Open
Close

Зрение у новорожденных. Ретинопатия недоношенных: как сохранить зрение? Зрение у недоношенных

Современная медицина шагнула далеко вперёд и теперь преждевременно рождённых малышей успешно выхаживают. Однако организм таких детей уязвим, так как у них ещё не полностью сформированы многие органы и системы. Из-за этого у недоношенных могут развиваться различные патологические состояния. Одна из таких патологий возникает на фоне недоразвития сетчатой оболочки глаза и называется ретинопатия.

Что такое ретинопатия

Формирование сетчатки глаза заканчивается лишь к 4 месяцу жизни ребёнка, поэтому при несвоевременном появлении малыша на свет и влиянии на организм недоношенного негативных внешних факторов (атмосфера, кислород, освещение), сетчатка практически всегда повреждается.
Впервые патология была описана в то время, когда медики научились выхаживать детей, рождённых раньше срока. Изначально поражение сетчатки в связи с недоношенностью назвали ретролентальная фиброплазия. Считалось, что заболевание развивается вследствие использования кувезов с высоким уровнем кислорода. Позднее врачи выяснили, что болезнь также связана с недостаточной продолжительностью внутриутробного периода, малым весом ребёнка при рождении (меньше 1,5 кг) и различными нарушениями нормального течения беременности.
Под воздействием вышеперечисленных причин происходят отклонения в правильном развитии сетчатки, в частности, нарушается её васкуляризация (образование кровеносных сосудов). Происходит остановка развития здоровых сосудов, которые должны обеспечивать полноценное питание сетчатой оболочки. Компенсаторные механизмы, включившиеся в результате этого нарушения, приводят к образованию новых неполноценных сосудов, которые не справляются со своими функциями, прорастают в стекловидное тело, часто повреждаются и вызывают кровоизлияния.
Из-за недостаточности питания сетчатки начинаются фиброзные изменения (разрастание соединительной, рубцовой ткани) на её поверхности и во внутренних слоях. Эти рубцы могут вызвать разрывы и отслоение оболочки, и в итоге приводят к полной утрате зрения. Как правило, поражаются оба глаза. Если один глаз вовлекается в процесс больше другого, у малыша развивается косоглазие.

Ретинопатия возникает у каждого пятого младенца, рождённого не в срок, причём около 8% из них страдают тяжёлыми формами этой патологии.

Развитие сосудов сетчатой оболочки плода начинается во втором триместре беременности (на 16 неделе) и происходит от диска зрительного нерва к границам глаза. Завершается этот процесс ко времени рождения ребёнка (40 недель). Чем раньше малыш появился на свет, тем меньше участок сетчатки с нормально развитыми сосудами, больше аваскулярные (лишённые сосудов) зоны и тем выше вероятность возникновения заболевания.

Начало развития ретинопатии, как правило, приходится на конец первого месяца жизни недоношенного ребёнка, а пик - на восьмую неделю.

Классификация патологии + степени

Патологию классифицируют в соответствии со следующими критериями:

  • локализация поражения (относительно зрительного нерва);
  • обширность процесса;
  • стадии болезни - всего выделяют 5 стадий, из которых на первых двух возможно самоизлечение заболевания, что и бывает у 65–75% детей; 3 стадия - пороговая, после неё заболевание переходит в рубцовую фазу (4–5 стадии) и в это время ребёнок нуждается в срочном хирургическом лечении;
  • клиническое течение - имеет 3 фазы:
    • активная (острая);
    • регресса;
    • рубцовая.

В 80% случаев заболевание имеет классическое течение и поочерёдно проходит все 5 стадий. Но иногда ретинопатия протекает атипично.
Высокая степень агрессивности патологии и быстрая скорость её развития обозначается специальным термином «плюс-болезнь». Клинически этот симптом характеризуется расширением и сильной извитостью сосудов сетчатой оболочки в районе зрительного нерва, обширными кровоизлияниями. Появление этих признаков может случиться на любой стадии болезни, очень часто они появляются ещё до начала 1 стадии. Это свидетельствует о том, что патология имеет молниеносный, злокачественный характер.
Существует также симптом пре «плюс-болезнь» - пограничное состояние между нормально развитыми сосудами и изменениями, происходящими при «плюс-болезни».
Отдельно выделяют редкую, тяжёлую, быстропрогрессирующую форму - заднюю агрессивную ретинопатию недоношенных. Эта форма является самостоятельным вариантом течения активной фазы заболевания. Она имеет крайне неблагоприятный прогноз и часто приводит к необратимой слепоте.

Видео - Что представляет собой ретинопатия недоношенных

Активная фаза, как правило, продолжается от 1 месяца до полугода и может закончиться полным регрессом симптомов болезни (в первых 2 стадиях) или рубцовой фазой с разными изменениями глазного дна вплоть до полного отслоения сетчатой оболочки.

Рубцовые изменения могут иметь 5 степеней:

  • 1 степень - минимум изменений в отдалённых от центральной зоны глазного дна частях, зрительные функции при этом практически полностью сохранены;
  • 2 степень - характеризуется смещением центральной части сетчатой оболочки и дегенеративными изменениями периферических зон, которые могут впоследствии спровоцировать вторичную отслойку оболочки;
  • 3 степень - проявляет себя сильным повреждением области вхождения зрительного нерва в сетчатую оболочку, её значительным смещением и дегенеративными изменениями не только периферических зон, но и центральных;
  • 4 степень - образуются грубые рубцы сетчатой оболочки, приводящие к значительному ухудшению зрения;
  • 5 степень - абсолютное отслоение сетчатки, приводящее к полной утрате зрения.

Рубцовые изменения сетчатки могут быть как незначительными и почти не влиять на остроту зрения, так и приводить к полной отлойке сетчатой оболочки и потере зрения

Причины болезни и факторы риска

Ещё в 1951 году была выявлена связь заболевания с агрессивным влиянием большой концентрации кислорода в кувезах для новорождённых. В сетчатой оболочке глаза обменные процессы происходят без участия кислорода - посредством гликолиза (бескислородного расщепления глюкозы с высвобождением энергии). Под влиянием кислорода, так необходимого для выхаживания недоношенных, гликолиз значительно угнетается и сетчатая оболочка погибает, постепенно замещаясь соединительной тканью.
Это открытие стало началом новых исследований и сегодня известно, что ретинопатия недоношенных - это мультифакторное заболевание, на возникновение которого влияет много разных процессов. Группу риска составляют малыши с весом меньше полутора килограмм и рождённые в срок до 32 недель. Причём опасность развития болезни гораздо выше, если ребёнку проводилась ИВЛ (искусственная вентиляция лёгких) более 3 суток и длительная кислородотерапия.

Провоцирующими факторами также являются:

  • тяжёлые инфекции, перенесённые матерью во время беременности;
  • гипоксия, асфиксия, мозговое кровоизлияние, случившиеся из-за осложнений во время беременности и родов.

Один из факторов, которые могут влиять на возникновение ретинопатии, - это воздействие света на незрелую сетчатую оболочку недоношенного ребёнка. В естественных условиях развитие сетчатой оболочки завершается в темноте, внутриутробно, а избыточная освещённость действует на глаза губительно.

Симптомы и признаки у ребёнка

Единственными проявлениями ретинопатии на первых этапах развития (1–3 стадии) являются объективные данные офтальмологических осмотров, поэтому именно их принято расценивать как симптомы болезни. На ранних стадиях глазные симптомы (снижение зрения, боль в глазах) отсутствуют.

Зрение малыша, даже родившегося вовремя, развивается постепенно. У новорождённого есть только общее ощущение света, определять его источник ребёнок может в полтора - два месяца. Умение следить за предметами развивается к трём - четырём месяцам, а к полугоду появляется предметное зрение: малыш тянется к заинтересовавшему его предмету рукой. В дальнейшем зрительные функции продолжают совершенствоваться и полностью этот процесс завершается только к 6 годам. Поэтому первые стадии ретинопатии, которые стартуют обычно в четырёхнедельном возрасте, заметить не в состоянии ни мама, ни педиатр, ни неонатолог. Это может сделать только офтальмолог, применив соответствующее оборудование для обследования .

В своём развитии ретинопатия недоношенныхпроходит поочерёдно пять стадий, внешние проявления которых можно заметить, только начиная стретьей, четвёртой или пятой

Внешне заметить проявления ретинопатии можно только на последних этапах болезни - на 4 и 5 стадиях, когда уже образовались рубцовые изменения сетчатки. К таким видимым признакам относятся:

  • изменение цвета зрачка (становится серым);
  • развитие косоглазия (если один глаз поражён больше другого);
  • нарушение поведения ребёнка:
    • перестаёт фиксировать взгляд на предметах;
    • не реагирует на свет;
    • совершенно не различает крупные предметы, находящиеся от него на небольшом расстоянии.

Эти симптомы говорят о том, что момент, благоприятный для эффективного лечения, может быть уже упущен и процесс зашёл слишком далеко, то есть пороговая третья стадия осталась позади. Поэтому очень важна своевременная диагностика, которая заключается в первичном обследовании малыша офтальмологом (не позднее полутора месяцев) и регулярные осмотры в дальнейшем.

Задача родителей - вовремя показать недоношенного ребёнка врачу, даже если он выписан из роддома в хорошем состоянии.

Развитие недуга по стадиям - таблица

Стадии заболевания Симптомы и проявления
1 стадия Начало заболевания: образование ограничительной (демаркационной) линии между частью сетчатки с нормально развитыми сосудами и зоной без сосудов. Патология может не развиваться дальше и здоровые сосуды могут со временем
продолжать расти правильно.
2 стадия На месте разделительной линии образуется утолщение (гребень, вал). Сосуды (неполноценные) продолжают расти, но неправильно: они извиваются, прорастают в гребень.
В этот период заболевание ещё может самопроизвольно регрессировать.
Зрительные функции малыша нарушаются незначительно.
3 стадия Вновь образовавшиеся сосуды прорастают в стекловидное тело; в области разделительного вала, который значительно утолщается, происходит развитие фиброзной ткани, медленно разрастающейся по всей сетчатке. Ретинопатия приобретает необратимый характер.
Происходит снижение зрения, ребёнок плохо фиксирует взгляд и не следит за предметами. Возможны кровоизлияния, которые показывают себя внезапным покраснением склеры глаз.
4 стадия Начинается отслойка сетчатки (образовавшаяся рубцовая ткань буквально «сдёргивает» сетчатую оболочку со своего места). Зрительные функции резко снижаются.
5 стадия Тотальное отслоение сетчатой оболочки. Зрачок не реагирует на источник света. Зрение может быть утеряно безвозвратно.

Диагностика заболевания

Диагноз может поставить исключительно врач-офтальмолог. Обследование малыша начинается на 3–4 неделе жизни, затем осмотры повторяют дважды в месяц до того момента, пока врач не убедится в том, что развитие сосудов сетчатой оболочки успешно завершилось.
Обнаружив начальные симптомы болезни, офтальмолог осматривает малыша каждую неделю до их исчезновения в случае регресса или до окончания активной фазы. При агрессивном течении патологии («плюс-болезнь» или задняя ретинопатия) осмотры проводятся через 2–3 дня.

Для обследования применяются такие методы:

  • Непрямая офтальмоскопия (исследование глазного дна). Перед процедурой закапывают в глаза мидриатики (средства, расширяющие зрачок, например, Атропин). С помощью этого метода врач оценивает состояние сетчатой и сосудистой оболочек глаза, состояние диска зрительного нерва.
  • УЗИ применяют дополнительно на 3–5 стадиях патологии и для определения эффективности терапии.

Для дифференциальной диагностики с заболеваниями, вызывающими атрофию зрительного нерва или аномалии его развития, применяются другие методы обследования:

  • Электроретинограмма - отображает биоэлектрическую активность нейронов сетчатки, получаемую в ответ на раздражение светом.
  • Диафаноскопия - просвечивание тканей глаза с целью обнаружений патологии сетчатой оболочки.
  • Исследование зрительных вызванных потенциалов (ЗВП) - компьютерная диагностика, позволяющая определить, на каком именно участке зрительного анализатора нарушается передача импульса.
  • ОКТ (оптическая когерентная томография) - сканирование сетчатки инфракрасными лучами с целью определения степени её отслойки.

Дифференцируют ретинопатию новорождённых с такими заболеваниями:

  • ретинобластома (злокачественная опухоль сетчатки);
  • внутричерепная гипертензия;
  • болезнь Крисвика-Скепенса (семейная экссудативная витреоретинопатия) - генетическая патология, вызывающая отслойку сетчатки;
  • ретинальное кровоизлияние, проявляющееся при осложнённом течении родов;
  • периферический увеит - воспаление сосудистой оболочки глаза.

Поздние стадии ретинопатии, когда уже образовались рубцы, трудно отличить от первичного персистирующего гиперпластического стекловидного тела.

Лечение патологии

На сегодняшний день подходы к лечению ретинопатии новорождённых в разных клиниках несколько отличаются. Одна часть специалистов утверждает, что начальные стадии нуждаются только лишь в консервативной терапии и наблюдении, а операция нужна только при достижении пороговой 3 стадии, другая часть врачей настаивает на необходимости хирургического вмешательства в качестве профилактики на 2 и даже 1 стадии болезни.

Консервативное

На ранних стадиях развития ретинопатии назначают антиоксиданты для того, чтобы защитить стенки сосудов от агрессивного действия кислорода - Эмоксипин, витамин Е, Аскорбиновую кислоту. При активизации процесса применяют гормональные средства в каплях - Дексаметазон, Гидрокортизон, Максидекс, сосудистые препараты - Дицинон, в последнее время некоторые специалисты рекомендуют назначать блокаторы васкуляризации (формирования сосудов) - Луцентис или Авастин.

Фото препаратов для лечения ретинопатии недоношенных

Гормональный препарат для лечения начальных стадий ретинопатии недоношенных
Дицинон применяют при ретинопатии, если есть угроза кровоизлияния
Дексаметазон в каплях назначают для купирования симптомов на начальных стадиях ретинопатии
Аскорбиновая кислота применяется как антиоксидант для защиты сосудистых стенок от влияния кислорода
Эмоксипин - синтетический антиоксидант, применяется для рассасывания мелких кровоизлияний и защиты сетчатки от избыточного освещения
Витамин Е - один из самых мощных природных антиокисдантов

В регрессивном и реабилитационном периоде малышу закапывают противовоспалительные, дезинфицирующие препараты, применяют физиотерапию:

  • электрофорез с антиоксидантами;
  • магнитостимуляцию для улучшения восстановительных процессов;
  • электроокулостимуляцию - воздействие слабыми токами для нормализации обменных процессов и улучшения кровоснабжения глазного яблока.

Хирургическое вмешательство

С целью коагуляции (блокировки) аваскулярных зон проводят лазерное или криохирургическое лечение. Эти методики позволяют остановить развитие заболевания и стабилизировать процесс.
Криокоагуляция (замораживание жидким азотом зоны сетчатки, в которой нет сосудов) проводится под наркозом, редко - под местной анестезией. Процедура сопряжена с определённым риском, так как общий наркоз крайне негативно воздействует на дыхательную и сердечную систему младенца. Поэтому большинство офтальмологов предпочитают проводить хирургическое лечение с применением лазерной коагуляции, которая менее травматична, даёт меньше побочных эффектов и лучшие результаты.
Лазерная коагуляция безболезненна, после неё не наблюдается отёка тканей, как после замораживания, она оказывает минимум негативного влияния на работу сердца и дыхательной системы.

Чаще всего лечение лазером или замораживание на первых стадиях даёт хорошие результаты. Если остановить прогрессирование ретинопатии не удалось и болезнь перешла в рубцовую фазу, тогда врачи вынуждены прибегнуть к проведению транцилиарной витрэктомии или циркулярному пломбированию склеры.

Пломбирование склеры заключается в применении «заплатки» в месте отслойки сетчатой оболочки и подтягивании сетчатки к этому участку. Методика показывает хорошие результаты даже на последних стадиях и помогает значительно улучшить зрение ребёнка.
В случае неудачи склеропломбировки или невозможности её проведения применяется витректомия. Операция направлена на иссечение поражённого стекловидного тела и рубцов с поверхности сетчатой оболочки для ослабления её натяжения и отслоения. При неполной отслойке сетчатки есть шанс с помощью этой операции сохранить хотя бы небольшой процент зрения. При тотальном отслоении операция может не принести результатов.

Все хирургические процедуры эффективны лишь на первом году жизни ребёнка, в дальнейшем они могут оказаться бесполезными для сохранения или восстановления зрительных функций.

Если заболевание достигло последней стадии и степень рубцовых изменений высока, то в результате проведения операции всего лишь улучшается светоощущение, появляется возможность ориентироваться в помещении и способность следить за предметами, находящимися прямо перед глазами.

Видео - Новые подходы к лечению ретинопатии недоношенных

Осложнения и последствия ретинопатии

Даже у тех детей, которые перенесли самые лёгкие стадии болезни, впоследствии могут развиваться осложнения (к 6–10 годам):

  • миопия (близорукость);
  • амблиопия (слабое зрение, так называемый ленивый глаз);
  • дистрофия сетчатки, её поздняя отслойка;
  • косоглазие;
  • глаукома - тяжёлое заболевание, связанное с повышенным внутриглазным давлением, в результате которого поражаются волокна зрительного нерва и происходит полная потеря зрения;
  • катаракта - помутнение хрусталика, приводящее к снижению остроты зрения.

Родителям недоношенного ребёнка нужно помнить, что сетчатка их малыша уже никогда не станет такой, как у доношенного, поэтому любые негативные факторы, например, травма глаза, могут вызвать непредсказуемые последствия. Ребёнок, который перенёс ретинопатию, должен регулярно наблюдаться офтальмологом до 18 лет.

У ребёнка, который перенёс даже легкую степень ретинопатии, возможно развитие отдалённых последствий

Профилактика

Главные профилактические мероприятия в отношении ретинопатии - это предупреждение несвоевременных родов, гинекологическая терапия, направленная на поддержание беременности до 40 недель.
В отношении недоношенных детей должны применяться правильные методики выхаживания, своевременный первичный осмотр детским окулистом и динамичное наблюдение в последующем.

Ретинопатия недоношенных - заболевание, которое может как самопроизвольно регрессировать, так и привести к полной потере зрения. Каковы будут последствия для ребёнка - зависит от качества медицинской помощи и ответственности родителей, которые должны обеспечить своевременное обследование и лечение малыша.

К сожалению, почти каждый пятый недоношенный ребенок страдает заболеванием глаз - ретинопатией недоношенных (РН), и 8% из них - тяжелыми формами.

Ретинопатия недоношенных - это заболевание глаз, возникающее вследствие нарушения развития сетчатки (светочувствительной области глаза) у недоношенных малышей. Заболевание может привести к полной потере зрения.

Причины

В 1951 году была установлена связь между нарушением роста сосудов и высокой концентрацией кислорода в кювезах. В сетчатке обменные процессы осуществляются не посредством дыхания, а гликолиза - это означает, что источником энергии служит расщепление глюкозы, протекающее без потребления кислорода. Под воздействием кислорода гликолиз угнетается, и сетчатка гибнет, заменяясь соединительной и рубцовой тканью. Поэтому относительно недавно единственной причиной ретинопатии недоношенных считалась высокая концентрация кислорода в инкубаторах. Однако ограничение его использования после этого открытия хотя и привело к снижению частоты заболевания, но повлияло на рост смертности от респираторного дистресс-синдрома и на количество тяжелых последствий гипоксии у выживших.

В настоящее время считается, что ретинопатия недоношенных - это мультифакториальное заболевание, то есть оно может возникнуть под действием многих факторов. К группе риска по возникновению ретинопатии относятся недоношенные дети с массой тела при рождении менее 2000 грамм и сроком гестации до 34 недель. Причем риск значительно увеличивается при проведении искусственной вентиляции легких более 3-х дней и кислородотерапии более 1 месяца.

К числу дополнительных факторов риска относят:

  • тяжелые внутриутробные инфекции;
  • гипоксия (ишемия) мозга, кровоизлияния в мозг возникшие в результате осложнений беременности и родов.
  • Одним из важных факторов, возможно влияющим на развитие РН, является световое воздействие на незрелую сетчатку, так как в естественных условиях образование сосудов сетчатки завершается внутриутробно, при отсутствии света. Недоношенный ребенок попадает в условия избыточной освещенности.
  • Существует теория о генетической предрасположенности к заболеванию.

Что происходит?

В основе болезни ретинопатии недоношенных лежит незавершенность формирования глазного яблока, сетчатки и ее сосудистой системы. Васкуляризация (формирование сосудов) сетчатки плода начинается на 16 неделе беременности - от центра диска зрительного нерва к периферии - и заканчивается к моменту рождения доношенного ребенка. Соответственно, чем раньше родился ребенок, тем меньше площадь сетчатки, покрытая сосудами, и более обширные бессосудистые, или аваскулярные зоны. У 7-месячного плода - концентрическое недоразвитие сосудов сетчатки: ее центральный отдел кровоснабжается, а на периферии кровеносные сосуды отсутствуют. После рождения у недоношенного ребенка на процесс образования сосудов действуют различные патологические факторы - внешняя среда, свет, кислород, которые могут привести к развитию ретинопатии.

Основным проявлением ретинопатии недоношенных является остановка нормального образования сосудов, прорастание их непосредственно внутрь глаза в стекловидное тело. Вслед за этим начинается новообразование соединительной ткани за хрусталиком, которое вызывает натяжение и отслойку сетчатки.

Начало заболевания приходится на 4-ю неделю жизни, а пик - на 8-ю (время рождения доношенного ребенка). Заболевание поражает обычно оба глаза, но на одном может быть выражено в большей степени.

Классификация

Ретинопатию недоношенных классифицируют:

    по локализации патологического процесса (по отношению к зрительному нерву);

    по распространенности поражения. Окружность глаза можно разделить, как циферблат, - на 24 часа. Распространенность ретинопатии определяется по количеству пораженных «часов».

    по стадии. Ретинопатия недоношенных - прогрессирующее заболевание. Начинается оно постепенно, обычно на 4-10-й неделе жизни, и может прогрессировать быстро или медленно от 1-й до 5-й стадии. 3 стадия носит название «пороговой» и служит показанием для проведения коагуляции сетчатки. 5 стадия характеризуется тотальной отслойкой сетчатки и полной потерей зрения. ;

    по активности течения: активную (острую) и рубцовую фазы.

У 60-80% детей развивается самопроизвольный регресс заболевания, причем в 55-60% без остаточных изменений на глазном дне. В остальных случаях заболевание протекает более тяжело и прогрессирует до рубцовых стадий.

В 75% случаев РН течет по “классическому” типу проходя последовательно все 5 стадий, однако различают также такую форму ретинопатии как “плюс”-болезнь (или Rush-болезнь, молниеносная РН), характеризующуюся быстрым, злокачественным течением.

Ретинопатия недоношенных часто сопровождается развитием осложнений :

  • близорукостью (миопией) и астигматизмом;
  • косоглазием и амблиопией («ленивый глаз»);
  • глаукомой;
  • катарактой;
  • отслойкой сетчатки. Она может возникнуть в подростковом возрасте как результат растягивания рубцовой ткани при интенсивном росте глазного яблока.

Диагностика

Обследование недоношенного ребенка на ретинопатию начинают проводить, начиная с 32-34 недели развития (обычно через 3-4 недели после рождения). Далее офтальмологи осматривают младенца каждые 2 недели вплоть до завершения васкуляризации (образования сосудов сетчатки). При появлении первых признаков ретинопатии осмотр проводят еженедельно до полного регресса заболевания или стихания активности процесса. При “плюс”-болезни – 1 раз в 3 дня.

Обследование глазного дна проводят с помощью непрямой бинокулярной офтальмоскопии . Осмотр проводят с обязательным расширением зрачка (с закапыванием атропина) и применением специальных детских векорасширителей. Первое обследование обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных под контролем мониторов.

Дополнительно для диагностики и контроля за эффективностью лечения применяют ультразвуковое исследование глаз . Для проведения дифференциальной диагностики между ретинопатией и другими заболеваниями, вызывающими нарушение функции зрительного анализатора у недоношенных детей – частичной атрофией зрительного нерва, аномалиями развития зрительного нерва и др. применяют регистрацию зрительных вызванных потенциалов (ЗВП), электроретинограмму (ЭРГ).

В случае регресса ретинопатии новорожденных ребенка следует обследовать у офтальмолога один раз в 6-12 месяцев вплоть до 18 лет - на предмет исключения сопутствующих ретинопатии осложнений (в частности, отслойки сетчатки в подростковом возрасте).

Лечение

Лечение 3 стадии ретинопатии («пороговой») проводится с помощью лазеркоагуляции либо криокоагуляции аваскулярной (бессосудистой) зоны сетчатки, причем вмешательство должно быть проведено не позднее 72 часов от момента ее констатации. На более поздних стадиях применяется хирургическое лечение - циркулярное пломбирование склеры и транцилиарная витрэктомия.

Криокоагуляцию чаще проводят под наркозом, реже - под местной анестезией. Техника ее заключается в замораживании аваскулярной (бессосудистой) части сетчатки. В случае успеха процедуры (то есть в 50-80% случаев) прекращается развитие рубцовой ткани и патологический процесс останавливается. В тоже время процедура сопряжена с определенным риском - может возникнуть падение сердечной деятельности и нарушение дыхания. Поэтому во время проведения криокоагуляции необходим постоянный мониторинг больного. По завершении процедуры вокруг глаз ребенка появляются отеки, гематомы, покраснения, которые проходят в течение недели.

Большинство офтальмологов в настоящее время отдают предпочтение лазеркоагуляции бессосудистой сетчатки (так называемой транспупиллярной лазеркоагуляции), поскольку она менее травматична, более эффективна, дает меньшее количество побочных реакций, и позволяет точнее контроливать процесс вмешательства. Другие преимущества лазерной коагуляции:

  • процедура безболезненна, поэтому нет необходимости в обезболивании ребенка;
  • после процедуры практически отсутствует отек ткани;
  • воздействие на сердечную и дыхательную системы минимально.

При неэффективности криотерапии и лазера, прогрессировании отслойки или переходе ретинопатии из 3-й в 4-ю и 5-ю стадии на помощь приходит хирургия.

Хирургическая техника, именуемая склеропломбировкой (циркулярное пломбирование склеры) , достаточно эффективна при лечении отслойки сетчатки, особенно если отслойка небольшая. При склеропломбировке с внешней стороны глаза вставляется «заплатка» в месте отслойки и подтягивание ее до тех пор, пока сетчатка не соприкоснется с местом отслойки. Исследования показали, что данная методика хороша даже на последних стадиях. Зрение, после удачной склеропломбировки улучшается значительно. При неудаче склеропломбировки или при невозможности ее проведения применяется витрэктомия.

Витрэктомия («витреум» - стекловидное тело, «эктомия» - удаление) - это хирургическая операция, цель которой - удаление измененного стекловидного тела и рубцовой ткани с поверхности сетчатки для устранения ее натяжения и отслоения. В случае частичной отслойки сетчатки операция дает шанс сохранить зрение. В случае полной отслойки - прогноз неблагоприятный.

Зрение у новорожденных несовершенно, несмотря на то, что появляется оно задолго до их рождения. Способность видеть формируется у ребенка еще во время его внутриутробного развития, как и другие системы организма, с которыми, кстати, органы зрения находятся в тесной взаимосвязи. Если ребенок не будет полноценно видеть, он не сможет нормально развиваться и познавать окружающий мир.

Итак, предотвратить появление большинства проблем, связанных с возможностью крохи видеть, желательно как можно раньше. Ранние этапы выявления патологии позволят своевременно начать лечение и подарить малышу шанс на полноценное восприятие и постижение всего нового и ему незнакомого. При первых признаках зрительных нарушений родители новорожденного должны срочно обратиться к детскому окулисту и держать ситуацию под контролем.

Как правило, у недоношенных детей намного чаще возникают проблемы со зрением, чем у малышей, появившихся на белый свет в положенный срок. Такая категория новорожденных заслуживает еще больше внимания со стороны родителей. Если учесть, что вполне здоровый ребенок, только родившись, практически ничего не видит, то у недоношенных младенцев ситуация обстоит так же. Нельзя, конечно, сказать, что дети появляются на свет слепыми, но недоразвитость некоторых центров головного мозга к этому периоду – вполне нормальное явление.

Рассмотрим, как видит малыш при рождении:

  • Многие люди ошибочно полагают, что в младенческом возрасте у детей перевернутое зрение. Конечно, правдой это назвать нельзя, но что-то истинное в этом все-таки присутствует.
  • Малыш не видит окружающие его предметы и людей вверх ногами, но изображение, которое отображается на сетчатке, находится под 90-градусным наклоном.
  • Между тем это не мешает крохе различать свет и тень, определять силуэты и черты больших предметов.
  • Помимо этого, новорожденный малыш отчетливо видит лицо матери, которая кормит его грудью. Дело в том, что на расстоянии 20-30 см ребенку доступны все, даже самые мелкие детали.

Ребенок в первый месяц жизни нередко косит глазами, что пугает многих молодых родителей, никогда не сталкивающихся с подобным состоянием у детей. Пройдя необходимые этапы развития, зрительные мышцы придут в тонус и смогут контролировать движения глазных яблок.

У недоношенных малышей зрение так же фокусируется с огромным трудом. Определить, является ли данное состояние вариантом физиологической нормы или патологией, может только окулист уже на первом осмотре.

В большинстве случае в месяц новорожденные воспринимают черно-белые картинки намного лучше цветных.

Первые оттенки кроха начинает различать в такой последовательности:

  1. Красный.
  2. Желтый.
  3. Зеленый.
  4. Синий.

Как происходит развитие зрительных способностей у новорожденного?

Зрение новорожденного ребенка проходит несколько основных этапов развития, постепенно совершенствуясь к годовалому возрасту.

Изо дня в день, из месяца в месяц его зрительные навыки улучшаются, открывая перед крохой для постижения все новое и незнакомое:

  • В возрасте 4-5 недель глаза новорожденного способны уловить мамину улыбку и рассмотреть черты ее лица. В данный период для крохи крайне важно наличие общения с матерью, ей необходимо постараться как можно больше контактировать с ним в моменты бодрствования. В месяц даже у недоношенных малышей зрачок реагирует на изменения в освещении, сужаясь и расширяясь. Убедиться в этом можно, поднеся его к окну.

  • Спустя еще один месяц малыш может следить за движением предметов в горизонтали. Размытые образы отображаются у него более четко. Вместе с резкостью в изображении приходит и увеличение продолжительности задерживания взгляда на конкретном предмете. Наибольший интерес у крохи вызывает мамина грудь.
  • Прошел еще один месяц. Особенности зрения новорожденных, в т. ч. и недоношенных деток, позволяют им рассматривать даже мобиль для детского манежа в деталях. Малыш активно следит не только за крупными вещами, но и за предметами поменьше. Трехмесячный кроха активно узнает родственников, не путая папу с мамой. Навык распознавания цветов начинает формироваться как раз на этом этапе развития.
  • Шестой месяц жизни знаменуется высоким совершенствованием зрительных способностей ребенка. В период, когда его трехмерное восприятие улучшено, ему уже без труда удается фокусировать взгляд на близких объектах. Простые геометрические фигуры помогают развивать зрение новорожденному.
  • Двенадцатый месяц жизни позволяет крохе уверенно рассматривать узоры. Когда ему дают книжки, он с удовольствием знакомится с изображениями.

Как помочь ребенку в развитии зрения?

Вместе с развитием функциональности головного мозга происходит окончательное созревание зрительных возможностей.

Все образы, которые малыш может наблюдать, проходят определенный анализ, в голове у новорожденного постепенно выстраивается взаимосвязь между ними.

В это и последующее время требуется особая забота родителей:

  • Родителям необходимо уделять максимум внимания, они должны стараться, чтобы все процессы формирования зрения новорожденных и недоношенных детей протекали в гармонии.
  • Важно постоянно общаться с крохой, рассказывать ему об окружающем мире, сопровождая обучение демонстрацией цветов, игрушек, предметов.
  • Для зрительного развития ребенка особо полезными являются кроваточные мобили, подвески и другие конструкции, установленные на расстоянии не ближе, чем 30 см от органов зрения новорожденного. Преимущественными цветами должны стать яркие красные и желто-горячие оттенки. Вспомогательной палитрой могут быть синие и зеленые тона.
  • Когда ручки ребенка впервые потянутся за игрушками, важно стимулировать и поддерживать его в этом, проявлять инициативу, помогать ему. В любом случае предпочтение новорожденные отдают живому общению с родителями. Лицо самых дорогих для него людей намного лучше самой дорогой игрушки.

Стоит понимать, что описанные этапы развития у только появившихся на свет детей нельзя назвать статичными. Огромную роль играют индивидуальные особенности крохи, кроме того, у недоношенных малышей показатели могут существенно варьироваться по срокам.

К годовалому возрасту ребенок, вне зависимости от того, в срок он появился на свет или нет, имеет достаточно развитые зрительные способности, максимально приближенные к взрослым.

Как проверить зрение у малыша и на что обратить внимание?

Когда кроха появляется на свет, в роддоме сразу же проверяют его зрение, особенно это касается недоношенных детей. Затем родители показывают своего малыша окулисту в 1 месяц, в 3 и ближе к полугоду. Недоношенных крошек, особенно имеющих наследственную предрасположенность к заболеваниям органов зрения, офтальмологи проверяют практически каждый месяц. Как проверить зрение у новорожденного, сложно сказать, поэтому лучше обратиться к специалистам.

Родители должны сделать это, не дожидаясь планового осмотра, если:

  • у ребенка заметен разный диаметр зрачков;
  • появилось слезотечение (у детей до 3-х месяцев отсутствие слез – абсолютно нормальный показатель);
  • происходит гнойное выделение из глаз;
  • нет реакции зрачков на дневной свет;
  • утром после пробуждения глазки у ребенка постоянно закисают;
  • явно выраженная светобоязнь;
  • малыш не способен удержать взгляд на конкретном предмете;
  • кроха не умеет следить за движущимися объектами к 3 месяцам;
  • его зрачки не в состоянии задержаться на чем-то одном;
  • глаза ребенка постоянно «бегают», мигают, как будто дергаются;
  • к двум месяцам малыш не способен сфокусировать свой взгляд на предмете, расположенном относительно близко (на расстоянии 20-30 см);
  • у ребенка слишком выпуклые глаза;
  • по достижении 3 месяцев глаза у крохи по-прежнему косят.

В экстренном случае следует идти за консультацией к доктору, если была какая-либо травма органов зрения, попадание инородных тел. О глазах детей необходимо заботиться с первых дней от самого рождения. Как только малыш подрастет, важно приучать его к проведению гигиенических процедур, акцентируя внимание на их важности для здоровья.

Не менее важно предоставить ребенку максимально интересные увлечения и занятия, чтобы не допускать его к просмотру мультфильмов, играм на компьютере, планшете.

Чрезмерная нагрузка на зрительные центры, которую несут в себе современные гаджеты, способствует появлению раздражительности, возбужденности и психических отклонений.

Многие мамочки уверены, что грудные дети в первые месяцы жизни воспринимают мир вверх ногами. Так ли это и какими особенностями обладает зрение у новорожденных поговорим в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете:

Удивителен тот факт, что глаза начинают развиваться у зародыша практически одновременно с зачатком сердца. Уже на 3 неделе внутриутробного развития можно определить группы клеток, которые в дальнейшем сформируют орган зрения будущего ребенка. Сначала глаза располагаются по бокам головы зародыша, отчего он больше напоминает рыбку, а не человеческий эмбрион. Свое привычное место на лице они занимают только к концу I триместра.

Вплоть до рождения глазки малыша развиваются в полной темноте. К концу беременности все анатомические структуры органа зрения плода сформированы и он полностью похож на глаз взрослого. Незавершенным остается только один отдел – сетчатка, который отвечает за восприятие изображения . Для его полноценного развития необходим свет. Именно поэтому окончательное формирование органа зрения происходит только после того, как малыш рождается.

Зрение ребенка от рождения до года

В отличие от сердца, почек и пищеварительной системы, которые к моменту рождения малыша уже полностью готовы обеспечивать его независимое от мамы существование, зрение у новорожденных совершенствуется постепенно вместе с развитием ребенка.

Особенностью глаз детей грудного возраста является то, что их размер по отношению к размеру головки намного больше, чем у взрослого. Именно это придает малышам неповторимый трогательный вид.

0-7 дней

В первые дни жизни малыша его глазки боятся света, врачи называют это состояние фотофобией . Это неудивительно, ведь долгие 9 месяцев он провел в кромешной тьме маминого живота. Веки новорожденного почти всегда плотно закрыты, и маме трудно определить, какого цвета у него глаза. Несмотря на это зрачки малыша очень хорошо реагируют на свет. Они сужаются, если поднести ребенка к окну или попытаться приподнять края века. Живой зрачковый рефлекс – один из показателей, говорящий о том, что нервная система малыша здорова.

В ответ на вспышку света, например, если включить в темной комнате лампу, веки новорожденного плотно смыкаются.

Если приподнять края век малыша на первой недели жизни, то можно заметить, что его глазные яблоки совершают частые горизонтальные движения из стороны в сторону. Это явление называется нистагм и он является нормой для детей этого возраста.

Еще один интересный факт: малыш на этом этапе жизни неспособен плакать слезами, так как слезные железы еще не выделяют слезу.

Мам и пап, конечно, волнует вопрос, когда начинают видеть новорожденные, способны ли они разглядеть лицо близкого человека.

Как бы обидно это ни звучало, но малыш на первой недели жизни неспособен не то чтобы разглядеть, но даже увидеть своих родителей. Это происходит потому, что зрительные клетки, которые расположены на сетчатке, еще только начинают совершенствовать свои функции и неспособны к четкой передаче изображения.

Кроме того, анатомические особенности глаза новорожденного делают его очень дальнозорким, то есть неспособным к четкому восприятию предметов, расположенных вблизи. Таким образом, мир предстает перед только что появившимся на свет малышом в виде неясных очертаний предметов, пятен света и тени.

Если ребенок родился в срок, у него может наблюдаться неосмысленное открывание глаз начиная с первых часов жизни. При этом складывается впечатление, что малыш сосредоточивает взгляд на находящимся перед ним предмете. На самом деле, это всего лишь непроизвольная двигательная реакция, которая не имеет ничего общего с рассматриванием.

Если приблизить к лицу малыша крупный предмет на расстояние 20-30 см, то глазки не смогут его «поймать» и проскользнут мимо. Они начнут «блуждать» из стороны в сторону, иногда совершенно независимо друг от друга, чем очень пугают родителей. Но это нормальное явление, которое проходит к концу первого месяца жизни.

7-28 дней

Начиная с конца первой недели жизни малыш учится устанавливать зрительный контакт с предметом, который расположен непосредственно перед его глазами, и может следовать за движущимся предметом глазами в течение нескольких секунд. Но голова и шея при этом все еще остаются неподвижными.

К концу 2 недели жизни новорожденные начинают фиксировать, удерживать взгляд на неподвижном предмете. Это впервые можно назвать непосредственно «рассматриванием». Сначала это длится не более пары секунд, но постепенно малыш учится подолгу задерживать взгляд.

В этом же время начинают образовываться первые слезы, которые смачивают поверхность роговицы, тем самым предохраняя ее от высыхания и позволяя малышу дольше времени находиться с открытыми глазками.

2-5 месяц

С 6-недельного возраста у малыша можно отметить устойчивую фиксацию на неподвижном предмете.

Начиная со 2 месяца жизни ребенок учится следить за движущимся предметом не только с помощью глаз, но и с помощью поворота головы.

С 3 месяца жизни малыш начинает использовать слезы в качества средства выражения своих эмоций. То есть он по-настоящему плачет, когда ему больно или страшно. Обычные физиологические потребности в еде, смене подгузника груднички выражают громким криком, а не слезами.

В 4 месяца у малышей обнаруживается направленный взгляд и одновременная совместная работа уха и глаза: услышав звук, ребенок старается найти его источник с помощью глаз. С этого же возраста грудничок начинает узнавать маму не только по голосу и запаху, но и в лицо.

6 месяцев – 1 год

Глаза малыша начинают выполнять все функции, которые характерны для глаз взрослого: следят за движущимися предметами, могут определить далеко или близко они расположены, учатся распознавать глубину, координируют работу глаз с движениями рук. Острота зрения в этот период достаточна для того, чтобы видеть даже мелкие детали.

До 6 месячного возраста достаточно сложно сказать, какие цвета может различать малыш. Но именно с этого возраста можно уверенно говорить о реакции на желтый и красный цвета. Например, дети стремятся взять красно-желтую или оранжевую погремушку и равнодушны к зеленой или синей.

Развивающие игры для зрения

Как мы уже говорили, для правильного и полноценного развития сетчатки необходима постоянная стимуляция ее светом и изображением. Чем больше информации получают глазки малыша, тем быстрее и лучше устанавливаются связи между зрительными клетками и корой головного мозга.

В зависимости от возраста малыша зрение у новорожденного можно тренировать с помощью развивающих игр. Лучше всего начинать занятия со 2 месяца жизни ребенка , когда уже устанавливается навык кратковременного удержания предмета в поле зрения.

Для тренировки глазок можно использовать обычную погремушку с приятным звоном. Лучше, если она будет красно-желтого цвета.

Следует приблизить игрушку на расстояние 20-30 см от глаз малыша и удерживать ее в течение нескольких секунд. Необходимо внимательно следить за реакцией ребенка. Как только его взгляд «поймал» погремушку, медленно отведите ее вправо на 10-15 см, потом верните в исходное положение. Повторите в левую сторону.

Если малыш потерял объект из вида, привлеките его внимание, потряся погремушку. Постепенно увеличивайте количество повторов и время удерживания игрушки перед глазками.

Когда малыш научится удерживать головку лежа на животе и опираясь на предплечья, постучите погремушкой о пол прямо перед ним, привлекая внимание. После того как ребенок задержал взгляд на игрушке, медленно поводите ею в обе стороны.

Хорошим тренажером для малышей раннего возраста является музыкальная карусель на кроватку (мобиль) . Движущиеся подвески стимулируют глазки малыша и учат его удерживать в поле зрения предметы. Устанавливайте карусель таким образом, чтобы висящие игрушки находились на расстоянии 30 см от глаз малыша.

Результаты некоторых научных исследований говорят о том, что малыши до 6 месяцев все видят в черно-белом цвете, а все остальные цвета различают как оттенки серого. И только после полугода начинают определять красный цвет. Насколько это соответствует действительности, сложно сказать.

Но доказано, что малыши очень любят рассматривать структурированные объекты , раскрашенные в контрастные цвета. Например, по типу шахматной доски, зебры. Если положить перед ребенком два предмета, один из которых окрашен в пастельный тон, а другой представляет собой чередование черно-белых полос, то малыш сосредоточит свое внимание именно на структурированном объекте.

Также по результатам исследования, что у малышей, рассматривающих черно-белые картинки, скорее устанавливаются связи между нейронами, они раньше начинают осознавать увиденное, развиваются более спокойными, внимательными.

Стимуляция коры головного мозга при рассматривании черно-белых картинок входит в курс лечения детей с ДЦП, повреждениями головного мозга, задержкой умственного развития.

Для этого можно использовать готовые картонные черно-белые картинки, продающиеся в отделах развивающих игрушек, или распечатать их с интернета. Хорошим вариантом для малышей первых 4 месяцев жизни является обычное одеяло или пододеяльник, выполненные в черно-белой гамме, на которые можно просто класть ребенка. При желании можно найти в продаже музыкальную карусель с подвесками в черно-белой гамме или сшить их самим из кусочков ткани.

С помощью органа зрения человек получает до 90% информации о внешнем мире . Поэтому так важно начинать заботиться о глазах начиная с первого дня жизни малыша. Знание того, как развивается и совершенствуется зрение у новорожденных, поможет родителям вовремя заметить даже малейшие нарушения в работе глаз ребенка и обратиться к врачу за помощью.

Как и все другие органы и системы, зрение у ребенка начинает развиваться еще в период внутриутробного вынашивания и продолжается в течение первых нескольких лет его жизни. Как и прочие органы, зрительные тоже функционируют в прочной взаимосвязи с другими. Это означает, что нарушения в работе органов зрения влечет за собой нарушения в работе остальных органов и систем и наоборот. К примеру, плохо видящий ребенок с высокой долей вероятности будет отставать в развитии и страдать физическими, психическими или нервными расстройствами. Хорошее зрение не только помогает познавать малышу мир, понимать его и анализировать, но еще способствует его полноценному здоровью.

Устранить большинство проблем, связанных со зрением у детей, легче всего и возможно на самых ранних этапах. Чем раньше будет выявлена патология, тем более оптимистическим и благополучным окажется прогноз. А потому очень важно держать этот аспект в поле зрения - во всех смыслах. Родители новорожденного ребенка обязаны регулярно показывать его офтальмологу и обращаться к специалистам внепланово, если для этого возникают малейшие основания.

Когда появляется зрение у новорожденных

Нельзя сказать, что младенец рождается слепым, но он в действительности почти ничего не видит. Это связано с недоразвитостью центров головного мозга и отдельных зрительных структур, составляющие глазика даже имеют не такую форму, как у взрослого (глазное яблоко несколько сплющено и продолжает свой интенсивный рост, все еще формируется сетчатка глаза, а желтое пятно на ней вовсе отсутствует). Малыш не способен видеть четко, далеко, объемно или осмысленно, то есть он еще не умеет фокусировать взгляд на предметах и оценивать зрительные образы. И это ему пока что и не нужно.

По сравнению с взрослым человеком со стопроцентным зрением, новорожденный ребенок видит в тысячу раз хуже! Зато его зрение улучшается и усовершенствуется очень быстро, и приблизительно к году практически достигает «взрослого» показателя.

Зрение у новорожденного ребенка и его особенности

В народе бытует мнение, будто бы зрение у новорожденного ребенка перевернутое, говорят, что он видит мир вверх ногами. Отчасти это правда, но не совсем. В действительности изображение на сетчатке отображается в перевернутом виде - из-за незрелости зрительного анализатора. Но это вовсе не воспринимается как перевернутая вверх ногами на 90 градусов картинка!

Только что родившийся младенец различает тени и свет, силуэты и очертания крупных объектов, видит лицо кормящей его матери, то есть расположенное не дальше, чем в 20-30 см от его глаз. Глазки у младенца могут немного косить, и очень часто это неопасное, проходящее состояние. Определить, является ли оно нормой, сможет окулист уже во время первого осмотра.

Не беспокойтесь, если Вы видите, как глаза новорожденного смотрят в разных направлениях, независимо друг от друга, или как он сводит их у переносицы: вскоре движения обоих зрачков будут согласованы, а пока что это вполне нормально.

В первые недели жизни дети лучше всего воспринимают черно-белое изображение. Цвета для них трудноразличимы, и особенно близкие по спектру их оттенки. Но вскоре малыш начнет хорошо видеть красный, затем желтый цвет, а еще через несколько месяцев - зеленый и только потом - синий, после чего и другие цвета и оттенки.

Около шести месяцев новорожденный научится зрительно оценивать расстояние к интересующему его предмету, понимая, может ли он его схватить рукой. Одновременно с этим навыком развивается и хватательный: крохе так нравится захватывать ручкой яркие погремушки (а за их отсутствием - волосы или серьги мамы)! Ближе к году ребенка начнут привлекать простые четкие узоры. В целом зрительные органы и функции новорожденного ребенка пребывают в постоянном динамичном развитии и совершенствовании, и этот процесс продолжается приблизительно до 5-7-летнего возраста.

Этапы развития зрения у новорожденных детей

Способность ребенка видеть улучшается из недели в неделю, из месяца в месяц. Все эти изменения происходят поэтапно и согласовываются с развитием других сфер и навыков.

Наиболее активно зрение у новорожденных детей развивается в возрасте до 1 года:

  • Зрение новорожденного в 1 месяц . Уже сейчас Ваш малыш видит Ваше лицо, когда Вы берете его на руки, и даже способен уловить на нем улыбку. Общение с мамой очень важно в данный период, а потому старайтесь почаще брать кроху в минуты его бодрствования и разговаривать с ним. На первом месяце жизни малыш уже реагирует на раздражение светом, то есть зрачок сужается при воздействии на него освещения. Это можно проверить, поднеся его лицом к окну.
  • Зрение новорожденного в 2 месяца . Спустя несколько недель после родов кроха уже пытается следить за горизонтально движущимся предметом и при необходимости даже поворачивать для этого головку, а вот вертикального перемещения он еще не улавливает. Если прежде младенец видел размытые образы, то сейчас начинает появляться резкость в изображении. К двум месяцам способность следить за предметами улучшается, и ребенок уже на дольше может задержать взгляд на интересующем его объекте, он активно реагирует на вид маминой груди.
  • Зрение новорожденного в 3 месяца . Теперь малыш видит больше, дальше и в целом лучше. Он уже с интересом подолгу следит за движущимися предметами, причем не только крупными, но и размерами поменьше. Мобиль для кроватки сейчас может оказаться очень кстати. Трехмесячный младенец начинает узнавать лица самых близких родственников, проживающих вместе с ним. Возможно, он даже распознает цвета: этот навык формируется у младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев.
  • Зрение новорожденного в 4 месяца . Постепенно кроха все лучше координирует свои движения и уже может ухватиться ручкой за интересующий его предмет.
  • Зрение ребенка в 5 месяцев . Ко всем достижениям добавляется еще одно: понимание того, что предметы существуют даже тогда, когда малыш их не видит. А еще кроха может узнавать уже знакомые ему предметы лишь по их очертаниям или частям. Активно развивается цветовое восприятие.
  • Зрение ребенка в 6 месяцев . Улучшается трехмерное зрительное восприятие, усовершенствуется хватательный рефлекс. Малышу все лучше удается фокусировать и задерживать взгляд на близко расположенных объектах. Он начинает воспринимать простые фигуры.

Новорожденный ребенок всегда больший интерес проявляет к предметам, которые находится вблизи от него, имеют яркий окрас или четкий простой узор. Но постепенно он учится распознавать все больше цветов и оттенков и все чаще обращает внимание на отдаленные фигуры. После полугода кроха увлеченно ощупывает попадающиеся в ручки предметы: развивается тактильное восприятие действительности, он начинает сравнивать ощущаемое пальчиками с тем, что видит глазками. Также в следующие месяцы согласовываются между собой движения глаз и рук малыша.

К году он с удовольствием рассматривает несложные узоры, а затем и картинки в книжках. Начинайте ему читать короткие произведения, показывая изображения к ним.

Развитие зрения у новорожденных детей

В целом развитие функций зрения идет нога в ногу с развитием функций головного мозга. По мере взросления новорожденный не только видит лучше и больше, но и способен анализировать увиденное, находить связь между зрительными образами. Чтобы эти процессы протекали гармонично и успешно, необходимо способствовать развитию малыша. Чаще общайтесь с ребеночком, показывайте ему яркие предметы, водите их из стороны в сторону, следя за реакцией глазок. А еще самые маленькие очень любят рассматривать изображения лиц: пусть это буде приятное, теплое и добродушное выражение.

После двух месяцев можно обрести подвески и мобили, размещая их в кроватке на расстоянии вытянутой руки, а в коляске - не ближе 25-30 см от глаз крохи. Выбирайте игрушки красных и желтых цветов, по бокам или в качестве дополнительных могут выступать зеленый и синий. Чтобы первые игрушки привлекали внимание ребеночка, лучше, чтобы они были насыщенными по цвету и однотонными по раскраске. Когда новорожденный начнет пытаться хватать предметы ручками, всячески поощряйте его в этом, стимулируйте, сами проявляйте инициативу.

Первые игрушки должны быть небольшими - сантиметров до 5-6. Но не забывайте, что новорожденный всегда отдаст предпочтение живому лицу, нежели самой дорогой игрушке: общение с малышом - лучший способ его развития!

Описанные этапы развития зрения у новорожденных по месяцам весьма условны: иногда детки в норме овладевают некоторыми навыками немногим раньше или позже указанных ориентиров. Объективно оценить развитие зрения у новорожденного и выявить вероятные отклонения способен детский офтальмолог, которого за первый год жизни ребенка необходимо посетить несколько раз.

Как проверить зрение у новорожденного

Зачастую самый первый осмотр глазок грудного ребенка проводится еще в роддоме сразу после рождения малыша. Затем кроху необходимо показать окулисту в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, 6 месяцев и 12 месяцев. Если малыш родился недоношенным, с низком массой тела, или если родители и ближайшие родственники младенца страдают глазными заболеваниями, то показать новорожденного окулисту нужно раньше и в случае необходимости посещать врача чаще, чем это рекомендуется обычно.

К детскому окулисту необходимо обратиться внепланово, если родители засомневаются в чем-либо, а также в следующих случаях:

  • разные зрачки у ребенка (разного диаметра);
  • слезотечение и выделение гноя из глаза новорожденного, опухание и/или покраснение век;
  • глаза закисают, после сна невозможно разомкнуть реснички;
  • отсутствует реакция зрачков на свет (они не сужаются);
  • повышенная чувствительность к свету;
  • ребенок не следит обоими глазами за движущимся предметом: горизонтально - в возрасте после 2 месяцев, вертикально - в возрасте после 3-4 месяцев;
  • зрачки у ребенка дергаются, бегают, мигают, не могут задержаться на одной точке;
  • ребенок не может сфокусировать взгляд на близко расположенном предмете (начиная с 2 месяцев);
  • глаза новорожденного ребенка очень выпуклые, «навыкате»;
  • глаза новорожденного косят после 3-месячного возраста;
  • имело место попадание в глаза посторонних веществ или инородных тел;
  • была травма глаза.

Заботьтесь о глазках и зрении своих малышей уже с первых дней и месяцев их жизни. Регулярно проводите умывания и гигиенические процедуры, каждый день гуляйте на улице. А также специалисты настоятельно рекомендуют ограничить ребенка первого года жизни от наблюдений за экраном работающего телевизора или компьютера: кроме чрезмерной нагрузки на глаза и нервную систему такие просмотры ничего больше в себе не несут.

Специально для - Лариса Незабудкина