Open
Close

Темперамент и его психологические особенности. к общению с людьми. История изучения темперамента

Существует мнение о том, что одинаковых людей природа никогда не создает. И это действительно так. Ведь каждый человек обладает своими, абсолютно неповторимыми индивидуальными чертами. Но есть некоторые характеристики, которые присущи всем людям. Именно из их совокупности и складывается темперамент. Это основа развития характера, благодаря которой всех людей условно делят на четыре группы. Рассмотрим существующие типы темперамента и их психологическую характеристику.

Определение понятия

Существуют некоторые свойства, определяющие психологическую характеристику типов темперамента. Ведь известно, что каждый человек обладает своими особенностями поведения. Он может быть энергичным и эмоциональным, медлительным, невозмутимым и спокойным или печальным, скрытным и замкнутым. Отличает всех людей и скорость возникновения, сила и глубина чувств, быстрота движений и общая подвижность. Во всем вышеперечисленном и находит свое выражение темперамент. Ведь это свойство личности, которое придает своеобразную окраску всему поведению и деятельности человека.

Понятие «темперамент» и на сегодняшний день привлекает внимание ученых и практиков, оставаясь во многом нерешенной и спорной проблемой. Исследователи признают, что это свойство является тем биологическим фундаментом, на котором происходит формирование личности как социального существа.

В темперамент входят определенные динамические составляющие, которые, как правило, имеют врожденный характер. Именно поэтому свойства, находящие свое отражение в особенностях поведения, являются наиболее устойчивыми по сравнению с прочими психическими характеристиками человека.

Какой из этого может быть сделан вывод? В связи с вышесказанным темперамент можно разъяснить как совокупность индивидуальных и своеобразных свойств психики, которые определяют динамику деятельности человека и проявляются независимо от ее мотивов и целей. Причем подобные черты характера остаются неизменными в любом возрасте.

Составляющие темперамента

Из чего же складываются особенности поведения каждого человека? Если рассматривать существующие типы темперамента и их психологическую характеристику кратко, то становится понятным, что в основе индивидуальных черт личности лежит ее динамичность. При этом вовсе не рассматриваются убеждения человека, его взгляды, интересы и жизненные ценности.

Исследование типов темпераментов и их психологической характеристики позволило выделить некоторые компоненты, которые являются основными при определении данного понятия. Рассмотрим их подробнее.

Общая активность поведения и психической деятельности человека

Данный компонент выражается в той ли иной степени стремления индивида к действию, к освоению и преобразованию окружающей действительности, к проявлению себя в различных направлениях. Общая активность выражается у всех людей по-разному. В том случае, когда дается характеристика типов темперамента, то могут быть отмечены две крайности поведения. С одной стороны оно может отмечаться вялостью, пассивностью и инертностью, а с другой - большой активностью, энергией, стремительностью и страстностью. Это и есть два полюса, между которыми располагаются люди, входящие в ту или иную группу темперамента.

Моторная или двигательная активность

Этот компонент показывает состояние работоспособности речевого и двигательного аппаратов. Подобная особенность в описании типов темперамента и их психологической характеристики находит свое отражение в резкости, силе, быстроте, а также интенсивности речи и мышечных движений человека, в его говорливости или, напротив, молчаливости, во внешней подвижности или сдержанности.

Эмоциональная активность

При описании психологической характеристики свойств и типов темперамента данное свойство выражается через следующее:

История изучения темперамента

Уже с давних времен исследователей интересовал такой вопрос: «Почему каждый человек обладает индивидуальным набором особенностей поведения?» Будучи младенцем, он начинает проявлять ту или иную реакцию на различные жизненные воздействия. Все это выражается в речевой, двигательной и иной активности. Утверждать о том, что на поведение человека в полной мере влияет социальная среда, ученые не берутся. Ведь уже давно понятно, что подобное верно лишь отчасти. Люди еще в давние времена поняли, что в формировании темперамента немаловажную роль играет природа. Индивидуальные особенности личности начинают проявляться уже в раннем детстве в процессе общения и игр. Они окрашивают психику человека эмоциональной реакцией, силой воли, темпом речи и прочими оттенками, но ни в коем случае не зависят от социальных установок.

Сама идея о наличии темперамента, а также учение о нем уходят своими истоками в древние времена. Впервые они нашли свое отражение в работах врача Древней Греции Гиппократа. Этот ученый попытался дать психологическую характеристику основных типов темперамента. При наблюдении за индивидуальными особенностями поведения своих пациентов Гиппократ дал объяснение тем процессам, которые протекают в организме человека, с научной точки зрения. Так, он считал, что реакция любого человека на жизненные обстоятельства обусловлена определенным смешением в нем 4-х жидкостей, а именно слизи и крови, желтой и черной желчи. И даже по прошествии многих веков типы темперамента обладают названиями этих жидкостей.

Например, сангвиники. Название данного типа темперамента произошло от слова «кровь» - «sanguis». Холерический характер - от слова «желчь» («chole»). Флегматический - от слова «слизь» («phlegma»). Меланхолический - от слова «черная желчь» («melan chole»). Описывая типы темперамента и их психологические характеристики, Гиппократ считал, что, например, если человек энергичен и подвижен, то в его организме происходит скопление желчи. Люди же, которые долго и много сидят, собирают в своем теле флегму.

Первая классификация темперамента была предложена Галеном. Она используется и сегодня в относительно малоизмененной форме. Последнее из наиболее известных описаний данной классификации было сделано немецким философом И. Кантом.

Рассмотрим подробнее все четыре типа темперамента и их психологическую характеристику.

Сангвинический

Рассматривая психологическую характеристику разных типов темперамента, о представителях этого вида свойств характера можно говорить как о подвижных, живых и любознательных людях, не делающих при этом порывистых и резких движений.

Сангвиники, как правило, жизнерадостны и веселы. Но они эмоционально неустойчивы и легко поддаются возникшим чувствам. Однако стоит отметить, что они у них не глубоки и не сильны. Сангвиники очень скоро забывают обиды и сравнительно легко относятся к неудачам. Они склонны к коллективу, общительны, быстро устанавливают контакты, приветливы, доброжелательны, хорошо сходятся с людьми и налаживают с ними замечательные отношения.

Если вовремя распознать сангвиника среди детей разных типов темперамента, психологическая характеристика темперамента позволит воспитать человека, отличающегося высокоразвитым чувством коллективизма, отзывчивого, проявляющего активность к учебе, труду, а также к общественной жизни. Однако если ребенок попадает в неблагоприятные условия, то есть такие, когда целенаправленным и систематическим его воспитанием заниматься никто не станет, сангвиник будет проявлять беспечное и беззаботное отношение к делу, легкомыслие, разбросанность, несерьезное отношение к учебе, к окружающим и к труду, переоценивать себя и свои возможности.

К сангвиникам можно отнести людей веселого нрава. Это полные надежд оптимисты, юмористы, балагуры и шутники. Сангвиники быстро загораются понравившейся им идеей, но затем так же быстро остывают, теряя всякий интерес к тому, что еще совсем недавно притягивало и волновало. Люди, обладающие таким типом темперамента, много обещают, но далеко не всегда сдерживают свое слово. Они с легкостью вступают в контакты с совершенно незнакомыми людьми, считая всех своими друзьями. Сангвиников отличает готовность помочь и доброта. А вот умственная напряженная работа их быстро утомляет.

Флегматический

Описывая психологическую характеристику основных типов темперамента, о людях подобного склада характера можно говорить как о неторопливых, спокойных и медлительных личностях. В своей деятельности они всегда склонны к порядку и любят привычную для них обстановку. При этом флегматики с трудом воспринимают любые перемены.

Такие люди, как правило, до конца доводят начатое ими дело. Но стоит отметить, что психические процессы у флегматиков протекают весьма замедленно. У детей это находит отражение в учебе. Особенно сложно флегматикам быстро понять, запомнить, сообразить и сделать. Если же это все же потребуется, то подобная ситуация выльется в состояние беспомощности. Но стоит отметить, что запомнить любой материал флегматики могут прочно, основательно и надолго.

Рассматривая в психологической характеристике разных типов темперамента отношения к другим людям, можно отметить, что тот, кто обладает подобными чертами, всегда спокоен и ровен. Кроме этого, флегматики в меру общительны и отличаются устойчивым настроением. Спокойствие такого человека проявляется практически ко всем явлениям и событиям его жизни. Его сложно задеть эмоционально или вывести из себя. Флегматики уклоняются от ссор и не теряют своего самообладания при настигших их неприятностях и неудачах.

Если правильно воспитывать ребенка, характер которого относится к данному типу, то можно легко сформировать у него усидчивость, настойчивость и деловитость. Если же обстоятельства сложатся неблагоприятным образом, то у флегматиков развиваются такие характерные для них черты личности, как инертность и вялость, лень и пассивность. Порой у такого человека возникает равнодушное и безразличное отношение к трудовой деятельности, к окружающим людям, к жизни, и даже к самому себе.

Холерический

Продолжим рассмотрение характеристики основных типов темперамента. Что касается холериков, то их отличает быстрота (порой лихорадочная) действий и движений, возбудимость и порывистость. Психические процессы у таких людей протекают очень интенсивно и быстро.

Та неуравновешенность, которая свойственна холерику, особенно сказывается на его деятельности. Такие люди с увлечением, а порой даже и со страстью берутся за дело, работают с подъемом и проявляют инициативу. Однако запаса нервной энергии надолго у них не хватает. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда работа не отличается многообразием, требуя от человека терпения и усидчивости. В таких случаях и наступает охлаждение. Воодушевление и подъем у холериков исчезают, да и настроение падает со стремительной быстротой.

Данному типу темперамента свойственно преобладание процесса возбуждения над торможением. Особенно ярко это качество личности находит свое отражение в процессе общения с людьми. Холерик позволяет себе вспыльчивость и резкость, эмоциональную несдержанность и раздражительность. Подобное поведение часто не позволяет ему объективно оценить поступки находящихся рядом с ним людей. На этой почве холерики часто провоцируют в коллективе конфликтные ситуации.

Положительными сторонами такого темперамента являются активность и энергия, инициативность и страстность. Все отрицательные проявления личности холерика чаще всего развиваются в неблагоприятных для него условиях деятельности и жизни.

Меланхолический

В завершении знакомства с психологической характеристикой людей разных типов темперамента рассмотрим основные индивидуальные особенности очень медлительных людей. Именно их и относят к меланхоликам. Представители этого типа темперамента отличаются тем, что их психические процессы протекают с очень низкой скоростью. Такие люди с огромным трудом способны отреагировать даже на сильные раздражители. Длительное напряжение вызывает у меланхоликов замедление деятельности, которая через некоторое время прекращается вовсе. Такие люди очень быстро устают. Работать продуктивно они могут лишь в спокойной и привычной для них обстановке.

Человек, обладающий меланхолическим темпераментом, склонен к медленному развитию эмоционального состояния. Но при этом возникшие у него чувства отличаются большой силой, длительностью и глубиной.

Меланхолика легко обидеть. При этом он очень тяжело будет переносить неприятности и огорчения, внешне практически не выражая своих переживаний.

Тот, кто обладает меланхолическим складом характера, склонен к замкнутости и старается избегать общения с новыми и малознакомыми людьми. Такой человек часто смущается. В новой обстановке он чувствует себя неловко.

При неблагоприятных условиях деятельности и жизни меланхолика у него развивается болезненная ранимость, мрачность и подавленность, пессимизм и мнительность. Такому человеку не нужен коллектив. Он всеми способами стремится уклониться от общественной деятельности, часто погружается в личные переживания.

Однако если условия жизни и воспитания меланхолика были благоприятны, то его личность проявляет свои ценнейшие качества. Это эмоциональная весьма тонкая чувствительность, впечатлительность и острая восприимчивость событий окружающего мира. Все это позволяет такому человеку добиться больших успехов в поэзии, рисовании, музыке и других видах искусства. Часто меланхолики тактичны и мягки, отзывчивы и деликатны. Ведь тот, кто раним сам, очень остро чувствует боль, которую может причинить людям.

Какой темперамент лучше?

Рассмотрев классификацию особенностей личности, можно отметить, что при описании различных групп упоминаются свойства, которые относятся не только к динамике поведения и психики человека. В типах и характеристике темперамента человека находят свое отражения и типичные поступки, совершаемые людьми. Это вовсе не случайно. Дело в том, что рассматривая психологию взрослого человека, отделить друг от друга характер и темперамент просто невозможно. Ведь свойства, которыми обладает тот или иной тип личности, находит свое отражение в поступках индивида, которые он совершает в различных социально значимых ситуациях. Без всякого сомнения, можно говорить о том, что темперамент человека оказывает влияние на формирование характера. Последний, в свою очередь, является выражением индивида не столько в физическом, сколько в духовном плане.

Какой же из рассмотренных темпераментов является самым лучшим? Ответить на этот вопрос невозможно. Ведь каждый из представленных типов особенностей личности обладает своими достоинствами и недостатками. Поэтому ни об одном из них нельзя говорить как о хорошем или плохом.

Современный подход к классификации типов темперамента

Исследование вопроса о свойствах личности продолжается и сегодня. Это нашло свое выражение в современных подходах к психологической характеристике типов темперамента. Так, в работах Б. М. Теплова и его последователей были несколько изменены некоторые названия свойств личности, а также открыты новые.

В чем отличие современных подходов к психологической характеристике типов темперамента от тех, которые существовали на протяжении многих веков? Например, Б. М. Теплов стал относить к наиболее весомым свойствам темперамента:

Эмоциональную возбудимость, то есть способность человека реагировать на внутренние и внешние воздействия;

Силу эмоций, которую в настоящее время называют модальностью и интенсивностью эмоциональных проявлений;

Возбудимость внимания, являющуюся приспособительной функцией индивида;

Тревожность, являющуюся эмоциональной возбудимостью в угрожающих ситуациях;

Реактивность непроизвольных двигательных функций;

Активность целенаправленной волевой деятельности;

Ригидность или пластичность, которая является умением приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам;

Резистентность, способствующую оказанию сопротивления внешним и внутренним условиям, тормозящим или ослабляющим деятельность;

Субъективизацию, то есть усиление степени деятельности под влиянием личностных понятий и образов.

Предложенные Тепловым характеристики свойств темперамента дают четкое представление о том, что динамика психических процессов человека связана со степенью его активности и с деятельностью.

    Понятие о темпераменте и его типах.

    Физиологические основы темперамента.

    Современные подходы к психической характеристике типов темперамента.

Людей неинтересных в мире нет

Их судьбы - как истории планет У каждой все особое, свое,

И нет планет похожих на нее.

(Евтушенко Е.А.)

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия).

К биологически обусловленным подструктурам личности относят темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляющий свойства нервной системы. Тип нервной системы в свою очередь обуславливает темперамент человека. Поэтому мы начнем с рассмотрения влияния темперамента на поведение.

Неверно было бы думать что темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента так и на способы его проявления личностью.

Темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека- важное условие,с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и развитию его способностей.

Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Ни один процесс психики, ни одно его психическое свойство так не характеризуют наш поведенческий облик, как темперамент. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.Основными компонентами темперамента являются:

    общая психологическая активность,

    моторика,

    эмоциональность,

    чувственный тон,

От темперамента зависит:скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм деятельности и поведения, интенсивность психических процессов.Речевая деятельность, ее ритм, темп всегда окрашены такой психической особенностью, как темперамент.Наши чувства, переживания органично взаимосвязаны с проявлением всех свойств темперамента.Мимика, жестикуляция, акты и действия невербальной коммуникации, походка, моторика всегда на себе несут печать того или иного типа темперамента.

В истории учения о темпераменте свойства темперамента с самого начала характеризовались как групповые, “типологические” особенности.Иначе говоря, понятие о темпераменте связывалось с представлением о типах темпераментов, о свойствах, по которым одни группы людей отличаются от других.

В традиционной классификации темперамента, идущей от Канта и Вундта, такими свойствами были скорость и сила эмоциональных реакций.У современного американского психолога Диамонда - уровень активностми и преобладающий чувственный тон.У английского психолога Айзенка - экстраверсия - интроверсия и нейротизм - эмоциональная стабильность.

В отечественной литературе, например, у Н.Д. Ливитого, - эмоциональная возбудимость;в работах В.Д.Небылицина – общая психологическая активность, в особенности двигательная, и эмоциональная.Сходство, заметное в этих классификациях, показывает, что выделяемые психологические характеристики образуют особую, более или менее однозначно определяемую группу свойств индивида.Более полный перечень свойств темперамента дает В.С.Мерлин: сензитивность, реактивность, активность,соотношение активности и реактивности, темп реакции, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, эмоциональная возбудимость (см.словарь психологических терминов).Этот перечень выделяет особую группу свойств в личности, отличных как от способностей, так и от особенностей мотивации.По конкретному психологическому содержанию эти своцства весьма различны.

История изучения данного вопроса является интересной попыткой установить связь поведения человека с особенностями его внешнего строения тела, строения поверхности его черепа, эндокринных и сосудистых систем.

Но все эти попытки оказались антинаучными и реакционными по своим выводам. Каждый из исследователей акцентируя внимание на одной системе при игнорировании остальных.

Организм необходимо рассматривать как сложное целое в его связях с внешним миром.В организме необходимо найти такой компонент, который во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей, во-вторых объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе, в-третьих испытывает на себе деятельность всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов перестраивается, обеспечивая поддержание жизни в организме и тканях, в-четвертых, является органом связи организма с внешними условиями жизни, обеспечивая отражение этих условий.

Павлов усмотрел в деятельности высшего отдела мозга тот орган, который держит в своем ведении все явления, происходящие в теле.

Павлов методом условного рефлекса раскрыл намеренности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов.

Основными свойствами нервных процессов являются:

1)Сила основных нервных процессов - раздражительного и тормозного;

2)Равновесие этих процессов:

3)Их подвижность.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и в целом нервной системы. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях «ломается». Уравновешенность- это определенный баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы могут быть уравновешены друг с другом, а могут быть неуравновешенными: один процесс может быть более сильным, чем другой.

Подвижность- это быстрота смены одного процесса другим, обеспечивающая приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.

Павлов выделил 4 типа нервной деятельности. Три относятся к сильным, один к слабому.

Сильные в свою очередь делятся на уравновешенные,неуравновешенные, а уравновешенные на подвижные (мобильные) и спокойные (инертные). В результате получается следующая система типов:

1.Сильный, неуравновешенный(безудержный) тип нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможения.

2.Сильный, уравновешенный (у уравновешенных «процесс возбуждения хорошо балансируется с процессом торможения»), подвижный.

3.Сильный, уравновешенный инертный (внешне более спокойный, солидный).

4.Слабый,характеризующийся слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, при повышенной тормозимости.

Благодаря малой подвижности нервных процессов наблюдается инертность.

Позже были обнаружены различные вариации слабого типа - подвижный, инертный, неуравновешенный.

Небылицын установил что слабый тип обладает высокой чувствительностью и он может приспосабливаться к условиям жизни.

Но было бы неправильно думать, что 4 типа нервной системы могут исчерпать многообразие индивидуальных форм проявления ВНД индивида. Есть промежуточные и переходные. Павлов считал что эти типы надо знать, чтобы ориентироваться в человеческом поведении.

Теплов выделил ещё парциальные типологические свойства, характеризующие работу отдельных областей коры (слуховой, зрительной, двигательной области). Эти промежуточные и переходные парциальные могут быть следствием задатков и образоваться из основных типов в процессе жизнедеятельности индивида.

Павлов экспериментально доказал возможность изменения свойств типа нервной деятельности. Например: у безудержного типа сильный процесс возбуждения неуравновешенный сильным процессом торможения, оказалось возможным путём тренировки добиться увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессом возбуждения. Павлов делает вывод: у сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для уравновешивания процессов возбуждения.

Вместе с этим меняются и особенности поведения индивида.

Есть по Павлову несколько вариантов безудержного типа. Тип у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процесс торможения ослаблен, или сильны процессы как возбуждения, так и торможения, но процесс возбуждения превышает. Третий вариант, когда сила процессов возбуждения и торможения достигает почти первого уровня, т.е. уравновешивается.

Павлов говорит что путем длительной тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек со слабым типом в благоприятных условиях может стать представителем полноценного типа поведения и решать любые жизненные задачи.

Идеи Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали такие советские ученые, как Е.М. Теплов, В Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии - дифференциальную психо-физиологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы: лабильность- скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозимого процесса; динамичность- скорость и легкость выработки условных рефлексов; концентрированность- показатель меры дифференцирования раздражителей, открыто важное положительное свойство слабого типа - высокая чувствительность.

В последнее время получен ряд новых данных, свидетельствующих о наследственности отдельных свойств нервной системы.

Свойства нервной системы необходимо изучить с учетом особенностей поведения людей в жизненных ситуациях. Природные особенности нервной системы могут быть замаскированы системой временных связей, выработанных в течение жизни. Никакая психическая черта не является только врожденной. Проявление же свойств нервной системы, как таковой, возможно лишь в экстремальных (чрезвычайных) условиях. Поэтому современные исследования проблемы индивидуальных различий направлены на разработку особой системы «жизненных показателей», т.е. объективно оцениваемых жизненных проявлений изучаемых свойств нервной системы.

Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С. Мерлиным и его сотрудниками.

К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально- волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояние тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики: работоспособность, скорость включения в новую работу, общую ригидность личности, особенности внимания и др.

Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми разнообразными темпераментами. А. Суворов и А. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И. Павлов - холериками, Н.В. Гоголь и П. Чайковский - меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.Н. Крылов - флегматиками. И среди наших современников выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей мы видим людей, различающихся по темпераменту.

И. Кант - немец философ разделил темпераменты на два вида: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. К темпераменту чувства он относит сангвинический и меланхолический. Т.е. соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У В. Вундта это соотношение скорости и силы душевных движений.

Наибольшее значение имеет борьба двух основных направлений - объяснение типов темперамента соотношении деятельности желез внутренней секреции немецкий врач Э. Кречмер или американский Шелдон или соотношение нервной системы (Павлов).

Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент входит в биопсихическую подструктуру динамической функциональной структуры личности. Различают четыре основных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Темперамент определяется процессуальным в личности, но на него влияет взаимодействие процессуального и содержательного.

«Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума», - писал И.П. Павлов (Полн. Собр. Соч. М. – Л., 1951, т. III, кн. 2, с. 85.).

Тип темперамента определяется по совокупным показателям экстроверсии – интроверсии и нейротизма.

Экстраверсия – генотиническая черта личности, проявляющаяся в общительности, активности, оптимизме, склонности к лидерству и беззаботности, импульсивности и возбудимости. Чаще способствует хорошей адаптации к социальному окружению.

Интроверсия – индивидуализм, собственная система оценок сильнее внешних суждений, эмоциональность, чаще – социальная неадекватность, неконтактность с людьми; выраженная интроверсия – фактор эмоциональной неустойчивости.

Не редки случаи, когда отсутствует четкое преобладание каких либо проявлений темперамента. Классический тип темперамента, по Г. Айзенку, складывается из соотношения у человека проявлений эмоциональной устойчивости – неустойчивости и экстраверсии и интроверсии.

Эмоциональная устойчивость (стабильность) – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Определяются отсутствием большой напряженности, беспокойства, склонности к лидерству, общительность и др. Эмоциональная неустойчивость – выражает склонность к быстрой смене настроения (лабильность), чувству виновности и беспокойству, озабоченности, депрессивным реакциям, рассеянности внимания и т.п. (невротизм), что и порождает неустойчивость в стрессовых ситуациях. Ей чаще соответствуют эмоциональность, неприспособленность к среде, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, интроверсия.

Человеку с высоким нейротизмом свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром. Человек с низким уровнем нейротизма спокоен, беззаботен, непринужден в общении, надежен.

С помощью опросника Г.Айзенка измеряется не только выраженность данной особенности личности холерика, меланхолика, флегматика и сангвиника, экстраверсии, нейротизма, но и психотизма. Шкала психотизма говорит о склонности к ассоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности лиц, имеющих высокие оценки по данной шкале.

Еще Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что состояние организма зависит от количественного и соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся

Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди и «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.

Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Обычно бывают более чувствительны к внешним раздражителям, вернее распознают цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

Холерик – характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движения, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

Сангвиник – характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживают неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхность.

Флегматик – этот тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он не легко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.

Меланхолик – характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

Одним из психических свойств, характеризующих психическую сферу индивида и именно ее конституциональный уровень, является темперамент.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы н желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу Иммануилу Канту (1724-1804). Им мы и воспользуемся.
И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же "можно установить только четыре простых темперамента:

  • сангвинический;
  • меланхолический;
  • холерический;
  • флегматический.

Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность - меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещании. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Заметим, что в данной классификации темпераментов по Канту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Обусловленность темперамента свойствами нервной системы

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.
Советский психофизиолог В.М.Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Теория функциональной системы П.К.Анохина включала четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации:

  • блок афферентного синтеза;
  • блок программирования (принятия решений);
  • блок исполнения;
  • блок обратной связи.

Исходя из этого, Русалов выделил четыре связанных с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза:

  • степень напряженности взаимодействия организма со средой;
  • легкость переключения с одной программы поведения на другую;
  • скорость исполнения текущей программы поведения;
  • чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров - активности и чувствительности - включает уже четыре компонента:

  • энергичность (выносливость);
  • пластичность;
  • скорость;
  • эмоциональность (чувствительность).

Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
Темперамент - это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой "системное обобщение" первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, "включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств" .
В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности - предметной деятельностью и общением - каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.
Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.
Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить:

  • активность;
  • продуктивность;
  • возбудимость;
  • тормозимость;
  • переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.
Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.
Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.
Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.
Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой - в медленном темпе.
От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.
В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.
Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. "Продуктивность" их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа - малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Темперамент и личность

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид - это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "Я". Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

"Темперамент"

Темперамент - врожденное (биологически обусловлена) и неизменное свойство человеческой психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Срок введено в обиход Клавдием Галеном, в переводе с латыни означает "надлежащее соотношение частей".

В чистом виде темпераменты встречаются крайне редко.


1. История


4. Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку трудной с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматик, как выдержанный, без скоропалительных решений человеку; сангвиник, как высоко чуткого для любой работы человеку; холерики, как страстной, безумной и активной в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика - замкнутость и застенчивость; у флегматика - безразличие к людям, сухость; у сангвиника - поверхностность, разбросанность, непостоянство, у холерика - поспешность решений.

Различают следующие основные свойства темперамента, как:


5. Влияние темперамента

От темперамента человека зависит:


6. Темперамент в теории Павлова

И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, он обращал внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. "Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы, связанный с телосложением человека, с обменом веществ в организме". Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

  1. "Подвижный" (сильный, живой, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту сангвиника);
  2. "Инертный" (сильный, спокойный, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика);
  3. "Неуравновешенный" (подвижный, безудержный, сильный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика);
  4. "Слабый" (неуравновешенный, малоактивный тип нервной системы, приводит темперамент меланхолика).

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

  1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами находятся представители различных темпераментов.
  2. Двигательная, или моторная, активность, показывает состояние активности двигательного и речевого аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или наоборот, сдержанности), говорливости (или мовчазливости).
  3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (чувствительность к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, их начала и прекращения). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним постоянными признаками можно в определенной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Различают 4 типа темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический.

Сангвинический темперамент. Сангвиник определяется Павловым как "горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда он интересное дело, есть постоянное возбуждение. Когда такого дела нет, он становится скучным, вялым". Я.Стреляу дает следующую характеристику: "Человек с повышенной реактивностью, причем активность и реактичнисть у нее уравновешены. Он возбужденно отвечает на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его разгневать. Он активно берется за новое дело и может долго работать, не уставая. Он быстро сосредотачивается, дисциплинирован. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, сообразительность. Быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстоятельств. Экстраверт. Чувства легко возникают, легко меняются.

Холерический темперамент характеризуется И. П. Павловым как: "боевой тип, вспыльчивый, раздражительный... Увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно давит на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что все ему уже силу. Я.Стреляу характеризует как: "отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он неудержим. Невыдержанный, нетерпеливый, характерна резкая смена настроения. Горячий, быстрый темп и резкость в движениях. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания ".

Флегматический темперамент по характеристике И. П. Павлова - спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упрямый труженик жизни. Но ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.д.. По Я.Стреляу: "обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью". Его трудно рассмешить и опечалить. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как и язык. Он не сообразительный, трудно переключает внимание и приспосабливается к новым обстоятельствам, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самоконтролем. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Меланхолический темперамент указанный И. П. Павловым как "явно тормозной тип нервной системы... очевидно, каждое явление жизни является тормозящим агентом, если он ни вви что не верит, ни на что не надеется, от всего ожидает и во всем видит только плохое, опасно ". Меланхолик характеризуется Я.Стреляу: "Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно чувствителен, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедные. Обычно уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он не энергичный, не упорный, легко утомляется и малопрацездатний. Ему присуща легко розпорошувана и неустойчивое, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Он стыд " язливо, нерешительный, робкий. Однако в спокойном, привычном для него окружении меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.


7. Роль темперамента в деятельности человека

Деятельность - трудовая, учебная, игровая - выдвигает требования не только к знаниям и уровня умственного и эмоционально-волевого развития личности, но и в типологических особенностей нервной системы, а следовательно, к темпераменту человека. В зависимости от содержания и условий деятельности сила, уравновешенность и подвижность нервной системы (темперамента) личности проявляются по-разному, играют положительную или отрицательную роль. Там, где требуется значительная работоспособность, выносливость, лучше проявляет себя сильный тип нервной системы, а где необходимо проявить сострадание, кротость, лучше проявляет себя слабый тип нервной системы.

Неуравновешенность холерика вредит там, где нужно проявить сдержанность, терпеливость. Слишком медленный темп движений, медленно, монотонно речи флегматика не способствует успешности деятельности, где нужно проявить подвижность, скорость воздействия на других. Слабость возбудимости и тормозные действия, присущие меланхолику, вызывают робость, нерешительность, препятствующие установлению контактов с другими. Склонность сангвиника в восхищение новым, до скуки при однообразной, хотя и важной деятельности, снижает активность, постоянно вызывает тягу к новому, модному.

Исследованиями доказано, что на основе одинаковых свойств высшей нервной деятельности можно сформировать существенно различные динамические особенности личности: у слабого типа нервной деятельности - силу действий, в неуравновешенного - уравновешенность, в инертной - живость, подвижность. Такие изменения наступают под воздействием содержательной стороны деятельности. Путем упражнений можно достичь определенного уровня торможения, слабости, инертности или несдержанности движений, но образованные таким образом позитивные действия: сила, уравновешенность, подвижность не устраняют полностью врожденной слабости, неуравновешенности или инертности нервной деятельности. В экстремальных условиях привычное основном теряет силу, в действие вступают природные особенности типа нервной системы, свойственной человеку: слабость, гальмивнисть, возбудимость, которые оказываются в растерянности, ступорозные состоянии беспомощности, чрезмерной возбудимости, потере самообладания.

Стиль деятельности каждого человека в значительной степени зависит от типа высшей нервной деятельности, входящей в структуру его темперамента. Так, в профессиональной ориентации и подготовке к труду молодежи нужно учитывать особенности темперамента.

Рассмотрим характеристики типов темперамента.

Холерический темперамент .

Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной системы.

Сангвинический темперамент .

Представителя этого типа темперамента И.П. Павлов характеризует как горячего, очень продуктивного деятеля, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело, т.е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым.

Для сангвиника обычна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник всегда весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело его перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер.

У сангвиника эмоции легко возникают, легко сменяются. Это одно из условий того, что он может быстро освободиться от гнетущего нестроения, если оно возникает, и пребывать в постоянном оптимистическом состоянии духа, если обстоятельства достаточно возбуждают его и увлекают к тому или другому делу.

Легкость, с которой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Он продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе, тем уравновешенности, больше всего подходит ему.



Флегматический темперамент .

По характеристике И.П. Павлова, флегматик – спокойный уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекается по незначительным поводам. Флегматик может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения).

Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он равен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.

Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п. Инертность сказывается и на его стереотипах, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. Однако, это качество - инертность - имеет и положительное значение. Оно обеспечивает неторопливость, основательность и в целом постоянство, определенность характера. Флегматики особенно подходят к работе, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.

Меланхолический темперамент .

Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.

Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, и у него возникает запредельное торможение. Специфично действует на меланхолика и слабое раздражение, субъективно оно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу. Это рассматривалось психологами как способность меланхолика к сильному переживанию.

В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружеском коллективе, меланхолик может быть довольно контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость, преодолевать трудности.

Итак, темперамент сказывается на характере активности (в работоспособности, коммуникативности или социальном контакте), приспособления к изменяющимся условиям.

10.3. Понятие и общая характеристика характера.

Характер - это целостное образование, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.

В характере личность раскрывается со стороны ее содержания. В темпераменте - со стороны своих динамических проявлений.

Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных, существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении. В характере выражается наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Характер возникает и формируется в обществе. Типические черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов.

Индивидуальное и общее в характере обретает единство. Характер одновременно является и «устойчивым», и «изменяющимся».

Характер нельзя отождествлять с темпераментом, и в то же время они тесно взаимосвязаны. Темперамент может качественно меняться под влиянием характера, темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы; характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле. Характер взаимосвязан и с другими сторонами личности: интеллектом, специальными способностями.

Характер человека многогранен и многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.

Структура характера

В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различные отношения личности к действительности.

К первой группе относятся черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.

Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим: тактичность, чуткость и др.

Третья группа - это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т.д.

Четвертая группа включает черты, характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.

Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему, представляет собой конкретное сочетание отношений к природе, обществу, самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношения к окружающему глубоко динамичны, зависят от изменений, происходящих вовне, в жизни, в деятельности человека, одни отношения сменяются другими - отношениями иного уровня.

Характер рассматривается как психологический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле.

Характер - общественно-историческая категория. Основой его формирования является общественно-исторические условия жизни человека с окружающей его социальной средой. На разных возрастных этапах формирование характера происходит по - разному, в зависимости от жизненного опыта, условий жизни, преобладающих форм деятельности, условий воспитания и самовоспитания. Формирование характера начинается с детства и во многом зависит от того микромира, с которым ребенок вступает во взаимодействие.

Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения требований со стороны взрослых. Важным моментом является объективность оценки поступков людей.

10.5. Типологии характера.

В истории наук известны попытки объяснения характера различных людей в зависимости от строения и очертания их лица, от формы кисти рук и складок кожи ладоней, от цвета глаз и волос и т.д.

Широкое распространение получили так называемые конституционные теории, связывающие особенности характера личности с его внешним видом (И. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон).

Характер обладает следующими выразительными признаками:

1. Поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия, позволяют судить о том, что представляет собой человек).

2. Особенности речи (громкая или тихая, быстрый или замедленный темп, многословие и замкнутость, эмоциональность и сухость и т.д.), все это выражает определенные свойства характера.

3. Внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, как человек ходит: размашисто или мелкими шажками, как стоит - все это также характеризует человека).

Акцентуация характера - это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.

1. Демонстративный тип . Характеризуется повы­шенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукра­шивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потреб­ность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональ­ную лабильность (легкую смену настроений) при от­сутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхи­щения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него осо­бо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стрем­ление к компании обычно связано с потребностью ощу­тить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими при­тязаниями, сам систематически провоцирует конфлик­ты, но при этом активно защищается. Обладая патоло­гической способностью к вытеснению, он может пол­ностью забыть то, о чем он не желает знать. Это раско­вывает его во лжи. Обычно он лжет с невинным ли­цом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглу­боко, без заметных угрызений совести. Способен ув­лечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип . Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, разговорчивость. Часто страдает от мнимой неспра­ведливости по отношению к нему. В связи с этим про­являет настороженность и недоверчивость по отноше­нию к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выс­тупает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое често­любие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энер­гичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обид­чивость, ревность, подозрительность), инертность в про­явлении аффектов, в мышлении, в моторике.

4. Педантичный тип . Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих собы­тий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения по­рядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунк­туален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопровер­кам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму, с охотой уступает лидерство другим людям.

5. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждения­ми сочетаются у людей такого типа с властью физио­логических влечений. Для него характерна повышен­ная импульсивность, инстинктивность, грубость, зануд­ство, угрюмость, гневливость, склонность к трениям и конфликтам, в которых сам и яв­ляется активной, провоцирующей стороной. Раздражи­телен, вспыльчив, часто меняет место работы, неужив­чив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него ника­кой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же не­желание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу раз­влечений. Повышенная импульсивность или возника­ющая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть власт­ным, выбирая для общения наиболее слабых.

6. Гипертимный тип . Людей такого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмер­ная самостоятельность, склонность к озорству, недо­статок чувства дистанции в отношениях с другими. Ча­сто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее са­мочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цве­тущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склон­ность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с завышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные. Вместе с тем, они деловитые, изобретатель­ные, энергичные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может слу­жить источником конфликтов. Для них характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встре­чают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражи­тельности, прожектерству. Недостаточно серьезно от­носятся к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятель­ность, вынужденное одиночество.

7. Дистимический тип . Люди этого типа отличаются серьезностью, подавленностью настроения, мед­лительностью, слабостью волевых усилий. Для них ха­рактерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами. Они, обычно, избегают общества, шумной компании, ведут замкну­тый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

8. Тревожный тип . Людям данного типа свойствен­ны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставать­ся одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстни­ков, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них уг­рызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, вы­сокие моральные и этические требования. Чувство соб­ственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.

Свойственные им с детства обидчивость, чувствитель­ность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется. Особенно слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость на­смешек, подозрения сопровождаются неумением посто­ять за себя, отстоять правду при несправедливых обви­нениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликт­ных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Друже­любны, самокритичны, исполнительны. Вследствие сво­ей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.

9. Экзальтированный тип . Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслажде­ния. Эти чувства у них могут часто возникать по при­чине, которая у других не вызывает большого подъе­ма, они легко приходят в восторг от радостных собы­тий и в полное отчаяние - от печальных. Им свой­ственна высокая контактность, словоохотливость, влюб­чивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть панике­рами, подвержены сиюминутным настроениям, поры­висты, легко переходят от состояния восторга к состо­янию печали, обладают лабильностью психики.

10. Эмотивный тип . Этот тип родствен экзальтиро­ванному, но проявления его не столь интенсивны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тре­вожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выражен­ная их черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердеч­ность, они радуются чужим успехам. Впечатлитель­ны, слезливы, любые жизненные события восприни­мают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угро­жает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и мо­жет нарушить сон. Редко вступают в конфликты, оби­ды носят в себе, не выплескивая наружу. Им свой­ственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать рас­тения, ухаживать за животными.

11. Циклотимный тип . Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также за­висимость от внешних событий. Радостные события вы­зывают у них картины гипертимии: жажда деятельно­сти, повышенная говорливость, скачка идей; печаль­ные - подавленность, замедленность реакций и мыш­ления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два ва­рианта циклотимической акцентуации: типичные и ла­бильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но за­тем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагиру­ют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстыва­ют с трудом, порождают в себе отвращение к заняти­ям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенным дурным настрое­нием, чем вялостью. В период подъема выражено же­лание иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

ТЕМА 11. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ.

11.1. Понятие, виды, структура способностей.

Б.М. Теплов включает в понятие «способности» три признака:

1. Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способности» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Существенным показателем способностей является высокая количественно-качественная продуктивность человека, даже вопреки неблагоприятным условиям его развития и деятельности.

Виды способностей.

Способности разделяются по широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

По широте различают общие и специальные способности

Изучая конкретно психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

Общие способности изучаются разными исследователями. Так, Л.С. Лейтес в качестве общих способностей называет активность и саморегуляцию .

Менчинская в состав общих способностей включила:

- высокий уровень аналитико-синтетической деятельности;

- гибкость мышления;

- гармоническое соотношение словесно-логического и наглядно-образного мышления.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области, конкретной деятельности.

Например, различают конструктивно-технические, организаторские, педагогические, математические, музыкальные и др. способности.

Структура способностей.

Каждая деятельность предъявляет к психике человека определенные требования. Успешность деятельности зависит ни от одной какой-либо способности, а от их совокупности.

Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности. Она является различной для разных видов деятельности.

Так, структура способностей к иностранным языкам включает в себя следующие компоненты:

Слуховая дифференциальная чувствительность;

Объем оперативной памяти;

Способность выводить языковое правило;

Гибкость трансформационных процессов (перевода с одного языка на другой и обратно);

Словесная беглость.

Структура педагогических способностей включает другие компоненты:

Академические способности (знание предмета);

Организаторские способности;

Дидактические способности (способность ясно и доступно излагать материал);

Коммуникативные способности;

Любовь к детям;

Педагогический такт;

Артистические способности;

Ораторские способности

Структура каждой конкретной способности как готовности личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные.

Общие и специальные способности тесно взаимосвязаны. Чем выше развитие общих способностей, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. Развитие же специальных способностей положительно влияет на общие умственные способности.

Уровни способностей.

В своем развитии способности составляют ряд уровней: на низшем уровне находятся собственно способности, далее идет одаренность, талант и завершает развитие способностей гениальность.

Итак, способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие легкость и успешность выполнения деятельности.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности. Отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Одаренность – системное проявление способностей.

Талант – высокий уровень развития способностей. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо трудовую деятельность. Талант предусматривает возможность приобретения мастерства. В развитии таланта огромное значение имеют труд, ежедневные занятия соответствующей деятельностью.

Гениальность – высший уровень развития способностей, как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

П Е Д А Г О Г И К А