Open
Close

Храмы и монастыри ельца. Монастыри митрополии Храмы и монастыри липецкой елецкой епархии

13.04.2013 15568

В 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В., была опубликована замечательная книга «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец». Огромная работа по исследованию истории елецкой церковной жизни, которую провели авторы книги, финансировалась администрацией Липецкой области по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего НИКОНА, епископа Липецкого и Елецкого.

Однако книга поступила в свободную продажу в самом Ельце лишь в 2008 году, да и то в ограниченном количестве. Тираж издания составил всего 5000 экземпляров. Свой экземпляр я заказал и приобрёл в одном из интернет-магазинов Москвы в 2009 году за 1600 руб.

Книга продолжила многотонную серию исследований и публикаций, рассказывающих об истории православных храмов, монастырей и часовен, существовавших некогда и существующих сегодня на территории Липецкой области в пределах юрисдикции Липецкой и Елецкой епархии, а также о святынях, святых и подвижниках Липецкой земли. Данный том представляет собой научно-популярные очерки по истории всех приходских, домовых, кладбищенских и монастырских храмов и часовен, находившихся когда-либо на территории современного Ельца. В книге приводятся сведения о строительстве и дальнейшей судьбе храмов, их архитектурных особенностях и внутреннем убранстве, святынях и замечательных событиях в их истории, людях, строивших и украшавших елецкие храмы, прославивших их своей подвижнической жизнью, священно- и церковнослужителях елецких храмов.

КЛОКОВ Александр Юрьевич — председатель Липецкого областного краеведческого общества, член Общественной палаты Липецкой облас­ти, г. Липецк.

НАЙДЁНОВ Андрей Анатольевич — начальник Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области, руководи­тель исторической секции Липецкого областного краеведческого обще­ства, секретарь Комиссии по канонизации святых Липецкой и Елецкой епархии, г. Липецк.

НОВОСЕЛЬЦЕВ Александр Васильевич — архитектор, член Союза архитекторов России, член Союза писателей России, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, г. Елец.

В книге использованы документы и фотографии из фондов РГИА, РГАДА, ИИМК РАН, ГИМ, ГНИМА, ГАЛО, ГАОО, ЛОКМ, ЕКМ, базы данных «Новомученики и исповедники Российские» Свято-Тихоновского Православного гуманитарного университета (г. Москва), архива редакции журнала «Вестник церковной истории» (г. Москва), личных собраний авторов, а также В.А. Заусайлова, Р.А. Григорьевой, А.В. Окуневой, протоиереев В. Романова, П. Людаева и Н. Доненко, иерея С. Дорофеева, В.А. Душичкина, А.К Козявина, Л.А. Морева, Ю.М. Мигуновой, Н.А. Бутягиной, С.В. Кабанова.

  • Храм святителя Николая Чудотворца в Аргамачьей слободе
  • Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского – Великокняжеский
  • Примечания
  • Именной указатель

Книга о храмах и монастырях Ельца стала достойным продолжением серии, издание которой было предпринято в прошлом году совместным трудом Липецкой и Елецкой епархии, администрации Липецкой области и общественного объединения — Липецкого областного краеведческого общества.

Елец — не только второй по численности населения и экономическому потенциалу населенный пункт Липецкого края. Это древнейший город на территории области, славные страницы прошлого которого уже навечно вписаны в историю всей нашей страны. Живописное местоположение, хорошо сохранившаяся планировочная структура города, большое количество памятников истории и культуры делают Елец настоящей жемчужиной в ряду культурного наследия Липецкой области. Это тем более актуально ввиду активного развития туристических возможностей региона и создания на территории города особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Елец».

Древний Елец с его десятками храмов и часовен, среди которых выделяются подлинные архитектурные шедевры — Вознесенский собор, Великокняжеская церковь, ансамбль Знаменского монастыря, — способен и должен стать подлинным центром туризма как культурного, так и паломнического. Руководством области делается многое для того, чтобы елецкие храмы и монастыри вновь обрели первозданный вид, поражавший своей красотой и очарованием всех гостей Ельца ещё в начале XX столетия.

Но, кроме «телесного» восстановления елецких святынь, перед всеми нами стоит ещё одна важнейшая задача. Речь идёт о всемерном содействии духовному возрождению наших земляков. Поэтому издание таких книг, как «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» — плод сотрудничества государства, церкви и общества, — будет служить еще одним основанием для возрождения национальной культуры и сохранения исторической памяти, без которых невозможно полноценное движение вперед.

О.П. Королёв, глава администрации Липецкой области

Благословенный град Елец. Воистину святые чувства вызывает в нас само упоминание этого древнейшего города, с полным правом считающегося одним из духовных центров Липецкой земли. Силуэты многочисленных храмов Божиих давно стали олицетворением самого Ельца, а вся его история буквально пронизана свидетельствами Промысла Божия и деяниями целого сонма святых угодников.

Предание относит основание Ельца на нынешнем месте благословению святителя Алексия, митрополита Московского, посетившего город в 1357 году по пути в Орду. Другой наш великий святитель — Тихон Задонский, искренне любивший Елец, пожалуй, более других городов, всё время пребывания на покое в Задонском Богородицком монастыре был утешителем и наставником для многих жителей Ельца. Сами же ельчане издревле славились своим благочестием и усердием к храмам Божиим, верностью устоям Православной Веры, кротостью и взаимным согласием. Всё это позволяло святителю Тихону называть Елец «Новым Сионом» и снова и снова по велению сердца приезжать к глубоко почитавшим его жителям и находить среди добродетельных елъчан духовное облегчение и успокоение. С Ельцом связаны своими жизнью и подвигами значительное количество святых и подвижников веры и благочестия. И все они так или иначе оставили свой светлый след в истории елецких храмов, монастырей и часовен, по числу которых в начале XX столетия «Новый Сион» способен был тягаться со многими губернскими городами России. Всё это и стало предметом нового исследования светских историков А.Ю. Клокова, А.Л. Найдёнова и А.В. Новосельцева.

Новая книга о святынях Ельца, продолжающая серию «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии», станет подлинной энциклопедией церковной истории второго кафедрального города нашей епархии.

Никон, епископ Липецкий и Елецкий

От авторов

Вторая книга серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» посвящена Ельцу — самому древнему и самому интересному в историческом и культурном отношении городу Липецкой области. Старинный купеческий Елец — город-форпост земли Русской на границе со степью, прославленный своими воинами и подвижниками, множеством церквей и монастырей — ныне является вторым кафедральным городом Липецкой епархии. Елец — один из главных центров Православия в нашем крае, средоточие многих направлений его духовной жизни. Познакомиться с его церковной историей, узнать и понять прошлое елецких храмов и монастырей, подвижничество их строителей, служителей и благотворителей — значит во многом познать саму историю церкви в нашем крае, глубину веры наших предков, которые, всем сердцем прославляя Господа и совершая духовные подвиги во славу Его, в то же время не жалели сил и средств на возведение и украшение всё новых и новых храмов Божиих. В этом авторы книги и видели свою главную задачу, желая дополнить, уточнить и по возможности развить труды своих предшественников.

История елецких святынь привлекала внимание многих исследователей ещё с середины XIX в. Тогда один из первых краеведов Ельца — городничий, а потом полицмейстер полковник Николай Александрович Ридингер в своей книге «Материалы для истории и статистики г. Ельца» (Орёл, 1865) посвятил им значительную часть своего труда.

Другой ельчанин — купец и краевед Егор Иванович Назаров опубликовал в «Трудах Орловской учёной архивной комиссии» ряд статей по истории некоторых городских церквей, а также Знаменского и Троицкого монастырей (Орёл, 1895).

Иеромонах Задонского Богородицкого монастыря Геронтий (Кургановский) в 1894 и 1895 гг. издал две книги, посвященные елецким монастырям, — «Историко-статистическое описание Елецкого Свято-Троицкого мужского третьеклассного монастыря» и «Историческое описание Елецкого Знаменского девичьего монастыря, что на Каменной горе», в которых подробно описал историю самих обителей, их храмы и достопримечательности, самых известных настоятелей и настоятельниц, подвижников.

Преподаватель Орловской духовной семинарии Гавриил Михайлович Пясецкий в книге «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей»
(Орёл, 1899) значительное место уделил церковному прошлому Ельца. А в первом томе «Исторического описания церквей, приходов и монастырей Орловской епархии», изданном Орловским церковным историко-археологическим обществом (Орёл, 1905), каждому храму Ельца посвящена отдельная статья, содержащая обширные исторические и статистические сведения. Последней крупной работой в изучении церковного прошлого Ельца до 1917 г. стало издание в 1911 г. елецкой газетой «Голос порядка» книги Алексея Константиновича Воскресенского «Город Елец в его настоящем и прошлом», в которой автор собрал всё самое важное и интересное из предыдущих изданий с добавлением сведений из клировых ведомостей елецких храмов за 1909 г. К сожалению, клировые ведомости не пережили катаклизмов XX столетия, что делает для нас книгу А.К. Воскресенского особенно ценной. Вышеперечисленные работы при всех своих недостатках, обусловленных опорой на «легендарную» историю Ельца и узкий круг исторических источников, обладают целым рядом несомненных достоинств.

В них приводятся документы, которые не дошли до нашего времени, или свидетельства непосредственных очевидцев многих событий в церковной истории Ельца.

Новым этапом в изучении елецких святынь стала работа над темой уже в наше время елецких архитекторов и краеведов Виктора Петровича Горлова и Александра Васильевича Новосельцева. Их книги «Вознесенский собор в Ельце» (Липецк, 1992), «Елец веками строился» (Липецк, 1993), «Храм иконы Елецкой Божией Матери» (Липецк, 1995) и «Великокняжеская церковь в Ельце» (Елец, 2005) во многом дополнили и уточнили историю целого ряда елецких храмов и монастырей, значительно облегчив задачу авторов настоящего издания.

Основными источниками для книги о храмах Ельца послужили материалы Российского государственного архива древних актов (г. Москва), Российского государственного исторического архива (г. С.-Петербург) и Государственного архива Липецкой области. К сожалению, архив Орловской духовной консистории почти полностью был уничтожен в советское время. Жалкие его остатки хранятся ныне в Государственном архиве Орловской области. Среди сохранившихся документов лишь единицы касаются Ельца. Больно осознавать, — какой огромный пласт бесценной информации о строительстве, освящении и благоукрашении елецких храмов, деятельности их священно- и церковнослужителей, церковных старост и благотворителей, каждодневной жизни приходов, торжественных и знаменательных моментах приходской жизни Ельца мы потеряли безвозвратно.

Серьезным подспорьем в работе над книгой, тем более ввиду отсутствия клировых ведомостей елецких церквей, послужили публикации «Орловских епархиальных ведомостей», выходивших с 1865 г. по 1918 г., а также выпуски «Трудов Орловской учёной архивной комиссии» и Орловского церковного историко-археологического общества, увидевшие свет в начале XX столетия. Интересные исторические и статистические сведения почерпнуты авторами из «памятных книжек» и адрес-календарей Орловской губернии за 1868-1917 гг. и «Справочной книжки по Орловской епархии на 1903 год», различных дореволюционных изданий, посвященных Орловской губернии и епархии, городу Ельцу. Бесценным источником по церковной жизни Ельца стали газеты 1900-1930-х гг., ранее недооценённые исследователями.

Послевоенный этап церковной истории Ельца представлен на основании архивохранилищ Орловско-Севской (1944-1954), Воронежско-Липецкой (1954-2003) и Липецкой и Елецкой (2003-2006) епархий, уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Орловской и Липецкой областям, частных собраний священнослужителей и прихожан елецких храмов, публикаций средств массовой информации, устных свидетельств непосредственных участников событий. Полный перечень использованных источников и литературы приведён в примечаниях в конце книги.

Как и в первом томе, в настоящем издании каждый из храмов Ельца представлен в отдельном очерке, помещённом в книге в зависимости от назначения храма в церковной жизни города и времени его создания. После соборных, приходских, домовых и кладбищенских церквей идут очерки о монастырях и часовнях Ельца. Очерки о храмах, которые были построены сравнительно в позднее время, но являются «наследниками» более древних церквей, расположены сразу же после статьи о своих предшественниках. В качестве приложения к истории каждого храма приведены насколько возможно полные списки его священно- и церковнослужителей с древнейших времен и до настоящего времени. К очеркам о елецких монастырях – соответственно списки настоятелей и настоятельниц этих обителей. Впервые приводится и наиболее полный список елецких епископов — викариев Орловской епархии.

Подготовка и издание данной книги в рамках задуманного авторами многотомной серии, посвященной истории храмов и монастырей, святым и подвижникам, церковной жизни и святыням Липецкого края, состоялось благодаря областной целевой программе «Развитие гражданского общества» и пониманию необходимости подобного проекта главой администрации Липецкой области Олегом Петровичем Королёвым и областным Советом депутатов во главе с его председателем Павлом Ивановичем Путалиным. С радостью говорим «Спаси Господи» нашему Владыке — Его Преосвященству, Преосвященнейшему Никону, епископу Липецкому и Елецкому — чьё благословение на продолжение труда служило нам огромной духовной поддержкой в работе над книгой. Вновь благодарим за помощь начальника управления по связям с общественностью администрации Липецкой области Анатолия Николаевича Ларина и его сотрудников — А.А. Быкова, Л.В. Назарову и Л.Ю. Лошкареву. А также секретаря Липецкой и Елецкой епархии, настоятеля Христорождественского кафедрального собора г. Липецка протоиерея Василия Бильчука.

Авторы выражают признательность за бескорыстную помощь и предоставленные материалы протоиереям Василию Романову и Петру Людаеву, игумену Митрофану (Шкурину), протоиерею Владимиру Воробьёву (Свято-Тихоновский Православный гуманитарный университет, г. Москва), протоиерею Николаю Доненко (Крымская епархия Украинской Православной Церкви), иерею Сергию Дорофееву (Воронежская и Борисоглебская епархия), иерею Михаилу Жаркову (Орловская и Севская епархия), Александру Ивановичу Гамаюнову, Рените Андреевне Григорьевой, Владимиру Александровичу Заусайлову, Алексею Кузьмичу Козявину, Виктору Анатольевичу Ливцову, Николаю Николаевичу Валуйскому, Алевтине Витальевне Окуневой, Виктору Петровичу Горлову, Валерию Борисовичу Полякову, Юрию Ивановичу Чурилину, Вячеславу Александровичу Душичкину, Валентине Васильевне Титовой, Вадиму Владимировичу Дронову, специалистам Елецкого краеведческого музея, сотрудникам отделов МБА и справочно-библиографического Липецкой областной универсальной научной библиотеки, руководству ООО «НЕКС-инфо» (г. Липецк). Отдельное спасибо Виктору Анатольевичу Бешенову, оказавшему авторам значительную помощь в подготовке списка священно- и церковнослужителей елецких храмов.

Мы испытываем огромную благодарность нашим родным и близким, чьё участие и понимание немало способствовали созданию данной книги.

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

На момент образования епархии (в 2003 году) на ее территории осуществляли свою деятельность 3 монастыря : Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь и Богородице-Тихоновский (Тюнина) женский монастырь. Все три обители исторически связаны с именем святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. За десятилетний период деятельности Липецкой и Елецкой епархии быстрыми темпами осуществлено восстановление епархиальных монастырей.

В Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре восстановлен внешний облик всех 7-ми храмов, в двух из них совершаются богослужения. Восстановлены жилые корпуса обители, выстроены гостиницы, складские и производственные помещения, благоустроена территория обители, полностью завершено восстановление монастырской ограды. В монастыре подвизаются и трудятся более 400 насельников. Они занимаются восстановительными работами, возделывают 600 га пашни, духовно окормляют не только горожан, но и тысячи паломников, приезжающих в обитель со всей России и из-за границы. Монастырь помогает в восстановлении 13 храмов и 7-ми монастырей епархии.

Полностью восстановлен Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. Построена новая трапезная, возведены новые хозяйственные постройки.

В Богородице-Тихоновском (Тюнина) женском монастыре восстановлены 2 храма обители, сестринские корпуса, колокольня, монастырская ограда, производственные мастерские хозяйственные постройки.

В первый год деятельности епархии, в 2003 году было открыто и зарегистрировано в органах юстиции 3 монастыря: Успенский мужской монастырь в городе Липецке, Петропавловский мужской монастырь в Чаплыгинском районе, Свято-Димитриевский Троекуровский женский монастырь в с. Троекурово Лебедянского района.

За десятилетний период в Свято-Димитриевском Троекуровском женском монастыре с.Троекурово Лебедянского района восстановлены: храм в честь вмч. Димитрия Солунского, колокольня, монастырская ограда, ведется восстановление Владимирского собора, Ильинского храма и строительство трапезной. В Свято-Успенском мужском монастыре ведется строительство братского корпуса с домовым храмом в честь муч. Уара, епископа Липецкого.

В Петропавловском мужском монастыре ведется восстановление Петропавловского соборного храма, монастырской ограды, Святых врат обители.

В 2004 году Священным Синодом благословлено открытие и восстановление практически полностью разрушенного Знаменского женского монастыря в городе Ельце. За 8 лет деятельности монастырь восстановлен и благоустроен полностью. Построены Знаменский и Никольский храмы обители, колокольня, трапезная, кельи, восстановлена величественная монастырская ограда. У стен монастыря построена купальня на месте святого источника в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2005 году был открыт еще один монастырь. Приход Благовещенского храма села Ожога Воловского района Липецкой области был преобразован в Благовещенский епархиальный женский монастырь. Женская монашеская община, существовавшая здесь еще при советской власти, преобразовалась в монастырь благодаря трудам и молитвам ее основателя – схиархимандрита Серафима (Мирчука). На момент открытия монастыря в обители числилось 36 монашествующих, из них – 19 схимниц. К 2012 году в обители подвизалось 48 монашествующих, из них 25 – в Великой схиме.

Решением Священного Синода РПЦ в 2006 году открывается Свято-Троицкий женский монастырь в городе Лебедяни. В монастыре в настоящий момент полностью восстановлен Троицкий собор, величественная монастырская ограда, начато восстановление Успенского и Ильинского храмов обители.

В 2010 году была открыта еще одна иноческая обитель – Иоанно-Казанский женский монастырь с. Сезеново, ранее разрушенный в годы советской власти. В 2007 году обретены мощи духовника и основателя Иоанно-Казанского Сезеновского женского монастыря – блаженного Иоанна Сезеновского, местночтимого подвижника благочестия. К началу открытия монастыря (в 2010г.) восстановлен нижний храм Троицкого собора, в нем совершаются богослужения и находятся мощи блаженного Иоанна Сезеновского. Начато восстановление Святых врат обители.

Образована 6 января 1954 года из смежных районов Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Население - 1 156 221 чел. (2017).

Православие в Липецкой области

С конца XIV века на липецкой земле строятся православные храмы и основываются первые монастыри.

В XVII-XVIII веках территория Липецкой области была подчинена Рязанской и Воронежской епархиям. С начала XIX столетия и до 1917 года церковная история отдельных частей Липецкого края связана с Тамбовской, Орловской, Рязанской, Тульской и Воронежской епархиями.

С липецкой землей связан духовный подвиг русских святых – святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, священномученика Уара (Шмарина), епископа Липецкого.

К началу XX столетия на территории Липецкой области, в современных границах, действовало более пятисот храмов.

В 1926 году была создана Липецкая епархия, первым правящим архиереем стал священномученик Уар (Шмарин). После его ареста и ссылки в 1935 году Липецкую кафедру возглавил епископ Александр (Торопов), расстрелянный в 1937 году по обвинению в организации и руководстве контрреволюционно-монархической группой. С этого времени Липецкая кафедра была упразднена, ее территория вошла в пределы Воронежской кафедры.

По решению Священного Синода от 7 мая 2003 года Воронежско-Липецкая епархия была разделена на две самостоятельных кафедры – Воронежскую и Липецкую. Решение о создании Липецкой и Елецкой епархии утвердил Архиерейский Собор РПЦ в октябре 2004 г. Временным управляющим Липецкой и Елецкой епархии был назначен епископ Задонский Никон (Васин Николай Иванович). 26 декабря того же года Указом Святейшего Патриарха Алексия IIназначен правящим архиереем.

За 10-летний период деятельности, к 2013 году, в Липецкой и Елецкой епархии численность духовенства увеличилась более чем в три раза (382 священнослужителя). Было открыто 97 приходов, 7 монастырей из 10 действующих, освящено 82 престола, построено 26 храмов, велось строительство 28 храмов, совершено 207 диаконских и 199 священ-нических хиротоний. Были возобновлены богослужения более чем в ста храмах, численность монашествующих в монастырях увеличилась в два раза.

Населённые пункты

Святыни Липецкой области

Троекуровский Дмитриевский Илларионовский женский монастырь

Дата основания : 1871

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Лебедянский р-н, с. Троекурово

Женский монастырь. Возник у кельи, в которой с 1824 жил известный подвижник старец Илларион (И. М. Фомин, 1773/74-1853). Официально открыт как община в 1857, в 1871 получил статус монастыря. В кон. XIX в. полностью отстроен в камне (надвратная колокольня выстроена в 1907-1909), к нач. ХХ в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1923, окончательно ликвидирован в 1929-1930. Постройки переданы совхозу, частично сломаны. Вновь открыт в 2003.

Примечания : Деревянная келья старца Иллариона сохранялась в монастыре до советских лет.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Дата основания : нач. XVII в.

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, г. Задонск

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь

Дата основания : 1867

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино

Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в кон. 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 - монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002.

Храмы Липецкой области

Церковь иконы Божией Матери "Знамение" (Вешаловка)

Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725-1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским.

Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов.

Адрес: 398505, Липецкая область, Липецкий район, с. Вешаловка

Проезд: Примерно 30 минут на машине от г. Липецк.

Церковь Димитрия Солунского (Берёзовка)

В 1891 году в Березовке построен храм Димитрия Солунского - в память о русских воинах павших на Куликовом поле. Её возвел на свои средства крупный предприниматель и меценат Ю. С. Нечаев-Мальцев.

Проект церкви выполнил архитектор А. Н. Померанцев. Есть сведения, что расписывал храм В. М. Васнецов, а мозаики исполнял петербургский мастер В. А. Фролов. В церкви были созданы колонны в мавританском стиле. Металлическая конструкция кровли, хоры и лестницы сделаны по чертежам инженера В. Г. Шухова.

Сегодня живопись и мозаика не сохранилась, разрушена уникальная в области трехшатровая звонница храма. Дмитриевская церковь была до начала XXI века заброшена. В 2008 году началось её восстановление, в первую очередь намечено построить кровлю из патинированной меди.

Адрес: Село Берёзовка Данковского района Липецкой обл.

Проезд: От Данкова на северо-запад идет дорога на Куликово поле, проходящая через Березовку. Там на левой строне близ дороги стоит церковь Дмитрия Солунского

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Баловнево)

Построена в 1797-1823 годах. Автором проекта ряд исследователей считают В.И. Баженова (1738–1799). Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма – двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном. К подобному типу принадлежит, в частности, Троицкая церковь в подмосковном имении фельдмаршала П.А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи, авторство проекта которой И.Э. Грабарь связывал с именем В.И. Баженова.

Архитектор: В.И. Баженов

Адрес: с. Баловнево

Проезд: От Данкова около 20 км.

Где остановиться

Паломнический дом при Лебедянском Свято-Троицком женском монастыре

Действует с 2005.

Рассчитан на 25 мест. Принимает паломников, трудников. Обеспечивает горячим питанием.

Адрес: Россия, 399610, Липецкая область, г. Лебедянь, ул. Студенческая, д. 12

Действует при монастыре: Лебедянский Свято-Троицкий женский монастырь

Социальная гостиница при Свято-Дмитровском Троекуровском Иларионовском женском монастыре

История Православия на территории Липецкого края насчитывает несколько столетий: появление здесь христианства традиционно относится к периоду Древней Руси. С конца XIV века Верхнее Подонье в результате бесконечных татарских набегов превратилось в «дикое поле». Православное население возвратилось на территорию Верхнего Дона в середине XVI века. С этого же времени строятся православные храмы и основываются первые обители: Донковский Покровский, Елецкий и Лебедянский Троицкие, монастыри.

В XVII-XVIII веках территория Липецкой области в церковном отношении была подчинена Рязанской и Воронежской епархиям, затем и вплоть до 1917 года церковная история края напрямую связана с Тамбовской, Орловской, Рязанской, Тульской и Воронежской епархиями. К началу XX столетия на пространстве области (в современных границах) действовало более пятисот храмов и десятка монастырей, тысячи верующих посещали в дни церковных празднеств и торжеств местные святыни, миру был явлен целый сонм святых и подвижников веры и благочестия.

Революционные потрясения начала XX века прервали естественное развитие церковной жизни в Липецком крае. В годы богоборчества многие святыни были уничтожены, верующие - репрессированы.

В середине 1920-х годов начался новый этап в истории Православия в Липецком крае. В 1926 году была создана Липецкая епархия, первым правящим архиереем которой стал священномученик Уар (Шмарин, +1938). До своего ареста он управлял приходами Липецкого, Боринского, Задонского, Нижне-Студенецкого, Краснинского, Лебедянского и Трубетчинского районов. Местом его архиерейского служения был Христо-Рождественский храм, ныне кафедральный собор епархии. В 2000 году священномученик Уар причислен к лику святых. Его подрясник, находящийся в Христо-Рождественском кафедральном соборе, почитается верующими Липецка как святыня.

После ареста и ссылки сщмч. Уара в 1935 году Липецкую кафедру возглавил епископ Александр (Торопов), расстрелянный в 1937 году по обвинению в организации и руководстве контрреволюционно-монархической группой. С тех пор Липецк перестал быть центром епархии и вошел в пределы Воронежской кафедры. Остальные районы Липецкой области по-прежнему находились под омофором Орловского, Тамбовского, Рязанского и Тульского архиереев.

Период 1930-х годов - время жестоких гонений на Русскую Православную Церковь со стороны богоборческой власти, время исповедничества и мученичества тысяч и тысяч православных христиан - священнослужителей и мирян. Пока известно о более чем тысяче пострадавших за веру на территории Липецкой области.

К началу Великой Отечественной войны в Липецке не действовал ни один храм, а духовенство было ликвидировано, часто даже в физическом смысле слова. Лишь в тяжелые годы войны и послевоенного восстановления власть сочла возможным вернуть некоторые храмы верующим. Таковым в Липецке стал Христо-Рождественский храм бывшего села Студенки, открытый в 1943 году. В 1946 году начались богослужения в кладбищенском храме Преображения Господня г. Липецка. Долгие годы только в этих двух храмах тысячи верующих из Липецка и окрестных районов могли помолиться и приобщиться Святых Таин. В нескольких городах и селах Липецкой области храмы были открыты сразу после войны, часть из них закрылись в 1950-е годы, часть продолжает действовать до сих пор.

Хрущёвская «оттепель» принесла новые гонения на Церковь. Именно в это время в Липецке был уничтожен бывший Вознесенский собор, десятки других храмов в селах, приостановилось возвращение церквей верующим.

Все послевоенное время церковная жизнь Липецкого края связана с Воронежской, а с 1954 года - Воронежско-Липецкой епархией. Все эти годы на территории Липецкой области действовало лишь несколько храмов в крупных городах или селах.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов резко меняется отношение государства к Православной Церкви. Липчанам удалось добиться возвращения Христо-Рождественского собора, затем последовало возрождение других церквей г. Липецка. Восстанавливаются храмы в бывших пригородных селах, началось активное строительство новых. Подлинная святыня Православия - Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь вновь стал центром духовной жизни, куда притекают многие православные верующие.

С Липецкой землей связан духовный подвиг многих русских святых и подвижников - и Феофана Затворника, преподобных Амвросия Оптинского и Силуана Афонского, блаженных Илариона Троекуровского и Иоанна Сезеновского, священномучеников епископа Липецкого Уара (Шмарина), первомученика русского духовенства протоиерея Иоанна Кочурова и многих других.

Духовное возрождение в крае связано с воссозданием самостоятельной епархии. По решению Священного Синода от 7 мая 2003 года Воронежско-Липецкая епархия была разделена на две самостоятельных кафедры - Воронежскую и Липецкую. Временным управляющим Липецкой и Елецкой епархией был назначен , который 26 декабря того же года стал ее правящим архиереем. Решение о создании Липецкой епархии утвердил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в октябре 2004 года.