………………………………. д) число …………………………………………….. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14