Open
Close

Кабардино-Балкария: религия, история и интересные факты. Старт в науке

Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость. Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ.

Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:

Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо. Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.

Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».

Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.

Гость адыга в крепости сидит

Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.

Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.

Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества

Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.

Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб

Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:

– сватовство;

– согласование суммы калыма;

– смотрины и обручение;

– выплата доли калыма;

– обряд вывода невесты из родного дома;

– «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;

– переезд невесты в дом будущего мужа;

– обряд примирения жениха с родными.

Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.

Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать

Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.

Кабардинцы (самоназвание – ады́га) – один из «титульных» народов Кабардино-Балкарской республики. К адыгам принадлежат современные кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Адыги — автохтонный народ Кавказа. Со средних веков они известны в исторической литературе под названием «черкесы».

Адыги – народ древний. В прошлом они имели культурно-исторические связи с Циркумпонтией, народами Передней Азии и Ближнего Востока. Как этнос адыги сложились в бронзовый период, когда они стали основателями «Майкопской культуры». В древних источниках они фигурируют как меоты. В этот этнос также входили несколько племен: синды, ахеи, керкеты, зиххи. Уже в первом тысячелетии до н.э. меоты имели экономические и культурные связи с киммерийцами и греческими городами. Такое сотрудничество с развитыми в то время народами привело к образованию государства Синдика. Во второй половине первого тысячелетия н.э. завершилось объединение адыгских племен – образовалась Конфедерация зиххов со столицей Никопсис. В раннее средневековье адыги называли себя «зиххами».

В арабских, русских, персидских исторических документах Х — ХII веков адыги называют еще «касогами» («кашаками»).

К середине IХ века Зиххская конфедерация (ее еще называют «государством князя Инала») распалась. Новое объединение адыгских племен произошло после разгрома хазаров русскими войсками. В Х — ХI вв. оно присоединило к себе Тмутараканское княжество, где находилось зиххское архиепископство.

К ХII веку Тмутараканское княжество присоединилось к Византии. В этот период начинается разъединение адыгских племен, прямым результатом которого является начало формирования кабардинского субэтноса в центральной части Северного Кавказа. В ХIII веке нашествие монголо-татар существенным образом изменило этнополитическую картину Северного Кавказа. С этого времени, как сказано выше, появляется термин «черкес» — общее название всех адыгских племен.

ХII — ХIV столетия – эпоха появления на Центральном Кавказе нового мощного объединения адыгских племен, территория которого с ХV века стала называться «Къэбэрдей» («Кабарда»), а люди, проживающие в ней, кабардинцами. Экономический и политический расцвет Кабарды приходится на ХVI — ХVII века, когда твердо установились общественные институты – верховный князь, хасэ (совет), суды. Именно в этот период Кабарда стала выделяться из других национально-территориальных образований Северного Кавказа высоким уровнем жизни населения и своей самобытной культурой.

В 1557 году Россия и Кабарда заключили военно-политический союз. Прочению этого союза способствовала выдача дочери верховного князя Кабарды Темрюка Идарова Гуашаней (Марии) за русского царя Ивана IV. Кабардинские князья начали ездить в Москву служить государю. В истории России их имена вошли как могущественные князья Черкасские, сыгравшие выдающуюся роль в укреплении русского государства.

В первой половине ХVIII века между Россией и Османской империей происходили серьезные конфликты и споры на право владения Кабардой. По Белградскому мирному договору 1739 года Кабарда признавалась независимым государством, однако с 60-х годов Россия вступила на путь колониальной политики по отношению к Кавказу. Первый удар был нанесен на Кабарду, и она потеряла свою независимость в начальном этапе (1763 — 1822) Кавказской войны. Война завершилась 21 мая 1864 года с покорением царскими войсками Западной Черкесии. После окончания войны большая часть адыгов, в том числе и кабардинцев, переселились в Османскую империю.

В 1921 году кабардинцы обрели свою государственность в форме автономии – была образована Кабардинская Автономная область в составе РСФСР. В 1922 году к ней присоединилась и Балкария, в 1936 году она стала республикой – Кабардино-Балкарская АССР, с 1992 года переименована в Кабардино-Балкарскую Республику.

Кабардинцы по своему вероисповеданию мусульмане-сунниты, исключение составляют православные кабардинцы, проживающие в г. Моздоке и ряде прилегающих населенных.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Кабардинцы. «Млечный путь», 2006


Общие сведения

КАБАРД‘ИНЦЫ, адыге (самоназвание), народ в России (численность 386 тыс. человек), коренное население Кабардино-Балкарии (около 364 тыс. человек). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР - около 391 тыс. человек. Живут и во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и Северной Америки. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты, моздокские Кабардинцы - в основном христиане-православные.

По данным Переписи населения 2002 года численность кабардинцев, проживающих на территории России, составляет 520 тысяч человек. Численность в России по данным переписи 2010г. - 516 тыс. 826 человек.

Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этническую общность адыгов. Предки Кабардинцев, как и других адыгских народов, были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они известны в 1-6 веках как зихи, в 13-19 веках как черкесы. В середине 1-го тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В 13-15 веках наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды - самостоятельной политической единицы и формированием кабардинской народности. В 1557 верховный князь Кабарды Темрюк попросил русского царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России.

В 16-18 веках существовала данническая зависимость части соседних осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабардинских князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания, тайные мужские союзы.

В 1921 в составе РСФСР образована Кабардинская АО, с 1922 - объединённая Кабардино-Балкарская АО, в 1936 преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1944 по 1957, когда балкарцы были насильственно депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена. В январе 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР, с марта 1992 Кабардино-Балкарская Республика. Важную роль в национальном движении играет Конгресс кабардинского народа (создан в 1991).

Традиционные занятия - пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремёсла: мужское - кузнечное, оружейное, ювелирное, женское - сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Планировка поселений до середины 19 века кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей - кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине 19 века.

Традиционный мужской костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний - бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда - шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

Традиционная пища - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток - махсыма изготовляется из пшённой муки с солодом.

По крайней мере до 19 века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к 19 веку была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество.

Современный быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиционных черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие национальные блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье.

Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т.п., широко распространились среди соседних народов.

В духовной культуре начиная с 15 века возрастало влияние ислама, который всё более вытеснял языческие и христианские верования. Традиционные игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др. Традиционные изобразительные мотивы - стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

У Кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество "Хаса" ("Народное собрание"). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.

Б.Х. Бгажноков, Я.С. Смирнова

Очерки

Уважение превыше всего

У кабардинцев считается невежливым беспокоить пожилых людей и старцев своими просьбами, отвлекая их от высоких и вечных дум. По нормам кабардинского этикета не принято окликать старшего, поэтому и нет никакой речевой формулы, которая бы служила этим целям.Для обращения к молодым людям употребляются устоявшиеся фразы, которые в переводе звучат, как «мой мальчик», «моя девочка», «моя красавица». Встречается еще форма «хороший парень» — что-то вроде синонима русского выражения «добрый молодец». Обращаясь к пожилым людям (чужим, неродным, незнакомым), кабардинцы могут сказать: «Ди анэ» — «Наша мать», «Ди адэ» — «Наш отец». Внуки обращаются к бабушкам и дедушкам «Нанэ», «Дадэ». Есть и более вежливые формы: «Си нанэ дахэ», «Си нанэ дыщэ», «Си нанэ гупсэ» («Моя нана красивая», «Моя золотая нана», «Моя нана, которая является душой моего сердца»). Такую нежность в обращении к людям любого возраста этикет предусматривает в целях воспитания культуры, доброжелательного и уважительного отношения к людям.В кабардинском языке отсутствуют такие обычные для русских формулы прощания, как «До свидания!», «До встречи!», «До завтра!», «Прощай!». В аналогичных случаях кабардинцы говорят: «Даст бог, еще встретимся, увидимся». Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке, который относится к абхазско-адыгской группе иберийско-кавказских языков. Имеется четыре основных диалекта этого языка: Большой Кабарды, моздокский, бесленеевский и кубанский. Письменность на кабардино-черкесском языке создана после 1917 года, первоначально на базе латинского алфавита, а с 1936 — на основе русской кириллицы. В языке кабардинцев обилие согласных. Гласных всего три — «а», «э», «ы».

Вся мудрость жизни в адыгэ хабзэ

По данным переписи населения 2002 года численность кабардинцев, проживающих на территории России, составляет 520 тысяч человек. В том числе в Кабардино-Балкарской Республике — почти 499 тысяч.

Кабардинцы относятся к коренному населению Кабардино-Балкарии, но они живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и в Северной Осетии. Общая их численность в пределах бывшего СССР — около 391 тысячи человек. Верующие — преимущественно мусульмане-сунниты, но кабардинцы из Моздока — в основном христиане-православные.

Вместе с адыгейцами и черкесами кабардинцы составляют этническую общность адыгов. Предки кабардинцев, как и других адыгских народов, были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они фигурируют в I—VI веках как зихи, в XIII—XIX веках, как черкесы. В середине I тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В XIII—XV столетиях наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье. Оно завершилось образованием Кабарды — самостоятельной политической единицы и формированием кабардинской народности. В 1557 году верховный князь Кабарды Темрюк попросил русского царя Ивана IV принять его под свою руку. В 1774 по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России. В XVI—XVIII веках существовала данническая зависимость части соседних осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабардинских князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания, тайные мужские союзы.

В 1921 году в составе РСФСР образована Кабардинская АО, с 1922 — объединенная Кабардино-Балкарская АО, в 1936 преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. В 1944 году балкарцы были насильственно депортированы в Среднюю Азию. Из названия республики исчезло слово «Балкарская». В 1957 году было восстановлено прежнее название. В январе 1991 года Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР. С марта 1992 — Кабардино-Балкарская Республика. Важную роль в национальном движении играет Конгресс кабардинского народа (создан в 1991).

Традиционные занятия кабардинцев — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство. Всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Развиты промыслы и ремесла.

Планировка поселений до середины XIX века кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей — кунацкая. Жилище у кабардинцев прямоугольной формы, с двускатной или четырехскатной соломенной крышей. Каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX века.

Традиционный мужской костюм — черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами. Верхняя одежда — бурка, овчинная шуба, башлык. В традиционный женский костюм входят: шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса, нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.Традиционная пища — вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог.

До XIX века у кабардинцев преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но ее жизненный уклад остался патриархальным, а это значит: власть отца семейства, подчинение младших членов семьи старшим, женщин — мужчинам. Существовала также соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к XIX веку была в основном вытеснена композицией (выкупом, вознаграждением в пользу потерпевшего). В высших сословиях было широко распространено аталычество (воспитание детей высшей знати в специальных семьях — за пределами родного дома). Очень ценилось и ценится до сих пор гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество.Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ — это совокупность норм обычного права, нравственные предписаний и правила этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приемы седловки, джигитовки, широко распространились среди соседних народов.

С XV века в духовной культуре кабардинцев возрастает влияние ислама, поэтому языческие и христианские верования практически вытесняются. Традиционные игры и зрелища кабардинцев имеют военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооруженных палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни, сказки, пословицы. Традиционные изобразительные мотивы — стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

У кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество «Хаса» («Народное собрание»). Установлены связи с одноименными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.Современная жизнь урбанизируется, но в ней удерживается много традиционных черт. Нетленны и правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами. А также все то, что входит в понятие «застолье». Это тоже святое, вечное.

Рана от сабли заживает, от языка-нет

Пословицы кабардинцев (и в целом адыгов) остроумны, разнообразны, не лишены дерзости и парадоксальности, что, конечно же, ценно. На язык мастер, а как за дело — так левша.Лучше все раздарить, чем проторговаться.У кого бывает много гостей, у того дети не голодают.Кто от чумы уцелел, тот от хмеля умер.В неначатом деле сидит змея.Когда вороне сделали глаза, она запросила брови.Болезнь приходит через проушину колуна, а уходит через ушко иголки.Глупый пестрое любит.Кто не льстит, тот не обманывает.Первая жена тебе жена, второй жене ты жена. По поводу последней пословицы можем сказать, что лучшего аргумента в защиту моногамии и не придумать.

(самоназвание), народ в России (численность 386 тыс. человек), коренное население Кабардино-Балкарии (около 364 тыс. человек). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР - около 391 тыс. человек. Живут и во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и Северной Америки. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты, моздокские кабардинцы - в основном христиане-православные.

Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этническую общность адыгов. Предки кабардинцев, как и других адыгских народов, были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они известны в I-VI вв. как зихи, в XIII-XIX вв. как черкесы. В середине 1-го тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В XIII-XV вв. наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды - самостоятельной политической единицы и формированием кабардинской народности. В 1557 верховный князь Кабарды Темрюк попросил русского царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России.

В XVI-XVIII вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабардинских князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания, тайные мужские союзы.

В 1921 в составе РСФСР образована Кабардинская АО, с 1922 - объединённая Кабардино-Балкарская АО, в 1936 преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1944 по 1957, когда балкарцы были насильственно депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена. В январе 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР, с марта 1992 Кабардино-Балкарская Республика. Важную роль в национальном движении играет Конгресс кабардинского народа (создан в 1991).

Традиционные занятия - пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремёсла: мужское - кузнечное, оружейное, ювелирное, женское - сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Планировка поселений до середины XIX века кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей - кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX века.

Традиционный мужской костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний - бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда - шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

Традиционная пища - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток - махсыма изготовляется из пшённой муки с солодом.

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к XIX веку была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество.

Современный быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиционных черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие национальные блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье.

Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т. п., широко распространились среди соседних народов.

В духовной культуре начиная с XV века возрастало влияние ислама, который всё более вытеснял языческие и христианские верования. Традиционные игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др. Традиционные изобразительные мотивы - стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

У кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество "Хаса" ("Народное собрание"). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.

Б. Х. Бгажноков, Я. С. Смирнова

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 207-208.

На вопрос подскажите пожалуйста какая вера у народов кавказа??у каждого в отдельности?Абхазы, Грузины, Чеченцы?и другие тоже... заданный автором [email protected] лучший ответ это Вы даже толком наций на Кавказе не различаете, всех в одну кучу - кавказцы, а ведь здесь каждая нация индивидуальна, каждая абсолютно. Что касается религии. Грузины, армяне, абхазы - христиане, это Закавказье. А на Северном Кавказе - чеченцы, ингуши, кабардинцы, черкесы - мусульмане, а вот осетины - есть и христиане и мусульмане, единой религии нет

Ответ от Anna [гуру]
грузины христиане, часть армян христиане, а остальные мусульмане


Ответ от Iriina /// [гуру]
Чеченцы в основном вахабиты-экстремистская ветвь ислама..


Ответ от Денис Дмитриев [гуру]
Абхазы тоже христиане.


Ответ от Al Pankoff [гуру]
часть абхазии осетия грузия-- православные
армения-армянская церковь. дохолкидонская ветвь христьян
остальные ---ислам


Ответ от Causa Sui [гуру]
Есть ещё вкрапления иудаизма.


Ответ от Galya [гуру]
bhaziya..gruzini v bolshenstve svoem pravoslavnie. armyani u nih svoya cerkov...no i pravoslavnih hvataet.
4e4enci..azerbadjanci..turkmeni..tadjiki..uzbeki... musulmane


Ответ от Аида Крюкова [гуру]
Армяне - христане, грузины - тоже, абхазцы - мусульмане. По-моему, так!


Ответ от Lu Mai [гуру]
Ну, вот весь Кавказ в кучу смешали.. .
Грузины-православные христиане, абхазы -часть православные, часть -мусульмане.
Чеченцы-мусульмане, ингуши -тоже, дагестанцы -мусульмане.


Ответ от Никола Нидвора [мастер]
Грузины, абхазы - православные христиане*
Армяне - христиане-монофизиты*
Азербайджане - мусульмане-шииты*
Практически все осталальные**, в том числе и чеченцы - мусульмане-сунниты*
* Имеется в виду доминирующая религия.
**Перечисление всех народов Кавказа вряд ли возможно там, что ни аул, то новая народность. Среди малых народов есть и преимущественно шииты, и преимущественно христиане.


Ответ от Валерий Сокулин [гуру]
"Вера - осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" - апостол Павел.
Она либо есть, либо её нет.
И она одна.
Вероисповеданий тьма (способов поклонения Господу) .
На Кавказе разные конфессии (около7) ислама и христианство.
"Осуществление ожидаемого" - прощение вся и всех и за всё; бескорыстная помощь нуждающимся в помощи.


Ответ от Zinaida [гуру]
Абхазы - часть мусульмане, часть христиане.
Грузины - православные христиане.
Армяне - христиане. Они ПЕРВЫМИ приняли его на территории бывшего СССР.
Чеченцы - мусульмане.
Осетины - христиане.


Ответ от Максим Тхоржевский [новичек]
Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.
Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.
О национальной кухне адыгов:
Пища адыгов являлась той составной частью культуры народа, которая больше всего связана с его бытом и более стойко сохраняет национальные и специфические черты. Основу питания адыгов составляли продукты животноводства и растениеводства. Повседневная пища отличалась от праздничной. Для праздников и гостей пища была


Ответ от Дмитрий Симакин [активный]
У осетин три основные субэтнические группы: иронцы, дигорцы (на западе Северной Осетии) и кударцы (Южная Осетия). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность с XIX века на основе русского алфавита.
Осетины (дигорон) - это дигорцы, иронцы (ирон). Осетию зовут Иристон. Можно также назвать и сложившиеся исторически этно-культурные сообщества по месту проживания (ущелью): алагирцы,
куртатинцы, тагаурцы, трусовцы, туальцы, уаллагкомцы. Сохранились также этнонимы туалаг, - двалы, группа осенин Наро-Мамисонского региона, и хусайраг - хусары, группа осетин Южной Осетии) - народ в Российской федерации.
Считается что большинство иронцев исповедует православие, проникшее в VI - VII веках из Византии, позже из Грузии, с XVIII века из России. Дигорцы - ислам (воспринятый в XVII - XVIII веках от кабардинцев). На практике воцерковленных и практически практикующих православие и ислам не так много. На практике достаточно высокой популярностью пользуются языческие верования и обряды в симбиозе с христианством.
Существует мнение, что язычества среди осетин нет, так как ими признается единобожие. А некоторые особенности традиционного поклонения не каноническим, на первый взгляд, святыням есть особенности восприятия христианства, знакомого осетинам и их предкам аланам еще с 916 года, когда состоялось великое крещение Алании, и определяющимся историей народа до нового крещения осетин весной 1745 г. русской православной духовной комиссией, которая прибыла в Осетию во главе с архимандритом Пахомием Осетинская, что стало политическим актом лояльности к России.
В "народном христианстве" помимо почитания Бога-Творца (осет. Хуыцау, Хуцау) и его сына Иисуса Христа (осет. Йесо Чырысти), большую роль в осетинском христианстве играет культ святых: почитание Дон-Беттыр (Апостол Пётр), Уац-Тырджи (Георгий Победоносец), Уац-Илла (Илья-пророк), Фыд Иуане (Иоанн Креститель), Тутыр (Феодор Тирон), Никкола (Николай Чудотворец) и пр. Почитается Троица (осет. Саниба).
В центре религиозных церемоний была семейная трапеза, где роль молитв выполняли тосты и застольные песни религиозного характера.
Особая роль отводилась святилищам (дзуар), где совершались моления, жертвоприношения и торжества (куывд). Жрецом дзуара (дзуари-лаг) прежде всегда был старший в роде. Когда приходят к месту дзуара, мужчины отделяются от женщин и говорят между собою сначала не иначе как шепотом.


Ответ от Ultj fghj [новичек]
грузины абхазцы осетины армяни аджарцы хрестиани! чеченцы аварцы даргиныы табасаранцы азербайджанц турки ингушшы мусулмани итд


Ответ от Владимир Орлов [новичек]
Малая часть кабардинцев христиане, живут в РСО Алания (моздокский район) и в Ставропольском крае. В прошло часть кабардинцев были христианами. В Грузии есть народ Бацбийцы (христиане) родственники чеченцам и ингушам.


Ответ от Hamo123 [новичек]
по любому грузины лучше их во всех понятиях


Ответ от Ђесса Балахтар [новичек]
На территории Армении есть языческие народности?


Ответ от (((Батчаев)) [новичек]
Грузины христиане, осетины христиане, абхазы христиане, их младший брат абазины мусульмане, карачаевцы мусульмане, черкесы мусульмане, балкарцы мусульмане, адыги не знаю, ингуши чеченцы мусульмане, аварцы и даргинцы мусульмане. Всех кого знаю написал


Ответ от Арти Ман [новичек]
Давайте начнём сначала...Каваказ - Горный регион Азии...В него входит: Кабардино- балкария. Карачаево- черкессия. Дагестан. Алания (Северная Осетия). Чечня. Ингушетия. Адыгея. Ставропольский край. Это были кавказские республики России (Ставропольский край полностью из российского народа, по этому является православным, христианским краем. Грузия. Не признанная Абхазия. Непризнанная Южная Осетия. Древняя Армения. Азербайджан.
Армения - страна принявшая первым христианство. Примерно 98% армении, а их практический 3000000 христиане.
Грузия - привила христианство после армении. Но меняла религию Аш несколько раз. На данный момент Грузия христианская страна.
Азербайджан - не настоящая и новая страна, из народов - армении, антропотены, туркменов, курдов, Сасанидов. Евляется полностью мусульманской страной.
Адыгея - в Адыгеи принято мусульманство, но сейчас там больше христиан.
Алания (с. осетия) мусульмаская страна. После распада единой Осетии она вошла в Россию и приняла христианство, но мусульманство и одноязычесво принято.
Дагестан - Ислам главное в этой стране, она важна в экономике и внуютриних дел страны. Христианство там очень малая роль.
Южная Осетия. Меняла не сколько раз религию. Сейчас там иудаизм, христианство, ислам, одноязычество
Ингушетия - мусумание и христианство, с давних пор соревнуется там. Принято и язычество.
Чечня - мучульмания главное там. Но есть и христианство так как это страна теперь субъект России.
Кабардино- балкария - христианская страна имеющая православие и атеистку.
Карачаево - черкессия - христианская страна с появления.
Абхазия - часть этой страны христианский народ, а так мусульмаская страна, но ислам там малая часть. Все))