Open
Close

Принцип свободы совести и его реализация в различных сферах жизнедеятельности общества. О принципе свободы совести Что означает принцип свободы совести

Толерантность, веротерпимость и взаимоуважение - вот тот фундамент, на котором должны строиться межконфессиональ- ные отношения сегодня. Этот фундамент должен формироваться в первую очередь на правовом уровне государственной системы. Большинство современных государств в своей политике признают важность и ценность прав и свобод человека, где толерантность должна являться ключевым определением всяких отношений. Полноценный диалог между конфессиями возможен лишь при грамотном определении собственных границ, обусловленных правами и свободами граждан. Идеал правового общества находит воплощение в принципе свободного самоопределении каждого члена этого общества. Этот принцип подразумевает, что свобода одного индивида ограничивается лишь встречной свободой другого индивида. Таким образом, термин свобода определяется не только как естественное право, но и как обязанность соблюдать свободу другого человека. Это суждение строится на основании наличия в человеке некоего естественного регулятора поведения. В нравственной философии этим регулятором является совесть.
Совесть - это этическая категория, обозначающая способность человека к самоконтролю, при котором личность самостоятельно формулирует и реализует собственные нравственные обязательства, соответствующие своему ценностному выбору. Согласно этому совесть является выражением нравственного самосознания личности. Это самосознание осуществляет контроль человеческого поведения и служит регулятором межличностных отношений, при котором происходит осознание собственной свободы граничащей со свободой других личностей. Естественно, это затрагивает весь спектр человеческих прав и свобод (мысли, слова, религии и др.).
Таким образом, признание и осуществление естественного права личности на свободу самоопределения и самовыражения базируется на принципе свободы совести.
Термин «свобода совести» обозначает системообразующее право в системе прав человека. Естественное и основополагающее право каждого - на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом. Это понятие является универсальным и наиболее емким определением всего многообразия мировоззренческого выбора человека и не ставит акцент только на нравственный аспект прав и свобод. Свобода совести - это прежде всего свобода мировоззрения (любого), ограниченная лишь рамками нравственного сознания индивидов и ничем (никем) более.
Понятие «свобода совести» может подменяться или сводиться к другому определению более частного выражения свобод - «свобода вероисповедания».
Свобода вероисповедания - это право выбирать, исповедовать и практиковать любое религиозное мировоззрение по своему личному усмотрению, но, к сожалению, эта категория не всегда несет созидающую функцию: провозглашая право исповедовать религию по своему выбору, делается акцент только на собственных (частных) правах, забывая о праве другого на другое мировоззрение, в том числе и нерелигиозное, таким образом, атеистическое мировоззрение в контексте свободы вероисповедания не имеет права на существование. Свобода совести - это прежде всего свобода мировоззрения, а значит, не одного, а многих. Не только я имею право на исповедание своей религии, а все имеют право на любое мировоззрение. Религиозное мировоззрение является лишь определенным аспектом мировоззренческого выбора личности, которое может быть и вовсе отвергнуто. Однако в правовом государстве подобная дискриминация недопустима.
Право на свободу совести на сегодняшний день официально закреплено не только в законах и конституциях отдельных государств (России, Германии, Швейцарии и др.), но и в международных документах. Это Всеобщая декларация прав человека (принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей от 10 декабря 1948 года, статья 18); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (ХХІ) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года; вступил в силу 23 марта 1976 года); Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (25 ноября 1981 года).
Все эти документы провозглашают права на свободу мысли, совести и вероисповедания и требуют соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы пола, языка и религии.
Свобода совести на языке права не озвучена как свобода мировоззрения. Это понятие рассматривается как равносильное понятию «свобода вероисповедания». А это, как мы уже говорили, ведет к подмене одного понятия другим и, как следствие, дискриминации и нетерпимости. Грамотное употребление этих понятий не допускает ошибочное восприятие их как синонимичных понятий и исключает возможность их слияния и подмены.
Учитывая все вышесказанное, необходимо еще раз повторить, что именно принцип свобода совести является тем важнейшим компонентом, который способен и призван обеспечивать грамотность меж- конфессиональных отношений. Тогда как термин «свобода вероисповедания» говорит о праве исповедовать религию, принцип свобода совести дает не только право исповедовать любую религию, но и заключает в себе требование уважения иного мировоззрения, без которого невозможен никакой диалог.

Еще по теме Принцип свободы совести и (или) право на свободу вероисповедания в контексте межконфессиональных отношений Авилов М. А.:

  1. СЕКЦИЯ I. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА СВОБОДЫ СОВЕСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
  2. Глава IV О СВОБОДЕ, ПРИСУЩЕЙ ЧЕЛОВЕКУ. ПРЕВОСХОДНЫЙ ТРУД, НАПРАВЛЕННЫЙ ПРОТИВ СВОБОДЫ,-СТОЛЬ ХОРОШИЙ, ЧТО ДОКТОР КЛАРК ОТВЕТИЛ НА НЕГО ОСКОРБЛЕНИЯМИ. СВОБОДА БЕЗРАЗЛИЧИЯ СВОБОДА СПОНТАННОСТИ. ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ - ВЕЩЬ ВЕСЬМА ОБЫЧНАЯ. ВЕСОМЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ

Каждое государство можно охарактеризовать по степени свободы его граждан. На сегодняшний день это ключевой принцип в деятельности многих стран. Однако были времена, когда личностной свободы попросту не существовало. При этом жизнь человека подвергалась жесткому регулированию со стороны государственной власти. Безусловно, такое положение дел никого не устраивало. Поэтому период Нового времени принято считать революционным, так как люди начали активную борьбу за свои права и свободы. В XXI веке права и свободы людей во многих государствах обеспечиваются и поддерживаются.

Российская Федерация в этом вопросе не является исключением. Повседневная жизнь её граждан строится на выработанных и подтвержденных годами конституционных принципах. При этом большое значение имеют положения о свободе совести и вероисповедания. Они гарантируют фундаментальные права человека, а также прямо влияют на его жизнедеятельность. Но свобода совести и свобода вероисповедания являются не только отдельными нормами основного закона, а целой системой нормативного регулирования специфических правоотношений в обществе.

Конституция и её нормы

Следует помнить, что свобода совести и свобода вероисповедания - это, прежде всего, конституционно-правовые положения или же принципы, на основе которых строится жизнь индивида и общества РФ в целом. В данном случае ключевое значение играет основной закон. Именно он дает жизнь представленным категориям. Конституция представляет собой акт высшей юридической силы, в котором закрепляются положения о политическом и правовом устройстве страны. Принципы Конституции также имеют высшую силу и являются основой для нормотворчества в каждой отдельной сфере. Если мы говорим о правах и то все без исключения нормативно-правовые акты не должны нарушать конституционные возможности общества, к которым относится свобода совести и свобода вероисповедания.

Принципы конституционного статуса личности

Деятельность человека во всех случаях должна осуществляться в рамках закона. Все, что выходит за созданные границы, будет правонарушением. Основными положениями, которые регулируют деятельность человека, являются конституционные принципы. Они показывают спектр возможностей, которыми владеет каждый из нас. При этом касаются разных сфер человеческой жизни. Те основные положения, которые непосредственно координируют существование общества, называются принципами конституционного статуса личности. Они являются классическими и в некотором роде основными положениями главного закона. К числу таких принципов можно отнести следующие: равноправие, свобода слова, недопущения ограничения прав, гарантирование правомочий, свобода совести и свобода вероисповедания.

Что такое свобода совести и вероисповедания?

Действующим законодательством РФ закрепляется множество ключевых для жизни населения принципов. Помимо того, Конституцией, как мы знаем, гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. В большинстве случаев люди не понимают, что собой представляются упомянутые понятия. Невзирая на тот факт, что представленные возможности индивидов представлены в единой конституционной норме, они являются абсолютно разными правовыми конструкциями. Свобода совести - это возможность иметь любого рода убеждения, на которые никто не может влиять. А свобода вероисповедания представляет собой возможность исповедовать любую из существующих религий.

Тождественность понятий

Долгое время право на свободу совести и вероисповедания отождествлялось в форме единого правомочия. При этом считалось, что термины абсолютно равны. Однако данное утверждение является ложным. Проблема в том, что свобода совести характеризует возможность человека иметь свои мысли и убеждения по поводу любых событий и явлений которые его окружают. То есть каждый из нас имеет полное право критиковать действующую власть, законодательство, состояние экономики и т. п. Когда мы говорим о свободе вероисповедания, то мы имеем в виду ничем не ограниченную возможность быть приверженцем какого-либо религиозного верования. Помимо этого, данный принцип защищает права субъектов. Ведь, в соответствии с ним, никто не может угнетаться за свои религиозные взгляды и т. п. Учитывая представленные особенности, можно с уверенностью говорить, что свобода совести и вероисповедания - это абсолютно разные понятия.

История становления принципов

Развитие свободы вероисповедания и совести происходило на протяжении долгого времени. Последний принцип зародился во времена европейской Реформации. Идеологи данного движения утверждали, что католическая церковь с её убеждениями и иерархией совершенно не нужна обществу. Далее положение о свободе совести находит свое отражение в английской и которая была изобретена во Франции. Безусловно, ключевое значение в этом перечне имеет ООН. Именно она является основным международным правовым актом, который закрепляет представленный принцип. Что касается свободы вероисповедания, то долгое время это положение развивалось как часть возможности иметь свои убеждения. Однако ученые выяснили, что уже в Древнем Риме существовали задатки принципа свободы вероисповедания. Помимо этого, его становлению также способствовал английский Акт о веротерпимости, положения Варшавской конференции, российский указ "Об укреплении начал веротерпимости", отмена в Российской империи черты оседлости и т. п.

Российское законодательство о свободе совести и вероисповедания

Если говорить о нашем государстве, то на сегодняшний день в нем разработана целая система соответствующих нормативных актов, которые регулируют упомянутые в статье проблематики. Согласно существующей нормативной системе, представленные вопросы координируются положениями разных правовых сфер, а именно:

  • положениями Конституции;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • соответствующим федеральным законодательством.

Прежде всего, российское законодательство о свободе совести и вероисповедания закрепляется на уровне Конституции, а именно в статье 28. Согласно её положениям, каждому гарантируется право иметь собственные убеждения и т. п. При этом свобода вероисповедания характеризуется тем, что человеку дана возможность свободно выбирать, распространять убеждения соответствующего характера.

ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Как уже указывалось ранее, в Российской Федерации существуют соответствующие законодательные акты, которыми регулируются гражданские правомочия в сфере религии и внутренней идеологии. Таковым является ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». После Конституции этот акт можно назвать основным координатором соответствующих правоотношений. Данный федеральный закон закрепляет в себе конкретные формы гарантирования свободы совести. Его действие основывается на том, что Российская Федерация является светским государством, в котором не должно быть главенствующей или превалирующей религии. Поэтому разрешается полная свобода религиозной деятельности. Следует отметить, что упомянутым законом также регламентируется деятельность такого интересного субъекта, как религиозные объединения.

Особенности объединений религиозного характера

Представленный закон о свободе совести содержит в себе нормы, которые регулируют деятельность определенных социальных групп. Таковыми являются религиозные объединения. Подобные формации представляют собой группы, существующие на добровольной основе. При этом участники объединений должны постоянно проживать на территории РФ и использовать свою формацию для общего проповедования определенной веры. Помимо того, религиозное объединение считается таковым, если оно существует для следующих целей, а именно:

Совершение обрядов и церемоний;

Религиозное обучение;

Исповедание веры и т. п.

При этом деятельность религиозных объединений может быть остановлена по решению соответствующих органов государственной власти, если она противоречит действующему законодательству России или же нарушает права и свободы граждан.

Гарантии реализации свободы совести и вероисповедания

Нормы Конституции и действующего законодательства закрепляют целый ряд положений, которые обеспечивают упомянутые в статье права человека. Прежде всего, гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания положениями Конституции. Она содержит следующие обеспечивающие нормы:

  • свобода совести и вероисповедания никем не может быть ограничена, исключением является государственная необходимость;
  • каких-либо преимуществ или дискриминации в религии не может быть;
  • люди могут не сообщать о своих привязанностях в религиозном плане;
  • исповедь охраняется законом и является тайной.

Помимо этого, в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» также есть ряд гарантий. В большей части положения нормативного акта повторяют конституционные, однако существует некоторые особенности. Например, согласно Закону, человек может поменять воинскую службу на альтернативную, если она противоречит его религиозным убеждениям.

Ответственность за нарушение свободы совести и вероисповедания

Гарантирование человеческих возможностей подразумевает под собой существование нескольких уровней юридической охраны, которая проявляется в ответственности разной отраслевой направленности. При этом большую роль играет само нарушение права на свободу совести и свободу вероисповедания и негативные последствия, которое оно вызывает. Первое положение об ответственности закреплено в Конституции, а именно в части 5 статьи 3. Согласно её норме, деятельность, направленная на препятствие реализации человеком права на свободу совести и вероисповедания, сопряженная с применением насилия, преследуется федеральным законодательством. В соответствии с этой нормой существуют формы административной и уголовной ответственности. В первом случае правонарушение предусмотрено статьей 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Что касается уголовной ответственности, то тут основную роль играет норма статьи 148. Она преследует деятельность, которая нацелена на препятствие или же нарушение права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Разделение церкви и государства

Свобода совести и вероисповедания достаточно неоднозначно существует в государствах, где церковь не отделена от политической власти. В подобных странах представленные в статье принципы, по сути, являются идентичными. Примером тому можно назвать шариат, который основывается как на правовых, так и на религиозных положениях. Таким образом, в государстве, где церковь является еще и политической силой, фактически не обеспечивается фундаментальная людская свобода совести и вероисповедания. Статья Конституции в подобной стране не будет играть никакой роли или же иметь юридическую силу. Это крайне негативный фактор, так как он наглядно показывает ущемление природных человеческих прав.

Заключение

Итак, в статье мы попытались рассмотреть конституционные права, свободы совести, вероисповедания. В заключение следует отметить, что данные принципы являются важным элементом на пути к построению нового европейского общества, которое не будет сковано идеологическими предрассудками.


В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной является проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий (межконфессиональный диалог) друг с другом и государствам.
Правовой основой разрешения всех возникающих противоречий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Вы знаете, что совесть - важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения. В наше время под свободой совести понимается право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение и открыто выражать его в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной Жизни. Но столь широко этот принцип трактовался не всегда - в обществах с преобладающим религиозным мировоззрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую шла на протяжении многих веков.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуществление принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые его аспекты.
Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает, с одной стороны, невмешательство государства в лице его органов и отдельных должностных
лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсутствие государственного финансирования и пропаганды отдельных организаций, с другой - невмешательство религиозных организаций в вопросы государственного управления.
Все религии на территории страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия - государство нейтрально в вопросах религиозной ее ры.
Светский характер государственного образования предполагает, во-первых, равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования, во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках, в-третьих, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инако-мыслия.
Государство также гарантирует всем верующим возмож ность свободно отправлять свой культ (в случае, если деятельность религиозной организации не признана судом социально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.
Si!Основные понятия: религия, религиозное сознание, мировые религии, принцип свободы совести.
ill Термины: религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.
Проверьте себя
1) Что такое религия? 2) Какие элементы религии выделяют ученые? 3) Какими признаками характеризуется религиозное сознание? 4) Каково значение религии в жизни общества? 5) Каковы основные идеи каждой из мировых религий? 6) В чем сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Известный социолог П. А. Сорокин на основе анализа сотен тысяч живописных и скульптурных произведений, созданных с начала Средневековья до 30-х гг. XX в. и экспонирующихся в музеях Западной Европы, сделал вывод о неуклонном существенном сокращении числа произведений, основанных на религиозном восприятии мира. Опираясь на знания гуманитарных дисциплин, объясните причины этого явления. Подтвердите правоту вывода социолога конкретны-ми примерами.
С древних времен ученые прослеживают такое направ
ление социального протеста, как богоборчество. Выскажите
несколько предположений о причинах возникновения подоб
ного движения.
Соберите информацию о деятельности религиозных ор
ганизаций в вашем регионе.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент статьи американского социолога XX в. Роберта Белла «Социология религии».
Итак, мы неизбежно приходим к заключению, что религия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познавательный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их.
Человек - это животное, разрешающее проблемы. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы решения проблем, - вот сфера религии. Религия занимается не столько конкретными проблемами, сколько общей проблематикой природы человека, а среди конкретных проблем - такими, которые самым непосредственным образом примыкают к этой общей проблематике, как, например, загадка смерти. Религия имеет дело не столько с опытом конкретных пределов, сколько с предельностью вообще... Но даже для самого примитивного дикаря область религии - это нечто отличное, хотя и очень близкое, нечто такое, что можно услышать, но нельзя увидеть, а если можно увидеть, то мельком. Передаваемые религиозные символы, кроме того, сообщают нам значения, когда мы не спрашиваем, помогают слышать, когда мы не слушаем, помогают видеть, когда мы не смотрим. Именно эта способность религиозных символов формировать значение и чувство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы конкретных контекстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни, как личной, так и общественной.
Белл Р. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. -
М.. 1972. - С. 266 - 278.
ИВ Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, по мнению автора, возможные истоки религиозной веры? 2) Какими словами автор характеризует религию? 3) Приведите несколько примеров, иллюстрирующих символическую природу религии. 4) Используя фрагмент статьи Р. Белла, свои знания и жизненный опыт, дайте несколько объяснений могущества религии в человеческой жизни.

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной является проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий (межконфессиональный диалог) друг с другом и с государством.

Правовой основой разрешения всех возникающих противоречий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Вы знаете, что совесть - важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения.

В наше время под свободой совести понимается право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение и открыто его выражать в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни. Но столь широко этот принцип трактовался не всегда - в обществах с преобладающим религиозным мировоззрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую шла на протяжении многих веков.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуществление принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые его аспекты.

Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает, с одной стороны, невмешательство государства в лице его органов и отдельных должностных лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсутствие государственного финансирования и пропаганды отдельных организаций, с другой - невмешательство религиозных организаций в вопросы государственного управления.

Все религии на территории страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия - государство нейтрально в вопросах религиозной веры.

Светский характер государственного образования предполагает: во-первых, равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования; во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках; в-третьих, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия.

Государство также гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ (в случае если деятельность религиозной организации не признана судом социально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

    Основные понятия: религия, религиозное сознание, мировые религии, принцип свободы совести.

    Термины: религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.

Авилов М. А.

Толерантность, веротерпимость и взаимоуважение — вот тот фундамент, на котором должны строиться межконфессиональные отношения сегодня. Этот фундамент должен формироваться в первую очередь на правовом уровне государственной системы. Большинство современных государств в своей политике признают важность и ценность прав и свобод человека, где толерантность должна являться ключевым определением всяких отношений. Полноценный диалог между конфессиями возможен лишь при грамотном определении собственных границ, обусловленных правами и свободами граждан. Идеал правового общества находит воплощение в принципе свободного самоопределении каждого члена этого общества. Этот принцип подразумевает, что свобода одного индивида ограничивается лишь встречной свободой другого индивида. Таким образом, термин свобода определяется не только как естественное право, но и как обязанность соблюдать свободу другого человека. Это суждение строится на основании наличия в человеке некоего естественного регулятора поведения. В нравственной философии этим регулятором является совесть.

Совесть — это этическая категория, обозначающая способность человека к самоконтролю, при котором личность самостоятельно формулирует и реализует собственные нравственные обязательства, соответствующие своему ценностному выбору. Согласно этому совесть является выражением нравственного самосознания личности. Это самосознание осуществляет контроль человеческого поведения и служит регулятором межличностных отношений, при котором происходит осознание собственной свободы граничащей со свободой других личностей. Естественно, это затрагивает весь спектр человеческих прав и свобод (мысли, слова, религии и др.).

Таким образом, признание и осуществление естественного права личности на свободу самоопределения и самовыражения базируется на принципе свободы совести.

Термин «свобода совести» обозначает системообразующее право в системе прав человека. Естественное и основополагающее право каждого — на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом . Это понятие является универсальным и наиболее емким определением всего многообразия мировоззренческого выбора человека и не ставит акцент только на нравственный аспект прав и свобод. Свобода совести — это прежде всего свобода мировоззрения (любого), ограниченная лишь рамками нравственного сознания индивидов и ничем (никем) более.

Понятие «свобода совести» может подменяться или сводиться к другому определению более частного выражения свобод — «свобода вероисповедания».

Свобода вероисповедания — это право выбирать, исповедовать и практиковать любое религиозное мировоззрение по своему личному усмотрению, но, к сожалению, эта категория не всегда несет созидающую функцию: провозглашая право исповедовать религию по своему выбору, делается акцент только на собственных (частных) правах, забывая о праве другого на другое мировоззрение, в том числе и нерелигиозное, таким образом, атеистическое мировоззрение в контексте свободы вероисповедания не имеет права на существование. Свобода совести — это прежде всего свобода мировоззрения, а значит, не одного, а многих. Не только я имею право на исповедание своей религии, а все имеют право на любое мировоззрение. Религиозное мировоззрение является лишь определенным аспектом мировоззренческого выбора личности, которое может быть и вовсе отвергнуто. Однако в правовом государстве подобная дискриминация недопустима.

Право на свободу совести на сегодняшний день официально закреплено не только в законах и конституциях отдельных государств (России , Германии , Швейцарии и др.), но и в международных документах. Это Всеобщая декларация прав человека (принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей от 10 декабря 1948 года, статья 18) ; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) ; Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года; вступил в силу 23 марта 1976 года); Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (25 ноября 1981 года) .

Все эти документы провозглашают права на свободу мысли, совести и вероисповедания и требуют соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы пола, языка и религии.

Свобода совести на языке права не озвучена как свобода мировоззрения. Это понятие рассматривается как равносильное понятию «свобода вероисповедания». А это, как мы уже говорили, ведет к подмене одного понятия другим и, как следствие, дискриминации и нетерпимости. Грамотное употребление этих понятий не допускает ошибочное восприятие их как синонимичных понятий и исключает возможность их слияния и подмены.

Учитывая все вышесказанное, необходимо еще раз повторить, что именно принцип свобода совести является тем важнейшим компонентом, который способен и призван обеспечивать грамотность межконфессиональных отношений. Тогда как термин «свобода вероисповедания» говорит о праве исповедовать религию, принцип свобода совести дает не только право исповедовать любую религию, но и заключает в себе требование уважения иного мировоззрения, без которого невозможен никакой диалог.