Open
Close

Двухлетний малыш — уже взрослый, но ещё такой маленький. Как лучше организовать режим дня двухлетнего ребенка? Примерный режим дня ребенка 2 лет

Доброго времени суток, дорогие родители. Вашему карапузу уже два годика. Его психическое и физическое развитие значительно изменилось по сравнению с тем, что было в годовалом возрасте. Всё также важным остается составление распорядка дня ребенка. В этой статье вы узнаете, каким должен быть правильный суточный режим в жизни крохи, узнаете, как лучше его планировать и, что он должен в себя включать.

Распорядок ребенка в 2 года

День, составленный по расписанию, положительно влияет на воспитание малыша. Возможно, вы заметили, что дети, которые не имеют режима, капризничают и выглядят не очень радостными. Это связано с тем, что распорядок дня дает возможность равноценно распределять время: для активного периода и периода отдыха, для эмоциональных нагрузок и для физических упражнений, для приема пищи, для развития творческих способностей ребенка. Очень важно понимать, что необходимо чередовать время отдыха и время активных действий. Также важно распределять игры на пассивные и активные. То есть всё в жизни ребенка должно распределяться равномерно с чередованием разных типов деятельности.

Возможный распорядок, таблица

Время

Режим дня

7:30 утра до 8 утра Малыш просыпается, умывается, чистить зубки.
С 8 до половины 9 утра Ребенок завтракает.
С половины 9 до половины 11 Прекрасное время для утренней прогулки.
С половины 11 до 12 дня Время для развития творческих способностей малыша.
С 12 до половины 1 дня Идеальное время для обеда.
С половины 1 до 3 часов дня Время для дневного сна, который можно совместить с прогулкой на свежем воздухе.
С 15 часов до 15:30 Время третий раз поесть.
С 3 часов дня до 4 часов вечера Уделите время ребенку. Поиграйте с ним игрушками.
С 4 до половины пятого вечера Время для перекуса.
С половины 5 до половины 7 вечера Отправьтесь с крохой на улицу.
С половины 7 до 7 часов вечера Время ужина.
С 7 часов до половины 9 ночи Займитесь умственным развитием карапуза.
С половины 9 до половины 10 ночи Ребёнок купается. Можно сделать небольшую зарядку. Мама делает массаж.

Рацион питания

Для детей в 2 годика чаще всего свойственно четырёхразовое питание. Однако, существует мнение специалистов, что всё ещё не помешает и пятый приём пищи. Врачи рекомендуют смотреть индивидуально по аппетиту каждого ребенка. Если ваш малыш хандрит в период от завтрака до обеда, а когда обедает — буквально давится, можно сделать вывод, что он голоден. Это точно свидетельствует о том, что в рационе вашего карапуза перекус между завтраком и обедом, а, следовательно, пятый приём пищи за день нужен.

У ребенка в 2 года могут проявляться предпочтения в еде. Пусть вас не удивляет, если ваш малыш категорически отказывается от определенных блюд и с большим удовольствием употребляет другие. Считается, что это явление временное. Важно не заострять свое внимание на таком положение вещей. Категорически противопоказано ругать ребенка за это. Так вы только больше усугубить ситуацию. Если малыш долгое время не изменяет свое отношение к еде, возможно, стоит обратиться к врачу за советом.

Всё также важно придерживаться сбалансированного питания крохи. Поэтому малыш в полной мере должен употреблять углеводы (овощи, каши и хлеб, фрукты), белки (молочная продукция, мясо, яйца, рыба), жиры (масло растительное и сливочное, а также животный жир), и, конечно, полный комплекс витаминов и минералов.

Нужно соблюдать определенные правила:

  1. Мыть руки перед и после еды.
  2. Давать еду в определенные часы.
  3. Избегать перекусов сладостями.
  4. Чтоб привить ребенку любовь к ненавистным продуктам оформляйте их. Так малышу будет интереснее и, возможно, появится интерес попробовать такое блюдо.
  5. Немаловажное для двухлетнего малыша участие в приготовлении пищи. Поручайте ему какие-то несложные действия. Например, размешать тесто в миске или ингредиенты салата.

Я своему сыну поручала всыпать компоненты в миску на тесто для булочек.

  1. В меню ребенка рыба должна присутствовать не чаще, чем 2 раза в неделю; творог можно давать каждый день, но не больше чем 100 г; твердый сыр в рационе крохи — приблизительно 40 грамм; овощи и фрукты должны присутствовать ежедневно. Ни в коем случае не забывайте про достаточное количество жидкости в ежедневном рационе ребенка.

Сон

В двухлетнем возрасте дети в среднем спит 13 часов в сутки. При этом, на ночной сон приходится приблизительно 10 часов.

В этот период большинство детей переходят на одноразовый дневной сон. А вот длительность отдыха зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. И может колебаться от часа до трёх часов. Но не стоит переживать, если ваш малыш до сих пор спит дважды за день. Особенно, если в сумме это время не превышает трёх часов.

Мама должна понимать, что здоровый сон зависит от всевозможных факторов, начиная состоянием здоровья малыша и его настроением, и заканчивая температурным режимом в квартире. Поэтому, чтоб ребёнок мог полноценно отдохнуть, мама должна позаботиться об исключении негативных явлений на протяжении бодрствования крохи.

Важно понимать, что в зависимости от времени года, может изменяться продолжительность дневного и ночного сна ребенка. Например, в зимний период, когда продолжительность ночи увеличивается, малыш может спать дольше обычного. А в летний период, когда продолжительность дня увеличивается — малыш может за ночь спать значительно меньше, чем в обычном случае.

Не помешает соблюдение определенных правил для получения полноценного здорового сна вашей крохи:

  1. Важно перед наступлением сна проветривать помещение, в котором будет отдыхать малыш.
  2. Следите за оптимальным температурным режимом и уровнем влажности. Так первый должен составлять — не выше 20 градусов, а второй — приблизительно 70%.
  3. Важно, при приближении сна, исключать активные игры.
  4. Рекомендуется принимать водные процедуры непосредственно перед сном, и делать расслабляющий массаж.
  5. Почитайте перед сном сказочку своему карапузу.

Я своего сына приучила к подобному ритуалу ещё с самых ранних месяцев. А в двухлетнем возрасте, он уже сам спешил в ванную, а потом брал с полочки книжку с любимыми сказками и давал мне. При этом умащивался поудобнее в кроватке.

Игры и занятия для развития

Мама должна понимать, что в жизни карапузов обязаны присутствовать игры, направленные на развитие, как умственных, творческих, так и физических способностей. Очень важным является эмоциональное и социальное развитие. Поэтому родители должны выбирать такие игры, которые помогут добиться поставленной цели.

Такие игры можно разделить на три большие группы:

  1. Игры, которые направлены на развитие координирования движений, на укрепление мышечной мускулатуры и правильного становления опорно-двигательного аппарата, а также мелкой моторики. Будут очень полезны гимнастические упражнения, ходьба, игры с мелкими предметами и даже вырезание ножницами, лепка пластилином.
  2. Игры, направленные на развитие творческих способностей карапуза. Сюда относят: рисование (красками, карандашами, фломастерами, мелками); лепка из пластилина или солёного теста; вырезание из цветной бумаги с последующим деланием аппликаций; танцы с пением песен.
  3. Игры, способствующие развитию интеллекта малыша. Сюда прекрасно подойдут пазлы, лото (логическое мышление), изучение стихов наизусть, обучение новым цветам, цифрам и буквам.

В двухлетнем возрасте, мама уже более-менее может определить, какие у малыша наклонности, что больше ему нравится. И сделать уклон на развитие именно этих способностей.

Мой сын больше всего любил собирать пазлы и играть в другие игры на логику. Но ещё сильнее он увлекался рисованием. Сын мог два часа подряд сидеть с кисточкой в руках. И эти рисунки уже были осмысленными и весьма похожими на действительность. Преимущественно малыш рисовал природу и танки.

Прогулки на свежем воздухе

Важно ежедневное посещение улицы. Как бы мама не была занята, какой бы ни была погода — всё равно необходимо ходить на прогулки. Чем больше вы будете находиться на улице, тем лучше. Старайтесь бывать на свежем воздухе не меньше, чем два раза в день. Конечно, если за окном зима — достаточно будет и одноразового посещения улицы, преимущественно до обеда.

В двухлетнем возрасте, во время прогулки очень важно водить ребенка на детские площадки. Для него приоритетным является общение с другими детьми.

На прогулке важно, чтоб малыш совершал, как можно больше самостоятельных движений. Постарайтесь, по минимуму использовать коляску . Пускай ребёнок ходит ножками и даже и бегает. Это принесет пользу укреплению его физической формы.

Гигиена и купание

В любом возрасте водные процедуры являются неотъемлемой частью жизни. Понятно, что некоторые дети буквально не вылезают из ванны, а некоторых туда просто невозможно затащить. Тогда маме приходится идти на определенные хитрости, чтобы уговорить своего карапуза.

Важно с пеленок приучать ребенка к чистоте и гигиене. В возрасте двух лет малыш уже должен самостоятельно чистить зубы и мыть руки до и после еды, умываться после пробуждения и после приема пищи, и знать, что ему необходимо чистить ушки .

Купание уже давно не является ежедневной процедурой. Однако, если ваш ребёнок с удовольствием бежит в ванную, то почему бы просто не поплескаться в воде вместе с любимыми игрушками.

Физические упражнения

В жизни ребёнка любого возраста важное место занимает физическое развитие. Оно способствует укреплению скелета, мышц, способствует развитию правильной осанки и является профилактикой сколиоза .

В этом возрасте так может проходить зарядка:

  1. Начинать и заканчивать упражнения следует с вдоха и выдоха, сопутствующих движением рук вверх вниз.
  2. Сопровождайте упражнения крохи музыкой.
  3. Полезными для карапуза будут движения с поднятием ножек в коленном суставе во время ходьбы по кругу, при этом важно двигать руками в разные стороны.
  4. Хорошо подойдет, так называемая, ходьба «по-гусиному».
  5. Немаловажным будет упражнение, которое любит большинство детей – велосипед. Из положения на спине малыш должен сгибать ножки в коленных суставах и двигать ими так, как будто он крутит педали.

Это минимальный перечень возможных упражнений для ребёнка в двухлетнем возрасте. В зависимости от того, насколько вашему карапузу нравится проводить физические разминки, мама может увеличивать разнообразие этих упражнений и добавлять новые, которую особенно будут нравиться малышу. Если ваш ребенок категорически отказывается от выполнения физических упражнений, не кричите на него. Попробуйте найти те, которые придутся малышу по вкусу. Или можно каким-нибудь образом простимулировать его желание, а также мама может проводить физические занятия в игровой форме.

Приблизительно именно таким должен быть распорядок ребенка в 2 года. Но вы должны помнить, что каждая мама лучше всех остальных знает о повадках, желаниях и индивидуальных особенностях своего карапуза. Если ваш малыш любит купаться с утра, а не перед сном, то не противьтесь этому. Распорядок должен не только приучать к определенным правилам и дисциплине маленького человечка, но и делать его день радостным и весёлым. Поэтому, при составлении режима дня обязательно учитывайте чувства карапуза и его потребности.

Ребенок в 2,5 года незаметно становится совсем другим: он глубже чувствует, становится всё самостоятельнее, приобретает собственный характер. Можно сказать, что середина третьего года жизни – это некий рубеж личностного развития, переходить через который непросто как родителям, так и самому малышу. Эмоциональность, требовательность и капризность – частые спутники детей в два с половиной года. Мамам и папам предстоит проявить значительную мудрость и терпение в данный период.

Физическое развитие ребенка в 2,5 года

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Сколько зубов должно быть у ребенка в 2,5 года? Нормой считается как наличие всех молочных зубов, так и продолжающееся их прорезывание. ВОЗ утверждает, что малыш должен обзавестись полным рядом молочных зубов к 3 годам.

Режим дня, сна и питания ребенка в 2,5 года

Режим дня ребенка в 2 года 6 месяцев остается стабильным: общий сон около 12-12,5 часов, включая дневной сон в течение 1,5-2,5 часов. Несмотря на то, что малыш кажется уже довольно взрослым, не следует пренебрегать его дневным отдыхом. Активное бодрствование более 6 часов негативно сказывается в этом возрасте на нервной системе ребенка. Педиатры акцентируют внимание родителей на необходимости дневного сна вплоть до 5-6-летнего возраста. Постарайтесь соблюдать стабильный режим, включающий ранний подъем (в 7-8 часов утра) и раннее же укладывание (примерно в 21.00).

В два с половиной года малыш кушает 4 раза в день, временной интервал между приемами пищи составляет около 4 часов. Наиболее калорийным приемом пищи должен быть обед. Помните о важности здорового питания: не стоит предлагать своему ребенку блюда фаст-фуда, копченую, жареную пищу и сладости (за исключением натуральных). Следите, чтобы малыш получал также достаточное количество воды. В 2,5 года потребность в воде составляет около 1,5 литров в сутки.

Психология и психическое развитие ребенка в 2,5 года

Середина третьего года жизни обычно становится началом периода отстаивания собственного «Я», что связано с постепенным психологическим отделением от родителей и осознанием себя как отдельной личности. Ребенок внимательно наблюдает за окружающим миром, формирует свои взгляды и представления о действительности. Два с половиной года – возраст создания в мышлении малыша устойчивых поведенческих шаблонов, формирования характера.

Эмоциональность ребенка в 2,5 года становится еще ярче: он испытывает явную гордость своими достижениями, чувствует любовь и нежность к близким, жалеет и обижается, радуется и злится, завидует, сочувствует, боится и тоскует. При этом пока он не всегда может оценить чужой добрый поступок или понять причину наказания. Малыш проявляет искренний интерес к животным и растениям, восторгается и удивляется явлениям природы (прыгающему кузнечику, сильному ветру или летящему по воздуху листику). Ребенок 2,5 лет имеет четкие эмоциональные ассоциации, связанные с прожитыми им когда-либо ситуациями: болеть – неприятно, в гостях у тети Маши – весело, а долго ехать в машине – скучно.

В возрасте двух с половиной лет дети по-прежнему очень привязаны к близким взрослым : маме, папе, бабушкам и дедушкам. Ко всем членам семьи кроха относится по-разному, осознавая индивидуальность каждого из них. Разлука с родным человеком вызывает у малыша беспокойство и тревогу, однако успокаивается он теперь гораздо быстрее. Незнакомые люди вызывают у ребенка настороженность и желание быть поближе к маме. Однако, чувствуя доброжелательное к себе отношение, малыш легко вступает в контакт. Возраст 2,5 года для начала посещения детского сада, несомненно, лучше, чем 1,5-2 года, однако до трех-трех с половиной лет дошкольное образование является лишь вынужденной мерой, не несущей для ребенка какой-либо пользы.

Наиболее частая характеристика детей в возрасте 2,5-3 лет – возросшая самостоятельность . Ребенок старается делать всё сам, без помощи взрослых. «Я сам!» – любимая фраза малышей, вступивших в возраст так называемого «кризиса 3 лет ». При этом из-за высокой эмоциональности они не всегда адекватно реагируют на обращение взрослого, проявляя необыкновенное упрямство в, казалось бы, пустячных вопросах. От родителей в этот период требуется, прежде всего, терпение.

При всей своей кажущейся самостоятельности ваше чадо остается чрезвычайно зависимым от отношения близких, положительной оценки своих действий и общего благополучия окружающей его атмосферы. Ребенок реагирует на любые изменения семейного микроклимата. Нехватка внимания, несправедливость и грубость в его адрес вызывают не только огорчение, но и ярко выраженный протест. Будьте внимательны к своему поведению, проявляйте к малышу чуткость и любовь – сейчас они ему особенно необходимы. Помните: крики или шлепки как реакция на «вредность» малыша принесут результат, далекий от ожидаемого вами. Кризис – всего лишь этап взросления вашего крохи, и в основном от родителей зависит, насколько легко он пройдет.

Отношения взрослых с ребенком в 2,5 года строятся, можно сказать, заново. Постарайтесь находить баланс между запретами и мнением малыша. Давайте ему возможность выбора везде, где это возможно, не забывая при этом о рамках поведения и категорических запретах (обычно связанных с опасностью для ребенка).

Умения и навыки ребенка в 2,5 года

Физическое развитие детей 2,5 лет позволяет им:

  • хорошо бегать и прыгать, пробегать до 60 м в небыстром темпе;
  • перешагивать через препятствия на полу (приставным шагом);
  • ходить по наклонной доске самостоятельно;
  • подниматься и ходить на цыпочках, удерживая равновесие;
  • бросать мяч одной или двумя руками из разных положений, ловить его двумя руками, перебрасывать через препятствие;
  • точно бить ногой по мячу;
  • пробегать между линиями (расстояние 25-35 см), не наступая на них;
  • подлезать под препятствие высотой до 40 см;
  • подниматься по лестнице, иногда даже не держась за перила, спрыгивать с нижней ступеньки.

Интеллектуальное развитие ребенка в 2,5 года характеризуется следующими умениями:

  • Умеет собирать пирамидку из 4-8 колец;
  • Строит башни из 7-8 кубиков, «мостик» (два кубика с промежутком между ними и один сверху) и «паровоз» (ряд кубиков и один сверху в виде трубы);
  • Ориентируется в 4-6 геометрических формах (шарик, кубик, кирпичик, цилиндр, конус, призма). Подбирает с помощью прикладывания к отверстию или плоскому изображению объемную геометрическую фигуру;
  • Правильно подбирает нужные детали к отверстиям сортера или рамки-вкладыша. Почти не пытается вставить один неподходящий предмет в другой силой;
  • Из простых подсобных материалов (кубики, элементы конструктора) составляет сюжетные постройки и дает им названия – «дом», «дорога», «гараж»;
  • Собирает простые пазлы;
  • Отличается хорошей памятью;
  • С легкостью переворачивает страницы в книге;
  • Любит рисовать и, возможно, уже умеет держать карандаш тремя пальцами.

Игровая деятельность ребенка 2,5 лет носит сюжетный характер. С помощью любимых персонажей он воспроизводит и анализирует окружающую его реальность. В игре происходит уже не два, а три-четыре последовательных действия (покормить куклу, раздеть, уложить спать; нагрузить машинку, покатать и разгрузить). Кроха начинает использовать предметы-заместители – это говорит о развивающемся воображении. В исполнении ребенка доктор – это обязательно тот, к которому вы недавно ходили на прием.

Малыш в игре в семью изображает одного из персонажей, обычно своего пола: чаще всего девочки копируют маму, а мальчики – папу. Уже в 2,5-3 года можно заметить разницу в игровых действиях в зависимости от пола ребенка. Девочки предпочитают воспроизводить бытовые сюжеты с использованием кукол, мальчики чаще интересуются техническими игрушками.

Примерно в 2,5 года дети начинают учиться взаимодействовать со сверстниками в простых подвижных играх, запоминая простые правила (например, необходимость очередности – «твоя очередь», «моя очередь»). Интереса к таким играм пока хватает на 1-2 минуты. Также малышам очень нравится повторять за действиями других детей на детской площадке: куда-то бежать или влезать, прыгать или подлезать под препятствие.

Бытовые навыки ребенка в 2,5 года очень радуют его родителей. Малыш в своем стремлении к независимости и самостоятельности старается сам одеваться (носки, штанишки, кофту на застежке, свободную курточку, трусики) и обуваться. Он пытается застегивать пуговицы и молнии (хотя в 2,5 года это и не у всех получается). Шнурки завязывать пока не может. Кроха сразу замечает «оплошности» в одежде других людей, показывая свое недовольство и указывая на ошибку – развязавшийся шнурок или расстегнувшуюся пуговицу. Любовь к порядку в собственном понимании ребенка выглядит очень мило: карапуз постоянно «наводит порядок», потому что, по его мнению, все вещи должны быть на своих местах! Ребенок в два с половиной года умеет уверенно и аккуратно есть ложкой и вилкой, пользоваться туалетными принадлежностями; контролирует свои физиологически потребности. Может снять и надеть штанишки перед туалетом. Малыш сам поднимается по лестнице, возможно, даже чередуя ноги. Половина детей уже умеет ездить на трехколесном велосипеде, крутя педали (другие малыши для этого отталкиваются ногами от пола).

Речь ребенка в 2,5 года

Речь ребенка двух с половиной лет еще, конечно, отличается от взрослой, но при этом очень приближена к ней. Распространенные предложения (из трех и более слов) довольно осмысленны и включают союзы, предлоги, местоимения. Малыш хорошо разграничивает единственное и множественное число, знает названия основных цветов и частей тела.

Дети 2,5 лет стараются подражать взрослым, и в речи в том числе. Однако, пытаясь образовывать некоторые формы слов по аналогии с уже знакомыми, ребенок может несколько путаться: говорить «жеваю» и «вставаю» вместо «жую» и «встаю» (наподобие «играю», «кусаю»). Возможны и проблемы с произнесением длинных слов. Дети часто упрощают сложные слова («атобус» вместо «автобус», «леопад» вместо «леопард», «электитетво» вместо «электричество»). Не умиляйтесь коверканью слов, а всегда терпеливо и последовательно поправляйте ребенка, объясняя, как нужно говорить правильно. В противном случае в мозге малыша закрепятся именно неправильные формы слов, а переучивание будет довольно сложным делом.

Кроме того, могут наблюдаться некоторые сложности с окончаниями слов и обозначением себя. Многие дети говорят о себе в первом лице: «Я, мне, я сам», однако некоторые продолжают называть себя по имени: «Маша пошла, Ваня хочет спать». Нормой также считается, если малыш любит говорить о себе как о любимом персонаже или близком взрослом.

Дети в 2,5 года хорошо понимают речь взрослого и могут в двух-трех предложениях описать картинку со знакомым сюжетом, отвечая на наводящие вопросы: «Кто это? Что он делает?». Также ребенок может изобразить движения показанного персонажа и повторить за взрослым слова известной ему сказки.

Малыш в этом возрасте имеет обширный словарный запас (названия животных, одежды, посуды и других бытовых предметов). Кроме того, он легко копирует в речи даже незнакомые слова; может выучить короткий стишок или петь без подсказки строчки любимой песенки.

Тон речи ребенка меняется в различных ситуациях и по настроению. Он задает очень много вопросов: не только «Где?», «Куда?», но и «Зачем?», «Почему?», «Как?». Это говорит о том, что малышу теперь важно знать причины происходящего. Он старается разобраться в том, как устроено всё, что его окружает.

С малышом двух с половиной лет можно вести настоящий диалог. Он отвечает (возможно, упрощенно) на вопрос: «Как тебя зовут?» и другие. Знает, как зовут маму, папу, бабушку и дедушку, а также имена знакомых детей. Ребенок разговаривает со сверстниками во время игры и подражает им, например, на детской площадке.

Если же ребенок в 2,5 года не разговаривает вообще или говорит мало/плохо, обязательно проконсультируйтесь у невролога или логопеда. Это не просто предосторожность – ожидание речевого прогресса до трех лет (как любят советовать на форумах) может быть чревато серьезными проблемами с речью и правописанием в будущем.

2 года 9 месяцев >>

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-1,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет:

  • Пробуждение, утренний туалет — 7.00
  • Завтрак — 8.00
  • Первая прогулка — 9.30-11.30
  • Обед — 12.00
  • Дневной сон — 13.15-15.30
  • Полдник — 16.00
  • Вторая прогулка — 17.00-19.00
  • Ужин — 19.30
  • Ночной сон — 21.00- 7.00

Распорядок дня двухмесячного крохи должен состоять из правильной последовательности сна, кормлений и периодов бодрствования, чередующихся с выполнением обязательных гигиенических процедур.

Примерный (!) распорядок дня малыша, находящегося на грудном вскармливании

  • 6:00 Первое кормление, утренние гигиенические процедуры (смена подгузника, умывание, очистка носовых ходов, стрижка ноготков. );
  • 7:30-9:30 Утренний сон;
  • 9:30-11:00 Пробуждение, выкладывание малыша на животик (). Второе кормление (только что накормленного ребенка обязательно держат «столбиком» для предотвращения срыгивания). Собираемся на прогулку;
  • 11:00-13:00 Дневной сон. Лучше во время прогулки;
  • 13:00-14:30 Третье кормление;
  • 14:30-16:30 Сон;
  • 16:30-17:30 Четвертое кормление. Развивающие занятия: манипуляции с погремушкой, фиксация взгляда на игрушке, сопровождаемые песенками, стишками, потешками;
  • 17:30-19:30 Сон;
  • 19:30-21:00 Пятое кормление. Гигиенические процедуры: купание ребенка (если температура в помещении не ниже 22 градусов, можно не спешить с одеванием только что выкупанного малыша, в течение пяти минут дав ему возможность побыть голеньким);
  • 21:00-23:30 Сон;
  • 23:30-00:00 Шестое кормление;
  • 00:00-6:00 Ночной сон. Именно этот временной интервал считается идеальным для ночного отдыха двухмесячного младенца, но, как правило, малыш просыпается ночью, порой даже не один раз — не стоит отказывать ему в кормлении.

Скачать и распечатать примерный распорядок дня можете с нашего Яндекс.Диска —

Еще варианты режима дня для детей от 1 до 3-х месяцев:

Данный распорядок поддается коррекции, учитывающей индивидуальность грудничка . Ослабленные малыши часто нуждаются в большем количестве сна. Можно пойти навстречу ребенку, проголодавшемуся раньше положенного времени (15-20 минут ничего не решают). Точно такой же корректировке подвергается и время сна: капризничающего и переутомившегося кроху можно уложить пораньше, а крепко спящему – дать еще немного поспать.

Однако все это касается лишь незначительных отступлений от представленного нами распорядка. Некоторые молодые мамы, не умеющие правильно истолковать поведение своего малыша, начинают подстраиваться под каждый его недовольный писк. В результате график кормлений, сна и бодрствования сбивается, уступая место бессистемности и хаотичности.

Даже если в поведении ребенка и есть какие-то отклонения (например, он может перепутать время суток, бодрствуя ночами и отсыпаясь днем), их можно и нужно упорядочить. Если не сделать этого вовремя, чрезмерная материнская сердобольность приведет к тому, что неправильное поведение ребенка станет нормой, сделав организацию семейного уклада неудобной для остальных членов семьи .

О режиме дня малыша-искусственника

Распорядок дня ребенка в 2 месяца, вскармливаемого искусственными смесями, будет несколько иным, чем для крохи, получающего материнское молоко. Объясняется это более длительным (по сравнению с грудным молоком) усваиванием искусственного продукта . В связи с этим перерывы между кормлениями должны составлять не менее четырех часов, поэтому график кормления искусственника будет следующим: 6:00 | 10:00 | 14:00 | 18:00 | 22:00 | 2:00

Что касается периодов бодрствования и сна – они остаются такими же, что и для грудничков, питающихся маминым молоком. В зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка в данный режим могут быть внесены некоторые незначительные коррективы.

О важности сна

Качество сна определяет особенности физического и эмоционального состояния малыша . Если он хорошо выспался – значит, у него будет достаточно сил для активного восприятия мира, игр и общения с близкими, а также отличный аппетит. Не выспавшийся ребенок будет апатичным и капризным.


Двухмесячный кроха должен спать не менее 16-ти часов в сутки, причем ни в каких укачиваниях и поглаживаниях засыпающий малыш не нуждается. Если он здоров, накормлен и вовремя уложен в кроватку – с засыпанием не должно быть никаких проблем, ведь сон необходим ему физиологически .

Если нарушения сна у 2-х месячного младенца все же существуют, необходимо разобраться, в чем причина этого противоестественного явления. Малыш может плохо спать из-за:

  • недостаточной активности в период бодрствования;
  • повышенной возбудимости нервной системы, чутко реагирующей даже на слабые раздражители (например, свет в соседней комнате, попадающий в поле зрения ребенка);
  • последствий родовой травмы (такого рода беспокойства отмечаются примерно до трехмесячного возраста);
  • чувства дискомфорта (неудобной постельки, мокрых пеленок, чувства голода или переедания);
  • слишком яркого света;
  • шумной обстановки;
  • повышенной влажности или сухости воздуха;
  • нарушений температурного режима в детской комнате (оптимальной считается температура от 20 до 24 градусов);
  • болей в животе.

Читаем также о том, сколько времени спит новорожденный ребенок в течении суток

Младенцы, приученные к укачиванию на руках, могут испытывать большие трудности с засыпанием. Выяснив причину нарушения сна, необходимо принять меры по ее устранению (дать малышу подвигаться в период бодрствования, создать спокойную обстановку перед сном: приглушить звук телевизора, не разрешать другим членам семьи громко разговаривать в комнате, где спит малыш). Главным фактором, способствующим нормализации сна, является укладывание малыша в одно и то же время. Привыкнув к режиму, он начнет засыпать самостоятельно .

Организация сна

Для сна у ребенка должна быть удобная кроватка с твердым упругим матрасом () и плоской подушкой. Чтобы малыш полноценно выспался, необходимо создать оптимальные условия:

  • хорошо проветрить детскую комнату;
  • перестелить кроватку, убедившись, что простынка не образует складок, способных стать причиной дискомфорта;
  • если комната находится на солнечной стороне, необходимо затенить окно;
  • перед сном поменять пеленку или подгузник;
  • накормить малыша.

Поскольку двухмесячный младенец еще нуждается в тесном контакте с мамой, ее отсутствие он ощущает даже во сне. Сон малыша, положенного в кроватку, характеризуется непродолжительностью и прерывистостью. Многие мамы отмечают это, когда ненадолго выходят из комнаты, где спит их малыш.

Совсем другая ситуация наблюдается в случае, если мама находится рядом: кроха спит крепко и долго. Именно поэтому педиатры советуют кормящим мамам в дневные часы не отрывать малыша от груди во время кормления, а минут на сорок прилечь рядом с ним. Польза оказывается двусторонней: мама получает возможность расслабиться и отдохнуть от домашних дел, а малыш – набраться сил для очередного бодрствования.

Сделать ночной сон более продолжительным и полноценным может процедура купания, предваряющая кормление малыша.

Многих мам интересует вопрос о целесообразности пеленания двухмесячного младенца перед сном. В прежние годы эта манипуляция считалась обязательной. Современные педиатры придерживаются мнения, что оно совсем не обязательно. Исключение составляют случаи, когда кроха беспокойно спит, взмахивая ручками. Иногда нетугое пеленание помогает решить эту проблему.

Особенности кормления

Идеальным вариантом для правильного развития младенца является грудное вскармливание, поскольку материнское молоко прекрасно усваивается детским организмом, содержит все необходимые питательные вещества и антитела, защищающие ребенка от воздействия патогенных микроорганизмов .

Нюансы грудного вскармливания

Наиболее физиологичным считается свободный режим грудного вскармливания, когда младенец получает доступ к материнскому молоку «по первому требованию». Требовательный плач или беспокойство, проявляемое малышом, являются показателями того, что он проголодался .


Несмотря на кажущуюся стихийность такого подхода, выяснилось, что необходимость подкрепиться возникает у крохи каждые три часа в течение дня и четыре – в ночное время, так что это вполне совпадает с распорядком дня, рекомендуемым современными педиатрами.

Именно такой режим вскармливания практикует большинство опытных мам, аргументируя это тем, что он не только удовлетворяет психологические и физиологические запросы младенца, но и сводит к минимуму риск застоя молока (). Малыши, получающие грудь по первому требованию, практически не плачут, поскольку ощущают не только сытость, но и состояние безмятежности и комфорта, близкое к тому, которое они испытывали в период внутриутробного развития.

Суточная норма грудного молока для двухмесячного ребенка составляет примерно 900 мл (однократная доза – 130 мл). Как проследить – получает ли малыш положенную норму? Ориентиром может служить длительность пребывания его у груди . Средняя продолжительность одного кормления составляет двадцать минут (самые активные и крепкие груднички способны насытиться за четверть часа). Читаем подробно о том, сколько грудного молока или смеси должен съедать ребенок —

Есть дети, которые отворачиваются от груди уже через пять минут. Этого момента явно недостаточно для насыщения ребенка. Обычно так поступают ослабленные груднички, которые питаются исключительно «легким» молоком, поступающим им в ротик без малейшего труда с их стороны. С прекращением такой «подачи» они перестают сосать. Чтобы заставить маленького ленивца питаться как положено, специалисты рекомендуют мамам сцеживать первую порцию молока. Тогда кроха будет высасывать именно столько, сколько ему полагается .

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Однако при таком варианте кормления малыш может испытать недостаток жидкости, поскольку «переднее» молоко содержит больше жидкости, а «заднее» — жиров. Чтобы исключить вероятность такого дисбаланса, маме следует проконсультироваться с педиатром — он поможет ей выбрать необходимую тактику кормления.

Так же нежелательно удерживать малыша у груди слишком долго. У некоторых младенцев процесс кормления занимает около часа. Наевшись в течение первых двадцати минут, они просто держат сосок во рту, изредка его посасывая. Мамам таких малышей следует знать, что это может сказаться на состоянии сосков.

Из-за постоянного механического воздействия на них могут образоваться , способные причинять крайне болезненные ощущения во время каждого кормления. Чтобы не допустить этого, следует осторожно извлекать сосок из ротика уже насытившегося крохи.

Еще одним показателем достаточности грудного вскармливания является количество мокрых пеленок и испачканных малышом подгузников . Двухмесячный кроха, получающий достаточное количество маминого молока, мочится от 12 до 15 раз в день. Режим стула может быть разным. Некоторые груднички какают после каждого кормления, у других стул бывает от двух до четырех раз в день: это тоже считается нормой (искусственники делают это реже — не более одного-двух раз в сутки).

О кормлении искусственников

Малышей, находящихся на искусственном вскармливании, кормят только в определенные часы. Это – вынужденная мера, обусловленная тем, что для переваривания искусственной смеси, хоть и являющейся аналогом материнского молока, но несколько отличающейся от него по составу и полезным свойствам, требуется большее количество времени .

Двухмесячных младенцев кормят адаптированными молочными смесями номер 1. Количество кормлений (5-6 раз) и объем одной порции (120-140 мл) указывается на каждой упаковке. Превышать указанную дозировку и количество кормлений не рекомендуется. Недоношенные детки и младенцы с очень маленьким весом находятся на особом режиме кормления, проходящем под контролем и по предписанию педиатра.

Если при грудном вскармливании питьевую водичку малышу дают только в особенно жаркие дни – для утоления жажды (мамино молоко для него является и питьем, и едой), то для искусственников она совершенно необходима. Питьевую воду искусственникам обязательно дают в паузах между кормлениями .

Несмотря на то, что кормление искусственников осуществляется из бутылочки, мамам следует кормить их не в кроватке, а держа на руках: именно так осуществляется столь необходимый телесный контакт с самым дорогим человеком.

После кормления деток (и грудничков, и искусственников) необходимо в течение трех минут подержать в вертикальном положении, давая возможность порции воздуха, попавшей в желудок, покинуть его. Наличие обильной («фонтаном») отрыжки является поводом для обращения к педиатру, поскольку это может свидетельствовать о некоторых патологиях органов ЖКТ.

Особенности бодрствования

2 месяца – время, когда кроха начинает обращать внимание на мир вокруг него. Если раньше его пробуждения были связаны только с необходимостью подкрепиться, то сейчас он способен бодрствовать на протяжении полутора часов .

По мере психо-эмоционального и психического развития малыша возрастает и его активность. Почувствовав способность управлять мышцами (в связи с ослабеванием тонуса мышц сгибателей), он начинает выполнять множество целенаправленных движений. Зрение и слух, улучшающиеся день ото дня (малыш способен видеть предметы, удаленные от него на семь метров), позволяют ему узнавать близких людей и понемногу ориентироваться в пространстве. Этому во многом способствует укрепление шейных мышц, позволяющих крохе поворачивать голову в нужную для него сторону.

Прогулки

Чрезвычайно полезны для каждого малыша прогулки на свежем воздухе. Их продолжительность в теплое время года может составлять не менее полутора часов. Лучшим временем для этого являются утренние (до 11) и вечерние (после 16) часы. Гулять лучше всего в кружевной тени деревьев, оберегая малыша от попадания ярких солнечных лучей.


Зимой прогулки с ребенком 2-х месяцев возможны только при температуре, превышающей -10 градусов. Лучшей одеждой для малоподвижного крохи является полукомбинезон с подкладкой из натурального меха и нижней частью, выполненной в виде конверта.

Бодрствующего малыша необходимо доставать из коляски, показывая ему окружающий мир. Гулять с крохой следует в месте, удаленном от загазованных автомагистралей: тихом парке или спокойном дворе .

Занятия и развивающие игры

Двухмесячный возраст – отличное время для тренировки органов чувств . Чтобы кроха научился следить за передвигающимися предметами, фокусируя на них взгляд, необходимо приобрести несколько очень легких и ярких погремушек, окрашенных в красный, желтый и оранжевый цвет, поскольку сейчас он воспринимает только эти цвета теплой гаммы. Звук погремушки должен быть не пугающим, а приятным.

  • Взяв погремушку, можно сбоку подойти к малышу и потрясти ею в тридцати сантиметрах от него, заставляя кроху повернуть головку в сторону звука. Переложив игрушку в другую руку, точно так же добиваются поворота его головки в противоположную сторону. Мама может просто звать малыша ласковым голосом, подходя к кроватке с разных сторон, чтобы он, реагируя на звук, поворачивал головку в нужном направлении;
  • Погремушку полезно вкладывать в ручку ребенка. Слабые пальчики способны удерживать ее на протяжении лишь тридцати секунд. Это – отличное упражнение, подготавливающее мышцы руки к акту хватания;
  • Можно повесить гирлянду из ярких погремушек над кроваткой крохи так, чтобы он мог дотянуться до нее ручками или ножками. Звук, издаваемый гирляндой в ответ на прикосновение малыша, приводит его в удивление и восторг, заставляя ещё активнее размахивать ручками и шевелить ножками;
  • Яркую погремушку можно класть перед крохой, выложенным на животик (делать это лучше в кроватке без матраса или в манеже). Здоровый малыш должен поднять голову, опереться на предплечья и, приподняв грудку, посмотреть вперед. Яркий предмет обязательно привлечет его внимание и заставит некоторое время побыть в этом положении, рассматривая лежащие перед ним предметы;
  • Для развития моторики мелких мышц можно поиграть с ребенком в «сороку-белобоку». Перебирая и массируя каждый пальчик, необходимо проговаривать текст стишка.

Продолжительность развивающих занятий с малышом не должна превышать двадцати минут. Разговаривать с ним надо ласково, эмоционально, часто меняя интонацию, читать детские стихи, петь простые песенки. Услышав, как малыш «гулит», призывая маму к общению, необходимо обязательно откликаться на его призыв. В противном случае «гуление» вскоре прекратится, что неизбежно приведет к задержке речевого и нарушению эмоционального развития.

Гимнастика и массаж

Купание

Купая двухмесячного малыша, необходимо соблюдать ряд простых правил:

  • Использование специальных моющих средств разрешено не более одного раза в неделю;
  • Для ежедневного купания крохи используют обычную чистую воду;
  • При наличии у малыша потнички или опрелостей можно добавлять в ванночку настои ромашки и череды;
  • Оптимальная температура воды для купания младенца составляет тридцать семь градусов;
  • Совсем не обязательно купать кроху перед отправлением на ночной покой. Если малыш протестует и капризничает, можно сделать это в дневные или утренние часы, когда он будет бодрствовать.

Уход за двухмесячным крохой – нелегкое и очень ответственное дело. Если заботливая и любящая мама будет неуклонно придерживаться одного и того же распорядка дня, в будущем она сможет оградить семью от проблем, с которыми сталкиваются родители малышей, воспитываемых без всякой системы. Чем раньше малыш привыкнет к порядку – тем легче он адаптируется к условиям окружающего мира.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: и читаем о

Видео: что такое режим для ребенка?

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В возрасте 2 лет ребёнок имеет свои предпочтения и вкусы. Это уже совсем не беспомощный малыш, которого родители видели ещё год назад. Он вырос и многому научился. Детские психологи отмечают, что это время возрастного кризиса, из которого кроха выйдет более повзрослевшим и эмоционально устоявшимся. Маме и папе важно постоянно оценивать его текущее состояние, вовремя приходить на помощь и создавать условия, которые будут максимально способствовать полноценному и всестороннему развитию. Распорядок дня - одно из них. Сколько должен спать двухлетний малыш? Как правильно организовать часы его бодрствования и график питания?

Сон ребёнка в 2 года

Во время сна ребёнок восстанавливает не только физические, но и психологические силы, справляется с эмоциями, которых так много у маленького исследователя. Достаточное количество отдыха - это одно из главнейших условий своевременного развития малыша. Есть педиатрические нормы, по которым в этом возрасте карапуз должен спать 12–13 часов в сутки. Из них 10–11 часов приходится на ночной сон и 1,5–2,5 - на дневной .

Изучая нормы, родителям важно помнить о том, что все дети разные. Одни восстанавливают силы быстрее, другим на это нужно больше времени. Продолжительность сна может зависеть от активности ребёнка, его эмоционального состояния, насыщенности часов бодрствования. Если отклонение от приведённых выше цифр находится в пределах 1–1,5 часов, нужно принять это как физиологическую особенность.

Критерием достаточного времени отдыха является хорошее самочувствие малыша, его жизнерадостность и желание играть. Если сна не хватает, это обязательно проявится через несколько дней или недель.

Если ребёнок здоров и его ничто не беспокоит, то ночной сон не должен прерываться. Если всё же малыш просыпается по ночам, причиной этому могут быть неправильно созданные условия для отдыха.

По мнению известного украинского педиатра Комаровского Е. О., самой частой ошибкой является слишком высокая температура и низкий уровень влажности в комнате, где спит кроха. Когда в помещении жарко и сухо, у него пересыхают слизистые оболочки носа и рта, и он просыпается попросту от жажды. Если вовремя не создать оптимальные условия, то желание пить ночью превращается в рефлекс.

Главное, применительно к детской комнате, - ответ на вопрос «чем дышать?». Нет ничего более вредного для ребёнка, особенно первых месяцев жизни, чем сухой и тёплый воздух:
- оптимальная температура - 18–20 °С;
- лучше 16 °С, чем 22 °С;
- лучше лишняя распашонка, чем наимоднейший обогреватель;
- в детской комнате нежелательны никакие накопители пыли - ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке.

Педиатр Е. О. Комаровский

http://articles.komarovskiy.net/son.html

Большинство педиатров сходятся на том, что улучшить ночной сон поможет выполнение следующих рекомендаций:

  • создание спокойной обстановки в семье;
  • планирование активных мероприятий в первой половине дня, если ребёнок очень эмоционален;
  • соблюдение режима и укладывание малыша спать в одни и те же часы;
  • проведение большого количества времени на свежем воздухе.

Что делать, если кроха отказался от дневного сна?

Возраст двух лет является переломным. Это проявляется буквально во всём: малыш начинает капризничать, пытаться противостоять воле родителей, драться. Иногда он вовсе отказывается от дневного сна. Этому может быть несколько причин.

Если ребёнок не хочет ложиться спать вечером

Кроха может не хотеть идти в кровать вечером по разным причинам. Американский психолог Алан Фромм их классифицировал.

  1. Укладывание в постель воспринимается как расставание с любимым занятием или родителями.
  2. Ребёнок видит, что взрослые ещё не ложатся и недоумевает, почему так происходит.
  3. У малыша попросту не было возможности устать.
  4. Имеет место страх темноты.
  5. Отказ от сна - попытка манипулирования взрослыми.

Для того чтобы вовремя переключить внимание ребёнка и не допустить перевозбуждения перед отдыхом, маме и папе нужно научиться замечать первые признаки усталости. Среди них:

  • беспричинный плач;
  • зевота;
  • сосание пальца или игрушки;
  • замедленные движения;
  • агрессивные действия;
  • чрезмерная активность.

Как только некоторые из этих моментов начинают проявляться, самое время настроить кроху на сонный лад. Можно лечь рядом с малышом и почитать ему книгу, погладить головку или сделать массаж спины. Ребёнку будет приятно самостоятельно выбрать пижаму, сказку или игрушку, с которой он пойдёт в постель.

Многие родители ещё с более раннего возраста заводят определённый вечерний ритуал - действия, повторяющиеся каждый день в одной и той же последовательности. Это может быть тихая игра, собирание игрушек, колыбельная, пожелание спокойной ночи всем домашним, разглядывание в окно тёмной улицы с рассказом о том, что все деревья и собачки уже спят.

Если, несмотря на все старания, малыш упорно не засыпает в установленное время, можно немного изменить режим: сделать подъём более ранним и наполнить время бодрствования бо́льшим количеством активных игр.

Чем заняться с двухлетним карапузом во время бодрствования?

В двухлетнем возрасте основным занятием для ребёнка становится изучение окружающего мира. Это наблюдение за природой, участие в домашних делах, слушание сказок, рассматривание картинок, складывание пазлов, собирание конструктора и многое-многое другое, на чём взрослые могут даже не заострять внимание. Важно постоянно разговаривать с крохой и всё ему объяснять, поддерживать и стимулировать его любознательность. Наблюдая за тем, что интересно малышу, можно добавлять тематические игрушки и пособия, и наоборот, откладывать те, которые вызывают неприятные эмоции.

Важное место в жизни ребёнка занимают прогулки. Свежий воздух очень полезен для физического состояния. А разнообразить гуляние можно посещением детских площадок, рисованием мелками, собиранием цветов, листьев, каштанов, желудей, камешков.

Важным правилом некоторые врачи считают то, что при плохой погоде длительность нахождения на свежем воздухе следует сократить, но не отменять прогулку вовсе.

Выходить на улицу первый раз лучше перед обедом - кроха нагуляет хороший аппетит и сон, а во второй - незадолго до ночного отдыха. Эту прогулку можно сделать менее активной, чтобы перед укладыванием в постель нервная система успокоилась и не было эмоционального напряжения.

Все процессы, которые возбуждают ребёнка, такие как активные игры, развивающие занятия или плавание в бассейне, лучше проводить утром. Во-первых, карапуз ещё не устал за день, а во-вторых, до ночного сна эмоциональное равновесие успеет нормализоваться. А вот время купания зависит от того, какой эффект оно оказывает на малыша. Большинство детей эта процедура успокаивает, поэтому является частью ритуала перед уходом на отдых вечером. Но иногда она действует наоборот: ребёнок активно играет в ванной и сильно возбуждается. Таких деток можно купать после дневного сна.

Режим питания в 2 года

Сколько раз должен есть ребёнок в 2 года? Некоторые врачи считают, что четырёхразового питания достаточно: завтрак, обед, полдник и ужин. Другие рекомендуют добавлять к этим приёмам пищи ещё и второй завтрак. Ориентир должен быть таким: если кроха с аппетитом кушает в обед, то второй завтрак не помешает.

Начиная примерно с двух лет для детей характерна бо́льшая избирательность в вопросах еды: формируются пищевые пристрастия, любимые продукты могут перейти в разряд ненавистных, а меню составляется только из определённого набора блюд. Если малыш активен и весел, ему хватает энергии, такая ситуация не должна вызывать опасений. Но если есть какие-то тревожные звоночки или спорные моменты, лучше обсудить это с врачом. Педиатры говорят, что такое отношение к пище - явление временное, и если не заострять на этом много внимания и не заставлять ребёнка силой есть «нужные» для родителей продукты, это проходит.

Привить правильные пищевые привычки поможет несколько хитростей:

  • выбирайте продукты в магазине вместе с ребёнком;
  • позволяйте малышу «помочь» вам приготовить еду: перемешать салат или добавить в него нужные ингредиенты;
  • предоставляйте крохе «выбор без выбора»: вместо вопроса «Будешь ли ты есть кабачок?» спросите «Ты будешь кабачок или брокколи?»;
  • красиво оформляйте блюда, ведь интереснее съесть, например, грибочек из яйца, чем просто яйцо;
  • исключайте небольшие перекусы яблоком, печеньем, соком, йогуртом и т. д. между основными приёмами пищи.

В ежедневный рацион ребёнка нужно включать мясо, фрукты, овощи, крупы, молочные продукты. Оптимальным считается такое соотношение: на каждые 4 грамма углеводов должно приходиться по 1 грамму белков и жиров.

  1. Углеводы - каши, овощи, фрукты, хлеб.
  2. Белки - мясо (в том числе птица и субпродукты), молочные продукты, рыба, яйца.
  3. Жиры - сливочное и растительное масла, жир из продуктов животного происхождения.

Придерживаться таких рекомендаций важно, но без фанатизма. Нужно помнить, что малыш примерно в 2 года вступает в первый возрастной кризис. Он начинает осознавать себя как личность и проверять границы своих возможностей. Поэтому «Не хочу!» и «Не буду!» большинство родителей слышит очень часто. Важно отвлекать ребёнка от таких проявлений «взрослости», мягко настаивая на своём, ведь соблюдать режим питания очень важно. Во-первых, это позволяет крохе проголодаться к нужному времени. А во-вторых, от графика кормления зависит основной режим дня и такая важная его составляющая, как дневной сон.

Примерный распорядок дня для двухлетнего ребёнка

Распорядок дня двухлетнего малыша заметно отличается от более раннего возраста. Увеличивается время бодрствования: примерно 5,5 часов между ночным и дневным снами, около 6 часов после дневного отдыха до ночного укладывания. Если родители планируют в скором времени отдавать ребёнка в детский сад, то есть смысл составлять режим таким образом, чтобы малышу было легче адаптироваться к новому ритму.

За месяц-два до начала посещения детского сада узнайте как организован день в дошкольном учебном заведении и постепенно адаптируйте дневной распорядок под него.

Если родители разделяют мнение некоторых современных психологов и не собираются отдавать малыша в детский сад рано, режим можно немного сместить так, как это будет удобно со «взрослой» точки зрения. Главное, соблюдать основные составляющие: время сна и бодрствования, прогулки.

Примерный распорядок дня ребёнка в зависимости от посещения детского сада - таблица

Если ребёнок посещает детский сад Если ребёнок не посещает детский сад Распорядок дня
7:30–8:00 8:30–9:00 Подъём, умывание
8:00–8:30 9:00 Завтрак
8:30–11:00 9:30–12:00 Активные игры, развивающие занятия, прогулка на улице
11:00–12:00 12:00–13:30 Спокойные игры, чтение книг
12:00 13:30 Обед
12:30–15:00 14:00–16:00 Дневной сон
15:30 16:30–17:00 Полдник
16:00–19:30 17:00–21:00 Игры, прогулка на улице
19:30 21:00 Ужин
20:00–21:00 21:30–22:00 Купание, ритуал перед сном
21:00 22:00 Сон

Как помочь малышу научиться соблюдать распорядок дня

В первую очередь режим предполагает подъём и отход ко сну в одно и то же время. Ложиться спать вечером нужно не позже 22 часов - это позволит полностью восстановиться, что имеет важное значение для нервной системы. Активные игры помогут ребёнку выплеснуть энергию, а недолгие развивающие занятия начнут понемногу готовить кроху к умственным нагрузкам. Сильно влияют на качество отдыха прогулки на свежем воздухе, поэтому нужно стараться выходить на улицу даже в не очень хорошую погоду.

При составлении режима дня нужно обязательно учитывать темперамент малыша. У более активных детей период бодрствования может длиться меньше, чем у спокойных. Если при корректировке времени отхода ко сну родителям приходится будить ребёнка, делать это нужно аккуратно, учитывая фазы сна.

Учёные выделяют две основные фазы сна: медленную и быструю. Первая - это плавный переход от засыпания к глубокому сну, в котором малыш не проснётся, даже если взять его на руки. А во второй карапуз активен - глазные яблоки двигаются, ручки и ножки могут подёргиваться, пульс и дыхание нестабильны. Когда ребёнок находится в этой фазе, будить его нельзя - это слишком резкий скачок, из-за которого он может быть капризным и не выспавшимся.

Непосредственно перед ночным сном активные игры проводить не нужно. После вечерней прогулки можно уделить время чтению книг, рассматриванию картинок, рисованию или лепке. Важно следить за тем, достаточно ли в рационе малыша продуктов, богатых кальцием. Дело в том, что в это время идёт активный процесс роста костей, а у некоторых ещё и зубов. На это требуется много минерала, недостаток которого может проявляться в повышенной нервной возбудимости.

Во время установления режима обстановка в доме должна быть максимально спокойной: лучше какое-то время не приглашать гостей, а также избегать конфликтов. Если активные мероприятия неизбежны, следует планировать их в первой половине дня.

В результате правильно организованного режима дня иммунная система малыша становится менее восприимчивой, адаптация к новым условиям проходит легче, закладывается понятие самодисциплины.

Комаровский о режиме дня ребёнка - видео

В 2 года развитие ребёнка происходит ускоренными темпами. Он меняется практически каждый день. Это может сопровождаться перепадами настроения, сбоями сна, капризами. Родителям нужно запастись большим терпением и беззаветной любовью, и тогда малыш успешно преодолеет этот этап взросления.