Open
Close

Виды и значение загадок. Загадка. Виды загадок и их роль в интеллектуальном развитии дошкольника

Загадка — один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки.

Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка — описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса».

Основной прием описания в загадке — метафора (по подобию).

Высказывания про загадки

Н.С. Гилевич, который много писал про загадки и которому принадлежит самое интересное и основательное исследование поэтики загадок, дал следующее определение загадки: «Загадка — замысловатый вопрос, который подается в форме остроумного, короткого, как правило, ритмично описания какого-либо предмета или явления. С этим определением можно легко согласиться.

Досконально определяет основные жанровые черты загадки А.И.Гурский. Он пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.

Функции загадки

Важнейшими функциями загадок являются: проверка и тренировка сообразительности людей, развитие их логического и поэтического мышления, умения узнать окружающую действительность в иносказательных образах.

Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, увеселительно-развлекательная, игровая функции и другие. Таким образом, загадка как жанр полифункциональна.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок: «Природа и человек», «Хозяйство и материальный быт», «Общественный и семейный быт», «Культура», «Загадки-шутки, загадки-задачи».

Раздел «Природа и человек» начинается с загадок о небе, небесных светилах. «Сине покрывало весь мир укрывало», — так четко отображается в загадке небо.

Большая группа загадок посвящена земле и воде. В них, как и в других фольклорных произведениях, но своеобразно, в соответствии со спецификой жанра, отобразилось почтенное отношение народа к земле («Что нас кормит, а кушать не просит?»).

Некоторые стихии и явления природы уподобляются животным: во многих загадках, например, гром похож на рычание вола(«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»), иногда же — на жеребца («Сивый жеребец на все царство заржал»); движение ветра своеобразно описывается в своих действиях: «Без крыльев летает, без ног бежит», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

Богато представлен в загадках растительный мир. Во многих загадках деревья, злаки предстаются живыми существами: «Летом одевается, зимой раздевается», «Летела без крыла, села без сука, сварила кухарка без огня, ела без зуба» (рожь).

Остроумно, нередко с юмором подаются в : «Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

В разделе «Хозяйство и материальный быт» широко отразились устройства земледелия, промыслы и ремесла, питание, жилье, домашний интерьер, одежда и обувь человека и др.

Не так легко угадать такие загадки: «Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп), «Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать), «Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

Гораздо меньше загадок, в которых отражаются общественные и семейные отношения. В этом разделе особенно интересные загадки о родстве: «Два брата, а один из них дядя. Кто второй?» (отец), «Сидит ребенок на огороде, сидит и говорит: «У меня есть отец, мать, а я им не сын» (дочь).

В позднее возникших загадках отразилось развитие культуры, образования. В их содержании фигурируют книга, бумага, карандаш, инструменты и др. («Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Из приведенных примеров видно тематическое разнообразие загадок, их особенности, ширина метафор и иносказательное отображение действительности. Поэтому мы ограничимся сказанным про загадки как о разнообразной тематике произведений этого жанра.

Загадки во многом подобны пословицам: прежде всего художественной образностью, лаконичностью, ритмичностью. В загадках используются традиционные фольклорные художественные приемы и образно изобразительные средства: метафора, сравнение, эпитеты, персонификация, аллегория, гипербола, гротеск, ирония и др.

Структура загадки

Структура загадки представляет собой своеобразный диалог, в котором кто-то приказывает, а другой угадывает.

Немало загадок строится на прямом вопросе, многие другие содержат в себе замысловатое описание предмета или нескольких предметов, которые угадываются по действиям, необходимым для создания определенных вещей: «Били меня, били, били, колотили, на куски рвали, рвали, по полю таскали, на ключ запирали и на стол подавали» (лен, скатерть).

Ряд загадок имеют форму монолога, диалога; иногда же в разговоре принимает участие три лица:

«Четыре ноги имею, но не зверь, пух и перья имею, но не птица, душа и тело у меня есть, да не человек» (кровать);

Традиционные загадки хорошо сохранились и в наше время, используются они и сейчас, продолжают выполнять многие из традиционных функций, чаще всего познавательную, учебную, игровую, испытательную (сообразительности).

Загадки и сейчас интересуют не только детей своей мудростью, совершенством художественной формы, а и взрослых, что и обусловило их популярность в народе.

Название документа ВИДЫ ЗАГАДОК В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.ppt

























‹‹ ‹

1 из 24

› ››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1

Описание слайда:

ВИДЫ ЗАГАДОК В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Исследовательская работа ученика 5 класса МБОУ «Бибиревская оош» Западнодвинского района Тверской обл. Николаева Виталия Руководитель работы: учитель русского языка и литературы Полончук О.Г.

№ слайда 2

Описание слайда:

Цели работы: 1. Дать определение загадке. 2. Познакомиться с видами загадок в русском языке. 3. Попытаться самому придумать загадки разных видов. 4. Результаты исследования и творческой работы представить в виде презентации.

№ слайда 3

Описание слайда:

Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. (Большой энциклопедический словарь) С РАЗНЫМИ ВИДАМИ, ГРУППАМИ И ПОДГРУППАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДКА 150 (!) РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЗАГАДОК.

№ слайда 4

Описание слайда:

Просто загадки (загадки-вопросы) Что такое - с тонкой, хрупкой И овальною скорлупкой? А в гнезде оно, смотри, Раскололось изнутри. (А.Т.Волобуев) С виду – кроха, Но силен, Озорует слишком; Лишь родился, Сразу он Свой сломал Домишко. (В.Нестеренко)

№ слайда 5

Описание слайда:

Загадки-сравнилки прямые отрицательные (противопоставлялки) Левый с правым бережком Застегнул, как ремешком. (В. Нестеренко) Мягкий он, но не подушка. Скачет он, но не лягушка. Круглый он, но не арбуз, С ним играет карапуз. (А.Т.Волобуев)

№ слайда 6

Описание слайда:

Загадки-сравнилки Ночью в небе светит, Но не греет. То как клин, То как блин. (Виталик Николаев) Путешественник отважный, Он идет в пустыне важно. Не боится он жары. Два горба, как две горы. (Виталик Николаев)

№ слайда 7

Описание слайда:

Загадки-сравнилки Светит она, словно малое солнце. Можешь увидеть ее ты в оконце. Мрак, темноту, даже страх разгоняет, Комнату ярко она освещает. (Виталик Николаев)

№ слайда 8

Описание слайда:

Загадки-зарифмовки, или досказалки Он - растение огородное, Его листья сырыми едят, А еще он - блюдо холодное, Называется также... (салат). (А.Т.Волобуев) Мама варит, парит, жарит, Даже торт умеет печь. Ей готовить помогает Электрическая …(печь). (А.Лугарев) Шишки есть. Породы хвойной. Ствол блестящий, с желтизной. Поднялась высокой, стройной, Называется… (А.Т.Волобуев)

№ слайда 9

Описание слайда:

Загадки-зарифмовки, или досказалки Сладкий, круглый, полосатый, Любят все его ребята. Даже милый карапуз Скажет: Это ведь…. (Виталик Николаев) Ловкая, быстрая, гибкая кошка, Но не увидишь ее у окошка. Не знает она слова строгое «брысь»! Догадался кто это? Конечно же, … (Виталик Николаев)

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Загадки-оговорки («Буква заблудилась», «Найди ошибку») У косы есть хвост и рожки, Воду пьет коса из плошки. (А.Т.Волобуев) К нам приплыл усатый дом, Килограммов двадцать в нем! (М. Яснов)

№ слайда 12

Описание слайда:

Загадки-нескладушки основаны на алогизме – стилистическом приеме, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта Чтобы жулик влезть не смог, Служит нам дверной сапог (замок). (А.Т.Волобуев) Хлеб держа, сказал Егорка: Очень вкусно пахнет кошка (корка). (А.Т.Волобуев) Чтобы вылезли листочки, У деревьев лопнут ветки (почки). (А.Т.Волобуев) Чтобы суп есть и окрошку. Мы возьмем скорее вилку (ложку). (А.Т.Волобуев)

№ слайда 13

Описание слайда:

Загадки-обманки (рифмуется неправильный ответ) В третьей партии подряд Королю я ставлю мат. Так у Коли и у Сашки Я выигрываю в... (А.Т.Волобуев) Яркокрылая порхает И нектар с цветков сбирает. Возле усиков глаза, Вот такая… (А.Т.Волобуев)

№ слайда 14

Описание слайда:

Каверзные загадки (каверза – шалость, шутливая выходка, подвох, имеющие целью запутать) О буквах Что мы видим постоянно посредине океана? (Букву Е) (А.Т.Волобуев) Загадки-задачи В небе клин гусей скользил, Десять птиц куда-то мчалось. Злой охотник двух убил. Значит, сколько птиц осталось? (Две убитые, остальные улетели) (А.Т.Волобуев) Вопросы-шутки Я мальчишку и девчонку Попрошу мне дать ответ: Что начнется, коль ребенку Исполняется семь лет? (Восьмой год) (А.Т.Волобуев)

№ слайда 15

Описание слайда:

Загадки-переставлялки В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются МЫШЬ имеет длинный хобот, РАК кольцом лежит, как обод, УЖ ползет хвостом вперед, А в подвале СЛОН живет. (А.Т.Волобуев)

№ слайда 16

Описание слайда:

Шарада – усложненная загадка от франц. charade - «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado - «беседа», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопедическом словаре», это - «род загадки: загадываемое слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом... и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок.

№ слайда 17

Описание слайда:

Шарады Предлог с игрой соедините, И чудо вдруг произойдет: Цветок Египта знаменитый Пред вами сразу зацветет. (Лото – с) Дремлют два предлога Около порога, Потому-то тишь, И не пикнет мышь. (К – от)

№ слайда 18

Описание слайда:

Шарады придумывали еще поэты древнего Рима. А в новые времена их авторами становились многие знаменитые поэты – от А.С.Пушкина до В.Высоцкого. Сочинял шарады и русский поэт-декабрист К.Ф.Рылеев. Часть первая моя, от зноя укрывая, Усталых путников под тень свою манит И, их прохладой освежая, С зефиром шепчет и шумит. Вторая часть приводит в восхищенье, Коль был ее творцом Державин иль Петров; Когда ж скропал Свистов, Всех погружает в усыпленье. А целое – заметь, читатель дорогой! – В себе волшебника всю заключает силу, Посредством коей он прекрасную Людмилу Похитил дерзостно в час полночи глухой Из брачной храмины В волшебный замок свой. (Бор-ода) (К.Ф.Рылеев)

№ слайда 19

Описание слайда:

ВИДЫ ШАРАД Логогриф - род шарады, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв Метаграмма – стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве (или замены буквы) получается новое слово. Анаграмма - это перестановка букв в слове, образующая новое слово

№ слайда 20

Описание слайда:

ВИДЫ ШАРАД ЛОГОГРИФ Она с цветков сбирает мед, Ее легко узнает тот, Кто слово полностью прочтет. Букву первую отнять – И волос получишь прядь. Еще одну отнять - и вот Встречать с ней можешь Новый год. (Пчелка – челка – елка) (А.Т.Волобуев) Метаграмма С буквой «П» - обогревает, Сушит, жарит и печет, С «Р»-людей объединяет, Как река порой течет. (Печь – речь) (В. Кремнев) Анаграмма Закрытый экипаж царей – В ней ездили под стук копыт. Но буквы поменять сумей, - И к звездам вмиг тебя умчит. (Карета – ракета) (А.Т.Волобуев)

№ слайда 21

Описание слайда:

ШАРАДА И МЕТАГРАММА Мой первый слог – предлог. Второй – найдешь у всех людей. А целое? Идет народ по ней. У – лица (Виталик Николаев) С «И» я в море-океане Между скалами плыву. С «О» - мышей ловлю в чулане, На печи в мороз лежу. КИТ – КОТ (Николаев Виталик)

№ слайда 22

Описание слайда:

Загадки- акростихи Слово «акростих» происходит от греческого асгоstichis- «крайний» и stichos - «строка», «стих». В «Словаре литературоведческих терминов» - акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются стихотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы.

№ слайда 23

Описание слайда:

Двери в нем, Окошки в нем, Мы уютно в нем живем. (Ответ по первым буквам – ДОМ.) (А.Т.Волобуев) Двойной акростих – сочетание традиционных акростихов и концевых (телестихов) Пусть ребенок криклив, непокорно упрям, Ананас не прельщает его и клубника, Потихоньку рукой проведут по вихрам, А потом поцелуют - и нет больше крика. (По первым буквам сверху вниз получается - «папа», по последним - «мама»). (А.Т. Волобуев)

№ слайда 24

Описание слайда:

Название документа Виды загадок в современном русском языке.doc

Исследовательская работа

ученика 5 класса

МОУ «Бибиревская ООШ»

Николаева Виталия

Руководитель: Полончук О.Г.

Цели работы:

1. Дать определения загадке.

2. Познакомиться с видами загадок в русском языке.

3. Попытаться самому придумать загадки некоторых видов.

4. Результаты исследования и творческой работы представить в виде презентации.

Что такое загадка? В 4-томном «Словаре русского язы­ка» и 20-томном «Словаре современного русского лите­ратурного языка» объясняется так: «Краткое иносказа­тельное описание какого-либо предмета или явления, ко­торые нужно узнать, разгадать» или: «Вопрос, задача, требующие разрешения; то, что неясно или непонятно».

В «Большом энциклопедическом словаре» загадка оп­ределена как «Жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо пред­мета или явления, испытывающее сообразительность от­гадывающего».

В современном русском языке выделяются следующие виды загадок.

Прежде всего это так называемые просто загадки , т.е. такие, в ко­торых нет каких-либо характерных особенностей, не­обычных приемов - это загадки-вопросы, или стихо­творные вопросы. От загадок в прозе они отличаются только стихотворным построением:

Что такое - с тонкой, хрупкой

И овальною скорлупкой?

А в гнезде оно, смотри,

Раскололось изнутри. (Яйцо.)

Еще один вид загадок - загадки-сравнилки. В них отгадка сопоставляется с другим предметом, понятием, явлением, имеющим общий признак. Сравнение - вид тропа, в котором одно понятие проясняется через сопо­ставление с другим и изображаемое явление уподобля­ется другому по какому-либо общему для них признаку для выявления в объекте сравнения новых, важных свойств. Обычно используются слова «как», «словно», «будто», «точно», «подобно», «похоже». При этом при­меняются творительный, винительный и родительный падежи. Довольно часто прибегают к метафорам. Это - прямые загадки-сравнилки:

Над землей летит как самолет,

Вверх взлетает круто - как ракета.

Стрекозиный хвост его несет

Небольшой пропеллер. Что же это?

(Вертолет.)

Отрицательные загадки-сравнилки (противопоставлялки) построены по принципу отрицательного срав­нения. «Отрицательное сравнение - особая форма об­разного сравнения, в котором дается не сопоставление одного предмета с другим, как это делается во всяком прямом сравнении, а противопоставление одного пред­мета другому. О.з.-с. - любимый стилистический при­ем в русской народной поэзии...» (А.П. Квятковский «Поэтический словарь»). В таких загадках либо отвер­гаются какие-то свойства, признаки предмета, либо да­ются совпадающие признаки, но этот предмет не при­знается, а последовательно исключаются предметы со сходными свойствами, качествами:

Мягкий он, но не подушка.

Скачет он, но не лягушка.

Круглый он, но не арбуз,

С ним играет карапуз. (Мяч.)

Следующий вид загадок - загадки-зарифмовки, или досказалки. В них слово-ответ рифмуется с концевым словом другой строки (чаще - предпоследней), помога­ющим подобрать нужную отгадку:

Он - растение огородное,

Его листья сырыми едят,

А еще он - блюдо холодное,

Называется также... (салат).

Интересный вид загадок - загадки-оговорки . Они во многих изданиях располагаются под рубриками «Бук­ва заблудилась» или «Найди ошибку». В словах вместо нужных букв ради шутки ставятся другие, искажаю­щие смысл фраз, обычно выделяемые в тексте:

У косы есть хвост и рожки,

Воду пьет коса из плошки. (Коза.)

Когда слово с неправильной буквой ставится в риф­му, получаются загадки-нескладушки.

Здесь и далее используется алогизм - стилистический прием, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта. Причем отличаются и ключевые слова не одной буквой, а несколькими:

Чтобы жулик влезть не смог,

Служит нам дверной с ап ог (з ам ок ).

В следующих двух группах шутливых загадок-зарифмовок рифмуются уже не оба варианта ответа - пра­вильный и ложный, - а только один из них. Однако правильный ответ в них будет зарифмован, с отгадками они становятся обычными стихотворениями:

Хлеб держа, сказал Егорка:

- Очень вкусно пахнет кошка (корка).

В распространенных, встречающихся во многих изда­ниях загадках-обманках, наоборот, рифмуется только не­правильный ответ (он может лишь подразумеваться, но может быть и вписан). Здесь явная попытка обмануть, запутать отгадывающего, подсказать, «подсунуть» ему ошибочное решение, так как правильная отгадка со строч­ками совершенно не в рифму. Вот пример, когда непра­вильный ответ подразумевается:

В третьей партии подряд

Королю я ставлю мат.

Так у Коли и у Сашки

Я выигрываю в... (в шахматы).

(По рифме же напрашивается «в шашки»).

Каверзные загадки построены в форме каверзных вопросов. Каверза в данном случае - шалость, шут­ливая выходка, подвох, имеющие целью запутать. В народном творчестве много таких загадок прозаи­ческих, но есть и стихотворные. Их можно сгруппи­ровать следующим образом.

О буквах. Это сравнительно большая группа, которая может быть разбита на несколько подгрупп по способу соотношения букв, их месту в слове и строке. Но прин­цип этих загадок один: кажется, что речь идет о каких-то предметах, явлениях, понятиях, действиях, а на са­мом деле подразумевается игра слов, их характерные осо­бенности, схожесть или различие. Немало загадок построено на перенесении размеров (длины) предметов на длину слов, на сопоставление этих длин. Иногда обыгрывается место бук­вы в слове, например, в середине его, и в начале одного и на конце другого. Но вопрос опять-таки задается как бы не по словам, а по предметам. Бывает, что делается об­манная попытка объединить понятия в связи с одинако­вым расположением каких-то букв в разных словах, т.е. общность предметов связывается с общностью букв.

Некоторые известные поэты (например, Г.Р. Державин) писали стихотворения, в которых отсутствовала одна из букв («Л», «Р» и др.). Это - липограмма, или липограмматический стих.

Следующая группа каверзных загадок - загадки-зада­чи. В них, на первый взгляд, речь идет об арифметичес­ких действиях, а на самом деле - проверяется сообрази­тельность, способность мыслить нестандартно. Например, слово «осталось» подразумевает не результат вычитания, а месторасположение предмета, вещи, животного:

В небе клин гусей скользил,

Десять птиц куда-то мчалось.

Злой охотник двух убил,

Значит, сколько птиц осталось?

(Остались две убитые - остальные улетели.)

Еще одна группа каверзных загадок - вопросы-шут­ки . Тут уж смекалка должна работать в полную силу. Очевидный ответ (хотя он тоже может быть правильным) не принимается - отгадка должна быть с улыбкой:

Кто на Волгу, кто в Анапу -

Отпусков пришла пора.

Почему мы купим шляпу

Там, где солнце и жара?

(Купим шляпу потому, что даром ее не дают.)

Любопытный вид загадок - переставлялки . В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются.

Переставлялки делятся на несколько групп по использованию в них разных частей речи. В существительных, или предметных, нужно менять местами слова, обозна­чающие предмет:

МЫШЬ имеет длинный хобот,

РАК кольцом лежит, как обод,

УЖ ползет хвостом вперед,

А в подвале СЛОН живет.

В прилагательных абсурд создается при использовании неподходящих, несоответствующих определений, на­пример, не того цвета. В числительных не на своих ме­стах находятся цифры.

Особняком стоит усложненная загадка - шарада. Произошло слово от франц. charade - «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado - «бесе­да», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопе­дическом словаре», это - «род загадки: загадываемое сло­во разделяется на несколько частей с самостоятельным смыс­лом... и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок», т.е. об­разно описываются и каждая часть, и целое слово.

В традиционной шараде искомые слова разбиваются обычно по слогам. Но оно может разбиваться на смысло­вые части и произвольно. О многообразии форм этих за­гадок сказано в «Краткой литературной энциклопедии»: «Более сложная форма шарады (производные слова со­ставляются из всех или некоторых букв исходного сло­ва, взятых в любом порядке) называется логогриф ». Схожее определение логогрифа и в «Словаре русского языка»: «Род шарады, для решения которой надо отыс­кать загадочное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных сло­гов или букв». Такие шарады можно разделить на сле­дующие подгруппы.

Отбрасывание букв от слова. В «Поэтическом слова­ре» это - первое значение слова логогриф - «стилисти­ческий прием построения фразы или стиха путем подбора таких слов, последовательное сочетание которых дает кар­тину постепенного убывания звуков (или букв) первона­чального длинного слова». (См.: пчелка - челка - елка).

Если не отнимать буквы, а прибавлять, перейдем к метаграмме. В «Поэтическом словаре» сказано: «Метаграмма... стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве получаются новые слова».

Если в словах переставлять буквы в произвольном порядке, получается анаграмма, а согласно «Словарю литературоведческих терминов» это - «перестановка букв в слове, образующая новое слово... часто встречает­ся в псевдонимах, применяется в загадках, шарадах».

Два или несколько слов могут отличаться одной бук­вой, согласной или гласной. В шарадах используются слова, которые при чтении с начала имеют одно значе­ние, а при чтении с конца - другое. Некоторые слова отличаются только ударением.

Очень интересный вид загадок - загадки-акростихи. Слово «акростих» происходит от греческого асгоstichis - «крайний» и stichos - «строка», «стих». У В.И. Даля в «Толковом словаре» это - «стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя, слово или речь; краестишие, иместишие». В «Словаре литературоведческих терминов» - акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются сти­хотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы. В «Литературном энциклопедическом словаре» читаем: «Акростих из последних букв стихов на­зывается телестих, из средних - мезостих; они могут соче­таться в очень сложные фигуры». В «Словаре литературо­ведческих терминов» вторая форма названа мезостихом.

Русские; поэты давно пишут акростихи: например «Загадка акростическая» Ю.А. Нелединского-Мелецкого, написанная 200 лет назад.

Интересные сведения об акростихах приводятся в книге Г П. Сумарукова «Затаенное имя. Тайнопись в "Слове о полку Игорем"». «...У древнерусских книжников акростихи были излюбленным видом тайнописи. Обычно акростихи были именными». Существовали разные их названия началострочие, началограние, краеграние, краестрочие, первобуквие. По данным автора, акростих встречается «с XII века, а по некоторым данным - с Х I веха». Азбучный акростих - древнейший на Руси; в книге он упоминается как азбучная молитва 894 г. Автор пишет: «Известны многочисленные варианты тех или иных разновидностей акростихов. Так, чаще всего записи проявляются при чтении снизу вверх». И далее: «Акростих в древнерусских письменных источниках представляет собой наиболее распространенную и разнообраз­ную но вариантам систему тайнописи».

В традиционной, ныне самой распространенной фор­ме загадки акростихи прямые. У Г.В. Сумарукова они названы классическими, или правильными. Темы могут быть любые: животные, явления природы, инструменты, азбука и т.д. Чтобы убедиться в правильности ответов, и ясно прочитать первые буквы всех строк сверху вниз:

Двери в нем,

Окошки в нем,

Мы уютно в нем живем.

(Ответ по первым буквам - дом.)

В обратных акростихах ответ также читается по на­чальным буквам, но снизу вверх. Именно этот вариант использовался на Руси чаще других.

Теперь о телестихах (греч. tele - «далеко» и suchos «стих»). Сегодня этот термин, не имеющий отношения к телевидению, представляется неудачным. Более под­ходящее название - концевые акростихи , поскольку ответ получается из последних букв строчек. Они могут быть прямыми и обратными. Пример прямого:

Длинный клюв, крыло - в полоску,

С хохолком, но не урод,

Он из птичьих очень броско

Выделяется пород.

Последние буквы строк при чтении сверху вниз обра­зуют название птицы, слово «удод».

Сочетание традиционных акростихов и концевых (те­лестихов) - двойные акростихи. Вот пример двойного прямого акростиха:

Кто они?

П усть ребенок криклив, непокорно упрям ,

А нанас не прельщает его и клубника ,

П отихоньку рукой проведут по вихрам ,

А потом поцелуют - и нет больше крика .

По первым буквам сверху вниз получается - «папа», по последним - «мама».

С РАЗНЫМИ ВИДАМИ, ГРУППАМИ И ПОДГРУППАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДКА 150 (!) РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЗАГАДОК.


‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №4

«Районная научно-практическая конференция.»

Руководитель: ,

первой квалификационной категории МОУ-СОШ №4.

Учитель начальных классов

г. Асино – 2010 г.

1. Введение._______________________________________________________3

2.Что такое загадка?________________________________________________4

3.Когда и в связи с чем появились загадки? (история)___________________5

4. Какие виды загадок существует?___________________________________6

5.Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?________________________ 11

6. Результаты исследования.___________________________________________________12

7. Заключение.__________________________________________________ 14

8. Список литературы.___________________________________________ 15

9. Приложение __________________________________________________16

Введение.

Актуальность. Если спросить любого человека, любит ли он отгадывать загадки, то можно не сомневаться, что любой ответит «да». Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки Именно поэтому нами выбрана эта тема.

Цель работы : исследование происхождения загадок и их видов.

Гипотеза: предполагаем, что загадки сочиняли люди для веселого времяпровождения и развития смекалки.

Задачи:

· познакомиться с историей возникновения загадок.;

· рассмотреть, какие виды загадок бываю.;

· проанкетировать учащихся;

· проанализировать полученные результаты и сделать выводы по исследованию;

· на основе собранного материала изготовить книжки-малышки «загадки» для учащихся мл. школьного возраста..

Научная новизна исследования: в рамках данного учреждения подобное исследование проводится впервые.

Практическая значимость: данная работа может быть использована при проведении классных часов и внеклассных мероприятиях в младших классах.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по проблеме исследования, СМИ.

2. Анкетирование.

3. Обработка и анализ данных.

Исследование учащихся: всё-всё о загадках.

Проблемный вопрос

Кто придумал загадки и для чего они нужны?

Гипотеза

Я думаю, что загадки придумали простые люди, для веселого времяпровождения и развития смекалки.

Вопросы, волнующие меня

1. Что такое загадка?

2. Когда и в связи с чем появились загадки? (история)

3. Какие виды загадок существует?

4. Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?

1. Определения загадок очень много. Мы приведем несколько определений.

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Избушка нова, а жильца нет.
Жилец появится, изба развалится.

На уроках литературного чтения мы познакомились с загадками, учились их отгадывать и даже попробовали придумать свои загадки. Оказалось это не так и легко.

Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово "загадка" образовано от слова "гадать" , которое означало "думать" , "размышлять" .

Загадки - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Многие ученые считают, что загадки возникли как явление иносказательной тайной речи. Ею пользовались наши далекие предки Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу, скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа.

В лесу – леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Думали, что дерево, рыба, птица – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга придумали особый язык – “загадочную речь”.

Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел.

Например, медведя называли коровой, а на их языке – “шикуша”, коня – домохвостый”. Вот из этой загадочной речи и родились загадки.

Древний человек наделил природу умением чувствовать и влиять на судьбу человека, и поэтому верил, что при помощи загадочной речи можно обмануть животных или растения, отвести от себя беду. С этими "подставными" словами связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей").Также, по мнению ученых, в древности загадки являлись средством обучения молодежи "тайным" словам. Много столетий назад люди использовали загадки и просто для общения, если не хотели, чтобы окружающие знали, о чем идет речь. В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.

По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря в поле. в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу. пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого необходима тайная. условная речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива . Наряду с прочими. для юношей устраивались испытания в его мудрости.

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идем клетки кладем.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.

Владимир Даль записал пословицу, которую приводили в назидание жениху:

"Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал".

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

Пришли гости - и под лавку

Загадывание загадок русалками и тому подобными сверхъестественными существами воспроизводит в мифологических образах познание и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.
Вот, оказывается, какая интересная история у загадки - окунитесь с головой в этот мир - и он не даст вам скучать.

В ходе исследования мы выяснили, что загадки бывают разные: прямые, математические и логические, прикольные и с подвохом, загадки-ребусы и исторические. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.

Значение загадок в жизни наших предков было велико. Главное, что загадка была средством к существованию, загадка помогала добывать пищу; из сказок мы узнали, что умение героев отгадывать загадки, делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми. Загадки объясняли предкам многие явления в природе, такие как гром, молния, гроза.

А для чего нужно уметь отгадывать загадки в наше время?
(Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки).

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Конечно, загадка может быть более сложной, например:
Послушный раб и в то же время сам хозяин. Ближе всех на свете, и в то же время недостижим. Кто это?
Ответ: (Твое отражение).

Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных:
Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.
Ответы: (Солнце, туча, река, сердце).

Народные загадки очень красивы и образны:
У батюшки жеребец - всему миру не сдержать,
У матушки коробья - всему миру не поднять,
У братца кушак - всему миру не скатать.
Ответ: (Ветер, земля, дорога).


Славяне всегда любили свою природу, и русские пейзажи часто вдохновляли сказителей, в том числе, и на создание загадок о природе.

Стихотворная форма:
Росло, повыросло,
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось.

Ответ: (Орехи.).

Обратите внимание на точность формулировок: не другой фрукт или овощ, потому что «покатилось» - значит, небольшое и легко катящееся, твердое (мягкое если покатится – скорее всего размажется). Не вишня , потому что «из куста». Да еще и акцент: не «во рту», а «в зубах», так как орехи нужно грызть. Поначалу кажется, что под эту формулировку подходит очень многое, но на самом деле – только орехи. Наглядный пример того, как народное творчество оттачивается годами, и в результате – емкий и самодостаточный текст.

Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это...
(ветер) *
Ответ в этой загадке записан задом наперед; есть и другие удобные способы записи ответа, особенно в электронном виде – белым шрифтом (как в остальных случаях в этой статье), в виде дополнительных гиперссылок, вверх ногами, на последней странице сборника и т. п.

Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это…
(Слон) *

Слон, как и многие другие животные, фигурирует в загадках очень часто. Хотя, конечно, в русских народных загадках его можно найти только ближе к современности, когда русские увидели слонов в цирках.

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это...
Мишка Белка *

Примеры обманок:
У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось?
Ответ: (Девять, потому что сдохла одна).

В порту разыгралась буря. Корабль плывет к нему, ориентируясь на маяк. Маяк то потухнет, то погаснет. Доплывет ли корабль до причала?
Ответ: (Нет, потому что маяк то потухнет, то погаснет, в общем, не работает).

На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них – не 1 рубль. Какие это монеты?
Ответ: (2 рубля и 1 рубль. Одна конечно не рубль, но другая – точно рубль).

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: (Слово "неверно”).

Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Ответ: (Уроки).

Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3,..) и не названий (понедельник, вторник, среда...).
Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Что все живущие на Земле люди делают одновременно?
Ответ: (Становятся старше).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?
Ответ: (36 гусей. Т. к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).
В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком

Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с. искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
Ответ: (На 23 день).

5.Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”. Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой .

Примеры логических загадок:
А) На олимпиаде участвуют Аня, Вика, Саша и Дима. Болельщики высказали следующие предложения:
- первым будет Саша, Аня будет последней,
- вторым будет Саша, Дима будет третий,
- второй будет Аня, Дима будет четвертый.
Оказалось, в каждом предложении одно – истинно, другое – ложно. Какое место занял каждый ученик?
Ответ: (Саша – 1, Вика – 4, Аня – 2, Дима – 3).

Б) Какой учебный предмет – география, физика, математика, история – должен быть внесен в расписание при выполнении следующих условий:
- если выносится география, то и физика;
- если не выносится история, то и не выносится физика;
- неверно: если выносится математика, то и история.
Ответ: (Математика).

В) Алеша, Боря, Гриша нашли в земле сосуд. Алеша предположил, что это греческий сосуд 5 века, Боря, что сосуд финский 3 века, Гриша – не греческий 4 века. Каждый мальчик прав только в одном случае. Каков же сосуд?
Ответ: (Финский 5 века).

Г) Один из троих студентов участвовал в соревнованиях.
Если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров не участвовал. Если Сидоров не участвовал, то Иванов не участвовал. Кто участвовал?
Ответ: (Петров).

Логическая загадка для дошкольников (которую взрослые отгадывают далеко не всегда):
Лошадь – 5, Корова – 2, Овца – 2, Свинья – 3, Собака – 3,
Кошка – 3, Кукушка – 4, Петух – 8 . Ослик – ?
Ответ – (2, т. к. «Иа» – две буквы).

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота , просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

Что такое – сидит на дереве, черное и каркает? На букву Ш.
Ответ: (Ворона. Почему на Ш? Потому что шлангом прикинулась).

Висит на стенке, зеленое, длинное, и стреляет
Ответ: (Полотенце. Почему стреляет? Чтобы труднее отгадать было)..

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы

Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.

В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками, иногда приспосабливаясь для устного загадывания. Вот, например, загадку о пиле:

"Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб"

знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.

Результаты исследования.

Мы провели анкетирование в 1Б, 1Г, 2В и 2Г классах и получили следующие результаты.

1. любите ли вы загадывать загадки?

Вывод: большинство детей любят загадывать загадки.

2. знаете ли вы загадки?

Вывод: все дети знают загадки.

3. Можете ли вы сейчас загадать 1-2 загадки?

Загадали – 100%

Вывод: все дети загадали по одной - две загадки.

4. кто придумывает загадки?

Писатели – 50%

Простые люди – 50%

Вывод: половина детей уверены, что загадки придумывает народ, а другая половина считает, что загадки сочиняют писатели.

5. зачем придумывают загадки?

Она развивает сообразительность - 23%

Это зарядка для ума – 46%

Веселое времяпровождение – 31%

Вывод: почти половина детей считают, что загадка это зарядка для ума, 31% - считают, что это веселое время провождения и лишь 23% считают, что это развитие сообразительности.

Проанализировав работу, мы можем сделать следующие выводы:

1. загадки любят все.

2. загадка –это не только веселое времяпровождение, но и зарядка для ума, развитие воображения, сообразительности, смекалки.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена и не опровергнута.

Вывод

Работая над данным проектом, мы узнали, что загадки возникли в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки. В настоящее время многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные, так как многие не помнят или просто не знают, что у этих загадок есть автор. И хотя большинство загадок возникло давно, многие из них воспринимаются как современные.

Каждая новая эпоха не только рождает новые загадки, но и теряет их. Кто же сейчас придумывает загадки? Изучая детские журналы и странички в интернете, мы пришли к выводу, что их сочиняют как писатели, так и простые люди, то есть народ. Популярность загадок объясняется тем, что они позволяют нам испытать себя, а также просто развлекают нас.

На основе собранного материала изготовили книжки-малышки «загадки» для учащихся младших школьного возраста (см приложение №1)

Литература:

1.. Митрофанова В. В Русские народные загадки. Ленинград. Наука. 1978, с.14.

2.Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986, с.19.

3. там же, с.16.

4. Садовников русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Москва. Терра. 1996, с.15.

5. там же, с.15.

6. там же, с.10.

7. там же, с. 15.

Факт существования такого жанра, как загадка, был известен еще в глубокой древности. Не потерял он своей актуальности и в современной жизни людей. Чем же так привлекательна эта форма народной и авторской поэзии? Почему жанр так активно развивается? существующие сегодня, необычайно разнообразны.

Что такое загадка

Существует несколько определений этого понятия. Смысл многих из них сводится к тому, что в загадке дается описание какого-то предмета или явления действительности в иносказательной форме. Кроме того, очень часто в тексте содержится вопрос, ответ на который и становится отгадкой.

Учитывая то, что виды загадок имеют большое разнообразие, допустимы вариации в определении понятия. Общим можно назвать указание на то, что текст всегда продуман и четко сформулирован.

Аллегория и метафора

Виды загадок, содержащие метафору или аллегорию в тексте, считаются самыми древними. В них предметы быта, явления, происходящие в жизни уподобляются действиям самого человека. Например:

  • Накормишь - живет, напоишь - умрет. Огонь.

Наиболее сложный тип загадок содержит особую характеристику явления или предмета, о котором идет речь. В их описании используются слова, редко употребляющиеся вместе с загаданным названием предмета. Примером могут послужить загадки:

  • Белые овечки бегают по свечке. Верба.
  • Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, а рама зеленая. Пруд.

Из истории известно, что в народе ценили не только тех, кто мог разгадывать загадки. На особом счету находились люди, умевшие говорить загадками. Среди своих сородичей они носили звание мудрецов, обладающих необыкновенной ясностью ума, смекалкой, выдумкой. Порой им приписывались сверхъестественные способности.

Звуковой образ в тексте

Отдельные виды загадок имеют в своей основе не смысловой образ, а звуковой. Чтобы найти ответ, необходимо вслушаться в каждое слово текста. Определенное сочетание звуков в них наталкивает на слово-отгадку.

Здесь также необходимо проявить смекалку, сообразительность. Эрудиция человека тоже важна при отгадывании подобных загадок:

  • Цап-царапки: подбирай охапки! Грабли.

Нужно учесть, существуют старинные загадки подобного вида, а также созданные литераторами совсем недавно. Замечено, что для современного человека наиболее трудны в разгадывании произведения, появившиеся несколько веков назад. И это вполне объяснимо. Поиск слова-отгадки заставляет человека лучше узнать быт своих предков, историю того или иного народа.

Использование малого жанра в работе с детьми

Все виды загадок для детей принято подразделять на определенные темы. Это облегчает работу педагога или родителей на этапе подготовки к занятию. Тематические группы могут быть следующими:

  • азбука, буквы, алфавит;
  • быт человека;
  • времяисчисление, времена года;
  • музыкальная грамота и инструменты;
  • сад и огород;
  • современные и старинные средства передвижения;
  • учебные принадлежности;
  • явления природы.

Это лишь небольшой перечень тем, которые можно изучать с детьми посредством использования загадок. Они удачно вписываются в любой школьный предмет, а также праздник, конкурс, экскурсию. Загадки оживляют учебный процесс, делая его более ярким и запоминающимся.

Очень важна роль загадок в развитии кругозора малышей, их речи, любознательности, наблюдательности. При помощи этого жанра можно устраивать ежедневные тренировки памяти и внимания ребенка. Учитывая то обстоятельство, что дети очень любят загадки, такие занятия не будут казаться назойливыми и скучными.

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета

или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

Например:

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья).

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ветер).

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

«Загадки - складки».

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

«Загадки - шутки».

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

Фонетические загадки.

У какой рыбы нет чешуи?

Налим или сом?

(В отгадке все согласные звуки звонкие) .

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. .

В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:

загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а - ума.

В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:

загадки - иносказания;

загадки - описания;

загадки - вопросы;

загадки - задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один - убитый) .

Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения . Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов .

Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка .

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.