Open
Close

Епископ нестор вступил в управление кузнецкой епархией. Архипастырь

Православие. Самодержавие. Народность

В 1917 году три столпа, на которых зиждилась жизнь Империи, пошатнулись. В марте судьбоносного года пал столп самодержавия. Газеты пестрили заголовками об отречении царя Николая II. Народ был повержен в шок. Страна, ослабленная участием в Первой мировой войне, теряла стабильность. Один за другим сыпались удары судьбы. Одни пьянели от чувства свободы, другие спешили воспользоваться неопределенностью и извлечь из этого выгоду. Да и свобода понималась широко - от политической до нравственной. Что стоили одни только демонстрации женщин, ходивших в чём мать родила по улицам Петрограда с лозунгом: «Долой стыд!»

Новая власть вовлекала народ в активную политическую борьбу, сулила светлое будущее, призывала изменить существующий строй и построить «новый мир». Один за другим сыпались декреты, стремительно менявшие бытие русской старины. Печально известным стал декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Новая власть решила пошатнуть ещё один столп, на котором держалась вера и культура народа, его самосознание - православие. И если первые годы новой власти были окрашены в демократические лозунги, призывавшие к равенству и другим свободам (на французский манер - свобода, равенство, братство), то потом стало ясно, что государство стремится к тоталитарному режиму власти, и не собирается спрашивать у народа, как ему жить. Церковь, отстранённая от активной общественной жизни, стала гонимой.

Борьба с русским православием выразилась не только в массовом расстреле духовенства и мирян, но и в обновленчестве. Тогда власти, используя ослабление духовной жизни в народе и неосведомлённость, захотели расколоть церковный организм изнутри. В стране ставился глобальный эксперимент - впервые, наверное, в истории мира создать атеистическое государство. Сейчас мы можем сказать, что этот эксперимент провалился. Сбываются слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18). Но тогда этот эксперимент унёс тысячи человеческих жизней. В церковном календаре практически нет ни одного дня, чтобы мы не поминали убиенного за веру священника или мирянина в XX веке.

В чём же тогда должна была проявиться народность, лишённая веры и помазанника царя? В многочисленных репрессиях? В предательстве своих ближних и друзей, тотальном доносительстве друг на друга? В раскулачивании, ГУЛАГах и СЛОНах? В чём наш народ должен был питать силу своего духа, отваги, самобытности? Только лишь в гипотетическом светлом будущем? Неужели наш народ должен был стать Иванами, не помнящими своего родства? Мне неоднократно приходилось общаться с людьми почтенного возраста, которые не знали своего родословного древа. Их родители замалчивали, что деды были дворянами, священниками, интеллигентами. Это страшный грех - забыть и потерять историю своего рода.

История России через призму российской глубинки

В чём беда сегодняшнего времени? Мы живём в активном информационном пространстве, где понятия истины и правды подменяются понятиями: «актуально», «высокий рейтинг», «большое количество просмотров» и др. Зачастую человеку предлагается не искать правду, а принять сторону большинства. Именно так устроены многие массмедиа, различные ток-шоу, когда большинство своим авторитетом задавливает мнение одного человека, индивидуальность. Поэтому события Революции в России, факты военной и гражданской жизни тех лет, биографии тысяч интеллигентов, узников лагерей, эмигрантов и простых советских семей оказались искажены. Сегодня невозможно что-либо сказать о событиях тех лет, чтобы не услышать иное мнение и практически противоположную точку зрения.

Именно поэтому в данной публикации я принципиально ушёл от перечисления большинства событий тех лет и их формальной оценки, так как понимаю, что в нашем обществе оценка фактов истории является не результатом личного подробного исследования вопроса, а результатом сформированного общественного мнения. Однако, имея под руками документы Государственного архива Саратовской области (когда-то Кузнецк относился к Саратовской губернии), письменные воспоминания простых жителей российской глубинки - участников событий первой половины ХХ века, свидетелей закрытия и разрушения кузнецких храмов, могу с уверенностью сказать, что наше Отечество пережило чудовищные годы своего бытия. Туристы, которые в последние годы всё чаще бывают в Европе, лицезреют замечательные соборы и другие культовые сооружения, сохранившиеся во Второй мировой войне, несмотря на то, что фашистская Германия катком прошлась по Европе и Советскому Союзу. Когда просматриваешь старинные фотографии разрушенных Кузнецких церквей (таких сегодня мы не можем по нашей нищете даже построить), поражаешься варварству, а лучше сказать -- беснованию, зверонравию и жестокости, с которыми разрушались величественные храмы. Вместе с ними были засыпаны родники духовности, переписана славная история предков. И дело здесь не только в том, что новые дома строились практически на могилах своих близких (рядом с разрушенными в городе храмами находились погосты). Через скупые строки архивных документов прочитываются судьбы миллионов людей, которые изменили своему историческому пути, отказались от своих корней, не вняли многочисленным предостережениям хранителей веры и благочестия.

«Русь, куда ж несёшься ты?»

Сегодня меньше всего хочется раскрашивать историю в чёрно-белые или бело-красные тона. Кто виноват, что делать? - классические вопросы отечественной литературы. Мне хочется, чтобы мы поняли масштаб трагедии, произошедшей в России. Пусть историки стремятся к объективности, находят новые факты, пусть рассекречиваются архивы, появляются забытые имена. Всё это необходимо. Но мне, как мыслящему сыну своего Отечества, опасно судить, ведь миллионы уже были осуждены! Как бы и самому не подпасть под осуждение. Тем более, что для многих Советский Союз - понятие священное, трепетное, наполненное смыслом и благодарной памятью. Судить можно тогда, когда поднимешься высоко в небо и с высоты Божьей правды посмотришь на мир. Мне же хочется созидать, возрождать святыни, строить храмы, воспитывать подрастающее поколение в вере своих предков - Кутузовых, Суворовых, Ушаковых. Мы должны вспомнить, что являемся наследниками благочестия преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, знаменитых святителей, великих князей Дмитрия Донского и Александра Невского. Вот наши культурные корни и родники духовности.

Мои прадеды были свидетелями Революции, они пережили коллективизацию и раскулачивание, вместе с моими дедами воевали в Великую Отечественную войну и дошли до Берлина, с отцом восстанавливали страну, работали на комсомольских стройках, возили вагонетки в шахтах, защищали наши дальние рубежи. Это - моя страна, это - моя история, как родители, которых не выбирают. Но в нашей власти, в наших силах не допустить повторения ошибок, осознать, кто мы, и куда идём, какие взять в этот путь нравственные ориентиры. Переосмыслим ушедшее столетие отечественной истории, наберёмся сил для правильного пути. Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Вот прямой и единственный путь России. Только с Богом можно смело идти вперёд, не изменяя тому выбору, который когда-то сделал святой князь Владимир Красное Солнышко. Впереди у нас есть ещё сто лет истории. Проживём их свято, наполним делами благочестия, любви и молитвы! Тогда сбудутся слова великого Гоголя о России, которой должны уступить другие народы: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...».

24 мая, в субботу, в день памяти свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, епископ Сердобский и Спасский Митрофан и епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершили Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе г. Кузнецка.

С этого дня владыка Нестор официально вступил в управление Кузнецкой епархией.

На границе Кузнецкого района Преосвященного Нестора встретили, по традиции, с хлебом-солью представители духовной (благочинный протоиерей Ростислав Ребровский) и светской власти. У входа в Вознесенский собор владыку Нестора приветствовал протоиерей Борис Весновский и глава администрации г. Кузнецка Сергей Златогорский, а также воспитанники воскресной школы (директор — Наталья Бараник).

Архипастырям за Литургией сослужили клирики Кузнецкой и Пензенской епархий, в том числе: секретарь Кузнецкой епархии протоиерей Борис Весновский, протоиереи Ростислав Ребровский, Сергий Сидоров, Серафим Лоскутов, Николай Наумчук, Владимир Кознов, Евгений Григин, Георгий Добролюбов, Михаил Сарансков, священники Павел Курганов, Евгений Костин; и. о. секретаря Пензенской епархии протоиерей Павел Матюшечкин, протоиерей Александр Горшенёв, диаконы Константин Кузьминых, Сергий Сурков, Ростислав Горшенёв, и другие священно- и церковнослужители.
За богослужением молилась также настоятельница Покровского Шиханского женского монастыря игумения Нимфодора (Свирко).

По окончании Литургии, со вступлением в управление Кузнецкой епархией владыку Нестора поздравил митрополит Серафим, протоиерей Борис Весновский, представители светской власти: глава администрации г. Кузнецка Сергей Златогорский, глава города Кузнецка Валентина Майорова, глава администрации Кузнецкого района Валерий Костин, глава администрации Лунинского района Алексей Атясов, представители других муниципальных образований, входящих в состав Кузнецкой епархии, - Сосновоборского, Иссинского.

Владыка Серафим обратился к собравшимся со следующей речью:

Дорогие братья и сестры, честные отцы, дорогая матушка игуменья [Нимфодора], представители светской власти!
Сегодня, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, я рад представить вам нового управляющего Кузнецкой и Никольской епархией, Преосвященнейшего Нестора, который теперь будет вашим архипастырем, вашим отцом, которому все вы должны повиноваться и, по мере своих сил, оказывать свою любовь.

Я очень рад, что на эту кафедру приходит владыка Нестор, потому что я знаю его, как человека очень деятельного, талантливого, который сможет многое сделать для Пензенской земли и принесет много пользы для Кузнецкой и Никольской епархии. Поэтому с легкостью вверяю владыке всех вас: любите его, уважайте, будьте снисходительны к тому, что, может быть, не всегда вам будет нравиться, воспринимайте это как волю Божию, потому что он поставлен через наше Священноначалие Господом Богом на эту кафедру. И помните: все то, что владыка делает, – он стремится делать ради блага Церкви, не ради своих каких-то личных выгод, а ради того, что бы народу церковному не просто жилось тихо и счастливо, а чтобы стопы народа Божия направлялись ко спасению. Все его деяния будут связанны с этим.

Я прошу и представителей власти, которые хорошо знают владыку Нестора еще по прежнему служению в городе Пензе, тоже поддерживать Преосвященного в его стремлениях и содействовать тому, чтобы наш народ, кузнечане, представители всех районов епархии, были духовно здоровыми.

На молитвенную память, дорогой владыка, в этот день я хотел бы преподнести Вам крест и панагию, в память о том, что мы сегодня с Вами впервые совершили совместное богослужение на Кузнецкой земле.

Поздравляю Вас, владыка, желаю всего самого доброго, чтобы помощь Божия сопровождала Вас в течение всего служения здесь, на благословенной Кузнецкой земле. Храни Вас Господь!

Владыка Нестор в ответном слове сказал следующее:

Дорогой владыка Серафим, владыка Митрофан, дорогие отцы, матушка игуменья [Нимфодора], Сергей Александрович [Златогорский], Валентина Александровна [Майорова], Валерий Владимирович [Костин], главы муниципалитетов и представители государственной власти, дорогие братья и сестры!

Сегодня – особый день. День, который наполнен таким содержанием, что сложно вместить это в одно человеческое сердце.

Вчера, прощаясь с Пензой, с любимым и дорогим для меня Преображенским монастырем, я испытывал при расставании печальные чувства. Поэтому я представляю, как тяжело сегодня владыке Серафиму, который устроил Кузнецкую епархию и приобрел любовь всех здесь живущих, расставаться с этим прекрасным городом, с восьмью районами, с удивительной землей, взрастившей не просто хороших граждан своего Отечества, но и мучеников, которые пролили свою кровь за Христа. Дорогой владыка Серафим! Примите низкий поклон от меня и от кузнечан за Вашу любовь и за те труды, которые Вы понесли здесь, возрождая церковную жизнь.

Сегодня я прошу от всех вас молитвенной помощи. Не всё возможно сделать одному человеку, но вместе мы, как единое тело Христово, можем многое. Потому что Глава нашей Церкви – Христос – есть Сама Жизнь, Сама Любовь и Святость, то, ради чего мы и живем здесь, пребывая в этом временном отечестве.

Как правильно сегодня сказал Валерий Владимирович, духовное и телесное сопрягается на этой земле. Действительно, государственная власть заботится о жизни каждого, кто живет на земле, и это больше похоже на заботу о теле. Церковь же, в свою очередь, заботится о душе, о том, чтобы каждый, кто здесь живет, получил благодать Святого Духа, чтобы каждый в своем сердце ощутил то неподдельное счастье, о котором сегодня здесь говорилось. Но это счастье возможно только тогда, когда мы живем благочестиво, когда мы любим друг друга, и любим не на словах, а на деле, как это сегодня совершается во многих регионах нашего Отечества.

Сегодня, в праздник Кирилла и Мефодия, я вспоминаю, как несколько лет назад здесь, в городе кузнецов, мы открывали часовню, посвященную этим равноапостольным братьям, скованную руками современных кузнецов. Она стоит на одной из центральных площадей Кузнецка. И это означает, что равноапостольные братья покровительствуют нам, что их просвещение зависит не только от букв и слогов, которые они написали в тех книгах, что переводили с греческого языка, но от того духа жизни, который они передали нам. И наш град – это продолжение великой духовной жизни и духовной истории нашего Отечества. Так будем же достойны этого великого дела в служении ближним, и пусть святые равноапостольные братья помогут нам в этом!

Я благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, и Вас, дорогой владыка Митрофан, за молитвы, которые вы совершили в этом прекрасном соборе. И пусть эти молитвы не заканчиваются сегодняшним днем, а наше общение будет постоянным. Я без всякого приглашения призываю Вас, владыка Митрофан, в любое свободное время бывать здесь, а Вы, владыка Серафим, являетесь главой митрополии, поэтому обязаны нас проверять, инспектировать наши дела, храмы, дома милосердия.

Мы должны отдавать любовь ближнему, тогда поистине у нас будет добрый город, теплый и светлый, как и сегодняшний день, который дает нам хорошую погоду, тепло и радость. Пусть так будет и в наших сердцах!

Митрополит Серафим передал епископу Нестору дела епархии. Архипастыри вместе осмотрели здание епархиального управление, восстановление которого близко к завершению.

Комментарии к докладам и заключительное слово

XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва

1) Слово епископа Кузнецкого и Никольского Нестора после .

В истории Русской Церкви находим замечательный пример положительного и отрицательного стимулирования. Вспомните самое начало – опыт катехизации великого князя Владимира. Он хотел слышать слова о вере. Старец, который с ним беседовал, рассказал ему об участи праведников в Раю и наказании грешников в Аду. Как передает списатель его жития, князь плакал, и это коснулось его сердца. Он воспринял важнейшие смыслы духовной жизни и участи человека через рассказ мудреца.

Прием положительного и отрицательного стимулирования в беседе старца вместе с другими факторами привел к тому, что великий князь крестился, и, как следствие, мы имеем возможность сегодня здесь общаться и обсуждать волнующие нас вопросы. Этот прием оказывается результативным, эффективным, как для отдельно взятого человека, так и для всей Церкви. И думается, что без него мы вообще не можем общаться продуктивно с теми, кто хочет услышать о вере и войти в Церковь Христову. Этот прием использовал и Сам Спаситель в Своей проповеди. Надеюсь, что каждый в свете услышанного оценит свой опыт катехизации и определит, насколько эффективно он использует тот или иной способ стимулирования. Как показал опыт старца, самое эффективное, когда гармонично применяются оба способа – и отрицательного и положительного стимулирования.

Вторая реплика. Я вспоминаю свой опыт вхождения в Церковь. Это было начало 90-х гг. прошлого века. Тогда совершенно невозможно было найти свободное время для разговора с батюшкой, потому что у священников были большие очереди. Наступил период, как его часто называют, второго крещения нашего народа, и небольшое количество священнослужителей не могло ответить на духовные запросы всех желающих. Поэтому многое приходилось черпать из книг.

Первые репринтные издания тех лет были драгоценнее золота. Мне тогда попалась книга Никодима Святогорца «Невидимая брань». Преподобный описывает ступени духовного восхождения, которые мы знаем по трудам Иоанна Лествичника. Будучи студентом, я добирался до университета на электричке, и имел час свободного времени, которое употреблял на душеполезное чтение.

И вот читаю эту замечательную книгу. Первая ступень – нищета духовная. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Что это такое? То ли нищим подать, то ли самому надо нищим стать… Ну, ладно, побуду немножко нищим. Вот, почти ощущаю это состояние. Думаю, ну, все уже, хватит, надо на следующую ступеньку перебираться. Смотрю, там говорится о плаче. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). Неделю читаю об этом, знакомлюсь, плачу…

Так я прочитал несколько страниц духовной книги. Благодарю Бога, что в какой-то момент она у меня ушла из виду, за многочисленными занятиями я про нее забыл и мое «активное» восхождение прервалось. Говорю: слава Богу, потому что сегодня понимаю: если бы я тогда не остановился, то это закончилось бы психбольницей.

Но через несколько лет моего реального воцерковления и участия в жизни прихода, когда уже появился духовник, следивший за моим духовным ростом, я обнаруживаю эту книгу на одной из полок личной библиотеки. Достаю. Она уже пожелтела от времени, потому что репринтные книги печатались на бумаге низкого качества. Открываю первые страницы, читаю и ужасаюсь: «Боже мой! я никуда не продвинулся!»

В процессе катехизации нужно не только дать знания о Боге и вере. Есть смысл в некоем сопровождении, когда катехизатор, встречаясь с людьми, становится больше чем учитель – другом для новоначальных. Конечно, катехизатор потом вручит наставленных в вере пастырю, чтобы он дальше их руководил ко спасению. Но мне думается, что личный опыт катехизатора и, особенно, профессиональное образование, которое он получил, позволяют выходить за рамки традиционного общения на лекциях. Оглашаемые не должны через несколько занятий уйти от нас – мы боимся их потерять.

Большую роль играет община, в которую человек хочет войти. Воцерковляемый должен выбирать храм не по признаку старины или красивой архитектуры, а по качеству общины, которая там сформирована, добрая ли там христианская семья. Поэтому важно сопровождение новоначального, ощущение его частью большой семьи. Хотя это зависит уже во многом от пастыря, который будет продолжать воцерковление такого человека.

Спасибо за содержательный доклад. Личность Господа Иисуса Христа наряду с темой устроения Церкви – одна из центральных тем в катехизации. Невозможно пройти мимо нее. Мы называем себя христианами, учениками Господа, и понимаем, что входящий в Церковь человек должен являться образом и подобием Божиим, а значит, вообразить в себе Христа. И это происходит через подражание деяниям Господа Иисуса, о которых мы узнаем из Евангелия.

Мой знакомый читал со вниманием Слово Божие. И как-то поделился со мной: «Читаю строки Евангелия, останавливаюсь, размышляю и не понимаю. Дальше читаю и опять не понимаю. Куда-то Христос ходил, исцелял, кому-то что-то говорил. Но мне, человеку двадцать первого века, что воспринять от Иисуса Христа?» Действительно, если человек хочет быть христианином, ему нужно понять, чту он возьмет от Спасителя, как жизнь Сына Божия, Сына Человеческого, должна преломиться в личную жизнь.

В свое время на меня произвела впечатление книга «Господь Иисус Христос – Спаситель мира» (Епископ Александр (Милеант)), глава «О внешнем виде Господа Иисуса Христа». Казалось бы, в Евангелии так много написано о Спасителе. Его ученики рассказывают, каков был наш воплотившийся Бог, как Он общался, совершал Свое служение. Но многие не могут постичь этой красоты. Когда я начал читать книгу о Христе, то оказалась, что в ней расставлены акценты так, что становится понятен смысл Евангельского повествования о Спасителе. Вслушайтесь, апостол Иоанн Богослов сказал: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14).

Представляете, как бы Сын Божий не облекался во смирение (у Святых Отцов есть такое высказывание: смирение – это та одежда, в которую облекся Христос, придя на землю), как бы не скрывал Свою божественность, люди, которые с Ним общались, ощущали Божию благодать. Встреча с воплотившимся Богом – это была центральная встреча в их жизни. И на это четко указывает рассказ о Луке и Клеопе, которые на пути во Еммаус встретили Воскресшего Христа (см. Лк. 24, 13-35). Оба ученика «сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24, 32). Они шли со Странником, не знали, что это ‒ Бог. Он им не открыл Себя так, как открывал до этого, но сердце учеников, находящихся в смятении и убегающих, можно так сказать, из Иерусалима, горело в них, ощущало Божие присутствие и Его благодать.

Многие святые замечают, что Евангелие акцентирует внимание на грешниках, которые встретились со Христом: о расслабленных (см. Мф. 2, 3-12), прокаженных (Лк. 17, 12-19), кровоточивой (Лк. 8, 43-48). Почему Евангелие сохраняет их память? Очевидно! Эти грешники, которые встретили на своем жизненном пути Христа, больше никогда не повторяли греховный опыт жизни, который имели. Именно потому Евангелие ставит их в пример, что они коренным образом изменили свою жизнь. Встреча со Христом меняет человека. Я подчеркиваю: встреча со Христом коренным образом меняет человека (см. напр., призвание Павла. Деян. 9, 1-9).

Я спрашиваю паломников, побывавших в Иерусалиме у Гроба Господня на месте Воскресения Христова, что они там ощутили? Они говорят: «Мы уходили от Гроба Господня совершенно другими». Даже само место, где Христос воскрес, меняет людей и их жизнь. Тогда становится ясна одна из центральных задач катехизации – дать желающим не просто какое-то представление о Христе, а передать Слово Божие так, как это сделали апостолы. Ищущие должны воспринять божественную встречу. Читая Слово Божие, люди встречают Самого Бога, встречают Христа. Первый раз я осознанно познакомился с Богом не в момент моего крещения в младенчестве, а когда открыл Евангелие. Я читал его и понимал, что в нём говорится о моем Боге, и Он обращается ко мне через Свое слово.

Момент знакомства с Богом, когда вера как знание переходит в новое качественное состояние, становится смыслом жизни человека, – вот, что мы всегда переживаем с особым чувством. Все катехизаторы переживают. Общаясь с неофитом, миссионер задает себе вопрос: «Как новообращенный воспримет проповедуемое слово? Вдруг он отвернется, уйдет? Если Христос не вообразится в его сердце, что делать?» Вот здесь и надо вспомнить о личности Господа Иисуса Христа, чтобы Его образ стал образом жизни новоначального.

Люди гордятся своими фамилиями. Говорят: «Моего отца звали Иваном, а моего – Петром». Известно, что в XIX веке фамилии были у семинаристов и большей частью у дворян. А у простого народа фамилией было их отчество – Ивановы, Петровы. Это было выражением гордости за своих предков. Наш Отец – Христос, и мы хотим называться по Его имени – христианами, – и этим гордиться. Это очень важный момент в жизни.

Добавлю. Примером является личность не только Иисуса Христа, но и Пресвятой Богородицы, особенно для женщины, девушки. Из Евангелия, апостольского предания, воспоминаний мужей апостольских – свидетелей земной жизни Матери Божией – мы узнаем, в том числе, о внешнем облике Девы Марии, какие у Нее были глаза, как Она разговаривала, каков был нрав. Всё это также можно сохранять в своем сердце.

Поэтому хотелось бы обратить особое внимание на деятельность катехизаторов – без правильного представления о Лице Господа Иисуса Христа мы не сможем эффективно совершать свое служение. Почему некоторые ходят десять, двадцать лет в храм, а остаются невоцерковленным? Потому что они не восприняли Христа, Бог не вошел в их жизнь. Митрополит Антоний (Блум), когда исповедовал детей, не задавал вопросов типа: «Слушал ли маму, дергал ли кошку за хвост?» Он начинал спрашивать ребенка, кбк тот воспринимает, любит, знает Христа, какое место Бог занимает в этой еще совсем юной жизни? С детства нужно закладывать правильное восприятие духовной жизни. Как сказал отец Александр, не иконы и образ будут тогда восприниматься человеком, а на скрижалях сердца будет написан образ Христов. И это совершенно новый уровень, другое восприятие.

Слушатели огласительных бесед приходят к нам из мирской суеты – из метро вышли и сразу попали к нам. У них шум в голове, рассеянность, пыль, туда очень сложно вложить ценности, с которыми они должны пройти через всю жизнь. Но у нас с ними другой встречи нет. Поэтому за эти, может быть, несколько минут встречи с нами, они должны воспринять не храмовую архитектуру, красивые фрески и услаждающее слух церковное пение, а реально существующего Бога. Через наши слова, через Евангелие, они должны стать истинными членами Церкви и называться христианами.

Благодарим отца Бориса за освещение важной темы катехизации. И хорошо, что мы ее сегодня подняли. Без этих центральных понятий, может, всё остальное, что сейчас обсуждается на других площадках Рождественских чтений, не будет иметь смысла. Можно много говорить о православном спорте, журналистике, культуре, еще о чем-то, но если не сказать о самом важном, о базисах веры, то всё остальное рассыплется.

3) Слово епископа Кузнецкого и Никольского Нестора после .

Человек входит в Церковь Христову со своим представлением о Боге, о вере. Так всегда бывает в начале воцерковления. Уметь изменить его представления на правильные – это непростая педагогическая задача.

Вы сказали об умеренной провокационности катехизатора. Я вам расскажу один случай. В конце восьмидесятых годов на одном подмосковном приходе из-за занятости батюшка поручил огласительные беседы проводить образованному алтарнику. Пока настоятель совершал панихиду, у его помощника было минут двадцать на разговор с многочисленным обществом родителей, крестных, детей, в том числе, младенцев. Надо заметить, в то время в воскресный день могло быть до ста крещаемых. В храме, понятно, места не хватало. Беседы проводились на улице, особенно, когда лето, тепло. Вот, алтарник выстраивает всех и говорит: «У вас сеть всего 10–15 минут, чтобы отсюда сбежать, потому что потом уже никуда отсюда не сбежит». Почему так? Потому что входящий в Церковь должен знать слова Господа: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук. 9, 62).

Вот, пример умеренной провокационности катехизатора. Алтарник провоцировал людей, пришедших на крестины и вынужденных слушать оглашение. Некоторые возмущались: «Что это такое?! Как можно с нами так разговаривать?!»

Существует много методов катехизации. Иногда слова идут от души – Бог положил на сердце, и ты повинуешься этому внутреннему гласу? Но главное, чтобы они были не от «ветра головы своей». Конечно, катехизические беседы надо проводить обязательно, как до крещения, так и после него. Это должен быть непрерывный процесс, в продолжение которого человек смог бы настроить себя на совершенно другой лад, другую духовную волну и получить пользу, а не вред от пребывания в Церкви.

4) Заключительное слово епископа Кузнецкого и Никольского Нестора .

Дорогие соборяне!

Вчера Патриарх сказал, что всех, кто прибыл для участия в Рождественских чтениях, можно вполне назвать Собором. Значит, мы – соборяне, неравнодушные к Церкви люди. Мне хотелось бы в завершение нашей встречи напомнить слова святителя Николая Японского, замечательного миссионера, сделавшего много полезного не только для Японской Церкви, но и для всего мира, включая его огромный вклад в мировую культуру.

Известны его рассуждения о славянском переводе Священного Писания. Как-то он записал в своем дневнике: «Славянский текст Священного Писание вместе с богослужением на славянском языке – словно мед в закрытых, запечатанных ячейках». Я хотел бы расширить эту мысль на другие аспекты нашей церковной жизни. Много у нас, действительно, богатства православной веры, культуры. Но народ не может воспринять этот вкус, который слаще меда. Пришло время, и эти ячейки надо вскрывать.

Продолжая этот образный язык, скажу, что «вскрытие ячеек» происходит именно в момент катехизации. Вы передаете важнейшие смыслы нашей веры людям, которые или вступают в Церковь или уже воцерковляются, хотят глубже познать не только церковную жизнь, но и, самое главное, – Бога. Я вам желаю благословенных успехов на этом поприще. Не мы избрали Господа, а Он нас избрал (ср. Ин. 15, 16). А избранным оставил заповедь – идти и проповедовать (см. Мк. 16, 15). И наше служение Богу проповедью – это Его дар. Радуясь, как просвещаются люди через Слово Божие, мы должны вслед за апостолами сказать: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).

Я благодарю митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, организаторов Чтений и всех, кто принял деятельное участие в этом замечательном форуме. Сегодняшняя встреча, мне думается, останется в наших сердцах надолго. На сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации чуть позже можно будет познакомиться с лучшими докладами, которые прозвучали сегодня. Это будет существенный вклад в духовную копилку Церкви.

Надо уметь перестраивать стиль общения, чтобы доступнее стать к людям. Но это ни в коей мере не значит, что надо нивелировать ценности, которые несет христианство в мир. Поэтому важны оба процесса: с одной стороны, Церковь должна идти к людям, разговаривая на понятном для них языке, а с другой ‒ люди должны возвышать себя до высоких истин веры, до такого духовного уровня, который позволяет оторваться от лежащего во зле мира, прийти к преображающему нас Господу.

Поздравляю еще раз с праздником, большое спасибо всем собравшимся! Вы живо реагировали на все, что здесь происходило. Спящих я не заметил. Значит, мы потрудились неплохо.

Возблагодарим Господа и Матерь Божию!

Дата хиротонии: Дата рождения: 16 августа 1975 г. 18 мая 2014 г. Дата пострига: 17 марта 2007 г. Страна: Россия Биография:

В 1982-1990 гг. обучался в общеобразовательной школе. Общее образование завершил в Щелковской муниципальной гимназии в 1992 г.

В 1992-1997 гг. обучался на математическом факультете Московского педагогического государственного университета, по окончании присвоена квалификация «Учитель математики и информатики». С августа 1997 г. работал учителем в Краснознаменской средней школе Щелковского р-на Московской обл. В 2002 г. решением Главной аттестационной комиссии присвоена высшая квалификационная категория по специальности «Учитель». Получил диплом Государственного координационного центра информационных технологий Минобразования России о профессиональной переподготовке по программе «Информационные технологии в образовании».

В декабре 2000 г. приглашен методистом в Учебно-методический образовательный центр комитета по образованию администрации Щелковского р-на. В сентябре 2001 г. назначен начальником информационно-аналитического отдела. Являлся председателем жюри конкурса проектов по информатике в Щелковском р-не, а также членом экспертной группы районной аттестационной комиссии. В 2002 г. закончил преподавательскую и методическую работу в связи с поступлением в семинарию.

В 1993 г. приглашен певчим в церковь Рождества Пресвятой Богородицы пос. Образцово Щелковского р-на. Впоследствии стал регентом храма (до 2002 г.).

В 2002-2007 гг. обучался в Николо-Угрешской духовной семинарии. Нес послушания певчего и регента, заведующего компьютерным кабинетом семинарии. Защитил диплом на тему «Опыт издания Синодика Николо-Угрешского монастыря».

В 2004 г. принял участие в создании сайтов Николо-Угрешского монастыря и духовной семинарии. С 2004 г. параллельно с учебой в семинарии нес послушание по созданию издательского отдела монастыря. Принял участие в издании нескольких книг, в том числе «Летописи Николо-Угрешского монастыря. 1905-2010 гг.» и Синодика Николо-Угрешского монастыря.

В 2006 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден памятным знаком святителя Николая III степени.

В марте 2006 г. принят в число послушников Николо-Угрешского ставропигиального монастыря и назначен руководителем издательского отдела обители. В апреле того же года стал главным редактором нового периодического издания монастыря — журнала «Угрешский вестник» и газеты «Николо-Угрешский вестник».

17 марта 2007 г. в Николо-Угрешском монастыре наместником обителиепископом Люберецким Вениамином пострижен в монашество с именем Нестор в честь прп. Нестора Летописца.

5 апреля 2007 г. в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря епископом Люберецким Вениамином рукоположен во иеродиакона.

С сентября 2006 г. по сентябрь 2008 г. — преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии; в течение 2007/08 учебного года — преподаватель курсов для взрослых «Сокровенный мир Православия», организованных при Николо-Угрешской духовной семинарии.

С сентября 2009 г. по май 2010 г. нес в Пензенской епархии послушание секретаря епископа Люберецкого Вениамина при его временном управлении Пензенской епархией. С января 2010 г. — член редакционной коллегии возобновленного журнала «Пензенские епархиальные ведомости».

8 июля 2010 г. принят в клир Пензенской епархии и зачислен в братию Преображенского подворья Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Нижнеломовского р-на Пензенской обл. Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. (журнал № 88) подворье преобразовано в Спасо-Преображенский монастырь г. Пензы.

12 июля 2010 г. в Петропавловской церкви микрорайона Арбеково г. Пензы епископом Пензенским и Кузнецким Вениамином рукоположен во иеромонаха.

С октября 2010 г. — постоянный участник программы «Мир Православия» в эфире «Радио России из Пензы». Также стоял у истоков создания видеоцентра и телепрограмм Пензенской епархии.

11 ноября 2010 г. назначен председателем редакционно-издательского отдела Пензенской епархии и главным редактором журнала «Пензенские епархиальные ведомости» и газеты «Пензенский православный собеседник», а с 2012 года — альманаха «Пензенский летописец».

8 апреля 2011 г. во исполнение постановления Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 34) епископом Пензенским и Кузнецким Вениамином назначен наместником Преображенского монастыря г. Пензы с возведением в сан игумена по должности.

С апреля 2011 г. — помощник члена Общественной палаты Пензенской области епископа Пензенского Вениамина. Награжден почетными грамотами Общественной палаты.

12 марта 2012 г. назначен настоятелем вновь организованного Тихвинского скита Преображенского монастыря г. Пензы.

С августа 2012 г. по декабрь 2013 г. — председатель епархиального суда Пензенской епархии. 10 января 2013 г. назначен благочинным монастырей Пензенской епархии.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 12) избран епископом Кузнецким и Никольским.

28 марта 2014 г. в Преображенском монастыре г. Пензы митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 12 апреля 2014 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 18 мая за Божественной литургией в Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование:

1997 г. — Московский педагогический государственный университет.

2007 г. — Николо-Угрешская духовная семинария.