Open
Close

Скорая помощь реформа. Реформа скорой помощи: новые правила для врачей. Вместо врачебных бригад скорой помощи появятся фельдшерские

Как надо не уважать граждан своего государства, чтобы службу, от которой зависит жизнь каждого украинца, второй год финансировать на 0 гривен

Экстренная медицинская помощь - приоритетное направление здравоохранения в развитых странах. Причина очевидна: от ее уровня и качества работы зависят человеческие жизни. Во время трагических ситуаций и чрезвычайных происшествий врачи скорых продлевают линии жизни - на ладони и в судьбе.

Украинская служба скорой помощи выживает, как может, уже много лет. И врачей, и пациентов годами кормят обещаниями о светлом будущем, которому никак не удается перейти в настоящее. В июне Минздрав обнародовал для общественного обсуждения Концепцию реформы системы экстренной помощи.

«Пятилетняя реформа экстренной помощи имеет целью принципиально улучшить качество и доступность экстренной помощи, чтобы в критической ситуации каждый украинец оперативно получал необходимую помощь. С другой стороны, Минздрав стремится усилить престижность профессии экстренного медицинского работника и обеспечить достойную оплату его труда», - так анонсировали будущие изменения в профильном министерстве.

По словам и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, основные перемены коснутся системы диспетчеризации. В Минздраве считают, что украинцы часто вызывают скорую зря. Диспетчеры будут распознавать такие «ложные» вызовы и не гонять кареты скорой помощи к паникерам. А если уж случай действительно экстренный, то, по словам главы ведомства, скорая домчится в течение считанных минут. Реформа коснется и бригад скорых, которые собираются комплектовать лишь парамедиками - без врачей и фельдшеров. Вовлекут в систему экстренной медицины спасателей, пожарных, полицию, а также учителей, воспитателей и соцработников. Их планируют обучить премудростям первой помощи .

Новую реформу начали, не закончив старую

Одной из самых больших проблем в нашей стране является то, что каждый министр, приходя на смену предыдущему, отметает все сделанное предшественником, не изучает опыт и не делает выводы. Так, не закончилась еще предыдущая реформа службы скорой помощи, начатая в 2012–2013 годах. Тогда собирались создать современную систему диспетчеризации, усовершенствовать систему больниц интенсивной терапии и обновить автопарк. Однако реализовать удалось лишь часть планов. Причина в Украине до боли обыденная - закончились средства. Наверное, все же стоило бы завершить начатое. Да вот для этого необходимо финансирование. Проще обсуждать новую реформу, в финансово-экономическом обосновании которой уже привычно указано, что «принятие проекта не потребует дополнительных затрат средств из госбюджета».

Пока на всех углах обсуждали концепцию, медицинский антиквариат - так медики называют ржавые автомобили УАЗ скорой помощи - продолжает ездить такими же разбитыми дорогами Украины . В ужасном состоянии находятся отделения экстренной медицинской помощи в больницах, по состоянию больше похожих на тюрьмы, чем на медицинские учреждения. Что касается транспорта, меньше половины автомобилей, приезжающих на вызов, соответствуют необходимым нормативам.

Еще одна огромная проблема - отток кадров. Руководители центров экстренной медицинской помощи говорят, что не в состоянии мотивировать своих медицинских и немедицинских работников - увольняются и медики, и водители скорых. Это особенно злободневная проблема для Донетчины, ведь подразделения, работающие на линии соприкосновения, еще и рискуют своей жизнью.

Финансирование экстренной помощи = ноль

Сегодня система экстренной медпомощи еще работает. Однако в основном это заслуга горадминистраций и областных советов на местах. Для того чтобы она работала хорошо, необходима поддержка на государственном уровне. Но государство вот уже два года не выделяет средства на финансирование службы скорой помощи, поэтому обсуждение концепции, смену названий профессий на парамедиков и т. п. сами медики воспринимают не иначе как издевательство.

«Правительство уничтожает систему экстренной медицинской помощи нашего государства, - считает заместитель председателя Комитета ВР по вопросам здравоохранения Ирина Сысоенко. - Еще в апреле нам удалось обратить внимание премьер-министра на огромное количество проблем, существующих в экстренной медицинской помощи (ЭМП). Была создана рабочая группа для внесения изменений в государственный бюджет Украины, чтобы решить эти проблемы. Но никаких изменений в госбюджете по финансированию государственной программы ЭМП, к сожалению, пока нет. Как надо не уважать граждан своего государства, чтобы службу, от которой зависит жизнь каждого украинца, второй год финансировать на 0 гривен! Если в ближайшее время не решить эти проблемы, мы потеряем самое ценное - медиков, выезжающих на вызовы к больным. Ежемесячно увольняются врачи, фельдшеры, водители бригад ЭМП. Они не могут выжить на минимальную зарплату в 3700 грн».

Для немедленного решения указанных проблем была подготовлена резолюция, которую подписали руководители центров экстренной медицинской помощи всей Украины, поставили подписи 229 депутатов… Но нардепы ушли на каникулы, так и не решив эти насущные вопросы. Медики отмечают, что в Украине есть закон «Об экстренной медицинской помощи» 2012 года. К сожалению, его не выполняют. Вместо этого вся страна обсуждает концепцию правительства о реформе экстренной медицинской помощи. По сути, проблемы заговариваются, но не решаются.

«Даже Китай сжалился над украинцами и подарил нам 50 машин экстренной медицинской помощи, - рассказывает Ирина Сысоенко. - Чем, по сути, сделал гораздо больше для Украины в вопросе экстренной медицинской помощи, чем правительство нашего государства».

Оксана Шклярская

С 1 сентября в Украине стартовал первый этап масштабной реформы экстренной медицинской помощи.

Минздрав называет его «подготовительным» — будет создана система переподготовки специалистов, открыты обновленные диспетчерские пункты и прочее.

То есть, по большому счету, рядовые граждане вообще не должны заметить никаких изменений, — утверждает заместитель председателя правления Украинского врачебного сообщества Константин Надутый.

Но украинцы, которым пришлось звонить в «Скорую», уже оценили первые нововведения. Люди массово жалуются на отказы медиков приезжать по вызову и некачественную помощь.

Сами доктора говорят, что им уже поступили просьбы от чиновников «фильтровать звонки» и «экономить на выездах». А многие подумывают о более спокойной работе — из системы начался массовый отток специалистов.

«Страна» разбиралась как спасают украинцев по новым правилам.

В чем суть реформы

Как уже писала «Страна», Минздрав утвердил концепцию реформирования системы экстренной медицинской помощи этим летом. Она предусматривает несколько нововведений.

Это, во-первых, новая система диспетчеризации и изменение протоколов для диспетчеров. Теперь оператор обязан подробно расспросить пациента о причинах вызова и выяснить стоит ли, собственно, отправлять к нему бригаду скорой помощи. Последняя будет выезжать только в действительно экстренных случаях (и на них обязана приехать в течение 4-8 минут). Но к последним не относятся симптомы, которые украинцы привыкли считать «неотложными», скажем, высокая температура. Глава Минздрава Ульяна Супрун заявила, что наши граждане часто паникуют зря, поэтому главная задача диспетчеров — распознать такие «ложные» вызовы, чтобы не гонять машину скорой помощи зря.

Во-вторых, предусмотрено создание электронной системы GPS- навигации, которая позволит контролировать местонахождение всех машин скорой помощи и высылать на вызов ту, которая успеет доехать быстрее сего. Такая система уже начала работать в Киеве, Днепропетровской, Херсонской и Харьковской областях, а в тестовом режиме – в Винницкой и Полтавской областях.

В-третьих, планируется кардинально переформатировать штатный состав скорых. В бригаду будут входить только перамедики, а врачи ездить по вызовах не станут. Продвигая эту норму, Минздрав апеллировал к мировому опыту и подсчитал, что комплектовать бригады врачами — слишком дорогое удовольствие. Главная задача парамедиков — правильно поставить диагноз, оказать неотложную помощь, и, в случае необходимости, успеть довезти больного до специализированного центра. Для этого планируется масштабное переучивание персонала «Скорых» и последующее независимое оценивание парамедиков, от результатов которого будут зависеть их зарплаты. После успешного прохождения двухмесячных курсов специалист может рассчитывать на оклад в 8-14 тыс. грн., — сообщила глава Минздрава Уляна Супрун.

В-четвертых, к спасению украинцев хотят привлечь не только врачей, но и представителей других служб — полицейских, пожарных и пр. Их также обучат азам оказания неотложной помощи. Такие же курсы планируют провести для школьников, учителей, воспитателей детсадов и др. Чтобы поставить спасение граждан на поток, в общедоступных местах планируется разместить «инвентарь» — жгуты, дефибриляторы и пр.

Реформа рассчитана на пять лет. С сентября стартовал ее первый этап, который должен завершиться уже в следующем году. За это время Минздрав намерен переквалифицировать персонал «Скорых», обучить азам неотложной помощи непрофильных специалистов (пожарных, полицейских, водителей, учителей и пр.), утвердить программу медицинской подготовки для старшеклассников, запустить обновленную систему диспетчеризации, создать Агентство экстренной медпомощи и пр.

Второй этап рассчитан на 2020-2022 г. Чиновники намерены обкатать систему оповещения по мобильным телефонам и привлечения к оказанию помощи тех же полицейских, пожарных, волонтеров, разработать законодательную базу для защиты таких «любителей» от судебных преследований со стороны пациентов и их родственников за допущенные при «лечении» ошибки, а также начать финансировать «Скорые» по тарифам «за пролеченный случай». Будет также запущена инвестиционная программа по модернизации имеющихся и созданию новых центров экстренной помощи.

Выпейте таблетку и звоните позже

Для рядовых украинцев стартовавшая реформа, по крайней мере ее первый этап, должна была стать простой формальностью. «На практике в этом году ничего не меняется — идет лишь подготовка к нововведениям (обучение специалистов, модернизация диспетчерских центров и др). То есть, на вызовы, как и раньше будут ездить бригады с врачами и фельдшерами, а не с парамедиками — их у нас еще попросту нет», — пояснил «Стране» заместитель председателя правления Украинского врачебного сообщества Константин Надутый.

Впрочем, украинцы изменения уже заметили. Социальные сети переполнены жалобами тех, к кому «Скорая» вовсе не приехала, сославшись на «несерьезность» случая, или же приехала, но качество оказанной помощи оказалось ниже среднего.

«Тут такое дело. Проясняются приоритеты обновлённой скорой помощи. Открытый перелом у ребёнка — это не повод для них приезжать на вызов. Ну а что? Вот если бы голову оторвало — другое дело. Впрочем, если голову — тоже ехать не надо, можно ж сразу в морг. Поясню: знакомая накануне стала участником ситуации, когда ребёнку с открытым переломом в Киеве пытались вызвать скорую. Скорая не приехала. Глава ассоциации парамедиков Украины пояснил почему. Открытый перелом руки не угрожает жизни, говорит он. Насколько я знаю, для парамедиков в Украине ныне не обязательно иметь полное медицинское образование. Однако стоит иметь хотя бы совесть и элементарную человечность», — написала на своей странице в Facebook киевлянка Виктория Свитлова.

Формально новые протоколы для диспетчеров еще тоже не действуют. Тем не менее, те уже активно отсекают желающих вызвать «Скорую».

«У ребенка была высокая температура. Посоветовали дать жаропонижающее и только если не поможет позвонить еще раз. Сказали — все бригады на выезде», — рассказала «Стране» киевлянка, мать двухлетнего малыша Мария.

Люди рассказывают и о случаях, когда по вызову к ним приезжала не бригада медиков, а студентка мединститута, подрабатывающая фельдшером на «Скорой».

«Ничего толком не знает — даже кардиограмму не смогла снять. Сделала укол от давления и предложила госпитализацию», — говорит пенсионерка Евдокия Параскун.

Поступила просьба «фильтровать» звонки

Получается, что медики сами решили «ускорить» реформу скорой помощи?

Константин Надутый говорит, что отказы медиков отчасти объективные. «В той же столице 5 млн. населений, а значит, должно работать не меньше 400 бригад скорой помощи. Но по факту есть только 150 бригад. Еще 100 машин числится за неотложной помощью, но там другая специфика, они могут помогать «Скорым», а не дублировать их. Так что если не едут на вызовы, значит, попросту некому ехать», — пояснил Константин Надутый.

Впрочем, сами работники столичной скорой помощи, попросившие не называть их имени, рассказывают, что им еще месяц назад начали поступать «просьбы» из городского управления по здравоохранению «по возможности экономить на выездах». Чиновники поясняли такую необходимость, якобы, сложностями с финансированием и, следовательно, обслуживанием автопарка. «Поэтому попросили «фильтровать» звонки и выезжать только по действительно серьезным случаям», — рассказал «Стране» фельдшер скорой помощи. И схожая ситуация сейчас наблюдается по всей стране.

Экстренная медпомощь финансируется за счет медицинской субвенции и целевой субвенции на закупку лекарств. В этом году денег стало меньше, — жалуются врачи. В бюджете -2018 первую уменьшили на 4,5 млрд. грн. (до 51,4 млрд. грн.). В итоге на скорую помощь для каждого украинца по этой статье расходуются просто смешны деньги — 96,2 грн. на человека в областных центрах и 67,1 грн. — в селах. Целевую субвенции на закупку лекарств профинансировали в прежнем объеме, но фактически она тоже уменьшилась, так как медикаменты за последний год заметно подорожали.

Между тем, как подсчитали эксперты, расходы «Скорых» выросли примерно на 16-17% (за счет подорожания бензина, увеличения минимальных зарплат и пр.).

У медиков есть пояснения и неполной комплектации бригад «Скорых». «Зарплаты там остаются невысокими, поэтому люди уходят. Сейчас впору говорить уже не дефиците врачей — нет даже водителей. Последней каплей для многих стала новость, что их в рамках реформы также собираются сделать «спасателями», — рассказал Константин Надутый.

Скорая или неотложная?

В ближайшее время ситуация может еще больше усугубиться. К примеру, в Киеве разгорелся скандал вокруг объединения скорой и неотложной помощи. Неотложка всегда была отдельным подразделением, работала при поликлиниках и подстраховывала «Скорую» (приезжала по тем самым «некритическим вызовам», скажем, сбить температуру или уколоть обезболивающее), но при этом не подчинялась Центру экстренной медпомощи и медицины катастроф, который курирует «Скорые». Пункты неотложной помощи вскоре могут закрыть.

«Что касается пунктов неотложной помощи, то все зависит от того, в каком состоянии и где они находятся. Если они неудобны по логистике, то будут закрыты», — пояснил первый замглавы КГГА Николай Поворозник.

Их работников, якобы, обещают принять на работу в обновленную службу, но при этом им сначала нужно будет пройти переобучение. Многие медики решили не ждать нововведений и увольняются сами.

В КГГА уже поступило обращение от врачей, в котором в частности, говорится: «из бюджета Киева перестала финансироваться неотложная помощь. Это связано с тем, что раньше деньги выделялись по медицинской субвенции из бюджета Украины, сейчас деньги платятся Центрам (экстренной помощи — Прим. Ред.) напрямую от Национальной службы здоровья. На данный момент врачи неотложки увольняются с работы и Киев теряет медицинских специалистов, которые теперь не приедут на наш вызов! Приехать к вам сможет только «Скорая» (если у вас критическое состояние), а неотложную помощь теперь вы сможете получить только у своего врача с которым заключили декларацию. Это чья-то ошибка и некомпетентность в работе или системное уничтожение бесплатной и действующей неотложной службы в городе Киева?», — недоумевают доктора.

Ответственный секретарь Национальной медицинской палаты Сергей Кравченко пояснил «Стране», что в рамках реформы первичного звена медицинской помощи поликлиники были разделены на разные юридические лица — ЦПМД и диагностические центры. При этом неотложка из этой цепочки выпала.

«В Киеве ее решили отдать Центру медицины катастроф, и, я надеюсь, она вольется в единую диспетчерскую систему. Такие системы также уже функционируют в Харькове и Одесской области. Но в остальных регионах — разруха», — отмечает Кравченко.

В некоторых областях реформе скорой помощи уже воспротивились местные власти.

Закарпатский губернатор Геннадий Москаль уже объявил, что в их регионе не будут исключать из бригад скорой помощи дипломированных врачей. «Специфика Закарпатья в том, что сельское население составляет 63%, тогда как в среднем по Украине — 30%. Как проводить реформу, когда у нас есть высокогорные населенные пункты и чтобы вовремя добраться до больного и предоставить ему помощь нужны «УАЗик» с врачем, а не парамедики», — заявил недавно Москаль.

Впрочем, эксперты не исключают, что в следующем году реформу могут приостановить до лучших времен из-за нехватки денег. По самым скромным подсчетам, на обновление автопарка нужно порядка 6,5 млрд. грн., на создание единых диспетчерских центров, переучивание персонала, повышение зарплат парамедикам — по 400 -500 млн. грн. То есть, всего до 10 млрд. грн на пять лет или 2 млрд. грн. в год. В проекте бюджета-2019 на реформирование экстренной медпомощи заложено вдвое меньше — всего 1 млрд. грн.

«Причем, непонятно откуда взялась эта цифра — никаких расчетов нам не предоставили», — пояснил Константин Надутый.

Любая реформа предполагает изменения в какой-то сфере жизни, направленные на укрепление государственных основ. Однако, из этого не следует, что уровень жизни народа непременно улучшиться. Подтверждением тому может послужить проводимая в России реформа здравоохранения, вызвавшая в свое время не только волну возмущения, но и заставившая выйти на митинг тех, кого она коснулось непосредственно – работников этой отрасли. И дело здесь не в изменении каких-то нормативов или финансовых схем, а в том, что эти изменения оказывают существенное влияние на вопросы жизни и смерти народа, в прямом смысле этого слова.

Чтобы убедиться в напряженности ситуации следует начать с медицинской службы скорой помощи, от которой в первую очередь зависит уровень смертности и продолжительности жизни в стране. Именно так поступили журналисты «Русского репортера», начиная свое системное расследование.

Немногие знают, по какому алгоритму происходит обработка сигнала о помощи после набора номера «03» или «103». Звонок поступает на центральный диспетчерский пункт, и принимает его фельдшер по приему и передаче вызовов. Для максимальной оперативности и четкости ведения переговоров, на экране монитора, стоящего перед работником скорой помощи, высвечиваются вопросы, которые он и задает звонящему человеку, одновременно занося получаемую информацию в компьютер. Параллельно идет автоматическая обработка данных, и в зависимости от места нахождения, вызов передается на пульт регионального фельдшера. Если в регионе имеется несколько подстанций, то вызов принимает самая ближняя к пострадавшему. На все про все уходит порядка трех минут, и раньше скорая помощь выезжала на все абсолютно вызовы. Исходили из того, что просто так человек звонить в «скорую» не станет, раз он набирает номер, значит, ему нужна помощь. В свое время такой опыт работы перенимался медиками всего мира, чем гордилась наша страна. Однако, с 2013 года отработанный механизм подвергся реконструкции.

Переоснащенная медицина столицы – это еще не вся страна

Заявление вице-мэра Москвы в начале 2013 года о том, что уровень смертности за прошедшие два года снизился на 18%, приятно удивило, и было похоже на сказку. Ведь во все времена высокая смертность была позором для страны. По логике такие изменения происходят на фоне постепенного улучшения общей ситуации в стране в социальной и экономической сфере, а тут фантастическое снижение смертности за короткий период. Москва по этому показателю подтянулась до уровня многих стран Европы и обогнала на 36% средние показатели внутри страны.

Пытаясь разобраться, каким образом, достигнуты вызывающие гордость результаты, пришли к выводу, что причина кроется, не столько в улучшении общего состояния здоровья москвичей, сколько в принятии конкретных мер по оснащению скорой помощи современным оборудованием и медикаментозными препаратами. Именно, это дало возможность незамедлительного терапевтического вмешательства, в особенности, при сердечно – сосудистых проблемах, вызывающих наибольшее количество смертельных исходов. Еще один существенный фактор состоит в том, что скорая помощь должна доставить пациента в ту клинику, где ему будет оказана помощь максимально оперативно и эффективно. Важную роль в этом вопросе играет грамотное управление системой клиник, именно в этом заключается идея их укрупнения, высокой оснащенности и профессиональной подготовки кадров. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень смертности напрямую зависит от оснащения клиник и изменения принципа работы приемных покоев.


В регионах, тем не менее, приемные покои продолжают работать по старинке, на что сетуют местные врачи. А хотелось бы, чтобы вместо «покоя» в работу оперативно включались сразу несколько специалистов, тем самым сокращая до минимума время от доставки больного до начала терапии.

Не редки случаи, когда скорая помощь справляется очень быстро и в больницу человек, например, после инсульта доставляется вовремя, но на календаре суббота, и врача, способного своевременно в течение трех часов, пока еще есть реальный шанс для эффективной терапии, на месте нет. При этом московские кареты скорой помощи оснащены по полной программе. В их распоряжении по два дыхательных аппарата, в наличие все необходимые медикаменты. Для квалифицированного специалиста имеются все возможности оказать помощь в полном объеме.

Но, опять-таки, это в столице. В той же Уфе больше половины машин имеют износ сто процентов . Но даже не это приводит в отчаяние – как-то ж машины ездят. Главное то, что аппаратура там устаревшая морально. Если кардиологические и реанимационные машины оснащены хорошо, то в старых каретах такие же раритетные аппараты для вентиляции легких.

Фельдшер скорой помощи из Владимирской области возмущен до глубины души разговорами о модернизации медицины:

«О каком переоснащении идет речь, если элементарные носилки до сих пор представляют собой две палки с брезентом между ними. Машина скорой помощи, которую своими силами каким-то образом пополнили всем самым необходимым, еще, куда ни шло. А пришлось пересесть на другую, хоть плачь. Пациент умирает. Пока проводил реанимационные манипуляции, свет вырубился, двигатель заглох. Надо срочно в больницу, а мы с водителем машину с толкача пытаемся завести.

Что касается тяжелобольных, то для них машины вообще не рассчитаны. С помощью имеющегося оборудования микроинфаркт, например, диагностировать практически невозможно. А ведь есть аппаратура, позволяющая протестировать больного на тропонин, и в течение 20 минут получить точный диагноз, но мы такой возможностью не располагаем. Дефибрилляторов нет, даже искусственную вентиляцию легких провести нечем».

Опыт Москвы убедительно доказывает, что для снижения смертности не нужны сверхъестественные открытия, достойные Нобелевских премий в сфере экономики или управления. Достаточно увеличить объемы финансирования, направленные на переоборудование и переоснащение медицины, и эффект не заставит себя ждать. Снизить смертность, не вкладывая средства в медицину невозможно. Однако, в основе реформы здравоохранения лежит общее снижение расходов на медицину, а те, кто стоит у руля, рассчитывают на повышение эффективности, без дополнительных ассигнований.

Всем правит ОМС

Революционное начало реформы здравоохранения заключается в том, что прекращено бюджетное финансирование скорой помощи. Отныне скорая помощь входит в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Каким образом данное нововведение отразилось на медицинских работниках и пациентах?

В настоящий момент все средства, выделяемые государством на финансовые нужды медицины, стекаются в фонд обязательного медицинского страхования. Фонд выступает в роли покупателя медицинских услуг, предоставляемых людям бесплатно.

По мнению работника московской скорой помощи с тридцатилетним стажем, ОМС, не смотря на свою мощь, не в состоянии полноценно обслуживать такое подразделение, как скорая помощь. Скорая помощь во все времена была для государства очень затратной структурой, но в тоже время работало большое количество специализированных бригад, которые сейчас ликвидированы.

Отныне зарплата работников скорой помощи находится в прямой зависимости от предъявленных к оплате страховщикам счетов. Оплата измеряется количеством вызовов с фиксированной стоимостью, которые оплачиваются из фондовых средств ОМС. Все счета тщательно оцениваются на соответствие объема, качества и стоимости оказанной помощи. По результатам проверки деньги перечисляются медикам. Новшество в финансировании не должно влиять на взаимодействие медиков и пациентов. Даже, если у человек нет в наличие страхового полиса, в помощи ему никто не отказывает.

Ожидаемое улучшение качества медицинского обслуживания, ввиду того, что оценивается оно теперь страховщиками, и при неудовлетворительной оценке в оплате вызова может быть отказано, в итоге вылилось в массу дополнительных формальностей и сложную систему денежной мотивации для работников скорой помощи.

Врачи вынуждены осваивать еще и чистописание

Изначально предполагалось, что как только, скорая помощь войдет в систему ОМС, то медицинские услуги, оказываемые пациентам, не включенным в систему, будут оплачивать регионы. Однако, региональных бюджетных средств на это не хватает, и данное условие не выполняется.

В итоге, вызов, отработанный с пациентом, не предъявившим по каким-то причинам страховой полис, оказывается не оплаченным. Медики остались без зарплаты.

Теперь одной из самых глобальных задач для медиков является оформление бумаг. Любая описка в заполнении документов служит основанием для отказа в оплате вызова.

Бюрократия дошла до предела. Скорая привозит находящегося в агонии больного, а его отказываются принимать, потому что не оформлены сопроводительные документы, и никого не волнует, что все время врачи были заняты реанимацией пациента.

Стало уже нормой, что медработники недополучают зарплату из-за ошибок в документах. Небрежность врачей для страховой компании даже на руку - не надо платить.

Чтобы выжить врачи должны работать без сна и отдыха

Реформаторы обнадеживали медиков, что их зарплаты возрастут на 60-70% и потребность в совместительстве отпадет сама по себе, тем более, что от таких объемов работ страдает качество обслуживания пациентов. В реальности зарплаты медиков непозволительно ничтожны и совместительство – это единственный вариант каким-то образом свести концы с концами.

Врачи, согласно нормативам должны работать сутки через трое. Однако, такую «роскошь» многие не могут себе позволить и выходят на работу через сутки, а то и двое суток подряд.

Совместительство оформляют везде, где возможно. Кроме основной работы на скорой помощи, работают совместителями в диспетчерской, на скорой помощи у частников, в больницах. Хирург, к примеру, пять дней в неделю проводит операции в больнице, берет два-три ночных дежурства на скорой помощи и еще сутки в выходной.

Молодым врачам, не имеющим достаточного стажа работы, чтобы выжить приходится буквально дневать и ночевать в больнице. Набираются опыта и уезжают работать из регионов в Москву, где зарплата втрое выше, а работа такая же. Дорога в одну сторону занимает три часа. После суток на скорой помощи надо еще три часа добираться домой. Но в Москве работает много врачей из Тулы, Рязани, Калуги, Твери, Владимира. И продолжается жизнь в таком ритме годами.

Скорая помощь и неотложка – двойной труд

Реформой предусмотрено разделение всех поступающих на «03» звонков на две группы: скорую помощь и неотложную помощь.

Скорую помощь диспетчер направляет в тех случаях, когда требуется незамедлительная госпитализация. Как правило, это травмы, аварии, сердечные приступы, острые боли в области живота. На приезд скорой помощи в таких ситуациях отводиться не более 20 минут.

На неотложке работает один врач, и он обеспечивает оказание помощи на так называемых домашних вызовах, к которым чаще всего относятся хронические заболевания. По нормативу на такой вызов отводится два часа.

Нелепость ситуации в том, что если оказалось, что больной подлежит госпитализации, все начинается сначала. Опять необходимо обращаться в «03», потому что неотложка не имеет права везти пациента в больницу. Врачи вынуждены делать двойную работу.

Время работы неотложки ограничено 20.00. После этого все вызовы выполняет скорая помощь. Многие пациенты, которые по состоянию своего здоровья должны обращаться в неотложку, преднамеренно дожидаются 20 часов и только потом начинают звонить на «03», зная, что там работают более опытные и квалифицированные специалисты. Такие пациенты научены, что нужно сказать, чтобы приехала именно скорая, на чем акцентировать внимание. В результате, идея разгрузить скорую помощь, снять с нее социальные вызовы и вызовы, не представляющие угрозу жизни, не сработала.

Специализированные бригады сократили – остальные захлебываются от вызовов

В дореформенные времена в распоряжении скорой помощи были специализированные бригады: кардиологические, токсикологические, неврологические и травматологические. В Москве работали пять бригад токсикологов на специализированных машинах, оснащенных химической лабораторией. Теперь осталась одна такая бригада и то на переоборудованной машине, обязанной выезжать на любые вызовы. Учитывая, что для государства такое решение явно невыгодно, очевидно, что инициатива исходит от фонда ОМС. Ведь вызов специализированной токсикологической бригады согласно тарифному соглашению между медиками и страховщиками стоит в два с половиной раза дороже.

Самое страшное, что от этой экономии в первую очередь страдают пациенты . У специализированных бригад было оборудование и наработанный опыт, чтобы, к примеру, неврологи, приехавшие по вызову могли сразу же определить очаг кровоизлияния при инсульте. Сейчас даже если оборудование сохранилось, узкие специалисты превратились в обычных линейных врачей.

К примеру, в Уфе, где работают в общей сложности 8 подстанций скорой помощи, до реформы было по две кардиологических бригады на каждой. Сейчас на все подстанции приходится четыре машины. Эти бригады вынуждены обслуживать не только свои вызовы, но и вызовы других подстанций. Вот, например, прошлось выехать к ребенку, проглотившему силиконовые шарики, потому что не было свободных машин. Привезли в ближайшую детскую больницу, а там некому сделать ФГС. Пока перевозили в другую больницу, как кардиологи, выпали из процесса на полтора часа. А в перспективе кардиологические бригады вообще планируется ликвидировать. Это в то время, когда смертность по причине сердечно - сосудистых заболеваний занимает первое место в мире.

В Туле скорая помощь теперь находится на базе городской больницы. В целях «оптимизации» созданы объединенные кардиореанимационные бригады, осталась единственная детская бригада.

Во Владимирской области вместо четырех бригад осталось всего две. Районная скорая помощь обслуживает райцентр и почти сотню деревень. Если есть необходимость доставить пациента в больницу в областной центр, то дорога занимает порядка двух часов. Если и вторая бригада занята, то на вызов подключается подстанция из другого района, чтобы приехать скорой помощи надо 30-40 минут, а зачастую для больного время отсчитывается на секунды.

Вместо врачебных бригад скорой помощи появятся фельдшерские

Раньше в составе бригады скорой помощи обязательно был врач, который оказывал квалифицированную медицинскую помощь до того, как пациент будет доставлен в больницу.

Теперь из-за мизерной зарплаты врачи отказываются работать в бригадах скорой помощи. Они охотнее работают в поликлиниках, где не надо носиться с этажа на этаж и выслушивать вечное недовольство пациентов.

Так что в ближайшем будущем врачебных бригад не останется вовсе – все они заместятся фельдшерскими.

И что же окажется в итоге? На сегодняшний день практически во всех крупных городах страны созданы специализированные центры, где пациента могут спасти от инфаркта, инсульта, последствий травмы. Основное условие – это правильная постановка диагноза специалистами скорой помощи и своевременная госпитализация больного. В Москве, благодаря этому, процент смертности значительно снизился. Но нельзя сравнить степень укомплектованности врачами столичных медицинских учреждений и региональных, как и нельзя сравнить их зарплаты.

Как-то не очень верится, что уровень смертности по России снизится, когда кроме ликвидации специализированных бригад скорой помощи, место врачей займут фельдшеры. Ведь у врача и фельдшера разная подготовка. Если фельдшер в силу недостатка знаний сделает ошибку при оценке ситуации и пациент будет доставлен в простую больницу, а не в специализированный центр, то и результат будет соответствующий. А ведь фельдшер, приступив к работе на скорой помощи, отправляется на любой вызов, и никого не интересует его опыт работы, и то, что есть манипуляции, которые фельдшер просто не имеет права проводить самостоятельно.

Вместе с тем, и врач, и фельдшер имеют медицинское образование. И при желании развиваться, познавать, обучаться, перенимать опыт, повышать квалификацию фельдшер способен даже превзойти врача. Нередки случаи, когда фельдшеры и диагноз выставляют лучше, и в ситуации ориентируются быстрее. Вся беда в том, что в последнее время немногие стремятся к совершенству. У молодежи нет желания учиться. У опытных специалистов нет стремления к наставничеству, как было когда-то. И врач, и фельдшер становятся специалистами, только лишь нарабатывая опыт.

Особую тревогу вызывает ситуация, когда бригада скорой помощи состоит из фельдшера и водителя, и это становится уже нормой. А как поступать медику, когда требуется не две руки, а четыре, и одному провести определенные манипуляции в принципе невозможно. И чаще всего в таких случаях в больницу доставляется либо уже труп, либо человек с минимальными шансами на выживание.

Скорая помощь, как падчерица, у медицины

Уже не один год сокращается количество больниц в России. Происходит это потому, что там кроме лечения еще выполняются функции ухода, например. Сейчас койки интенсивного лечения, оплачиваемые из фонда ОМС, от второстепенных функций освобождаются. Теперь центры лечения будут находиться только в областных городах. В деревнях вместо больниц появятся фельдшерско-акушерские пункты, кабинеты врачей общей практики и может быть дневные стационары на пару коек.

Бесспорно, что медицинские центры лучше оснащены, и специалисты там более высокой квалификации. Но никто не учитывает, что до этих центров нужно добраться. И для большинства людей, особенно пожилых, это становиться практически нереально. Вот и звонят люди в скорую помощь. Зачастую даже оставшиеся специализированные бригады вынуждены выезжать на чисто поликлинические вызовы. Скорая помощь, затыкая все образовавшиеся бреши, работает и за больницы, и за поликлиники.

Формализм – основа реформистской медицины

Фельдшер районной скорой помощи из Владимирской области рассказал о произошедшем с ним случае. Приехал он на вызов, у женщины сильная одышка. Кардиограмма показала обширный инфаркт с отеком легких. Привез пациентку в реанимацию, по состоянию видно, что тяжелая больная, а реаниматолог, выяснив про давление, которое позволяло транспортировать человека, настоял на доставке женщины во Владимир. Пока доехали до областного центра, врач посмотрел и возмутился, как можно было брать на себя такую ответственность. Еще минут десять, и смерть наступила бы прямо в карете скорой помощи. Пациентку из реанимации уже перевели в обычную палату и дело, вроде как, пошло на поправку. Но при инфаркте критическими являются 7, 14 и 21 день. Вот на последний критический день человек умер из-за возникших осложнений. А ведь можно было бы этой смерти избежать. Врачи бояться брать на себя ответственность и стараются все спихнуть скорой помощи.

Врачам и больнице выгодно оказывать несложную медицинскую помощь. Что касается сложных и рискованных случаев, то у врачей просто пропадает желание выполнять ответственно свой долг – спасать человека от смерти, и связано все с минимальными зарплатами и кучей отчетности.

Если раньше во главу угла ставился пациент, и врач приехавший по вызову, сам решал, какое время уделить больному, то сейчас все строго регламентировано. Доехать до больного надо уложиться в 20 минут. За полчаса надо умудриться успеть и осмотреть больного, и при необходимости давление измерить, кардиограмму сделать, уровень сахара определить, а главное без ошибок заполнить бумаги.

Врачи ведь тоже разные. Если не уложился в отведенные тридцать минут, то необходимо позвонить и доложиться о причинах задержки. Как можно оказать полноценную помощь, если врач вынужден постоянно заглядывать на часы, и думать, как бы, не опоздать позвонить, или еще хуже, когда в самый неподходящий момент начинают трезвонить с подстанции и наводить справки. Врачи целые сутки под прицелом, отступил от расписанного алгоритма действий - готовь объяснительную записку. А ведь человеческий фактор играет немаловажную роль, особенно, что касается врачебных действий. Редкий человек способен адекватно относиться к подобным условиям работы.

Повторные вызовы остаются чисто на усмотрение врачей, потому что они не оплачиваются. А ведь не секрет, что пациенты тоже бывают всякие, и порой скорую помощь используют в качестве психологической, просто чтобы поговорить.

Вот так и получается, что все ждут от скорой помощи профессионализма и участия, а самих работников никто не слышит.

Министерство здравоохранения Украины объявило о начале новой фазы реорганизации. Уже с 1 августа кардинальные изменения ждут систему неотложной медицинской помощи, которую с подачи украинского Кабмина профильное ведомство пытается представить как «переход структуры на цивилизованные функциональные рельсы».

Предполагается, что в обозримом будущем на экстренные выезды к больным станут приезжать исключительно бригады из младшего медицинского персонала и даже люди, не имеющие элементарных познаний в медицинской сфере. Несмотря на то, что в ряде регионов страны пилотные проекты такой «реформы» потерпели фиаско, официальный Киев намерен внедрить упомянутые европейские и американские стандарты на территории «от Ужгорода до Мариуполя». Независимые аналитики в этой связи предполагают резкое увеличение количества смертей по всей Украине. В ситуации разбирался корреспондент Федерального агентства новостей .

Грандиозный скандал разразился на днях в одном из небольших городков Киевской области. По экстренному вызову линии 103 (территориальный номер вызова скорой помощи на Украине. - Прим. ФАН) к находящейся в предынфарктном состоянии пенсионерке Анне Л. прибыла так называемая «бригада парамедиков».

Двое молодых людей в гражданской одежде и девушка в несвежей зеленой униформе сначала попытались сделать потенциальной пациентке искусственное дыхание, затем вкололи пожилой женщине глюкозу и наконец, додумавшись измерить женщине давление, констатировали у бедняги гипертонический криз. В ближайшую больницу пенсионерку на собственной машине доставили соседи: «парамедики» причин для госпитализации в данном конкретном случае не нашли.

Как оказалось впоследствии, если бы Анну положили на операционный стол позже хотя бы на час, шансы на спасение женщины равнялись бы нулю. В ходе предварительного расследования инцидента, детали которого как правоохранительные органы Украины, так и сотрудники областного Минздрава предпочитают не разглашать, выяснилось, что ни один из тех «парамедиков» достаточной квалификации не имеет - двое молодых людей раньше работали санитарами в психиатрической клинике, а девушка занимала должность помощника фельдшера в сельской амбулатории.

«Это - классический пример украинской медицинской реформы в действии, - рассказал в доверительной беседе с корреспондентом ФАН активист общественной организации «Пациенты-2017» Мирослав Сомок . - Кто-то на Банковой (в правительственном квартале в Киеве. - Прим. ФАН) посчитал, что скорая помощь обходится бюджету слишком дорого. Зачем на вызовы отправлять профессиональных врачей, которых и без того из-за оттока кадров за рубеж остались единицы? Ведь проще организовать доставку больного в медучреждение без предварительного определения диагноза. А если тот же больной скончается в карете «неотложки» - никаких претензий к бригадам, составленных из непрофессионалов, не будет».

Такое мнение полностью разделяют эксперты.

«Они [украинские чиновники] хотят заменить докторов на [американский вариант] «парамедиков», которые начнут хватать пациентов и везти их в неизвестном направлении. Больницы интенсивной терапии, куда действительно можно доставить человека в кризисной ситуации, на Украине можно пересчитать по пальцам одной руки, - говорит председатель Свободного профсоюза медицинских работников Украины Олег Панасенко . - Таким образом, кареты скорой очень скоро превратятся в банальные катафалки».

По словам Панасенко, прямая вина за складывающуюся ситуацию лежит на исполняющей обязанности украинского министра здравоохранения, гражданку США Ульяну Супрун .

«Речь идет о полной некомпетентности пани Супрун и ее команды», - резюмировал профсоюзный лидер.

Эксперту вторит и ответственный секретарь Национальной медицинской палаты Украины Сергей Кравченко .

«Мы тотально уничтожаем наработанную десятилетиями систему здравоохранения, - говорит он. - Реформировали сферу первичной медико-санитарной помощи, и в результате развалили ее. Сейчас реформируем вторичную и третичную медпомощь в рамках госпитальных округов - угробим и эту схему».

По сути это правда. Только по самым скромным подсчетам за последние четыре года, после событий Евромайдана, Украину покинули около 10 тысяч высококвалифицированных врачей и не менее 20 тысяч представителей среднего медицинского персонала. Еще приблизительно столько же были вынуждены уйти из профессии в поисках сезонных работ в России и странах Европейского Союза. В подавляющем большинстве украинских регионов автопарк скорой помощи пришел в полную негодность: были случаи, когда несколько сел обслуживал лишь один более-менее знакомый с медициной человек, имеющий личную машину, да и тот оказывался либо ветеринаром, либо зоотехником.

«Складывается впечатление, что в рамках реформы неотложной медпомощи происходит геноцид нашей нации, и руководство украинского Минздрава является проводником этой программы», - подчеркнул Кравченко.

В этой связи секретарь НМПУ прозрачно намекнул на слова первого заместителя пани Супрун - Александра Линчевского . Не так давно тот, выступая на заседании украинской Счетной палаты, позволил себе усомниться в необходимости выделения средств на лечение онкобольных и создание территориальных центров скорой помощи для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

«Они все равно все умрут!» - пообещал чиновник.