Open
Close

Психологические игры для развития воображения у детей. Игры на развитие воображения у младших школьников

Фатимет Такахо
Игры, развивающие творческое воображение детей

Совсем несложно научить ребенка творчески мыслить . Главное, найти к нему правильный подход : предложите ребенку просто поиграть. Вы можете играть с ребенком вдвоем или подключить других малышей. Данный метод развития детского воображения очень прост и удобен. Вы можете его использовать в любом месте и в любое время : по дороге домой, в поликлинике, в общественном транспорте. Игровой процесс настолько увлечет малыша, что он не будет капризничать, а дорога домой покажется ему не такой утомительной.

Многие родители сталкивались с такой ситуацией, когда ребенок рассказывает своим друзьям о том, как вы всей семьей отдыхали за городом : «Мой папа поймал огромную рыбу, она мне улыбалась и махала хвостом. А еще она пообещала мне наушники.». А вы стоите и удивляетесь тому, что говорит ваш ребенок, этого же не было! Не надо удивляться и улыбаться. А еще хуже - обрывать ребенка и говорить ему : «Такого не бывает» .

У ребенка вся жизнь - игра, а в ней всегда есть место фантазиям. Ведь игра - это воображаемая ситуация . Не все же время ему быть учителем или врачом, как мама, или шофером или директором, как папа.

А может, когда он вырастет и изобретет новую машину или станет ученым и сделает много удивительных открытий, а может быть он станет прекрасным конструктором, и его новые сооружения будут покорять мир? Кто знает! Не бойтесь того, что фантазии унесут его неизвестно куда. Это пройдет. А останется его воображение , смекалка, сообразительность, творческое мышление , благодаря которым его жизнь будет более интересна и полноценна.

Я хочу предложить вашему вниманию несколько игр. Эти игры способствуют развитию творческого , нестандартного мышления, обогащают словарный запас ребенка, делают его речь более выразительной и эмоциональной. Игры на воображение можно проводить в любых условиях : дома, в пути, на отдыхе, во время прогулки. Все, что вам нужно - это несколько творческих идей и неограниченная фантазия.

o Полезная книга. Вы найдете много творческих идей в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии» .

1.

Игра развивает творческое воображение , целостное восприятие.

Понаблюдайте с ребенком за плывущими по небу облаками. Пофантазируйте, на что они похожи? Какие они? Веселые или грустные? Почему? Рассуждайте вместе с ребенком, окунитесь вместе с ним в мир детства. Поощряйте его, хвалите. Нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки. На белочку?.

Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки.» . А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное? Сочините сказку про облачко. Запишите ее.

2. «Веселые превращения кляксы»

Игра на развитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь : краски, кисть, бумага.

Сложите лист пополам, разверните , на середину листа на сгибе поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов) . Согните лист пополам, кляксой внутрь, прогладьте ладошкой, разверните его . Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали. Сочините сказку про облако. Запишите ее.

3. «Говорящие игрушки»

Игра развивает связную речь , творческое воображение .

Необходимый инвентарь : игрушки (сюжетные) .

Возьмите любимую игрушку малыша. Представьте, что вы – кукла, зайчик? Расскажите, во что любит играть кукла, какие наряды ей больше нравятся, в чем она пойдет на бал и т. д. А теперь пусть ребенок расскажет, во что любят играть зайки : в прятки, в мяч. А может, один зайчик потерялся? Как его искали? А может, его хотел обидеть волк? Как его спасли другие зайчики? Сначала ребенку нужно обязательно помочь при составлении рассказа наводящими вопросами, фразами. Можно взять несколько игрушек, использовать в построении сюжета волшебные предметы (волшебную палочку, волшебный клубок, колпачок) или волшебные превращения. Нарисуйте, сфотографируйте, запишите сказку о своей игрушке.

4. «Небылица»

Попробуйте сочинить вместе с ребенком невероятную историю, не похожую на реальность, где все перевернуто с ног на голову. Вы наверняка видели в книжках по развитию логики картинки , где художник «ошибся» и нарисовал на дереве лампочки вместо груш, на небе кусок сыра вместо Луны. Детей привлекает все необычное и не похожее на привычный уклад жизни. Попробуйте сочинить что-нибудь, похожее на картину художника-незнайки. Это может быть сказка, героем которой будет сам малыш. Он охотно подбросит вам свежие идеи и внесет существенные поправки в сценарий.

5. «Продолжи рисунок»

Для этой игры вам понадобятся чистые листы бумаги и карандаши. Рисовать также можно мелом на асфальте, палкой на песке или на снегу. Суть игры заключается в следующем : вы по очереди рисуете друг для друга заготовки для будущих рисунков. Это могут быть круги, точки, штрихи, спирали, разные закорючки.

Вы можете делать разные наброски : спонтанные и с подсказками. Перед игроками стоит творческая задача : придумать из элемента законченный рисунок. Это может быть предмет, растение, человек, животное и т. д. Возможно, сначала ребенку будет трудно придумать что-нибудь оригинальное, и он будет рисовать по вашему образцу. Покажите ему, как из простой закорючки появляются гриб, яблоко, облако, клоун, бабочка или улыбка Чеширского Кота. Попробуйте нарисовать совместный рисунок в несколько этапов. Например, вы начинаете, малыш продолжает, далее из этого же рисунка вы придумываете что-то новое, меняя задумку, добавляя новые штрихи. Конечный «продукт» может получиться весьма оригинальным инопланетным существом или экзотическим фруктом.

6. «Представь себе»

Игра начинается со слов : «Представь себе, что люди могли бы ходить только на руках. Что бы тогда было?» Перечень тем может быть самым разнообразным и касаться человека, его привычек и характера, явлении природы, животных, предметов быта. Например : что было бы, если бы.:

o вместо дождя с неба падали конфеты?

o снег лежал круглый год?

o тридцать три дня шел дождь не переставая?

o в водопроводе водились крокодилы?

o по небу можно было ходить пешком?

o люди умели летать?

o медведи жили в гнездах?

o на деревьях росли батоны?

o по реке плавали арбузы?

o на небе вместо Луны висел воздушный шарик?

o дома были сделаны из ваты?

o вилки были сделаны из шоколада?

o у человека глаза были на затылке?

7.

Для проведения этой игры вам понадобятся самые разные предметы быта, одежда, вещи. Показывайте ребенку предмет и спрашивайте : «Как это еще можно использовать?» Чем больше вариантов ответов найдется, тем лучше.

8. «Рассказ по карточкам»

Для проведения этой игры вам понадобятся заготовки. Старые журналы и газеты, прежде чем сгореть в камине на даче, должны пройти тщательный «осмотр» . Здесь вы можете найти много фотографий, которые и станут тематическими сюжетами-подсказками для ваших историй. Вырезанные фотографии лучше наклеить на плотный картон, у вас получатся своеобразные карты. Раздайте карты всем участникам игры , по очереди выкладывайте карты и рассказывайте мини-историю по картинке. Игра хорошо развивает не только образное , но и логическое мышление.

9. «Сказочный винегрет»

Вам понадобится хорошее знание сказочных героев. Выбирайте те сказки, с которыми уже знаком ваш малыш. Сочините свою сказку, где будут задействованы Буратино и Красная Шапочка, Колобок и Курочка Ряба, Иван Царевич и Илья Муромец, Золушка и Русалочка. Пусть у сказки будет простой, незатейливый сюжет, а старые знакомые вдруг покажут себя в совершенно ином качестве. Пусть отрицательные герои становятся добрыми, а положительные - капризными и непослушными. Пусть перемешиваются события, получается абракадабра, хорошо приправленная юмором. Таким способом вы реанимируете интерес ребенка к сказке, если он вдруг его потерял.

10. «Кто кем будет?»

Игра развивает творческое воображение и мышление .

Спросите у ребенка, кем будет (чем будет) : яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?. Желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть - птенец, крокодил, змея, яичница. А может, сказочная птица, динозавр? Зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков. В эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге.) . Можно выбрать другой вариант игры «Кем был (чем был) раньше - цыпленок, дом (кирпич, яблоня (семечко) »?. В дальнейшем берите для игры качества предметов , их материал, их развитие , черты характера. Например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?.

Развитие воображения - это достаточно важное направление в занятиях по методике японского профессора Макото Шичиды, так как оно способствует развитию визуализации. А отличные способности визуализации - это основа всех остальных способностей правого полушария. Поэтому нужно серьезно подойти к играм на развитие воображения.

К тому же большинство педагогов, в том числе и России, сводятся к мнению, что никакое обучение не пройдет успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Воображение начинает проявляться как правило в дошкольном возрасте (после 3-х лет), но иногда это происходит и в раннем возрасте. Наверняка все слышали, какой невероятной фантазией, воображением обладают дети, но с возрастом эта способность теряет силу. В психологии проблема развития воображения привлекает к себе неослабевающий интерес, но, к сожалению, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных.

Не только Макото Шичида, но и другие ученые, педагоги, психологи разных стран рекомендуют уделить наибольшее внимание в обучении ребенка развитию воображения.

Что такое воображение?

Прежде чем перейдем к методам развития воображения у детей, давайте немного поговорим о самом воображении, что это и какое значение имеет в жизнедеятельности как ребенка, так и человека взрослого.

Воображение - психический процесс, в результате которого появляются образы, идеи, представления. Воображение помогает человеку наделять функциями и свойствами различные предметы и это очень важно для такого ведущего вида деятельности детей, как игры. Воображение помогает не только создавать образы, но и манипулировать ими, что в будущем поможет таким процессам, как планирование, моделирование и т.п. Люди, обладающие развитым воображением очень любознательны, они обеспечивают прогресс в науке, искусстве и других сферах. Ведь только человек постоянно мыслящий и представляющий себе будущее, видящий в простом предмете нечто гениальное, сможет вести человечество вперед. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение - является высшей и необходимой способностью человека. Но нужно понимать, что она должна иметь позитивное направление развития. Только в этом случае она сможет способствовать лучшему познанию окружающего ми-ра, самораскрытию и самосовершенствованию лично-сти, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Определение воображения всегда звучит очень широко, так как этот процесс безграничен и его функции и значение для человека очень важны.

Воображение является функцией правого полушария мозга и играет ключевую роль в таких процессах, как: творчество, человеческая память, способности визуализации.

По утверждению психологов, у новорожденного ребенка нет воображения. Оно начинает появляться с приобретением им определенного теоретического и практического опыта. Таким образом, если родители уделяют малышу много времени, рассказывают обо всем, что он видит, читают ему сказки, то ребенок приобретает больше знаний о мире, тем самым ускоряется процесс развития его воображения.

В методике Шичиды очень большое внимание уделяется детям до трех лет. Именно этот возраст является наиболее эффективным для развития правого полушария. Такая функция, как воображение, у детей раннего возраста по наблюдениям психологов появляется к концу второго - начале третьего года жизни. И родителям очень важно заметить этот момент: ребенок начинает замещать предметы, наделять их не свойственными им функциями (карандашом куклу расчесывает, вместо кроватки для куклы -коробка и т.п.), ярко представляет содержание сказки (жалеет кого-то очень, сопереживает героям и т.п.), подражание увиденному (проигрывает с игрушками сцены из жизни) и др. Главное здесь не исправлять ребенка и навязывать только стандартные функции использования определенных предметов.

Воображение творческое, характерное для деятельности ученого, художника, изобретателя, может сформироваться лишь под влиянием воспитания.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нужно отнестись серьезно к развитию воображения ребенка. А так как ребенок усваивает все только в игровой форме, то необходимо знать игры на развитие воображения, чтобы включать их в жизнедеятельность малыша.

Игры на развитие воображения.

В рамках занятий по методике Шичиды, игры на развитие воображения для детей раннего возраста предполагают некий показ ситуаций с героями . Пример можно привести следующий:

Динозавр в парке.

Ребенку дается бумажный парк с деревьями, скамейками и пластмассовая фигурка динозавра. Родитель берет фигурку ручкой ребенка и двигает по парку, приговаривая примерно следующее: «Вот динозавр, он гуляет в парке, сейчас он ест листву с дерева, а сейчас сядет отдохнуть на скамейке» — и т. д. В конце: «Пока, динозавр».

Героя и атрибуты его особенностей жизни можно каждый раз менять: мишку, зайку, белочку и т.д. Это похоже на игру в настольный театр, только короткую, а более длинные, по прочитанным сказкам или просто придуманные, полезно включать в повседневные игры.

Так уже вскоре ваш малыш возьмет героев и начнет придумывать сам куда они пойдут, зачем, что будут делать и т.п. Это чаще всего начинает проявляться с появлением речи у малыша.

А с возрастном можно вообще попросить ребенка нарисовать придуманного им животного и вместе нарисовать среду обитания, чем питается, кто друзья и т.п. Животного можно выстричь и водить его к придуманным друзьям, кормить придуманной едой и т.п.

Однако, как мы уже выяснили, воображение требует постоянного развития, поэтому представим игры и занятия, направленные на это. Их полезно включать в повседневность ребенка.

Прекрасно развивают воображение такие занятия, как: игры с прищепками, пуговицами, лепка, рисование, аппликация. Причем выполнение последних полезно как традиционными методами, так и нетрадиционными.

Цепочка памяти (абсурдные истории). Для начала хотелось бы отметить такую игру, используемую в методике Шичиды, как цепочка памяти или метод абсурдных историй. Ее использование не только тренирует память, но и воображение. Насмотревшись, как вы сочиняете истории с картинками, Ваш малыш обязательно начнет сам придумывать свои истории как с этими картинками, так и с любыми ему увиденными. Это очень забавная и в тоже время серьезная игра. К тому же можно придумывать истории, а потом рассказывать их не просто ради занятия, а какой-либо игрушке. Обычно детям нравиться рассказывать подобные истории, если об этом их попросил любимый игрушечный зверушенок.

Фантазируем с наклейками. Сейчас очень много в продаже альбомов с наклейками. Иногда присутствуют в альбомах готовые фоны для наклеивания, но чаще - для них нет единого образца наклеивания. И это очень хорошо для воображения, так как, если пофантазировать, можно самим создать очень много фонов,и наклейки, тем самым, начинают «оживать». Например, у Вас есть альбом с наклейками героев из мультфильмов. Можно нарисовать стол, около него стульчики или табуретки, ребенок может «рассадить» героев. На заднем фоне, на стене «развесить» картины (похожие на картины наклейки). Если есть в наклейках животные - можно их «поселить» на коврик около стола. Если есть наклейки с фруктами, овощами или другими продуктами, можно их на стол «разложить» и «покормить» наших героев. Герои могут «погулять» в парке, на детском городке, в лесу и т.д. Тут уже как вас поведет воображение. При этом развивается у детишек не только воображение, но и мелкая моторика и речь. А как только малыш начнет овладевать сам приемами рисования, тогда уж его воображение в подобных играх не будет знать границ.

Составление рассказа по картинке . Ребенку показывается картинка и предлагается рассказать о ней. Сначала дети составляют подобные рассказы с помощью наводящих вопросов, а картинки самые простейшие. Например, ребенку дают картинку с нарисованным зайчиком, в лапках которого морковка и задают вопросы. Кто это? Что у него в лапках? Где зайчик взял морковку? Куда несет морковку? Что будет делать с ней? Куда идет зайчик? Вопросы самые разнообразные. Если ребенок затрудняется ответить, то ответьте сами. Если заниматься регулярно, то со временем ваш ребенок расскажет о подобном зайчике невероятные истории.

Игра «На что это похоже?» Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на облака, на лужицы, на камешки, листочки, так как все эти предметы часто бывают на что-то похожи. Они могут быть похожи как на разные фигурки, так и животных, предметы домашнего обихода, игрушки и т.д. Но прежде, чем рассказать ребенку свое видение предмета, послушайте, а что ваш малыш видит в нем, а потом уже говорите свою версию. Аналогично можно поступать с нарисованными кляксами, отпечатками рук и т.п.

Читайте книги. Очень важно для развития воображения привить у ребенка любовь к книгам. Когда он слушает содержание, он мысленно создает образы героев и происходящего с ними. Очень важно в этом случае стараться читать такие книги, по которым малыш не видел мультфильмов, в противном случае он уже будет знать, как выглядят герои, и просто будет вспоминать сцены, а не представлять себе. Тем самым воображение ребенка работает не в полной мере.

Игра «Угадай по форме» . Возьмите несколько разных блоков от простейшего конструктора (кубик, конус, цилиндр, шар и др.) или несколько совершенно разных по форме игрушек. Ребенок должен хорошо знать эти предметы. Предметы поставьте друг от друга подальше и накройте их тонкой тканью. Пусть ребенок по выпирающим формам назовет каждый предмет, не снимая ткань.

Игра «Придумки». Гуляя по улице, говорите с ним обо всем, что видите и придумывайте вместе с ним рассказы об этом. Например, увидели бегущую кошечку, спросите малыша, куда она может бежать, как ее звать, откуда бежит. По ответам ребенка помогите составить полноценный рассказик об этой кошечке. Также можно поговорить о чирикающих воробьях. О чем они «разговаривают». Что говорит один воробей, что отвечает ему другой. Например, они могут разговаривать о зернышках, о том, как один воробей увидел зернышко на земле и рассказывает о своей находке другому - его другу. Они оба смотрят, какое прекрасное зернышко, но бояться спуститься, так как на земле много людей. Воробьи могут знакомиться, могут рассказывать о своих семьях и т.п. Каждый раз сочиняйте разные истории. Играя в эту замечательную игру, у малыша разовьется не только воображение, но и наблюдательность.

Волшебные подарки. Подготовьте листочки бумаги с заранее нарисованной на них какой-либо фигурой (круг, квадрат, звезда, овал и т.п.). Нарисуйте или распечатайте рисунок феи или волшебника и вырежьте по контуру. Расскажите малышу историю о том, что фея или волшебник подготовили подарки для ее игрушек-зверюшек, но злой колдун превратил их в обычные фигуры. Только ребенок сможет помочь игрушкам-зверюшкам расколдовать и получить свои подарки. Берите каждый лист (размер лучше А5 или его половина) с нарисованной фигурой и превращайте ее в разные предметы, затем вырезайте их по контуру и дарите зверюшкам. Ребенок в дополнение может их еще раскрасить, так же его игрушкам будет еще приятнее получать подарки. Круг может быть мячиком, шариком. Можно дорисовать к нему некоторые детали и из него получиться бантик, неваляшка, цветок, солнышко, конфета и т.п. Прямоугольник можно превратить в шоколад, телефон, совочек… Из овала получиться прекрасный огурец, воздушный шарик…

Игра «Кто это». Забавная игра. Но активное участие на первых порах, как в принципе и в большинстве игр, необходимо принять взрослому. Взрослый изображает какого-либо животного, а малыш угадывает. Сначала можно использовать звуки, ну а позже перейдите на пантомиму. Вскоре ваш малыш обязательно порадует своими образами различных животных и спросит: «Угадай кто это?»

Придумывание сказок. Можно переделывать знакомые сказки на новый лад. Можно со знакомыми героями из разных сказок сочинить собственную. Можно вообще выдумать неизвестного героя и придумать с ним различные истории. Это очень эффективный тренажер воображения, но подходит он деткам старше трех лет.

Конструирование. Конструкторы должны быть у современного ребенка, причем самые разнообразные. Из одного конструктора можно построить домик для мишки или гараж для машинки и т.п. Из другого конструктора получиться прекрасная полянка из цветочков или коврик для собачки. Танграм, блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Куизенера - это тоже своего рода конструкторы, из которых получатся животные, растения, дорожки, домики. Вообще в методике Макото Шичиды конструкторам уделяется особое внимание. Они развивают как воображение, образное мышление, являющееся функциями правого полушария, так и учат умению обобщать, сравнивать, анализировать, за что отвечает левое полушарие мозга. Таким образом, во время конструирования задействованы оба полушария мозга, что очень важно для развития ребенка. Не только Шичида, но и все педагоги считают конструирование одним из важнейших средств умственного воспитания. Сейчас большое многообразие конструкторов, главное подбирать их в соответствии с возможностями ребенка. В противном случае, интереса к конструктору у него не будет, а это один из важных факторов для активизации всех процессов, в том числе воображения.

Но кроме готовых конструкторов, ребенку нужно показать, как можно что-то стоить и из подручных материалов: коробок, счетных палочек, стаканов, вилок и т.п. В строительстве можно использовать даже и некоторые продукты питания, такие, например, как кукурузные палочки или шарики, печенье и т.д. Из кукурузных шариков соединенных между собой зубочистками отлично получиться человечек или даже домик. С помощью печенья можно сделать дорожку, а если его аккуратно обкусывать выйдут самые забавные животные и предметы. Такие интересные занятия благотворно отразятся на развитии ребенка и на развитии его воображения в частности.

Итак, воображение является деятельностью правого полушария мозга, соответственно развивая воображение, мы тренируем правое полушарие. Воображение развивает такую способность как визуализация (возможность правого полушария мозга создавать четкие изображения в уме), которая является основой для развития многих «талантов» головного мозга, таких, как скорочтение, фотографическая память, моментальные вычислительные способности, интуиция, экстрасенсорика и т.д.

По этой теме Вы можете еще посмотреть:


Развитие воображения – осознанно выбранный процесс, в ходе которого человек преследует цель усовершенствования своего воображения, а именно сделать его более ярким, более глубоким и особенным.

Что же такое воображение? Воображение – это способность к неожиданному или задуманному появлению в сознании и мыслях каких-либо образов, идей и так далее.

То, что возникает в мыслях, в ходе представления, может отличаться от реальность. Воображение – мир отдельный от реальности, в воображении могут появляться мысли, идеи и объекты, несуществующие в природе. Именно воображение помогает в уме решать задачи для которых требуется наглядное визуальное представление.

Например, как вставить батарейку в часы, мышь, калькулятор, как закрывается крышка кастрюли, как гайка закручивается на болт. Это все слишком простые и очевидные примеры. А как на счет того, чтобы сыграть в уме в шашки или шахматы, собрать часовой механизм из шестеренок или домик из конструктора. Примеров использования воображения гораздо больше.

Воображение разделяется на четыре вида, каждое и которых значительно отличается от других:

  1. Активное воображение – человек по собственному желанию рисует, строит образы у себя в голове.
  2. Пассивное воображение – это возникающие неожиданно образы, независимо от желания человека.
  3. Продуктивное воображение – это воображение, в котором реальность преобразуется творчески.
  4. Репродуктивное воображение – это воображение, восстанавливающее реальность в том виде, в каком она есть. Здесь есть место фантазии, но больше работает память и восприятие.

Развитие творческого воображения

Творческое воображение – тип воображения, который отвечает за создание новых мыслей, идей, сюжетов, предметов, которые будут иметь ценность. Так создаются продукты творческой деятельности.

Творческое воображение – это основа профессий, связанных с искусством. Например:

    Писатели . Куда тут без творческого воображения. Хотите писать красивые, большие, интересные, с великолепным сюжетом книги? Или может вам нужно его поддерживать? Тогда вам стоит заняться развитием творческого воображения.

    Художники . Если вы не пишите картины с природы, людей, натюрморты, а создаете сами, из своей головы, то вам так же понадобится развитие творческого воображения. Тогда у вас появится масса идей, очень много различных вариантов написания определенного момента картины.

    Музыканты . Им как никому нужно творчество в своей работе, потому что сочинение хорошей музыки – это не просто так, это приличная нагрузка на воображение, и не просто воображение, а творческое.

Развитие воображения у детей

Примерно к 5ти годам ребятишки имеют хороший багаж опыта, который дает возможность для развития творчества и воображения. Детям не нужны подсказки более старших людей, потому что теперь ребенок сам способен придумывать игры, придумывать героев и еще воображаемых друзей. Родителям не стоит поднимать панику насчет последнего, потому что это обычное дело у маленьких детей. Спустя время все исчезнет, не оставив и следа.

Главное уделять больше внимания ребенку, ему это жизненно необходимо. Он учится, развивается, впитывает все как губка.

И если вдруг получилось так, что ваш ребенок ушел слишком далеко в такую «реальность», то нужно больше с ним заниматься, разговаривать, общаться. В крайнем случае, подключить к этому делу специалиста, который поможет справиться с проблемой и вывести ребенка из несуществующей реальности.

Развитие воображения у маленький детей происходит в процессе игр. У ребенка создается внутри логика действий персонажей. Поэтому помните НЕЛЬЗЯ прерывать ребенка позвольте ему закончить свою игру или помогите ему прийти к завершению, не нарушайте логику воображения.

Если ребенок подбегает с палкой и просит посмотреть на его "коняшку", то не нужно ему объяснять, что это всего лишь палка. Ребенок, не дурак и сам это понимает, просто у него активно работает и развивается воображение. Нужно его поддержать, сказав что-то типа: “Да, у тебя отличная коняшка! Смотри, какая у нее красивая и кудрявая грива!”

Такой подход только ускорит процесс развития воображения у ребенка. Вам ничего особого делать и не требуется, нужно лишь задать направление, сказав, что-то абстрактное, например: “Какая красивая грива!”. И попросить ребенка описать гриву у лошадки.

Развитие творческого воображения ребенка

Детский возраст – возраст знакомства с литературой, книгами, фильмами, музыкой. Важно, чтобы ребенок читал яркие и красочные книги, с интересным сюжетом и интересными персонажами. Смотрел добрые и умные фильмы и мультики.Благодаря книгам, ребенок сможет переместиться в мир фантазий, воображения, оказаться в сказочном мире. Книги – отличный помощник для развития творческого воображения ребенка. То, что показывает фильм, ребенок, как и любой другой человек, создает в своем воображении сам.

Можно поупражняться с ребенком на развитие творческого воображения. Дайте ребенку героев, о которых он знает.

Попросите ответить его на следующие вопросы:

  1. в чем суть каждого из героев?
  2. какие у них черты характеры?
  3. какие сильные стороны?
  4. что хорошее они делают?
  5. Чего не хватает в характере и вообще каждому из героев?

А попросите его придумать историю с этими персонажами. Если будет сложно – подтолкните, начните историю за вашего ребенка.

Упражнения для развития воображения у ребенка

    Упражнение 1. Предложите ребенку обвести свои ладошки на бумаге краской или карандашом. Это будет основой их последующего рисунка. Пускай ребенок пофантазирует и дорисует что-нибудь. Например, дерево (лес) или бабочку или цветы, животное…

    Упражнение 2. Дайте ребенку на выбор 3 краски, которые, по его мнению, наиболее подходящие друг для друга. И пусть он зарисует весь лист. Что напоминает этот рисунок?

    Упражнение 3. Попросите ребенка капнуть краской на середину листа. Затем пусть сложит лист пополам. После разворачивания на листе останутся различные кляксы. Пусть ребенок подключит свое воображение и скажет на что похожа каждая из них, что она напоминает.

    Упражнение 4. Дайте ребенку листы с не дорисованными изображениями и предложите дорисовать их.

Воображение ребенка сыграем большую роль, возможно, вместо предполагаемого ответа он изобразит что-то необычное и подходящие под начальный незаконченный рисунок.

Это будет результатом его прекрасно работающего воображения. Бывает, что ребенку нужно помочь, поэтому не расстраивайтесь, если сходу не получится. Это нормально и значит, что нужно с ребенком позаниматься, чтобы он натренировался, ведь впереди у него будет тонна сложных и интересных задач (математика, физика, геометрия, жизненные ситуации и так далее.), при решении которых потребуется использовать воображение!

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие детей дошкольного возраста разделяют на три стадии.

    1 стадия – огромное количество вымысла и фантазий. Так как в этот период закладывается база для правильного и полного развития способности воображения и представления. Стадия длится до трех лет.

    2 стадия – совместная работа фантазий с практикой. Ребенок только учится выстраивать цепочку действий, логику, чтобы достичь результата во время какой-либо задачи. Стадия длится до пяти лет.

    3 стадия – в деятельность ребенка включается способность воображения, фантазирования и творчества. Фантазии становятся более активными и практически применимыми.

Упражнения для развития воображения у дошкольника

    Упражнение 1. Попросите ребенка закрыть глаза и включите классическую музыку. Спросите, что ребенок представил во время прослушивания этой музыки. Помимо классической музыки можно использовать современную музыку, чем больше будет разнообразия, тем лучше.

    Упражнение 2. Это упражнение выполняется с несколькими детьми. Включите какую-нибудь музыку со словами или без них. Попросите ребенка танцем изобразить под музыку что-нибудь или кого-нибудь. А остальные дети, наблюдая за танцем, должны угадать, что пытается передать первый ребенок. От такого упражнения развивается воображение у всех детей.

    Упражнение 3. Это упражнение отлично подходит для развития творческого мышления:

Ведущий игры (взрослый) говорит ребятам: «выйти на улицу – хорошо, потому что можно погулять», а цель ребят продолжить цепочку, например: «выйти на улицу – хорошо, потому что полезно погулять. Погулять хорошо – потому что полезно. Полезно гулять – потому что прекрасная погода на улице. Прекрасная погода – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце – хорошо потому что ясно. Ясно – потому что нет дождя. Нет дождя – потому что тепло.»

Игры на развитие воображения

Онлайн игры не только легкодоступны, но и очень полезны. Ничего не надо подготавливать заранее, главное чтобы ребенок отдыхал каждый 15-20 минут примерно по 20-30 минут, потому что в этих самых перерывах в мозгу строятся новые нейронные связи и чем лучше они построятся, тем больше будет прогресс!

Это похоже на то, как спортсмену после хорошего упражнения или забега нужно отдохнуть, чтобы мышцы восстановили силы.

Игра «сложная сортировка»

Игра «сложная сортировка» - отличный тренинг сообразительности и внимания. В центре экрана показана фигура имеющая свой цвет, а вокруг 4 разные фигуры, раскрашенные в четыре разных цвета. Написано, как вам надо сравнить данную в центре фигуру с теми, что вокруг: по цвету или по форме. Вам нужно вовремя сообразить и не сбиться. Игра на время, поэтому поторопитесь, чтобы набрать наибольшее количество очков.

Игра «Буквы и цифры»

  1. Тренирует концентрацию внимания
  2. Улучшает скорость реакции
  3. Развивает логику и сообразительность

Сразу после старта, в одном из четырех окошек будет показана одна буква и одна цифра, например, "У6". А под буквой с цифрой появится вопрос, например, "Число нечетное?" или "Буква согласная?". Вам нужно как можно быстрее отвечать на вопросы.

Игра «матрицы цвета»

Также отличным тренажером для развития сообразительности станет игра «матрицы цвета». Перед вами откроется поле из клеточек, каждая из которых будет закрашена одним из двух цветов. А ваша цель будет указать какого цвета больше на поле в данный момент 1ого или 2ого. Игра, конечно же, на время и поэтому придется постараться. По ходу игры поле будет расширяться, то есть. игра усложняться.

Игра «Упрощение»

Игра «Упрощение» - замечательный тренажер, не только устного счета, но и сообразительности. Вам встретятся примеры и простые, и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно сообразить, как упростить, посчитать или найти ответ из предложенных. Для этого вам и придется воспользоваться своей сообразительностью!

Зрительный поиск

  1. Развивает произвольное внимание
  2. Улучшает концентрацию внимания
  3. Совершенствует объем внимания

На экране появятся фигуры, среди которых нужно выбрать уникальную, ничем не похожую на другие фигуры. Некоторые фигуры могут отличаться всего одной небольшой деталью, которую нужно научиться быстро находить. С каждым успешным раундом сложность увеличивается и дается больше очков:)

Игра «Фланговая задача»

На картинке представлена стая птиц, а от вас потребуется указать направление полета центральной птицы. По началу, возможно, будете сбиваться, но потом будет лучше. Поехали!

Игра «Супер память»

  1. Тренирует визуальную память
  2. Увеличивает объем памяти
  3. Улучшает точность памяти

С каждым ходом на экране появляется одна новая картинка. Нужно быстро найти ее и кликнуть по ней, чтобы набрать как можно больше очков за 1,5 минуты. Первые 5-7 ходов очень легкие, а потом становится заметно интереснее и сложнее.

Средства развития воображения

Жизненный опыт – вот главное средство развития воображения. Общайтесь с различными людьми, принимайте участие во всяких соревнованиях, мероприятиях, найдите свое хобби, но не ограничивайтесь одним!

Чтение – одно из лучших средств развития воображения. Чтение открывает мир воображения и интересных сюжетов. Чем круче сюжет, чем увлекательней книга, чем ярче описания – тем лучше для вашего мышления и воображения. И даже ели еще не успели дочитать до конца, вы можете представить, что будет дальше. А потом уже сравниваете по ходу чтения насколько хорошо представились будущие события в произведении. Если вы ошиблись – это не плохо, потому что угадать сюжет полностью практически невозможно, зато тот опыт, который вы получаете вовремя воображения – бесценен.

Фантастика – лучший жанр, для развития воображения и креативности. Потому что фантастика наиболее яркий жанр, нежели другие.

Запишитесь на наш курс развития скорочтения . В этом курсе мы будем не только ускорять скорость чтения и развивать память на запоминание, но и выполнять специальные упражнения на синхронизацию полушарий мозга и тренировку воображения, чтобы добиться максимального результата! В курсе будет даже затронута тема питания и образа жизни.Записаться на курс

Развитие мышления и воображения

Мышление и воображение тесно связанны друг с другом. Воображение можно считать мышлением, только это мышление выше реального, оно переносит вас в другой мир, мир фантазий. Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни.

Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осознанность. Также мышление может становиться более точным, детализированным и позитивным.

Как развивать мышление?

    Делайте записи и рисунки . Возьмите в привычку излагать свои мысли письменно или рисунками. Некоторые люди объясняя или рассказывая что-нибудь, не только говорит, но и рисует, то есть закладывает вам картинку, проясняет ситуацию.

    Рассказывайте свои мысли . Полезно будет излагать свои мысли окружающим, которым будет это действительно интересно. Рассказывая это кому-нибудь вы сможете получать обратную связь. А еще плюсом послужит то, что, чем больше вы рассказываете свои мысли, тем более понятными они будут для вас (если были какие-нибудь моменты не ясны).

    Обсуждайте . Обсуждение мыслей довольно таки эффективная вещь. Главное, чтобы обсуждение не обернулось в ссору. Если вы вдруг не согласны с тезисом собеседника, то составьте свой, но не начинайте жаркий спор, а ведите спокойный разговор.

    Следите за речью . Мышление и речь тесно связанны друг с другом. Поэтому, чтобы поспособствовать развитию мышления, стоит строить свою речь правильно. Совет: исключите слова «проблемы», «ужас», «трудно», включите «интересно», «цель».

Почему тесно связаны речь и мышление? Мышление мимолетно, оно сложно запоминается, а вот с речью иная история. Речь запоминается, ее проще отслеживать.

Хотите усовершенствовать мышление? Обратите внимание на свою речь.

    Обратите внимание на чужую речь . Проще следить за чужой речью, чем за своей. Потому что чужая речь – это что-то новое и в ней слышны все недочеты и сбои в логике. Изучение ошибок чужой речи поможет вам в нахождении ошибок в своей речи.

    Совершенствуйте навык работы с текстами . Анализ текста можно сравнить с прослушиванием чужой речи. В обоих случаях вы ищете ошибки, шероховатости и берете себе на заметку. Улучшение мышления зависит от умения обработки текстов.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Итог

В этой статье мы узнали, что такое воображение, как его развивать взрослым и детям, какие упражнения использовать и так далее. А также как воображение можно использовать в практических целях.

К 2,5-3 годам в игре ребёнка появляются воображаемые предметы. Наверняка вы видели, как палочкой трёхлетка кормит куклу, измеряет температуру, нанизывает на неё листья, будто это не палка, а шампур.

Любой предмет может внезапно оказаться чем угодно, ведь всё зависит от заявленной игровой ситуации . Так, стул в игре-путешествии может быть частью пещеры, вагоном поезда, лошадкой.

Показывайте, что один предмет можно использовать в разных играх

Стимулом для начала игры младшего дошкольника служат предметы, которые он видит вокруг. Если вы гуляете в парке, ожидайте приготовления обеда из шишек. Выпало много снега? Быть стройке! Поскольку воображение малыша связано с обыгрыванием предметов, то и основное развитие этого познавательного процесса может осуществляться через обыгрывание.

Важно, чтобы ребёнок видел различные способы использования одних и тех же предметов. К сожалению, зачастую дети усваивают один из увиденных игровых штампов и применяют только его. Расчёсывают и заплетают гриву пони, а беби борна кормят из бутылочки и сажают на горшок. Раннее действие по шаблону буквально сковывает фантазию ребёнка . Если не обращать на это внимания, в дальнейшем это может тормозить развитие воображения.

Игры для детей 3 лет

«Что это такое»

Используйте игру «Что это такое?», чтобы помочь перейти к творческому обыгрыванию предметов. Подберите те из них, что не имеют фиксированного предназначения: кубики, палочки, коробки. Покажите их малышу и предложите ответить, что это такое. Придумайте, во что с этим можно играть, чем этот предмет может быть в игре (допустим, кубик - кусок мяса или мыла, котлета, домик). Проведя игру несколько раз, вы увидите, насколько разнообразнее становятся представления и насколько свободно проявляется фантазия ребёнка.

«Игра наоборот»

Предложите придумать, какие предметы можно использовать вместо: ложки для куклы, кровати, машины. Это поможет шире использовать возможность воображения замещать одни предметы другими.

Игры для детей 4–6 лет

В 4-6 лет широчайший потенциал для развития фантазии и творчества предоставляет сюжетно-ролевая игра . Теперь пятилетка не только воображает вместо одного предмета другой, но и себя видит то путешественником, то спасателем. Выполнение роли в игре требует от него сложнейшей деятельности воображения: нужно хорошо представлять, какие действия совершает его «герой» в тот или иной момент, планировать его дальнейшие поступки, направлять развитие игры в целом, исходя из сложившейся ситуации. Сюжетная игра увлекает ребёнка и создаёт богатый эмоциональный настрой, необходимый для творчества.

Разыгрывайте сказки

Стремитесь к тому, чтобы значительное место в разнообразных играх дошкольника занимали творческие. В них дети сами организуют, планируют и направляют игру. Особенно полезно разыгрывать знакомые сказки. В этом случае у ребёнка возникает необходимость представить себе сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия героев. Если он справляется с этой задачей,предлагайте придумать и разыграть самому , что случилось с героями сказки до или после знакомого сюжета.

Игры для детей 5-7 лет

Для развития подвижности образов у ребёнка 5-7 лет, а также умения отступить от шаблонного решения предлагайте ему следующие игры:

«Закончи изображение»

Каждому игроку дают лист, где нарисовано разное количество кругов, квадратов, прямоугольников (начинайте с трёх). За 15 минут (а затем 10 и 5) игрок должен дорисовать карандашами к каждой фигуре всё, что хочет, но так, чтобы получились предметные изображения (круг: обруч, кольцо, колесо, часы, пуговица). Выигрывает тот, чьи рисунки получились наиболее оригинальными.

«Волшебный мешочек»

В непрозрачном мешке лежат объёмные геометрические тела (куб, шар, конус, цилиндр, пирамида). Каждый участник достаёт предмет и называет, что это может быть. Например: шар - яблоко, апельсин, мяч, глобус, арбуз. Усложнение: игрок загадывает описательную загадку и отдаёт разгадку тому, кто её отгадал.

«Удивительные кляксы»

До начала игры изготовьте несколько клякс: на середину листа бумаги вылейте немного краски, сложите пополам. Разверните лист и начните игру. Каждый участник говорит, что он видит в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. По аналогии во время прогулки ищите существа в облаках, лужах, тенях.

Екатерина Рыкова
Дидактические игры для развития воображения

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Оживление предметов

Количество игроков : любое.

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить : пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Рисуем музыкальные картинки

Количество игроков : любое.

Дополнительно : музыка, бумага, цветные карандаши.

Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.

Рисунки с продолжением

Количество игроков : любое

Дополнительно : бумага, краски

В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок

Каменная гусеница

Количество игроков : любое.

Дополнительно : камешки, краски, кисти.

Как её сделать :

1. Найди 6-7 гладких камешков разного размера.

2. Хорошо помой их.

3. Вытри насухо.

4. Разукрась их в разные цвета и дай краски высохнуть.

5. Выложи камешки в ряд - от самого большого к самому маленькому.

6. Нарисуй на самом большом камне головку гусеницы и передние ножки.

7. Нарисуй на остальных ножки гусеницы.

Игрушка готова!

Дорисуй картинку

Количество игроков : любое.

Дополнительно : недорисованные картинки, карандаши.

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному : точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи» , «одежда» , «цветы» и т. д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

Узнай картину

Количество игроков : не более 5-7 человек.

Дополнительно : предметная картинка, лист бумаги с отверстием.

Ведущий показывает игрокам картинку, которая закрыта большим листом с отверстием диаметром два с половиной сантиметра посредине. Передвигая лист по картине, игроки должны узнать, что на ней изображено.

Если игрок ответил правильно - получает приз. Для каждого игрока нужно приготовить отдельную картину.

Смешинки

Количество игроков : любое.

Дополнительно : мяч.

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

Пятнография

Количество игроков : любое.

Дополнительно : листы и краски.

Перед каждым игроком чистый лист бумаги. Ведущий ставит каждому игроку на чистый лист пятно, а игроки должны дорисовать ее так, чтобы вышло что - то понятное. Выигрывает тот , чей рисунок окажется интереснее и смешным.

Отгадывание теней

Количество игроков : любое.

Дополнительно : лампа.

Один из игроков садится в близи светлой, по возможности не заставленной стены, лицом к ней. Сзади, в нескольких шагах, устанавливается свечка или тусклая лампа. Кто-нибудь из игроков должен проходит между спиной сидящего и лампой. Лампа должна быть поставлена так, чтобы вышла максимально резкая тень. Сидящий, не оборачивается, по тени должен угадать, кто прошел у него за спиной.

Угаданный садится на его место и начинает отгадывать тени. И т. д.

«На что это похоже?»

Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

Количество игроков : любое

Многие люди обращаются к колдунам, чтобы узнать что-нибудь о своем будущем. Можно устроить великолепную игру на эту тему. В начале игры выбирается ведущий . Он будет «колдуном» .

Задача всех остальных – обращаться к этому «колдуну» с различными вопросами. «Колдун» должен придумать интересное предсказание на будущее, можно давать очень смешные прогнозы, главное условие – чтобы всем было весело. Например, «колдун» дает предсказания на какой-то определенный промежуток времени : на неделю, месяц и т. д. В этой игре нет победителей и побежденных, главное – чтобы все хорошо провели время.

Сочиняем сказки сами

Количество игроков : любое.

Дополнительно : бумага и карандаши.

Играющие делятся на несколько команд. Ведущий раздает командам листики бумаги и карандаши. Задача игроков – за 5-6 минут придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами : «Жили были…» и заканчивающуюся : «Ну, надо же!»

По прошествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, а также участием в представлении остальных ребят. Игроки также могут зачитать и сразу же не только проиграть эту сказку, но и перевести ее на язык жестов или же придумать что-то еще.

«Старая сказка на новый лад» .

Это тоже подходящая игра для развлечения детей на детских праздниках. Берется какая-то известная сказка, например, «Колобок» , «Теремок» или «Красная шапочка» , и изменяется. Сначала можно изменить сюжет, оставив прежних героев, потом, наоборот, нужно сохранить сюжет, но придумать других действующих лиц. Самое интересное – оставить героев, но изменить их характер, например, лягушка станет злой врединой, волк – симпатичным милягой, а Красная шапочка – плохо воспитанной девочкой, которая, в конце концов, съест несчастного волка.

Игра в фигурки

Это игра на развитие способности замещать предметы заместителями. Нужно придумать интересную сказку или сюжет, в котором имеет значение последовательность размещения персонажей. Например, черепашка, мишка и Чебурашка решили поиграть в солдатиков и стали учиться ходить строем. Но когда они построились, то Чебурашке не понравилось быть вторым, а мишке третьим. И начали они ссориться, т. к. не могли договориться, кто за кем будет стоять и идти. Нужно помочь друзьям. Для этого нужно предложить разные варианты того, как наши герои могут построиться.

Представим, что черепашка это круг, мишка треугольник, а чебурашка квадрат. Вырежьте из бумаги эти фигурки и пусть ребенок переставит их в разном порядке. Потом игру можно усложнить до 4х предметов. Чтобы малыш лучше понял, что от него нужно, возьмите три игрушки, и объясните, что вместо игрушек в игре будут использоваться геометрические фигурки.

«Нарисуй настроение» .

А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

Великие кляксы.

Игра побуждает малыша создавать из непонятных изображений знакомые образы. Вырежьте из любой темной бумаги «кляксы» различных форм, а также приготовьте бумагу с клеем. Предложите ребенку склеить из этих фрагментов какую-то знакомую фигуру. Затем подумайте вместе с малышом, на что же похожа получившаяся фигурка.

Обязательно решите с ребенком, на что похоже каждое получившееся изображение и подпишите их. Через несколько дней повторите игру с «кляксами» из другой по цвету бумаги. Чем больше ребенок будет играть, тем быстрее он будет составлять фигуры, развивая тем самым свое воображение .

«Что получится?» .

Для любого подрастающего гения важным является навык придумывания какого-то нового применения знакомым окружающим вещам. Заготовьте клей ПВА, несколько листов бумаги, а также спички, трубочки для коктейлей, лоскутки ткани, пуговицы и другие небольшие предметы. Дайте ребенку листок бумаги, смажьте листок клеем ПВА и пусть ребенок прикладывает к нему предметы, получая целую картину. Обязательно спросите у малыша, что у него выходит. Если у ребенка появилась идея, и он сказал вам, на что похоже его творение, помогите ему завершить полученный образ.

«Чем пахнут цвета?» .

Данная игра развивает у ребенка умение комбинировать разные образы в своем изображении. Возьмите цветной картон, мед, кинзу, лук, ванилин и другие продукты. Теперь попросите своего кроху представить, как пахнет синий, красный, желтый, розовый и другие цвета, показывая для наглядности картон соответствующего цвета. Если малыш в затруднении, просто предложите ему несколько запахов из своей коллекции. Пусть ребенок выберет подходящий.

«Какого цвета вкус?» . Эта игра является продолжением предыдущей. Заготовьте соленую, сладкую, кислую и горькую воду (на травах, к примеру) . Также приготовьте несколько картонных квадратиков разных цветов и их оттенков. Пусть малыш попробует воду язычком и выберет подходящий цвет из палитры. Такие игры отлично развивают творческие задатки малышей, что поможет им впоследствии в учебе.

Три краски.

Эта игра всегда вызывает восторг у детей любого возраста и побуждает их видеть образ в рисунке.

Дайте малышу большой лист бумаги и три краски.

Пусть он постепенно заполнит красками весь лист. Включите приятную музыку и скажите ребенку, что, как только музыка перестанет играть, нужно закончить рисовать и придумать : на что же похож рисунок? Обязательно оформите картину и подпишите ее.

Несуществующее животное

Игра научит кроху очень важному навыку - комбинированию. Давайте попробуем поиграть различными частями животного для создания абсолютно нового образа. Вырежьте из журналов или старых книг разные части животных : лапы, головы, уши, хвосты, крылья, клювы, пасти, хоботы и тому подобное.

Приготовьте клей и бумагу. Ваш малыш должен попробовать склеить несуществующее животное из уже имеющихся деталей.

Чем меньше животное вашего ребенка будет напоминать какое-либо из существующих в природе, тем выше природный творческий потенциал малыша. Возвращайтесь к этой игре, пока не создадите свое уникальное существо! Впоследствии можно сочинить про него интересную историю.

Несуществующее животное-2.

Если ваш ребенок старше пяти лет, дайте ему готовый силуэт какого-либо животного, птицы, насекомого, разноцветные фломастеры и предложите изменить существо, сделав его фантастическим, необычным. Каждое занятие предлагайте все новые и новые силуэты, пусть они будут разнообразными : от черепахи до кенгуру, от слона до комара. Преобразуя столь разные образы в неузнаваемые существа, мы постепенно улучшаем интеллект ребенка.

Восхитительные облака.

Эта игра побуждает малыша видеть в слабо оформленном, но многозначном материале образы предметов. Отличной тренировкой перед этой игрой послужит наблюдение за настоящими облаками и попытка увидеть в них уже известные вашему ребенку образы. Дома вырежьте различные облака (слабо напоминающие предметы, животных, человека) и украсьте их, наклеив из картона голубые ватки.

Ребенок должен назвать как можно больше вариантов, на что похожи эти облака. Если кроха еще толком не говорит, заранее подготовьте картинки предметов, животных и людей, чтобы он мог выбрать нужную карточку.

Поможем бабочке.

Вырежьте из цветного картона крупную бабочку. Приготовьте карандаши, фломастеры, клей, а также разные виды бумаги (фольгу, газету, упаковочную бумагу, пластилин, шерстяные нитки и т. д.

Выберите игрушку – «врага» бабочки и предложите ребенку защитить бабочку, создав новые элементы внешнего вида (например, рога, шипы и т. д.) . В процессе игры «враг» бабочки нападает на нее, стимулируя вашего малыша быстрее и интереснее создавать для нее защиту.

Игра «Живые вещи»

Для данной игры число играющих не ограничено, создание команд по желанию.

Детям дается задание «превратиться» в какой-нибудь предмет или вещь. Например, можно разыграть выставку «живых» предметов мебели, показ «живой» одежды.

Выигрывает тот , кто интереснее и наиболее правдоподобно покажет загаданные вещи.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Что было бы, если. (с 6 лет)

Цели : Эта игра развивает творческие способности детей.

Инструкция : Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?

Дайте каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину, назвать это животное, показать, как оно движется, как "разговаривает". На вопросы типа "Что было бы, если бы. " не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотим просто развить фантазию и интуицию детей.

Другие вопросы для обсуждения в этой игре :

Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?

Куда ты полетишь, если у тебя будет ковер-самолет?

Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?

Что было бы, если бы ты был учителем?

Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь?

Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?

Мини-фантазии (с 6 лет)

Цели : Мини-фантазии - это радостные картинки, которые могут дать детям ощущение бодрости, счастья и тепла, так как они напоминают им о приятных переживаниях.

Подарите мини-фантазию детям после того, как они очень напряженно поработали или были в стрессовой ситуации. Мини-фантазии напомнят детям о хорошем в их жизни и придадут свежих сил.

Инструкция : Я хочу предложить вам короткий отдых, чтобы вы могли почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже.

Теперь представь себе, что ты лежишь на зеленом лугу, и над тобой по прозрачно-голубому небу проплывают белые пушистые облака.

Дайте детям насладиться этой картиной в течение одной-двух минут. Другие возможные образы :

Ты бежишь рано утром со своим лучшим другом (подругой) по прекрасному парку.

Ты бежишь по белому пляжному песку к теплой голубой воде.

В солнечный весенний день по дороге в цирк ты играешь со своей тенью.

В ясную ночь ты разглядываешь сверкающие звезды на небе.

Ты гладишь мягкий шелковистый мех маленького котенка.

Ты надкусываешь хрустящее сочное яблоко.

Ты наблюдаешь, как облетают осенние листья с деревьев.

В холодный день ты греешься у потрескивающего в камине огня.

На лугу ты кружишься вокруг себя с широко раскинутыми руками, пока не закружится голова.

Ты прыгаешь с большого круглого камня в пруд.

Ты слушаешь по радио свою любимую песню.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Превращения (с 6 лет)

Цели : В этой игре дети могут, используя силу своего воображения , научиться языку интуиции. Картинки, которые будут рождаться у детей по ходу игры , помогут им проникнуться доверием к многогранности своей личности. В конце очень хорошо предложить детям творческое сочинение или рисунок, чтобы они еще глубже прочувствовали пережитое впечатление.

Материалы : Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция : Назовите мне пару вещей, о которых вы знаете по опыту. Можете ли вы назвать мне какие-нибудь вещи, которые вы можете узнать только своей фантазией? Я хотела бы предложить вам игру, в которой только ваша фантазия поможет вам обнаружить интересные вещи.

Вы увидите в своем воображении картины , которые, возможно, вас самих удивят. Вы не должны их придумывать, они придут сами собой. Вы не должны пытаться их изменить, лучше, если вы их просто заметите и разглядите.

Садитесь поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза.

Представь себе, что сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты сегодня можешь стать каким-то чудесным животным. Осмотрись. Что ты за животное? Как ты чувствуешь себя в роли этого животного? Пройдись немного и почувствуй свое новое тело.

А сейчас ты нашел волшебную палочку. Ты знаешь, что животные очень любопытные, поэтому ты обнюхиваешь ее. И тут ты замечаешь, что снова изменился и стал прекрасным цветком или деревом. Чем ты стал? Цветком? Деревом? Каким цветком или каким деревом? Что тебе больше всего нравится в этом цветке или дереве?

А теперь ты снова превращаешься - ты стал каким-то цветом. Каким цветом ты хотел бы стать? Каков этот цвет на ощупь? Он совсем гладкий или шероховатый?

Теперь ты превращаешься в чудесный воздушный шар. Какой формы твой шар? Он продолговатый? Или круглый? Есть ли на нем какое-нибудь изображение?

Напоследок в это волшебное утро ты превращаешься в маленького ребенка. Посмотри на себя в качестве малыша. Послушай звуки, которые издает младенец.

Ты хочешь поближе рассмотреть этого малыша, поэтому наклонись над ним и ласково погладь его. Возьми его на руки и покачай. Почувствуй, каково это - быть таким маленьким ребенком, которого покачивают на руках.

Положи малыша обратно и вспомни все картины, которые ты видел как животное. как дерево или цветок. как цвет. как воздушный шар. и как маленький ребенок.

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вздохни. Возвращайся назад в классную комнату и открывай глаза. Хотел бы ты нарисовать картины, которые видел? Или ты хотел бы рассказать о том, что ты переживал?

Анализ упражнения :

Насколько отчетливо ты мог видеть картины?

Слышал ли ты при этом что-нибудь?

Что было для тебя самым трудным?

Кем тебе приятней всего было быть в твоем воображении ?

Играешь ли ты сам иногда в подобные игры , в которых надо представлять себе интересные, необычные вещи?

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

История жизни

Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.

Новые старые сказки

Возьмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.

Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. А на картине отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно она будет не слишком далека от истины?

"Фантастическая история".

Вырежьте малышу (а лучше пусть он сделает это сам) цветные изображения различных животных или растений (из журналов и старых книг) . Изображение каждого животного следует разрезать еще на несколько частей. Перемешайте. Вот и готова игра "разрезные картинки". Однако главное задание впереди. Для его выполнения требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю. Если в игре примет участие и взрослый, у фантастического зверя появится товарищ.

Игра «Художник»

Для игры потребуются две команды. Из каждой группы вызывают по одному участнику. Одному из этих игроков завязывают глаза и просят нарисовать загаданный ими рисунок. При этом другой говорит, как именно рисовать, например, одна линия вверх, две влево и т. д. Как только рисунок готов, «художник» снимает повязку и пытается угадать, что именно он рисовал. Если он угадывает, то команде присваивают 1 очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

1) Фигурные картинки. С помощью геометрических фигур – круг, квадрат, прямоугольник, трапеция и другие – нужно нарисовать различные объекты. Например, клоуна, лицо, домик, дождь, кошку и т. д.

2) Три слова. Подберите три слова, не связанных по смыслу. Задача ребенка придумать фразы, связывающие эти слова. Потом можно пойти дальше и придумывать рассказы с этими словами. Например, набор слов : дворец, бабушка, клоун.

3) Укрась слово. В процессе игры нужно придумать как больше прилагательных к существительному. Ребенку-дошкольнику можно предложить игру так : «Выбери любой предмет, а теперь будем придумывать, какой он – белый, холодный, большой и т. д.

Собери картинку

Возьмите любую красочную картинку из журнала или старой книги. Главное, чтобы изображение было понятно ребенку. Вырежьте из нее кусочки разной формы (квадраты, треугольники, кружки) . Наклейте картинку с дырками на лист белой бумаги. Малышу нужно закрыть образовавшиеся на картинке белые пятна теми самыми кусочками, которые из нее вырезаны.

Делай как я

Вам потребуются детали из обычного детского конструктора : куб, конус, параллелепипед. На первых порах используются 2-3, а впоследствии и больше форм. Отберите себе и малышу одинаковые детали, затем сложите из своих небольшую постройку. Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же построить его детали. Если он легко справляется, усложните постройку. Теперь предложите ему самому построить что-нибудь и сделайте так же. Вы можете специально ошибиться, а ваш малыш пусть вас поправит.

Пазлы своими руками

Возьмите большую, яркую картинку из журнала или старой книги. Наклейте ее на картон и разрежьте зигзагами. Чем старше ребенок, тем на большее количество кусочков разрезайте картинку.

Огромные ноги

Нарисуйте на плотном картоне две большие ступни длиной 25 см. Вырежьте их и приклейте к подошвам детских шлепанцев. Или можно проделать в каждой бумажной ступне по четыре отверстия, пропустить сквозь них тесемку и привязать к ногам ребенка. Теперь он может измерить своими большими ногами все, что угодно : комнату, свою кровать, сад, папину машину.

Что поместится в банке

Нарисуйте на бумаге контуры банок разных размеров и форм : высоких и низких, широких и узких, круглых и квадратных. Попросите ребенка подумать, что могло бы поместиться в каждой из этих банок. Для проверки можно принести названые предметы и приложить к нарисованному контуру. Некоторые из них вроде бы и помещаются на рисунке, но при этом не могут пройти в горлышко, если оно слишком узкое.

Замочная скважина

Возьмите лист бумаги, вырежьте в нем отверстие в форме замочной скважины. Сначала скважина может быть и большой, а когда ребенок освоится – величину отверстия можно уменьшить. Теперь положите на стол какую-нибудь картинку, накройте сверху листом с замочной скважиной. Отверстие скользит по поверхности картинки, позволяя видеть только отдельные ее части. Задача ребенка догадаться, что изображено на картинке.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Игра «Услышим слово»

Задача : развить воображение и представления у детей.

Описание. Взрослый предлагает ребенку представить звук, издаваемый каким-либо предметов, жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.

Игра «Потрогаем слово»

Задача : развить у детей воображение .

Описание. Взрослый предлагает ребенку мысленно потрогать какой-либо предмет : подушку (какая она мягкая, елку (колючая, кошку (пушистая, воду (мокрая, пол (твердый) и т. д. и рассказать о своих ощущениях.

Игра «Понюхаем - попробуем слово»

Задача : развить у детей воображение .

Описание. Взрослый говорит ребенку, что некоторые слова можно понюхать и попробовать на вкус. Например, лимон (апельсин, роза, ромашка, хлеб, костер, шоколад и т. д., после этого дети должны рассказать о своих впечатлениях.