Open
Close

История сети интернет: в каком году появился и для чего был создан. Глобальная сеть Интернет. Определение сети Интернет

Интернет сегодня прочно вошёл в нашу жизнь. Но имя Тим Бернерс Ли мало кому знакомо. А между тем это именно тот человек, кто создал интернет – Всемирную паутину, без которой многие даже не представляют своей жизни.

Биография Тимоти довольна проста: родился он в 1955 году, в июне месяце, 8 числа. Родина его – Лондон. Родителями Тима были математики-программисты Конвэй Бернерс-Ли (отец) и Мэри Ли Вудс (мать). Оба родителя работали в одном университете (Манчестерском) над созданием электронной вычислительной машины, обладающей оперативной памятью – «Manchester Mark I».

Само собой разумеется, что маленький Тим, видя занятия взрослых, играл, сооружая из пустых коробок маленькие макеты компьютеров. Да и рисовал Тим в основном на компьютерных перфокартах – этаких картонках с дырочками, первых носителях информации.

Годы учёбы

Учился Тим Бернерс в престижной школе Эмануэл-Скул, где его увлечение конструированием и математикой, успехи в изучении, удивляли всех. Биография его имеет такую запись: «Годы учёбы в школе – 1969-1973 гг»

Однако по окончании школы в 1973 году при поступлении в Королевский колледж при Оксфордском университете Тим Бернерс принял решение стать физиком.

И вот тут снова проснулась детская тяга к компьютерам у Тима Бернерса-Ли – в биографии будущего первооткрывателя интернета появляется интересный факт. Взяв процессор Motorola M6800 и обычный телевизор, Тим умудрился спаять из них свой первый компьютер.

Как биография любого озорного мальчишки, биография Тимоти Джон Бернерс-Ли имеет увлекательные страницы, раскрывающие личность с не совсем приглядной стороны. Собственно, осуждать юношу за взлом базы данных университетского компьютера было опрометчиво – это являлось всего лишь фактом любознательности и проверки своих сил. Но в результате Тим получил строгое предупреждение от ректора и запрет на пользование компьютером в университете.

Работа


В 1976 году Тимоти Бернерс-Ли заканчивает Оксфордский университет с отличием и получает степень бакалавра-физика. Переехав в Дорсет, будущий создатель интернета устраивается в корпорацию «Plessey». Здесь Тим Бернерс занимается тем, что программирует системы передачи информации, распределения транзакций и создаёт технологию штрих-кодов.

В 1978 году Тимоти Джон Бернерс-Ли меняет место работы. В компании «D.G Nash Ltd» изменяется и круг его обязанностей: теперь Тим Бернерс создаёт программы для принтеров и многозадачных систем.

В Швейцарию Тим Бернерс-Ли был приглашён в 1980 году, где в Европейской организации по ядерным исследованиям будущий создатель интернета работает консультантом по программному обеспечению. Именно в Швейцарии Тим Бернерс после работы начинает трудиться над программой Enquire – основой основ World Wide Web.

В 1981 году Тим Бернерс-Ли поступает на работу в «Image Computer Systems Ltd», где успешно занимается графическим и коммуникативным программным обеспечением и архитектурой систем реального времени. Позднее, в 1984 году будущий создатель интернета приступает к разработке системы реального времени, которая призвана служить для сбора научной информации. Параллельно Тим Бернерс-Ли разрабатывает приложения компьютерной технологии, ускоряющие частицы, а также другое научное оборудование.

На вопрос, в каком году создали Всемирную паутину –интернет, можно ответить, что в 1989 году. Именно тогда Тим Бернерс-Ли предлагает своему руководству идею World Wide Web, в основу которой положена концепция Enquire. Это было началом изобретения интернета. Название «Всемирная паутина» придумал сам, опираясь на связывание самых разных гипертекстовых веб-страниц при помощи гипер-ссылок, протокола передачи данных. Ранее эти протоколы использовали в военной сети США ARPANET. Он, а также протокол университетской сети NSFNET, и стали предшественниками Всемирной паутины, благодаря им появился интернет.

А теперь выступление того, кто создал интернет в видео (на английском, но с субтитрами):

Рождение Всемирной паутины


В замечательном 1989 году протокол получил новую сферу деятельности: им стали пользоваться для обмена почтой и общения в реальном времени, в коммерческих целях и чтения новостных групп. Идея, которую предложил Тим Бернерс-Ли, была принята руководителем Майком Сэнделлом. Но крупных средств для работы Тим Бернерс не получил, лишь предложение провести эксперименты на одном из персональных компьютеров фирмы NeXT.

Несмотря на трудности, Тим Бернерс успешно справляется с поставленной перед собой задачей: он разрабатывает первый в истории веб-сервер и первый веб-браузер. Его таланту разработчика обязаны своим появлением редактор страниц WorldWideWeb, стандартизированный способ записи адреса сайта в Интернете, язык HTML и протокол прикладного уровня передачи данных.

В следующем году Тим Бернерс-Ли получил помощника – бельгийца Роберта Кайо. Благодаря ему интернет-проект получил финансирование. Также Роберт взял на себя все организационные вопросы. Несмотря на активное участие в разработке и продвижении проекта, в историю вошёл главный создатель интернета – Тим Бернерс-Ли – имя которого почитают все программисты мира. Роберт Кайо не оставил за собой права на взимание платы за использование изобретения и был незаслуженно забыт.

Позднее, в 1993 году, Тим Бернерс-Ли создал несколько браузеров под различные операционные системы, что увеличило долю World Wide Web (WWW) в совокупном интернет-трафике.

Интересен тот факт, что ранее Университетом Миннесоты был разработан протокол Gopher, который вполне мог стать альтернативой современного интернета. Но Тим Бернерс-Ли оспаривает этот факт, выдвигая мнение о том, что тот протокол не выдержал бы конкуренции с World Wide Web (WWW) из-за того, что создатели данного проекта требовали за его внедрение платы.

Глобальная сеть Интернет. Определение сети Интернет

Интернет – всемирная информационная компьютерная сеть, представляющая собой объединение множества региональных компьютерных сетей и компьютеров, обменивающихся друг с другом информацией по каналам общественных телекоммуникаций (выделенным телефонным аналоговым и цифровым линиям, оптическим каналам связи и радиоканалам, в том числе спутниковым линиям связи).

Интернет является одноранговой сетью, т.е. все компьютеры в сети по сути равноправны, и любой компьютер можно подключить к любому другому компьютеру. Любой компьютер, подключенный к сети, может предлагать свои услуги любому другому. Но Интернет – это не только каналы связи. В узлах этого всемирного соединения установлены компьютеры, которые содержат различные информационные ресурсы и предлагают различные информационные и коммуникационные услуги.

Информация в Интернет хранится на серверах. Серверы имеют свои адреса и управляются специализированными программами. Они позволяют пересылать почту и файлы, производить поиск в базах данных и выполнять другие задачи.

Обмен информацией между серверами сети выполняется по высокоскоростным каналам связи. Доступ отдельных пользователей к информационным ресурсам Интернет обычно осуществляется через провайдера или корпоративную сеть.

Провайдер - поставщик сетевых услуг – лицо или организация предоставляющие услуги по подключению к компьютерным сетям. В качестве провайдера выступает некоторая организация, имеющая модемный пул для соединения с клиентами и выхода во всемирную сеть.

Существуют также компьютеры, которые непосредственно подключены к глобальной сети. Они называются хост - компьютерами (host - хозяин). Хост – это любой компьютер, являющийся постоянной частью Интернета, т.е. соединенный по Internet – протоколу с другим хостом, который в свою очередь, соединен с другим, и так далее.

Ниже представлена структура глобальной сети Интернет

Практически все услуги Интернет построены на принципе клиент-сервер.

Передача информации в Интернет обеспечивается благодаря тому, что каждый компьютер в сети имеет уникальный адрес (IP-адрес), а сетевые протоколы обеспечивают взаимодействие разнотипных компьютеров, работающих под управлением различных операционных систем.

Во всех компьютерах, участвующих в передаче данных, применяется единый протокол коммуникации TCP/IP, который состоит из двух различных протоколов, определяющих разные аспекты передачи данных в сети:
1. Протокол TCP (Transmission Control Protocol) - это управление передачей данных. Этот протокол «разбивает» передаваемую информацию на пакеты и исправляет ошибки информации в пакете получателя;
2. Протокол IP (Internet Protocol) - это межсетевое взаимодействие. Он отвечает за адресацию и разрешает пакету проходить по нескольким сетям на пути к пункту назначения.

Передача информации по протоколу TCP/IP происходит по следующей схеме: протокол ТСР разбивает информацию на пакеты и нумерует их; затем протокол IP передает эти пакеты получателю, где с помощью протокола ТСР проверяется комплектность полученных пакетов (все ли пакеты получены); после доставки всех пакетов протокол ТСР раскладывает пакеты в нужном порядке и соединяет их в единое целое.

Любой компьютер, подключенный к интернет имеет два уникальных адреса: цифровой IP-адрес и символический доменный адрес. Присваивание адресов компьютерам происходит по схеме: организация «Сетевой информационный центр» выдает группы адресов обладателям локальных сетей, а они распределяют эти адреса по своему усмотрению. IP-адрес компьютера имеет длину 4 байта: 1-й и 2-й байты определяют адрес сети, 3-й байт - адрес подсети, а 4-ый байт - адрес компьютера в подсети. IP-адрес записывают в виде четырех чисел в интервале от 0 до 255, разделенных точками (пример: 145.37.5.150, где 145.37-адрес сети; 5-; адрес подсети; 150- адрес компьютера в подсети). Доменный адрес (англ. domain - область), в различие от IP адреса, является символическим и легче запоминается человеком. Пример: computer.group.big.by, домен computer - имя реального компьютера, владеющего IP-адресом, домен group - имя группы, присвоившей имя этому компьютеру, домен big - имя большей группы, присвоившей имя домену group, а by – доменное пространство. В процессе передачи данных доменный адрес преобразуются в IP-адрес.

Таким образом, Интернет – это глобальная компьютерная система, которая:
- логически взаимосвязана пространством глобальных уникальных адресов (каждый компьютер, подключаемый к сети имеет свой уникальный адрес);
- способна поддерживать коммуникации (обмен информацией);
- обеспечивает работу высокоуровневых сервисов (служб), например, WWW, электронная почта, телеконференции, разговоры в сети и другие.

Понятие и виды сервисов

Серверами называются узлы сети, предназначенные для обслуживания запросов клиентов – программных агентов, извлекающих информацию или предающих ее в сеть и работающих под непосредственным управлением пользователей. Клиенты предоставляют информацию в понятном и удобном для пользователей виде, в то время как серверы выполняют служебные функции по хранению, распространению, управлению информацией и выдачу ее по запросу клиентов. Каждый вид сервиса в Internet предоставляется соответствующими серверами и может использоваться с помощью соответствующих клиентов.

Наиболее подходящим для классификации сервисов Интернет является деление на сервисы интерактивные, прямые и отложенного чтения. Эти группы объединяют сервисы по большому числу признаков. Сервисы, относящиеся к классу отложенного чтения, наиболее распространены, наиболее универсальны и наименее требовательны к ресурсам компьютеров и линиям связи. Сюда относится, например, электронная почта.

Сервисы прямого обращения характерны тем, что информация по запросу возвращается немедленно. Однако от получателя информации не требуется немедленной реакции. Сервисы, где требуется немедленная реакция на полученную информацию, т.е. получаемая информация является, по сути дела, запросом, относятся к интерактивным сервисам.

В настоящее время в Интернете существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:

Сервис DNS
Сервис DNS, или система доменных имен, обеспечивающий возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имен вместо числовых адресов. DNS - компьютерная распределенная система для получения информации о доменах. Чаще всего используется для получения IP-адреса по имени хоста (компьютера или устройства), получения информации о маршрутизации почты, обслуживающих узлах для протоколов в домене.

Электронная почта
Электронная почта (E-mail) - предназначена для пересылки информации конкретному пользователю глобальной сети. Каждый пользователь должен иметь электронный почтовый ящик - это папка на сервере, где хранятся входящие и исходящие сообщения пользователя. Кроме того, современная электронная почта позволяет: посылать сообщение сразу нескольким абонентам, пересылать письма на другие адреса, включить автоответчик - на все приходящие письма будет автоматически отсылаться ответ, создавать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов) и т.д. К электронному письму может быть добавлено приложение - любой другой файл. Для многих компаний электронная почта это не просто почта, а основа всего процесса делопроизводства. Многие компьютерные приложения имеют встроенную поддержку электронной почты. Электронная почта - один из самых распространенных сервисов Интернета. Через электронную почту работают списки рассылки.

Списки рассылки
Списки рассылки (maillists) - простой, но в то же время весьма полезный сервис Интернет. Это практически единственный сервис, не имеющий собственного протокола и программы-клиента и работающий исключительно через электронную почту.
Идея работы списка рассылки состоит в том, что существует некий адрес электронной почты, который на самом деле является общим адресом многих людей - подписчиков этого списка рассылки. Вы посылаете письмо на этот адрес, например на адрес us.ksm.tej|n11l-u#us.ksm.tej|n11l-u (это адрес списка рассылки, посвященного обсуждению проблем локализации операционных систем класса UNIX), и ваше сообщение получат все люди, подписанные на этот список рассылки.

Сетевые новости Usenet
Телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями тоже сервис Интернет. Если электронная почта передает сообщения по принципу "от одного - одному", то сетевые новости передают сообщения "от одного - многим". Usenet – это всемирный дискуссионный клуб. Он состоит из набора конференций (“newsgroups”), имена которых организованы иерархически в соответствии с обсуждаемыми темами. Сообщения (“articles” или “messages”) посылаются в эти конференции пользователями посредством специального программного обеспечения. После посылки сообщения рассылаются на серверы новостей и становятся доступными для прочтения другими пользователями.

Можно послать сообщение и просмотреть отклики на него, которые появятся в дальнейшем. Так как один и тот же материал читает множество людей, то отзывы начинают накапливаться. Все сообщения по одной тематике образуют поток (“thread”) [в русском языке в этом же значении используется и слово “тема”]; таким образом, хотя отклики могли быть написаны в разное время и перемешаться с другими сообщениями, они все равно формируют целостное обсуждение. Вы можете подписаться на любую конференцию, просматривать заголовки сообщений в ней с помощью программы чтения новостей, сортировать сообщения по темам, чтобы было удобнее следить за обсуждением, добавлять свои сообщения с комментариями и задавать вопросы. Для прочтения и отправки сообщений используются программы чтения новостей, например встроенная в броузер Netscape Navigator – Netscape News или Internet News от Microsoft, поставляемая вместе с последними версиями Internet Explorer.

Сервис FTP
Сервис FTP - система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов. Еще один широко распространенный сервис Интернет. Служба FTP обеспечивает удаленный доступ к файловой системе сервера. Доступ к файлам в файловых архивах, к гигантским объемам информации в Интернете. Сервер FTP можно настраивается таким образом, что соединиться с ним можно не только под своим именем и паролем, но и под условным именем anonymous - аноним. Тогда Вам становятся доступен только некоторый набор файлов на сервере - публичный файловый архив.

Сервис IRC
Cервис IRC - Internet Relay Chat, предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени.
В Интернет существуют тысячи серверов Интернет Relay Chat (IRC), на которых реализуется интерактивное общение. Любой пользователь может подключиться к такому серверу и начать общение с одним из посетителей этого сервера или участвовать в коллективной "встрече". Передача сообщений идет внутри сервера. Простейший способ общения - разговор (chat). Это обмен сообщениями, набираемыми с клавиатуры. Если компьютеры собеседников оборудованы звуковой картой, микрофоном и акустическими колонками, то можно обмениваться звуковыми сообщениями. Однако "живой" разговор одновременно возможен только между двумя собеседниками. Для того чтобы видеть друг друга, то есть обмениваться видеоизображениями, к компьютерам должны быть подключены видеокамеры. Для организации интерактивного общения необходимо специальное программное обеспечение (например, программа NetMeeting, которая входит в состав ОС Windows).

Инфраструктурные сервисы
Описанный выше FTP является примером инфраструктурного сервиса Интернет, то есть сервиса, основанного на программных средствах, обычно поставляемых как часть операционной системы.

Cервис Telnet - предназначен для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме. Он также используется как средство доступа к удаленным информационным сервисам, работа с которыми происходит в режиме текстового терминала. Telnet используется как часть информационного сервиса Интернет, когда при соединении пользователь попадает не в командный интерпретатор, но сразу в специализированную программу, обеспечивающую доступ к информационным ресурсам.

Так можно работать с каталогами некоторых библиотек, с сервером, обслуживающим информационную систему CTN, можно получить доступ к терминальному навигатору WWW (текстовому или графическому).

Система гипермедиа WWW
World Wide Web (WWW, W3, «Всемирная паутина») - гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство. Это распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету.

Всемирную паутину образуют сотни миллионов веб-серверов. Большинство ресурсов всемирной паутины основаны на технологии гипертекста. Гипертекстовые документы, размещаемые во Всемирной паутине, называются веб-страницами. Несколько веб-страниц, объединенных общей темой, дизайном, а также связанных между собой ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере, называются веб-сайтом. Для загрузки и просмотра веб-страниц используются специальные программы - браузеры (англ. browser).

Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и взрыв в развитии Интернета. Часто, говоря об Интернете, имеют в виду именно Всемирную паутину, однако важно понимать, что это не одно и то же.

Перечисленные выше сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов. Следовательно, разработчики программного обеспечения при практической реализации обязаны выдерживать общие технические требования.
Наряду со стандартными сервисами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальную разработку той или иной компании. В качестве примера можно привести различные системы типа Instant Messenger (своеобразные интернет-пейджеры - ICQ, AOl, Demos on-line и т. п.), системы интернет-телефонии, трансляции радио и видео и т. д. Важной особенностью таких систем является отсутствие международных стандартов, что может привести к возникновению технических конфликтов с другими подобными сервисами.

Основные этапы создания и развития сети Интернет

Предшественником современной сети Интернет была сеть APRANET Министерства обороны США. Разработка сети была поручена Калифорнийскому университету в Лос-Анжелесе, Стэндфордскому исследовательскому центру, Университету Юты и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. Компьютерная сеть была названа ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network), и в 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения. Все работы финансировались Министерством обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, ее начали использовать ученые из разных областей науки.

В течение пяти лет Интернет достиг аудитории свыше 50 миллионов пользователей. С 22 января 2010 года прямой доступ в Интернет получил экипаж Международной космической станции.

Первый сервер ARPANET был установлен 2 сентября 1969 года в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес). Компьютер Honeywell DP-516 имел 24 Кб оперативной памяти.

29 октября 1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км - в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) и в Стэнфордском исследовательском институте (SRI) - провели сеанс связи. Чарли Клайн (Charley Kline) пытался выполнить удаленное подключение из Лос-Анджелеса к компьютеру в Стэнфорде. Успешную передачу каждого введенного символа его коллега Билл Дювалль (Bill Duvall) из Стэнфорда подтверждал по телефону. В первый раз удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала функционировать. LOG должно было быть словом LOGIN (команда входа в систему). В рабочее состояние систему вернули уже к 22:30 и следующая попытка оказалась успешной.

К 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети. Эта программа сразу стала очень популярна.
В 1973 году к сети были подключены через трансатлантический телефонный кабель первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, сеть стала международной.

В 1970-х годах сеть в основном использовалась для пересылки электронной почты, тогда же появились первые списки почтовой рассылки, новостные группы и доски объявлений. Однако в то время сеть еще не могла легко взаимодействовать с другими сетями, построенными на других технических стандартах.

К концу 1970-х годов начали бурно развиваться протоколы передачи данных, которые были стандартизированы в 1982-1983 годах. Активную роль в разработке и стандартизации сетевых протоколов играл Джон Постел.

1 января 1983 года сеть ARPANET перешла с протокола NCP на TCP/IP, который применяется до сих пор для объединения (или, как еще говорят, «наслоения») сетей. Именно в 1983 году термин «Интернет» закрепился за сетью ARPANET.

В 1984 году была разработана система доменных имен (англ. Domain Name System, DNS). И в 1984 году у сети ARPANET появился серьезный соперник: Национальный научный фонд США (NSF) основал обширную межуниверситетскую сеть NSFNet (англ. National Science Foundation Network), которая была составлена из более мелких сетей (включая известные тогда сети Usenet и Bitnet) и имела гораздо большую пропускную способность, чем ARPANET. К этой сети за год подключились около 10 тыс. компьютеров, название «Интернет» начало плавно переходить к NSFNet.

В 1988 году был разработан протокол Internet Relay Chat (IRC), благодаря чему в Интернете стало возможно общение в реальном времени (чат).

В 1989 году в Европе, в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям (ЦЕРН) родилась концепция Всемирной паутины. Ее предложил знаменитый британский ученый Тим Бернерс-Ли, он же в течение двух лет разработал протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URI.

В 1990 году сеть ARPANET прекратила свое существование, полностью проиграв конкуренцию NSFNet. В том же году было зафиксировано первое подключение к Интернету по телефонной линии (т. н. «дозвон», англ. dialup access).

В 1991 году Всемирная паутина стала общедоступна в Интернете, а в 1993 году появился знаменитый веб-браузер NCSA Mosaic. Всемирная паутина набирала популярность.

В 1995 году NSFNet вернулась к роли исследовательской сети, маршрутизацией всего трафика Интернета теперь занимались сетевые провайдеры, а не суперкомпьютеры Национального научного фонда. В том же 1995 году Всемирная паутина стала основным поставщиком информации в Интернете, обогнав по трафику протокол пересылки файлов FTP. Был образован Консорциум Всемирной паутины (W3C). Можно сказать, что Всемирная паутина преобразила Интернет и создала его современный облик. С 1996 года Всемирная паутина почти полностью подменяет собой понятие «Интернет».

В 1990-е годы Интернет объединил в себе большинство существовавших тогда сетей (хотя некоторые, как Фидонет, остались обособленными). Объединение выглядело привлекательным благодаря отсутствию единого руководства, а также благодаря открытости технических стандартов Интернета, что делало сети независимыми от бизнеса и конкретных компаний.

К 1997 году в Интернете насчитывалось уже около 10 млн компьютеров, было зарегистрировано более 1 млн доменных имен. Интернет стал очень популярным средством для обмена информацией.

С 22 января 2010 года прямой доступ в Интернет получил экипаж Международной космической станции.

Web 1.0 и Web 2.0

Интернет-бум принято относить к стабильному коммерческому росту интернет-компаний, связанному с наступлением эпохи всемирной паутины, начавшейся с первого релиза веб-браузера Mosaic в 1993 году и продолжавшегося все 90-е.
Небольшой (по историческим меркам) срок существования сервиса WWW показал его востребованность все возрастающему числу пользователей. Всё больше компаний переориентировалось на интернет-бизнес с большой долей рекламы, а не интернет-сервисов. В период с 1995 по 2001 год существовала переоценка интернет-технологий. Пузырь доткома - кульмиация которого произошла 10 марта 2000 года привела к волне банкротсв и утере доверия к ценным бумагам высокотехнологических фирм, связанных с предоставлением услуг через интернет. Последовавший за этим подъем в 2002 году привел к появлению высокотехнологичных интернет-компаний, бурному развитию интернет-сервисов. Это стало хорошим стимулом для развития веб-ориентированных концепций и технологий, увеличивающих возможности пользователей. Массовое внедрение и использование этих решений - причина качественных изменений во Всемирной паутине, своего рода смена «версии» Web. На данный момент аналитики Интернет выделяют web 1.0, web 2.0 интернет-ресурсы, а также уже существует концепция web 3.0 сервисов (стоит отметить, что деление это условное и часто критикуемое)..

Web 1.0
Web 1.0 является ретронимом понятия, которое относится к статусу WWW и любому стилю дизайна веб-сайта, используемому перед появлением термина Web 2.0. Web 1.0, или как его называют «классическим вебом», представляет собой статические сайты. Это своеобразная веб-библиотека, которая делается немногими для многих, где сравнение сайтов происходит по типу используемой технологии. Типичным примером web 1.0 являются сайты, состоящие из множества связанных статических web-страниц, информация на которых создана и изменяется только разработчиком сайта. В период с 1998 года для придания интерактивности сайтов стали массово использоваться гостевые книги и форумы (хотя эти функции были доступны и раньше). Такие сайты иногда называют web 1.5, подчёркивая возможность общения пользователей, наличие профилей и формирование интернет-сообществ. Однако пользователь ещё не может создавать или изменять контент – это прерогатива администраторов сайта.

Отсутствовали развитые чаты, в основном использовались IRC и ICQ, но больше - электронная почта. Нормальные собственные сайты создавали немногие, многие сайты низкого качества создавались на бесплатных хостингах.

Создавались версии сайтов для разных кодировок и браузеров в зависимости от программного обеспечения пользователей. Были малодоступны регистрация доменов и оплата нормального платного хостинга, который был у небольшого числа людей. Не существовало блогов, вебосервисов и википроектов.

Основные характеристики Web 1.0: неизменная структура сайтов, cтатическая информация, трудоемкий процесс обновления и создания новых ресурсов, односторонний процесс безопасности, централизованное содержание веб-сайтов, небольшое число пользователей.
Понятие Web 1.0 - это общий термин, описывающий состояние Всемирной Паутины за первое десятилетие ее существования. Для 90-х годов XX века были характерны низкая компьютерная грамотность пользователей, медленные типы подключения и ограниченное число сервисов Интернет. Веб-сайтам того времени были присущи следующие основные черты:
- статичное содержимое веб-страниц, контент создавался и поддерживался разработчиками веб-сайта;
- фреймовая и/или табличная верстка;
- низкое качество разметки (зачастую контент был представлен в виде обычного текста, заимствованного из конференций Usenet и подобных источников, и заключенного в тег

);
- широкое использование нестандартных тегов, поддерживаемых только конкретным браузером;
- использование физических или внедренных стилей, редко встраиваемых и, тем более, связанных таблиц стилей;
- указание информации о рекомендованной версии браузера и разрешении монитора, при которых дизайн сайта отображается корректно;
- гостевые книги, форумы или чаты - как инструменты обратной связи и придания интерактивности;
- использование графических и текстовых информеров (погода, курс доллара и т.п.) для агрегирования информации.

В первом десятилетии сети Интерент, или Web 1.0, была разработана сама основа Интернет, которая позволила дать доступ к огромным объемам информации широкому кругу пользователей сети.

Условное окончание эпохи «Web 1.0» датируется 2001 годом, когда произошел обвал акций интернет-компаний. Собственно, существовавшие сайты никуда не делись, но вот вновь создаваемые сайты все больше и больше отличались от типичных «веб-один-нольных».

Web 2.0
Web 2.0 - совокупность веб-технологий, ориентированная на активное участие пользователей в создании контента веб-сайтов.
Появление названия Web 2.0 принято связывать со статьей Тима О’Рейли «What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года . В этой статье Тим О’Рейли увязал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Web 2.0, в противовес «старому» Web 1.0. Несмотря на то, что значение этого термина до сих пор является предметом многочисленных споров, те исследователи, которые признают существование Web 2.0, выделяют несколько основных аспектов этого явления.

Первым, кто употребил словосочетание Web 2.0, стало издательство O’Reilly Media, специализирующееся на информационных технологиях. Произошло это в 2004 году. Немного позже глава издательства Тимоти О’Рейли сформулировал часть принципов Web 2.0. За прошедшее время сфера Web 2.0 расширилась, вытесняя традиционные web-сервисы, получившие название Web 1.0.

Особенностью Web 2.0. является:
- привлечение «коллективного разума» для наполнения сайта;
- взаимодействие между сайтами с использованием веб-сервисов;
- обновление веб-страниц без перезагрузки;
- агрегирование и синдикация информации;
- объединение различных сервисов для получения нового функционала;
- дизайн с применением стилевой разметки и акцентом на юзабилити.

Основные элементы Web 2.0:
Веб-сервисы (веб-службы) - это сетевые приложения, доступные по протоколу HTTP, в качестве протоколов взаимодействия использующие основанные на XML форматы данных (RPC, SOAP или REST). В результате программное обеспечение может использовать веб-службы вместо того, чтобы самостоятельно реализовывать требуемый функционал (например, проверить введенный в форме почтовый адрес). Инструменты для работы с HTTP и XML есть в любом современном языке программирования, поэтому веб-службы являются платформонезависимыми.

AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) - подход к построению пользовательских интерфейсов веб-приложений, при котором веб-страница, не перезагружаясь, асинхронно загружает нужные пользователю данные. Использование Ajax стало наиболее популярно после того, как Google начала активно использовать его при создании своих сайтов, таких как Gmail и Google Maps. Часто Ajax считают синонимом Web 2.0, что совершенно не так. Web 2.0 не привязан к какой-то одной технологии или набору технологий, с тем же успехом еще в 1999 году возможность асинхронного обновления страницы уже предоставлял Flash 4.

Веб-синдикация – одновременное распространение информации в том числе аудио- и видео- на различные страницы или web-сайты, как правило, с использованием технологий RSS или Atom. Принцип заключается в распространении заголовков материалов и ссылки на них (например, последние сообщения форумов, и т. п.). Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах и в блогах, но постепенно сфера применения расширилась.

Mash-up (дословный перевод - «смешение») - сервис, который полностью или частично использует в качестве источников информации другие сервисы, предоставляя пользователю новую функциональность для работы. В результате такой сервис может становиться также новым источником информации для других веб mash-up сервисов. Таким образом, образуется сеть зависимых друг от друга сервисов, интегрированных друг с другом. Например, сайт транспортной фирмы может использовать карты сервиса Google Maps для отслеживания местонахождения перевозимого груза.

Метки (теги) - ключевые слова, описывающие рассматриваемый объект, либо относящие его к какой-либо категории. Это своего рода метки, которые присваиваются объекту, чтобы определить его место среди других объектов.

Социализация - использование разработок, которые позволяют создавать сообщества пользователей. В понятие социализация сайта можно также включить возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны (личные файлы, изображения, видео, блоги) для пользователя, чтобы пользователь чувствовал свою уникальность. Поощрение, поддержка и доверие «коллективному разуму». При формировании сообщества большое значение имеет соревновательный элемент, Репутация или Карма, которые позволяют сообществу саморегулироваться и ставить пользователям дополнительные цели присутствия на сайте.

Дизайн. Понятие Web 2.0 также отразилось и в дизайне. Предпочтительными стали округлость, имитация выпуклых поверхностей, имитация отражений на манер глянцевого пластика современных hi-end устройств (к примеру, плееры). В целом, восприятие внешнего вида на глаз кажется более приятным. Графика таких сайтов занимает больший объем, нежели при использовании аскетичного дизайна. Отчасти эта тенденция связана с совпавшим по времени выходом новых версий операционных систем использующих вышеупомянутые идеи. Однако однообразие таких сайтов явно и в последнее время считается, графический облик классического дизайна Web 2.0, устаревшим и не креативным. Особенно это отражается в современной тенденции создания информативных сайтов, где главную роль играет простота, изящество, графичность и юзабилити. В дизайне не должно быть ограничений, но Web 2.0 их прививает.

Недостатки Web 2.0
При использовании технологий Web 2.0 вы становитесь арендатором сервиса и/или дискового пространства у какой-то сторонней компании. Возникающая при этом зависимость формирует ряд недостатков новых сервисов:
- зависимость сайтов от решений сторонних компаний, зависимость качества работы сервиса от качества работы многих других компаний;
- слабая приспособленность нынешней инфраструктуры к выполнению сложных вычислительных задач в браузере;
- уязвимость конфиденциальных данных, хранимых на сторонних серверах, для злоумышленников (известны случаи хищения личных данных пользователей, массовых взломов учетных записей блогов).

Сейчас мы находимся в конце второго десятилетия в Web 2.0 были развиты различные пользовательские интерфейсы, которые позволяли пользователям уже управлять содержимым сети Интерент и связаться друг с другом.

Web 3.0
Web 3.0 - это принципиально новый подход к обработке информации, представленной во Всемирной паутине. Web 3.0 в первую очередь подразумевает под собой иной подход к обработке информации сообществом пользователей. Также термином Web 3.0 часто называют концепцию семантической паутины (Semantic Web). Семантическая паутина (Semantic Web) – «часть глобальной концепции развития сети Интернет, целью которой является реализация возможности машинной обработки информации, доступной во Всемирной паутине. Основной акцент концепции делается на работе с метаданными, однозначно характеризующими свойства и содержание ресурсов Всемирной паутины, вместо используемого в настоящее время текстового анализа документов» (Википедия). То есть - это некая сеть над Сетью, содержащая метаданные о ресурсах Всемирной паутины и существующая параллельно с ними.

Альтернативная теория Web 3.0
Web 3.0 - концепция развития интернет-технологий, сформулированная руководителем Netscape.com Джейсоном Калаканисом (англ. Jason Calacanis) в продолжение концепции Web 2.0 Тима О’Рейли. Её суть в том, что Web 2.0 является только технологической платформой, а Web 3.0 позволит на её основе силами профессионалов создать высококачественный контент и сервисы.
Определение было опубликовано в личном блоге Калаканиса 10 марта 2007 года. Калаканис отметил, что Web 2.0 позволяет быстро и практически бесплатно использовать значительное количество мощных интернет-сервисов с высокими потребительскими качествами, выбор среди которых может производиться путём подбора интересующих пользователя данных (поведенческие факторы).

От Web 1.0 к Web 3.0 - три десятилетия. Приведем следующие изображения для объяснения различий между Web 2.0 и Web 3.0 иначе известного как семантического веба. Но, прежде чем сравнивать Web 2.0 и Web 3.0, полезно сравнить Web 1.0 с Web 2.0:

Низкая (HTML-страница) Средняя (XML-тег) Высокая (объекты RDF) Представляемые услуги Поиск (возможность искать информацию, результаты поиска не точны) Сообщества (блоги в социальных сетях) Поиск (способ находить информацию, результаты поиска точны и различны у разных пользователей из-за предпочтений) Фактор участия пользователя низкий средний высокий Фактор удовлетворенности пользователя от использования сайта низкий средний высокий Фактор ссылаемости на данные (обращения по ссылкам) низкий (документы) средний (документы) высокий (документы и их отдельные части) Фактор субъективности высокий средний (возможность выбора партнеров (friend lists) или установления ограничений на доступ к данным в блогах) низкий (каждый может обратиться к ресурсу через URI) Уровень трансклюзивности содержимого низкий средний ("смешивание" данных, управляемое кодом приложения) высокий ("смешивание" данных, управляемое данными) Уровень соответствия видимого предпочитаемому (What You See Is What You Prefer (WYSIWYP)) низкий средний высокий (настраиваемое описание представления ресурсов, поиск с использованием таргетации) Доступность данных (открытый доступ к данным) низкая средняя (доступ через бункеры данных - серверные приложения) высокая (прямой доступ) Средства идентификации пользователей слабые средние (OpenID) сильные (FOAF+SSL) Модель развертывания системы Централизованная Централизованная, с делегированием части полномочий пользователем (регистрация нового пользователя автоматически приводит к созданию среды для него) Распределенная, с выделенными централизованными функциями Модель данных Логическая (иерархическая, на основе DOM) Логическая (иерархическая, на основе XML) Концептуальная (графы RDF) Пользовательский интерфейс Динамически генерируемый (server-side) статичный интерфейс (client-side) Динамически генерируемый (server-side), с возможностью частичного изменения на стороне клиента (XSLT, XQuery/XPath) Полностью динамический интерфейс, представляемый возможностью самоописания RDF Возможности запросов данных Полнотекстовый поиск Полнотекстовый поиск Полнотекстовый поиск + поиск в графовых структурах с помощью SPARQL (Structured Graph Pattern Query Language) Web как средство массовой информации Представляет мнение автора/издателя Отражает мнение социальной группы, состоящей из равноправных авторов и комментаторов Представляет мнение социальной группы, подкрепленное экспертными оценками. Важна популярность информации

Перспективы развития

Предугадать развитие такого сложного и масштабного явления, как Интернет, очень трудно. Одно можно сказать с уверенностью: сетевые технологии будут играть огромную роль в жизни информационного общества.

В настоящее время Интернет развивается экспоненциально: каждые полтора-два года его основные количественные показатели удваиваются. Это относится к числу пользователей, числу подключенных компьютеров, объему информации и трафика, количеству информационных ресурсов.

Интернет бурно развивается и качественно. Границы его применения в жизни человечества постоянно расширяются, появляются совершенно новые виды сетевого сервиса и использование телекоммуникационных технологий даже в бытовой технике.

Жизнь современного общества становится все более компьютеризированной. Растут требования к оперативности и надежности информационных услуг, появляются новые их виды. Уже сейчас ученые разрабатывают принципиально новые формы глобальных информационных сетей. В недалеком будущем многие процессы сетевого проектирования, администрирования и обслуживания будут полностью автоматизированы.

Ссылки

Во времена Web 1.0 создание сайтов осуществлялось только их хозяевами. Сайты не позволяли изменять свое содержимое, из способов взаимодействия с пользователем присутствовали только электронная почта и гостевая книга, обеспечивающая довольно скудные возможности для общения.

Мнений о том, кто именно придумал Интернет, - множество. «Родителями» всемирной Сети называют даже нескольких людей. Свою версию рождения посчитал нужным изложить известный медиадеятель Гордон Кровитц

«Кто же придумал Интернет?» - задался вопросом бывший издатель The Wall Street Journal Гордон Кровитц (Gordon Crovitz). И ответил на него со страниц того же издания. Одна из самых распространенных версий гласит, что Интернет был создан по заказу правительства США для военных целей, но эта легенда имеет мало общего с правдой, написал Кровитц.

Создание Интернета правительством США - всего лишь одна из урбанистических легенд. «Миф гласит, что Пентагон создал Интернет, поскольку необходимо было сохранить связь даже в случае ядерного удара», - пишет Кровитц.

Согласно официальной версии, в 50-е годы прошлого века в условиях холодной войны Минобороны США задумалось о необходимости создания надежной, безотказной системы передачи информации. В качестве одного из вариантов агентство передовых исследовательских проектов США (Advanced Research Projects Agency, ARPA, ныне DARPA) предложило разработать компьютерную сеть. Проект был поручен четырем организациям: университетам Калифорнии, Санта-Барбары, Юты и Стэнфордскому исследовательскому центру. Именно они создали сеть ARPAnet. Работа началась в 1957 году, и лишь через 12 лет - в 1969 - сеть связала компьютеры перечисленных университетов.

Однако сама идея Интернета возникла раньше, напоминает Кровитц. В годы Второй мировой войны советник президента США Теодора Рузвельта по науке Вэнивар Буш (Vannevar Bush) входил в группу ученых, занимавшихся «Манхэттенским проектом» [кодовое название программы США по разработке ядерного оружия]. Позже, в 1946 году, он написал статью «Как мы можем мыслить», в которой предложил прообраз устройства, способного «расширить человеческую память» - Memex. Это устройство представлялось как некое «хранилище» для всех человеческих знаний, поддающихся формальному описанию, и способное быстро находить и выдавать нужную информацию. Многие увлекающиеся технологиями люди видят в описании Memex предсказание появления Интернета.

Конечно, в то время многими это воспринималось как плод бурного воображения. Но уже в конце шестидесятых инженеры попытались объединить несколько коммуникационный сетей в одну «глобальную» сеть, то есть, по сути, создать прообраз «всемирной паутины». Как пишет Гордон Кровитц, участие федерального правительства в этом проекте было скромным - через агентство ARPA. Но целью проекта не было поддержание связи во время ядерной атаки, и, на самом деле, ARPAnet не была про-Интернетом, если понимать Интернет как соединение двух и более компьютерных сетей, заявил в 2004 году Роберт Тейлор (Robert Taylor), руководивший в 60-е годы проектом в ARPA.

«Но если Интернет изобретен не правительством, то кем же?» - продолжает вопрошать Гордон Кровитц. Винт Серф (Vinton Cerf) создал протокол TCP/IP, основу Интернета, Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) стал «отцом всемирной паутины», воплотив идею гиперссылок.

Но главная заслуга принадлежит компании, куда Роберт Тейлор перешел после работы в ARPA - Xerox. Именно в лаборатории Xerox PARC, расположенной в Силиконовой долине, в 1970 году была разработана технология Ethernet, предназначенная для передачи данных между различными компьютерными сетями. Как известно сегодня, в той же лаборатории был разработан персональный компьютер Xerox Alto и графический пользовательский интерфейс.

В книге Майкла Хилтзика (Michael Hiltzik) Dealers of Lightning, где рассказывается история Xerox PARC, приводится и информация о создании Ethernet. В какой-то момент ведущие исследователи лаборатории поняли, что правительство слишком занято другими делами, чтобы заботиться о подключении различных компьютерных сетей в единую Сеть. Поэтому им пришлось заняться этим вопросом самостоятельно. При этом сотрудники Xerox PARC пеняли на ARPA, которая, получая госфинансирование, работала, на их взгляд, слишком медленно.


Позже в одном из своих писем Роберт Тейлор написал: «Я считаю, что Интернет был создан в Xerox PARC, примерно в 1975 году, когда мы связали Ethernet и ARPAnet через PUP (PARC Universal Protocol)».

Итак, Интернет создали в Xerox PARC. «Но почему тогда Xerox не стала крупнейшей в мире компанией?» - задает очередной вопрос автор статьи. Ответ прост и очевиден: руководство компании было слишком сосредоточено на основном бизнесе, чтобы заметить инновационные разработки и просчитать их потенциал.

Руководители Xerox, которые находились в штаб-квартире компании, расположенной в Рочестере (штат Нью-Йорк) были слишком сосредоточены на продаже копировальной техники. С их точки зрения, Ethernet можно было использовать лишь для того, чтобы люди в одном офисе могли связать несколько компьютеров для совместного использования копира.

Многим известна история, как в 1979 году основатель компании Apple Стив Джобс приезжал в Xerox PARC за идеями - он заключил с руководством Xerox соглашение, по которому мог получить доступ к любым инновационным разработкам лаборатории. «Они просто не знали, что из себя представляют», позже сказал Джобс, которому удалось сделать Apple великой компанией, в том числе благодаря разработкам, вынесенным из Xerox.

Впрочем, продажа копиров приносила Xerox прибыль в течение десятилетий. Название компании даже стало синонимом копировального аппарата. Но Xerox упустила момент, и в эпоху цифровой революции менеджерам компании остается лишь утешать себя мыслью, что успешно перейти из одной технологической эпохи в другую удается лишь единицам.

В 1995 году развитие Интернета полностью перешло под контроль коммерческих компаний. Части сети, которую контролировали суперкомпьютеры Национального научного фонда США, осталась лишь своя узкая ниша. С этого года коммерческий Интернет начал расти взрывным темпом, хотя до этого почти 30 лет «томился» под контролем правительства. Менее чем за 10 лет компании добились настоящей технологической революции, что, по мнению Гордона Кровитца, еще раз доказывает бо́льшую роль бизнеса, чем правительства.

Чтобы построить успешный технологический бизнес, необходимо, чтобы присутствовали оба фактора: и прорывная технология, и особые навыки, чтобы вывести ее на рынок. Контраст между Apple и Xerox показывает, что лишь некоторые лидеры бизнеса могут добиться успеха, стоя перед лицом такой непростой задачи. Именно им, а не правительству, принадлежит главная заслуга.

Приветствую вас, уважаемые читатели блога сайт . Вот все говорят про Интернет, про его возможности. Но я уверен, сто большинство пользователей не знают кто создал Интернет и как происходило развитие Internet, чему и будет посвящена сегодняшняя статья.

Слово интернет настолько глубоко вошло в нашу жизнь, что, например, дети искренне думают, что так было всегда. Всегда можно было войти на сайт, получить информацию, общаться в социальных сетях, играть в онлайне. То, что становится таким привычным, мы постепенно перестаем замечать. А, если всерьез задуматься над таким понятием, как история Интернета , то первое удивление многих будет поджидать сразу. Оказывается первому вебсайту всего каких-то двадцать лет.

Сегодня мы можем констатировать — сеть действительно стала всемирной и глобальной. От тинэйджеров Нью-Йорка до алеутских шаманов — все пользуются Всемирной паутиной.

Откуда появился Интернет и глобальная паутина WWW?

Факт, сам по себе, замечательный, мы его с удовольствием констатируем — у Internet нет владельца. Он, по своей сути, объединяет отдельные локальные сети, которые в функциональном состоянии находятся благодаря сетевым провайдерам.

Среди ряда специалистов бытует даже мнение, что постоянный рост такого понятия, как медийный трафик (фото, видео и другой «тяжелый» контент), скоро может привести к полному коллапсу Всемирной сети. Пока еще пропускная способность интернета ограниченна.

Многие государства, кстати, из-за такой «ничейности» Всемирной паутины столкнулись с серьезной проблемой. Они не могут внедрить в глобальную сеть цензуру. Тоталитарные режимы в мире трещат по швам. Недавно чиновники очень обрадовались. Они придумали приравнять интернет к средствам массовой информации. Победа? Ничуть! Ну, нисколечко! Что такое Internet? Это, по своей сути, лишь средство коммуникации. В этом смысле его можно сравнить с телефоном или, если хотите, с бумагой для письма. А теперь, господа чиновники, примените-ка вашу цензуру к телефону или к бумаге. Получится? Бесполезно!

Государство только может применить санкции к отдельным сайтам. А ограничить Всемирную сеть в целом не сможет ни один руководитель самого могущественного государства в мире. Получается глобальная сеть — глобальная свобода!

Знаете ли вы, что первые попытки создания информационной паутины были предприняты еще в 1957 году. Понятно, что такая сеть понадобилась господам военным и, также понятно, что в США. Разработки шли очень медленно (12 лет). Это связано с тем, что компьютеры были, мягко говоря, очень далеки от совершенства. Тем не менее, уже в 1971 году Пентагон смог запустить и обмениваться ею с учеными из ведущих университетов Америки. Итак, мы фиксируем дату первого случая использования Глобальной сети для нужды передачи Емайл. Только представьте: 1971 год, электронная почта...

Понадобилось около 10 лет, чтобы Всемирная паутина пересекла мировой океан. С начала 80-х годов появились протоколы, позволяющие передавать данные — почтовый и протокол FTP (файловый). Появляется протокол новостной конференции Usenet . Теперь уже можно организовать, что-то похожее на форум.

Ученые некоторое время потратили на то, чтобы создать систему DNS (доменных имен). Наконец был создан протокол, позволяющий общаться через интернет в режиме реального времени. Это, так называемая, «ирка» — IRC. Теперь в сети можно было чатиться.

Дальше история Internet не сможет обойтись без упоминания имени одного англичанина. Это Тим Бернерс-Ли. Это он придумал World Wide Web . Это теперь все знают эту аббревиатуру WWW. А тогда ученым, занимающимся ядерными исследованиями, нужно было где-то удобно хранить и размещать научную информацию.

Бернерс-Ли придумал для человечества основополагающие элементы WWW. Теперь вся информация в наших компьютерах, это один сплошной гипертекст. Вот он, основной принцип организации информации, который взял за основу Тим Бернерс-Ли — гипертекст. Он может включать в себя бесконечное множество гиперссылок. Разработки гениального англичанина были перенесены в глобальную сеть. Успех нового изобретения ученых был ошеломляющий. За первые пять лет существования в сети зарегистрировалось более 50 миллионов пользователей.

Чтобы реализовать принцип гипертекст, понадобилось создать протокол HTTP (передача данных) и разработать абсолютно новый язык на гипертекстовую разметку HTML. Теперь можно было хранить, передавать и . Вопрос встал о том, а как на эти документы ссылаться? Так появился универсальный идентификатор ресурса и универсальный локатор ресурса (URI и URL).

Теперь дело стало за такой программой, которая на наших компьютерах смогла бы отобразить то, что мы запрашиваем в сети. Пришел черед появиться браузеру. Их у нас и сегодня не так много, но основные игроки нас вполне удовлетворяют. Старый добрый Internet Explorer , проверенный в боях Mozilla Firefox , смелый новичок Google Chrome , любимый, но угасающий Opera — вот наши ежедневные и верные помощники в сети Всемирной паутины.

Отдадим должное гению Тимоти Джона Бернерса-Ли. Фактически в одиночку он создал основные инструменты современной Всемирной паутины. Чуть позднее появится браузер, с помощью которого стало возможным передавать графическую информацию — Мозаика. Если сравнить интернет с приготовлением блюда на кухне, то графический браузер в списке ингредиентов — это соль. Как любое блюдо будет невкусным без соли, так и Глобальная сеть с картинками, фото и видео стала любимым блюдом человечества.

Интересно, что Бернерс-Ли не заработал на своем детище каких-то очень уж больших денег. Деньги в эту отрасль хлынут чуть позже. Те, кто будет создавать Яндекс, Гугл станут «ворочать» миллиардами долларов.

А вот неплохая презентация на эту тему:

P.S.

С уважением,Александр Сергиенко

Мы можем назвать имена создателей парового двигателя, самолёта или кинематографа. Однако в создании сети Интернет принимали участие множество блестящих учёных и коллективы целых университетов. Технология развивалась достаточно медленно, поэтому в разные годы вклад в становление «глобальной паутины» вносили самые разные люди.

Как и большинство других, передовых для своего времени технологий, Интернет появился как военная разработка. Первые попытки создать беспроводное средство связи начались в самый разгар холодной войны. Руководство США было обеспокоено успехами СССР в освоении космоса. По мнению ряда американских военных специалистов, космические технологии сделали бы Советский Союз абсолютно неуязвимым в случае вооруженного столкновения. Поэтому сразу после успешного запуска советского «Спутника-1» в 1957 году, в Америке начались разработки новой системы для передачи данных. Все исследования велись под эгидой Министерства обороны США и держались в глубочайшем секрете. В создании новой технологии принимали участие технические кафедры лучших университетов страны.

В 1962 году сотрудник Массачусетского университета, по совместительству работавший в Управлении перспективными исследовательскими проектами при Министерстве обороны США (ARPA), — Джозеф Ликлайдер — предложил своё решение проблемы. Ликлайдер полагал, что осуществлять связь можно через компьютеры. Под его руководством в 1960-е годы началась работа над проектом, получившим название ARPANET. Планировалось, что сообщения в такой сети будут передаваться целиком, но подобная передача имела несколько серьёзных изъянов: невозможность взаимодействия большого количества пользователей, дороговизна, неэффективное использование пропускной способности сети, неспособность нормально функционировать при разрушении отдельных компонентов сети.

Над устранением этих недостатков стал работать учёный из Калифорнийского университета — Пол Бэран. Итогом его работы стал новый способ передачи информации — коммутация пакетов. Фактически каждое сообщение разбивалось на несколько пакетов, каждый из которых шёл к адресату по своему каналу. Благодаря этому техническому решению, новая сеть передачи данных становилась практически неуязвимой.


В конце 1969 года состоялось историческое событие — по ARPANET было передано первое сообщение. Сеанс связи осуществлялся между Калифорнийским и Стенфордским университетами и увенчался успехом только со второй попытки. Для того чтобы передать на расстояние 640 км короткое слово «login», потребовалось полтора часа. На тот момент к сети было подключено всего 4 компьютера, расположенные в разных университетах Америки. К началу 1970-х была налажена электронная почта, позволяющая обмениваться сообщениями внутри сети. И в это же время интернет перестал быть исключительно американской системой. К сети подключились университеты Гавайев, Великобритании и Норвегии. По мере роста числа компьютеров в сети, их взаимодействие становилось всё более медленным и рассинхронизированным.


Налаживанием интеграции компьютеров в единую сеть занялся ещё один учёный, работавший в ARPA, — Винстон Сёрф. Сёрф разработал два протокола:

  • протокол управления передачей (TCP);
  • и дополнительный интернет-протокол (IP).

Благодаря совместной работе двух протоколов, стало возможным наладить связи между множеством компьютеров, расположенных по всему миру.

Интернет до WWW

В 1980-е годы ARPANET уже был достаточно удобным инструментом, с помощью которого между собой могли общаться университеты, научно-исследовательские лаборатории и институты. В 1984 году возникла система доменных имён. Каждому из компьютеров, включённых в сеть, было присвоено своё доменное имя. Со временем эта система изменилась: домен стал просто составной частью множества электронных адресов, а не именем конкретного устройства. Для удобства имена пользователя и домена стали отделять друг от друга символом — @. Позднее появился и новый способ общения в сети: владельцы компьютеров могли не просто пересылать друг другу файлы, но и общаться в режиме реального времени в специальных чатах.


Для того чтобы упростить обмен электронной почтой в 1991 году появилась первая соответствующая программа. Однако всё это время Интернет оставался лишь набором каналов для передачи данных с одного компьютера на другой, и пользовались им только ведущие учёные Европы и США. Революционным решением, сделавшим Интернет достоянием всех владельцев компьютеров, стало появление и дальнейшее развитие системы WWW.

Появление WWW


В начале 1990-х годов английский физик и программист Тим Бернерс-Ли начал работу над открытой системой, которая позволяла бы размещать в сети различные данные, таким образом, чтобы любой пользователь мог иметь к ним доступ. Изначально планировалось, что эта система позволит обмениваться нужной информацией учёным-физикам. Так появилась хорошо знакомая нам глобальная сеть — World Wide Web (WWW). Для размещения и поиска данных в цифровой сети потребовалось создание дополнительных инструментов:

  • протокола передачи данных HTTP;
  • языка HTML, благодаря которому, стало возможно конструировать сайты;
  • URI и URL, с помощью которых можно было найти определённую страницу и сослаться на неё.

Самый первый в мире сайт был создан в августе 1991 года самим Бернерсом-Ли. На странице с адресом info.cern.ch создатель глобальной сети описал новую систему размещения данных и принципы её работы.


Браузер Netscape

В течение последующих пяти лет после создания WWW к сети присоединились 50 миллионов пользователей. Для облегчения Интернет-сёрфинга был разработан браузер — Netscape, в котором уже были функции прокрутки и перехода по гиперссылкам. Первой поисковой системой стала Aliweb, которую немного позже потеснила Yahoo!. Поскольку скорость Интернета была очень низкой, создатели сайтов не могли использовать большое количество картинок и анимации. Первые сайты были преимущественно текстовыми и были довольно неудобны для пользователей. Например, для того, чтобы перейти по гиперссылке, пользователь должен был набрать на клавиатуре порядковый номер этой гиперссылки, указанный в квадратных скобках.

В 1992 году в Америке вышел закон, разрешавший использовать Интернет в коммерческих целях. После этого все крупные компании начали обзаводиться собственными сайтами. Возникли странички, с помощью которых можно было зарезервировать себе столик в кафе, заказать еду или купить что-то из товаров широкого потребления. Многие крупные журналы и газеты стали выкладывать свои номера в Интернет. Чтобы получить доступ к такому электронному изданию, нужно было покупать подписку.

Новой вехой цифровой революции стало появление социальных сетей, позволивших общаться людям из самых разных уголков планеты.

В России внедрение Интернет-технологий началось в 1990 году, а в 1994 — появился домен.ru. Изначально русские сайты также как и американские были посвящены преимущественно передовым технологическим разработкам и новостям мира науки. Самым первым отечественным сайтом стал каталог англо- и русскоязычных ресурсов, расположенный по адресу 1-9-9-4.ru.