Open
Close

Категория которая выступает в качестве цели деятельности. Деятельность как психологическая категория. Теория деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Основные виды деятельности

3. Освоение деятельности

Заключение

Введение

Деятельность - одно из самых широких понятий социально-гуманитарных наук, которое особенно часто используется в современной философии, социологии и психологии. Рассмотренные выше характеристики психики -- психические процессы, свойства и состояния являются, по сути дела, компонентами более масштабного понятия, каким и выступает деятельность, активность.

Психика и деятельность - взаимообусловливают друг друга, психика предшествует деятельности, сопровождает и развивает деятельность.

В философской литературе под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное освоение и преобразование. Деятельность -- это сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. При этом подчеркивается бесконечное многообразие видов человеческой деятельности, которая может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.

В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида, ориентированное на ответное поведение людей. Сознательную ориентацию субъекта деятельности на ответную реакцию со стороны других людей Макс Вебер определял с помощью понятия «ожидание».

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

Нормальное состояние человека, если только он не спит, - активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует. Что-то делает, чем-то занят. Трудится, учится, занимается спортом, общается с людьми, читает и т. д. Таким образом, он проявляет активность - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.).

Деятельность -- это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, -- пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись; изменяется и преобразуется окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

Деятельность - это не только одна из форм отношения. Это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака:

Это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности -- не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной;

Деятельность - это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальный образ будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение каких-либо знаний) .

Деятельность - это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

Она субъектная, т.е. принадлежит человеку, а не животному, не машине, не может быть деятельности бессубъектной;

Осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов;

Предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она всегда предметна, реальна, содержательна;

Она сознательна, целенаправленна;

В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются и именно в ней они могут быть объективно исследованы.

2. Основные виды деятельности

Видов деятельности человека существует много, но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд.

Общение, в самом широком смысле, может быть определено, как взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения. Потребность в общении у высших животных и у человека -- врожденная, запрограммирована природой. У ребенка потребность в общении проявляется уже в младенческом периоде, когда он ищет контакта с матерью. Затем его связи с окружающими быстро расширяются по мере роста его возможностей общения. Если у животных не только потребность общения, но и язык общения также запрограммирован, то дитя человека еще должно овладеть языком общения окружающих его людей и, прежде всего, языком речевого общения как главного средства обмена информацией. Общение заключается в обмене информацией. Передаваемой посредством слышимых (устная речь), видимых (письменная речь) и осязаемых (тактильная форма восприятия письменной речи у слепых) слов между передающим ее и воспринимающим, которые последовательно могут меняться местами.

Общение может использоваться не только как самостоятельная деятельность со своей целью, мотивами, действиями, способами их выполнения и результатами, т.е. со своей структурой как вида деятельности, но и как компонент и условие выполнения других видов деятельности (игровой, учебной и трудовой). Для выделения общения, как самостоятельного вида деятельности, необходимо, чтобы у него были свои, осознаваемые субъектом, цели и другие компоненты структуры .

Игра - это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. В данное определение понятия «игра» не случайно включено поведение животных. Игровое поведение отмечается для многих видов молодых животных. Это всевозможная возня, имитация драк, беготня и т.д. У некоторых животных наблюдаются и игры с вещами. Так, котенок подстерегает движущийся клубок и бросается на него, щенок таскает по полу и раздирает найденную тряпку. деятельность познавательный эмоциональный труд

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

Распределяя роли в игре, обращаясь друг с другом, в соответствии с принятыми ролями, дети осваивают социальное поведение, согласовывание действий, подчиненное требованиям коллектива. У них создаются определенные представления о социальных ролях, возникают различные чувства, связанные с переживанием ролевых действий. Благодаря этому расширяются знания о свойствах предметов и их назначении, о взаимоотношениях людей, об их достоинствах и недостатках.

В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского и подросткового возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания. Кроме того, имеются учебные игры (деловые, сюжетно-ролевые), которые в последнее время получают все большее распространение в процессе обучения, поскольку позволяют отчасти сочетать в себе качества деятельности игровой и учебной. Анализ игровой деятельности осуществлен в работах Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.

Учение - это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Знания - это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности. Навыки - это действия, которые, будучи сформированными в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умения - это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, в изменяющихся условиях.

Учение - это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. В учении все подчинено развитию личности. Это особая деятельность, где преднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы и организационные формы учебной работы, которые наилучшим образом должны обеспечить формирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В этом ее основное отличие от игры и труда, преследующих ряд других целей. Специфическое соотношение компонентов учебной деятельности определяет ее индивидуальный характер. Проблема учебной деятельности, ее строения, развития и влияния на психическое развитие личности была поставлена и исследована Д.В. Элькониным, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.

Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда - создание общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем. Трудовая деятельность в целом, и отдельные ее аспекты в частности, стали предметом анализа для С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Ошанина, К.К. Платонова, О.А. Конопкина, В.Д. Шадрикова идр.

3. Освоение деятельности

При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

Навык - это стереотипизированный способ совершения отдельных действий - операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Выделяют простые и сложные навыки.

Простые навыки - несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания.

Сложные навыки - усвоенные автоматизированные двигательные, перцептивные и интеллектуальные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении его на цели и условия действия.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Поскольку в структуру действий и различных видов деятельности входит множество навыков, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного влияния.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля.

Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.

Одно из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Заключение

Деятельность - это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. Видов деятельности человека существует много, но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд.

При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности. Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Список использованных источников

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер, 1999. -С. 356

2. Леонтьев, A.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Леонтьев, А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 94 - 232.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2003. - С. 122-148, 511-552.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 1998. - С. 475-495.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999. - с. 123.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Движения, действия, деятельность. Принцип единства сознания и деятельности. Двигательные способности у людей. Импульсивные и волевые действия. Игра, учение и труд как основные виды деятельности. Анализ психологической структуры деятельности личности.

    реферат , добавлен 21.10.2011

    Понятие деятельности человека, ее отличие от поведения животных, сознательный характер, структура (состав). Действие как отдельный акт деятельности. Виды деятельности человека: труд, учение, творчество, активность, игра. Особенности феномена недеяния.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2009

    Структура деятельности: мотив, способы и приемы, цели и результат. Внутренняя и внешняя деятельность. Основные виды сложных навыков: двигательные; перцептивные; интеллектуальные. Этапы формирования навыка. Виды деятельности, осуществляемой человеком.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Совместная деятельность как основа развития социальности по С.Л. Рубинштейну, его вклад в развитие деятельностного подхода в психологии. Характеристика социальных воздействий на деятельность личности, уровень ее притязаний в ходе совместной деятельности.

    реферат , добавлен 01.01.2013

    Развитие психики детей. Категория деятельности в психологии. Трехчленная формула поведения человека. Двучленная схема анализа. Принцип единства деятельности и сознания. Б.Г. Ананьев об основных видах деятельности человека. Виды анализа в психологии.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2010

    Понятие, структура психики человека. Когнитивные, эмоциональные и волевые особенности человеческой деятельности. Мышление, воображение, представление, память, ощущение и восприятие. Ментальные состояния рефлекторной природы. Психические процессы сознания.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Деятельность как специфический вид активности человека. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения. Анализ проблемы общения с позиций различных научных подходов. Классификация совокупности деятельностей, характерных для человека.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Деятельность как объяснительный принцип и как психологическая категория. Психологическая структура деятельности, внешняя и внутренняя деятельность. Индивидуальность и ее проявление, организация деятельности с учетом особенностей темпераментов человека.

    реферат , добавлен 05.04.2010

    Внечувственная природа предмета психологического исследования. Способы и методы, которыми может воспользоваться психолог, изучающий свой предмет и деятельность человека. Три термина для описания бытия человека. Диалогизм деятельности, его сущность.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2015

    Формирование восприятия в ходе психического развития ребенка с точки зрения возрастной психологии. Понятие и строение человеческой деятельности, ее виды и развитие. Деятельность и психические процессы, роль элементов деятельности в развитии восприятия.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Значение философского этапа развития психологии в становлении психологической науки.

2. Суть кризиса психологии на рубеже 19-20 веков.

3. Роль и значение бихевиоризма для развития современной психологии.

4. Структурность психики в гештальтпсихологии.

5. Роль бессознательного в психоанализе.

6. Гуманистическая точка зрения на развитие личности.

7. Когнитивная психология как психология познания

8. Становление и развитие психологии в России.

ЛИТЕРАТУРА

Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994г. книга I.

Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Ярошевского М.Г.

Гриншпун М.Б. Введение в психологию. М.: Международная пед. академия, 1994г.

Соколова С.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Наука 1994г.

Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону,1994г.

Слободчиков В.И,.Исаев Е.И. Психология человека М.: Школа –Пресс, 1995г.

Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В.,.Ярошевского М.Г. М.: Политиздат,1985 г.

Рогов Е.И. Общая психология М.: Владос,1995г.

Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М.: Международная педагогическая академия, 1995г.

Петровский Ярошевский А.,М. История психологии, М.,1994г.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Наука, 1994г.

Сеченов И.М Психология поведения М.: 1995г.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., Прогресс 1992г.

Предпосылки деятельностного подхода в отечественной психологии. Категория деятельности в психологии. Потребности и мотивы деятельности. Структура деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Освоение деятельности. Виды деятельности.

Существует разный отсчет времени возникновения детельностного подхода.

Деятельностный подход в психологии нельзя представить себе без упоминания имен С.Л Рубенштейна и А.Н. Леонтьева. Еще в 1922 году в статье “Принцип творческой самодеятельности” С.Л Рубенштейн сформулировал принципы деятельности, в то время как в советской психологии 20-30гг. господствовал “недеятельностный подход”.

Другие авторы, наоборот, считают, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели как раз работы Л.С. Выготского на рубеже 20-30-х годов, параллельно шел другой процесс введения категории деятельности в психологию в произведениях С.Л. Рубинштейна (1934г).

По оценкам некоторых исследователей, первым понятие “деятельность” в психологию ввёл М. Я. Басов.

Анализ первой функции был начат работами Л. С. Выготского и С.Л Рубенштейна, в дальнейшем он был продолжен А. Н. Леонтьевым, А.Ф. Лурия, В. В. Давыдовым и другими.



Предпосылки деятельностного подхода.

1. В 20-е годы новая деятельностная парадигма была вариантом конкретного ответа на вопрос о новой методологии психологии. Выготский писал в своей работе “Исторический смысл психологического кризиса”: “В психологии происходит не борьба воззрений, даже не борьба течений или направлений внутри одной науки, а борьба разных наук”. И Выготский предлагает создать новую психологию, и поэтому основной работой для психологов в то время должна была стать методологическая работа.

2. Сдвиг тематики становящейся советской психологии с довольно абстрактных лабораторных исследований на изучение процессов трудовой деятельности и психических процессов трудовой деятельности и психических процесс в ней.

3. Неизбежное в тех исторических условиях обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности играет важную роль.

Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета (вторая функция) также было начато Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течении многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьев и его последователями. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще».

Деятельность человека – сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками, ее общественная сущность является предметом общественных наук, ее физиологические механизмы – предметом физиологии, психология изучает техническую сторону деятельности.

Психологическое строение деятельности достаточно полно и развернуто описано в работах А.Н. Леонтьева и представителями его научной школы.

Деятельность – это фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.

Как подчёркивал А. Н. Леонтьев, основной характеристикой деятельности является её предметность. Выражение “беспредметная деятельность” лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета.

Деятельность – категория общественно-историческая. Любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид – с другими людьми. Деятельность, в том числе и индивидуальная, является одной из основный форм реализации общественных отношений. Виды деятельности, существующие в данном обществе, определяются уровнем развития его производительных сил и системой сложившихся общественных отношений.

С точки зрения А.Н. Леонтьева деятельность-это реальная связь субъекта с объектом, в котором необходимым образом включена психика. Выполняя ту или иную деятельность, человек должен воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным; в ее процессе у него возникают различные эмоции, проявляются волевые качества; формируются отношения и т.д. Деятельность, при которой человек не воспринимает, не мыслит, не переживает, такая деятельность просто не может существовать. Если у человека нет побуждающих к деятельности мотивов, если он не имеет цели, если он не воспринимает тех предметов или моделей, с которыми или при помощи которых он действует, если он не помнить, что и как надо делать, то деятельность не состоится. Таким образом, в деятельности формируется, проявляется так или иначе проявляется система психических процессов, состояний и свойств человека

Потребности и мотивы деятельности

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности. Потребности человека можно разделить по происхождению и предмету.

1. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Неудовлетворение естественных потребностей ведёт к гибели человека или его вырождению. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, служащие для удовлетворения естественных потребностей, так и предметы, необходимые для участия в общественной жизни. Неудовлетворение культурных потребностей вызывает социальную смерть.

2. По предмету выделяют материальные, связанные с предметом материальной культуры и духовные, выделяющие зависимость от продуктов общественного сознания.

Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Однако сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности, а в лучшем случае может стать причиной инстинктивного или импульсивного поведения.

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета его удовлетворения. Предмет потребности есть её действительный мотив.

Мотив-форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность.

Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

Функции мотивов:

1) Побудительная – источник активности;

Рассматривая поведение человека необходимо выяснить мотивы поступков, так как это позволяет судить о случайности или закономерности для человека данного поступка, позволяет предвидеть возможность его повторения и предотвращения.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. К осознанным относятся интересы, идеалы; существенным мотивом поведения является убеждения. Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений - это знание об окружающем мире природы и общества и их определённое понимание. А внутреннее организованная и упорядоченная система воззрений есть мировоззрение. К неосознанным мотивам относится установка, влечение стереотипы.

Мотивация -это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведение.

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели. Цель -это представляемый или мыслимый результат деятельности.

Структура деятельности

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней.

1) Уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности).

2) Уровень действий.

3) Уровень операций.

Действие – это относительно законченная часть деятельности, которая имеет свою самостоятельную цель, подчиненную цели деятельности, но не имеет своего собственного мотива. Таким образом, действие в структуре деятельности человека носит произвольный характер.

Ещё одна подструктура деятельности человека – операции Леонтьев определял операции как способ осуществления деятельности.

Большинство операций являются результатом обучения, овладение общественно выработанным способам действие.

Операции первоначально выступают в качестве осознаваемого целенаправленного действия, однако не всякая операция является сознательной.

Внешняя и внутренняя деятельность.

Разрабатывая теорию деятельности А. Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность -это чувственно предметная, материальная деятельность. Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, взглядами, представлениями о предметах.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологию термином «интериоризация». Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Существует и обратный переход от внутренней деятельности к внешней. Такой переход называется экстериоризация .

Освоение деятельности.

Отдельные действия могут выполняться на разном уровне осознания. Выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, называется автоматизацией.

Образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически

выполняемые компоненты сознательной деятельности человека называются навыками.

С физиологической стороны навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом.

Благодаря частичной автоматизации действия по мере формирования навыка изменяются следующие приёмы:

1. Изменяется приёмы исполнения движений. Ряд частных движений, которые до этого совершались изолированно сливаются в единый акт, в одно сложное движение; устраняются лишние движения, появляется совмещение, т. е. Одновременное выполнение движений обеими руками (ногами).

2. Изменяются приёмы сенсорного контроля под действиями, когда зрительный контроль под выполнением движения заменяется мускульным (печатанье на машинке).

3. Изменяются приёмы центрального регулирования действия. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится на обстановку и результаты действий. Некоторые расчёты, решения и другие интеллектуальные операции начинают осуществляться быстро и слитно,(интуитивно). Внутренняя подготовка к следующим движениям происходит уже во время осуществления предшествующих, что резко сокращает время реакции.

В формировании навыка выделяют четыре основных этапа: ознакомительный, аналитический, синтетический, автоматизация.

1. Ознакомительный этап, который характеризуется осмыслением действий и ознакомлением с приёмами их выполнения.

2. Аналитический-овладением отдельных элементов действий.

3. Синтетический-объединение элементов в целостное действие.

4. Автоматизация-упражнение, с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятию напряжения.

Таким образом, навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий.

Навыки, приобретённые человеком, влияют на формирование новых навыков это влияние может быть как положительным, (перенос), так и отрицательным (интерференция). Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Под интерференцией понимают обычна тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков или снижают их эффективность.

Навык может быть сформирован через показ, объяснение, через сочетание показа и объяснение.

Умение -это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умение всегда опираются на знания. По своей сути умения-это экстериоризация, т.е. воплощение знаний и навыков в реальные действия.

Формирование умений происходит различными путями, например, путём подражания, но обычно его сводят к двум формам.

1. Обучающийся имеет определённые знания, предлагаются задача на их рациональное применение и человек сам ищет их решения, т. е. это обучение «путём проб и ошибок». Этот путь наименее эффективный, хотя и более распространённый.

2. Обучающий управляет психической деятельностью учащегося с ориентирами отбора признаков и операций, организует деятельность учащегося по переработке и использованию полученной информации для решения поставленных задач. Этот путь сейчас интенсивно разрабатывается в педагогической психологии.

Привычки -это действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью. Основное отличие от навыки заключается в том, что навык-это умение совершать автоматизировано те или иные операции, а привычка-это потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Как и навыки, привычки могут быть полезными и вредными.

Пути формирования привычек:

n через подражание;

n в результате многократного повторения;

n через сознательные целенаправленные усилия, например, путём положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

Виды деятельности.

Всё многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трём основным видам: игра, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности),по организации, по особенностям мотивации. Активность ребёнка под влиянием воспитательных воздействий, принимает формы сознательной, целенаправленной деятельности. Уже в первые годы жизни у ребёнка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. На каждом возрастном этапе развития определенный вид деятельности формирует психику человека. Такой вид деятельности называется ведущим видом деятельности.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

2. Место навыков и умений в структуре деятельности.

3. Психологический анализ привычек людей.

4. Охарактеризовать виды человеческой деятельности и их классификация.

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология / Сост. Рогов Е.М. Москва: Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.

Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека Москва: Школа - Пресс 1995г.

Краткий словарь системы психологических понятий / Сост. Платонов К.К. Москва: Высшая школа, 1995г.

Конюхов Н.М. Словарь-справочник по психологии. Москва, 1996.

Общая психология / Под ред. Петровского А.В.. М: Просвещение, 1976.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии) - философская и

общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что Д. - это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения: «Д., по самому существу ее для рационализма непостижима, ибо Д. есть творчество, т. е. прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества» (П . А . Флоренский ). В самом общем смысле Д. можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э . Г . Юдин ). Д. меняет и преобразует и действующего индивида.

В контексте научного мышления понятие Д. полифункционально. Юдин выделил 5 его функций: 1) Д. как объяснительный принцип, универсальное основание человеческого мира; 2) Д. как предмет объективного научного исследования, т. е. как нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии со спецификой ее задач и совокупностью ее понятий; 3) Д. как предмет управления - то, что подлежит организации в систему функционирования и/или развития на основе фиксированных принципов; 4) Д. как предмет проектирования, т. е. выявление способов и условий оптимальной реализации преимущественно новых видов Д.; 5) Д. как ценность в различных системах культуры .

Д. в той или иной мере выступает в психологии во всех перечисленных Юдиным ипостасях. В сов. психологии доминировало рассмотрение Д. в качестве объяснительного принципа всей психической жизни, что существенно ограничивало пространство психологической мысли: лишь частично затрагивалась проблематика человек и мир, бытие и сознание , душа и дух , созерцание и вчувствование, свободное действие и свободная воля . Погружение в это пространство поможет сказать и новое слово о Д.

Всеобщая структура Д. включает, в себя цель, средство, результат и сам процесс Д.

Целесообразный характер Д. приводит к тому, что одним из главнейших ее условий и оснований является сознание, понимаемое в самом широком смысле - не только как совокупность самых различных форм сознания, но и как множество его внутренних регулятивов (потребностей , мотивов , установок, ценностей и т. д.). Лишь с т. зр. характеристики всеобщей структуры Д. имеет смысл т. н. методологический принцип единства сознания и Д. В приводимых ниже схемах Д. как раз переменными являются ее более или менее осознаваемые регулятивы и задаваемые сознанием общие цели и смыслы.

Психологами предложено большое число концептуальных схем Д., выходящих за пределы классической триады: цель, средство, результат; и за пределы схемы А . Н . Леонтьева , в которой Д., действию, операции поставлены в соответствие мотив , цель, условие. В схеме С . Л . Рубинштейна присутствуют: мотив, цель, средство, социальная ситуация, результат, оценка; в схеме В . В . Давыдова - потребность, мотив, задача, способ действия. При этом разные компоненты несут разную функциональную нагрузку на уровнях Д., действия и операции. В схеме Г . П . Щедровицкого , анализировавшего мыследеятельность, присутствуют: цель, задача, исходный материал, средства, процедура, продукт. В схеме О. А. Конопкина, изучавшего саморегуляцию Д., имеются: цель, модель условий, программа, критерий успеха, информация о результатах, решение о коррекции. Схема В. Д. Шадрикова кольцевая: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества. В схеме Г. В. Суходольского: потребность, направленность, мотив, цель, результат, оценка. Наконец, В. Э. Мильман, рассмотревший многие схемы Д., предлагает свой вариант: потребность, мотив, объект, цель, условия среды, средства, состав, контроль, оценка, продукт.

Перечисленные схемы приведены не для того, чтобы дать пространство для выбора одной из них. Они трудно различимы, хотя и существенно неполны. В них лишь косвенно присутствуют аффективно-личностные компоненты, состояния напряженности, тревожности, меры значимости, смыслы, ценности и пр. Преобладают мотивационно-целевые и оперативно-технические компоненты Д. Т. о., теоретическое воспроизведение Д. не только схематично, но и существенно неполно. Объяснение состоит в том, что изучалась не Д. в целом, а ее основная единица: изучались действия, входящие в состав Д. и вырванные в целях изучения из контекста Д. Юдин справедливо заметил, что квинтэссенцией психологической теории Д. оказалось знание о действиях. О правоте его говорит и то, что размышления ее создателей о действии значительно интересней и содержательней, чем о Д. Сказанное относится не только к изучению Д. как таковой, как некоторого инварианта, но и к изучению отдельных видов Д. напр., общения , игры , учения , труда. Они крайне редко рассматривались в полном объеме. Преобладало изучение компонентов. Да и сама ситуация исследования Д. накладывает на нее и на испытуемого такие ограничения, что Д. перестает отвечать ее исходному смыслообразу как свободной Д., т. е. когда есть свобода в постановке цели, выборе или создании средств и т. д.

Психология и психологи имеют дело с навязанными или заданными, вынужденными формами Д.; еще чаще - с зародышевыми видами Д., ее эмбрионами, напр., когда речь идет о ведущей Д . общения у младенца или о ведущей Д. учения у младших школьников. Они заслуживают скорее наименования «пра-деятельность» (Б. Г. Мещеряков). Сказанное вовсе не умаляет реальных достижений, имеющихся в рамках деятельностного подхода. Однако о психологической теории Д. говорить преждевременно. Более адекватно говорить о психологической проекции категории Д. на психологию. При этом взят лишь один из вариантов этой категории - гегелевско-марксовый - и оставлены в стороне др. варианты, напр., праксеология, прагматизм, философская антропология (А. Гелен).

Психологи пока шли от Д. к психике, к сознанию и личности, пытаясь их понять, привлекая категорию Д. Но ведь последняя сама нуждается в понимании и объяснении с т. зр. психологии. А по пути от сознания, личности, души и духа к Д. психология делает лишь первые робкие шаги. Необходимо преодолеть устоявшийся схематизм сознания психологов, что предметная Д., якобы лишенная модуса психического, погружаясь извне внутрь рождает психику или становится психической. В свое время Ч. Шеррингтон искал место памяти и предвидения в действии , а не в мозге , не внутри. Аналогично, Рубинштейн предполагал, что действие в зачатке содержит все элементы психологии, включая эмоции. Д. и действие насыщены когнитивными и аффективно-личностными компонентами, которые слабо отражены в приведенных выше схемах.

Бедность психологической интерпретации Д. не безобидна. Дело даже не в том, что с помощью одного абстрактного и скудного по содержанию понятия объясняются др., более содержательные. Кажущаяся простота Д. создает иллюзию легкости ее проектирования, программирования и управления: поставил цель, предоставил средства, задал результат, создал соответствующую социальную ситуацию, или контекст , достижения цели, установил правила-нормы , организовал сообщество, разделил обязанности между участниками, внушил «обманы путеводные», пообещал вознаграждение (или запугал) - «замотивировал», назвал организованное сообщество группой , коллективом, орденом, партией, классом, «собором со всеми» - и успех гарантирован. Конечно, для успеха нужен еще талантливый режиссер, лидер, вождь, менеджер, секреты Д. которого, впрочем, остаются его секретами. Иллюзия простоты усугубляется также представлением участников подобного предприятия как безличных функционеров, не имеющих собственного Я , являющихся органами Д. Отсюда один шаг до бессубъектной Д., до «человеческого фактора» , «человеческого материала», «пушечного мяса» и т. п. На такой «пустяк», как свободная Д. свободной личности, можно не обращать внимания. Только несвободная Д. м. б. объектом проектирования, поэтому о нем следует говорить более корректно и осторожно, чтобы административный восторг не опережал знания о проектируемом, программируемом, управляемом объекте. Человеку свойственно протестовать, когда его используют глупо. Жизнь , живое, личностное упорно сопротивляются не только концептуализации и схематизации, но и проектированию. Д. - это органическая система, и, как таковая, сама создает недостающие ей органы и отторгает искусственные, когда последние противоречат ее органике, ее внутренней форме. С. Л. Франк отличал внешнюю организацию общественной жизни (Д. - одна из ее форм) от внутренней органичности. Он писал, что все органическое, живое, живущее внутренним единством не м. б. организовано. Единство и оформленность не извне налагаются на раздробленность и бесформенность частей, а действуют в них самих, изнутри пронизывая их и имманентно присутствуя в их внутренней жизни. Можно сказать, что это максималистская т. зр., но не более, чем внешне навязываемое, назначаемое, напр. единство сознания и Д. Следует напомнить, что тоталитарные режимы накопили большой опыт внешней организации и «проектирования» жизни и Д. народных масс, манипулирования их сознанием, но и они не могли бы достичь успеха. Эти режимы (напр., в СССР и Германии) не имели претензий к психологическим исследованиям (теориям) Д. Их агрессию вызывали психологические исследования сознания.

Разработка проблемы имеет многовековую историю, о чем мы уже упоминали в главе 5. В то же время некоторые основные моменты нелишне напомнить. Идеи влияния деятельности, профессии, которой человек посвятил или должен посвятить свою жизнь, интересовали ученых издавна. Древние философы материалистического (Гераклит, Демокрит) и идеалистического (Пифагор, Сократ, Платон) направлений считали, что объект труда, его природа и деятельность, которой занимается человек, формируют его душу и развивают в этом направлении его органы, делая их специализированными для соответствующей деятельности.

В последующие времена (Средневековье, Новое время) проблемам специализации, особенностей профессиональной деятельности также уделялось внимание, но их рассмотрение, как и в античные времена, не выходило за рамки житейского опыта и философских умозрительных заключений.

Новый виток обсуждения проблемы деятельности принесли конец XIX - начало XX в., когда начались экспериментальные исследования ее отдельных сторон. Но, вглядываясь в историю, необходимо отметить, что наиболее результативные исследования проблемы, ее видов, структуры, содержания, влияния деятельности на личность и др. относятся к настоящему времени.

Не отрицая знамения практических исследований зарубежных авторитетов в этой области, мы все же должны отметить, что наиболее полно и методологически основательно проблема деятельности и различные ее стороны и аспекты разрабатывались именно в отечественной психологии.

Еще в XVIII в. представитель русского Просвещения, преподаватель Артиллерийской школы, служащий Сената Я. П. Козельский считал, что разум и вся психика человека проявляются и формируются в деятельности. В предоктябрьский и советский период физиологические основы деятельности разработаны в трудах И. М. Сеченова, И. II. Павлова, В. М. Бехтерева. Именно их идеи явились теоретико-методологическим фундаментом американской психологической школы бихевиоризма. И. М. Сеченов говорил о психических деятельностях, понимая их как процессы, которые совершаются но типу рефлекторных. И. П. Павлов ввел понятие о высшей нервной деятельности, В. М. Бехтерев - о соотносительной деятельности. Но пионером выделения деятельности в особую, базовую категорию психологии выступил М. Я. Басов.

Можно предполагать, что Басов оказал определенное влияние на С. Л. Рубинштейна или, во всяком случае, они обсуждали основные положения психологической теории деятельности. М. Я. Басов сформулировал важнейшие положения психологической теории деятельности, динамика которой определяется характером взаимодействия личности со средой, дифференцировал понятия «деятельность» и «активность», подчеркнув, что именно последняя составляет «истинный объект психологического изучения», дифференцировал разные виды деятельности (игра, учение, труд), особо проанализировав игру как свободную, в отличие от труда, необязательную деятельность и показав ее роль в развитии ребенка. Он детально рассмотрел динамическую структуру деятельности, характер взаимосвязи ее отдельных единиц или актов. Особо важной в рассматриваемом контексте явилась идея Басова о личности как активном деятеле (субъекте), который не только приспосабливается к действительности, но и приспосабливает ее к себе. Фактически в концепции Басова намечено первое понимание личности как субъекта .

Каковы же современные представления об этой базовой психологической категории? Следуя определившемуся методологическому подходу рассмотрим некоторые определения категории «деятельность»:

  • Под деятельностью мы понимаем активность субъекта, направленную на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры .
  • Введение категории деятельности в психологию меняет весь понятийный строй психологического знания. Но для этого нужно взять эту категорию во всей ее полноте, в ее важнейших зависимостях и детерминациях: со стороны ее структуры и в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах» .
  • Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность .
  • Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход. Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - эго то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек» .

Данные определения в большей или меньшей степени вскрывают природу, сущность и структуру деятельности. Проанализируем их основные сущностные положения.

В самом общем философском плане процесс деятельности рассматривается как «субъект-объектное» взаимодействие. Это характерно для всех основных видов деятельности (игра, учение, труд). И это взаимодействие описывается парадигмой:

Сразу уточним один момент. В психологической литературе существует точка зрения, когда в видам деятельности относят и общение.

Общение же как психологическое явление и понятие часто рассматривается как «субъект-субъектиое» взаимодействие (что особенно характерно для педагогики и педагогического процесса). Но это не совсем точно, поскольку в данном взаимодействии объект выражен неявно, он скрыт в самом взаимодействии. Именно взаимодействие или информация, содержание коммуникативной связи, ее ценность и смысл и есть объект , по поводу которого взаимодействуют два субъекта. Поэтому в развернутом своем виде общение должно описываться следующей парадигмой:

Иной вариант этой же парадигмы может быть представлен и таким образом:

А это уже несколько иная взаимосвязь, и этим деятельность и общение отличаются друг от друга. В то же время они настолько тесно взаимосвязаны, что трудно представить деятельность вне общения и общение вне какого-либо вида деятельности. На этом основании общение зачастую относят к виду деятельности, что не совсем правомерно, поскольку они в своей основе все же описываются различными парадигмами.

Если же постараться представить процесс взаимосвязи деятельности и общения абстрактной схемой, то она может иметь следующий вид:

Но в том или ином случае всегда имеет место субъект-объектиое взаимодействие. И в этом взаимодействии субъект представляется не только как абстрактное активное, сознательное и целеполагающее начало, а как человек, личность в своей неповторимой индивидуальности.

Б. Г. Ананьев подчеркивает в этой связи: «В единой структуре человека характеристика субъекта деятельности в обществе так или иначе взаимосвязана с характеристиками человека как личности... Субъект, таким образом, всегда личность, а личность - субъект» .

Следующий момент деятельности субъект-объектпого взаимодействия касается уточнения самих понятий «субъект» и «объект». В современной литературе существуют слишком расширенные трактовки понятия «субъект», когда оно распространяется на животных, что методологически не обосновано.

Так, например П. Я. Гальперин пишет: «Организм, который регулирует свои внешние реакции, воздействия па внешнюю среду на основе образа этой среды, такой организм есть субъект действия» .

Еще дальше в определении понятия «субъект» идет автор монографии С. П. Безносов: «Субъектом деятельности может быть и животное, у которого тоже зачатки сознательности» . И далее, продолжая мысль, пишет: «...в структуру акта необходимо ввести активно действующего субъекта деятельности... Это может быть человек - представитель определенной специальности, профессии. Это может быть иногда и животное, у которого, конечно, имеются зачатки преобразовательных способностей. Наконец, это может быть робот, заменяющий человека - компьютер, например» [там же, с. 33].

Видимо, комментировать эти положения о наличии зачатков сознательности у животного и субъекта в образе компьютера нет необходимости.

Отечественными классиками психологии в их фундаментальных изданиях определены в качестве атрибутов субъекта активное целеполагающее, сознательное начало, а таким может выступать только человек или коллектив как управляющее звено.

Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа ), источник активности, направленной на объект .

Именно из такого понимания субъекта деятельности мы и будем исходить в дальнейшем.

Анализируя приведенные определения деятельности, можно выделить следующие определившиеся и устойчивые ее характеристики.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не только и не столько природный объект, а предмет соответствующей культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.

Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют примеры деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.) .

Следующая характеристика, касается того, что деятельность всегда носит опосредованный характер, когда в роли опосредованных средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (иптериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если даже они реально не присутствуют при осуществлении деятельности.

Важной характеристикой является и то, что человеческая деятельность всегда целенаправленна, т. е. подчинена определенной цели как сознательно запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Исходя из этого деятельность всегда носит продуктивный характер. Ее результатом является продукт, т. е. преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.) .

В психологической литературе, начиная с классических трудов отечественной психологии, выделяют следующие виды деятсльности: игра , учение и труд. Мало где сказано, что в основу этой классификации (выделения видов деятельности и их разделения) положены специфические потребности, мотивы и цели. Общение к этим видам деятельности мы не относим, поскольку это специфический вид взаимодействия, описываемый другой парадигмой, о чем мы уже говорили. На специфике конкретных видов деятельности мы останавливаться не будем. Для этого есть соответствующая литература. Впрочем, особенности трудовой деятельности и влияние ее на развитие психики и сознания человека рассмотрены в предшествующих главах достаточно подробно.

Обратимся к структуре деятельности, которая имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней:

  • собственно деятельность - уровень особых видов деятельности: теоретической и практической; различных профессиональных видов деятельности. Деятельность всегда осознана , мотивирована, целенаправленна и результативна. Она включает в себя разнообразные действия,
  • действие - основная единица состава деятельности. Действие - это процесс, направленный на достижение цели (где цель является желаемым результатом). Действие также включает в качестве необходимых компонентов акты сознания в виде конкретной постановки цели. Посредством действий человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий, используя разнообразные способы для достижения данного желаемого результата.

В структуре действия выделяют следующие компоненты: сенсорные (чувственные, ориентировочные), умственные (управляющие, центральные), моторные (двигательные, исполнительные) и эмоционально-волевые:

  • сенсорные - чувственные действия по восприятию объекта или предмета деятельности;
  • умственные - центральные: представления, мнемические, мыслительные операции, внимание, воображение;
  • моторные - внешние предметные, двигательные действия, направленные на изменение состояния или свойств объекта или предмета деятельности;
  • эмоционально-волевые, сопровождающие процесс действия.

Итак, всякое действие представляет собой систему, включающую несколько подсистем: ориентировочная, центральная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная.

Ориентировочная часть действия создает образ и обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Центральная (управляющая) в соответствии с образом действия обеспечивает планирование и адекватность используемых средств, приемов для достижения цели. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольно-корректировочная отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с целью и образом объекта, предмета действия и при необходимости обеспе- .чивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Следующим уровнем деятельности выступает операция - конкретный способ выполнения действия. Характер применяемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, знаний и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень формируемых или сформировавшихся автоматизированных навыков.

Необходимо особо отметить, что рассмотренные уровни деятельности каждого человека имеют социальную природу и прижизненное формирование. Но человек биосоциальное существо, поэтому его жизнь и деятельность зависят от психофизиологических функций, которые являются основами и механизмами деятельности.

Итак, низший уровень деятельности представлен психофизиологическими функциями, являющимися биологическим фундаментом процессов деятельности. К ним относятся:

  • сенсомоторные процессы - процессы, в которых осуществляется связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции - процесс восприятия; 2) центральный момент реакции - более или Meijee сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь);
  • эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком;
  • идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека;
  • интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию;
  • экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие и др.).

    Итак, мы рассмотрели структуру и уровни внешней практической деятельности, т. е. видимой для сторонних наблюдателей, но есть и другой вид деятельности - внутренняя деятельность. В чем состоят функции внутренней деятельности? Прежде всего в том, что внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономят человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие.

    • 1. Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, которая отличается от нее только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие внутренней деятельности от внешней заключается в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, и вместо реального продукта получается мысленный результат.
    • 2. Внутренняя деятельность перешла из внешней, практической путем процесса интериоризации, т. е. путем переноса соответствующих действий в умственный план. Для успешного мысленного воспроизведения какого-то действия необходимо сначала освоить на практике его основные элементы.

    Помимо рассмотренных уровней, как отмечалось выше, в структуру деятельности входят потребности, мотивы и цели. Поскольку деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в процессе которого он стремится достичь сознательно поставленной цели для удовлетворения определенной потребности и своего мотива.

    К проявлению активности, к действию нас толкают наши потребности.

    Потребность - это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Классификаций потребностей существует достаточное количество. Так, например, выделяют духовно-идеологические и материальные потребности, социально и биологически обусловленные. Существует целая иерархия различных потребностей, от самых примитивных, биологически обусловленных до самых высших, социально значимых. В психологической литературе наиболее известна иерархическая пирамида потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу: от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) к потребностям в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, затем к когнитивным и эстетическим потребностям (порядку, красоте, справедливости, симметрии) и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.

    Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, предметов и различных действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания погребности выделяются некоторые характерные черты. Первоначально выступает достаточно широкий спектр объектов, предметов, зачастую неосознаваемых, но способных удовлетворить данную потребность. И эта потребность выступает в форме влечения.

    Например, в определенном возрасте просыпается влечение к противоположному иолу. Но возникает оно как недифференцированная, неосознанная или недостаточно осознанная биологическая потребность вообще, без соотнесения ее с конкретным избранником.

    Затем происходит фиксация потребности на конкретном, удовлетворяющем ее объекте, предмете. Эта фиксация выступает в форме желания - осознанной и опредмеченной потребности. Когда же в структуру желания входит волевой компонент, то оно выступает в форме стремления.

    В данном случае не вообще желаю и стремлюсь к близости с противоположным полом, а стремлюсь к таковой с конкретным избранником (избранницей), и ни с кем другим. Именно в акте опредмечивания (первоначально влечения) и рождается мотив как предмет потребности.

    Влечения, желания, стремления как формы опредмечивания потребностей, входя в сферу мотивов, рассматриваются в психологии и как формы направленности личности. Именно в этом и проявляются взаимосвязь и взаимообусловленность мотивов деятельности и направленности личности.

    Мотив - это осознанная опредмеченная потребность , потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к определенным активным действиям , именно она в большей степени порождает конкретную цель. А. Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.

    Поэтому в качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности. Однако в конечном итоге за всеми этими образованиями все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от витальных, биологических до высших, социальных).

    Реальная жизнедеятельность человека характеризуется полимотивированностью, т. е. мы можем говорить о существовании системы мотивов. Причем в действительности система мотивов одного человека отличается от системы мотивов другого человека. В этой системе мотивов, имеющей иерархическую структуру, выделяются ведущие мотивы, которые могут различаться не только но своей природе, но и иметь различную силу.

    Совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающая направленность личности, образует мотивационную сферу личности.

    Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а одно и то же действие побуждаться разными мотивами. Таким образом, мотивы, лежащие в основе, порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели.

    Например, в судебном делопроизводстве при рассмотрении противоправного деяния выясняются мотивы его осуществления, которые играют важную роль в вынесении судебного решения.

    Вообще, проблема мотивов, мотивации, мотивационной сферы в психологии относится к наиболее сложным и наименее разработанным до настоящего времени. Поэтому, несомненно, ценной является идея А. Н. Леонтьева о механизмах динамики мотивов, в частности о механизме «сдвига мотива на цель» (механизм превращения цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Это происходит только в одном случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.

    Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Ведущий, главный мотив обусловливает формирование личностного смысла - переживание повышенной субъективной значимости объекта или события, оказавшихся в ноле действия ведущего мотива. Однако с течением времени неосознанные мотивы, так или иначе, осознаются человеком, и личностный смысл приобретает свою выраженность в определенной форме поведения и деятельности. Немотивированные, безрассудные действия и поступки относятся к области патологии, но это уже отдельная проблема.

    Таким образом, мотивы, выступая в качестве источника деятельности человека, характеризуют его личность.

    Цель - желаемый конечный результат, т. е. то, на что непосредственно направлена деятельность. Она может носить характер теоретико-познавательной или предметно-практической с преобладанием той или иной стороны. Причем мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует и чего хочет достичь. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в строгом смысле этого понятия, а имеет место непосредственное поведение, которое также управляется потребностями и эмоциями.

    Итак, по ходу нашего анализа мы с неизбежностью вышли на другое понятие, неразрывно связанное с категорией «деятельность» - «поведение».

    Их нельзя рассматривать как синонимы. Но следует иметь в виду, что в отечественной психологии наиболее широкое распространение и фундаментальную разработку получила категория «деятельность », а, например, в бихевиоризме - «поведение ». Уточним особенности их понимания в отечественной психологической литературе.

    Прежде рассмотрим вопрос о сферах применимости данных психологических понятий. Благодаря авторитету школы А. Н. Леонтьева категория «деятельность» в психологии приобрела очень широкое употребление. Мы говорили об этом ранее, что она претендовала на ту методологическую основу, базис, па основе которой можно построить всю систему психологического знания. Но этого в силу объективного развития психологической науки не произошло. И поэтому категория «деятельность» в системе современного психологического знания занимает соответствующее ей место.

    Неудивительно, что это понятие стало основным при рассмотрении и объяснении закономерностей поведения животных |94] и др.

    Однако авторская позиция такова, что расширенное распространение понимания деятельности и ее структуры па животный мир не совсем правомерно, поскольку главные атрибуты деятельности - субъект, осознанная целенаправленность, опосредованность деятельности другими средствами - в животном мире отсутствуют. Поэтому говорить о деятельности в животном мире можно лишь в кавычках, как о животной «деятельности ». Стоит иметь в виду ее чисто операционально-технический состав: биологические потребности - предметная цель - действия - операции - психофизиологические функции их обеспечивающие и эмоциональное их отражение. Но, увы, это не деятельность в полном смысле этого слова. Поэтому мы будем характеризовать разнообразную активность животных как различные виды поведения , а систему их реакций и действий в высших ее проявлениях как животную «деятельность », поскольку инстинктивно-биологическая природа деятельности в животном мире в корне противоположна социальной природе человеческой деятельности.

    Отсюда следующая проблема различения и различия категорий «деятельность» и «поведение». На наш взгляд, самые неудовлетворительные определения относятся к понятию «поведение ». Поведение - это то, что всем попятно, видно и наглядно, но в силу этого сложно определимо.

    В целом в психологической литературе поведение определяется как совокупность, система действий, отражающих проявление внешней активности человека. Чувствуется расплывчатость подобных определений, поскольку иод проявление внешней активности можно подвести любое психическое явление!

    Рассмотрим все же некоторые определения для анализа и выделения устойчивых характеристик.

    «Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий , осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей. Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целенола- гающей, произвольной и созидательной деятельности» .

    «Основные компоненты поведения: его регуляция заранее поставленной целью , которая избирается обладающей способностью к свободному выбору и самостоятельному принятию решений личностью. Фундаментальное значение при этом имеет мировоззрение , от характера которого зависят направленность и социальная ценность поведения.

    Поведение человека неотделимо связано с системой речевых сигналов, усваиваемой в процессе общения и создающей предпосылки для интериоризации внешних двигательных компонентов поведения. Благодаря этому формируется способность человека строить в сознании образ будущего, осуществлять самооценку и самоконтроль. В условиях коллективной жизни поведение индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, коллективами, членом которых он является. Сама группа выступает в качестве особого субъекта поведения, имеющего коллективные цели и мотивы. В групповом поведении наблюдаются такие своеобразные феномены, как подражание, эмоциональное «заражение», сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам и ролевым предписаниям, лидерство» .

    Таким образом, в структуру поведения входят: потребности , цели их удовлетворения (а следовательно, те или иные мотивы ), система действий. Характерной особенностью поведения человека является то, что оно социально обусловлено, связано с мировоззрением. С внешней стороны регулируется морально-нравственными нормами, с внутренней - способностью осуществлять самооценку и самоконтроль.

    К явлениям поведения (как системе действий) можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, пожимание руки); 2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.); 3) действия, которые имеют определенный смысл; и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения .

    Данный анализ с неизбежностью приводит к выводу, что в главных чертах структуры деятельности и поведения совпадают (по крайней мере, их операционально-технический состав). В чем же тогда заключается различие этих понятий?

    Скорее всего, граница между понятиями «деятельность» и «поведение» человека проходит по линии продукта или результата того и другого. Любая деятельность предполагает какой-либо результат как цель деятельности, более или менее осознаваемую. В поведении же как системе действий цель и результат не имеют самодовлеющею значения, они чрезвычайно динамичны и подвижны. В ряде случаев поведение как система действий выстраивается таким образом, что цель и результат выходят на первое место, подчиняя себе всю систему действий и поступков (Я хочу этого добиться). В другом случае поведение может характеризоваться полным отсутствием целей и результатов деятельности (Я отдыхаю и ничего не хочу).

    Другой немаловажный момент - то, что поведение является социально значимой характеристикой, которая преимущественно оценивается другими. Сами для себя вы можете вести себя никак (особенно когда ослаблены или отсутствуют самооценка и самоконтроль). Вы просто есть и просто существуете! В этом отношении поведение - это социальная, морально-нравственная, нормативная оценка ваших действий и их результата.

    Применительно к животному миру понятие «поведение» имеет абсолютно другой смысл. Поведение рассматривается как процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, которое возникает на высоком уровне организации материи, когда животные особи приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее с целью самосохранения и активного приспособления (адаптации) к условиям существования .

    Поступок - это действие, выполняя которое, человек осознает его значение для себя и для других людей, т. е. его социальный смысл. Действие как поступок есть истинное бытие человека, в нем индивидуальность действительна (Г. Гегель). Поступок - личностная форма поведения (Л. С. Выготский).

    Ценностные, аксиологические аспекты поведения выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характер поступка , т. е. личностно значимого акта, контролируемого системой принятых в обществе норм.

    В самом общем виде соотношение деятельности и поведения можно представить следующей упрощенной схемой (рис. 9.1).


    Рис. 9.1.

    Примечание. Обрашаем внимание на то, что поведение, в отличие от деятельности, может быть мотивированным и немотивированным, иелесообразным и бесиельным. В остальном структура деятельности и поведения - оперании и психофизиологические функции - формально совпадают

    Поступки как личностная форма поведения возникают, проявляются и осуществляются благодаря формированию самосознания. Поступками не являются автоматизмы, рефлексы, реакции, действия - импульсивные, привычные (выполняемые но приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли). Поступок как осознанное действие включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок представляет личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие). Он обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичиостыо, ответственностью, единственностью, событийностью.

    Поступок - это некое действие, обязательно имеющее внешний план. С этой позиции совершить поступок в уме, про себя, так, чтобы об этом никто не знал, - это абсурд.

    Успешный поступок и успешное действие - это разные вещи. И критерии для их оценки в качестве успешных разные. Действие считается успешным, если оно либо выполнено в соответствии с алгоритмом, либо достигло цели, либо и то и другое. Поступок может не достичь цели и при этом считаться успешным. После своего свершения поступок застывает в тексте, называемом личностью, которая как бы лепится из опыта поступков. Позитивно оцениваемые обществом поступки, а тем более общественно значимые, называют подвигами и деяниями .