Open
Close

Конспект занятия по теме собака. Конспект НОД в старшей группе детского сада. «Собака – друг человека» (старшая группа) план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Дыхательная гимнастика «Собачки»

Конспект НОД в старшей группе детского сада.

«Собака – друг человека» (старшая группа)

Воспитатель: Литовченко А.С.

Тема: «Домашние животные».

Цель: Закрепить представления детей о домашних животных (собаке);

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

Воспитательные: Воспитание культуры общения, умения вести беседу, умения слушать собеседника, говорить, сопереживать.

Развивающие: Пробудить у детей желание получить удовольствие от общения с домашними питомцами; Развивать знание о множество пород, умение и желание ухаживать за ними.

Материалы и оборудование: мягкая игрушка «Собака», плакат «Породы собак», иллюстрация «Волк»,

Ход занятия

Загадка:

Поперёк крылечка лёг

Лохмоногий наш замок.

Но и ночью он, и днём

Чужаков не пустит в дом.

Кто это? (Собака)

Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.

Ребята, а у кого дома есть собака? Как её зовут?

Ответы детей (индивидуальные)

Показ игрушки (собачка). А этого щенка зовут Дружок.

Говорят, что собака - друг человека. Как вы понимаете эти слова?

Почему собаку так называют? (С ней можно погулять, поиграть, пойти в гости; она может сторожить вещи, защитить от хулиганов, встретить из садика, спасти в трудную минуту).

Волк и дикая собака

Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству.

Определите волка и дикую собаку! (Волк – слева, собака – справа)

Первый помощник человека

Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека. Но произошло это не сразу. Вначале собака следовала за человеком во время охоты, подбирая остатки его добычи.

Охрана и охота

Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве. Человек принял собаку в круг своей семьи, и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак. Собака стала человеку настоящим другом.

Боевые собаки

С древних времён люди стали использовать собак в военном деле. Такие собаки назывались боевыми псами. Они бросались на неприятеля во время боевых сражений, кусали лошадей и наездников. На животных надевали панцири и кольчуги, защищавшие голову, грудь и спину от стрел, дротиков, копий, ударов мечей. Ошейники с большими шипами защищали их от вражеских собак. Но и наше время у служебных собак есть защитные жилеты.

Для чего на собаку надевают защитный жилет?

(дети смотрят фото собак и ведут диалог с воспитателем). Показ картинки собак на интерактивной доске.

- Как называется собака - которая служит на границе?

На границе служит пёс.

Он службу верную несёт.

Вперёд! Сомнений больше нет!

Настроен пёс решительно.

Сперва взяла собака след,

И следом – нарушителя

Спасатель

Обученная собака улавливает запах человека и его вещей даже под двухметровым слоем снега, она бесстрашна, не боится ни снежной пурги, ни метели, поэтому собак, названных впоследствии сенбернарами, учат находить людей, попавших в беду после схода лавины или снежной бури. Это собака – спасатель.

Если в горах беда случится с вами

Спасение не за горами,

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пёс.

Как человеку в горах может помочь собака-спасатель (найти, отрыть из снега, позвать людей…)

И на воде может приключиться беда. И вот тогда вам поможет собака - водолаз .

Если кто попал в беду -

Скажем, тонет он в пруду,

В одно мгновенье пёс в воде

Придёт на выручку в беде

Поводырь и терапевт

Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам. Незрячие люди используют собак-поводырей для передвижения и защиты в путешествиях. Собаки-терапевты, широко используются для реабилитации больных, где больным людям не дают грустить, помогают забыть о болезни.

Артист

Ну, а что за цирк без собачьих номеров?! Это цирковая собака.

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахару кусочек.

Но труд артиста, ох, не сладок!

Пастух и охранник

Собака и в дождь, и в мороз помогает человеку пасти стада домашних животных.

Стадо овечье собаке послушно.

Собака справлялась с работой пастушьей.

Каких домашних животных помогает пасти собака? (коров, овец, лошадей, коз)

Ну а если в доме вор,

Пёс достойный даст отпор.

Для него святое дело

За семью сражаться смело.

Что охраняют собаки?

Космонавт и извозчик

Собаки способны не только на трюки.

А верно служили нашей науке.

Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?

Звездочка, Белка, Стрелка и Лайка!

Это собаки – космонавты. В науке собаки – верные друзья. Часто они первопроходцы, а за ними следует человек. Этим собакам установлены памятники.

В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу - там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. С помощью собачьих упряжек проводились исследования Северного и Южного полюса.

Несутся собаки тропой ледяной.

Терпенье и сила в упряжке одной.

Физкультминутка .

Вот сидит наш пес дружок, (имитация движений)

В лапы спрятал серный нос.

Песик дремлет или спит.

На ребяток не глядит.

Наши дети тихо встали

И к собачке подбежали

Ну-ка пес скорей вставай

И ребяток догоняй! (Убежали на стульчики)

Разнообразие пород

Посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Какие они?

Вы правильно заметили, что все собаки разные, у них разная порода. А какие породы собак вы знаете?

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются собаки друг от друга. (Окраской, длиной шерсти, формой ушей, головы и тела, цветом глаз, хвостом, характером).

Как вы думаете, какой у собак бывает характер? (Добрый, злобный, спокойный, игривый, задорный, смелый, доверчивый).

Невозможно сказать, какая порода собак лучше, умнее, красивее. Каждый владелец выбирает собаку по своему вкусу, практическим потребностям. Она дарит людям много прекрасных минут жизни, платит за заботу безграничной преданностью.

Служебные породы

Есть служебные собаки,
Есть собаки-сторожа.
Их работу – знает всякий –
Можно только уважать…
Есть собаки-водолазы,
Есть – спасатели в горах.
Им – героям, скажем сразу,
Незнакомо слово «страх»…

Каких служебных собак вы можете назвать? (овчарка, ротвейлер, лабрадор…)

Чем помогают людям служебные собаки?

Охотничьи породы

Бродить, утопая в болотах и травах,
Готов он и счастлив и нет ему равных.
А в стойке замрёт на охоте весенней -
Замрешь от восторга и сам - загляденье!

Каких охотничьих собак вы знаете? (спаниель, гончая, такса, борзая…)

Как помогают собаки людям во время охоты?

Декоративные породы

Изобретателен, умен,
Вам предан бесконечно он.
И жизнь за Вас отдать бы смог
Французский маленький бульдог.

Какие декоративно-комнатные собаки вам известны? (ответы детей). Для чего людям нужны комнатные собачки?

Проблемная ситуация. Кто будет хозяином щенка?

«На одной улице жили три друга – Коля, Саша и Андрей. Они приходили в гости к старику, чтобы поиграть с его собакой. Вскоре у неё появился щенок. Старик пообещал отдать щенка одному из мальчиков. Но чтобы выбрать хозяина щенку, мудрый старик спросил друзей «Что вы сделаете для щенка, если он будет жить у вас?»

Коля сказал: «Я завяжу ему красивый бант!»

Саша сказал: «Я все время буду играть со щенком!»

Андрей сказал: «Я сделаю ему мягкую постельку в корзине, налью в миску тёплого молока, буду гулять с ним, а когда он подрастёт, буду заниматься с ним и сделаю всё, чтобы он не болел, был весёлым и радостным».

Как вы думаете, кому из мальчиков старик отдал щенка? Почему?

Что нужно для собаки ?

Дети, а как человек должен заботиться о своём друге? (Гулять с ним, разговаривать, дрессировать, вовремя кормить, менять воду, содержать в чистоте, своевременно показывать врачу).

Собака заболела

Ребята, представьте, что ваша собака заболела. Как вы об этом узнаете?

Как расскажет об этом ваш пёс? Как отразится болезнь на нём? (У него поднимется температура, он перестанет играть, не захочет пойти погулять, забьётся в угол, не будет есть, шерсть потускнеет, нос станет сухим и горячим).

Что надо сделать, чтобы вылечить собаку? (надо обратиться к врачу)

Какой врач лечит собак? (ветеринар)

Мы любим собаку ради неё самой, ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и верность. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём, но главное – она стала для человека спутником и другом.

Рефлексия

Вопросы на усмотрение воспитателя


Конспект классного часа. Проводится в 5 классе.

Тема классного часа: «Собака – друг человека».

Цель:

    познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека.

Задачи:

    воспитательная: повышение ответственности за тех, кого приручили;

    развивающая: развивать познавательный интерес, мировоззрение взглядов, суждений, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к бездушному отношению к живым существам;

    обучающая: умение вести дискуссию, слушать собеседника, сопереживать;

Оборудование:

    мультимедийный проектор;

    «косточки» с пословицами;

    на доске буквы: НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ;

    заготовки для «Листовок» ;

Организа-ционный:

Основной:

Заключи-тельный:

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Давайте хором прочитаем тему нашего классного часа: «Наши верные друзья». А кто такой друг?

У: Верно, друг это тот, кто поможет не только советом, но и делом, дружит не ради выгоды, а ради бескорыстия. Друг это тот, кто в радости и в горе.

А у вас есть друзья?

У: ребята, как вы думаете, а животные могут быть друзьями?

У: Вы правы. 30 млн. лет назад на Земле появился предок собаки - так называемый, цинодикт, который раньше был похож на мангуста. Эволюция продолжалась и постепенно появлялись новые "двоюродные братья" собак, пока около 300 тыс. лет назад не появился канис-биологический вид, представителем которого был волк. До конца последнего ледникового периода волки и люди жили стаями и охотились на одну и ту же дичь. Вполне возможно, что волки иногда пробирались на стоянки первобытного человека, пытаясь подобрать остатки еды. Волчата попадали в руки людей и начинали жить в человеческом племени. Вскоре прирученные волки стали неотъемлемым атрибутом каждого поселения людей. В меру того, как человек начинал заниматься сельским хозяйством, менялся и прирученный волк. Постепенно менялись его рацион и способ жизни, и, наконец, появилась известная нам домашняя собака. На этом эволюция собаки не завершилась, поскольку люди и в дальнейшем активно влияли на неё. С помощью селекции на протяжении столетий культивировались определенные особенности собаки и выводились все новые и новые породы. Сегодня мы поговорим именно об этих животных, которые находятся совсем рядом, живут в одной квартире или во дворе рядом с человеком.

У: О ком можно сказать: благородная, преданная, верная, выносливая, смышленая, умная, сильная? (собака)

У: Совершенно верно. Сегодня мы погорим о собаках. Поднимите руку, у кого из вас есть дома собака или собака у ваших родных и близких?

У: Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня о собаках?

У: Молодцы! Какие вы любознательные. А я предлагаю вам сегодня открыть лишь некоторые страницы из жизни наших четвероногих друзей:

1)они такие разные (породы собак)

2)знаменитые собаки (их истории и памятники)

3)страничка заботы и любви (ситуация для обсуждения, правила содержания собак)

(сигнал) SOS !!! (информация о приюте для собак в посёлке Катунино)

4)изготовление листовок.

Учитель на доску вывешивает листочки с надписями.

I страничка «они такие разные».

У:Есть такая наука КИНОЛОГИЯ, это наука о собаках.

Современная кинология насчитывает свыше 400 различных пород собак .

Давайте посмотрим, на какие группы делятся породы собак.

Показ презентации «Наши верные друзья».

Существует разделение на три группы: служебные, охотничьи и комнатно-декоративные.

2 и 3 слайды!

В группу служебных собак входят овчарки (немецкая, кавказская, средне-азиатская, южнорусская, шотландская), ротвейлеры, эрдель-терьеры, ризеншнауцеры, водолазы, московские сторожевые.

4 и 5 слайды!

Охотничьи породы – легавые, гончие, борзые, спаниели, таксы, охотничьи терьеры.

6 и 7 слайды!

Комнатно-декоративные – мопс, болонка, пудель, пекинес, чихуа-хуа.

У: какие породы собак сейчас не прозвучали?

У: Вы очень внимательные! Молодцы! А какой породы собака у вас дома?

II страничка «знаменитые собаки».

У: собаки все разные. А сколько интересных фактов о них известно!

1)я вам расскажу некоторые истории знаменитых собак, другие можете узнать из газеты, из книг. В Интернете.

8 слайд!

Наверное, самый знаменитый памятник установлен собаке Барри.

Продолжение показа презентации «наши верные друзья».

В Париже находится кладбище собак. При входе посетителей встречает огромный памятник собаке-сенбернару Барри.

На памятнике надпись: “Он спас 40 людей и убит при спасении 41”. Барри с ребёнком на спине изображен на фоне гор.

О чем же рассказывает нам этот монумент?

Барри помогал находить людей, попавших под снежные лавины. Он разгребал снег своими сильными лапами. Откопав человека, собака ложилась рядом с ним, чтобы теплом своего тела отогреть замерзшего. За 12 лет с Барри спас 40 жизней. Однажды Б. принес в монастырь ребенка. Никто не знал, что ребенок попал в беду. Неизвестно как он оказался на перевале, так далеко от жилья.

И только старый Барри чувствовал, что ему надо спасти малыша; он успел вовремя, ребенок хоть и потерял сознание, но был жив.

9 слайд!

Другая история.

2) Бронзовая 1,5 метровая скульптура овчарки установлена в 2003 году в Тольятти, как олицетворение верности и безграничной преданности человеку. 8 лет пес ждал своего хозяина, погибшего в автокатастрофе, на обочине дороги, там, где видел его в последний раз. К другим людям жить не пошел, предпочел смерть от тоски на обочине. И в каждой проезжающей машине надежда: “Это он. Её хозяин”. И в снег, и в дождь он ждал своего хозяина. Люди назвали его Константином (верным). “Пес, который научил нас любви и преданности”. 8 лет стоял одинокий пес, ждущий своего хозяина, напоминая людям о том, что самое ценное в жизни – любовь и преданность, которые заставляют его жить.

Нет ни одного животного, который бы мог так любить, ничего не требуя взамен. Факт остаётся фактом. Собака любит нас больше чем мы её. Она в любой момент готова пожертвовать за нас жизнью.

10 слайд!

3)А в Москве установлен памятник собаке Лайке, первой земной обитательнице, поднявшейся в космос.

11 слайд!

4)В Германии в городе Берлине есть памятник собакам-поводырям.

Кто знает, какую работу выполняют собаки-поводыри?

У: Вы совершенно правы! Собака-поводырь - специально обученное животное, которое может помогать слепым и слабовидящим людям передвигаться вне помещений и избегать препятствий. В качестве поводырей для людей собаки используется уже несколько сотен лет.

12 слайд!

5)А это памятник собаке, которая не совершила ничего выдающегося. Она совсем не знаменитая. В Тюмени такой вот памятник бездомной дворняге. С надписью «Полюбите собаку бездомную, безродную, одинокую» и копилкой для нужд животных, которые в приюте.

III страничка заботы и любви (ситуация для обсуждения, правила содержания собак).

У: послушайте еще одну историю. Понравится ли она вам?

Учитель раздает эту историю ученикам, и они читают по цепочке.

« Женя с папой возвращались поздним осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. “Вот бедняга, – сказал Женя, – кто-то выгнал его в такую погоду”. Щенок вдруг пошел за мальчиком. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с собой – что скажет мама?

Оставить – жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый, дрожащий щенок сразу же вызвал у всех активную деятельность. Нагрели молока, досуха обтерли и уложили в углу спать. А утором обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила Фунтика (так Женя назвал щенка). Жене и младшему брату некогда было гулять – щенок требовал ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пес».

У: понравилась ли вам история? Что в ней интересного?

У: В чем проявилось такое отношение к животному у мальчика?

У: можно ли быть человечным, если не любишь животных?

У: собакам посвящено много стихов и песен, сняты мультфильмы. Есть произведения и народного фольклора. Сейчас мы с вами будем вспоминать пословицы и поговорки, в которых говорится о собаках.

Работать будем в парах. У каждой пары на столе есть «косточка» (любимое лакомство собак), на которой написана первая половина пословицы или поговорки. Вы внимательно её читаете , а потом отправляетесь на поиски второй половины.

Продолжения пословиц висят на боковой части доски.

У: Молодцы! А теперь давайте правильно ли вы нашли вторую часть пословиц. Давайте зачитаем, что получилось у каждого.

У: очень хорошо!

III страничка (сигнал) SOS !!!

У: а как вы думаете, откуда берутся бездомные собаки?

У: а как вы думаете, кто в этом виноват?

У: вы правы.

Недалеко от нашего города, в посёлке Катунино, есть приют для бездомных собак. Он существует уже почти 5 лет (с августа 2007 г.)

Мы в ответе за тех, кого приручили. Однажды одомашненная, собака уже не может вновь вернуться в дикую природу. Но люди выбрасывают на улицу своих питомцев и несчастные животные бродят по улицам города, заглядывая в глаза прохожих.

СОБАКАМ, живущим в этом приюте, НУЖНА НАША ПОМОЩЬ!!!

Как мы с вами можем помочь? А вот как: мы с вами изготовим листовки с обращением к соседям по лестничной клетке, к ребятам соседнего класса, горожанам.

V изготовление листовок.

У: Сейчас я предлагаю поработать в группах по 5 человек. У каждой группы на столе есть заготовка: самой листовки (показать цветной листок),готовые объявления о тех щенках, которым нужно найти дом (показать), несколько вариантов названий для Листовки, выбираете сами, что больше понравилось и контактные телефоны людей, которые помогают приюту.

Ваша задача сконструировать Листовку: сначала отберите информацию, которую вы поместите на Листовку, расположите ее на листе, а после, если все хорошо, то аккуратно приклейте.

Не забывайте о правилах работы в группе!

У: А теперь давайте посмотрим, что получилось. От каждой группы пусть выйдет по одному человеку и покажет всем свою Листовку.

У: Ребята, вы такие молодцы! Как вы думаете, куда можно повесить такие листовки?

У: все верно!

Ну а теперь хотелось бы спросить, понравилось ли вам наше занятие? Что больше всего запомнилось?

У: я очень рада, что вы многое запомнили с нашего классного часа. Всем спасибо за работу!

Здравствуйте.

Тот, кто всегда рядом в трудную минуту.

Тот, кто всегда поддержит.

Да, есть!

У меня есть только один лучший друг.

Конечно, могут! У меня есть собака и она друг нашей семьи.

Собака.

Дети поднимают руки, у кого есть собаки.

Какие бывают породы собак?

Какая самая большая собака?

Интересные факты об этих животных.

Дети смотрят презентацию

Ирландский сеттер

Долматинец

Шарпей

Овчарка

А у меня пудель

А в моей семье живет маленький пекинес

Это специально обученные собаки для помощи слепым людям.

Это такие собаки, которые помогают людям ориентироваться слепым людям.

Ребята читают по цепочке.

Понравилось то, что отец с ребенком не оставили щенка.

Мне тоже понравилась эта история, так как Женя с его папой, не смотря ни на что, взяли его домой

А мне очень понравилось, что они его сразу приютили, накормили и вылечили.

Мальчику стало жалко щенка

Мальчик забрал щенка, так как на улице было холодно

Щенок лежал на асфальте и повизгивал.

Да, можно, потому что люди это люди, а животные это животные.

Нет, нельзя, поскольку каждое животное нуждается в человеческой заботе.

Ребята начинают парами искать конец пословицы. Когда пословица совпадет, то дети садятся на свои места и ждут, пока все справятся с заданием.

- Не всякая собака кусает, которая лает.

-В такую погоду и собаку на улицу не выгонишь.

-Знает собака, чье мясо села.

-И собака на того не лает, чей хлеб ест.

-Маленькая собака - всю жизнь щенок.

-На чужбине и собака тоскует.

-Не дразни собаку и лаять не станет.

-Нет плохих собак, есть плохие хозяева.

-Собака - друг человека.

-Собака видит мир носом, а кошка ушами.

Люди выкидывают их на улицу.

Это те животные, которые родились на улице.

Наверное, люди, которые берут собак, а потом просто выгоняют жить на улицу.
-и я так думаю. Зачем заводить собаку, если она не нужна человеку?

Дети делятся на 5 групп и получают все необходимое для Листовки.

Группы начинают выбирать названия, фотографии и помещать все это на Листовке.

Представитель каждой группы выходит и показывает всему классу, что получилось.

В школе на первом этаже, на стенд «неделя добра»

На доске объявлений

В подъезде

Мне очень понравилось. Я узнала много новых пород собак.

А я про то, что есть в мире такие собаки, которые спасали людей, рискуя своими жизнями.

А я не знал про приют в Катунино. Это очень полезная информация.

Вам спасибо!

Цели:

Закрепить знания о собаке и ее детеныше - щенке.
Формировать устойчивые представления о понятиях «большой-маленький»,
«один-много».
Учить различать цвета (красный, желтый, зеленый, синий).
Расширять словарный запас по теме.
Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение.
Продолжать учить наклеивать детали изображения в нужное место, рисовать пальчиками, лепить прямым и круговым раскатыванием.
Развивать концентрацию, устойчивость и умение переключать внимание.
Продолжать работу над выработкой правильного речевого дыхания, силой голоса.

Оборудование:

Игрушки «собаки», мисочки, мячики, косточки, коврики - лоскуты ткани.
Картинка с изображением собаки, бумажные изображения мячей и солнышек, клеящий карандаш.
Пальчиковые краски. Металлофоны.
Наклеенные на лист белого картона будки красного и зеленого цвета; таких же цветов треугольники-крыши и квадраты-дверцы для каждой будки.
Картинка с изображением собачьей головы и шеи, без носа. Пластилин, бусинки или макаронные изделия «колесики». Картинки с изображением собаки.
Мелкий строительный материал.
Вырезанные из белого картона кости большие и маленькие, листы бумаги с наклеенными большим и маленьким кругами-тарелками.
Миски, вырезанные из плотного картона, разноцветные прищепки.
Ватные палочки, бинты.
Оборудование для динамической паузы: дорожка, скамейка, туннель, «лужи».
Аудиозаписи: собачий лай, «Мой щенок весь день скулит» (Железнова), «Про щенка».

Ход занятия:

Приветствие «Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуй, солнце золотое!
(Руки вверх с растопыренными пальчиками - имитация солнечных лучей)

Здравствуй, небо голубое!
(Руки рисуют «облака» на небе)

Здравствуй, вольный ветерок!
(Родители слегка дуют на головки малышам)

Здравствуй, маленький дружок!
(Погладить по головке ребёнка)

Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!
(Воспитатель подает руку каждому ребёнку и здоровается)

Сюрпризный момент «Узнай по голосу»

Здесь в сундучке спрятались наши сегодняшние гости. Послушайте и по голосу попытайтесь угадать, кто же наши гости. (Раздается собачий лай).
Да, у нас сегодня в гостях собаки. Открывайте сундучок и выбирайте себе собаку.

Дидактическая игра «Что есть у собаки»

Вот и песик - наш Барбос -
Белый лобик, черный нос.
Верный песик ночь не спал -
Двор бесстрашно охранял,
И теперь он очень хочет
Косточки отведать сочной.

Вот пес Барбос. У него есть коврик. Для чего собаке коврик? Чтобы спать на нем.
Еще у собаки есть миска. Для чего собаке миска? Чтобы есть из нее.
Еще у собаки есть кость. Для чего собаке кость? Чтобы грызть ее.
Еще у собаки есть мяч. Для чего собаке мяч? Чтобы играть с ним.

Дети одну за другой выкладывают соответствующие предметы перед собой.

Аппликация «Наклей солнышко и мячик»

Детям предлагается наклеить солнышко и мячик.

И солнышко, и мячик круглые. Солнышко приклеим вверху картинки, а мячик возле собачьих лап.

Дидактическая игра «Дострой будки для собак»

Вот собачьи будки, но только они недостроенные. Давайте достроим их. Подберите к каждой будке крышу и дверь такого же цвета. Как сама будка.

Возьмите в руки картинку-собачку и посадите в будку красного цвета. Собачка перебежала в зеленую будку.

Пальчиковое рисование «Пятнышки на шерсти»

Дети окунают пальчики в черную, коричневую, оранжевую краску и оставляют отпечатки-пятнышки.

Динамическая пауза «Тренировка щенка»

Маленьких щенков тоже нужно учить - тренировать. Проведите щенка по мостику-скамеечке, перепрыгните через лужу, пройдите по дорожке, пролезьте с ним в туннель. (Выполняется под музыку «Мой щенок похож немного»).

Чтение стихотворения А. Барто «Пес»

У крыльца лохматый пес
Лег, уткнувши в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может дремлет, может, спит.
А попробуй сунься вор -
Вмиг залает во весь двор.

Дидактическая игра «Собачка лает»

Послушайте, ка лает большая собака: «Аф-аф-аф!». Когда собака лает, она широко открывает свою пасть.

Воспитатель с помощью игрушки имитирует движения собаки, пытающейся залезть на стол. Грозит пальцем игрушечной собаке и строго говорит: «Фу. Фу!».
Затем собачка еще раз «пытается влезть на стол», дети повторяют запрет «фу!» вместе с воспитателем и самостоятельно.

А вот маленький щенок тихо тявкает «тяф-тяф».

Лепка барельефная «Носик и красивый ошейник»

Дети круговым раскатыванием лепят шар-носик и прижимают его к тому месту на рисунке, где должен быть собачий нос. Затем прямым раскатыванием делают колбаску-ошейник и прижимают его горизонтально к шее собаки, а затем украшают ошейник - вдавливают бусинки или макаронные изделия.

Дыхательная гимнастика «Собачки»

Запахло сосисками и собачка унюхали их запах. Нюхаем воздух как собачки - шумно, быстро. Нюхаем по два раза («нюх-нюх») и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать.
Подбородок слегка приподнят, вдох, при которых слышен шум воздуха и видно, как ноздри сближаются с носовой перегородкой.

Дидактическая игра «Накорми собаку косточками»

Перед сами картинка с тарелочками. Сосчитайте тарелочки. Одна, две.
Сколько тарелочек? Две тарелочки. А эти тарелочки одинаковые? Нет тарелочки разные. Одна тарелочка большая, а другая маленькая. Покажите большую тарелочку. Покажите маленькую тарелочку.
А вот и угощения для собаки - кости. Кости тоже разные - большие и маленькие. Сложите большие кости в большую тарелочку, а маленькие кости - в маленькую тарелочку.

Музыкальная игра-инсценировка «Мой щенок весь день скулит»

Под одноименную песню дети гладят-жалеют щенка, ватной палочкой смазывают больную лапку, заматывают бинтом.

Игра с прищепками «Кости для собаки»

Вот миска собачья с косточками-прищепками. Покормите собачку косточками. Съела собачка косточку - снимайте прищепку.

Конструирование «Домик для Барбоса»

Поиграем с вами просто:
Строим домик для Барбоса.
Крепкий дом, теплый дом,
Будет жить Барбосик в нем.
Чтоб устроить там веселье,
Всех зовем на новоселье.

Детям предлагается набор мелкого строительного материала, из которого они строят домик для Барбоса.

Музыкально-ритмическое упражнение «Про щенка»

Дети под одноименную музыку отбивают ритм на металлофонах.

ГОУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №56 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

Конспект занятия
познавательного развития

для детей старшего возраста

на тему:

«Собака – друг человека»

из цикла «Домашние животные»

(Электронный урок)

Подготовила и провела

Воспитатель

Чирухина Галина Владимировна

Программные задачи:

Ø Закрепить представления детей о домашних животных (собаке);

Ø Воспитание культуры общения, умения вести беседу, умения слушать собеседника, говорить, сопереживать;

Ø Познакомить детей с интересными фактами из жизни домашних животных, свидетельствующих об их преданности, отваге, ответной любви и привязанности к человеку (на примере собаки);

Ø Пробудить у детей желание получить удовольствие от общения с домашними питомцами;

Ø Воспитывать чувство доброты, отзывчивости у детей, ласку к животным, заботу о четвероногом друге.

Материал: корзинка, мягкая игрушка «Собака», интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Ход занятия

Сюрпризный момент: демонстрация мягкой игрушки из корзинки

«Подарок»

Раскрывается корзинка.
В ней подарок, да какой!
Не игрушка, не картинка -
Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,
Нос как пуговка звонка,
Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой
Жмется ласково к ногам...
Не игрушку, не картинку -
Друга подарили нам!

(М. Стремин)

Ребята, а у кого дома есть собака? Как её зовут?

А этого щенка зовут Дружок.
Приложение 1, Слайд 1 СОБАКА – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Говорят, что собака- друг человека. Как вы понимаете эти слова?

Почему собаку так называют? (С ней можно погулять, поиграть, пойти в гости; она может сторожить вещи, защитить от хулиганов, встретить из садика, спасти в трудную минуту).
Приложение 1, Слайд 2 Волк и дикая собака

Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству.

Определите волка и дикую собаку! (Волк слева, собака – справа)

Приложение 1, Слайд 3 Первый помощник человека

Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека. Но произошло это не сразу. Вначале собака следовала за человеком во время охоты, подбирая остатки его добычи.
Приложение 1, Слайд 4 Охрана и охота

Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве. Человек принял собаку в круг своей семьи, и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак. Собака стала человеку настоящим другом.
Приложение 1, Слайд 5 Боевые собаки

С древних времён люди стали использовать собак в военном деле. Такие собаки назывались боевыми псами. Они бросались на неприятеля во время боевых сражений, кусали лошадей и наездников. На животных надевали панцири и кольчуги, защищавшие голову, грудь и спину от стрел, дротиков, копий, ударов мечей. Ошейники с большими шипами защищали их от вражеских собак. Но и наше время у служебных собак есть защитные жилеты.

Для чего на собаку надевают защитный жилет?
Приложение 1, Слайд 6 Во время Великой отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак, которые спасли жизни многим солдатам. Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили письма (депеши) через линию фронта, протягивали телефонные кабели, определяли местонахождение мин, помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам, работали санитарами. Собаки-санитары по-пластунски подползали к раненым и подставляли бок с медицинской сумкой, ожидая, пока боец перевяжет рану. Собака была спасением для раненых.
Приложение 1, Слайд 7 Защитно-караульная служба

В наши дни собаки тоже обучаются военному делу, проходят курс защитно-караульной дрессировки. Собак готовят, как розыскных (ищеек), сторожевых, караульных (телохранителей), так и конвойных. Учат искать человека по запаху его вещи, задерживать, охранять и конвоировать (сопровождать). Обученные собаки служат в полиции, на границе, аэропорте, таможне.

Как называется собака, которая служит на границе?

На границе служит пёс.

Он службу верную несёт.

Вперёд! Сомнений больше нет!

Настроен пёс решительно.

Сперва взяла собака след,

И следом – нарушителя
Приложение 1, Слайд 8 Спасатель и водолаз

Обученная собака улавливает запах человека и его вещей даже под двухметровым слоем снега, она бесстрашна, не боится ни снежной пурги, ни метели, поэтому собак, названных впоследствии сенбернарами, учат находить людей, попавших в беду после схода лавины или снежной бури. Это собака – спасатель.

Если в горах беда случится с вами

Спасение не за горами,

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пёс.

Как человеку в горах может помочь собака-спасатель (найти, отрыть из снега, позвать людей…)

И на воде может приключиться беда. И вот тогда вам поможет собака - водолаз .

Если кто попал в беду -

Скажем, тонет он в пруду,

В одно мгновенье пёс в воде

Придёт на выручку в беде
Приложение 1, Слайд 9 Поводырь и терапевт

Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам. Незрячие люди используют собак-поводырей для передвижения и защиты в путешествиях. Собаки-терапевты, широко используются для реабилитации больных, где больным людям не дают грустить, помогают забыть о болезни.
Приложение 1, Слайд 10 Артист

Ну, а что за цирк без собачьих номеров?! Это цирковая собака.

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахару кусочек.

Но труд артиста, ох, не сладок!
Приложение 1, Слайд 11 Пастух и охранник

Собака и в дождь, и в мороз помогает человеку пасти стада домашних животных.

Стадо овечье собаке послушно.

Собака справлялась с работой пастушьей.

Каких домашних животных помогает пасти собака? (коров, овец, лошадей, коз)

Ну а если в доме вор,

Пёс достойный даст отпор.

Для него святое дело

За семью сражаться смело.

Что охраняют собаки?
Приложение 1, Слайд 12 Космонавт и извозчик

Собаки способны не только на трюки.

А верно служили нашей науке.

Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?

Звёздочка, Белка, Стрелка и Лайка!

Это собаки – космонавты. В науке собаки – верные друзья. Часто они первопроходцы, а за ними следует человек.

В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу - там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. С помощью собачьих упряжек проводились исследования Северного и Южного полюса.

Несутся собаки тропой ледяной.

Терпенье и сила в упряжке одной.
Приложение 1, Слайд 13 Памятники собакам

В благодарность верным друзьям человека – собакам, ставятся памятники, которые можно встретить в самых различных странах мира. Есть памятник первой собаке-космонавту Лайке, образ пса Хатико в Японии стал примером беззаветной любви и верности. Память о собаках погибших во время войн увековечена в бронзе. В швейцарских Альпах помнят сенбернаров-спасателей.

Приложение 1, Слайд 14 Физкультминутка

Дружок – собачка цирковая.

Зарядку сделать предлагает,

Это лёгкая забава -
Повороты влево, вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Ох, как рад Дружочек

И рады ребятишки.

Вместе вы с Дружочком

Тихонечко садитесь.
Приложение 1, Слайд 15 Разнообразие пород

Посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Какие они?

Вы правильно заметили, что все собаки разные, у них разная порода. А какие породы собак вы знаете?

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются собаки друг от друга. (Окраской, длиной шерсти, формой ушей, головы и тела, цветом глаз, хвостом, характером).

Как вы думаете, какой у собак бывает характер? (Добрый, злобный, спокойный, игривый, задорный, смелый, доверчивый).

Невозможно сказать, какая порода собак лучше, умнее, красивее. Каждый владелец выбирает собаку по своему вкусу, практическим потребностям. Она дарит людям много прекрасных минут жизни, платит за заботу безграничной преданностью.
Приложение 1, Слайд 16 Служебные породы

Есть служебные собаки,
Есть собаки-сторожа.
Их работу – знает всякий –
Можно только уважать…
Есть собаки-водолазы,
Есть – спасатели в горах.
Им – героям, скажем сразу,
Незнакомо слово «страх»…

Каких служебных собак вы можете назвать? (овчарка, ротвейлер, лабрадор…)

Чем помогают людям служебные собаки?
Приложение 1, Слайд 17 Охотничьи породы

Бродить, утопая в болотах и травах,
Готов он и счастлив и нет ему равных.
А в стойке замрёт на охоте весенней -
Замрешь от восторга и сам - загляденье!

Каких охотничьих собак вы знаете? (спаниель, гончая, такса, борзая…)

Как помогают собаки людям во время охоты?
Приложение 1, Слайд 18 Декоративные породы

Изобретателен, умен,
Вам предан бесконечно он.
И жизнь за Вас отдать бы смог
Французский маленький бульдог.

Какие декоративно-комнатные собаки вам известны? (йоркширский терьер, мопс, шпиц, болонка, далматин…) Для чего людям нужны комнатные собачки?
Приложение 1, Слайд 19 Кто будет хозяином щенка? (Коля? Саша? Андрей?)

А теперь помогите решить спор мальчиков?

На одной улице жили три друга – Коля, Саша и Андрей. Они приходили в гости к старику, чтобы поиграть с его собакой. Вскоре у неё появился щенок. Старик пообещал отдать щенка одному из мальчиков. Но чтобы выбрать хозяина щенку, мудрый старик спросил друзей «Что вы сделаете для щенка, если он будет жить у вас?»

Коля сказал: «Я завяжу ему красивый бант!»

Саша сказал: «Я все время буду играть со щенком!»

Андрей сказал: «Я сделаю ему мягкую постельку в корзине, налью в миску тёплого молока, буду гулять с ним, а когда он подрастёт, буду заниматься с ним и сделаю всё, чтобы он не болел, был весёлым и радостным».

Как вы думаете, кому из мальчиков старик отдал щенка? Почему?
Приложение 1, Слайд 20 Что нужно для собаки

Дети, а как человек должен заботиться о своём друге? (Гулять с ним, разговаривать, дрессировать, вовремя кормить, менять воду, содержать в чистоте, своевременно показывать врачу).
Приложение 1, Слайд 21 Собака заболела

Ребята, представьте, что ваша собака заболела. Как вы об этом узнаете?

Как расскажет об этом ваш пёс? Как отразится болезнь на нём? (У него поднимется температура, он перестанет играть, не захочет пойти погулять, забьётся в угол, не будет есть, шерсть потускнеет, нос станет сухим и горячим).

Что надо сделать, чтобы вылечить собаку? (надо обратиться к врачу)

Какой врач лечит собак? (ветеринар)
Приложение 1, Слайд 22 Собака – друг человека

Собаки! Бог вас людям дал в награду,
Чтоб грели сердце, радовали глаз.
Как мало вам от человека надо,
Как много получает он от вас!

Мы любим собаку ради неё самой, ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и верность. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём, но главное – она стала ему спутником и другом.

Дети, как много интересного мы сегодня вспомнили о наших четвероногих друзьях. Чем больше вы будете знать о животных, тем крепче ваша дружба будет с ними.

Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему: » Что мы знаем о собаках?».

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о собаках;

Задачи:

Образовательная:

- Способствовать закреплению знаний о собаках, об их внешнем виде, образе жизни, повадках. - Дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

Обогатить словарный запас детей.

Развивающая:

Развитие связной речи.

Развитие внимания, памяти.

Воспитательная:

- Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие.

Воспитывать любознательность, осознанное отношение к » братьям нашим меньшим», желание бережного к ним отношения.

Предварительная работа:

- Звукозапись песни » Человек собаке друг…«; » Пропала собака». - Просмотр мультфильмов » Бобик в гостях у Барбоса», » Жил был Пёс «; - Беседы о собаках;

Рассматривание альбома » Породы собак»;

Чтение художественной литературы про собак;

Раскрашивание разных пород собак.

- Загадывание и отгадывание загадок про собак.

Оборудование:

- Проектор; экран; слайды с изображением собак; шифровальные линейки; карандаши и листочки по количеству детей.

Ход занятия:

Собирайтесь вместе в круг. Я твой друг - ты мой друг, дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. -Ребята, предлагаю нам с вами сегодня отправиться на выставку. А на какую? Вы узнаете,если отгадаете загадку:

Заворчал живой замок - лёг у двери поперёк.

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи.

Догадались на какую выставку мы с вами сегодня отправимся?

Как вы догадались?

А может быть это кошка?

Прежде, чем мы попадём на эту выставку,вы должны назвать внешние признаки собаки. (дети перечисляют).

Молодцы, всё правильно назвали.

Вот мы и оказались на выставке собак. (показ слайд с изображением разных пород)

Какие породы собак вы знаете?

Как вы думаете, для чего человеку нужна собака? А может ли человек прожить без собаки? - Рассказ воспитателя (сопровождается показом слайд) - У кого- то уже есть верный друг? Как зовут вашего четвероногого друга?

Собака - верный помощник человека с древних времён. А знаете ли вы, кто был предком собаки? Волк. В древние времена люди стали приручать волков, чтобы ходить на охоту, охранять жильё. Вот первую дали собаке работу- Жильё охранять и ходить на охоту. Собака о дне не скучала вчерашнем И стала хорошим животным домашним. Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и стали впоследствии верными, преданными друзьями. Собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, недоступные человеческому обонянию. Человек приручил собаку сторожить дом - пещеру, лаем подавать сигнал тревоги, помогать на охоте и защищать скот. Повсюду, где живёт человек, рядом с ним - собака - верный друг.

По снегам тундры бегут ездовые собаки. В упряжке 8-10 собак. Они перевозят различные грузы, почту, пассажиров.

Собака облегчает тяжёлый труд чабана. Хорошо выдрессированный пёс по знаку чабана подгонит отставших животных, завернёт налево - направо отару овец, предупредит о незнакомце или звере. - Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: проводит домой и на работу, оберегает в пути. - Есть собаки верные помощники пограничников. И днём, и ночью они вместе с пограничниками охраняют наши рубежи. И если врагу всё же удаётся перейти границу, то собака по следу обнаружит его. - Хорошими помощниками являются собаки на таможне. Специально обученные они помогают искать наркотики, оружие. В милиции собаки помогают находить преступников и обезвреживать их. - Специально обученные собаки спасают людей из- под снежных лавин. Они очень выносливые, обладают отличным чутьём. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его. А в случае неудачи зовут на помощь человека. Во время землетрясений собаки находят, а порой и достают из - под обломков раненых. - И конечно же, собаки - прекрасные артисты. Они очень умные и легко дрессируются, понимают и выполняют команды.

Много профессий у собаки и все они важные. И без них не могут обойтись люди. - Физминутка. А теперь послушайте про Жучку стихотворение и выполняйте движения вместе со мной:

У собачки Жучки 5 малышей, руки на поясе, повороты тела вправо и влево.

Этот щеночек сердитый всегда, шаг вперёд

Этот щеночек не спешит никуда, шаг назад.

Этот щенок веселится, играет, прыжки на месте

Этот тихонько в углу засыпает, имитация сна

Ну, а последний щеночек не спит, руки на поясе, повороты тела вправо и влево,

Он на ребят удивлённо глядит выразить удивление.

А кто знает, что любит собака? Давайте поиграем в игру » Чем угостить собаку».

У каждого на листочке зашифровано слово, с помощью шифровальной линейки расшифруйте его и прочитайте. -А кому хотелось бы иметь дома собаку? Какой породы? Как бы вы её назвали?

Если ребята вы решите завести дома четвероногого друга, помните, что о нём надо заботиться, а не только с ним играть. Надо найти в квартире определённое место, где он будет спать и есть. С собакой необходимо гулять 2 раза в день - утром и вечером, убирать в квартире за собакой. Ходить в ветеринарную лечебницу и делать прививки, чтобы она не заболела. Соблюдать режим, вовремя кормить. Учить выполнять наши команды. И конечно же, соблюдать гигиену. После общения с собакой обязательно мыть руки с мылом.

Понравилось вам на выставке собак? Что больше всего вам запомнилось? - Ребята, помните: мы в ответе за тех, кого приручили, кто нуждается в нашей заботе. И на память я хочу вам подарить небольших, но симпатичных собак.

Название: Конспект познавательного занятия «Что мы знаем о собаках?»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №9
Месторасположение: Удмуртия, город Воткинск