Open
Close

Психологическое сопровождение личного состава, обеспечение развития стрессоустойчивости сотрудников участвующих при ликвидации чс. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя ГУ «Центр медицины катастроф» КЧС МВД РК по г. Астана

Зилгаринова Айсулу Борисовна

Конс у льтант-психолог

ГУ «Центр медицины катастроф» КЧС МВД РК по г. Астана.

Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И.Тютчев

История развития человеческого общества неразрывно связана с различного рода чрезвычайными ситуациями природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера. Чаще всего первыми спешат на помощь спасатели. Их работа заключается в непрерывном несении службы и оперативном реагировании на любые сигналы о возможных чрезвычайных ситуациях, в которых необходима помощь населению.

Экстремальные условия, в которых оказывается человек, в большинстве случаев, вызывают у него психологическое и эмоциональное напряжение, вследствие чего необходима оценка психологических условий во время ликвидации ЧС.

Профессиональная деятельность сотрудников КЧС МВД РК относится к числу наиболее трудных и динамичных, так как данной группе лиц приходится работать в условиях повышенной напряженности и дефицита времени, отводимого на выполнение заданий. При этом требуется немедленное реагирование на разнообразные внешние раздражители и на полученную информацию, поэтому специалисту психологу важно уметь своевременно раскрыть симптомы психологических проблем у спасателей.

В результате, осуществляется психологическая поддержка сотрудникам, которые нуждаются в сохранении физического и психического здоровья для дальнейшей работы в экстремальных ситуациях.

Психологическое сопровождение сотрудников КЧС МВД РК – одна из основных и комплексных задач, стоящих не только перед психологом, но и перед руководителем, для того чтобы избежать девиантного поведения среди личного состава.

Психологическое сопровождение представляет собой систему оперативных мероприятий, проводимых в ходе аварийно-спасательных работ и направленных на поддержание психологической устойчивости личного состава к высоким нервно-психическим нагрузкам, на предотвращение отрицательных состояний и посттравматических расстройств.

В ходе психологического сопровождения спасателям оказываетсяпсихологическая помощь. Данная система мер заключается в том, чтобы преодолеть психотравмирующие последствия воздействий обстановки ЧС на психику спасателей, а также восстановить их психологическую устойчивость и готовность выполнять профессиональные задачи.

Процесс психологического сопровождения сотрудников, функционирующих в экстремальных условиях, целесообразно осуществлять в три этапа:

1 этап - до ЧС, то есть психологическое ожидание подготовительного характера к ЧС, мобилизация психологических ресурсов;

2 этап - во время ЧС, психологическая адаптация к экстремальным условиям;

3 этап - после ЧС, то есть реабилитационные действия на стадии истощения внутренних ресурсов, как восстановление к прежнему укладу жизни.

Существенной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но, ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

К одним из основных мероприятий психологического сопровождения личного состава относятся профессионально психологический отбор, при помощи психологического и психофизиологического обследования, уравновешивание, то есть выравнивание наступивших в профессиональной деятельности нарушений из-за потери здоровья или расстройства психики во время ликвидации ЧС. Уравновешивание достигается путем развития замещающих функций, это возмещение нарушенных функций идет путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенной жизнедеятельности, социально-трудовая реабилитация - восстановление трудоспособности и работоспособности, а также профессиональная реабилитация - восстановление профессионализма решаются проще, чем задачи психологической реабилитации - восстановление целостной активной личности, восстановление мотивационной сферы человека. Показателем успешной реабилитации является восстановление мотивационной направленности, целостности личности человека как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта в обществе и трудовом коллективе.

Главная цель работы психолога во время психологического сопровождения личного состава заключается в предоставлении сотрудникам первичной психологической помощи относительно выхода из ситуационного психотравмирующего состояния.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Психологическое сопровождение, психологическая помощь и психологическая реабилитация как элементы психологической работы тесно переплетаются с психологической подготовкой, целью которой является формирование психологической готовности и устойчивости, способности преодолевать страх и противостоять стрессовым воздействиям.

Спасатели КЧС Республики Казахстан постоянно принимают участие в спасательных операциях. На их счету десятки тысяч спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим. И для того, что бы их работа была успешной, важную роль в их работе играет психологическая подготовка, которая является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки, с целью своевременной борьбы со стрессовыми факторами в процессе трудовой деятельности.

Наряду с этим одним из важнейших факторов является уровень психологической подготовки людей. К тяжелым последствиям могут привести малейшая растерянность и проявление страха, особенно в момент развития стихийного бедствия, в самом начале аварии или катастрофы. Прежде всего, это касается должностных лиц, обязанностями, которых является немедленное принятие мер, мобилизующих коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.

Одно из главных в психологической подготовке спасателей является совершенствование и укрепление у них психологической готовности к выполнению спасательных операций в любой ситуации.

Психологическая подготовка спасателей призвана решать следующие основные задачи:

1. формирование и развитие профессионально важных качеств у личного состава;

2. формирование у личного состава психологической устойчивости для работы в экстремальных условиях;

3. восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийно- спасательных работ и после их окончания.

Главное в психологической подготовке спасателя является его сознательное отношение к предстоящим чрезвычайным ситуациям, психологическая готовность и устойчивость при подготовке к конкретным ситуациям, где существует риск для жизни человека. Все это может быть осуществлено благодаря формированию высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях.

Устойчивость к стрессу - важный момент для сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с социумом и внутренней гармонией человека в трудных, стрессовых условиях.

Частое пребывание в неблагоприятных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава.

Благодаря развитию стрессоустойчивости психологами создается ориентационное поле профессионального развития личности, укрепления профессионального «Я», поддержания адекватной самооценки, оперативная помощь и поддержка, саморегуляция жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения. Работая в экстремальных условиях сотрудники, под воздействием различных стрессогенных факторов, должны быть психологически подготовлены к трудностям в профессиональной деятельности. С помощью психологической устойчивости сотрудники сохраняют внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний.

Психологическая устойчивость представляет собой сложное и емкое качество личности. Важными аспектами психологической устойчивости являются стойкость, стабильность, уравновешенность, сопротивляемость (резистентность), мотивация, воля, познание и интеллект. Вырабатывая определенные качества личности, такие как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка сотрудники вместе с психологом способны сформировать психологическую устойчивость и умение владеть собой в чрезвычайных ситуациях.

Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья.

Психопрофилактика, проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, а также укреплению дисциплины и правопорядка.

Сотрудники, в силу своей профессии, которые постоянно сталкиваются с кризисными ситуациями, должны обладать приемами самоконтроля, управления своим поведением и эмоциями. Включаясь в процесс занятий и тренировок, они должны активно познавать и учиться овладевать приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

Успешное воспитание стрессоустойчивости личного состава предполагает систематические упражнения в обстановке опасности и риска, в условиях учений, занятий, максимально приближенных к экстремальным, сочетаемых со специальными психологическими тренажами.

В процессе обучения у спасателей вырабатывают навыки и привычки поведения в различных условиях, а, следовательно, осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптация к новым условиям; сотрудники целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в боевых условиях, им прививается стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.

Невзирая на сложности стрессовых ситуаций, существуют пути выхода и методы лечения, которые активно применяются в практике психологов. Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности сотрудников, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течение всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

Таким образом, психологическое сопровождение личного состава представляет собой процесс непрерывного отслеживания психологических условий для выполнения служебной деятельности, контроль степени усталости личного состава, осуществление психологической поддержки сотрудников и проведение психологической реабилитации с лицами, участвующих в ликвидации ЧС. Одно из важных мест занимает психологическая устойчивость спасателей - как некий фундамент для профессиональной пригодности к выполнению действий в чрезвычайных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Итак, важную роль в развитии стрессоустойчивости сотрудника играет психологическое сопровождение – для обеспечения устойчивости к стрессогенным воздействиям в экстремальных ситуациях, существующая неразрывная связь вышеуказанных понятий несет в себе большой спектр труда и действий, как психолога, так и каждого сотрудника Комитета по ЧС. Только адекватная оценка своих действий, положительный настрой, стремление к профессионализму и спасению жизней, способны построить фундамент успешной деятельности каждого сотрудника, всей системы Комитета и положить основу стабильному и успешному будущему нашей страны в целом.

Проблемы, связанные с организацией и проведением медико-психологического обеспечения населения и спасателей при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения, являются предметом профессиональных интересов специалистов службы медицины катастроф, психиатров, клиницистов, психологов, социологов, организаторов здравоохранения. Психические нарушения различного уровня, имея сложную и многообразную структуру проявлений, затрагивают как в начальном периоде, так и на отдаленных этапах развития ЧС практически все пострадавшее население, включая специалистов аварийно-спасательных формирований.

Медико-психологическое обеспечение населения при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения

При изучении медико-санитарных последствий землетрясений, оказывающих наиболее выраженное психотравмирующее действие по сравнению с другими видами ЧС, было установлено, что в очаге поражения в среднем у 70-80 % пострадавших выявляются острые ситуационные (психологически понятные) аффективные реакции. Непосредственно после воздействия поражающих факторов ЧС у 30-35 % пострадавших развиваются различные по глубине и выраженности состояния, проявляющиеся, в основном, астенической, соматовегетативной и нарушениями в двигательной сфере; из них в 20-30 % случаев данные расстройства в последующем приобретают затяжное течение.

Все эти нарушения объединяет то, что их патогенез определяется комплексным воздействием различных по своей природе этиологических факторов, предъявляющих значительные требования к защитно-приспособительным и резервным возможностям человека, и, прежде всего, к его психике. Первичным и основным условием их возникновения является стрессовое событие. В настоящее время общепризнано, что нервно-психические механизмы представляют собой важнейшие элементы общей адаптации человека, контролирующие не только начальные этапы данного процесса, но и играющие ведущую роль в приспособлении к новым социальным условиям в отдаленные сроки. Особое значение при адаптации человека к ЧС имеют эмоции, как наиболее чувствительный аппарат приспособления, принимающий участие в опосредовании влияний окружающей среды, их личностной оценке. Воздействующие в ЧС факторы отражаются в эмоциях одновременно как субъективный процесс переживаний, связанных с угрозой жизни, отношением человека к самому себе и к происходящим изменениям в окружающей среде, и как результат объективных сдвигов со стороны физиологических механизмов, обеспечивающих защитно-приспособительную деятельность и регуляцию функционального состояния организма. Поэтому не случайно, что в структуре возникающих в ЧС психических состояний наиболее общими и устойчивыми являются эмоциональные и соматовегетативные расстройства.

Изложенное выше позволяет выделить в этиологии психических расстройств две группы патогенных факторов: факторы ЧС (ситуационно-средовые) и факторы "внутренних условий".

- шоковые факторы ЧС, связанные с угрозой жизни и здоровью и характеризующиеся значительной силой и внезапностью воздействия. К ним относится обстановка, возникающая при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах. Воздействуя на витальные инстинкты (инстинкт самосохранения) и низшую аффективную сферу, шоковые факторы сопровождаются эмоцией страха, сужением сознания, вегетативными сдвигами, активацией или торможением двигательной активности. Страх как защитная реакция, являющийся наиболее древней наравне с болью, формой

переживаний, выступает сигналом к действию, а вегетативные сдвиги осуществляют его энергетическое обеспечение. Защитные проявления в этих условиях наследственно зафиксированы в виде автоматически закрепленных ответов - универсальных неспецифических, "примитивных" аффективных (эмоционально-вегетативных и поведенческих) реакций;

- ситуационные факторы ЧС кратковременного действия в отличие от шоковых факторов воздействующие на более высокие, сознательные уровни личности. Являясь относительно кратковременными, они в то же время оказываются субъективно значимыми для личности, вызывая напряжение механизмов психологической и физиологической защиты. К таким факторам относятся: тяжелая травма или гибель родных и близких; потеря жилья или имущества; вынужденное недосыпание; переутомление; психоэмоциональное напряжение; нарушения питания, режима труда и отдыха; конфликтные ситуации и др;

- ситуационные факторы ЧС длительного действия на протяжении длительного времени подвергаются интрапсихической переработке, вызывая "перенапряжение" механизмов физиологической и психологической защиты, истощение резервных возможностей организма и личности. Не представляя непосредственной угрозы для жизни, данные факторы существенно изменяют образ жизни - именно в этом заключается их неблагоприятное влияние на психическое и соматическое здоровье. К таким факторам относятся: ухудшение в результате ЧС материального положения, необходимость переезда на новое место жительства, потеря работы, изменение социального статуса, отсутствие социально-психологической поддержки, длительно сохраняющаяся конфликтная ситуация и др.

К факторам "внутренних условий" относятся:

особые черты личности, способствующие "выбору" способов

реагирования (тревожно-мнительные черты характера, склонность к

переживаниям тревожного спектра и др.). Вместе с тем, черты

возбудимости, эмоциональной неустойчивости с импульсивностью, также являются фактором риска развития поведенческих девиаций и собственно

психических расстройств в ЧС, особенно в "остром" ее периоде;

- соматическая ослабленность, повышающая "ранимость" нервно-психической сферы и способствующая возникновению разнообразных реактивных состояний и реакций, преимущественно с аффективным и астеническим компонентами.

В связи с этим условно можно выделить две формы защитных психических реакций:

непатологические формы, характеризующиеся большей адекватностью ситуации; психологической понятностью; значительной сохранностью критики своего состояния и способностью его контролировать; кратковременным, эпизодическим характером расстройств; отсутствием патологической динамики; и принципиальной обратимостью;

~ патологические формы, проявления которых встречаются в рамках известных клинических форм реакций, состояний и развитии, отличающихся непроизвольностью, неадекватностью, выраженностью расстройств (сознания, мышления, эмоциональной и двигательной сферы) и тенденцией к саморазвитию.

Медико-психологическое обеспечение спасателей при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения

Проблема сохранения высокой работоспособности персонала аварийно-спасательных формирований до сих пор остается в значительной мере не решенной. Работа спасателей, проходящая в условиях воздействия ряда

неблагоприятных факторов (гипоксия, гипертермия, большие физические нагрузки, монотония, нервно-психическое напряжение и т.д.), оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья, закономерно приводит к утомлению, снижению работоспособности, изменению функционального состояния организма.

Факторы особых условий работы спасателей, формирующие психологическую неустойчивость и снижение профессиональной надежности:

1. Постоянная реальная угроза жизни и здоровью спасателей. Она характерна даже для условий учебной деятельности. Выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья, формирует состояние высокой психоэмоциональной напряженности.

2. Фактор одиночества и отсутствия социальной поддержки. С ним
сталкиваются спасатели и в ходе учебной деятельности. Современные теории
психологического стресса придают огромное значение социальной поддержке
(семья, друзья, сослуживцы, начальники и др.) в профилактике и преодолении
стрессовых расстройств. Однако нередко учебные и специальные задачи
выполняются спасателями в одиночестве. Фактор одиночества особенно остро
проявляется в тех случаях, когда подразделение спасателей дислоцируется вдали
от населенных пунктов, и контакты вне служебных отношений значительно
затруднены.

3. Фактор утомления и переутомления. Утомление - физиологическое
состояние организма, возникающее в результате трудовой деятельности и
характеризующееся снижением работоспособности и изменением ряда
физиологических функций (тремор пальцев рук, снижение мышечной
выносливости и т.д.). При утомлении после 8-часового сна происходит полное
восстановление функционального состояния организма и работоспособности.
Если этого не происходит, то развивается переутомление.

При хроническом утомлении и переутомлении отмечается замедленность, вялость, сонливость, вспышки раздражительности. В сознании преобладает чувство усталости, разбитости. Мотивы деятельности сменяются мотивами отказа от нее и последующей апатией. В таком состоянии для продолжения работы требуются значительные волевые усилия и внешние стимулы. В результате наблюдается ухудшение профессиональных навыков, характерна повышенная отвлекаемость внимания, затруднение распределения внимания.

4. Несовершенство профессионального психологического отбора. Его
следствием является попадание в коллективы спасателей лиц с явлениями
психической неустойчивости. Проблема заключается в том, в настоящее время надежных методик, имеющих приемлемую прогностическую достоверность

оценки наиболее важного для спасателя психического качества, как стрессоустойчивость, до настоящего времени нет.

Для поддержания высокой работоспособности и обеспечения профессиональной надежности спасателей при работе в экстремальных условиях обоснован комплекс средств коррекции для восстановления функционального состояния в процессе профессиональной деятельности. Он включает средства психологической регуляции, фармакологической поддержки, медицинскую и психофизиологическую реабилитацию.

Психологическая подготовка и регуляция спасателей направлена на формирование у них осознанной готовности к выполнению своих профессиональных задач в условиях, связанных с риском для здоровья и жизни, на готовность к преодолению возможных трудностей.

Фармакологическая поддержка предусматривает использование фармакологических средств для нормализации функционального состояния и поддерживать высокий уровень профессиональной работоспособности в осложненных условиях среды обитания и деятельности. Лекарственные средства используются в виде рациональных схем, в необходимых минимальных количествах и в определенном сочетании, при которых наиболее эффективны: Гидазепам, Мебикар, Фенибут, Мексидол, Сиднокарб, Пирацетам и др.

Медицинская и психофизиологическая реабилитация спасателей - система организационных и медико-психологических мероприятий, направленных на восстановление профессионального здоровья, нарушенных (утраченных) психических функций и коррекция их социального статуса.

Комплекс мероприятий медицинской и психофизиологической реабилитации спасателей включает:

Психофизиологическое обследование спасателей с целью выявления лиц с признаками дезадаптивных расстройств;

Мероприятия медицинской и психофизиологической реабилитации спасателей с целью оптимизации их функционального состояния в процессе совершенствования подготовки, а также в экстремальных условиях деятельности;

Психофизиологическую реабилитацию спасателей после травм и заболеваний в условиях лечебного учреждения, индивидуальное консультирование и выдачу рекомендаций по оптимизации образа жизни и профессиональной деятельности.

В очаге чрезвычайной ситуации в медико-психологической помощи нуждаются не только пострадавшее население, но и спасатели.

Медико-психологическая помощь может быть оказана психиатрическими бригадами Службы медицины катастроф, ЛПУ психиатрического профиля, а также специалистами учреждений и нештатных аварийно-спасательных формирований общего и медицинского профиля независимо от их ведомственной принадлежности.

Медико-психологическая помощь пострадавшему населению в очаге чс

Оказание медико-психологической помощи пострадавшему населению относится к приоритетным медицинским мероприятиям в ЧС, что особенно актуально для легкопораженных, у которых развитие психических (в первую очередь психогенных) нарушений приобретает зачастую ведущее значение в клинической картине, в значительной степени определяя тяжесть и прогноз их соматического состояния.

В условиях ЧС нервно-психические нарушения у значительной части населения проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации, индивидуальные характерологические особенности, дополнительные факторы к моменту катастрофы (одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Цели и задачи медико-психологической помощи:

      профилактика острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений;

      повышение адаптационных возможностей индивида;

      психотерапия возникших пограничных нервно-психических нарушений.

В период действия психотравмирующих экстремальных факторов важнейшими психопрофилактическими мероприятиями являются:

      организация четкой работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим с психогениями;

      объективная информация населения о медицинских аспектах ЧС);

      помощь руководителям в пресечении панических настроений, высказываний и поступков;

      привлечение легко пострадавших к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам.

По окончании действия психотравмирующих факторов психопрофилактика включает:

      объективную информацию населения о последствиях ЧС, их влиянии на нервно-психическое здоровье людей;

      доведение до сведения населения данных о возможностях науки в отношении оказания медицинской помощи на современном уровне;

      профилактику возникновения рецидивов психических расстройств (т.н. вторичная профилактика) или развития соматических нарушений в результате нервно-психических расстройств;

      медикаментозную профилактику отсроченных психогенных реакций.

Проведение психотерапии и психопрофилактики необходимо реализовывать в двух направлениях. Во-первых, со здоровой частью населения в виде профилактики острых панических реакций и/или отсроченных «отставленных» нервно-психических нарушений. Во-вторых, следует проводить психотерапию и психопрофилактику лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями.

Характерной особенностью терапии в таких ситуациях является то, что она проводится в экстремальных условиях: на месте происшествия, в приспособленных помещениях, палатках.

Технические сложности ведения спасательных работ в зонах ЧС предопределяют ситуацию относительно продолжительного пребывания пострадавших в условиях полной изоляции от внешнего мира.

Наиболее оптимальной формой психотерапевтической помощи пострадавшим на первом этапе является информационная психотерапия. Она применяется в экстренном порядке. Ее целью является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (разрушения жилищ). Сеансы информационной терапии реализуются через систему звукоусилителей.

Информирование населения о ситуации должно осуществляться непрерывно, сведения должны быть полными, объективными, правдивыми, но в разумных пределах, успокаивающими.

Четкость и краткость информации делают ее осо6бо действенной и доходчивой, а отсутствие или запаздывание порождают непредсказуемые последствия.

После освобождения пострадавших из-под обломков строений психотерапию продолжают (прежде всего, амнезирующую) в стационарных условиях, в сочетании с релаксантами и антидепрессантами.

Во время спасательных работ в зоне ЧС категорически должны быть запрещены паническая суета, возгласы безнадежности, крики, плач, приводящие, как установлено, к снижению темпа и качества аварийно-спасательных мер.

Особое место в период чрезвычайной ситуации занимает угроза развития состояний паники. При ее развитии, особенно одновременно у нескольких пострадавших, возможно их влияние друг на друга и на окружающих, приводящее к массовым индуцированным эмоциональным расстройствам, сопровождающимся «животным» страхом. «Эпицентром» развития массовой паники обычно являются быстро внушаемые истерические личности, отличающиеся эгоистичностью и повышенным самолюбием.

Прекращение паники возможно при наличии сильной личности, которая способна внести элементы рациональности в ситуацию, захватить «руководство», предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы и прекращению паники.

С ранних этапов стрессовой ситуации важно, чтобы каждый занимался своим делом, с полным соблюдением всех требований деонтологии.

Оправдан принцип демократического единоначалия, когда распоряжения ответственного лица подлежат безусловному выполнению, поскольку они отражают мнение большинства специалистов и в создавшихся условиях вызваны необходимостью.

Медико-психологическая помощь сотрудникам аварийно-спасательных формирований

Проведение работ в экстремальных условиях требует от спасателя полной мобилизации его физиологических резервов, сопряжено с большой физической и эмоциональной нагрузкой. Физиологические резервы организма не безграничны и, рано или поздно, наступает их истощение. В основе резервов лежат индивидуальные особенности человека, кроме того, многое зависит от специфики его профессиональной деятельности.

Оптимальное время оказания реальной помощи пострадавшим колеблется от нескольких часов и даже минут до нескольких недель. В первом случае реальная опасность для жизни спасателя определяется минутами и часами, во втором – неделями. Опыт подбора групп, работающих в условиях смертельной опасности, показал, что существуют две категории спасателей.

Первая категория спасателей характеризуется высокой эффективностью деятельности с первых же минут пребывания в экстремальных условиях. Спасатели, относящиеся к этой группе, работают с полной отдачей, нередко используя нестандартные решения с просчитанным и оправданным риском для жизни. К сожалению, через несколько дней у них резко снижаются функциональные резервы организма и способность прогнозирования реальной опасности, как для себя, так и для окружающих. На конечном этапе спасательных работ эффективность их деятельности близка к нулю, а вероятность создания ими критических ситуаций, ведущих к гибели, резко возрастает. Эта категория людей, после непродолжительного пребывания в опасной зоне, должна быть отправлена на отдых, где, наряду с общепринятыми методами психологической разгрузки, им должна активно проводится фармакологическая коррекция.

Вторая категория спасателей характеризуется меньшей эффективностью деятельности, но продолжительность их работы в экстремальных условиях существенно выше (до нескольких десятков дней). Причина таких различий кроется в индивидуальных особенностях регуляторных функций центральной нервной системы человека.

Распространенность психических нарушений у спасателей, снижение их трудоспособности определяют необходимость оказания им ранней психиатрической помощи непосредственно после выхода из зоны ЧС, что позволит предотвратить терапевтическую резистентность, выработать адекватные формы профилактики и лечения психических расстройств и сохранить работоспособность специалистов.

Бондарева Дарья Алексеевна,спасатель, ФКУ «Южный АПСЦ» Сочинская РПСБ, г. Сочи[email protected]

Психологическое обеспечение поисковоспасательных формирований

Аннотация.Статья посвящена специфике работы поисковоспасательных подразделений и психологической подготовке спасателей.Ключевые слова:спасатель, психологическая подготовка спасателей, аварийноспасательные работы, стресс.

Влияние экстремальных ситуаций на личность спасателя, межличностные отношения и групповое взаимодействие в условиях чрезвычайного происшествия, является очень важным вопросом для современного общества. Внутреннее состояние профессионала, находящегося в очаге происшествия, напрямую влияет на качество выполняемой им работы, где основным аспектом является спасение человеческой жизни. С каждым годом в мире происходит все больше аварий, катастроф, природных катаклизм, в связи с этим существует необходимостьпсихологической готовности персонала служб,приводимых в готовность к работе в подобных условиях, так как от этого зависит эффективность их деятельности в чрезвычайной ситуации, а также тяжесть и продолжительность психологических последствий, влияющих на их собственное психологическое состояние.Психологическое здоровье и умение чувствовать самого себя в процессе трудовой деятельности позволит не только наработать опыт, но и сберечь его. Профессиональная адаптация в экстремальных условиях зависит иот личностных особенностей,наличия или отсутствия пограничных нервнопсихических расстройств у спасателей,восприимчивость специалиста к стрессогенным факторам, уровень стрессоустойчивости, опытом работы. Психологическая подготовка спасателей организуется и проводится в аварийноспасательных формированиях по планам их профессиональной подготовки.

Руководители аварийноспасательных служб и начальники аварийноспасательных формирований на основе знаний психологической науки проводят плановые занятия по психологической подготовке.

В целях быстрой адаптацииспасателей к условиям чрезвычайной ситуации, сохранения здоровья и работоспособности необходимы продуманные мероприятия по психологической подготовке на каждом этапе выполнения аварийноспасательных работ. В структуру психологической работы входят следующие элементы: психологическая подготовка; психологическое сопровождение; психологическая помощь; психологическая реабилитация.Таким образом, психологическая подготовка есть лишь один из элементов психологической работы, которая является важнейшей составляющей моральнопсихологического обеспечения.Постоянная стрессовая нагрузка в таких профессиях, как спасатели, обусловлена действием двух составляющих:

работой в условиях действия стрессогенных факторов,

необходимостью постоянно поддерживать высокий уровень готовности к немедленным действиям.

Психологическая подготовка спасателей призвана решать следующие основные задачи:

способствовать быстрой адаптации спасателей к обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;

формирование у спасателей представлений о характере подготовки и проведения аварийноспасательных работ;

формирование у спасателей психологической устойчивости для работы в экстремальных условиях;

развитие у личного состава спасательных формирований устойчивых навыков владения спасательной техникой и инструментом в различных видах аварийноспасательных работ;

формирование и развитие профессионально важных качеств у спасателей;

оказание психологической поддержки спасателям во время работы в экстремальных условиях (при отсутствии психологов и медиков);

восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийноспасательных работ и после их окончания.

Важнейшей проблемой психологической подготовки является психологическая адаптация спасателей к обстановке в зоне чрезвычайной ситуации.В ходе общей психологической подготовки проводятся практические занятия и тренировки, в ходе которых нервная система и психика спасателей функционирует в режиме, приближенном к действиям в обстановке чрезвычайной ситуации.

Психологическая адаптация позволяет спасателям адекватно реагировать на сложившуюся обстановку в зоне ЧС и в установленные сроки приступить к выполнению аварийноспасательных работ. При этом их работоспособность сохраняется на достаточном уровнеПротивопоказаниями к профессиональной деятельности являются следующие особенности: нервнопсихическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; обостренная реакция на неудачи; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; низкая физическая подготовка.

Поступая на работу человек направляется на первоначальную подготовку, после прохождения которой ему присваивается звание «спасатель без класса», в ходе подготовки он получает теоретические и практические базовые знания необходимые для работы. В каждом спасательном подразделении проводятся тренировки по спускам с воздушного судна, прыжки с парашютом, альпинистские и горные тренировки, водолазное погружение, тренировки по пожаротушению и медицине. В ходе тренировок каждый спасатель, испытывает физические и эмоциональные нагрузки, наблюдая за работой участников легко можно выявить опытного спасателя, его действия четкие и отлаженные, доведены до автоматизма, он сконцентрированна основной задаче, тогда как начинающий спасатель будет путаться, его внимание рассеяно, наблюдается тряска рук, растерянный взгляд.В течение этапа профессионального обучения происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности,информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические кризисы развития и потребность в психологической поддержке становления профессионала.Так, для молодых спасателей характерно стремление к высоким профессиональным результатам, стремление занять достойное место в профессиональном сообществе. У более опытных спасателей акцент смещается в сторону «сберегающего» отношения к коллегам, пострадавшим, к самому себе.Находясь в зоне происшествия спасатель подчиняется законам адаптации к нестандартной ситуации, но опытный специалист знает, чего можно ждать, тогда, как для начинающего спасателя это обстоятельство является травмирующим. Часто бывает, что спасателей отрывают от бытовых дел в выходные дни по причине непредвиденных обстоятельств, сталкиваясь с этим неоднократно, опытный специалист испытывает только легкий дискомфорт, осознавая, что это неотъемлемая часть работы, а молодой специалист, в зависимости от личностных особенностей может показать любую реакцию. В данной профессиипо роду деятельности происходит естественный отбор, человек, не готовый работать в данных условиях, чаще всего отсеивается на начальных стадиях профессионального становления.Близкие, родные, знакомые и люди со стороны часто воспринимают «сухое» отношение спасателя к происшествию и страданию людей, как бесчеловечность и черствость, хотя на самом деле это защитная реакция развивающаяся с получением профессионального опыта. Как правило спасатель пропускающий каждую ситуацию «через себя» долго не сможет заниматься такого рода деятельностью, так как все не проходит бесследно, оставляя отпечаток в психологической и физиологической сфере. Спасатель, воспринимающий чрезвычайную ситуацию «черство», отдает отчет в своих действиях, трезво оценивает ситуацию, быстро принимает решение, тогда как эмоции оказывают обратное воздействие. В основе этого явления лежит механизм психологической защиты -диссоциация (взгляд на ситуацию извне, со стороны, без личной эмоциональной вовлеченности), часто проявляющийся в том случае, если человек по роду своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с болью и страданиями других людей. Такая реакция считается нормой. Таким образом, специалист всегда находится в чуть более напряженном состоянии, чем обычный человек. Без соответствующей подготовки эта ситуация ведет к тому, что человек, работающий в такой профессии, теряет психологическое и физическое здоровье. Спасателю очень важно уметь «проработать», осмыслить, «пережить» эмоциональные впечатления от работы в чрезвычайной ситуации, если он владеет этими навыками профессиональные показатели будут долго оставаться на высоком уровне.Психологические характеристики обобщенного «портрета» спасателя по многим показателям весьма близки к средним в населении. Однако наличие ряда профессионально важных качеств у этих специалистов выделяют их. Так, они отличаются повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущениеполезности своей деятельности.Как правило, спасатели придерживаются традиционно мужского стиля поведения с чертами агрессивности. Агрессивность, реакции протеста тщательно контролируются, недовольство проявляется только при наличии формального повода. Они считают себя способными управлять обстоятельствами своей жизни. В мышлении спасателей, их интересах, оценках (особенно у профессионалов с большим стажем и опытом аварийноспасательных работ) отражается нестандартность подходов к решению стоящих перед ними задач. Специалистов, особенно зрелых, отличает повышенная чувствительность к опасности, осторожность, умение свести возможные риски при выполнении профессиональных задач к минимуму при быстром и четком выполнении поставленной задачи.Успешным спасателям свойственен положительный фон настроения, эмоциональная стабильность, высокая активность и общительность. Они ориентированы на оценку окружающих, стремятся произвести благоприятное впечатление. Их отличает гибкость, способность менять точку зрения под влиянием обстоятельств. Успешные профессионалы отличаются высокой обучаемостью, умением ориентироваться в новых условиях и принимать правильные решения в условиях дефицита времени. Они обладают существенно более развитыми способностями к абстрактнологическому мышлению, анализу и обобщению.Мотивационная сфера успешных спасателей также имеет свои особенности. У наиболее успешных спасателей выше уровень мотивации стремления к успеху, мотив стремления к взаимодействию, установки на результат труда. Менее успешным специалистам свойственен высокий уровень мотивации избегания неудач, мотива стремления к общению, достижения карьерного роста и социального статуса.Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.Несмотря на некоторые различия спасателей, можно выделить ряд элементов, их объединяющих. К ним можно отнести следующие свойства и качества личности:1. Свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости и т.п.2. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление; значительный объем внимания, способность быстрого переключения и распределения внимания в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации.3. Психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера.4. Личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность криску; уверенность в себе; формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.5. Социальнопсихологические качества: умение работать в команде.В среднем уровень психической и психофизиологической адаптации среди спасателей достаточно высок. Деятельность всех классов спасателей в условиях ЧС связана со значительными физическими и нервноэмоциональными нагрузками, усложняется неблагоприятными факторами окружающей среды

это препятствует нахождению в аварийноспасательных формированиях лиц, чьи психологические и психофизиологические качества исходно не соответствовали требованиям профессии спасателя или перестали им соответствовать в связи с чрезмерными нагрузками работ в очагах ЧС, у которых вероятность срывов адаптации особенновелика. Учитывая добрые, доверительные отношения в коллективе, риск профессионального выгорания весьма низок. У специалистов поисковоспасательных подразделений, возникает особое профессиональное единение, которое выражается с одной стороны в уверенности в своих профессиональных умениях и возможностях, с другой стороны -в уверенности в товарищах и сослуживцах, которые рядом, в их профессиональных умениях и безусловной надежности. Возникает, можно сказать, братство, скрепленное общей идеей помощи людям, индивидуальной и коллективной ответственностью в работе, «профессиональным» языком, юмором и взаимовыручкой в работе и в повседневной жизни.Опытным спасателям иногда достаточно посмотретьдруг на друга, чтобпонять, что чтото пошло не так и вовремя принять необходимые меры, у них есть отработанные алгоритмы действий, слова и жесты, несущие в себе много информации, но не требующие временных затрат, но менее опытные спасатели отличаются живостью ума, для нестандартных ситуаций зачастую они предлагают свежиерешения.В ходе общения со спасателями выяснилось, что большинство увлекается экстремальными видами спорта: прыжки с парашютом, туризмом, альпинизмом, спелеологией, катанием на горных лыжах и сноуборде. На вопрос: «Для чего вам это?»поясняют, что в своих увлечениях они часто сталкиваются с опасностью, что позволяет им привыкнуть к чувству страха и тревоги, в работе это позволяет менее остро воспринимать неожиданно изменившиеся обстоятельства, они менее чувствительны к выбросу адреналина.Средняя характеристика спасателей по личностному опроснику Айзенка:деятельный, активный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты. Хорошо разбирается в людях, прогнозируяих реакции и поведение. Он отзывчив, импульсивен, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству. Не любит уединения испытывает тягу к новым впечатлениям, риску. Его характеризует хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах.Часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, внешне сдержан, уравновешен, миролюбив, его действия продуманы и рациональны. Высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать. Интроверт строго контролирует свои чувства, редко ведет себя агрессивно.Среднее значение нейротизма: эмоционально стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.В общем, можно сказать, что у спасателей низкая критичность к себе, невысокое осознание себя, низкая внутренняя честность и открытость. К себе они относятся как к уверенным, самостоятельным, волевым, надежным людям, которым есть за что себя уважать и вызывать у других уважение и восхищение. На мой взгляд, это напрямую связано с профессией, которую они рассматривают как достаточно «героическую», «сложную», «опасную». Они обладают личным механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций, что позволяет им дозировать и экономно расходовать ресурсы.

Ссылки на источники1.Крюкова М.А. Профессиограмма спасателя поисковоспасательной службы МЧС России: Руководство. ГУ ЦЭПП МЧС России (филиал ВЦЭРМ МЧС России г. СанктПетербург). М., 2000.2.Бодров В.А., Бессонова Ю.В. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Психологический журнал. № 2. 2005. т. 26. С. 4556.3.Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2004.4.Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных Редактор О.В. Квасова Корректор НА. Степина Компьютерная верстка Е.Г. Егоровой5.Зеер З.Ф. Психология профессий. 4е изд.М.: Академический проект, 2006.

Darja Bondarewa,

Rescue officer,FKU «Yuzhniy APSC» Sochinskaya RPSB,sity [email protected] support a search and rescue detachmentAbstract. Paper is devoted to thepeculiarities of operation of search and rescue units and psychological preparation of rescuers.Key words: rescuer, psychological training of rescuers, rescue work, stress.

| Организация и ведение аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Урок 19
Организация и ведение
аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций




Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

Для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, медицинской и других видов помощи, создания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности организуют и проводят неотложные работы.

Обеспечение действий сил гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований достигается проведением комплекса мер, указанных на схеме 23.

Разведка - это совокупность мероприятий по сбору данных, необходимых для оценки обстановки и принятия решения.

Задачи разведки:

Определение зоны и характера чрезвычайной ситуации;
- определение мест нахождения пострадавших и их состояния;
- установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения;
- оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации;
- выявление очагов пожаров;
- определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения;
- определение плана проведения поисково-спасательных работ.

Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами.

Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию (рис. 41). Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки (рис. 42).

Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.

Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, применению средств механизации, оборудованию в местах ведения работ пунктов водоснабжения и обеспечения водой.

Дорожное обеспечение возложено на отряды обеспечения движения, которые к указанному сроку готовят маршруты для пропуска транспорта и техники, поддерживают дороги в рабочем состоянии.

Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

На техническое обеспечение возложены проведение технического обслуживания машин и механизмов, ремонт их на месте и на ремонтных предприятиях, а также обеспечение запасными частями и агрегатами.

В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки.

В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.

Основное содержание аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа:

Поиск и обнаружение пострадавших;
обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения.

Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения

Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения.

Санитарная обработка может быть частичной (рис. 43) и полной.

Частичную санитарную обработк у при загрязнении радиоактивными веществами по возможности проводят в течение первого часа после загрязнения непосредственно в зоне радиоактивного загрязнения или после выхода из нее (схема 24).

Частичную санитарную обработку при заражении капельно-жидкими аварийно химически опасными веществами проводят немедленно. Для этого, не снимая противогаза, нужно вначале обработать раствором из индивидуального противохимического пакета открытые участки кожи, на которые попало аварийно химически опасное вещество, а затем зараженные места одежды и лицевую часть противогаза. Если такого пакета нет, то можно обезвредить капельно-жидкие отравляющие вещества бытовыми химическими средствами.

Для проведения частичной санитарной обработки при загрязнении бактериальными (биологическими) средствами необходимо, не снимая противогаза, обметанием или отряхиванием удалить их с одежды, обуви и средств защиты, протереть дезинфицирующими средствами открытые участки тела, а при возможности обмыть их теплой водой с мылом.

Обработку необходимо проводить так, чтобы открытые участки тела не соприкасались с наружной поверхностью одежды и обуви.

При одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными, аварийно химически опасными веществами и бактериальными (биологическими) средствами сначала обезвреживают аварийно химически опасные вещества, а затем радиоактивные вещества и бактериальные средства.

Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды.

При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 3-5 ч с момента загрязнения.

При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью.

При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.

Жизнеобеспечение населения в ЧС. С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении:

Водой для медицинских, хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд;
продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных;
жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.);
предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.);
информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;
медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов;
минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном и ритуальном обслуживании.

Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией.

Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально-психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства.

Вопросы и задания

1. Какие работы называют аварийно-спасательными?

2. С какими целями проводят неотложные работы?

3. Расскажите о видах обеспечения аварийно-спасательных работ, их содержании и задачах.

4. Назовите основные этапы аварийно-спасательных работ.

5. Дайте определение санитарной обработки. В чем она заключается?

6. Как и когда надо проводить частичную и полную санитарную обработку?

7. Каким образом и в какой последовательности проводят частичную санитарную обработку при загрязнении радиоактивными веществами, заражении капельно-жидкими АХОВ и загрязнении бактериальными средствами?

8. Как надо проводить частичную санитарную обработку при одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными веществами, АХОВ и бактериальными средствами?

9. С какой целью проводят первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации?

10. В удовлетворении каких жизненно важных потребностей людей заключаются первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению?

11. От каких факторов зависит содержание мероприятий жизнеобеспечения населения в конкретной чрезвычайной ситуации?

12. Каким образом проводится практическая работа по морально-психологической поддержке населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации?

Задание 37

Из приведенного ниже перечня видов обеспечения выберите те, которые характерны для аварийно-спасательных работ:

а)транспортное;
б) медицинское;
в) материальное;
г) разведка;
д) продовольственное;
е) санитарно-гигиеническое;
ж) инженерное;
з) гидрометеорологическое;
и) геодезическое;
к) техническое;
л) дорожное;
м)военное;
н) информационное.

Задание 38

Из приведенного ниже перечня видов санитарной обработки выберите правильные:

а) местная;
б) общая;
в) частичная;
г) неполная;
д) частная;
е)полная;
ж) индивидуальная