Open
Close

К основным факторам психического развития не относят. Факторы развития психики. Биологические факторы развития ребенка

Сущность биологического фактора развития. Включают наследственность и врожденность (особенности, которые ребенок принимает внутри утробно). Врожденные и наследственные черты составляют возможное будущее развитие личности.
Наследуются, например, темперамент, задатки способностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека генетически обусловлено, нет.
Наследственные и врожденные свойства организма создающие анотомо-физиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности. Особенности человеческого мозга являются преобладание в его структуре высших отделов коры больших полушарий, поэтому ребенок рождается с гораздо меньшим, чем у детенышей животных количеством врожденных форм поведения, но со значительно большими возможностями научения. Мозг новорожденного как по своим размерам так и по строению существенно отличается от мозга взрослого человека. И лишь постепенно завершается процесс его созревания при этом в детстве созревание идет наиболее интенсивно. Вместе …
с морфологическими изменениями происходят значительные изменения функций нервной системы.
Нормальное созревание мозга ребенка является первым из важнейших биологических условий психического развития.

Социальный фактор развития . Для формирования специфически человеческих психических качеств(логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Известны многочисленные данные о том, что «госпитализм», дефицит общения с окружающими, различные виды изоляции от социальной среды (напр., в случаях с детьми, попавшими в раннем возрасте в окружение животных) приводят к резкому нарушению детского развития, возникновению глубоких психологических дефектов, которые с большим трудом преодолеваются на последующих генетических стадиях. Включение ребенка в социальную среду, обеспечение обучающих воздействий взрослых, учитывающих индивидуальные особенности ребенка, являются важнейшим условием развития его личности, высших форм познания.

· Природная среда – действует опосредованно через социальную среду

· Социальная среда – дифференцируется на семейную и общественную среду. Влияние достаточно стихийное.

Воспитание и обучение – характерна целенаправленность и планомерность.

Фактор активности в психическом развитии.

Активность человека – многообразие формы его взаимодействия с окружающим миром.

Представляет собой многоуровневое образование:

— биологическая или физическая активность. Выражена в наборе естественных потребностей ребенка. Ребенок рождается на свет – дышит самостоятельно. Этот вид активности обеспечивает взаимосвязь ребенка с окружающим миром и его выживание в этом мире.

— познавательная психическая активность. Проявляется в потребности познания окружающего мира. У ребенка формируются познавательные психические процессы, ему хочется освоить взрослый познавательный (окружающий) мир. Позднее эта активность проявляется в детских вопросах, в элементарном экспериментировании.

— социальная активность. Проявляется на первом году жизни. Ребенок сосредотачивается на лице родителей. К 3м годам у ребенка появляется интерес к сверстнику.

Без активности самого ребенка процесс влияния на него среды обучения и воспитания будет мало эффективен. С другой стороны в развитии активности ребенка ведущую роль играют социальные условия, в которых живет ребенок.

18. Диалектическая взаимосвязь развития, обучения и воспитания. Понятие о зоне ближайшего развития .

Обучение должно подстраиваться под психическое развитие и обучение следует за развитием (Пиаже и др.). Пиаже: развитие ребенка – это процесс, который имеет свои собственные закономерности, который не зависит от воли людей и педагог должен считаться с тем уровнем, который достиг ребенок в процессе своего естественного развития и строить обучение в соответствии с этим уровнем. Т.е. циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.

Бихевиористы : отождествляли обучение и развитие. Считают, что развитие – это есть результат научения. Оба эти процесса совершаются равномерно и параллельно. Так что каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Одновременность, синхронность этих процессов – основная идея данной группы теорий.

С.Л. Рубинштейн: Обучение и развитие есть стороны единого процесса. Ребенок не обучается и развивается, а развивается обучаясь.

Л.С. Выготский: Обучение должно забегать вперед развития и подтягивать его за собой.

Выготский обращал внимание на то, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Мы должны определить по меньшей мере 2 уровня развития ребенка, без которых не сумеем в каждом конкретном случае найти верное соотношение между ходом детского развития и возможностями его обучения.

Первый уровень Выготский назвал уровнем актуального развития . Это уровень психического развития, который уже сложился, те возможности ребенка, которые он реализовал самостоятельно, т.е. тот уровень развития, который достиг ребенок в настоящий период.

Второй уровень Выготский назвал зоной ближайшего развития ребенка. Она определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого и которые благодаря сотрудничеству со взрослым будут его собственным достоянием в ближайшее время.

Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает целый ряд внутренних процессов развития, которые сегодня могут быть возможными только благодаря сотрудничеству со взрослыми, т.е. обучение ведет за собой развитие. Иными словами обучение – есть форма осуществления развития.

Механизмы развития.

Основные механизмы развития:

— Интериоризация

— Идентификация

— Отчуждение

— Компенсация

1. Прежде всего, речь идет об интериоризации знаков. Т.е. искусственно созданных человеком стимулов средств. Они предназначены для управления своими и чужими (…)

Ребенок усваивает знаки в процессе общения и использует их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря этому у ребенка формируется знаковая функция сознания, происходит становление логического мышления, речи и других высших психических функций.

2. З. Фрейд. Отождествление помогает эффективно присвоить черты объекта идентификации и направить развитие ребенка.

3. Маслоу. Описывал самоактуализирующую личность. Ей присущи открытость, контактность, принятие других, но так же и стремление к уединению, независимости от окружающей среды и культуры. Общество стремится сделать человека шаблонным, лишенным индивидуальности. Нужно сохранить равновесие. Оптимальной является идентификация в общении с окружающими и отчуждение во внутреннем плане, в плане личностного развития.

4. Адле. Четыре вида компенсации: неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая (уход в болезгь). Компенсация позволяет выработать индивидуальный стиль жизни, дает возможность для любого человека найти свой стиль социализации и свою социальную группу.

Важно знать:

— роль этих механизмов в развитии психики разных людей не одинакова.

— в течение жизни человека значение каждого из механизмов меняется:

× ранние годы жизни – интериоризация (присвоение культурных знаний, норм общества) и идентификация;

× зрелый возраст – отчуждение (человек осознает свою уникальность, стремится оградить свой внутренний мир от чужих вмешательств), роль интериоризации снижается, отсюда с трудом формируются новые знания, плохо привыкает к новым ценностям, существенно снижается идентификация, группа общения семья/друзья сформирована и почти не пересматривается.

× в пожилом возрасте активность отчуждения снижается, в ходе онтогенеза увеличивается значение компенсации. Её возможности возрастают и в зрелости. Этот механизм обеспечивает личностный и творческий рост человека. В пожилом возрасте идет компенсация не только своих индивидуальных слабостей, но и потерь: сил, здоровья, статуса.

20. Понятие возраста: абсолютный и психологический возраст. Возрастная периодизация Л.С. Выготского .

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, которые не взаимосвязаны с индивидуальными различиями, они являются общими (типологическими для всех людей)

Возраст – понятий общественно-историческое.

Возраст абсолютный (календарный, паспортный) – длительностьсуществования объекта, его локализация во времени. Выражается количеством временных единиц. Возрастные изменения личности не прямо пропорциональны числу прожитых человеком лет, между ними очень сложное опосредованное отношение. Хронологические границы могут сдвигаться, и один человек вступает в новый возрастной период раньше, другой – позже.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу психологического возраста взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Периодизация Выготского. Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал возрастные новообразования, характерные для каждого этапа развития. Возрастные новообразования – те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь и весь ход его развития в данный период.

Биологический фактор включает в себя прежде всего наследственность. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента: темперамент и задатки способностей. У разных детей центральная нервная система функционирует по-разному. Сильная и подвижная нервная система, с преобладанием процессов возбуждения, дает холерический, «взрывной» темперамент; при уравновешенности процессов возбуждения и торможения - сангвинический. Ребенок с сильной, малоподвижной нервной системой, преобладанием торможения - флегматик, отличающийся медлительностью и менее ярким выражением эмоций. Ребенок-меланхолик со слабой нервной системой особенно раним и чувствителен. Хотя наиболее легки в общении и удобны для окружающих сангвиники, нельзя «ломать» данный природой темперамент других детей. Стараясь погасить аффективные вспышки холерика или побуждая флегматика чуть-чуть быстрее выполнять учебные задания, взрослые должны в то же время постоянно учитывать их особенности, не требовать непосильного и ценить то лучшее, что приносит каждый темперамент.

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется и его специальные способности не разовьются. Если ученик, который схватывает все на лету во время урока, не занимается добросовестно дома, он не станет отличником, несмотря на свои данные, и его общие способности к усвоению званий не получат развития. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Второй фактор - среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно - через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.


Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л. С. Выготского.

Л. С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции - продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. Никогда никакой признак детского развития, в том числе низшие психические функции, не является чисто наследственным.

Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте.

Таким образом, единство наследственных и социальных влияний - это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития, необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.

Социальная среда - понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т. д.) и кончая спецификой семейного воспитания.

Социальная среда - это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник). Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрастах могут существенно воздействовать некоторые социальные группы - через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и т. п.

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Л. С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может - не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Такие «Маугли» бегали на четвереньках и издавали такие же звуки, как и их «приемные родители». Например, две индийские девочки, жившие у волков, выли по ночам. Человеческий детеныш со своей необычайно пластичной психикой усваивает то, что дается ему ближайшим окружением, и если он лишен человеческого общества, ничто человеческое в нем не появляется.

Когда «одичавшие» дети попадали к людям, они крайне слабо развивались интеллектуально, несмотря на напряженный труд воспитателей; если ребенку было больше трех лет, он не мог освоить человеческую речь и научался произносить лишь небольшое количество слов. В конце XIX века была описана история развития Виктора из Авейрона: «Я с горьким сочувствием думал об этом несчастном, которого трагичная судьба поставила перед альтернативой либо быть сосланным в какое-нибудь из наших заведений для умственно отсталых, либо ценой несказанных усилий приобрести лишь малую толику образования, что не смогло бы дать ему счастья».

В том же описании отмечалось, что наибольшие успехи были достигнуты в плане эмоционального развития мальчика. Его воспитательница, мадам Герин, своим материнским отношением вызвала ответные чувства, и только на этой основе ребенок, иногда напоминавший «нежного сына», мог в какой-то мере овладевать языком и пытаться познавать окружающий его мир.

Почему же дети, лишенные социальной среды в начале своей жизни, потом не смогли быстро и эффективно развиваться в благоприятных условиях? В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, например, сензитивный период развития речи - от года до 3 лет, и если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем, как мы видели, практически невозможно.

Приведенный пример с речью - крайний. От своего ближайшего социального окружения любой ребенок получает хотя бы минимум необходимых ему знаний, умений, занятий, общения. Но взрослые должны учитывать, что легче всего он что-то усвоит в конкретном возрасте: этические представления и нормы - в дошкольном, основы наук - в младшем школьном и т. д.

Важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно для его развития в это время.

Как считает Л. С. Выготский, в этот период определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период совпадает поэтому с оптимальными сроками обучения.

В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Проблема обучения детей (шире, воспитания) - не только педагогическая. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как - один из основных в возрастной психологии. Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития - спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение.

Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становится принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.

Л. С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Основываясь на идее К. Маркса и Ф. Энгельса о социальной сущности человека, он считает истинно человеческие, высшие психические функции продуктом культурно-исторического развития. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами - орудиями труда, преобразующими природу, и знаками, перестраивающими его психику. Овладеть знаками (главным образом, словом, а также цифрами и др.) и, следовательно, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л. С. Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах: сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми - затем внутри ребенка». Речь ребенка, например, первоначально - только средство общения с окружающими, и лишь пройдя длительный путь развития, она становится средством мышления, внутренней речью - речью для себя.

Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка со взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Л. С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем развития», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими задачами, мы определяем актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т. е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности - помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы, объясняя принцип решения, начиная решать задачу и предлагая продолжить и т. п.).

У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все похожие задачи. Другому трудно выполнить задание даже с помощью взрослого. Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только актуальный его уровень (результаты тестирования), но и «завтрашний день» - зону ближайшего развития.

Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л. С. Выготскому, ведет за собой развитие. Но в то же время оно не должно отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. С. Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л. С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения.

Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается воспитываясь и обучаясь», - пишет С.Л. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности.

Вопросы:

1. Опишите сущность биологического фактора психического развития.

2. Опишите сущность социального фактора психического развития.

3. Приведите примеры влияния биологического и социального факторов на когнитивное развитие ребенка.

Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Среди них наиболее важными являются наследственность (биологический фактор), среда, обучение, воспитание, деятельность и активность человека (социальные факторы).

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта. У человека есть особый опыт, которого нет и животных, - это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка. Дети рождаются разными по индивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высший нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического развития. Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и др. Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации. Так, к ним относятся тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга.

Признав важное значение для психического развития ребенка. Его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, необходимые предпосылки формирования человеческой психики.

Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как будут к ней относится воспитывающие его взрослые и сам ребенок.

Как указывал Л.С. Выготский, ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуется определенные социальные условия жизни и воспитания.

Определяющую роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем, который он присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни. При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условия развития, как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное, например, некоторые асоциальные формы поведения. Социальная среда - понятие широкое, она включает в себя несколько компонентов. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, социально-экономическая и политическая ситуация, национально-культурные особенности, религиозные течения.

Социальная среда - это также ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: семья, сверстники, учителя, средства массовой информации.

Л.С. Выготский, на положениях которого основывается отечественная психология, подчеркивая единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшее (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции - продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Таким образом, единство наследственных и социальных влияний - это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов изучить его динамику.

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двухстороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. Результатам освоения опыта выступает овладение этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций.

Каждая стадия психического развития, по А.И. Леонтьеву, характеризуется изменением места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка и действительности, определенным, ведущим типам его деятельности. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. И хотя источники развития психики ребенка не исчерпываются ведущей деятельностью, именно она определяет уровень функционирования психических процессов, оказывая решающее воздействие на формирование личности.

А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Например, ребенок начинает учиться, играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения - деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру. Во-вторых, в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В игре, например, появляется творческое воображение. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. В той же игре дошкольник осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения которых он воспроизводит в игровой ситуации.

Деятельность - это особая целостность, которая включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Первый компонент структуры деятельности - мотив, он образуется на основе той или иной потребности. Деятельность состоит из отдельных действий, направленных на достижение сознательно поставленных целей. Цель и мотив деятельности не совпадают. Например, школьник выполняет домашнее задание и решает математическую задачу. Его цель - решить эту задачу. Но мотивом, реально побуждающим его деятельность, может быть стремление получить «пятерку», или освободится и пойти играть с друзьями. Во обоих случаях будет различным тот смысл, который имеет для ребенка решение задачи.

Действие может выполняться разными способами, т.е. с помощью операций. Возможность использования той или иной операции определяется условиями, в которых разворачивается деятельность.

Таким образом, структуру деятельности можно схематично представить так::

мотив - деятельность;

цель - действие;

условие - операции.

Главным механизмом психического развития человека является механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние (Л.С. Выготский, А.И. Леонтьев, П.В. Гальперин и д.р.)

Психические функции или процессы - это внутренние действия. Выготский Л.С. пишет: «Всякая высшая психическая функция была когда-то внешней потому, что она социальной функцией отношений двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека». Это относится к произвольной памяти и произвольному вниманию, логическому мышлению и речи. Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией. Интериоризация предполагает трансформацию внешних действий - их обобщений, вербализацию и сокращение.

Сложный процесс интериоризации наиболее полно раскрывается в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Процесс переноса внешнего действия во внутрь совершается по Гальперину поэтапно, проходя строго определенные стадии. В этой теории утверждается, что полноценное действия, т.е. действий более высокого интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предшествующие формы выполнения того же самого действия.

Первоначально должна возникнуть мотивация и ориентировочная основа будущего действия - ориентировка в действиях, которые он сам будет выполнять, а также с требованиями которым оно в конечном счете должно соответствовать. Далее он выполняет заданное действие во внешней форме с реальными предметами или их заменителями. На следующем этапе он громко проговаривает то, что производилось им раньше во внешнем плане. Далее он проговаривает выполненное действие про себя. И на последнем этапе действия выполняется в плане внутренней речи, ребенок быстро дает ответ к решаемой им задаче. Таким образом, внутренний план действий формируется при опоре на речь.

Одним из видов деятельности является общение. Именно с помощью общения ребенок познает мир и входит в него. Первые годы жизни ребенка наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Постепенно границы общения расширяются. Ребенок начинает общаться со сверстниками, другими людьми. В процессе общения формируется и развивается его личность, накапливается социальный опыт.

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения; детские сады, школы, вузы и т.д.

Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения о психическом развитии. Обучение - это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности. Обучение и воспитание начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Высшее психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л.С. Выготский «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми.... затем внутри ребенка».

Обучение будет эффективным, будет способствовать психическому развитию в том случае, если оно ориентировано на зону ближайшего развития, т.е. как бы забегая вперед. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной работы (зона актуального развития), но и то, что он может сделать совместно со взрослым (зона ближайшего развития). При этом задачи, которые ставятся перед обучаемыми, должны быть достаточно трудными, требующими волевого напряжения, познавательной и двигательной активности, но доступными.

Хотя психическое развитие определяется условиями жизни и воспитания, оно имеет свои особенности. Ребенок не подвергается механически любым ним воздействиям, они усваиваются избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С.Л. Рубинштейн). Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», - пишет С.Л. Рубинштейн.

Закономерности психического развития

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей между функциями, изменяется соотношение между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему меж функциональных связей она включена.

Первоначально, в младенческом возрасте, сознание ребенка не дифференцировано. Дифференцирование функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развивается и становится доминирующим процессом. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано, оно слито с эмоциями.

Остальные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее не их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности - предметно - манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействия, называются сенситивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Например, для развития речи сенситивным является возраст от 2 до 5 лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Психическое развитие тесно связано с развитием психомоторики. Например, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, расширяются возможности его действий с вещами. Самостоятельное передвижение совершенствует восприятие познавательному развитию ребенка и т.д. Эта взаимосвязь также прослеживается на занятиях физическими упражнениями и спортом. При обучении двигательным действиям необходимо учитывать общие особенности развития психических процессов. Прежде всего это неравномерность развития всех психических функций, участвующих в регуляции движений в естественном развитии детей и подростков. Под влиянием специальных упражнений психические функции развиваются быстрее. Так, под влиянием гимнастики, тенниса у ребенка в период от 9 до 13 лет особенно заметно возрастает способность дифференцировать амплитуду движения, в то время как при естественном развитии не наблюдается существенных изменений. Под влиянием игровых упражнений в период от 11 до 13 лет увеличивается быстрота сложной реакции, а также существенно улучшается точность глубинного зрения, в то время как в естественном развитии в этом возрасте она почти не изменяется.

Во-вторых, психическое развитие протекает стабильно, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и режимом, не совпадающим с темпом и режимом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни взрослого человека. Наиболее быстрое психическое развитие происходит в раннем детстве - с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В. Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности.

Ведь только реализация возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым он не сможет жить (А.В. Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношения внешних и внутренних условий развития психики (Л.С. Выготский), типичных для каждого возрастного периода и влияющих на динамику развития в этот период. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н. Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем детстве формируются « гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Одним из главных является противоречие между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В совою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремиться войти.

Таким образом, расширение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все новые разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности.

Основной закон психического развития Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимость определяя аккумулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического процесса происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том. Что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельность. Так, память выделяется из восприятия и становиться самостоятельной деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи на более высоком, качественно новым уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Например, компенсация слуха зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит главным образом путем развития осязания (т.е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.

Другое проявление пластичности - подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Я.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).

Возрастная периодизация развития.

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах измерения в психике могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение развития, без редких сдвигов и перемен в личности. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накаливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования.

Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Л.С. Выготский определял возрастные кризисы как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающие при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, новой социальной ситуации развития. Поведенческие критерии возрастных кризисов - трудновоспитуемость, упрямство, негативизм и др. - Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной и позитивной сторон кризиса. Д.Б. Эльконин полагал, что эмансипация от взрослого, составляющая основу возрастного кризиса, служили основой качественно нового типа связи со взрослыми и поэтому возрастные кризисы являются необходимыми и закономерными.

Существует и другая точка зрения на негативизм, рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или наоборот, усилить.

Хронологически возрастные кризисы определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденности (до1 мес.), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет), юношеский кризис - 17 лет.

В основе возрастной периодизации лежат 2 принципа: принцип историзма и принцип единства сознания и деятельности.

Принцип историзма предполагает учет конкретных исторических условий и той социальной обстановки, в которой развивается ребенок. Происходящие в жизни общества изменения влияют на развитие детей, ускоряя или замедляя его и соответственно изменяя возрастные границы. В последние десятилетия наблюдается явление акселерации - ускоренного физического развития детей: увеличился рост новорожденных и детей школьного возраста, сократились на 2-3 года сроки полового созревания. Есть основания полагать, что акселерация обусловлена действиями целого ряда биологических и социальных факторов. Однако существует противоречие. Вследствие акселерации физическое развитие идет быстрее, чем в прошлом, в то время как психологическая и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. Взрослые, физически развитые молодые люди, которые стремятся войти во взрослую жизнь не могут этого сделать, из-за искусственных барьеров, которое ставит перед ними общество. Причин этому много. Сюда относится современная социально-экономическая ситуация в обществе, особенности воспитания (гиперопека) и многие другие причины. Вследствие этого многие молодые люди становятся инфантильными. Инфантилизм буквально означает отсталость в развитии, проявляющуюся в виде сохранения во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям, социальная, нравственная и гражданская незрелость молодого человека. Поэтому молодым людям необходимо давать возможность проявлять самостоятельность и инициативу, они должны уметь принимать решения и нести ответственность за собственные поступки, быть активными субъектами жизненного самоопределения и иметь свободу выбора.

Принцип единства сознания деятельности предполагает признания тесной взаимосвязи деятельности и психики. Отсюда возможность анализировать психику путем изучения деятельности, в которой она проявляется и развивается. Сознание и поведение развиваются внутри конкретных форм деятельности (в игре, учении, труде, спорте и д.р.), через которое человек активно включается в окружающую среду.

Наиболее распространенная в отечественной психологии периодизация Д.Б. Эльконина.

Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую мир - мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок - вещь» и «ребенок - взрослый». Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею, это общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности, с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем « ребенок - общественный предмет» и « ребенок - общественный взрослый» представляют единый процесс, в котором формируется его личность.

В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно - эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Это деятельности, связанные с системой отношений «ребенок - общественный взрослый» или, шире, «человек - человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа связаны с системой отношений «ребенок - общественный предмет» или «человек - вещь».

В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-психические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности: возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка. Краткая характеристика каждого периода дана в таблице.

Таблица. Периодизация детского и юношеского возраста.

деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Психические

новообразования

Младенческий

Ранне детство

Дошкольный

Младший школьный

Подростковый

школьный

Непосредственное

эмоциональное

Предметно - орудийная

деятельность

Ролевая игра

Общественно-полезная деятельность: учебная, организационная, трудовая

Учебно-профессиональная деятельность

Сенсомоторное

развитие

Манипуляции с предметами и речь

Межличностные отношения

Первичные знания

Система отношений в разных ситуациях

Профессиональные знания

Потребность в общении с другими людьми и

эмоциональное отношение к ним

Речь и наглядно-действенное мышление.

Потребность в общественно оцениваемой деятельности

Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия

Стремление к взрослости и самостоятельности, критические отношение к окружающим, самооценка, умение подчинятся нормам коллективной жизни.

Мировоззрение, профессиональные интересы «образ -я»

Однако в старшем школьном возрасте (ранняя юность) развитие человека не заканчивается. В период взрослости происходит дальнейшее развитие человека. Но если психическое развитие человека в детстве и отрочестве сравнительно хорошо исследовано, то изучение периода взрослости (зрелости) началось недавно. Психика взрослых имеет свои закономерности развития и свою специфику. Исследования психофизиологических функций взрослого человека показало, что в своем развитии они проходят 3 стадии онтогенеза:

повышение функционального уровня (прогрессивная) -;

стабилизация функционального уровня (стабильная) - 20-35 лет;

понижение функционального уровня (регрессивная) - 35-60 лет;

т.е. постепенное, гетерохронное развертывание инволюционных процессов (после 60 лет). Возможно противостояние инволюционным процессам. Сохранение высокой работоспособности в пожилом, старческом возрасте связано с образованием, способностями, интересами, общественной активностью. У людей, занимающихся спортом, творческой деятельностью процессы инволюции протекают медленнее.

Таким образом, активному долголетию пожилого человека способствует развитие его как социально активной личности, субъекта творческой деятельности, яркой индивидуальности.

Следующей закономерностью является неравномерность динамики как отдельных психических функций, так и психической структуры в целом. Неравномерность выражена в разных показателях: темпа, направленности и длительности. Она носит колебательный характер, т.е. чередуются спады и подъемы в разные годы жизни.

Психологи взрослых также отличается еще одной особенностью. Об этой возрастной группе трудно говорить «вообще», ее специфика зависит не только от возраста, но и от индивидуальных различий. Социально-психологические свойства взрослых зависят от социально- профессионального положения, от деятельности, которой занимается человек. Семья и работа детерминируют дальнейшее развитие и совершенствование потенциальных возможностей человека.

В развитии личности - ведущее значение имеют жизненные планы, ценностные ориентации, мотивация деятельности. Огромную роль также играют взаимоотношения в семье, в трудовом коллективе.

Важную роль в развитии психологии взрослого населения играют культурные и социально-экономические условия общества. В настоящее время встает проблема профессиональной переориентации взрослых и пожилых людей, что в этом возрасте сделать значительно труднее.

В психологии нет единой периодизации возрастного развития взрослых. Существует множество теорий, которые кладут в основу периодизации различные признаки. Сейчас принята следующая возрастная периодизация: юность (17-21 год); зрелый (35-60); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90лет); долгожители (90 лет и выше). (Д.И. Фельдштейн).

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона .

Эрик Эриксон - последователь З. Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Его теория вносит большой вклад в развитии психологии, однако он мало уделял внимания интеллектуальному, нравственному развитию и другим особенностям психики.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом восемь стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

В основу его концепции положена идея о развитии психосоциальной идентичности личности. Он различает групповую идентичность и эгоидентичность. Человек во взаимоотношениях с другими людьми принимает на себя различные социальные роли и функции, неоднократно изменяющиеся на протяжении жизни; но вместе с тем он постоянно сознает и свое подлинное Я, т.е. свою идентичность, само тождественность. Чем более целостным и устойчивым является у человека чувство его внутренней идентичности, тем последовательнее будет его поведение и тем выше будет его чувство уверенности в себе, в том, что он делает и выбирает. На протяжении жизни человеку приходится вступать в многообразные конфликтные ситуации, делать самостоятельно выбор и принимать решения, преодолевать кризисы, переоценивать свои ценности. Таким образом, человек постоянно познает себя, определяет себя и свое место в жизни. Осознавать свою «само тождественность» - это значить быть всегда самим собой.

Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложиться, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным». Идентичность формируется в юношеском возрасте, эта характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций - отождествление с родителями; мальчиками или девочками и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родителя, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.

Еще один важный для развития личности момент - его кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Таким образом, Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, рождение до глубокой старости.

Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа, реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и приобретенными качествами, опосредованными постепенным формированием структуры и функции различных отделов ЦНС.

Темпы формирования отдельных систем головного мозга различны и это определяет физиологическую гетерохронию его роста и развития, отражающуюся в различной скорости созревания отдельных психофизиологических функций. В число этих различий входят и индивидуальные колебания.

К основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов.

Еще по теме 4. Условия и факторы психического развития.:

  1. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки
  2. 90. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
  3. 41. Классификация нарушений психического развития в детском возрасте по В.В.Лебединскому.
  4. 24.Отклонения в психическом развитии, не связанные с диагностированной органической патологией мозга: иррегулярность психического развития.
  5. Вопрос 16. Человек как индивид. Классификация индивидных свойств человека (по Б.Г.Ананьеву). Связь психического и биологического в человеке. Изменение возрастных индивидных свойств человека и их влияние на психическое развитие. Половой диморфизм и психические свойства индивида. Влияние конституции индивида на его психические свойства.
  6. 6. Проблема возрастной периодизации психического развития человека
  7. 23.Условия и движущие силы психического развития в онтогенезе. Концепции психического развития ребенка в зарубежной психологии

Наследственность

Наследственность - это особая способность человеческого организмаповторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в ряду поколений.

От родителей ребенок наследуетродовые признаки: особенности телосложения, цвет глаз, волос и кожи, строениелица, рук, наследственные патологии, особенности темперамента, задаткиспособностей.

Существует вероятность получения отродителей детьми асоциального поведения. В таком случае важно создать ребенкублагоприятную среду, которая сможет на «нет» свести врожденные особенности и снизитьриск их дальнейшего развития. Генетические факторы способны влиять даже наразвитие некоторых психических заболеваний, например, шизофрении.

К счастью ребенок вместе с генами наследует изадатки, то есть потенциальные возможности развития. Они, конечно, не являютсяготовыми способностями к какому-либо виду деятельности, однако было отмечено,что детишки, обладающие специальными задатками, в скором темпе развиваются и достигаютнаиболее высоких результатов. Если ребенку предоставить все необходимыеусловия, такие задатки проявятся еще в раннем возрасте.

Влияние наследственности велико,но не думайте, что оно бесконечно. Гены каждому ребенку достаются случайно и то,как они проявятся, зависит от многих факторов, которые взрослые могут держатьпод контролем.

Среда

Среда - это окружающие ребенка общественные, материальные идуховные ценности.

Благоприятной географическойсредой является местность с обилием световых и водных ресурсов, растительного иживотного мира. От этого зависит социализация биологических свойств ребенка.

Благоприятной социальной средой являетсята, где идеи и ценности направлены на развитие творчества и инициативностиребенка.

Существуют факторы преднамеренноговоздействия на ребенка. К ним мы относим, например, строй и политикугосударства, школу, семью и пр. Такиесоциальные факторы, как искусство, культура и СМИ дают ребенку возможностьразвиваться. Прошу заметить, что это всего лишь возможность. Не во всех случаяхона обеспечивает формирование необходимых личностных качеств.

Немаловажное место средисоциальных факторов отводят воспитанию, которое является источником формированияопределенных качеств и способностей ребенка. Воспитание влияет на качества,которые были даны природой, внося в их содержание новую лепту и адаптируя кконкретным социальным условиям.

Огромная роль отводится домашнейсреде. Семья определяет круг интересов, потребностей, взглядов и ценностейчеловека. Семья создает условия для развития задатков, закладываются моральные,нравственные и социальные качества. Социальная и домашняя среда могут оказыватьи отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка: грубость, скандалы,невежество.

Более высокий уровень детского психического развития достигается там,где условия более благоприятные.

Обучение

Не всякое обучение эффективно, а лишь то,которое опережает развитие ребенка. Дети под руководством взрослых усваиваютдостижения человеческой культуры, чем определяется их движение вперед. Движущаясила психического развития - это внутреннее противоречие между тем, что ужедостигнуто и тем новым содержанием, которым ребенок только собирается овладеть.

Задача обучения – сформировать иразвить у ребенка психические особенности, качества и свойства, характеризующиевысокий уровень развития на данном возрастном этапе и в то же времяподготавливающие закономерный переход к следующему этапу, более высокому уровнюразвития.

Воспитание

Какую роль воспитание играет в психическом развитии ребенкаоднозначно не определит ни один психолог. Кто-то утверждает, что воспитание бессильнопри неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды. Другие полагают,что воспитание - это единственноесредство изменения человеческой природы.

Посредством воспитания можно управлять активностью ребенка ипроцессом его психического развития. Оно участвует в формировании характерапотребностей и системы отношений, основываясь на сознании ребенка и требуя егоучастия.

Воспитанием необходимо привить ребенку поведение, которое соответствуетпринятым общественным нормам и правилам поведения.

Активность

Активность - это деятельноесостояние детского организма, которое является обязательным условиемсуществования и поведения ребенка.

Человек - активно деятельное существо, поэтому внешнее воздействиена его психику определяется не прямо, а через взаимодействие со средой, черездеятельность в этой самой среде. Активность проявляется в активациях, поиске,различных рефлексах, воле и актах свободного самоопределения.

Внешние условия и обстоятельства преломляютсячерез жизненный опыт, личность, индивидуальные и психические особенностичеловека. Ребенок как активное существо может самостоятельно менять свою личность,то есть заниматься самоактуализацией, самопостроениеми саморазвитием.

Активность ребенка проявляется в его способностиблокировать/усиливать позитивные и негативные организменные или же средовыеограничения и в способности выходить за рамки заданных условий жизнедеятельности,то есть проявлять инициативу, творчество, поиск, преодолевать что-либо и пр.

Наибольшая активность у ребенка наблюдается впериоды взросления, а потом и в периоды возрастныхкризисов, когда открытие и переоценка своего Я приобретают особую роль.