Open
Close

Тренировочный вариант 5 по русскому языку егэ. Примерный круг проблем

Период 1914–1918 гг. связан прежде всего с Первой мировой войной - масштабным событием, захватившим в свой водоворот самые мощные державы.

Война началась после убийства сербскими заговорщиками в боснийском городе Сараево в июне 1914 г. наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Австрия объявила войну Сербии, в ответ Россия, как гарант независимости Сербии, начала мобилизацию - привидение вооруженных сил в боевую готовность.

Реальными причинами начала войны 1914–1918 гг. стали противоречия между группами капиталистических государств, борьба за сферы влияния, рынки сбыта, что вело к переделу мира. С одной стороны, это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз, с другой - Англия, Франция и Россия, объединившиеся в Антанту. Николай II полагал, что Россия хорошо подготовлена к войне, а значит не может подвести своих союзников. В манифесте о вступлении в войну, Николай отметил, что Россия готова к войне и призвал весь народ идти на защиту Родины. Следствием объявления войны стал национальный подъем в России, повышение уважения к императору Николаю II, как защитнику народа, возрастание в стране антигерманских настроений, переименование столицы в Петроград.

Война была воспринята народом положительно.

Однако развитие военных действий было слабым, уже в 1915 г. война приняла позиционный характер, единственным успехом союзных войск был срыв плана молниеносной атаки Германии. Наиболее ярким событием военной кампании стал Бруссиловский прорыв, причинами которого были попытки русского главнокомандования прорваться и разбить австрийские войска в районе Луцка и Ковеля. 4 июля 1916 г. войска Юго-Западного фронта под командованием генерала А.А. Брусилова перешли в наступление. Брусилову удалось занять Буковину и Южную Галицию, преодолев чрезвычайно укрепленную позицию, считавшуюся врагами непреступной. В итоге «брусиловского прорыва» немцы срочно сняли с Западного фронта 11 дивизий и направили их на помощь австрийским войскам.

К сожалению, единичный успех не определил хода всей войны, армия была деморализована, надежды на государя не было, внутри страны уже давно было не спокойно. Солдаты уходили со своих фронтов и уже после Октябрьской революции, 3 марта 1918 г. был заключен сепаратный, то есть без участия стран-союзниц, мирный договор в Бресте. Главой советской делегации был Сокольников, но большую роль в подписании играл Л.Д. Троцкий, выдвинувший концепцию «ни мира, ни войны, армию распустить». Именно из-за идеи Троцкого Россия потеряла огромные территории без боев, и подписала мир на абсолютно не выгодных условиях. Следствием подписания Брестского договора стала изоляция России, потеря огромной части территорий Прибалтики, Белоруссии, Украины, обязательство выплатить огромную контрибуцию. «Грабительский мир» повлек за собой недовольство политикой большевиков и внутри, и за пределами страны.

Мнения о роли России в Первой мировой войне различны, по большей части эта война забыта из-за влияния советской идеологии. Современники же, в числе которых У. Черчилль, считали, что Россия потерпела в войне наибольшие потери, приняв на себя основной удар.

Тест по теме: «Первая мировая война»

1. Причиной первой мировой войны стало:

а) убийство наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда в Сараево

б) противоречия между крупнейшими державами мира за передел уже поделенного мира

в) стремление Англии увеличить свои колониальные владения

г) военный конфликт между Австро-Венгрией и Сербией

2. В состав Тройственного союза входили:

а) Россия, Франция, Англия

б) Германия, Австро-Венгрия, Италия

в) Германия, Франция, Италия

г) Германия, Австро-Венгрия, Япония

а) был убит наследник австро-венгерского престола Франц-Фердинанд

б) австро-венгерские войска вторглись на территорию Сербии

в) дата вступления в войну Англии

г) объявление Германией войны России

4. Потери вооружённых сил всех стран-участниц в первой мировой войне составили:

а) 5 млн.чел.

б) 20 млн. чел.

в) 10 млн.чел.

г) 7 млн. чел.

5. К 1916 году относится событие:

а) битва на Марне

б) применение боевых отравляющих веществ (газов) в районе г.Ипра

в) Верденское сражение

г) подписание перемирия в Компьенском лесу

6. В первой мировой войне приняли участие:

а) 38 государств

б) 21 государство

в) 33 государства

г) 34 государства

7. Дата заключения сепаратного мира Советской России и Германии:

8. Установите соответствие между страной — участницей Первой мировой войны и ее целью в войне.

9. Установите соответствие между страной – участницей и ее планами в войне

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Установите соответствие между датой и событием

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) вступление в войну Италии на стороне Антанты

Б) битва на Марне. Переход к позиционной войне

В) «великое отступление» русской армии на Восточном фронте

Г) вступление в войну Турции. Открытие военных действий в Чёрном море и в Закавказье

Д) вступление в войну Болгарии

Е) Верденская операция

Ж) битва на р.Сомма

З) Брусиловский прорыв

И) морская война с Англией

К) Ютландское морское сражение

2) Лето 1915г.

6) Февраль –март 1916г.

7) Июнь-август1916г.

8)1915г.

9) Май 1916г.

10) Осень 1916г.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Расположите в хронологической последовательности события Первой мировой войны

А) Компьенское перемирие

Б) вступление в войну Болгарии

В) Брест-Литовский мир Германии с Россией

Г) массовое наступление Антанты на Западном фронте

Д) вступление США в войну

13. Назовите страны, входящие в состав Антанты

1) Германия

2) Италия

3) Россия

4) Турция

5) Франция

6) Англия

Ответ: ______

14. Назовите положения, характеризующие итоги Первой мировой войны

1) Экономический кризис, голод, разруха в странах Европы

2) Стабилизация экономики в странах Европы

3) Распад империй: Германской, Австро-Венгерской, Османской

4) Более 10 млн. погибших

5) Поражение стран Антанты

6) Поражение Германии и её союзников

Ответ: _________________

15. Прочтите отрывок и назовите имя императора, произнесшего эту речь.

«Следуя историческим своим заветам, Россия, единственная по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования….

Вынужденные в силу создавшихся условий принять необходимые меры предосторожности, Мы повелеваем привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров…

Ныне предстоит уже не заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целостность России и положение её среди Великих Держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши подданные».

Ответ: ________________

ОТВЕТЫ:

1. б

2. б

3. г

4. в

5. в

6 а

7. в

Интересную мысль высказал русский религиозный мыслитель XIX века Н.Ф. Федоров: «География говорит нам о земле как о жилище; история же – о ней же как о кладбище». Тем более, это высказывание актуально для ситуации войны. Историю войн невозможно изучать без географической карты, поэтому предлагаю проработать методику решения тестовых заданий в формате ЕГЭ с помощью карты.

ПОЛНАЯ ПРОРАБОТКА ВСЕГО НУЖНОГО НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ МАТЕРИАЛА ПО ПЕРИОДУ 1900-1945 гг.
качественная аналитика теоретического материала
никакой «воды» и пустых рассуждений
постоянное выполнение заданий в формате ЕГЭ
отличный дизайн презентации
постоянная работа с исторической картой
постоянный анализ документальных источников
постоянное обращение к фактам из духовной культуры, искусства, так сложно дающихся выпускникам

А вот и все темы курса:
1. Россия в конце XIX – в начале XX вв.
2. Социальные потрясения российской истории начала XX в.
3. Россия накануне Первой мировой войны (1907-1914 гг.)
4. Первая мировая война
5. Россия в 1917 году
6. Гражданская война и ее последствия
7. НЭП
8. История СССР в 1930-е гг.
9. СССР накануне Великой Отечественной войны
10. Стратегическое отступление
11. Коренной перелом
12. Наступательный этап ВОВ

Первая мировая война — «белое пятно» на карте истории России

2. Мы наносили линии фронтов и их передвижения на карту.

3. Мы освежили наши знания о нюансах Первой мировой войны.

4. Мы определили, как находить события Мировых войн на картах.

5. Мы продолжили работы с частью 1 (тестовой)

6. Мы разобрали ключевое событие Первой мировой войны на Восточном фронте — Брусиловский прорыв 1916 года.

7. Мы вспомнили, как оформлять ответы на тестовые задания части 1 в формате

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №12 г.Лениногорска»

Муниципального образования «ЛМР» РТ

Тесты, проверочные работы, познавательные задания по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.»

Работу выполнила

Учитель истории и обществознания

Кремёнская А.А.

Пояснительная записка 3

Кроссворд 4

Викторина 4

Тест 1 6

Тест 2 11

Часть В 12

Часть С 14

Военная головоломка 17

Список использованной литературы 17

Пояснительная записка

1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Это было сделано после отказа российского правительства от выполнения условий германского ультиматума от 31 июля 1914 года. Ультиматум требовал отменить начатую Россией мобилизацию, которая была объявлена ввиду начала мобилизации в Австро-Венгрии, что заключало в себе прямую угрозу для безопасности нашей страны.

С 1 августа 1914 года началось участие нашей страны в одной из самых масштабных и кровопролитных войн в истории человечества, унесшей 10 млн. жизней.

Потери России в Первой мировой войне составили: свыше 2 млн. убитых и умерших на фронтах, свыше 3 млн. пленных; потери гражданского населения Российской Империи превысили 1 млн. человек.

Актуальностью данного события стало то, что в результате Первой мировой войны на смену старой системе миропорядка пришла принципиально иная. Это событие стало последней войной Российской империи. Именно с участием в этой войне связаны произошедшие в нашей стране колоссальные политические изменения. Чтобы понять произошедшие изменения в стране, необходимо знать события Первой мировой войны.

Задания по теме «Первая мировая война» предназначены для учащихся 9-11 классов.

Восстановление и сохранение исторической памяти о Первой мировой войне.

Расширить и углубить знания исторических фактов по данной теме;

Вызвать интерес к событиям происходившим в мире в период Первой мировой войны;

Познакомить участников с событиями Первой мировой войны;

Воспитать у учащихся чувство патриотизма и уважения к заслугам старшего поколения, самоотверженно защищавших интересы Российского государства;

Привить любовь к истории родной страны.

Кроссворд по теме «Первая мировая война»

Викторина

3. В начале 20 века Россия входила в военно-политический блок, направленный против Англии или Германии? (Германии)

4. К 1914 году относится: гибель армии А.В. Самсонова или наступление армии генерала А.А. Брусилова. (Гибель армии А.В. Самсонова)

5. Кто такие «оборонцы»? (Социалисты, выступающие за оборону Родины)

6. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась именно в этом лозунге. (Превращение войны империалистической в гражданскую)

7. Именно после этой газовой атаки противогаз стал обязательной частью солдатской экипировки. (Газовая атака под Ипром)

8. Какая из двух стран-союзниц вступила в войну раньше: Россия или Франция? (Россия)

9. В каком сражении впервые были применены танки? (на р. Сомме)

10. В феврале 1915 г. Вильгельм II писал: «Воды вокруг Великобритании и Ирландии … объявляются находящимися в военной зоне». Что имел в виду Вильгельм II ? (Начало подводной войны)

11. Как звучал основной патриотический лозунг России в начале войны? (За веру, царя и Отечество)

12. Именно в этом морском бою в марте 1916 г. английский флот сразился с немецким флотом. (Ютландский морской бой)

13. После какого сражения стратегическая инициатива в войне перешла к странам Антанты» (После сражения на р. Сомме)

14. Характеризуя этого молодого человека, его друзья отмечали небольшой рост и сутуловатость, сочетающиеся с силой и выносливостью. При этом, он был «скромен, сумрачно отчужден, испытывал жажду к чтению, за которым проводил ночи». Не будучи носителем известной фамилии, этот моло дой человек в 1914 г. стал едва ли не самым попу лярным в мире; умер в страшных муках в тюрьме и был захоронен в общей могиле в 1918 г. Спустя годы, он стал национальным героем своей страны. Как звали этого человека? (Гаврило Принцип)

15. Какие страны присоединились к Тройственному союзу после того, как Италия его покинула? (Турция и Болгария)

16. Под каким названием вошло в историю стремление французской и немецкой армий окружить друг друга в октябре-ноябре 1914 г.? (Бег к морю)

17. Именно этой военной операции проведённой в 1916 г. посчастливилось вначале называться по своего месту проведения, а затем по имени военачальника. (Луцкий прорыв; Брусиловский)

18. Назовите имена командующих Русской армии, начавшей наступление в Восточной Пруссии в 1914 г.(Самсонов и Ренненкампф)

19. На территории какой страны – союзницы России с 1916 г. сражался Русский экспедиционный корпус? (на территории Франции)

20. Как назывался первый в России и мире стратегический бомбардировщик, построенный незадолго до начала войны? («Илья Муромец»)

21. Французская военная доктрина (План-17) предусматривала начать военные действия против Германии с освобождения этих территорий. Что это за территории? (Эльзас и Лотарингия)

22. Какая военная операция была осуществлена раньше: Брусиловский прорыв или Галицийская операция? (Галицийская операция)

23. Назовите все империи, прекратившие своё существование после Первой Мировой войны. (Российская, Германская, Австро-Венгерская и Оттоманская империи)

24. Именно эти страны ставили своей целью укрепить своё влияние на Балканах. (Россия и Австро-Венгрия)

25. В ходе этого сражения Германия применила новое оружие – огнемёт? Назовите это сражение. (Битва при Вердене)

26. Именно эта простая винтовка оказалась не только лучше всех своих конкурентов в этой войне, но активно использовалась даже во Второй Мировой войне. (Винтовка системы Мосина, «трёхлинейка»)

27. В результате Первой мировой войны в двух странах произошли три революции, вошедшие в историю под названием тех месяцев, в которые они произошли. Назовите эти страны и революции.(Россия и Германия. Февральская, Октябрьская и Ноябрьская революция)

28. Назовите город, в котором был подписан сепаратный мирный договор между Советской Россией и Центральными Державами. (Брест-Литовск)

29. В апреле 1917 г. прозвучало заявление о том, что Россия будет воевать до победного конца. Как называется это выступление, спровоцировавшее правительственный кризис? (Нота Милюкова)

30. Потеря именно этих животных к концу войны рассматривалось в некоторых армиях как трагедия, масштабы которой больше, чем потеря солдат. (Потеря лошадей)

Тест 1.

Выбери 1 правильный ответ из 4 предложенных

1. Немецкий генеральный план ведения Первой мировой войны был разработан:

1) О. Бисмарком;

2) А. Шлиффеном ;

3) Ф. Фердинандом;

4) Ф. Шехтелем.

2. Укажите лишнее в приведенном предложении.

В 1915г. на стороне Тройственного союза воевали:

1) Австро-Венгрия;

2) Болгария ;

3) Германия;

4) Италия.

3. Версальский мирный договор был подписан в:

2) 1919г.;

4. Какое событие произошло раньше:

1) план Юнга;

2) план Дауэса ;

3) план «Барбаросса»;

4) план «Ост».

5. Поводом к началу Первой мировой войны послужило:

1) затопление американского пассажирского судна «Лузитания»;

2) всеобщая мобилизация в России;

3) убийство эрцгерцога Франца Фердинанда ;

4) забастовочное движение в Германии.

6. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов содержал призыв к:

7. По Брестскому миру в 1918 году Советская Россия потеряла территории:

2) Латвии, Литвы, Эстонии

3) Польши, Литвы, Финляндии


8. Впервые танки были применены:

1) австро-венгерской армией;

2) русской армией;

3) англо-французской армией ;

4) немецкой армией.

9. Укажите лишнее в приведенном предложении.

В 1916г. произошли такие крупные военные операции:

1) битва под Верденом;

2) Галицкая битва ;

3) Ютландское морское сражение;

4) Брусиловский прорыв.

10. Причины Первой мировой войны.

1) Обострение межимпериалистических противоречий

2) Борьба за передел мира

3) Создание двух военно-политических союза (Антанта и Тройственный союз)

4) Все ответы верны

11. Какие цели были у России, в Первой мировой войне?

1) Захват новых колоний принадлежавших Англии и Франции

2) Установить господство на Балканах, в проливах Босфор и Дарданеллы

3) Разделить османскую империю

4) Вернуть Эльзас и Лотарингию

12. Какие страны входили в Тройственный союз?

1) Англия, Франция, Россия

2) США, Россия, Сербия

3) Бельгия, Китай, Испания

4) Германия, Австро-Венгрия, Италия

13. Как называлась тяжелая форма гриппа которая унесла 27 млн. жизней? 1) итальянка

2) испанка

3) американка

4) англичанка

14. Крупнейшая битва, где погибло 2 млн. человек?

1) Верденская мясорубка

2) Битва на Марне

3) Битва на Сомме

4) Отравление в районе Ипра

15.Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период первой мировой войны был:

1) Николай II

2) великий князь Николай Николаевич

3) С.Д.Сазонов

4) А.А.Брусилов


16. К 1914 году относится:

1) гибель армии генерала А.В.Самсонова

2) наступление армии генерала А.А.Брусилова

3 ) вступление в войну США

4) выход из войны в Италии


17) В 1914г. русские войска:

1) заняли Берлин

2) заняли Париж

3) были выбиты немцами из Варшавы

4) потерпели поражение в Восточной Пруссии

18. Летом 1915 года новым главнокомандующим русской армией стал:
1) А.А.Брусилов

2) М.В.Алексеев

3) Николай II

4) С.Д.Сазонов


19. К 1916 году относится:

1) начало Первой мировой войны

2) гибель русской армии в Восточной Пруссии

3 ) наступление русской армии на Юго-Западном фронте

4) конец Первой мировой войны


20. «Оборонцы» - это:

1) партии, стоящие за участие в войне до победы

2) большевики, согласные с лозунгом поражения своего правительства в войне
3) социалисты, выступающие за оборону Родины

4 ) фракция в Думе, объединившая всех сторонников ведения «оборонительной» войны

21. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась в лозунге:
1) продолжение войны до победного конца

2) превращение войны империалистической в гражданскую

3) защиты Отечества от германского нашествия

4) провозглашение «гражданского мира»

22. Главнокомандующим Юго-Западного фронта в 1916 году был:
1) А.А. Брусилов

2) Я.Г. Жилинский

3) А.В.Самсонов

4) П.К. Ренненкампф


23. Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915 году оказали:
1) суровые погодные условия

2) нехватка снарядов

3) наличие немецких шпионов при царском дворе

4) бездарность военачальников

24. Первая мировая война:

1) привела к подъему революционного движения

2) укрепила позиции правительства

3) привела к спаду революционного движения

25. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов содержал призыв к:

1) миру без аннексий и контрибуций

2) сепаратному миру с Германией

3) превращению империалистической войны в гражданскую

4) присоединению России к Версальскому миру

26. По Брестскому миру в 1918 году Советская Россия потеряла территории:
1) Польши, Литвы, часть Латвии и часть Белоруссии

2) Латвии, Литвы, Эстонии

3) Польши, Литвы, Финляндии

4) Эстонии, часть Польши, Армении

Тест 2.

Выберите 1 правильный ответ из 5 предложенных

1) Сербии

2) Германии

3) России

4) Англии

5)Франции

2. Какого числа Германия объявила войну России?

3. Сколько фронтов сформировалось в начале войны?

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

5) 1

4. Сколько дней продолжалась Первая мировая война?

1) 1544

2) 1554

3) 1553

4) 1545

5) 1445

5. Какая страна называлась мировым кредитором?

1) Франция

2) Англия

3) США

4) Германия

5) Россия

6. Сколько человек погибло в годы Первой мировой войны?

1) 10 млн. человек

2) 20 млн. человек

3) 27 млн. человек

4) 19 млн. человек

5) 9 млн. человек

Часть В

    Установите соответствие между странами и целями, которые они преследовали в Первой мировой войне

А) Россия

Б) Германия

2) добиться мирового господства

В) Франция

Г) Англия

4) укрепить влияние в Европе

Ответ: А-3, Б-2, В-4, Г-1

    Установите соответствие между датами и событиями:

Даты

События

1) заключение Брестского мира

2) начало Первой мировой войны

3) вступление в войну России

4) капитуляция Австро-Венгрии

5) капитуляция Германии

А-3; Б-2; В-1; Г-5

3. Расположите в хронологической последовательности вступление в Первую

мировою войну следующих стран:

А) Англия

Б) Франция

В) США

Г) Россия


ГБАВ

4. Расставьте события в хронологической последовательности:
А) Брусиловский прорыв

Б) Восточно-Прусская операция

В) Галицийская операция

Г) эвакуация русских войск из Варшавы

Д) Горлицкий прорыв


БВДГА

5. Вставьте пропущенные слова

Германская пресса, характеризующая страны, которые участвовали в Первой мировой войне, писала о них: «представительница самого крайнего абсолютизма» (1), «мать революции и гильотины»(2), «самое старое на свете конституционное государство» (3). К каким странам относятся указанные характеристики?


1_______________ 2______________ 3________________

Ответ: Россия, Франция, Англия

    Прочтите фрагмент из статьи депутата Государственной думы П.Н.Милюкова (датирована 1915г.) и напишите название страны, о помощи которой со стороны России в нем говорится.


« Настоящая война начата не Россией и уже потому она не могла заключать определенных намерений относительно расширения территории России. Русская мобилизация имела целью, в первой совей стадии, поддержку славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах. Во второй стадии, вызвавшей решительное наступление Германии, наша мобилизация имела целью поддержание значения России как великой державы».

Ответ:__Сербия

Часть С


В феврале 1914 года П.Н.Дурново, убеждая Николая II любой ценой предотвратить надвигающуюся войну с Германией, писал:

«… начнется с того, что все неудачи будут приписаны правительству. В законодательных учреждениях начнется яростная кампания против него, как результат которой в стране начнутся революционные выступления. Эти последние сразу же выдвинут социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения, сначала черный передел, а затем общий раздел всех ценностей и имуществ… Армия, лишившаяся …за время войны наиболее надежного кадрового состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению».


С1. Какое законодательной учреждение существовало в России в 1914 году?

С2. Почему «стихийно общее крестьянское стремление к земле» было характерно для русской армии начала 20 века?

С4. 4 августа 1914г. Великобритания вступила в войну на стороне Франции и России. При этом далеко не все англичане с восторгом отнеслись к данному союзу, а часть вообще была против партнерства с Россией. Так, Б.Шоу отмечал: «Если мы не можем без помощи России победить Потсдам… тогда нам следует просто отдать Германии лучшее и рассчитывать на союз с Америкой ради нашего места под солнцем».


Ответ: Чем объяснить такую предубежденность к России?
С1. С 1906 года в России существовала Государственная дума, которой Манифестом 17 октября 1905г. были даны законодательные полномочия

С2. Большинство населения в России составляли крестьяне. В условиях всеобщей воинской повинности солдатами были те же крестьяне.

С3. «Оппозиционно-интеллигентными» автор может считать либеральные партии: октябристов и, особенно, кадетов, так как социальную опору этой партии составляла российская интеллигенция.


С4. Россия воспринималась англичанами как варварская страна, чуждая идеям свободы и прогресса. Прежде всего, это относилось к самодержавию, союз с которым выглядел противоестественно


С5. «Либо один должен отказаться от владения своими колониями, либо другой. Такие вопросы в мире капиталистов не решаются добровольно. Это может быть решено только войной».

Каким образом, на ваш взгляд, это суждение В.И.Ленина объясняет причины Первой мировой войны, ее характер?


Ответ: С5.Страны – участницы войны – преследовали главную общую цель: приобретение новых колоний, рынков сбыта, усиление сфер влияния. Это было необходимо для их экономического развития в условиях монополистического капитализма. Получить эти колонии можно было только ведя захватническую войну.


С6. Ниже приведены стихи и частушки времен Первой мировой войны, отражающие изменение отношения народа к войне в ее начале (1) и в конце (2).


    Мы с Японией буянили,

С Германией идем:

Кулаки у нас большие –

Нигде не пропадем.


Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С германской силой темною,

С тевтонскою ордой! (А.Боде)




    Ох, как эта-то война

До чего нас довела:

До чистого полюшка-

Хоть давися с горюшка.


Царь ты белой, царь ты белой,

Что в Расеюшке наделал:

Молодых людей забрил,

Всю Расею прослезил!

Как изменилось отношение народа к войне в ее начале и в конце?
Каковы причины этих изменений? (Укажите не менее двух причин)

Ответ: С6. В начале войны было единение нации на основе патриотических настроений, уверенность в победе. К концу войны появилось разочарование и недовольство политикой правительства, которая привела к поражениям и большим потерям, резким ухудшением уровня жизни, прежде всего малоимущих слоев населения. Особенно страдала деревня, которая теряла рабочую силу, скот, посевные площади.

Военная головоломка

В начале Первой мировой войны в униформу британских солдат входила коричневая матерчатая фуражка. Металлических касок у них не было. Через некоторое время командование армии было обеспокоено большим количеством ранений в голову. Было решено заменить фуражку металлической каской. Но вскоре командование было удивлено, узнав, что количество ранений в голову увеличилось. Необходимо заметить, что интенсивность сражений была примерно одинаковой до и после введения касок. Так почему же число ранений в голову увеличилось, когда солдаты стали надевать каски, а не фуражки?

Ответ: Число зафиксированных ранений в голову увеличилось, но снизилась смертность. Ранее, если осколок шрапнели попадал солдату в голову, он пробивал фуражку, и человек, вероятнее всего умирал. Это фиксировалось как смерть, а не как ранение. После того, как было предписано носить каски, удар шрапнели не убивал солдата, а всего лишь ранил. Поэтому число ранений в голову увеличилось, а число смертей снизилось.

Что было причиной роспуска I Государственной думы?

1) революционные настроения депутатов Думы

2) установление в стране военной диктатуры

3) отказ Думы принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа

4) истечение установленного законом срока её деятельности

Пояснение.

Причиной роспуска I Государственной думы в июле 1906 года были революционные настроения депутатов, которые были оппозиционно настроены по отношению к правительству.

Ответ: 1

Что стало последствием событий, получивших название «Кровавое воскресенье»?

1) создание Верховной распорядительной комиссии

2) начало русско-японской войны

3) крушение веры рабочих «в доброго царя-батюшку»

4) созыв Учредительного собрания

Пояснение.

«Кровавое воскресенье» - расстрел царскими войсками мирной демонстрации в Петербурге 9 января 1905 года - привело к крушению веры рабочих «в доброго царя-батюшку», развеяло монархические настроения рабочих.

Ответ: 3

К расколу российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков в 1903 г. привели разногласия

1) о программе и уставе

2) об участии в деятельности Государственной Думы

3) о свержении самодержавия

4) об участии в конгрессе II Интернационала

Пояснение.

К расколу российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков в 1903 г. привели разногласия о программе и уставе на II съезде РСДРП. В результате на выборах в центральные органы партии сторонники Ленина получили большинство голосов и стали называться большевиками, сторонники Мартова остались в меньшинстве, и их назвали меньшевиками.

Правильный ответ указан под номером: 1

Ответ: 1

1) ограничение законодательной власти царя

2) национализация помещичьей земли

4) решение партии эсеров прекратить борьбу с правительством

Пояснение.

К последствиям издания Манифеста 17 октября 1905 г. относится учреждение в России Государственной Думы - выборного законодательного представительного органа власти. То есть произошло ограничение законодательной власти царя.

Правильный ответ указан под номером: 1

Ответ: 1

Что относится к причинам поражения русской армии в русско-японской войне?

1) экономическая и военно-техническая отсталость России

2) ввод в действие Транссибирской магистрали

3) роспуск I Государственной Думы

4) деятельность Антанты

Пояснение.

Причиной поражения русской армии в русско-японской войне 1904−1905 гг. была экономическая и военно-техническая отсталость России. Война закончилась подписанием позорного Портсмутского мира.

Правильный ответ указан под номером: 1

Ответ: 1

Поражение русского флота при Цусиме в 1905 г. было вызвано

1) присутствием военно-морского флота США на Дальнем Востоке

2) военно-технической отсталостью российского флота

3) вмешательством иностранной дипломатии

4) забастовкой нижних чинов корабельного состава

Пояснение.

Поражение русского флота при Цусиме в 1905 г. было вызвано военно-технической отсталостью российского флота, а также экономическим отставанием России от европейских стран и Японии. Остр встал вопрос о модернизации русской армии и флота.

Ответ: 2

Неудачи России в Первой мировой войне были вызваны

1) международной поддержкой Германии

2) кризисом в снабжении армии

3) договором о взаимопомощи в случае военных действий с Сербией

4) созданием Тройственного союза

Пояснение.

Неудачи России в Первой мировой войне были вызваны кризисом в снабжении русской армии, который начался в 1915 году. Преодолеть кризис («снарядный голод») Россия не смогла до конца войны.

Правильный ответ указан под номером: 2

Ответ: 2

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2013 по истории.

Что было одной из причин Первой российской революции 1905−1907 гг.?

1) тяжёлые условия труда и бесправие промышленных рабочих

2) поражение в Первой мировой войне

3) проведение правительством национализации предприятий и банков

4) нарастающий конфликт между царём и Государственной Думой

Пояснение.

Первая мировая война - 1914-1918 гг, национализация предприятий и банков началась проводится советским правительством в 1918 году. Государственная Дума появилась уже в ходе революции.

Правильный ответ указан под номером: 1

Ответ: 1

Какое событие произошло в годы Первой мировой войны?

1) Цусимское сражение

2) Брусиловский прорыв

3) оборона Порт-Артура

4) оборона Шипки

Пояснение.

Цусимское сражение - 1905 г., русско-японская война; Брусиловский прорыв - 1916 г., первая мировая война; оборона Порт-Артура - 1904, русско-японская война; оборона Шипки - 1877−1878 гг., русско-турецкая война.

Правильный ответ указан под номером: 2

Ответ: 2

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 1.

Что явилось одним из последствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?

1) дарование населению России политических прав и свобод

2) создание правительства, ответственного перед Государственной думой

3) созыв Учредительного собрания

4) создание фабричного законодательства

Пояснение.

17 октября царь издал Манифест о даровании населению России политических прав и свобод и о выборах в Государственную Думу, испугавшись небывалого размаха стачечного движения.

Правильный ответ указан под номером: 1

Ответ: 1

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3., ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.

1) установление в стране республики

2) создание фабричного законодательства

3) разрешение легальной деятельности политических партий

4) роспуск социал-демократических организаций

Пояснение.

Манифестом от 17 октября 1905 г. царь ввел в стране политические права и свободы разрешил деятельность политических партий.

Правильный ответ указан под номером: 3

Ответ: 3

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4.

Что явилось одним из следствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?

1) создание фабричного законодательства

2) разрешение легальной деятельности политических партий

3) роспуск социал-демократических организаций

4) установление в стране республики

Пояснение.

Манифест от 17 октября 1905 г. царь ввел в стране политические права и свободы, разрешил деятельность политических партий.

Правильный ответ указан под номером: 2

Ответ: 2

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

Что стало одной из при­чин поражения Рос­сии в Пер­вой мировой войне?

1) отсутствие со­юз­ни­ков в войне

2) кризис в снаб­же­нии армии

3) договор о вза­и­мо­по­мо­щи с Сер­би­ей на слу­чай военных действий

4) создание Трой­ствен­но­го союза

Пояснение.

Главной при­чи­ной поражений рус­ской армии в ходе Пер­вой мировой войны был кри­зис в снаб­же­нии армии, воз­ник­ший из-за об­ще­го кризиса в стране.

Правильный ответ указан под номером: 2

Ответ: 2

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2014 по истории.

Что было одной из при­чин не­удач рус­ской армии в Пер­вой ми­ро­вой войне?

1) значительное чис­лен­ное пре­об­ла­да­ние войск противника

2) неспособность оте­че­ствен­ной про­мыш­лен­но­сти удо­вле­тво­рить по­треб­но­сти армии

3) выступление Япо­нии на сто­ро­не Гер­ма­нии и Австро-Венгрии

4) капитуляция Фран­ции на ран­нем этапе войны и лик­ви­да­ция За­пад­но­го фронта

Пояснение.

Противник не об­ла­дал значительным пре­иму­ще­ством в чис­лен­но­сти войск.

Япония в пер­вой мировой войне при­ни­ма­ла участие на сто­ро­не Антанты.

Франция не ка­пи­ту­ли­ро­ва­ла на ран­нем этапе войны и во­об­ще не капитулировала, а вме­сте с со­юз­ни­ка­ми одержала победу.

А вот оте­че­ствен­ная промышленность на самом деле не смог­ла обеспечить нужды рос­сий­ской армии.

Правильный ответ указан под номером: 2

Ответ: 2

Что стало по­след­стви­ем при­ня­тия Ма­ни­фе­ста 17 ок­тяб­ря 1905 г.?

1) ограничение за­ко­но­да­тель­ной вла­сти царя

2) решение пар­тии эсе­ров пре­кра­тить борь­бу с правительством

3) созыв Учре­ди­тель­но­го собрания

4) провозглашение Рос­сии республикой

Пояснение.

В результате Манифеста в стране появился новый законодательный орган власти, ограничивший власть царя. Все остальное неверно: 2. эсеры не принимали решения о прекращении борьбы с правительством никогда

3. Учредительное Собрание было созвано в 1918 г;

4. Россия была провозглашена республикой в 1917 г.

Правильный ответ указан под номером: 1

Ответ: 1

Что было одним из по­след­ствий социально-экономического от­ста­ва­ния Рос­сии от ве­ду­щих за­пад­ных стран в на­ча­ле XX в.?

1) отсутствие же­лез­ных дорог

2) необходимость в им­пор­те про­до­воль­ствия в Россию

3) незначительный объем неф­те­до­бы­чи в России

4) зависимость от ино­стран­ных инвестиций

Пояснение.

Из-за от­ста­ва­ния Россия стра­на была вы­нуж­де­на привлекать ино­стран­ные инвенстиции, так как своих средств не хватало.

Остальное неверно:

1. Же­лез­ные дороги были.

2. Про­до­воль­ствие Россия вывозила.

3. Объем неф­те­до­бы­чи был значительным.

Правильный ответ: 4.