Open
Close

Как решать с часть по биологии егэ. Задания по генетике на ЕГЭ по биологии. Задача С6. Каковы характерные признаки царства грибов

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 3 часа
55 минут (235 минут). Работа состоит из двух частей, включающих в себя
31 задание.
В заданиях 1-4, 8-10, 14, 15, 20, 24-26 ответом является целое число или
конечная десятичная дробь. Число запишите в поле ответа в тексте работы, а
затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк ответа № 1. Единицы
измерения физических величин писать не нужно.
Ответом к заданиям 5-7, 11, 12, 16-18, 21 и 23 является
последовательность двух цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте
работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу без пробелов,
запятых и других дополнительных символов в бланк ответов № 1.

Ответом к заданию 13 является слово. Ответ запишите в поле ответа в
тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу в бланк
ответов № 1.
Ответом к заданиям 19 и 22 являются два числа. Ответ запишите в поле
ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённому ниже образцу, не
разделяя числа пробелом, в бланк ответов № 1.
Ответ к заданиям 27-31 включает в себя подробное описание всего хода
выполнения задания. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и
запишите его полное решение.
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый
калькулятор.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.

Десятичные приставки
Наимено
вание
гига
мега
кило
гекто
деци

Обозначение

Множитель

Г
М
к
г
д

109
106
103
102
10-1

Наимено
вание
санти
милли
микро
нано
пико

Константы
число π
ускорение свободного падения на Земле
гравитационная постоянная
универсальная газовая постоянная
постоянная Больцмана
постоянная Авогадро
скорость света в вакууме
коэффициент пропорциональности в законе Кулона
модуль заряда электрона
(элементарный электрический заряд)
постоянная Планка
Соотношение между различными единицами
температура
атомная единица массы
1 атомная единица массы эквивалента
1 электронвольт
Масса частиц
электрона
протона
нейтрона

Обозначение

Множитель

С
м
мк
н
п

10-2
10-3
10-6
10-9
10-12

π=3,14
g = 10 м/с2
G = 6,7·10-11 H·м2/кг2
R = 8,31 Дж/(моль·К)
k = 1,38·10-23 Дж/К
NA = 6·1023 моль-1
с = 3·108 м/с
9·109 Н

0 К = -273 °С
1 а.е.м. 1,66 10 27 кг
931 МэВ
1 эВ

.
.
м.

Желаем успеха!
Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам
при выполнении работы.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

Единый государственный экзамен
по ФИЗИКЕ
Инструкция по выполнению работы

1000 кг/м³
400 кг/м³
800 кг/м³

Удельная теплоёмкость
воды
4,2 10³ Дж/(кг К)
льда
2,1 10³ Дж/(кг К)
железа
460 Дж/(кг К)
свинца
130 Дж/(кг К)
Удельная теплота
парообразования воды 2,3 106 Дж/К
плавления свинца
2,5 104 Дж/К
плавления льда
3,3 105 Дж/К
Нормальные условия:
Молярная масса
азота
28 10
аргона
40 10
водорода
2 10
воздуха
29 10
воды
18 10

Давление -

Тренировочный вариант №7 от 04.12.2017

Подсолнечного масла
900 кг/м³
алюминия
2700 кг/м³
железа
7800 кг/м³
ртути
13600 кг/м³

Алюминия
меди
чугуна

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, число или
последовательность цифр или чисел. Запишите ответ в поле ответа в
тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый
символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в
бланке образцами. Единицы измерения физических величин писать не
нужно.

900 Дж/(кг К)
380 Дж/(кг К)
800 Дж/(кг К)

Тело, двигаясь с места равноускоренно, проходит за четвертую секунду от
начала движения 7 м. Какой путь пройдет тело за первые 10 с?
Ответ: __________________________м.

Па, температура - 0 °С

2
кг/моль
кг/моль
кг/моль
кг/моль
кг/моль

Гелия
кислорода
лития
неона
углекислого газа

4 10
32 10
6 10
20 10
44 10

Кг/моль
кг/моль
кг/моль
кг/моль
кг/моль

Определите силу, под действием которой пружина жёсткостью 200 Н/м
имеет запас потенциальной энергии 4 Дж.
Ответ: ___________________________ Н.

Сила гравитационного притяжения между шарами, находящимися на
расстоянии 4 м друг от друга, равна 16нН. Какова будет сила притяжения
между ними, если расстояние уменьшить до 2 м?
Ответ: ________нН

Какое значение получил для ускорения свободного падения ученик при
выполнении лабораторной работы, если маятник длиной 80 см совершил за
3 мин 100 колебаний? Ответ округлить до десятых.
Ответ: ___________________________м/с2

2017 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov
Материалы взяты из книги "Физика. Подготовка к ЕГЭ", авторы В.Д. Кочетов, М.П. Сенина.

Разбор заданий: vk.com/physics_100/2018kim07
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

Плотность
воды
древесины (сосна)
керосина

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Шар, подвешенный на нити, движется по круговой траектории в
горизонтальной плоскости с постоянной по модулю скоростью. Выберите 2
верных утверждения.
1) ускорение шарика равно нулю
2) ускорение шарика направлено вертикально вниз
3) ускорение шарика направлено к центру окружности
4) равнодействующая всех сил равна ma
5) равнодействующая всех сил равна 0

Тренировочный вариант №7 от 04.12.2017

Определите отношение числа атомов в серебряной ложке к числу атомов в
алюминиевой ложке равной массы?
Ответ: ________

При изобарном нагревании одноатомного газа в количестве 2 моль его
температура изменилась на 50 К. Какое количество теплоты получил газ в
процессе теплообмена?
Ответ: _________________ Дж.

Ответ:
10
6

Камень бросили с балкона вертикально вверх. Что происходит с его
ускорением и полной механической энергией в процессе движения
камня вверх? Сопротивление воздуха не учитывать.
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Ускорение камня

Ответ: _________кДж
11

При неизменной концентрации молекул идеального газа средняя
квадратичная скорость теплового движения его молекул увеличилась в 4
раза. В этом процессе
1) Давление увеличилось в 4 раза
2) Давление не изменилось
3) Давление увеличилось в 16 раз
4) Температура увеличилась в 16 раз
5) Температура увеличилась в 4 раза

Полная механическая энергия камня


А

Идеальный газ изобарно сжимается при давлении 300 кПа от объема 3 л до
объема 1 л. Какую работу совершил газ в этом процессе?

Ответ:
7

Мальчик находится в лифте. Лифт начинает движение вниз с ускорением.
Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по
которым их можно рассчитать.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
ФОРМУЛЫ
А) Вес мальчика
1) mg+ma
2) mg-ma
Б) Сила реакции опоры
3) ma
4) mg
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б

2017 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov
Материалы взяты из книги "Физика. Подготовка к ЕГЭ", авторы В.Д. Кочетов, М.П. Сенина.

Одноатомный идеальный газ неизменной массы в изотермическом процессе
совершает работу А > 0. Как меняются в этом процессе объем и давление
газа? Для каждой величины определите соответствующий характер
изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Объем газа

Давление газа

Разбор заданий: vk.com/physics_100/2018kim07
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Какое направление имеет вектор напряженности электрического поля,
созданного двумя одинаковыми разноименными зарядами в точке О?

Тренировочный вариант №7 от 04.12.2017

Ответ: ___________

В электрической цепи, состоящей из источника тока и реостата, источник
тока заменяют на другой, с той же ЭДС, но бо/льшим внутренним
сопротивлением. Как изменяются при этом следующие физические
величины: общее сопротивление цепи и напряжение на реостате?
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Общее сопротивление цепи

Напряжение на реостате

Ток в цепи батареи, ЭДС которой 30 В, равен 3 А. Напряжение на зажимах
батареи 18 В. Найдите внутреннее сопротивление батареи?
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: ________Ом

Конденсатор, состоящий из двух пластин, имеет электроемкость 5 пФ.
Какой заряд находится на каждой из его обкладок, если разность
потенциалов между ними 1000 В.
18
Ответ: ___________________________ нКл.

Поверхность металла освещают светом, длина волны которого меньше
длины волны λ, соответствующей красной границе фотоэффекта для
данного вещества. При увеличении интенсивности света
1)
2)
3)
4)

Фотоэффект не будет происходить при любой интенсивности света
будет увеличиваться количество фотоэлектронов
будет увеличиваться максимальная энергия фотоэлектронов
будет увеличиваться как максимальная энергия, так и количество
фотоэлектронов

Установите соответствие между физическими величинами и единицами
измерения.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Магнитный поток

Индуктивность

ФОРМУЛЫ
1) Тесла
2) Генри
3) Вебер
4) Вольт

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А

5) фотоэффект будет происходить при любой интенсивности света
Выберите два верных утверждения.
Ответ:

2017 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov
Материалы взяты из книги "Физика. Подготовка к ЕГЭ", авторы В.Д. Кочетов, М.П. Сенина.

Разбор заданий: vk.com/physics_100/2018kim07
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Сколько протонов и сколько нейтронов содержится в ядре
Число протонов

Тренировочный вариант №7 от 04.12.2017

Число нейтронов

Период полураспада радиоактивного изотопа кальция составляет 164 суток.
Если изначально было 4 * 1024 атомов, то через сколько суток их будет
1*1024 ?

Ответ: _______сут
21

Частица массой m, несущая заряд q, влетает со скоростью
в однородное
магнитное поле с индукцией
и движется по окружности радиусом R.
Что произойдёт с радиусом орбиты и периодом обращения частицы
при увеличении её заряда q?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической
величины.
Цифры в ответе могут повторяться.
Радиус орбиты

Период обращения

Какое уравнение противоречит закону сохранения заряда в ядерных
реакциях?

1) 712N = 612C + 10 + νe
2) 611C = 511B + 10 + νe
3) 36Li + 11p = 24He + 23He
4) 49Be + 12H= 710N + 01n

В бланк ответов № 1 перенесите только числа, не разделяя их
пробелом или другим знаком.
20

Предмет расположен на двойном фокусном расстоянии от тонкой
рассеивающей линзы. Его изображение будет
Выберите два утверждения.
1) Его изображение будет перевернутым и мнимым
2) Его изображение будет прямым и мнимым
3) Его изображение будет увеличенным
4) Его изображение будет уменьшенным
5) Предмет и изображение будут одного размера

Какие утверждения о Солнце являются верными? В ответе укажите номера
двух утверждений.
1) Солнце относится к звездам спектрального класса G.
2) Температура поверхности Солнца 10000 К.
3) Солнце не обладает магнитным полем.
4) В спектре Солнца не наблюдаются линии поглощения металлов.
5) Возраст Солнца составляет (примерно) 5 млрд. лет.
Ответ

2017 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov
Материалы взяты из книги "Физика. Подготовка к ЕГЭ", авторы В.Д. Кочетов, М.П. Сенина.

Разбор заданий: vk.com/physics_100/2018kim07
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

Единый государственный экзамен, 2018 г.

Тренировочный вариант №7 от 04.12.2017

Для записи ответов на задания 28-32 используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (27, 28 и т. д.), а
затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте чётко
и разборчиво.

Ответом к заданиям 25-27 является число. Запишите это число в поле
ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1
справа от номера соответствующего задания, начиная с первой
клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в
соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения
физических величин писать не нужно.

В калориметр с водой бросают кусочки тающего льда. В некоторый момент
кусочки льда перестают таять. К концу процесса масса воды увеличилась
на 84 г. Какова начальная масса воды, если ее первоначальная температура
20 0С?

Полное правильное решение каждой из задач 28-32 должно содержать
законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для
решения задачи, а также математические преобразования, расчёты с
численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий
решение.

Два металлических бруска (1,2), лежащие на деревянном столе, соединены
металлическим стержнем с деревянной ручкой (3). К бруску 1 поднесли
положительно заряженную палочку, не касаясь бруска. Затем, продолжая
держать палочку возле первого бруска, стержень убрали, подняв его за
ручку. Какими после этого будут заряды брусков? Ответ поясните,
опираясь на законы электродинамики.

Колесо радиусом R = 1 м и массой m = 5 кг
упирается в ступеньку высотой
= 20 см. Проскальзывания между колесом и
ступенькой нет. Определите минимальную силу,
которую надо приложить к колесу, чтобы
вкатить его на ступеньку.

Ответ: ______ кг
26

Определите плотность смеси, состоящей из 4 г водорода и 32 г кислорода,
при температуре 7 0С и давлении 700 мм рт.ст.? Ответ округлить до
десятых.
Ответ: ________кг/м3

В идеальном колебательном контуре амплитуда колебаний силы тока в
катушке индуктивности 10 мА, а амплитуда напряжения на конденсаторе 4
В. В момент времени t напряжение на конденсаторе равно 3.2 В. Найдите
силу тока в катушке в этот момент?
Ответ: ________ мА
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
соответствии с инструкцией по выполнению работы.

2017 Всероссийский проект «Самоподготовка к ЕГЭ» vk.com/ege100ballov
Материалы взяты из книги "Физика. Подготовка к ЕГЭ", авторы В.Д. Кочетов, М.П. Сенина.

Разбор заданий: vk.com/physics_100/2018kim07
Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171204

Единый государственный экзамен, 2018 г.

На рисунке изображён график циклического процесса, происходящего с одноатомным идеальным газом. На этапе 2-3газ
адиабатно расширяется, а на этапе 3 — 1
изотермически сжимается. При изобарном
расширении газ совершает работу А12 = 500
Дж, а при изотермическом сжатии отдаёт
холодильнику количество теплоты Qхол =
1000Дж. Определите КПД цикла.

В цепи, изображённой на рисунке, ключ А
разомкнут,
внутреннее
сопротивление
источника тока r = 2 Ом, его ЭДС — ɛ = 12
В, сопротивления резисторов: R1= 3 Ом,
R2= 6 Ом, R3= 6 Ом, R4= 12 Ом. На
сколько ва

Инструкция

Для решения генетических задач используют определенные типы исследования. Метод гибридологического анализа был разработан Г. Менделем. Он позволяет выявить закономерности наследования отдельных признаков при половом размножении . Сущность данного метода проста: при анализе определенных альтернативных признаков прослеживается их в потомстве. Также проводиться точный учет проявления каждого альтернативного признака и каждой отдельной особи потомства.

Основные закономерности наследования также были разработаны Менделем. Ученый вывел три закона. В последствии их так и - законы Менделя. Первый - это закон единообразия гибридов первого . Возьмите две гетерозиготные особи. При скрещивании они дадут два вида гамет. Потомство у таких появиться в соотношении 1:2:1.

Второй закон Менделя - это закон расщепления. в основе его , что доминантный ген не всегда подавляет рецессивный. В этом случае не все особи среди первого поколения воспроизводят признаки родителей - появляется так называемый промежуточный характер наследования. Например, при скрещивании гомозиготных с красными цветками (АА) и белыми цветками (аа) получается потомство с розовыми. Неполное доминирование довольно распространенное . Оно встречается и в некоторых биохимических признаках .

Третий закон и последний - закон независимого комбинирования признаков. Для проявления этого закона необходимо соблюдение нескольких условий: не должно быть летальных генов, доминирование должно быть полным, гены должны находиться в разных хромосомах.

Особняком стоят задачи по генетике пола. Различают два вида половых хромосом: Х-хромосома (женская) и Y-хромосома (мужская). Пол, имеющий две одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным. Пол, определяемый различными хромосомами, называется гетерогаметным. Пол будущей особи определяется в момент оплодотворения. В половых хромосомах, помимо генов, несущих информацию о поле, содержатся и другие, не имеющие никакого отношения к этому. Например, ген, отвечающий за свертываемость крови, несет женская Х-хромосома. Сцепленные с полом признаки передаются от матери к сыновьям и дочерям, от отца же - только к дочерям.

Видео по теме

Источники:

  • решение задач по биологии генетика
  • на дигибридное скрещивание и на наследование признаков

Все задачи по генетике, как правило, сводятся к нескольким основным видам: расчетные, на выяснение генотипа и на выяснение того, каким образом наследуется признак. Подобные задачи могут быть схематическими или иллюстрированными. Впрочем, для успешного решения любой задачи, в том числе и генетической, необходимо внимательно прочитать ее условие. Само же решение основано на выполнении ряда определенных действий.

Вам понадобится

  • - тетрадь;
  • - учебник по генетике;
  • - ручка.

Инструкция

Сначала необходимо определить тип предлагаемой задачи. Для этого придется выяснить, какое количество генных пар за развитие предлагаемых признаков, какие признаки рассматриваются. Узнать гомо- или гетерозиготные в данном случае скрещиваются между собой, а также связано ли наследование определенного признака с половыми хромосомами.

Выяснить, какой из предлагаемых к изучению признаков является (слабым), а какой – доминантным (сильным). При этом при решении генетической задачи нужно отталкиваться от предпосылки, что доминантный признак в потомках всегда будет проявляться фенотипически.

Определить число и тип гамет (половых ). При этом стоит учитывать, что гаметы могут быть только гаплоидны. Соответственно, распределение хромосом во время их деления происходит равномерно: каждая из гамет будет содержать лишь по одной хромосоме, взятой из гомологичной пары. В результате потомство получает по «половинному» набору хромосом со стороны каждого из своих .

Сделать в тетради схематическую запись условия генетической задачи. При этом доминантные признаки для гомозиготного исследуемого в виде комбинации АА, для гетерозиготного - Аа. Неопределенный генотип имеет А_. Рецессивный признак записывается в виде комбинации аа.

Проанализировать полученные результаты и записать данное числовое соотношение. Это и будет ответом на генетическую задачу .

Видео по теме

Полезный совет

Во многих подобных задачах генотип предлагаемых к скрещиванию особей не уточняется. Именно поэтому так важно уметь самостоятельно определять генотип родителей по фенотипу или генотипу их потомства.

При изучении генетики большое внимание уделяется задачам, решение которых должно быть найдено с использованием законов наследования генов. Большинству изучающих естественные науки решение задач по генетике кажется одной из самых сложных вещей в биологии. Тем не менее, оно находится по несложному алгоритму.

Вам понадобится

  • - учебник.

Инструкция

Для начала внимательно прочитайте задачу и запишите схематичное условие, используя специальные символы. Обозначьте, какими генотипами обладают родители, и какой им соответствует фенотип. Запишите, какие вышли дети в первом и втором поколениях.

Отметьте, какой ген является доминантным, а какой – рецессивным, если это есть в условии. Если в задаче дано расщепление, также укажите его в схематичной записи. Для простых задач порой достаточно записать условие, чтобы понять решение задачи .

Для успешного решения задачи вам необходимо понять, к какому разделу она : моногибридное, дигибридное или полигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом либо признак наследуется генов. Для этого посчитайте, какое расщепление генотипа или фенотипа наблюдается в потомстве в первом поколении. В условии может быть указано точное количество особей с каждым генотипом либо фенотипом, либо процент каждого генотипа (фенотипа) от . Эти данные нужно привести к простым .

Обратите внимание, не различается ли у потомства признаки в зависимости от пола.

Каждому типу скрещивания характерно свое особое расщепление и фенотипу. Все эти данные содержатся в учебнике, и вам будет удобно выписать эти формулы на отдельный листок и использовать их при решении задач.

Теперь, когда вы обнаружили расщепление, по принципу которого идет передача наследственных признаков в вашей задаче, вы можете узнать генотипы и фенотипы всех особей в потомстве, а также генотипы и фенотипы родителей, участвовавших в скрещивании.

Все задачи по биологии делятся на задачи по молекулярной биологии и задачи по генетике. В молекулярной биологии есть несколько тем, в которых есть задачи : белки, нуклеиновые кислоты, код ДНК и энергетический обмен.

Инструкция

Решайте задачи по теме «Белки» с помощью следующей формулы: m(min) = a/b*100%, где m(min) - молекулярная масса , a – атомная или молекулярная масса компонента, b – процентное компонента. Средняя молекулярная масса одного кислотного остатка равна 120.

Вычисляйте необходимые величины по теме «Нуклеиновые кислоты», придерживаясь Чаргаффа:1.Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина – цитозину;
2.Количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т.е. А+Г = Т+Ц.В цепи молекулы ДНК расстояние между нуклеотидами равно 0,34 нм. Относительная молекулярного масса одного нуклеотида равна 345.

Задачи на тему «Код ДНК» решайте с помощью специальной таблицы генетических кодов. Благодаря ей вы узнаете, какую кислоту кодирует тот или иной генетический код.

Вычисляйте нужный вам ответ для задач на тему «Энергетический обмен» по уравнению реакции. Одним из часто встречающихся является: С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О.

Находите на генетику по специальному алгоритму. Во-первых, определите какие гены являются доминантными(А, В), а какие рецессивными(a,b). Доминантным называется ген, признак которого проявляется как в гомозиготном (АА, аа), так и в гетерозиготном состоянии(Аа, Bb). Рецессивным называется ген, признак которого проявляется только при встрече одинаковых генов, т.е. в гомозиготном состоянии. Например, гороха с желтыми семенами скрестили с гороха с семенами. Полученные растения гороха все имели желтые . Очевидно, что желтый цвет является доминирующим признаком. Записывайте решение этой задачи так: А – ген, отвечающий за желтый цвет семян, а – ген, отвечающий за зеленый цвет семян.Р: АА x aa
G: A, a
F1: AaСуществуют задачи такого типа с несколькими признаками, тогда один признак обозначайте A или a, а второй B или b.

Изучение генетики сопровождается решением задач. Они наглядно показывают действие закона наследования генов. Большинству учащихся решение этих задач кажется невероятно сложным. Но, зная алгоритм решения, вы легко справитесь с ними.

Инструкция

Можно выделить два основных типа . В первом типе задач известны генотипы родителей. Определить необходимо генотипы потомков. Сначала определите, какой аллель является доминантным. Найдите аллель. Запишите генотипы родителей. Выпишите все возможные типы гамет. Соедините . Определите расщепление.

В задачах второго типа все наоборот. Здесь известно расщепление в потомстве. Требуется определить генотипы родителей. Найдите так же, как и в задачах первого типа, какой из аллелей является доминантным, какой - рецессивным. Определите возможные типы гамет. По ним определите генотипы родителей.

Чтобы решить задачу правильно, прочтите её внимательно и проанализируйте условие. Чтобы определить тип задачи, выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче. Обратите внимание также на то, сколько пар генов контролируют развитие признаков. Важно выяснить, гомозиготные или скрещиваются, каков тип скрещивания. Определите, независимо или сцеплено гены, сколько генотипов образуется в потомстве и связано ли наследование с полом.

Приступите к решению задачи. Сделайте краткую запись условия. Запишите генотип или фенотип особей, участвующих в скрещивании. Определите и отметьте типы образовавшихся гамет. Запишите генотипы или фенотипы потомства, полученного от скрещивания. Проанализируйте результаты, запишите их в численном соотношении. Напишите ответ.

Мастер- класс
« Подготовка к ОГЭ по биологии»
Разбор заданий №28; №31; №32 второй части ОГЭ по биологии

Мастер класс разработан и проведён учителем биологии I категории

Исаковой Натальей Владиславовной

(МОУ «Эммаусская СОШ» г. Тверь)

Цели и задачи мастер- класса по биологии

1.Изучить спецификацию контрольно-измерительных материалов по биологии в ОГЭ 2016-2017 г.

2.Ознакомиться с кодификатором элементов содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ОГЭ по биологии.

3.Сформировать умения и навыки работы с заданиями базового уровня сложности.

Оборудование: презентация, демоверсия ОГЭ по биологии 2016-2017 года; кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ОГЭ 2016-2017 года по биологии (проект); спецификация КИМ (проект).

Вступительное слово учителя

Познакомимся с инструкцией по выполнению работы:

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть Iсодержит 28 заданий с кратким ответом, часть II содержит 4 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1-22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, затем перенесите в бланк ответов №1.

Ответы к заданиям 23-28 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, затем перенесите в бланк ответов №1.

К заданиям 29-32 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов №2 .

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить, как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Познакомимся с критериями оценивания экзаменационной работы .

1.За верное выполнение заданий 1-22 выставляется 1 балл.

2.За верный ответ на каждое из заданий 23-27 выставляется 2 балла.

3.За ответ на задания 23-24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа и 0 баллов, если верно указана только одна цифра или не указанно ни одной.

4.Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем необходимо, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов).

5.За полный верный ответ на задание 28 выставляется 3 балла; 2 балла выставляется, если на любой позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Итак, приступим к разбору задания № 28 второй части ОГЭ по биологии.

Для того, чтобы наша работа была продуктивной давайте вспомним формы листьев, типы листьев (жилкование) .

(слайды 3-11).
Начинаем разбор задания № 28 типового варианта №1 2017г.

1.Определяем тип листа Если лист имеет черешок, значит тип листа черешковый. Если у листа черешок отсутствует – лист сидячий.

2.Определяем жилкование листа. У данного листа жилкование перистое (сетчатое), так как у листа ярко выражена одна мощная жилка, расположенная по середине.

3.Форма листа. Для того, чтобы определить форму листа необходимо в КИМЕ на рисунке провести пунктирные линии и пользуясь образцом, представленным в задании определить форму листа (работа с интерактивной доской).


4.Определяем тип листа с помощью линейки и карандаша. Проводим пунктирные линии. Если длина равна или превышает ширину в 1-2 раза, то тип листа по соотношению длины и ширины яйцевидный, овальный или обратно- яйцевидный.. У данного листа ширина- 3 см, длинна 4,5см значит форма этого листа яйцевидная (работа с интерактивной доской).

5.Осталось определить край листа. Внимательно рассмотрим предложенные в КИМЕ образцы, выберем подходящий образец для нашего листа. Лист цельно-крайный, так как по краям отсутствуют зубцы.


Задание №28 выполнено успешно.

Приступаем к разбору задания № 31 типового варианта №1 2017г.


1.Внимательно читаем условие задачи.

2.Подчёркиваем в тексте вопросы на которые мы должны ответить (что мы должны рассчитать).

3.Итак нам необходимо указать: энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём

4.Произведём расчёт энергозатрат утренней тренировки. Для этого мы будем пользоваться таблицей №3 « Энергозатраты при различных видах физической активности».

Из условия задачи мы знаем, что Ольга занимается большим теннисом, значит энергетическая стоимость будет равна 7,5 ккал/мин.

(значение взято из таблицы №3 с учётом вида спорта, которым занимается Ольга). Нам необходимо вычислить энергозатраты утренней двухчасовой тренировки. Значит 120 мин.(2 часа тренировки) Х 7,5ккал. (энергетическая стоимость физической активности) и получим энергозатраты утренней тренировки 900 ккал. (120 Х 7,5 =900 ккал.)

Для составления меню используем таблицу №2 графа « Энергетическая ценность».

Меню : Сэндвич с мясной котлетой (энерг. ценность – 425 ккал.)

Салат овощной (энерг. ценность-60 ккал.)

Мороженное с шоколадным наполнителем (энерг. ценность – 325 ккал.)

Чай с сахаром (две чайные ложки)- энерг. ценность – 68 ккал.


  1. +60 + 325 + 68 =878 ккал. (калорийность рекомендованного обеда).
6.Находим количество белков рекомендованного обеда. Для этого воспользуемся таблицей №2 графа « Белки».

39+ 3 +6= 48 г.

Задание выполнено успешно.
Разберём задание № 32 типового варианта №1 2017г.
Почему тренер обратил особое внимание Ольги на содержание белков в заказываемых блюдах? Укажите не менее двух аргументов.

Задание №32 вытекает из задания №31.
1.Белок – это основной строительный материал для тела. Из белка состоят мышцы, связки, кожа и внутренние органы.

2.Белок является источником энергии.
Задание выполнено, спасибо за работу!

Задания из банка ЕГЭ по биологии со свободным ответом

1. Биологическое окисление органических веществ в организме человека сходно по химическому процессу со сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чём их отличие?

1) в результате окисления кислородом органических веществ, как и при горении, образуются углекислый газ и вода;

2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии запасается в молекулах АТФ

2. Почему согласно правилу экологической пирамиды в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?

1) заключённая в органических веществах энергия на каждом звене пищевой цепи расходуется на процессы жизнедеятельности;

2) часть энергии рассеивается в виде тепла.

3. Почему для нормального восприятия запаха носовая полость должна быть увлажнённой и чистой? Ответ поясните.

1) полость должна быть увлажнённой, так как обонятельные клетки (рецепторы) раздражаются только веществами, растворёнными в слизи носовой полости;

2) обильное выделение слизи препятствует доступу веществ к обонятельным рецепторам

4. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.

1) листья репы → крестоцветные блошки → лягушка → уж → хорь;

2) консумент II порядка – лягушка, так как питается консументами I порядка

Элементы ответа:

1) влажные семена начнут прорастать, при этом они интенсивно дышат и выделяют много тепла;

2) сильное нагревание большого количества семян ведёт к гибели как проросших, так и не проросших семян

6. Что представляют собой образования на корнях изображённого растения? Какой тип взаимоотношений организмов иллюстрирует рисунок? Объясните значение

этих взаимоотношений для обоих организмов.

Элементы ответа:

1) образования на корнях бобового растения – это клубеньки, содержащие клубеньковые бактерии;

2) тип взаимовыгодных отношений – симбиоз бактерий (азотфиксирующих бактерий) и бобового растения;

3) клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений;

4) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения

7. Пользуясь рисунком, определите способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы и объясните его последствия. К какому результату эволюции может привести их репродуктивная изоляция?

Элементы ответа:

1) географическая изоляция привела к возникновению трёх подвидов большой синицы;

2) в результате географической изоляции прекращается скрещивание и обмен генами между особями разных популяций,
в каждой популяции формируется свой генофонд;

3) репродуктивная изоляция может привести к образованию трёх родственных видов синиц

8. На рисунке представлена схема видообразования по Ч. Дарвину. Какой эволюционный процесс

приводит к образованию изображённых на рисунке III новых видов? Какие движущие силы (факторы) эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора имеет место в данном случае?

Элементы ответа:

1) дивергенция (расхождение) признаков;

2) дивергенция обусловлена наследственной изменчивостью, борьбой за существование и естественным отбором;

3) движущая (дизруптивная) форма естественного отбора

8. Назовите отделы зрительного анализатора, обозначенные на Рисунке цифрами 1 и 2. Какую функцию выполняет каждый из этих отделов?

Элементы ответа:

1) 1 – периферический отдел (или сетчатка, или рецепторы);

2) 2 – проводниковый отдел (или зрительный нерв);

3) сетчатка воспринимает и преобразует световое раздражение
в нервные импульсы;

4) зрительный нерв передаёт нервный импульс в головной мозг

9. Назовите представленное на рисунке животное и укажите его тип. Какие системы органов обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?

Элементы ответа:

1) изображён ланцетник; тип Хордовые;

2) 1 – нервная система – участвует в нервной регуляции всех функций организма и взаимосвязи с окружающей средой;

3) 2 – пищеварительная система (кишка) – осуществляет переваривание пищи и всасывание питательных веществ

10. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Грибы и бактерии относят к прокариотам. 2. Среди грибов встречается большое разнообразие: дрожжи, плесневые, шляпочные грибы и др. 3. Общей особенностью многоклеточных грибов является образование вегетативного тела из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу. 4. Грибная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из хитина, и мембранные органоиды. 5. Запасным питательным веществом является гликоген. 6. Грибы обладают автотрофным типом питания. 7. Рост грибов прекращается после созревания спор.

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

1) 1 – грибы – это эукариоты;

2) 6 – у грибов гетеротрофный тип питания;

3) 7 – грибы растут в течение всей жизни