Open
Close

Виды биологических чрезвычайных ситуаций. Биологические ЧС Биологическая чрезвычайная ситуация — это. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

Природные пожары

В понятие природные пожары входят лесные пожары, пожары степных и зелœеных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых.

Самые типичные случаи возникновения лесного пожара:

1) брошена горящая спичка, окурок;

2) неосторожное обращение с оружием;

3) несоблюдения правил ТБ;

4) разведение костров в местах с подсохшей травой, на лесосœеке, под кронами деревьев и т. д.;

5) выжигание травы на лесных полянах, прогалинах или окало леса;

6) осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи, как зажигательная линза;

7) хозяйственные работы в лесу (корчевка, взрывание, сжигание мусора, строительство дорог, электролиний, трубопроводов и т. д.).

Лесные пожары классифицируются по:

1) характеру возгорания;

2) скорости распространения;

3) размеру площади, охваченной огнем.

В случае если вы оказались в лесу во время пожара, то направление противоположное огню, могут подсказать птицы и животные, которые бегут от огня в противоположную им, сторону.

Торфяные пожары движутся медленно, по несколько метров в сутки. Οʜᴎ особенно опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всœегда заметна и можно провалиться в подгоревший торф. По этой причине при пожаре нужно избегать торфяных болот, а при крайне важно сти – двигаться по торфяному полю только группой, причем первый в группе должен проверять шестом почву, как при движении по тонкому льду. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.

Небольшой пожар (ширина кромки – до 1 км) может за полчаса-час остановить группа из 3–5 человек даже без специальных средств. К примеру, веником из зелœеных ветвей, молодым деревцем (1,5–2 м), мешковиной, брезентом или одеждой сбивая пламя. Огонь нужно захлестывать, сметать в сторону очага пожара, небольшие языки пламени затаптывать ногами.

Еще один распространенный прием – забрасывать кромку пожара землей.

Борьбой с лесными пожарами в первую очередь занимаются государственная служба, у которой есть собственные авиабазы, пожарно-химические станции, дозорно-сторожевая служба и т. д. Крупные силы и техника, применяющаяся профессионалами, может концентрироваться в одном месте области.

Зоной биологического заражения называют территорию, в пределах которой возможно заражение. К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные (патогенные) микроорганизмы (или их токсины – яды).

Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Пандемия – необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континœентов и даже всœего земного шара.

Среди многих эпидемиологических классификаций широкое применение получила классификация, в основу которой положен механизм передачи возбудителя.

Инфекционные болезни классифицируются по виду возбудителя – вирусные болезни, риккетсиозы, бактериальные инфекции, протозойные болезни, геломинтозы, тропические микозы, болезни системы крови.

Эпизоотии. Инфекционные болезни животных – группа болезней, имеющая такие общие признаки, как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение.

Эпифитотия. Для оценки масштаба заболеваний растений применяют такие понятия, как эпифитотия и панфитотия.

Эпифитотия – распространение инфекционных болезней на значительные территории в течение определœенного времени.

Панфитотия – массовые заболевания, охватывающие несколько стран или континœентов.

Предупредительными мерами против распространения инфекционных болезней является комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, раннее выявление больных и подозреваемых по заболеванию путем обхода домов, усиление медицинского наблюдения за инфицированными, их изоляция или госпитализация, санитарная обработка людей и дезинфекция помещений, местности, транспорта͵ обеззараживание пищевых отходов, сточных вод, санитарные надзор за режимом работы предприятий жизнеобеспечения, санитарно-просветительная работа. Эпидемиологическое благополучие обеспечивается совместными усилиями органов здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы и населœения.

Биологические ЧС - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Биологические ЧС" 2017, 2018.

ЧС биологического происхождения являются инфекционные заболевания людей и сельскохозяйственных животных, поражение болезнями сельскохозяйственных растений.

Эпидемия - широкое, прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычный для данной территории уровень заболеваемости. Эпидемия, как ЧС, обладает очагом заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, или территорией, в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни. Иногда распространение заболевания носит характер пандемии, то есть охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях.

В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:

Водный и пищевой, например, при дизентерии и брюшном тифе;

Воздушно-капельный (при гриппе);

Трансмиссивный - при малярии и сыпном тифе;

Зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Эпидемии - одно из самых губительных для человека опасных природных явлений. Статистика свидетельствует о том, что инфекционные заболевания унесли больше человеческих жизней, чем войны. Хроники и летописи донесли до наших времен описания чудовищных пандемий, опустошивших огромные территории и уничтоживших миллионы человек. Некоторые инфекционные заболевания свойственны только людям: азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др.

Существуют также общие для человека и животных заболевания: сибирская язва, сап, ящур, туляремия и др.

Причины возникновения эпидемий ограничены. К примеру, обнаружена зависимость распространения холеры от солнечной активности, из шести ее пандемий четыре связаны с пиком активного солнца. Эпидемии возникают также при стихийных бедствиях, вызывающих гибель большого числа людей, в странах, охваченных голодом, при крупных засухах, распространяющихся на больших территориях.

Так, например, шестой век - первая пандемия - «юстиниановская чума» - возникла в Восточной Римской империи. За 50 лет на территории нескольких стран погибло около 100 млн. человек. Чума -острое инфекционное заболевание человека и животных.

1347-1351 гг. - вторая пандемия чумы в Евразии. Погибли 25 млн. человек в Европе и 50 млн. человек в Азии.(каждый пятый) «Черная смерть»

1380 г. - от чумы в Европе умерли 25 млн. человек.

1665 г. - только в одном г. Лондоне от чумы умерло около 70 тыс. человек.

Конец XIX века - третья пандемия чумы, распространенная крысами с морских судов, охватила более чем 100 портов многих стран мира.

До сих пор в мире возникают пандемии различных заболеваний. Так в период с 1816-1926 гг. - по странам Европы, Индии и Америки последовательно прокатились 6 пандемий холеры.

1831 г. - от холеры в Европе умерли 900 тыс. человек.

1848 г. - в России холерой заболело свыше 1,7 млн. человек, из которых умерло около 700 тыс. человек.

В 1967 г. в мире около 10 млн. человек заболело оспой, 2 млн. из которых умерли. Всемирная организация здравоохранения начинает крупномасштабную акцию по вакцинации населения.

В СССР с 1980 г. прекращена вакцинация от оспы. Считается, что оспа в мире уничтожена.

1981 год - открытие болезни СПИД. В настоящее время ежедневно в мире заражается СПИДом порядка 6500 человек из них около 1000 детей.

Почти во всем мире отмечается увеличение численности заболевания туберкулезом (ежегодно заболевают 2 - 3 млн человек, из которых 1-2 млн погибают).

При возникновении очага инфекционного заражения на пораженной территории вводится карантин или обсервация. Постоянные карантинные мероприятия осуществляются также таможнями на государственных границах.

Карантин - это система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем. Вокруг очага устанавливается вооруженная охрана, запрещаются въезд и выезд, а также вывоз имущества. Снабжение производится через специальные пункты под строгим медицинским контролем.

Обсервация - это система изоляционно-ограничительных мероприятий, направленных на ограничение въезда, выезда и общения людей на территории, объявленной опасной, усиление медицинского наблюдения, предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных заболеваний. Обсервация вводится при установлении возбудителей инфекции, не относящихся к группе особо опасных, а также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.

На данный момент карантин и обсервация - самые надежные способы борьбы.

В последние годы обеспокоенность в мире вызывает широкое распространение так называемого «Птичьего гриппа» - инфекционной болезни птиц, вызываемой одним из штаммов вируса гриппа. Зародившись в странах Юго-Восточной Азии, «птичий грипп» распространяется на север и восток. В 2005 году очаги этой болезни были зарегистрированы уже в странах на юге Европы (Турция, Румыния, Украина), а также в некоторых регионах России. Считается, что распространителями заболевания являются мигрирующие водоплавающие птицы (наиболее часто - дикие утки). Домашние птицы, включая кур и индеек, особенно восприимчивы к эпидемии быстро распространяющегося смертельного гриппа. Особенно опасна его разновидность - вирус Н5N1, так как зарегистрированы случаи поражения им человека после контакта с заболевшей птицей. Пока, к счастью, этот вирус не передается от человека к человеку. Но по мнению специалистов эпидемиологов - это лишь вопрос времени.

Во многих странах, в том числе и в России к началу 2006 года разработаны вакцины для предотвращения заболевания птичьим гриппом.

Предполагается, что, начиная с весны 2006 года будет проводиться вакцинация домашней птицы в потенциально опасных регионах, лежащих на пути миграции птиц а также проведение ряда санитарных и профилактических мероприятий.

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения не рекомендовала вводить каких-либо ограничений на поездки в страны, в которых зарегистрированы вспышки «птичьего гриппа», однако при посещении этих стран следует воздержаться от посещения мест, где может возникнуть контакт с инфицированной птицей, в первую очередь рынков, на которых осуществляется продажа или забой живой птицы.

Если со временем, все больше людей станут инфицированными, то увеличится вероятность того, что эти люди, если они одновременно инфицированы штаммами гриппа человека и птичьего гриппа, станут «сосудом для смешения» и появится новый подтип вируса с достаточным количеством человеческих генов чтобы легко передаваться от человека к человеку. Если произойдет такое событие, может возникнуть пандемия.

Основываясь на исторических примерах, пандемии гриппа могут возникать в среднем три-четыре раза каждый век, когда появляется новый подтип вируса и быстро распространяется от человека к человеку. Однако, появление пандемии гриппа непредсказуемо. В 20 веке за большой пандемией гриппа в 1918-1919 годах, которая стала причиной смерти 40-50 миллионов человек по всему миру, последовали пандемии в 1957-1958 и 1968-1969 годах.

Эпизоотия - широкое распространение инфекционной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории.

Эпизоотии, как и эпидемии, могут носить характер настоящих стихийных бедствий. Возникновение эпизоотии возможно лишь при наличии комплекса взаимосвязанных элементов, представляющих собой так называемую эпизоотическую цепь: источник возбудителя инфекции (больное животное или животное-микробоноситель), факторы передачи возбудителя инфекции (объекты неживой природы) или живые переносчики (восприимчивые к болезни животные).

К наиболее опасным и распространенным видам инфекционных заболеваний относятся: африканский сап, энцефалит, ящур, чума, туберкулез, грипп, сибирская язва, бешенство.

В1996 г. в Великобритании свыше 500 тыс. голов сельскохозяйственных животных заразилось чумой крупного рогатого скота. Это вызвало необходимость уничтожения и утилизации останков больных животных.

Эпифитотия - широкое распространение инфекционной болезни растений, охватывающее район, область или страну.

В виде эпифитотии проявляются, например, ржавчина и головня хлебных злаков при поражении которой потери урожая составляют 40-70%; пирокулариоз риса - заболевание вызывается грибком, потери урожая могут достигать 90%; фитофтороз картофеля, парша яблони и многие другие инфекционные заболевания.

Панфитотией называется массовое заболевание растений и резкое увеличение численности вредителей растений на территории стран или континентов

Саранча наносит ни с чем не сравнимый ущерб сельскому хозяйству во многих странах Африки, Азии и Ближнего Востока. Ее налетам подвержено почти 20% поверхности земного шара. Саранча, передвигаясь со скоростью 0,5-1,5 км/ч, уничтожает на своем пути буквально всю растительность. Так, в 1958 г. одна лишь стая уничтожила в Сомали за день 400 тыс. т зерна. Под тяжестью оседающих стай саранчи ломаются деревья и кустарники. Личинки саранчи питаются по 20-30 раз в день

Урок ОБЖ в 8 классе

Учитель: Григорьева Екатерина Александровна

Тема : «Чрезвычайные ситуации биологического происхождения»

Тип урока : изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока :

Образовательные:

  • Понимать и уметь различать такие понятия как:

Эндемия, эпидемия, пандемия;

Энзоотия, эпизоотия, панзоотия;

Эпифитотия, панфитотия;

Обсервация и карантин;

Дезинсекция, дезинфекция и дератизация;

  • Ознакомить с последствиями инфекционных заболеваний, основными путями распространения инфекции, профилактикой и устранением источника инфекционных заболеваний.

Развивающие:

  • Развить навыки по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, в том числе мытье рук с мылом или дезинфицирующими средствами;
  • Развить устную речь, умение слушать, умение ясно и кратко излагать свои мысли;
  • Развить познавательную деятельность по отношению к своему здоровью;

Воспитательные:

  • Воспитание ответственности к своему здоровью;
  • Воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;
  • Повысить интерес к уроку ОБЖ.

Оборудование : проектор, компьютер, учебник, тетрадь, карточки-тесты, кроссворд.

План урока

  1. Организационный момент (2 минуты)
  2. Проверка домашнего задания (10 минут)
  3. Изучение нового материала (16 минут)
  4. Физкультминутка(2 минуты)
  5. Первичное закрепление материала (10 минут)
  6. Итоги урока (2 минуты)
  7. Информация о домашнем задании (2 минуты)
  8. Рефлексия (1 минута)

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, фиксация отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах)

Учитель раздает карточки нескольким учащимся, один ученик отвечает в устной форме, остальные внимательно слушают и дополняют ответ учащегося.

3. Изучение нового материала.

Просмотр видеосюжета «Инфекционные заболевания».

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (ЧС биологического характера).

Инфекционные болезни людей – это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (микробами).

Зараженные люди и животные называются источниками инфекции.

На Украине в 1995 году зарегистрирована эпидемия туберкулёза.

Ежегодно в мире заболевает туберкулезом 10 млн. человек, 3 млн. умирают, из них 8 тыс. ежедневно. И это далеко не полные статистические данные.

Есть такие инфекционные заболевания , которые свойственны только людям : азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др

Эндемия – это постоянное наличие в данной местности определенных заболеваний, обусловленных ее природными особенностями и своеобразием условий жизни населения.

Эпидемия – быстрое и массовое распространение инфекционной болезни среди людей в пределах определенной территории.

Пандемия – это тоже что и эпидемия, только охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях.

В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:

1) пищевой (брюшной тиф, дизентерия и др.);

2) водный (холера, брюшной тиф и др.);

3) воздушно-капельный (менингит, корь, грипп и др.);

4) воздушно-пылевой (пневмония, столбняк);

5) контактно-бытовой (грипп, сибирская язва);

6) трансмиссивный - через передатчиков (вшей - сыпной тиф, клещей - энцефалит и др.).

Зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Энзоотия - это одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных в определенной местности, хозяйстве или пункте, природные и хозяйственно-экономические условия которых, исключают повсеместное распространение данной болезни.

Эпизоотия – одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных на конкретной территории в определенный промежуток времени, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Панзоотия - это массовое одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных с высоким уровнем заболеваемости на огромной территории с охватом целых регионов, нескольких стран и материков.

Вопрос по теме: в 1996 г. в Великобритании свыше 500 тыс. голов сельскохозяйственных животных заразилось чумой крупного рогатого скота, что вызвало необходимость уничтожения и утилизации останков больных животных. Как Вы считаете, к какому из перечисленных критерий можно отнести данное обстоятельство? Ответ:Эпизоотия.

Имейте в виду, гладя на улице собачку или киску, что она может болеть опасным и распространенным видом инфекционных заболеваний, таким как: африканский сап, энцефалит, ящур, чума, туберкулез, грипп, сибирская язва, бешенство и т.п.

Проводится по трем основным направлениям:

1. устранение источника инфекции;

2. исключение путей передачи возбудителя инфекции;

3. повышение невосприимчивости людей и животных (проведение иммунизации).

Эпифитотия - массовое, одновременное распространение инфекционных заболеваний сельскохозяйственных растений и (или) резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности.

Эпифитотии характеризуются такими болезнями , как ржавчина хлебных злаков, фитофтороз (картофельная гниль) - заболевание, поражающее грибком листья, стебли и клубни картофеля и др.

Гибель и болезни растений могут явиться следствием неправильного применения различных химических веществ. Серьезными вредителями сельского хозяйства являются грызуны (сурки, суслики, серые полевки, пеструшки и др.).

Панфитотия - массовое заболевание растений и резкое увеличение численности вредителей растений на территории нескольких стран или континентов.

Профилактика для растений - биологическая, химическая и механическая борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства (опрыскивание, опыление, окружение канавами очагов распространения вредителей).

Профилактика распространения инфекций .

1) дезинфекция – уничтожение возбудителя в объектах внешней среды, в помещениях, на территориях, на белье, одежде, коже;

2) дезинсекция – уничтожение во внешней среде вредоносных насекомых;

3) дератизацию – уничтожение грызунов.

При возникновении очага инфекции на зараженной территории вводится карантин или обсервация.

Обсервация – система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями.

Карантин - полная изоляция очага заражения от населения (окружающего).

Санитарно-гигиенические мероприятия включают обязательное соблюдение простых правил личной и общественной гигиены.

4.Первичное закрепление материала

Тест «ЧС биологического происхождения»(Приложение1)

Кроссворд по теме «ЧС природного характера»

5. Итоги урока.

Подведение итогов урока, выставление отметок

6.Домашнее задание.

На слайде выводится информация о домашнем задании.

7.Рефлексия.

На карточках нарисованы смайлики настроения, ребята ставят плюсик в соответствие с настроением на уроке.

Учитель благодарит всех ребят за хорошую работу на уроке.

Приложение 1

Тест к уроку «ЧС биологического происхождения»

А) Дегазацию

Б) Дезактивацию

В) Дезинфекцию

А) воздушно-капельным

А) дезинсекция

Б) дератизация

В) демеркуризация

Г) дезинфекция

А) карантином

Б) дезинфекцией

В) обсервацией

В) эпифитотия, панфитотия

Б) полную изоляцию больниц

9. К массовым заболеваниям людей относится:

А) эпифитотия, панфитотия

Б) проверке лекарств

1. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?

2. В результате кишечных инфекций возникают такие заболевания как дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит и пр. Каким путем происходит передача инфекции?

А) воздушно-капельным

Б) через продукты питания и почву

В) укусы кровососущих переносчиков

3. Инфекционные болезни людей – заболевания вызываемые:

А) болезнетворными микроорганизмами и микробами;

Б) любыми микроорганизмами и микробами

В) бактериями, распространяющимися по воздуху

4. Какие мероприятия включают устранение источника инфекции?

5. Система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями, называется:

6. К массовым заболеваниям животных относится:

А) эпидемия, пандемия, эндемия

Б) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

В) эпифитотия, панфитотия

7. Выберите неправильный ответ:

А) дезинсекция – это уничтожение насекомых

Б) дератизация – это уничтожение грызунов

В) дезинфекция – это уничтожение растений

8.Карантин – это система мероприятий, направленных на…

А) полную изоляцию эпидемического очага

Б) полную изоляцию больниц

В) последующую полную ликвидацию последствий заражений

Г) последующую уборку помещений

А) эпифитотия, панфитотия

Б) эпидемия, пандемия, эндемия

В) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

10. По каким основным направлениям проводится профилактика инфекционных заболеваний?

А) устранению источника инфекции

Б) проверке лекарств

В) выключению (разрыву) путей передачи возбудителя инфекции

Г) повышению невосприимчивости людей и животных (прививки)

Д) установка систем кондиционирования воздуха в помещениях

1. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?

А) Дегазацию Б) Дезактивацию В) Дезинфекцию

2. В результате кишечных инфекций возникают такие заболевания как дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит и пр. Каким путем происходит передача инфекции?

А) воздушно-капельным

Б) через продукты питания и почву

В) укусы кровососущих переносчиков

3. Инфекционные болезни людей – заболевания вызываемые:

А) болезнетворными микроорганизмами и микробами;

Б) любыми микроорганизмами и микробами

В) бактериями, распространяющимися по воздуху

4. Какие мероприятия включают устранение источника инфекции?

А) дезинсекция В) демеркуризация

Б) дератизация Г) дезинфекция

5. Система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями, называется:

А) карантином Б) дезинфекцией В) обсервацией

6. К массовым заболеваниям животных относится:

А) эпидемия, пандемия, эндемия

Б) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

В) эпифитотия, панфитотия

7. Выберите неправильный ответ:

А) дезинсекция – это уничтожение насекомых

Б) дератизация – это уничтожение грызунов

В) дезинфекция – это уничтожение растений

8.Карантин – это система мероприятий, направленных на…

А) полную изоляцию эпидемического очага

Б) полную изоляцию больниц

В) последующую полную ликвидацию последствий заражений

Г) последующую уборку помещений

9. К массовым заболеваниям людей относится:

А) эпифитотия, панфитотия

Б) эпидемия, пандемия, эндемия

В) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

10. По каким основным направлениям проводится профилактика инфекционных заболеваний?

А) устранению источника инфекции

Б) проверке лекарств

В) выключению (разрыву) путей передачи возбудителя инфекции

Г) повышению невосприимчивости людей и животных (прививки)

Д) установка систем кондиционирования воздуха в помещениях


Решение:
Дезинфекция, осуществляемая у постели больного с целью предупреждения распространения инфекции, называется текущей дезинфекцией (обеззараживание выделений больного и зараженных им предметов).
Различают дезинфекцию профилактическую, текущую и заключительную.
Профилактическую дезинфекцию проводят с целью предупреждения возможности возникновения инфекционных заболеваний или заражения от предметов и вещей, находящихся в общем пользовании.
Заключительную дезинфекцию проводят в очаге инфекции после изоляции, госпитализации, выздоровления или смерти больного с целью полного освобождения инфекционного очага от возбудителей заболевания.
Частным видом дезинфекции является дератизация – истребление грызунов, опасных в эпидемиологическом отношении.

4. К инфекциям дыхательных путей (острым респираторным заболеваниям)
не относится …

Решение:
К инфекциям дыхательных путей (острым респираторным заболеваниям)
не относится вирусный гепатит. Инфекции дыхательных путей – наиболее многочисленные и самые распространенные заболевания. Большая часть этих заболеваний объединена общим названием – острые респираторные заболевания. Возбудители локализуются в верхних дыхательных путях больного человека и распространяются воздушно-капельным способом при разговоре, чихании, кашле. Кроме широко известного гриппа, к числу инфекций дыхательных органов относятся также натуральная оспа, дифтерия, которые в недалеком прошлом являлись эпидемиологическими заболеваниями.

Пандемия - Панзоотия Панфитотия

а) панэпидемией;

б) эпизоотией;

в) заболеванием;

г) эпидемией.

а) эпидемией;

б) панфитотией;

в) эпифитотией;

г) эпизоотией.

а) эпизоотией;

б) эпифитотией;

в) эпидемией;

г) панэпидемией.

а) патогенные микробы;

г) микроэлементы.

а) паротит, гепатит;

в) менингит, дизентерия;

г) оспа, бешенство.

Правила поведения при ЧС природного характера. Защита населения при угрозе и в ходе ЧС природного характера. 5. Что необходимо знать для эффективного противодействия ЧС природного характера?

1. Какими могут быть природные явления?

Ответ. Природные явления могут быть экстремальными, чрезвычайными и катастрофическими.

2. Что такое стихийное бедствие?

Ответ. Стихийное бедствие – это катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и нанести значительный материальный ущерб.

3. Предсказуемы ли природные явления?

Ответ. Природные явления чаще всего внезапные и непредсказуемые, а также они могут носить взрывной и стремительный характер.

4. Зависимы ли происходящие природные явления?

Ответ. Природные явления могут происходить независимо друг от друга (например, сход лавины и природные пожары) и во взаимодействии (например, землетрясение и цунами).

5. Что необходимо знать для эффективного противодействия ЧС природного характера?

Ответ. Для эффективного противодействия ЧС природного характера необходимо знание состава события, исторической хроники и местной характеристики природных угроз.

6. Какими могут быть формы защиты от природных опасностей?

Ответ. Защита от природных опасностей может быть активной (например, строительство инженерно-технических сооружений) и пассивной (использование укрытий, возвышенностей.

7. Какие районы нашей страны являются сейсмоопасными?

Ответ. Сейсмоопасными районами в нашей стране являются Камчатка, Курилы, Сахалин, Приморье, юг Хабаровского края, Алтай, Забайкалье.

8. Что является обязательным условием организации защиты от наводнений?

Ответ. Обязательным условием организации защиты от наводнений является их прогнозирование.

9. Какие опасности, угрожающие человеку из Космоса вполне возможны?

Ответ. На Землю ежегодно падает около 30 тысяч тонн космического вещества. Опасности, угрожающие человеку из Космоса вполне возможны. Это падение метеоритов, комет, астероидов.

1. Опишите природные явления метеорологического происхождения.

Ответ. Движение воздуха относительно земли называют ветром. Сила ветра оценивается по 12-ти бальной шкале Бофорта (на стандартной высоте 100 метров над открытой ровной поверхностью).Буря – продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает 20 м/с. Ураган – ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого 32 м/с (120 км/час). Ветер ураганной силы, сопровождающийся выпадением обильных осадков, в Юго-Восточной Азии называют тайфуном.Смерч – или торнадо – атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке, а затем распространяющийся в виде темного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря. Принцип действия смерча напоминает работу пылесоса.

2. Опишите варианты опасностей метеорологического происхождения.

Ответ. Опасности для людей при таких природных явлениях заключаются в разрушениях домов и сооружений, воздушных линий электропередач и связи, наземных трубопроводов, а также поражении людей обломками разрушенных сооружений, осколками стекол, летящими с большой скоростью. При снежных и пыльных бурях опасны снежные заносы и скопления пыли на полях, дорогах и населенных пунктах, а также загрязнение воды.

3. Опишите циклон и факторы его опасности.

Ответ. Движение воздуха направлено от высокого давления к низкому. Формируется область низкого давления с минимумом в центре, что называется циклоном. Циклон в поперечнике достигает несколько тысяч километров. Погода при циклоне преобладает пасмурная, с усилением ветра. Метеочувствительные люди во время прохождения циклона жалуются на ухудшение самочувствия.

4. Опишите сильный мороз и его опасности.

Ответ. Сильные морозы – характеризуются понижением температуры в течение нескольких дней на 10 и более градусов ниже среднестатистических показателей для данной местности.Гололед – слой плотного льда (несколько сантиметров), образующийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улиц и на предметах и строениях при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана). Гололед наблюдается при температуре от 0 до 3 С. Как вариант – ледяной дождь.Гололедица - это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя. Опасности. Увеличение количества ДТП и травм среди населения. Нарушение жизнедеятельности при обледенении линий электропередач, контактных сетей электротранспорта, что может привести к электротравмам и пожарам.

5. Опишите метель и её опасности.

Ответ.Метель (вьюга, пурга) – это гидрометеорологическое бедствие. Связанное с обильным выпадением снега, при скорости ветра выше 15 м/с и продолжительности снегопада более 12 часов. Опасности для населения заключаются в заносах дорог, населенных пунктов и отдельных зданий. Высота заноса может быть более 1 метра, а в горных районах до 5-6 метров. Возможно снижение видимости на дорогах до 20-50 метров, а также разрушение зданий и крыш, обрывы электропередачи и связи.

6. Опишите туман и его опасные факторы.

Ответ. Туман – скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов в приземном слое атмосферы, снижающее видимость на дорогах. Опасности . Снижение видимости на дорогах нарушает работу транспорта, что ведет к авариям и травматизму среди на населения.

7. Опишите засуху, сильную жару и их опасные факторы.

Ответ. Засуха – продолжительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности.Сильная жара – характеризуется повышением среднегодовой температуры окружающего воздуха на 10 и более градусов в течение нескольких дней. Опасности заключаются в тепловом перегревании человека, т.е. может привести к тепловому или солнечному удару, что может привести к смерти. Во время сильной жары и особенно засухи, возрастает вероятность природных пожаров. Природные пожары могут быть лесными, степными и торфяными. По распространению огня они могут быть низовые и верховые. При низовых пожарах огонь распространяется со скоростью от 0,1 до 3 метров в минуту. Скорость распространения верхового пожара до 100 м в минуту по направлению ветра. В случае угрозы для жизни от массовых пожаров в населенных пунктах организуется эвакуация населения в безопасное место.
Опасности: термическое воздействие на незащищенную кожу и дыхательные пути, вдыхание дыма и оксида углерода, вредно влияющих на здоровье людей.

8. Опишите землетрясение и его опасности.

Ответ. Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большое расстояние в виде упругих колебаний. З. относится к тектонически-опасным явлениям. Наука, изучающая З. называется сейсмологией. Точка на поверхности земли, находящаяся под фокусом З., называется эпицентром. Интенсивность З. оценивается по Международной (Меркалли) 12-ти бальной сейсмической шкале. В России принята 9-ти бальная шкала Рихтера. Условно З. подразделяют на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов). Сильные З. всегда сопровождаются многочисленными афтершоками. Афтершок – это повторный сейсмический толчок, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом. Их количество и интенсивность со временем уменьшается, а продолжительность проявления могут длиться месяцами. Почти симметричны афтершокам - форшоки. Отличие состоит в том, что иногда сильное З. порождает малые афтершоки, а иногда, наоборот, слабое З. (форшок) порождает большое (главный удар), который в свою очередь, порождает меньшее З. (афтершоки). Опасности: подземные колебания приводят к разрушениям. Чем дольше длятся сотрясения, тем тяжелее разрушения. Это приводит разным травмам среди населения, нарушению жизнедеятельности и материальному ущербу.

9. Опишите цунами и его опасности.

Ответ. Цунами – опасное природное явление, представляющее собой морские волны, возникающие, главным образом при подводных и прибрежных З. Цунамиопасными районами нашей страны являются Курилы, побережье Камчатки, Сахалина и Тихого океана. Сформировавшись в каком-либо месте Ц. может распространяться с большой скоростью (до 1000 км/час), при этом высота волны при подходе к береговой черте достигает 10-50 метров. Опасности: затопление местности водой, разрушения, а также гибель людей и животных. Очень часто это серия волн, которая накатывается на берег с интервалом в 1 час и более.

10. Опишите извержение вулкана и его опасности.

Ответ.Извержение вулкана. Вулкан – это геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на поверхность извергаются расплавленные горные породы (лава). Извержение вулкана относится к теллурически опасным явлениям. Опасности : 1) лавовые потоки, 2) выброс горных пород, 3) вулканические грязевые потоки, 4) палящие тучи пепла, 5) выброс газов, 6) вулканические наводнения. Извержения могут сопровождаться землетрясением.

11. Опишите наводнение, его типы, возможные опасности.

Ответ. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море в периоды снеготаяния, ливней, ветровых нагонов, при заторах и зажорах.Типы наводнений. Половодье – периодически повторяющийся довольно продолжительный подъем уровня воды в реках, обычно вызываемый весенним таянием снега или дождевыми осадками на равнинах. Паводок - интенсивный сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями. В отличие от половодий паводки могут повторяться несколько раз в году. Затор - нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и на излучинах русла реки, стесняющее течение. Зажор - скопление рыхлого льда во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и на излучинах русла реки. Ветровой нагон – это подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся в морских устьях крупных рек, а также на наветренном берегу больших озер, водохранилищ и морей. Опасностями при Н. является вредное воздействие холодной воды и воздуха на организм человека и материальный ущерб, который оценивается количеством единиц разрушенных, поврежденных и вышедших из строя объектов, нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая.

12. Опишите оперативные предупредительные меры при угрозе наводнения.

Ответ. К оперативным предупредительным мерам относятся: оповещение населения об угрозе Н. и заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.

13. Опишите действия при угрозе наводнения.

Ответ. При угрозе Н . и получении информации о начале эвакуации необходимо быстро собраться, взять все необходимое и 3-х дневной запас продуктов. При внезапном Н. необходимо до прибытия помощи занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, подавая сигналы бедствия.

14. Опишите оползни их причины и возможные опасности.

Ответ. Оползни – это скользящее смещение масс горных пород вниз по склону возвышенности под влиянием силы тяжести. Причины возникновения О. могут быть естественно-природные и антропогенные. Скорость движения О. может быть исключительно быстрая (3 м/с), очень быстрая (0,3 м/мин), быстрая (1,5 м/сутки), умеренная (1,5 м/ месяц), очень медленная (1,5 м/ год), исключительно медленная (0,06 м/год). Опасности: сползающие тяжелые массы грунта, засыпающие или разрушающие все на своем пути.

15. Опишите сели, их причины и возможные опасности.

Ответ. Сели – стремительный бурный поток воды с большим содержанием камней, песка, глины и других материалов. Причинами могут быть интенсивные и продолжительные ливни, быстрое таяние снега и ледников, землетрясение и вулканическая деятельность. Для своевременной организации защиты населения первостепенное значение имеет четко налаженная система оповещения населения.

16. Опишите снежные лавины, их причины и возможные опасности. Формы защиты.

Ответ. Снежная лавина – это масса снега, пришедшая в движение под воздействием силы тяжести и несущаяся по горному склону. Причинами являются выпавшее количество осадков, высота снежного покрова, температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра. Защита от лавин может быть активной и пассивной. При пассивной защите избегают лавиноопасных склонов или ставят заградительные щиты. Активная защита заключается обстреле лавиноопасных склонов. Тем самым вызывают сход небольших неопасных лавин и препятствуют накоплению критических масс снега. Опасностями являются удары движущейся массы снега, заваливающих свободное пространство, что может привести к гибели людей.

17. Опишите варианты космических опасностей и их факторы.

Ответ. Всего по прогнозам астрономов в Космосе существует около 300 тыс. астероидов и комет. Встреча нашей планеты с небесными телами представляет серьезную угрозу для нашей биосферы. Расчеты показывают, что удар астероида диаметром около 1 км сопровождается выделением энергии, в десятки раз превышающей весь ядерный потенциал, имеющийся на Земле. Поэтому многие страны проводят работы по проблемам астероидной опасности и техногенному засорению космического пространства.

18. Опишите способы защиты планеты Земля.

Ответ. Разрабатывается прогнозирование и способы предотвращение столкновения массивных космических тел с Землей. Основным средством борьбы с астероидами и кометами являются ракетно-ядерные технологии. В зависимости от размеров опасных космических объектов (ОКО) и используемых для их обнаружения информационных средств, располагаемое время на организацию противодействия может меняться от нескольких суток до нескольких лет. Предлагается разработать систему планетарной защиты от ОКО, которая основана на двух принципах защиты: изменение траекторииОКО или разрушение его на несколько частей. На первом этапе предполагается создать службу наблюдения за их движением с таким расчетом, чтобы обнаруживать объекты размером около 1 км за год-два до его подлета к Земле. На втором этапе необходимо рассчитать его траекторию и проанализировать возможность столкновения с Землей. Если вероятность велика, то необходимо принять решение по его уничтожению или изменения траектории ОКО. Для этой цели можно использовать межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Современный уровень космических технологий позволяет создать такие системы перехвата.

19. Опишите солнечную радиацию, её полезные свойства и возможные опасности.

Ответ. Солнечная активность является причиной появления магнитных бурь, влияющих на самочувствие человека. Солнечная радиация выступает мощным оздоровительным и профилактическим фактором, стимулирующим фотобиологические процессы. Их можно условно разделить на 3 группы. Первая группа обеспечивает синтез биологически важных соединений (витамины, пигменты). Ко второй группе относятся фотобиологические процессы, необходимые для получения информации, позволяющей ориентироваться в окружающей обстановке (зрение, слух). Третья группа – это процессы, вредно влияющие на организм человека (разрушение белков, витаминов, ферментов, появление вредных мутаций).

20. Опишите ультрафиолетовую часть солнечного спектра и её опасности.

Ответ. Наиболее активной в биологическом отношении является ультрафиолетовая часть солнечного спектра. Интенсивность УФ- излучения у поверхности Земли не постоянна и зависит от географической широты местности, времени года, состояния погоды, степени прозрачности атмосферы. При облачной погоде интенсивность УФ-излучения у поверхности Земли может снижаться до 80 % . Запыленность атмосферного воздуха снижает интенсивность от 11 до 50 %. Но также известно, что чрезмерное солнечное облучение может привести к ожогам на коже, нарушению зрения (фотоофтальмии) и возникновению рака кожи.

21. Опишите виды биологические ЧС, патогенные изменения в растениях.

Ответ. К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии. Э п и д е м и я – широкое распространение аналогичного инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Пандемия - необычно большое распространение инфекционной болезни, как по уровню, так и по масштабам с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара. Э п и з о о т и и. Инфекционные болезни животных – группа болезней, имеющих общие признаки, специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение. Панзоотия – это высшая степень развития эпизоотии. Характеризуется необычайно широким распространением инфекционной болезни, охватывающей все государство или несколько стран или континентов. Э п и ф и т о т и и - это распространение инфекционных болезней растений на значительной территории в течение определенного времени. Панфитотия – массовые заболевания растений, охватывающие несколько стран или континентов. Восприимчивость растений к инфекционным заболеваниям зависит от районированных сортов, времени заражения и погоды. Все патогенные изменения в растениях проявляются в разнообразных формах и делятся на: гнили, мумификацию, увядание, некрозы, налеты, наросты. Чем раньше происходит заражение посевов, тем выше степень поражения растений и значительнее потери урожая.

1. Обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий или аварий, называются чрезвычайными, если они вызывают ….
а) небольшие изменения в жизнедеятельности людей;

б) резкие изменения в жизнедеятельности людей;

в) повышение работоспособности у людей;

г) понижение работоспособности у людей.

2. ЧС, масштаб которых ограничивается одной промышленной установкой, поточной линией, цехом называется:

а) экологической ЧС;

б) социальной ЧС;

в) локальной ЧС;

г) биологическая ЧС.

3. Непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не способно справиться самостоятельно, называется:

а) чрезвычайная;

б) катастрофическая;

в) экстремальная;

г) инцидент.

4. Характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о её состоянии, называется _______ в районе ЧС

а) оперативной обстановкой;

б) опасностью;

в) бедствием;

г) катастрофой.

5. Катастрофическое природное явление, которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб, называется ___________ бедствием.

а) национальным;

б) стихийным;

в) экологическим;

г) биологическим.

6. К непрогнозируемым внезапным относятся ЧС _______ характера

а) природного и техногенного;

б) индивидуального;

в) социального;

г) экономического.

7. Общее число экстремальных событий, ведущих к возникновению стихийных бедствий постоянно …

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) сохраняется без изменений.

8. К физически опасным и вредным факторам природного происхождения относится (-ятся) …

а) недостаточная очистка стоков;

б) уровень солнечной радиации и радиоактивность;

в) применяемые не по назначению лекарственные средства;

г) ядовитые растения.

9. Для эффективного противодействия ЧС природного характера необходимо …

а) отсутствие природных рисков;

б) совершенствование законодательной базы;

в) анализ статистики ЧС данного вида;

г) знание состава, исторической хроники, районирование и характеристика природных угроз.

10. ЧС природного характера могут происходить …

а) независимо друг от друга;

б) под воздействием антропогенных факторов;

в) только во взаимодействии друг с другом;

г) независимо друг от друга и во взаимодействии.

11. Взрывной и стремительный характер носят ЧС _______ происхождения.

а) биологического;

б) экологического;

в) природного;

г) политического.

12. Система планетарной защиты от астероидов и планет основана на …

а) эвакуации населения из предполагаемой зоны падения;

б) изменение траектории или разрушение опасного космического объекта;

в) запуске искусственного спутника;

г) запуске пилотируемого корабля.

13. Точка на поверхности земли, находящаяся под фокусом землетрясения, называется __________

а) эпицентром;

б) точка излома;

в) метеоцентром;

г) разломом.

14. Наука, изучающая землетрясения, называется …

а) топографией;

б) гидрологией;

в) сейсмологией;

г) геологией.

15. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:

а) взрывная волна и разброс обломков;

б) водяные и грязекаменные потоки;

в) резкие колебания температуры;

г) тучи пепла и газов.

16. К теллурическим опасным явлениям относится …

а) оползень;

б) извержение вулкана;

в) землетрясение;

г) снежная лавина.

17. К тектоническим опасным явлениям относится …

а) землетрясение;

б) извержение вулкана;

18. К предупредительным антисейсмическим мероприятиям не относится

а) идентификация предвестников землетрясения;

б) усиление зданий и сооружений;

в) изучение природы землетрясений;

г) поведение домашних животных.

19. Наиболее безопасным местом в случае схода оползней, селей, обвалов и лавин, являются …

а) ущелья и выемки между горами;

б) салоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны;

в) возвышенности, расположенная с противоположной стороны селевого направления;

г) большие деревья с толстыми стволами.

20. Ураган - ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого примерно равна ___ м/с.

21. Ветер большой разрушительной силы, значительной продолжительности и скоростью 32 м/с называется

а) вихрем;

б) торнадо;

в) ураганом;

г) смерчем.

22. Принцип работы одного из указанных приборов напоминает принцип действия смерча. Что это за прибор:

а) пылесос;

в) газовая пита;

г) холодильник.

23. Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке, а затем распространяющийся в идее темного рукава или хобота по направлению к поверхности суши или моря - это ____

а) циклон;

в) ураган;

24. Скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов в приземном слое атмосферы, снижающих видимость, называется …

а) туманом;

б) ливнем;

в) дождем;

г) морозом.

25. Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает 20 м/с - это

а) торнадо;

26. Магнитные бури могут оказывать влияние на …

а) политические процессы;

б) стихийные бедствия;

в) демографические процессы;

г) самочувствие человека.

27. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует …

а) занять ближайшее возвышенное место и оставаться до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;

б) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое или цветное полотнище;

в) по возможности покинуть помещение и ждать на улице, подавая световые и звуковые знаки о помощи;

г) по возможности покинуть помещение и ждать помощи на улице.

28. При угрозе наводнения и получении информации о начале эвакуации населения необходимо быстро собраться и взять с собой:

а) паспорт, водительские права, пропуск с места работы, сберегательную книжку, квитанции;

б) однодневный запас продуктов питания, паспорт или свидетельство о рождении; комплект нижней одежды, средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

в) пакет с документами и деньги, медицинскую аптечку, трехдневный запас продуктов, туалетные принадлежности, комплект верхней одежды и обуви.

г) паспорт, деньги, драгоценности, как можно больше продуктов питания и вещей.

29. Одним из последствий наводнения является:

а) нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая;

б) взрывы промышленных объектов в результате действия волны прорыва;

в) возникновение местных пожаров, изменение климата.

30. Серьезным последствием наводнений, редкой повторяемости, является русловое …

а) изменения ландшафта;

б) сдвиг равнинных платформ;

в) смещение дорог;

г) переформирование рек.

31. Поток воды, имеющий значительную высоту гребня, скорость движения и обладающий большой разрушительной силой называется …

а) волной прорыва;

б) глубиной затопления конкретного участка местности;

в) максимальной разницей воды в верхнем и нижнем бьефе;

г) нарушение комфортных условий жизни людей.

32. Гигантские океанические волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержения вулканов, - это …

а) цунами;

б) тайфун;

в) моретрясение;

33. Укажите неверный ответ:

Если вы оказались в зоне лесного пожара, то, прежде всего, необходимо …

а) покинуть место пожара перпендикулярно направлению ветра;

б) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле, и дышать через мокрый платок (одежду);

в) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направлению распространения огня;

г) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и окунуться в ближайший водоем.

34. Может ли верховой пожар распространяться со скоростью до 100 м в минуту?

а) маловероятно;

35. В случае угрозы для жизни населения от массовых пожаров в населенных пунктах организуется:

а) укрытие в соседнем (не горящем) лесном массиве;

б) укрытие в подвалах и погребах;

в) укрытие в ближайшем водоеме;

г) эвакуация в безопасное место.

36. К неверным действиям человека, оказавшегося в зоне степного пожара, относится …

а) попытка покинуть место пожара перпендикулярно направлению ветра;

б) ожидание помощи;

в) попытка покинуть место пожара и дышать через мокрый платок (шарф);

г) попытка обойти зону пожара, если её обойти невозможно, то преодолеть границу огня против направления ветра.

37. Период с момента таяния снежного покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, называется …

а) пожароопасный сезон;

б) стихийное бедствие;

в) временной засухой;

г) чрезвычайной ситуацией.

38. К тушению пожара допускаются лица не моложе _________ лет

39. Массовое распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости называется…

а) панэпидемией;

б) эпизоотией;

в) заболеванием;

г) эпидемией.

40. Массовое распространение одноименных инфекционных заболеваний у животных, связанных с общим источником инфекции, называется …

а) эпидемией;

б) панфитотией;

в) эпифитотией;

г) эпизоотией.

41. Массовое распространение одноименных инфекционных заболеваний среди растений, связанных с общим источником инфекции, называется…

а) эпизоотией;

б) эпифитотией;

в) эпидемией;

г) панэпидемией.

42. К биологически опасным и вредным факторам природного происхождения относятся…

а) патогенные микробы;

б) биологическое загрязнение окружающей среды вследствие аварий на очистных сооружениях;

в) ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве;

г) микроэлементы.

43. К бактериологическим заболеваниям относятся …

а) паротит, гепатит;

Эпидемия - это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эпидемия, как ЧС, обладает очагом заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, или территорией,в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни.
В основе обусловленной социальными и биологическими факторами эпидемии лежит эпидемический процесс, то есть непрерывный процесс передачи возбудителя инфекции и непрерывная цепь последовательно развивающихся и взаимосвязанных инфекционных состояний (заболевание, бактерионосительство).
Иногда распространение заболевания носит характер пандемии ,
то есть охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях. Сравнительно высокий уровень заболеваемости может регистрироваться в определенной местности длительный период. На возникновение и течение эпидемии влияют как процессы, протекающие в природных условиях (природная очаговость. эпизоотии и т.д.). так и. главным образом, социальные факторы (коммунальное благоустройство, бытовые условия, состояние здравоохранения и т.д.).
В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:
- водный и пищевой , например, при дизентерии и брюшном тифе;
- воздушно-капельный (при гриппе);
- трансмиссивный - при малярии и сыпном тифе;
- зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Эпидемии - одно из самых губительных для человека опасных природных явлений. Статистика свидетельствует о том, что инфекционные заболевания унесли больше человеческих жизней, чем войны . Хроники и летописи донесли до наших времен описания чудовищных пандемий, опустошивших огромные территории и уничтоживших миллионы человек. Некоторые инфекционные заболевания свойственны только людям : азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др. Существуют также общие для человека и животных заболевания : сибирская язва, сап, ящур, пситакоз, туляремия и др.

Следы некоторых болезней обнаруживаются в древних захоронениях. Например, следы туберкулеза и проказы найдены на египетских мумиях (2-3 тыс. лет до н.э.). Симптомы многих болезней описаны в древнейших рукописях цивилизаций Египта, Индии, Шумера и др. Так, первое упоминание о чуме встречается в древнеегипетском манускрипте и относится к 4 в. до н.э. Причины возникновения эпидемий ограничены. К примеру, обнаружена зависимость распространения холеры от солнечной активности, из шести ее пандемий четыре связаны с пиком активного солнца. Эпидемии возникают также при стихийных бедствиях, вызвающих гибель большого числа людей, в странах, охваченных голодом, при крупных засухах, распространяющихся на больших территориях. Приведем некоторые примеры крупных эпидемий различных болезней. - Шестой век - первая пандемия - “юстиниановская чума" - возникла в Восточной Римской империи. За 50 лет на территории нескольких стран погибло около 100 млн. человек.
- 1347-1351 гг. - вторая пандемия чумы в Евразии. Погибли 25 млн. человек в Европе и 50 млн. человек в Азии.- 1380 г. - от чумы в Европе умерли 25 млн. человек.- 1665 г. - только в одном г. Лондоне от чумы умерло около 70 тыс. человек.- 1816-1926 гг. - по странам Европы, Индии и Америки последовательно прокатились 6 пандемий холеры.- 1831 г. - от холеры в Европе умерли 900 тыс. человек.- 1848 г. - в России холерой заболело свыше 1,7 млн. человек, из которых умерло около 700 тыс. человек.- 1876 г. - в Германии от туберкулеза умер каждый восьмой житель страны- Конец XIX века - третья пандемия чумы, распространенная крысами с морских судов, охватила более чем 100 портов многих стран мира.-1913 г.-в России от оспы умерли 152 тыс. человек.- 1918-1919 гг. - пандемия гриппа в Европе погубила более 21 млн. человек.- 1921 г. - в России от сыпного тифа погибли 33 тыс. человек, а от возвратного тифа - 3 тыс. человек.- 1961 г. - началась седьмая пандемия холеры.- 1967 г. - в мире около 10 млн. человек заболело оспой, 2 млн. из которых умерли. Всемирная организация здравоохранения начинает крупномасштабную акцию по вакцинации населения.- 1980 г. - в СССР прекращена вакцинация от оспы. Считается, что оспа в мире уничтожена.- 1981 г. - открытие болезни СПИД.- 1991 г. - в мире обнаружено около 500 тыс. человек, больных СПИД.- 1990-1995 гг. - ежегодно в мире от малярии умирают 1-2 млн. человек.- 1990-1995 гг. - в мире ежегодно заболевают туберкулезом 2-3 млн, человек, из которых умирают 1-2 млн. человек.- 1995 г. - в России из 35 млн. инфицированных заболели гриппом 6 млн. человек.- В 1996 г. заболеваемость СПИДом в России, по сравнению с 1995 г., выросла в 2 раза. Каждый день вирусом СПИД заражаются в мире 6500 взрослых и 1000 детей. К 2000 г. ожидается 30-40 млн. зараженных этой страшной болезнью.- Неожиданную активность в 1996 г. на территории России проявил клещевой энцефалит. Заболеваемость им возросла на 62%, заболели 9436 человек в 35 субъектах РФ.

При возникновении очага инфекционного заражения на пораженной территории вводится карантин или обсервация . Постоянные карантинные мероприятия осуществляются также таможнями на государственных границах.Карантин - это система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем. Вокруг очага устанавливается вооруженная охрана, запрещаются въезд и выезд, а также вывоз имущества. Снабжение производится через специальные пункты под строгим медицинским контролем.Обсервация - это система изоляционно-ограничительных мероприятий, направленных на ограничение въезда, выезда и общения людей на территории, объявленной опасной, усиление медицинского наблюдения, предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных заболеваний. Обсервация вводится при установлении возбудителей инфекции, не относящихся к группе особо опасных, а также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.

Еще медицине Древнего Мира были известны такие методы борьбы с эпидемиями, как удаление заболевших из города, сжигание вещей больных и умерших (например, в Ассирии, Вавилоне), привлечение переболевших к уходу за больными (в Древней Греции), запрещение навещать больных и совершать с ними обряды (на Руси). Только в тринадцатом веке в Европе начинают применять карантин. Для изоляции прокаженных были созданы 19 тыс. лепрозориев. Больным запрещалось посещать церкви, пекарни, пользоваться колодцами. Это помогло ограничить распространение лепры по Европе.

На данный момент карантин и обсервация - самые надежные способы борьбы с эпидемиями. Краткие сведения об основных инфекционных заболеваниях, сроках карантина и обсервации приведены в таблице.