Open
Close

Ближневосточный конфликт. Краткая история ближневосточного конфликта Влияние ближневосточного конфликта на развитие международных отношений

Ближневосточный конфликт стартовал отнюдь не с момента создания государства Израиль в 1947 году. Если заглянуть в глубокую историю с целью куда уходят корни проблемы, то мы увидим, что Ближневосточный конфликт начался несколько тысяч лет тому назад с того момента, когда покинувшие Египет евреи вторглись в Ханаан(территории современной Палестины и Израиля). Следуя заветам своего бога - Яхве, «избранный народ» взялся занять место палестинцев, при этом убивая каждого мужчину, женщину и ребёнка. Именно с той поры все «священные» призывы к насилию являются религиозным обывательским обоснованием претензий евреев на владение Палестиной.

Положение мог исправить мессия - еврей Иисус Назореец, который при жизни обрел большую популярность в одной из частей Палестины, называемой Иудеей. Всевышний послал его, в том числе, и с целью вывести своих соплеменников изпод ментального гнета искаженного раввинами Священного писания, переписанного в угоду амбициям первосвященников. Он проповедовал своим последователям любовь друг к другу, прощение обидчиков и грешников. Иисус пытался очистить иудаизм от искажений и вернуть его простым людям в качестве средства духовного совершенствования. Ему пришлось жестко осудить еврейских священников-фарисеев за их лицемерие и подмену высокого духа религии бездушной буквой закона. Фарисеи не могли потерпеть разоблачения и вынудили римского правителя Иудеи - Понтия Пилата, позволить им казнить Иисуса по законам, которые они сами вписали в текст Священного писания.

Среди провинций Римской Империи Иудея была самой проблемной во много благодаря тому, что она была населена в основном иудеями. Иудеи часто восставали и однажды, после очередного бунта, случившегося в 135 году, римляне приступили к привычной процедуре жестокого подавления еврейского восстания евреев. Римляне переименовали Иерусалим в Элию Капитолину и запретили евреям жить в нем. Даже Иудея получила новое название - Палестинская Сирия. В результате гонений евреи покинули насиженные места и расселились по другим землям Ближнего Востока и даже Северной Африки.

Расселение евреев привело к неожиданному эффекту: иудаизм был принят в качестве официальной религии в Хазарии. Хазары - это потомки тюркоязычных гуннов. Их государство занимало территории современной Украины, Западной и Центральной России, Грузии, Азербайджана и Западного Казахстана. Причины принятия религии иудаизма тюрками, во-первых, непонятны, а во-вторых, сам факт принятия иудаизма неевреямивызывает удивление. Существует предположение, что иудаизм был принят только хазарской элитой с подачи жрецов-камов, в среде которых, якобы и обосновались настоящие сыны Давида. Как бы там ни было, именно хазарская ветвь «еврейства» привела к возникновению современных евреев-ашкенази. Достаточно присмотреться к их лицам, чтобы увидеть явные признаки принадлежности к тюркской расе.

После ряда кровопролитных войн, которые князь Олег и иже с ним из числа его преемников затеяли с целью «отмстить неразумным хозарам», хазарские «евреи», точнее - ашкенази, рассеялись по Европе: Польша, Россия, Венгрия, Германия и т.д. стали их новой «родиной». Сегодня ашкенази, которые, как мы помним, не являются потомками древних евреев Иудеи (т.н. сефардов), составляют 80% от всего еврейского населения Земли. Они управляют политикой США, ЕС и Израиля, а также весьма предвзято относятся к сефардам.

Жизнь ашкенази в Европе нельзя было назвать сладкой и безмятежной. Периодически они подвергались жестокому преследованию, резне и изгнанию. Наиболее известными антиеврейскими событиями в европейской истории являются следующие: изгнание евреев из Англии в 1290 году, из Франции в 1394 году, репрессии со стороны Инквизиции и изгнание евреев из Испании в 1492 году вместе с остатками арабов. Припомним такжепамфлет Мартина Лютера «О евреях и их лжи» (1543), погромное движение «Хеп-хеп», возникшее в Германии и Дании в 1819 году, а также многочисленные черносотенные погромы евреев в России и на Украине, продолжавшиеся вплоть до большевистской революции 1917 года.

Евреи объясняют причину нелюбви к себе европейцев их завистью к успехам евреев в бизнесе, желанием отомстить за Иисуса Христа, и банальной нетерпимостью христианства к иудаизму. С другой стороны народы христианской Европы объясняли свои антиееврейские настроения гнетом ростовщичества, нечестности в делах, ненависти к христианам, кровавых жертвоприношениях и ведении евреями подрывной антигосударственной деятельности в виде распространения коррупции и т.д.
Что касается полоежния евреев на Ближнем Востоке, то здесь ситуация была иной. В эпоху Османского владычества, которе берет начало в 1516 году, Палестина входила в состав империи.Османским правителям удалось утвердить главенство закона, благодаря которому мусульмане, христиане и сефарды Палестины жили мирно. Во многом это стало возможным благодаря установлениям Корана, который учит мусульман проявлять уважение к иудеям и христианам. Но то касалось, как мы понимаем, евреев-сефардов. Вполне возможно, что сефарды были довольны существующим положением и были настроены жить мирно под покровительством мусульман. Однако намерения европейцев-ашкенази были другими.

Накануне ХХ века в их среде возникла и завоевала популярность идеология сионизма. Сионисты нацелились создать в Палестине еврейское государство. Под покровительством семейства Ротшильдов было организовано первое переселение в Палестину около 20 тысяч евреев. Параллельно в 1897 году, в швейцарском городе Базель прошел первый сионистский конгресс. Работу форума возглавил Теодор Герцль, признанный как отец-основатель Израиля. Было решено, что Израиль будет создан в течение 50 лет, а некая надгосударственная организация оформит легитимность нового государства евреев. Там же была решена участь Османской империи, которая, конечно же, не отдала бы Палестину добровольно. А если мы припомним, что Османская империя пала в результате многомерных политических интриг, закрутившихся под грохот пушек Первой мировой войны, то легко понять, кому было выгодно развязать ту самую войну…

(продолжение следует)

Айдар Хайрутдинов

Предыстория конфликта до образования государства Израиль

В центре многолетнего арабо-израильского противостояния находится палестинский вопрос, то есть проблема существования и сосуществования еврейского и арабского государств на территории Палестины. Для обоих народов палестинская земля имеет не только геополитическую, но и религиозную ценность, так как на ней располагаются важнейшие святыни иудеев и мусульман; как евреи, так и арабы обладают историческими правами на Палестину. Еврейское государство, первоначально единое, а впоследствии распавшееся на Иудею и Израиль, существовало там с 1250 г. до н. э. Евреи были изгнаны римлянами из Палестины во II в. до н. э.; арабы, исторически соседствовавшие с евреями, остались, таким образом, крупнейшим этносом на территории Палестины. После распада Римской империи Палестина последовательно была частью Византии, государства крестоносцев (XI–XII вв.), Арабского халифата (с VII в.), Османской империи (XVI в.). В 1920 г. по решению конференции в Сан-Ремо эта территория перешла под мандатное управление Великобритании.

На территории Палестины оставались только немногочисленные еврейские общины, в то время как за ее пределами образовалась обширная еврейская диаспора, среди представителей которой в конце XIX в. получила распространение идея возвращения на родину предков, Эретц Исраэль. На рубеже XIX–XX столетий резко возросла эмиграция евреев в Палестину, а после прихода к власти фашистов в Германии еврейское население по численности приблизилось к арабскому. При этом арабы воспринимали массовый приток евреев как сионистскую экспансию - их возмущение принимало форму восстаний (1920, 1929 и 1936), носивших одновременно антисионистский и антибританский характер. Лондон, поощрявший переселение евреев, оказался не в силах противостоять освободительному движению и арабов, и евреев и возложил решение палестинской проблемы на плечи вновь образованной ООН.

Таким образом, вопрос о разделе Палестины встал сразу по истечении срока британского мандата. Несмотря на то что арабы выступали категорически против раздела, в ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181, согласно которой на территории Палестины должны были образоваться два государства: еврейское (14 тысяч кв. км) и арабское (11 тысяч кв. км). Для Иерусалима, в котором располагались как иудейские, так и арабские святыни, устанавливался международный режим. 14 мая 1948 г. было объявлено о создании государства Израиль; сразу же после этого Египет, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия и Трансиордания объявили новому государству войну - первую в череде арабо-израильских войн.

Хронология ближневосточного конфликта (1948–1988)

1948–1949 гг. - первая арабо-израильская война. Несмотря на первоначальные успехи, коалиция арабских государств потерпела поражение в результате отсутствия внутреннего единства. В ходе войны Израиль приобрел еще 7 тысяч кв. км. Изгнание арабов с завоеванных территорий породило проблему палестинских беженцев, число которых к середине 1949 г. достигло 900 тысяч чел. Арабское государство так и не было создано, а предназначенные для него территории разделили между собой Египет (сектор Газа) и Иордания (западный берег р. Иордан). Иерусалим был разделен на две части: западная отошла под контроль Израиля, восточная - Иордании. В 1950 г. Израиль в нарушение резолюции № 181 перенес столицу из Тель-Авива в Иерусалим.

1956 г. - вторая арабо-израильская война («Суэцкий кризис», или тройственная агрессия Израиля. Великобритании и Франции против Египта). Война была связана с приходом к власти в Египте президента Г. А. Насера и его политикой национализации Суэцкого канала, значительная часть акций которого принадлежала англичанам и французам. Каиру удалось заручиться дипломатической поддержкой не только ООН, но и СССР и США, в результате чего Израиль, Великобритания и Франция были объявлены агрессорами. Суэцкий кризис способствовал значительному росту авторитета Египта и фактическому превращению его в лидера арабского мира. Президент Насер взял на себя инициативу по созданию антиизраильской коалиции: в 1966–1967 гг. Египет подписал пакты о совместной обороне с Сирией, Иорданией, Ираком.

1964 г. - создание Организации освобождения Палестины (ООП), которая представляла интересы палестинцев, покинувших свои земли в результате войн с Израилем. Целью ООП стала ликвидация Израиля как государства, изгнание из Палестины всех евреев, переселившихся туда после 1948 г. и создание палестинского арабского государства. До появления ООП палестинское движение сопротивления было представлено несогласованной деятельностью различных организаций (в том числе террористических). Ядром ООП стала крупнейшая из них - ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины). В 1969 г. ООП возглавил Ясир Арафат, а в 1974 г. в ООП произошел раскол: часть ее членов во главе с Арафатом выступила за использование не только насильственных, но и мирных средств для решения палестинской проблемы. С 1974 г. ООП официально признана как единственный законный представитель палестинского народа.

5–10 июня 1967 г. - третья арабо-израильская («Шестидневная») война. Именно ее результаты в наибольшей степени определяют современную ситуацию в регионе. В ходе военных действий израильтяне оккупировали территории, первоначально предназначенные для палестинского государства, - Сектор Газа, Западный берег р. Иордан, а также восточную часть Иерусалима. Сирия потеряла богатые водными ресурсами и важные в стратегическом отношении Голанские высоты, Египет лишился Синайского полуострова. На завоеванных территориях начали возникать еврейские поселения. ООН приняла резолюцию № 242, в которой осуждалась израильская агрессия и содержалось требование вывести войска с оккупированных территорий. Тем не менее ООН призывая Израиль вывести свои войска за границы, существовавшие до войны 1967 г., косвенным образом утвердила юрисдикцию Израиля над территорией, оккупированной им во время войны 1948 г., которая выходит за границы, установленные на основе резолюции № 181. В результате резолюцию № 242 отвергли не только Израиль, но и Сирия и Египет.

1973–1974 гг. - четвертая арабо-израильская война («Война Судного дня»), представлявшая собой неудачную попытку Египта и Сирии вернуть утраченные Синайский полуостров и Голанские высоты. Очередное поражение способствовало упрочению в Египте позиций сторонников сепаратного соглашения с Израилем.

В Израиле также получала распространение идея обмена Синая на выход Египта из войны и признание им статуса Западного берега р. Иордан и Сектора Газа.

1978–1979 гг. - Кемп-Дэвидский процесс, положивший конец противостоянию Израиля и Египта. В ходе египетско-израильских переговоров, проходивших при посредничестве США в Кемп-Дэвиде, были подписаны два документа: «Рамки мира на Ближнем Востоке» (1978) и мирное соглашение Египта и Израиля (1979) - первый из этих документов предусматривал предоставление ограниченного самоуправления населению оккупированных Израилем палестинских территорий. Подписание сепаратного мира с Израилем нанесло существенный урон репутации Египта среди арабских государств - Каир разорвал дипломатические отношения практически со всеми своими партнерами по Лиге арабских государств и был исключен из организации. Президент Египта А. Садат, подписавший Кемп-Дэвидские соглашения, был убит в 1981 г.

1982 г. - широкомасштабная агрессия Израиля против Ливана, с целью ликвидации базировавшихся там основных частей ООП (Организация освобождения Палестины). Результатом войны стала оккупация израильтянами южной части Ливана, длившаяся до 2000 г. Подразделения ООП покинули страну; однако израильская оккупация способствовала активизации шиитской группировки «Хизбалла» («партия Аллаха»), которая ставила перед собой цель изгнания израильтян с территории Ливана.

1987 г. - начало интифады (в переводе с арабского - «восстание», или «война камней»), кампании гражданского неповиновения населения Сектора Газа и Западного берега р. Иордан. Палестинцы выражали свое возмущение двадцатилетней оккупацией, не прибегая к огнестрельному оружию. Основными проявлениями интифады стали бойкот израильских товаров, забастовки, демонстрации, забрасывание израильских солдат камнями и бутылками с зажигательной смесью и т. п. Значение интифады состояло, прежде всего, в том, что население оккупированных территорий заявило собственные претензии на государственность, - их целью уже не было возвращение в состав Иордании.

1988 г. - провозглашение Я. Арафатом независимости Палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Решение об этом было принято на сессии национального совета Палестины в Алжире после того, как король Иордании Хусейн отказался от Западного берега р. Иордан и Сектора Газа в пользу будущего палестинского государства. Текст Декларации независимости содержал частичное признание условий резолюции № 181 ООН - тем самым фактически признавалось право Израиля на существование.

Ближневосточное мирное урегулирование и развитие конфликта на рубеже XX–XXI вв.

На рубеже 1980–1990-х гг. сложились все предпосылки для того, чтобы после нескольких десятилетий военных столкновений приступить к урегулированию арабо-израильских противоречий дипломатическим путем. В роли архитектора мирного процесса выступила администрация США, только что победоносно завершившая войну в Персидском заливе и намеревавшаяся еще более активизировать свою политику на Ближнем Востоке. Исход ирако-кувейтской войны 1990–1991 гг. существенно ослабил позиции ООП, поддерживавшей Багдад, - в этой ситуации Ясир Арафат вынужден был откликнуться на предложения США о проведении международной конференции. В 1991 г. в Мадриде состоялась ближневосточная мирная конференция с участием Израиля, Сирии, Ливана, Иордании (палестинцы были приглашены лишь в составе объединенной палестинско-иорданской делегации) была выработана формула «Мир в обмен на землю», а США и СССР сообща стали спонсорами мирного процесса. Мадридский саммит ознаменовал собой начало ближневосточного мирного процесса. В 1992 г. премьер-министром Израиля стал Ицхак Рабин, лидер левой партии «Авода», настроенный на мирное урегулирование палестинской проблемы и немало способствовавший продвижению арабо-израильского урегулирования. В 1992 г. начался диалог Израиля с самым непримиримым из его противников - Сирией; в Осло стартовали секретные двусторонние переговоры между руководством Израиля и ООП. Соглашения в Осло, достигнутые в 1993 г., считаются самым ярким успехом за всю историю ближневосточного мирного урегулирования. Отныне Израиль и ООП признавали друг друга партнерами по переговорам, из национальной хартии Палестины было исключено положение о непризнании государства Израиль. Важнейшим документом, подписанным в Осло, стала «Декларация о принципах» (1993), в которой были заложены основы палестинской автономии. Израиль брал на себя обязательство вывести войска из Сектора Газа и с Западного берега р. Иордан; на этих территориях на пятилетний срок должно было быть установлено палестинское переходное правительство. Несмотря на незавершенный характер документа (в нем не были определены границы будущей автономии, не была решена проблема ее территориальной раздробленности, судьба беженцев и вопрос о статусе Иерусалима), в 1994 г. на его основе была создана Палестинская автономия (ПНА). Первым председателем палестинской национальной администрации стал Я. Арафат. В этом же году Израиль заключил мирный договор с Иорданией. В 1995 г. в Вашингтоне И. Рабин и Я. Арафат подписали Временное соглашение о Западном береге и Секторе Газа («Осло-2»), ставшее продолжением «Декларации о принципах» 1993 г. Оно предусматривало создание избранной демократическим путем палестинской администрации и распространение власти палестинской автономии на Сектор Газа и частично на Западный берег р. Иордан. В националистических кругах Израиля документ был воспринят как уступка арабам: в конце 1995 г. член израильской террористической организации «Львы Иудеи» застрелил И. Рабина. В Израиле к власти пришло консервативное правительство Б. Нетаньяху, что привело к замедлению, но не полной остановке мирного процесса. На рубеже XX–XXI вв. США продолжали оказывать давление на израильские правительства Б. Нетаньяху и Э. Барака с целью ускорить выполнение условий соглашений Осло. В 2000 г. по инициативе президента США У. Клинтона состоялся Кэмп-Дэвидский саммит, где сторонам предстояло обсудить вопросы, намеренно обойденные стороной в Осло: проблемы границ, еврейских поселений, беженцев и статуса Иерусалима. Переговоры оказались фактически сорванными, и в 2000 г. палестино-израильские отношения вышли на новый виток напряженности - в Иерусалиме произошли столкновения между палестинцами и израильтянами (интифада Аль-Аксы), поводом к которым послужил визит в Иерусалим крайне непопулярного среди арабов правого политика А.

Шарона, и посещение им мечети Аль-Акса. После прихода к власти Шарона в 2001 г. фактически замороженным оказался и диалог с Дамаском - камнем преткновения стал вопрос о границах Голанских высот, которые Израиль намеревался передать Сирии в случае успешного завершения переговоров, а также нежелание Сирии отказаться от поддержки организации «Хизбалла» и военного присутствия в Ливане.

На фоне очередного обострения конфликта члены Лиги арабских государств сумели прийти к консенсусу и сформулировать собственную программу урегулирования. В 2002 г. на саммите ЛАГ в Бейруте Саудовская Аравия выступила с «арабской («Саудовской») мирной инициативой», суть которой сводилась к следующему: Израиль отводит свои войска за границы 1967 г., создается палестинское государство, включающее в свой состав Сектор Газа и Западный Берег, палестинские беженцы получают право на возвращение - в свою очередь, арабские государства признали бы право Израиля на существование. Сам факт выдвижения Эр-Риядом подобной инициативы и поддержка, полученная им от партнеров по ЛАГ, свидетельствуют о готовности арабских государств к согласованным действиям по разрешению конфликта.

Развернутую программу урегулирования палестинской проблемы представили и США в рамках созданного в 2002 г. ближневосточного квартета в составе ООН, ЕС, США и России. В 2003 г. квартет обнародовал план «Дорожная карта», представлявший собой наиболее детализированный из всех существующих проект поэтапного решения палестинской проблемы. Создателем «Дорожной карты» был Дж. Буш-младший, первый американский президент, который призвал к созданию независимого палестинского государства. В соответствии с замыслом автора, Палестина и Израиль должны были пройти 3 этапа.

1 этап - прекращение террора и насилия. Израиль выводит войска на позиции до начала интифады 2000 г. и замораживает всю поселенческую активность на палестинских территориях. Палестинское руководство обязывается подтвердить право Израиля на существование, израильское же руководство выступит заявлением о приверженности концепции сосуществования двух государств. Палестинцы осуществляют всеобщую политическую реформу, разрабатывают конституцию, проводят свободные выборы.

2 этап - создание независимого палестинского государства с временными границами и атрибутами суверенитета, созыв международной конференции с целью поиска средств для поддержания палестинской экономики. Подготовка к созданию независимого палестинского государства с возможным его членством в ООН.

3 этап - стабилизация палестинских структур власти. Проведение палестино-израильских переговоров по установлению постоянного статуса Палестины, решение вопросов границ Палестинского государства, проблемы палестинских беженцев, еврейских поселений и статуса Иерусалима, нормализация отношений с Сирией и Ливаном.

Первые два этапа были рассчитаны на 2003 г., третий - на 2004–2005 гг.

После смерти Я. Арафата в конце 2004 г. Палестинскую автономию возглавил Махмуд Аббас, один из архитекторов соглашений в Осло. Подобное назначение предвещало ускорение мирного процесса, и первоначально всеобщие ожидания оправдывались: уже в феврале 2005 г. А. Шарон и М. Аббас подписали в Шарм-эль-Шейхе соглашение о прекращении огня. Палестина брала на себя обязательство не допускать террористических актов и ракетных обстрелов, а Израиль выводил войска с Западного берега, отказывался от операций возмездия в Газе и освобождал часть заключенных палестинцев. В сентябре 2005 г. Израиль полностью передал Газу под контроль ПНА.

За оттепелью в арабо-израильских отношениях последовал новый кризис, вызванный отсутствием какого-либо прогресса в сокращении террористической деятельности палестинцев. Постепенный процесс сращивания светского национализма с исламским фундаментализмом зарождается еще в 1980-е гг.: в итоге в начале XXI в. основными противниками Израиля оказались не умеренные сторонники независимости Палестины, а исламистские террористические организации - ливанская «Хизбалла» и возникшее в ходе интифады 1987 г. исламское движение сопротивления - ХАМАС. Летом 2006 г. Израиль провел масштабную операцию возмездия против «Хизбаллы», занявшей южные районы Ливана после ухода оттуда израильтян в 2000 г. (Вторая ливанская, или Июльская война). В начале 2006 г. в результате выборов в Палестинской автономии пришло к власти правительство ХАМАС во главе с Исмаилом Хания - в ПНА началось активное противостояние умеренных националистов из ФАТХ во главе с М. Аббасом и исламистов ХАМАС, приведшее к фактическому распаду автономии на «Хамасстан» (Сектор Газа, где в июне 2007 г. ХАМАС захватило власть в результате переворота) и «Фатхалэнд». Зимой 2008–2009 гг. Израиль предпринял широкомасштабную военную акцию «Литой свинец» с целью уничтожения инфраструктуры ХАМАС и предотвращения обстрелов своей территории из Сектора Газа, приведшую к снижению уровня террористической активности на территории Израиля, но не разрешившей проблему ХАМАС в целом. Раскол Палестины заметно осложнил мирный процесс, в котором возникла еще одна действующая сторона в лице ХАМАС, известного своей непримиримой позицией в отношении Израиля. Ни Тель-Авив, ни Вашингтон, ни руководство ПНА не готовы рассматривать ХАМАС в качестве партнера по мирному урегулированию и предпочитают попросту игнорировать движение как актора ближневосточного мирного урегулирования: в этом смысле показателен раунд палестино-израильских переговоров, начавшийся в Вашингтоне осенью 2010 г. и практически сразу же зашедший в тупик. Вполне очевидно, что без учета «фактора ХАМАС» дальнейшие шаги на пути урегулирования конфликта едва ли возможны. Продвижение мирного процесса, вероятно, в большей степени зависит не от действий США, Израиля или руководства ПНА, а от политики региональных посредников и участников конфликта (Сирии, Турции, Саудовской Аравии, Египта), имеющих реальные рычаги давления и на ХАМАС и даже до известной степени на Израиль. Из членов ближневосточного квартета наиболее конструктивной можно назвать позицию России, которая является единственным из ко-спонсоров, способным вести диалог со всеми участниками конфликта, включая ХАМАС.

  • 29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины, освобождающейся от английского управления, и образовании на её территории двух независимых государств -- еврейского и арабского.
  • 14 мая 1948 г. было провозглашено еврейское государство Израиль. Арабы Палестины при поддержке ряда арабских стран тут же объявили войну новому государству. Арабо-израильская война 1948--1949 гг. закончилась поражением арабских сил. Израиль захватил часть территории, предназначавшейся для палестинского арабского государства. Около 900 тыс. арабов были вынуждены покинуть свою землю и перебраться в другие страны. За первым столкновением последовала растянувшаяся на треть века серия войн между Израилем и арабскими странами.

Даты и события

Май 1948 г. -- июль 1949 г. -- первая арабо-израильская война (в нападении на Израиль участвовали войска Египта, Иордании, Ирака, Сирии, Ливана и др.). Октябрь 1956 г. -- участие Израиля совместно с Великобританией и Францией в агрессии против Египта.

Июнь 1967 г. -- «шестидневная война». Захват Израилем территорий, принадлежавших Сирии, Египту, Иордании.

Май -- июнь 1970 г., сентябрь 1972 г. -- вторжения израильских войск на территорию Ливана, где укрывались отряды палестинского движения сопротивления, отпор ливанских и сирийских войск.

Октябрь 1973 г. -- арабо-израильская война из-за арабских территорий, захваченных ранее Израилем.

Июнь 1982 г.-- вторжение израильских войск в Ливан, захват западной части столицы страны Бейрута.

В начале 1980-х годов под контролем Израиля оказалась территория в 7,5 раза большая, чем отводилась еврейскому государству в 1947 г. На захваченных землях стали основываться еврейские поселения. В ответ в 1987 г. началась «интифада» -- восстание арабов. В 1988 г. Национальный совет Палестины, созванный в Алжире, объявил о создании арабского Государства Палестина . Трудность ситуации заключалась в том, что каждая из сторон обосновывала свои притязания на территорию Палестины так называемым «историческим правом», заявляя, что когда-то в прошлом ей принадлежала вся эта территория.

Первой попыткой остановить конфликт стал договор, подписанный лидерами Израиля и Египта М. Бегином и А. Садатом при посредничестве США в 1979 г. в Кэмп-Дэвиде.

Кэмп-Дэвид. Слева направо: А. Садат, Дж. Картер, М. Бегин

Он был отрицательно воспринят как в арабском мире, так и экстремистскими силами в Израиле. Впоследствии одной из причин убийства А. Садата исламскими боевиками называлось то, что он «изменил арабскому делу», подписав эти соглашения.

Лишь в середине 1990-х годов переговоры между премьер-министрами Израиля И. Рабином, Ш. Пересом, с одной стороны, и руководителем Организации освобождения Палестины (ООП) Я. Арафатом, с другой стороны, привели к заключению договорённостей о ближневосточном урегулировании. Однако переговорный процесс постоянно подвергается угрозе срыва из-за террористических акций исламских боевиков и противодействия переговорам со стороны части израильского общества.

Ближневосточный конфликт

Образование государства Израиль в 1948 г. стало отправной точкой ближневосточного конфликта. Все началось с первой арабо-израильской войны, вспыхнувшей в связи с решением ООН создать в Палестине государство евреев. Придя на помощь палестинцам, группа арабских стран (Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Иордания, а затем также Саудовская Аравия и Йемен) объявила войну Израилю. Результаты войны были печальны для арабов: Израиль захватил большую часть предназначавшейся палестинцам территории, а остальная попала под власть Иордании (западный берег р. Иордан) и Египта (сектор Газа). Именно в это время, на рубеже 1948-1949 гг., из Палестины было изгнано около 900 тыс. арабов, нашедших убежище в различных арабских странах. Возникла острая проблема беженцев, причем попытки расселить их с выплатой компенсации и последующей адаптацией на новых местах (с такого рода инициативой выступили, в частности, США) вызвали бурю возмущения и были с негодованием отвергнуты. Палестинцы стремились вернуться на свою родину, а родственные им арабские страны горели желанием осуществить это, а заодно и наказать Израиль.
Спустя почти двадцать лет, когда Египет времен Насера был, как казалось, в расцвете сил и, в частности, обрел достаточно хорошо вооруженную с помощью СССР армию, наступил момент для нового вооруженного конфликта. Политика Египта, не скрывавшего своих намерений в скором времени вновь скрестить оружие с Израилем, вызвала настороженность последнего. Упредив удар, израильская армия в июне 1967 г. разгромила египетскую армию и потеснила на других фронтах вооруженные формирования Сирии и Иордании. Результатом этой войны было присоединение к Израилю западного берега Иордана и сектора Газа с соответствующим включением в государство нескольких сотен тысяч проживавших на этих землях арабов, не получивших, однако, израильского гражданства (как упоминалось, в определенной степени они продолжали находиться - что касается западноиорданских территорий - под опекой и юрисдикцией Иордании). Очередная война 1973 г., ставившая своей целью возвратить утраченное, также не принесла успехов арабским государствам. Можно сказать и больше: новая война убедительно показала, что военной силой ближневосточной проблемы не решить.
Это был сильный удар по престижу арабского мира. Ничего не оставалось, как пойти на решительный пересмотр всей стратегии противостояния Израилю, за спиной которого была поддержка США. Дальше всех в направлении пересмотра своей ближневосточной политики пошел Египет, для которого 70-е годы были временем переоценки многих позиций, в первую очередь социально-экономических, внутриполитических. Президент А. Садат в 1979 г. заключил мир и восстановил дипломатические отношения с Израилем, что позволило ему вернуть утраченные в 1967 г. территории сектора Газа. И хотя остальные арабские страны дружно осудили за этот шаг Садата, расценив мир с Израилем как предательство общеарабских интересов (Египет после этого был исключен на несколько лет из Лиги арабских государств), решение прекратить состояние войны с Израилем со стороны крупнейшей и влиятельнейшей страны арабского мира означало как раз то, о чем уже только что было сказано: военными средствами проблему не решить. Нужно искать иные. Какие же?
Прежде всего, с середины 70-х годов центр тяжести противостояния Израилю переместился в сторону самих палестинцев, которые для этого должны были организоваться и добиться международного признания: Собственно, именно достижение этой цели и легло в основу новой стратегии арабов в ближневосточном конфликте после войны 1973 г. Созданная еще в 1964 г. Организация освобождения Палестины (ООП), к руководству которой в 1969 г. пришел Я. Арафат, начала энергично бороться за международное признание. В 1974 г. она приняла участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН, затем получила официальный статус наблюдателя при ООН, была принята в ЮНЕСКО и ряд других организаций, существующих под эгидой ООН. Территориальной базой для существования ООП и различных ее боевых и иных подразделений стали Сирия и Ливан (Иордания, как уже говорилось, настояла на выводе палестинцев со своей территории), финансовой основой - нефтедоллары из арабских стран.
Особый разговор о методах и средствах борьбы ООП. Рассчитывать на быстрое международное признание эта организация - при всей поддержке арабского мира - могла лишь при условии, если бы о ее целях, стремлениях и заботах узнали все, если бы палестинская проблема стала в центре внимания мирового сообщества. Но у мира множество проблем, и палестинская - лишь одна из них, причем далеко не самая животрепещущая. Стало быть, нужно было сделать так, чтобы ее заметили все, чтобы палестинцы и их дело были у всех на устах, чтобы все газеты мира писали о них.
И палестинцы сумели добиться этого, начав с террористических актов, потрясших мир. В 1972 г. во время мюнхенской олимпиады группа специально подготовленных боевиков проникла в здание, где находились израильские спортсмены, и хладнокровно уничтожила группу невооруженных людей. Затем начались взрывы и похищения людей, захваты самолетов и угроза жизни случайно захваченных заложников. Не проходило и года, чтобы очередной страшный террористический акт не напоминал миру о том, что палестинцы существуют и требуют к себе внимания мировой общественности. Мало того, с легкой руки именно палестинских террористов, сумевших добиться своей цели и доказавших эффективность методов террора в век массовой информации, эти же методы стали успешно использовать и другие агрессивные меньшинства и экстремистские группы, от басков и ирландцев до «красных бригад» или групп «прямого действия». После 1978 г. едва ли не лидирующие позиции заняли в терроризме шиитские сторонники иранского аятоллы. К слову, к этому времени палестинский терроризм стал постепенно уходить в прошлое. Террористических актов, совершаемых палестинцами, становилось все меньше, и они терялись среди массы других аналогичных экстремистских выступлений.
Разумеется, официальные руководители ООП всегда открещивались от действий боевиков. Но свое дело эти боевики, подчас смертники, сделали. Они заставили весь мир со вниманием отнестись к палестинскому делу. ООП была признана в качестве руководителя палестинского движения практически всеми государствами мира, установившими с ней отношения и предоставившими ей право представительства в своих столицах. Ближневосточный конфликт на долгие годы оказался в центре внимания мировой прессы. Проблема палестинцев стала объектом заботы многих держав, включая и великие. Было принято решение об организации международного совещания по ближневосточной проблеме с участием всех заинтересованных сторон и так или иначе озабоченных решением проблемы великих держав. Практически проблема долгие годы упиралась лишь в то, чтобы на такого рода совещание согласился Израиль.
Но как раз в этом пункте, что называется, нашла коса на камень. Сумевший защититься от ударов палестинских боевиков, Израиль не без оснований обвинил в терроре всю Организацию освобождения Палестины и наотрез отказался иметь с ней дело, считать ее официальным и тем более единственным представителем народа Палестины. Формально в этом Израилю помогал и отказ ООП признать право Израиля на существование, для чего необходимо было публично заявить о принятии соответствующей резолюции ООН, с чем Арафат долго не торопился. Если задаться вопросом, почему ООП не торопилась официально признать право Израиля на существование, которое и сегодня многие из арабских стран не признают, то окажется, что здесь сыграли свою роль разногласия и в мире арабских стран, и в рядах самой ООП по поводу того, как вести дела с Израилем.
Аннексировав Кувейт, Ирак в 1990 г. неожиданно для многих обрел горячего союзника в лице Арафата. Неожиданно потому, что несколько сотен тысяч палестинцев работали в Кувейте и жили за счет кувейтских нефтедолларов, что, казалось бы, подразумевало их лояльность по отношению именно к Кувейту. Решительный выбор противоположного характера означал, что палестинцы во главе с Арафатом меньше всего были озабочены долгом благодарности по отношению к приютившему и давшему хорошие заработки немалой их части Кувейту. Их мечты сводились к одному: наконец-то нашелся лидер, проявляющий решимость, имеющий силу, пользующийся доверием людей и к тому же явно намеренный решительно покончить с Израилем, о чем Хусейн не стеснялся громко напоминать. Стоит добавить к этому, что ряд лидеров ООП считают Арафата весьма умеренным, за что он постоянно критикуется сторонниками более жесткой линии по отношению к Израилю.
Сказанного достаточно, чтобы понять, сколь накалена обстановка вокруг Палестины и как велика ненависть к Израилю не только и не столько как к агрессору, захватившему принадлежащие палестинцам земли, сколько как к государству, само существование которого недопустимо. И любой диктатор, берущийся помочь в уничтожении Израиля, - друг и брат палестинцев. Такова неприкрашенная реальность, даже если она порой смягчается явно вынужденными обстановкой заявлениями о готовности признать право Израиля на существование при определенных условиях. К такого рода заявлениям лидеры ООП вынуждены были прибегнуть после провала авантюры Хусейна в Кувейте, благодаря чему международный рейтинг Израиля, проявившего сдержанность, резко повысился, а рейтинг ООП, Арафата и соответственно палестинцев и их дела явно понизился (причем понизился в глазах не только внешнего мира, но и наиболее богатых арабских стран - можно вспомнить о том, что Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива приостановил в связи с поведением палестинцев регулярную помощь им). Конечно, палестинское дело по-прежнему осталось в глазах всех арабов делом правым и касающимся всех арабов. Но престиж его на некоторое время, упал
На этом новом фоне сразу же после победы над Ираком США и СССР предприняли меры для решения сложной палестинской проблемы. Однако многосторонние переговоры, проходившие на виду у всего мира и постоянно осложнявшиеся непредсказуемыми политическими поворотами, не могли дать и тем более быстрого результата. Зато к ошеломляющему и никем не ожидавшемуся результату привели конфиденциальные встречи представителей Израиля и ООП, проходившие в Осло под патронажем норвежского министра иностранных дел и завершившиеся в сентябре 1993 г. торжественно подписанным соглашением: ООП и Израиль официально признали друг друга, а сектор Газа и город Йерихон были переданы под управление ООП. Конечно, окончательное решение палестинской проблемы еще далеко, но соглашение 1993 г. - политический прорыв, который не случайно сравнивается с падением берлинской стены.
Проблема Палестины долгие годы была и еще будет одной из острых на Ближнем Востоке. Однако стоит заметить, что в том же регионе есть и не менее острые другие проблемы, например курдская, привлекшая внимание мира вскоре после поражения Хусейна, когда иракские курды попытались было еще раз открыто выступить против иракского господства вообще и диктатуры Хусейна в частности. Под покровительством держав-победительниц, в первую очередь США, в иракском Курдистане летом 1992 г. были проведены выборы в парламент. Во всю остроту встал вопрос об автономии. Как будут развиваться события дальше, пока неясно. Но стоит напомнить, что проблема курдов имеет отношение далеко не только к Ираку и даже не только к арабам, ибо немалая часть 20-миллионного курдского народа проживает и в Иране, и в Турции. Проблема Курдистана еще не поставлена перед миром достаточно определенно, ибо слишком многие из стран, поделивших между собой курдские земли и население, не заинтересованы в этом. Но она, проблема, все же существует и время от времени дает о себе знать. Чаще и больше всего - в арабском Ираке, где курды подверглись в последние годы особо жестокому обращению.

Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между госу­дарством Израиль и его арабскими соседями.

Международные еврейские (сионистские) организации выб­рали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на терри­тории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Иеру­салим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Нача­лась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более по­ловины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.

С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евре­ев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их разме­щения продолжалось наступление на арабские территории. Наи­более экстремистские группировки мечтали о создании «Велико­го Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов.

В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. Насером национа­лизация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Фран­ции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получи­ла название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно пе­решла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готови­лись к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекра­щены, а войска интервентов покинули Египет.

5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобожде­ния Палестины (ООП) по главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государ­ства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продви­гались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздава­лись протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Из­раиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, запад­ный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голан­ские высоты на сирийской территории.

В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полу­острова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на терри­торию Ливана.

Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Египтом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского по­луострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» ­ восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства


Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренность между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территорий.