Диагностика умственной отсталости. Тесты на умственное развитие Тесты дети с тяжелой степенью умственной отсталости
Каждый человек индивидуален не только по типу внешности, но и уровню умственного развития. Обычно интеллект закладывается еще у ребенка и в том, насколько он будет умным и эрудированным влияет ряд факторов - наследственность, индивидуальные особенности организма, темперамент, отношения в семье. Чтобы узнать, насколько вы интеллектуально развиты, пройдите несложный тест в режиме онлайн.
Тесты для развития мозга
Вы считаете, что у вас достаточное умственное развитие, вы много читаете и всегда любите познавать что-то новое? Значит, вы вправе называть себя всесторонне развитой личностью, но так ли это на самом деле? Чтобы определить это, не обязательно обращаться к специалисту. Проверить насколько хорошо у вас работают мозги, можно, пройдя несложное онлайн-тестирование.
Тест на общее развитие
Некоторые люди, считающие, что у них достаточное интеллектуальное развитие, преувеличивают свои возможности. Определить способность мозга хорошо воспринимать и сохранять информацию помогут специальные тесты, разработанные профессионалами с целью оценки уровня интеллекта.
Хотите определить свой коэффициент интеллекта? Предлагаем вашему вниманию интересный тест, который поможет каждому желающему проанализировать уровень своего IQ. Вам предстоит не только отвечать на вопросы, но и мыслить, сопоставлять и делать выводы. Будет очень интересно и полезно!
Помните ли вы правила орфографии, которым вас учили в школе? Действительно ли уверены, что пишите грамотно и не допускаете элементарных ошибок? Проверьте уровень знаний русского языка с помощью небольшого теста, который содержит вопросы из стандартной школьной программы.
Иногда взрослые не могут правильно ответить на элементарные вопросы и загадки, решить которые может любой грамотный школьник. Считаете ли вы, что обладаете достаточным уровнем знаний для того, чтобы называть себя эрудированным человеком? Проверить это можно прямо сейчас с помощью теста. Удачи!
Мы протестировали 3 159 582 человек!
Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ - intelligence quotient) - количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (Wikipedia). |
|
IQ тест длится 30 минут и содержит 40 простых вопросов! |
При выполнении теста нельзя использовать бумагу, калькулятор, ручку, шпаргалку, интернет и подсказки друга:)
|
Начать IQ тест онлайн:
Результаты IQ теста:
Результаты IQ теста известных людей
Имя | Профессия | Происхождение | IQ |
Abraham Lincoln | Президент | США | IQ 128 |
Adolf Hitler | Вождь нацистов | Германия | IQ 141 |
Al Gore | Политик | США | IQ 134 |
Albert Einstein | Физик | США | IQ 160 |
Albrecht von Haller | Ученый | Швейцария | IQ 190 |
Alexander Pope | Поэт | Англия | IQ 180 |
Andrew J. Wiles | Математик | Англия | IQ 170 |
Andrew Jackson | Президент | США | IQ 123 |
Andy Warhol | Скульптор, живописец | США | IQ 86 |
Anthonis van Dyck | Художник | Голландия | IQ 155 |
Antoine Arnauld | Теолог | Франция | IQ 190 |
Arne Beurling | Математик | Швеция | IQ 180 |
Arnold Schwarzenegger | Актер / Политик | Австрия | IQ 135 |
Baruch Spinoza | Философ | Голландия | IQ 175 |
Benjamin Franklin | Писатель, Ученый, Политик | США | IQ 160 |
Benjamin Netanyahu | Премьер министр | Израиль | IQ 180 |
Bill Gates | Основатель Microsoft | США | IQ 160 |
Bill (William) Jefferson Clinton | Президент | США | IQ 137 |
Blaise Pascal | Математик, Философ | Франция | IQ 195 |
Bobby Fischer | Шахматист | США | IQ 187 |
Buonarroti Michelangelo | Поэт, архитектор | Италия | IQ 180 |
Carl von Linn | Ботаник | Швеция | IQ 165 |
Charles Darwin | Ученый | Англия | IQ 165 |
Charles Dickens | Писатель | Англия | IQ 180 |
Christopher Michael Langan | Ученый, Философ | США | IQ 195 |
Clive Sinclair | Ученый | Англия | IQ 159 |
David Hume | Философ, Политик | Шотландия | IQ 180 |
Dr David Livingstone | Доктор | Шотландия | IQ 170 |
Donald Byrne | Шахматист | Ирландия | IQ 170 |
Emanuel Swedenborg | Ученый, Философ | Швеция | IQ 205 |
Francis Galton | Ученый, длоктор | Англия | IQ 200 |
Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling | Философ | Германия | IQ 190 |
Galileo Galilei | Физик, астроном, Философ | Италия | IQ 185 |
Geena (Virginia) Elizabeth Davis | Актриса | США | IQ 140 |
Georg Friedrich Händel | Композитор | Германия | IQ 170 |
George Wilhelm Friedrich Hegel | Философ | Германия | IQ 165 |
George Berkeley | Философ | Ирландия | IQ 190 |
George H. Choueiri | Вождь A.C.E | Либия | IQ 195 |
George Eliot (Mary Ann Evans) | Писатель | Англия | IQ 160 |
George Sand (Amantinr Aurore Lucile Dupin) | Писатель | Франция | IQ 150 |
George Walker Bush | Президент | США | IQ 125 |
George Washington | Президент | США | IQ 118 |
Gottfried Wilhelm von Leibniz | Ученый, юрист | Германия | IQ 205 |
Hans Dolph Lundgren | Актер | Швеция | IQ 160 |
Hans Christian Andersen | Писатель, поэт | Дания | IQ 145 |
Hillary Diane Rodham Clinton | Политик | США | IQ 140 |
Hjalmar Horace Greeley Schacht | президент Reichsbanky | Германия | IQ 143 |
Honoré de Balzac (Honore Balzac) | Писатель | Франция | IQ 155 |
Hugo Grotius (Huig De Groot) | юрист | Голландия | IQ 200 |
Hypatia of Alexandria | Философ, Математик | Александрия | IQ 170 |
Immanuel Kant | Философ | Германия | IQ 175 |
Isaac Newton | Ученый | Англия | IQ 190 |
Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy | Композитор | Германия | IQ 165 |
James Cook | Открыватель | Англия | IQ 160 |
James Watt | Физик, инженер | Шотландия | IQ 165 |
James Woods | Актер | США | IQ 180 |
Jayne Mansfield | -- | США | IQ 149 |
Jean M. Auel | Писатель | Kanada | IQ 140 |
Jodie Foster | Актер | США | IQ 132 |
Johann Sebastian Bach | Композитор | Германия | IQ 165 |
Johann Strauss | Композитор | Германия | IQ 170 |
Johann Wolfgang von Goethe | -- | Германия | IQ 210 |
Johannes Kepler | Математик, Физик, астроном | Германия | IQ 175 |
John Adams | Президент | США | IQ 137 |
John F. Kennedy | Ex-президент | США | IQ 117 |
John H. Sununu | Военноначальник | США | IQ 180 |
John Quincy Adams | Президент | США | IQ 153 |
John Stuart Mill | Гений | Англия | IQ 200 |
JohnLocke | Философ | Англия | IQ 165 |
Jola Sigmond | Учитель | Швеция | IQ 161 |
Jonathan Swift | Писатель, теолог | Англия | IQ 155 |
Joseph Haydn | Композитор | Австрия | IQ 160 |
Joseph Louis Lagrange | Математик, астроном | Италия / Франция | IQ 185 |
Judith Polgar | Шахматист | Венгрия | IQ 170 |
Kim Ung-Yong | -- | Корея | IQ 200 |
Kimovitch Garry Kasparov | Шахматист | Россия | IQ 190 |
Leonardo da Vinci | Гений | Италия | IQ 220 |
Lord Byron | поэт, Писатель | Англия | IQ 180 |
Louis Napoleon Bonaparte | Император | Франция | IQ 145 |
Ludwig van Beethoven | Композитор | Германия | IQ 165 |
Ludwig Wittgenstein | Философ | Австрия | IQ 190 |
Madame de Stael | Философ | Франция | IQ 180 |
Madonna | Певица | США | IQ 140 |
Marilyn vos Savant | Писатель | США | IQ 186 |
Martin Luther | Философ | Германия | IQ 170 |
Miguel de Cervantes | Писатель | Испания | IQ 155 |
Nicolaus Copernicus | астроном | Польша | IQ 160 |
Nicole Kidman | Актер | США | IQ 132 |
Paul Allen | Один из основателей Microsoft | США | IQ 160 |
Philip Emeagwali | Математик | Нигер | IQ 190 |
Phillipp Melanchthon | теолог | Германия | IQ 190 |
PierreSimon de Laplace | астроном, Математик | Франция | IQ 190 |
Plato | Философ | Греция | IQ 170 |
Ralph Waldo Emerson | Писатель | США | IQ 155 |
Raphael | Скульптор, живописец | Италия | IQ 170 |
Rembrandt van Rijn | Скульптор, живописец | Голландия | IQ 155 |
Ren Descartes | Математик, Философ | Франция | IQ 185 |
Richard Nixon | Ex-президент | США | IQ 143 |
Richard Wagner | Композитор | Германия | IQ 170 |
Robert Byrne | Шахматист | Ирландия | IQ 170 |
Rousseau | Писатель | Франция | IQ 150 |
Sarpi | теолог, Историк | Италия | IQ 195 |
Shakira | Певица | Колумбия | IQ 140 |
Sharon Stone | Актриса | США | IQ 154 |
Sofia Kovalevskaya | Математик, Писатель | Швеция / Россия | IQ 170 |
Stephen W. Hawking | Физик | Англия | IQ 160 |
Thomas Chatterton | поэт, Писатель | Англия | IQ 180 |
Thomas Jefferson | Президент | США | IQ 138 |
Thomas Wolsey | Политик | Англия | IQ 200 |
Truman Cloak | -- | -- | IQ 165 |
Ulysses S. Grant | Президент | США | IQ 110 |
Voltaire | Писатель | Франция | IQ 190 |
William James Sidis | -- | США | IQ 200 |
William Pitt (the Younger) | Политик | Англия | IQ 190 |
Wolfgang Amadeus Mozart | Композитор | Австрия | IQ 165 |
Другие тесты онлайн:
Название теста | Категория | Вопросов | ||
1. | Определите уровень Вашего интеллекта. IQ тест длится 30 минут и содержит 40 простых вопросов. | интеллект | 40 | |
2. | IQ тест 2 онлайнОпределите уровень Вашего интеллекта. IQ тест длится 40 минут и содержит 50 вопросов. | интеллект | 50 | Начать тест: |
3. | Тест позволяет улучшить знания дорожных знаков РФ, утвержденных правилами дорожного движения (ПДД). Вопросы генерируются случайно. | знания | 100 | |
4. | Тест на знание государств мира по флагам, расположению, площади, рекам, горам, морям, столицам, городам, населению, валютам | знания | 100 | |
5. | Определите характер Вашего ребенка, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | характер | 89 | |
6. | Определите темперамент Вашего ребенка, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | темперамент | 100 | |
7. | Определите Ваш темперамент, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | темперамент | 80 | |
8. | Определите тип Вашего характера, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | характер | 30 | |
9. | Определите наиболее подходящую для Вас или Вашего ребенка профессию, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического | профессия | 20 | |
10. | Определите Ваш уровень коммуникабельности, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | коммуникабельность | 16 | |
11. | Определите уровень Ваших способностей лидера, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | лидерство | 13 | |
12. | Определите уравновешенность Вашего характера, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | характер | 12 | |
13. | Определите уровень Ваших творческих способностей, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | способности | 24 | |
14. | Определите уровень Вашей нервозности, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | нервозность | 15 | |
15. | Определите достаточно ли Вы внимательны, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | внимательность | 15 | |
16. | Определите достаточно ли у Вас сильная воля, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | сила воли | 15 | |
17. | Определите уровень Вашей визуальной памяти, ответив на вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | память | 10 | |
18. | Определите уровень Вашей отзывчивости, ответив на вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | характер | 12 | |
19. | Определите уровень Вашей терпимости, ответив на вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста. | характер | 9 |
Для оценки интеллекта в медицинской психологии используются стандартизированные тесты. Они позволяют получить точные количественные показатели уровня интеллекта обследуемого с относительно небольшой погрешностью.
В соответствии с принятыми в России стандартами медицинской и психиатрической помощи, в качестве теста на умственную отсталость используется адаптированный тест Векслера. По сравнению с европейскими и американскими стандартами, у нас приняты более высокие значения нормы. Адаптация теста производилась с учётом соответствия его результатов российским критериям умственного недоразвития.
В отечественной традиции выставляется с учётом комплекса клинических и психиатрических показателей и коэффициент интеллекта (IQ) является только одним из них. Окончательный диагноз выставляется только после глубокого психиатрического обследования и всестороннего изучения психической деятельности.
Общая характеристика теста
Тест Векслера для измерения уровня интеллекта был разработан в 1939 году Дэвидом Векслером.
Дэвид Векслер (David Wechsler) – ведущий американский психолог румынского происхождения. Его самыми известными работами стали взрослый и детский тесты для диагностики интеллекта. Он изменил систему оценки интеллекта, разделив его на общий, вербальный и невербальный. Его тест является самым используемым в мире и обновляется каждые 10 лет группой психологов.
В состав опросника Векслера входят 11 групп вопросов. Они разделены на 5 тестов на невербальный интеллект и 6 на вербальный. Отдельный тестовый набор содержит от 10 до 30 вопросов или задач увеличивающегося уровня сложности.
Невербальная группа тестов включает такие задания:
- поиск недостающей части картины,
- сложение фигур,
- шифровка,
- указание последовательности рисунков.
К вербальным тестам относятся:
- тесты, выявляющие общий уровень понятливости, осведомлённости, способностей,
- поиск общих черт,
- запоминание рядов цифр.
При оценке результатов каждый подтест оценивается отдельно, с последующей унификацией результатов. На итоговый диагноз влияет как общий уровень интеллекта, так и соотношение его вербальной и невербальной частей, а также результаты каждого теста.
По результатам теста можно судить о том, какие сферы интеллекта тестируемого развиты лучше и какие хуже. Нарушения в каждом подтесте специфичны и свидетельствуют о проблемах в разных сферах интеллектуальной деятельности.
Также анализируется качественная сторона выполненного теста, которая может указывать на определённые нарушения.
Виды теста Векслера
Векслер предложил детский и взрослый (WAIS) вариант своего опросника. Второй недостаточно изучался в России и потому для медицинской диагностики используется ограниченно.
Детский тест разделён на WPPSI – тест для детей 4-6 лет и WISC – для детей старшего возраста (до 16 лет).
Невербальный блок теста включает следующие задания:
- кубики Косса,
- поиск деталей,
- шифровка,
- ряды картинок,
- сборка фигур.
Вербальная часть теста состоит из следующих подтестов:
- арифметика,
- словарный запас,
- понятливость,
- осведомлённость,
- запоминание цифр,
- поиск сходства.
Выполнение заданий теста требует от ребёнка около часа. Задания выдаются с нарастающей сложностью. Существуют средние возрастные показатели, по которым и оцениваются результаты теста. Также учитываются скорость и правильность ответов.
Тест на умственную отсталость для взрослых по структуре аналогичен детскому варианту – он включает 11 подтестов, из которых 5 относятся к невербальной шкале и 6 к вербальной.
Характеристика вербальной шкалы
Она включает 6 подтестов. Результаты заданий в этой шкале явно зависят от общего уровня образованности и культуры опрашиваемого. Сильно влияет на результаты знание языка, на котором написан тест. Результаты большинства заданий не изменяются с возрастом.
- Арифметический. Содержит 14 заданий, рассчитанных на уровень начальной школы и решаемых устно. Оценивается не только правильность, но и скорость решения. Кроме способности к вычислениям оценивается умение концентрировать внимание. На его результаты заметно влияют профессиональные особенности и образование, возраст влияет слабо.
- Словарный запас. Тестируемого просят объяснить значение слов. Первые 10 – используемые в ежедневной речи, далее 20 понятий среднего уровня сложности, последние 12 – абстрактные термины. Результаты этого подтеста наиболее устойчивы к воздействию внешних факторов и способности испытуемого угадать ответ. Часто на него ориентируются при оценке результатов других шкал.
- Запоминание цифр. Подтест состоит из двух частей – в одной из них необходимо запомнить и воспроизвести ряд, содержащий от 3 до 9 цифр. Во второй части испытуемому зачитывают от 2 до 8 цифр, которые он должен воспроизвести в обратном порядке. В этом тесте оценивается кратковременная память и активное внимание. С уровнем интеллекта связан слабо, однако имеет большую диагностическую ценность – неспособность воспроизвести 4 числа в прямом порядке указывает на слабоумие. С возрастом ухудшается способность воспроизводить ряды в обратном порядке.
- Поиск сходства. Тестируемому предлагают 13 пар предметов, для которых он должен найти и указать общие черты. Оценивается способность к понятийному мышлению. Данный тест показателен в отношении способности к абстрагированию, обобщению, логическому мышлению. Его результаты заметно ухудшаются при старении.
- Понятливость. Тестируемому предлагают 14 фраз, которые он должен объяснить. Оценивается способность рассуждать.
- Осведомлённость. Содержит 29 вопросов, по которым диагностируют уровень простых, житейских знаний. Специальных знаний не требуется.
Характеристика невербальной шкалы
Данная шкала включает 5 подтестов. Они диагностируют как знания, так и способность испытуемого взаимодействовать с окружающим миром, его моторное развитие. Результаты тестов этой шкалы зависят от опыта деятельности.
- Поиск недостающих деталей. Состоит из 21 картинки с отсутствующим элементом. Результаты указывают на способность находить важные признаки и внимательность. На решение одной картинки выделяется 20 секунд.
- Ряды картинок. Состоит из 8 рядов картинок, связанных общим сюжетом. Испытуемому они предъявляются в нелогичной последовательности, и его задача – восстановить порядок сюжета. Оценивается правильность и скорость решения. Результаты характеризуют способность к экстраполяции, умение понять ситуацию, собрать целое из частей.
- Шифровка. Испытуемому даётся ключ, в котором указаны символы, соответствующие основным 9 цифрам. Далее он должен записать соответствующий символьный код под каждым из данных ему 100 чисел. Оценивается зрительно-моторная взаимосвязь, координация, внимание и восприятие. Результаты этого теста быстро ухудшаются с возрастом.
- Кубики Косса. Испытуемому предоставляются 40 карточек с красно-белыми схемами и набор кубиков красного и белого цвета. Необходимо собрать из кубиков изображенные схемы.
- Поиск деталей. Испытуемому выдаются 4 набора карточек с изображением знакомых предметов (рука, слон, человек, профиль человека). Он должен собрать полную картинку из её частей. Результаты характеризуют способность к синтезу.
Порядок проведения тестирования не определён жестко. Начальные задания подтестов и тест «кубики Косса» предназначены для лиц с предполагаемой умственной отсталостью. Остальным испытуемым сразу дают более сложные задания. Если испытуемый не справляется с этими заданиями – переходят к начальным заданиям подтестов.
Результаты теста
- Ниже 69 баллов – уровень умственной отсталости, встречается у порядка 2% обследуемых.
- 90-110 баллов – средний уровень, характерный для большинства популяции.
- Более 120 – высокий коэффициент интеллекта.
ТЕСТ «Психология умственной отсталости»
1. Назовите основные клинические проявления олигофрении (по Г.Е.Сухаревой) Преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния.
2. Верно ли данное определение (да, нет)
При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер.
ДА.
3. Назовите три внешние и три внутренние причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость.
Внешние причины:
1)тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, - вирусные гриппы, краснуха и др.;
2)различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;
3)тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении.
1)фактор наследственности
2)нарушения белкового обмена в организме
3)воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения)
4. Опишите классификацию умственной отсталости по МКБ-10
В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении:
Легкая - IQ 50-70
Умеренная - IQ 35-50
Тяжелая - IQ 20-35
Глубокая - IQ менее 20
5. Опишите классификацию детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов), предложенную М. С. Певзнер.
Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С. Певзнер. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:
неосложненная;
олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
6. Перечислите биологические и социальные факторы, определяющие развитие умственно отсталого ребенка.
К биологическим факторам относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы - это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.
7. В каком возрасте у умственно отсталых дошкольников появляются первые (малочисленные и неточно произносимые) слова
Первые малочисленные слова, неточно произносимые, появляются у умственно отсталых дошкольников в 2-3 года или даже в 5 лет .
8. Кратко охарактеризуйте волевую сферу умственно отсталых дошкольников, особенности её становлении
Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах формирования. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия.
9. Закончите предложение: Экспериментальное изучение СО у умственно отсталых детей в целом показывает ее неадекватность в сторону завышения.
10. В чем основное отличие ведущей деятельности умственно отсталых детей от ведущей деятельности нормально развивающихся?
У детей с общим психическим недоразвитием наблюдается выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности. Кроме того, они качественно и структурно обеднены по сравнению с уровнем развития тех же видов деятельности у нормально развивающихся сверстников.
Подход диагностике умственной отсталости должен быть многосторонним. Необходимо тщательно фиксировать наблюдения и опасения родителей. Они дают не меньше информации, чем общепринятые тесты.
Необходимо выявлять факторы риска в индивидуальном и семейном анамнезе, обстановке, в которой живет ребенок. Факторы риска (недоношенность, наркомания у матери, перинатальные повреждения) должны быть отражены в карте ребенка. У детей группы риска следует оценивать отставание от возрастных стандартов развития в первые 2 года жизни и необходимость раннего реабилитационного вмешательства. В карте ребенка необходимо фиксировать вехи его развития. При каждом профилактическом осмотре обращают внимание на отклонения от нормы функций и внешние проявления аномалий. Что эффективнее - оценивать продвижение в развитии или соответствие его уровня ожидаемому для данного возраста, - сказать трудно.
Прежде чем диагностировать умственную отсталость, надо определить, нет ли у ребенка расстройств познавательных функций и адаптивного поведения. Эти расстройства могут имитировать интеллектуальную отсталость или сопутствовать ей. Так, отсталость ума имеет место при церебральных параличах или аутизме. Диагностика церебрального паралича в подобных случаях основывается на более значительном дефиците двигательных функций по сравнению с познавательным, наличии изменений мышечного тонуса и патологических рефлексов. При аутизме задержка речевого развития и навыков социальной адаптации выражена больше, чем невербальных навыков, при умственной отсталости в равной степени страдают социальные, двигательные, адаптивные и познавательные навыки. Имитируют отсталость интеллекта сенсорный дефицит (глухота, слепота), коммуникативные расстройства, плохо поддающиеся лечению судорожные расстройства. В то же время умственная отсталость бывает первым проявлением некоторых дегенеративных заболеваний ЦНС.
Диагностика умственной отсталости должна быть подтверждена тестированием интеллекта и адаптивных функций. Наиболее распространены в практике шкала развития грудных детей Бейли-П, шкала Стэнфорда-Бине и шкала Векслера.
Тестирование развития грудных детей . Шкала развития грудных детей Бейли-П включает показатели речевого развития, навыки достижения желаемого, пользуясь зрением, навыки крупной моторики у детей от 1 мес. до 3,5 года. На основании их оценки рассчитывают индексы умственного и психомоторного развития. Эта шкала позволяет подтвердить диагноз тяжелой умственной отсталости, но мало помогает выявить легкую.
Тестирование интеллекта при диагностике умственной отсталости . У детей старше 3 лет используют преимущественно шкалы Векслера для детей дошкольного, младшего школьного возраста, позволяющие оценить умственное развитие детей 3-7 лет. 3-я редакцию шкалы Векслера используют для тестирования детей, умственный возраст которых превышает 6 лет. Обе шкалы содержат ряд тестов для оценки речевого развития и навыков выполнения различных действий. При патологии результаты всех тестов обычно ниже средних, но иногда результаты тестов в 1-2 невербальных областях достигают средних. У детей школьного возраста можно использовать и шкалу оценки интеллекта Стэнфорда-Бине. Шкала диагностики умственной отсталости содержит 15 тестов, с помощью которых оценивают четыре области интеллекта: речевые возможности, осмысление зрительной информации, навыки счетных и способность к кратковременному запоминанию. Тестирование позволяет (с известной осторожностью) судить о более сильных и более слабых сторонах интеллекта. У детей дошкольного возраста шкала Стэнфорда- Бине в диагностике умственной отсталости недостаточно информативна.
Тестирование адаптивных функций при диагностике умственной отсталости . Наиболее широко для исследования адаптивного поведения используется шкала адаптивного поведения Вайнленда (Vineland). Она включает полуструктурированное интервью с родителем или другим ухаживающим лицом или учителем, посвященное четырем аспектам адаптивного поведения: общению с окружающими, повседневным жизненным навыкам, социализации и двигательным навыкам. Используют также шкалу независимого поведения Вудкока-Джонсона (Woodcock-Johnson) и шкалу адаптивного поведения Американской ассоциации умственной отсталости. Обычно (но не всегда) показатели шкал оценки интеллекта и шкал оценки адаптивного поведения бывают близкими. Основные адаптивные возможности увеличиваются в ответ на реабилитационную терапию в большей степени, чем показатель IQ. Кроме того, показатели адаптивных возможностей зависят в определенной мере от причины отсталости интеллекта и ожиданий ухаживающих за больным лиц. Так, при синдроме Прадера-Вилли показатели адаптивных возможностей остаются на одном уровне вплоть до зрелого возраста, а при синдроме ломкой Х-хромосомы по мере взросления ребенка снижаются.