Open
Close

Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление. Иоанно-предтеченский монастырь Иоанна предтечи монастырь

В Москве, на Ивановской горе, расположилась Иоанно-Предтеченская женская обитель - один из древних монастырей столицы. И хотя история монастыря много старше, чем сами здания, входящие в монастырский комплекс и восстановленные в разные времена, сегодня молва о чудесах, происходящих по молитвам прихожан, идет по всей России, что и привлекает в эти места паломников.

История становления обители

Иоанно-Предтеченская обитель сегодня практически полностью восстановлена и внешний ее вид архитекторы и реставраторы постарались максимально приблизить к тому, какой она была в древности.

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, Москва

За время существования женского монастыря на Солянке - улице, что огибает Ивановскую гору, многие беды и напасти обрушивались и на служителей, и на святые стены, но и через такие поистине страшные годы монастырь прошел, выстоял, ведь неслучайно он носит имя Иоанна Предтечи - первого пророка, предсказавшего рождение Спасителя и крестившего Иисуса Христа.

Строительство

Предтеченский женский монастырь - одно из древнейших архитектурных сооружений Москвы, с ним очень тесно связана история этого города, хотя достоверных источников относительно того, в какое время была возведена обитель, до сих пор не найдено. Историки при установлении даты появления монастыря опираются на летопись 1415 года, где впервые упоминается обитель.

Интересно! Первоначально Иоанно-Предтеченская обитель была мужской и лишь в 30-х годах XVI века, после перенесения ее в другое место произошло посвящение ее посвящение в женскую.

Монастырь был часто посещаем царями, особенно в день памяти Иоанна Предтечи и на Пасху Господню. Стоит заметить, что в это время, благодаря помощи царей и власть имущих, монастырская территория разрасталась, но волею судьбы, также часто обитель разрушалась.

При Петре I в архитектуре монастыря, равно как и в его жизненном укладе произошли значительные изменения. Именно в то время все деревянные монашьи кельи были заменены на каменные, также изменения коснулись и самих монахинь - отныне основной их состав являли представители купеческой и духовной среды Москвы.

Архитектура Иоанно-Предтеченского монастыря

Характерно, что благодаря материальной поддержке перечисленных выше чинов, монастырь удалось восстановить даже после того, как сегодняшняя столица нашей страны была сожжена.

Один из самых тяжелых периодов существования монастыря - советские годы, когда священнослужители подвергались гонениям и жестоким преследованиям со стороны государства. Советская власть приняла решение разместить в зданиях монастыря концентрационные лагеря, поэтому Иоанно-Предтеченский монастырь был одним из первых закрыт в Москве.

Все имущество служителей и вся церковная утварь были конфискованы, кроме того, был закрыт даже лазарет, находившийся на монастырской территории. Служители монастыря и монахини в большинстве своем подверглись аресту за антисоветскую агитацию и были сосланы в Казахстан. К началу 80-х годов, таким образом, вся территория обители была занята муниципалитетом.

Довольно большая часть территории была отдана МВД, вместе с баней и бассейном. Кроме того, здесь находились государственный архив, типография и тир.

Роспись собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи

В годы, когда произошел развал СССР, территория Иоанно-Предтеченской женской обители, наконец, стала возвращаться к своему первоначальному назначению. По мере восстановления основных строений архитектурного монастырского комплекса жизнь в обители вернулась в свое русло, и сюда вновь вернулись как служители, так и прихожане.

Описание

Иоанно-Предтеченский женский монастырь расположился в самом центре Москвы. Внешний вид монастыря сегодня, конечно, отличается от того, каким он был создан в XVI веке, однако, частично восстановленный по первозданному образцу архитектурный комплекс все же может дать представление о том, какой была обитель в царское время.

Центр монастыря представлен главным его собором с удивительным, огромным граненым куполом. Вся прилегающая к женской обители территория ограждена старинной стеной из камня. У главных ворот расположены две колокольни, на территории нашел свое место также и хоспис с небольшой церковью. Стоит заметить, что совершенно все сооружения соединены между собой галереями и аркадами.

К сожалению, часть территории с трапезным корпусом, расположившаяся в северо-западной части монастыря, все еще является собственностью МВД и по недосмотру за состоянием строений приходит в плохое состояние.

Интерьер собора в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Деятельность прихода

Начиная с 2008 года, в обители действует музей монастыря, в котором хранится закладной камень самой первой постройки, найденный в процессе восстановления обители. Также при монастыре открыты мастерские - швейная, иконописная и реставрационная. С недавнего времени в обители открыты курсы для женщин, желающих принять монашество, на которых они изучают Священное Писание, житийную литературу, историю монашества, церковное искусство и другие области знаний.

Имеется у монастыря и богадельня, или Дом престарелых, а в одном из подмосковных сел создано большое монастырское подворье.

Богослужение в монастыре

Сегодня, как и в первые годы существования монастыря, богослужения в монастыре проходят ежедневно в двух храмах:

  • церкви Усекновения главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господа Иоанна;
  • домовом храме Преподобной Елизаветы Чудотворицы.

Богослужение в Иоанно-Предтеченском монастыре г. Москвы

Каждодневная утренняя литургия начинается в 7.30, а в праздничные дни - в 7.30 проходит исповедь, а после, в 8.30 - богослужение. Вечерняя служба по будним и выходным дням совершается в 17.00.

Кроме того, по понедельникам в 17.00 проходит Молебен Иоанну Предтече.

Святыни и престольные праздники

Как уже говорилось, множество чудес сопровождают жизнь обители и это, конечно, отчасти благодаря тем святыням, которые бережно хранятся в монастырских стенах. Помимо редких чудотворных икон, в обители хранятся части святых мощей Иоанна Предтечи, апостола Матфея, святого Николая Чудотворца и некоторых других святых.

Один из главных престольных праздников отмечается ежегодно 11 сентября - в день, когда была усечена голова Пророка и Предтечи, Крестителя Господа - Иоанна.

Также торжественные богослужения проходят по праздникам.

Как добраться

Иоанно-Предтеченский монастырь отыскать в Москве просто. Находится он по адресу Малый Ивановский переулок, д. 2. От станции метро «Китай-город» это примерно 5-10 минут пешего хода.

Фильм об Иоанно-Предтеченском женском монастыре

Вконтакте

Основан в XV веке.

История

В начале XV века на местности к северу от современной Солянки возникла великокняжеская усадьба с Владимирской церковью (угол современных Хохловского, Старосадского и Малого Ивановского переулков). В завещании Василия I (1423) это место именовалось «новый двор за городом у св. Владимира». К концу XV века усадьба запустела, а непосредственно к югу от Владимирской церкви был учреждён женский Ивановский монастырь.

N. A. Naidenov , Public Domain

В Ивановском монастыре были похоронены пользующиеся влиянием среди монашествующих основатели секты «хлыстов» - Иван Суслов и Прокопий Лупкин. Однако, по сенатскому указу 1739 года трупы их были вырыты и выброшены за город в поле (по другим данным - сожжены).

XIX век

В 1812 году монастырь оказался в центре и выгорел дотла. После пожара был упразднён и долгое время не восстанавливался; были лишь восстановлены древний собор и корпус келий по западной границе участка. Был заново отстроен в 1860–1879 годах, с использованием подклетов старых зданий, в стиле нео-ренессанс по проекту московского зодчего (1801–1885), став вершиной творчества архитектора.


Krassotkin , CC0 1.0

Крупный капитал в 600 тысяч рублей на возрождение в Москве Ивановского монастыря завещала подполковница Елизавета Алексеевна Мазурина, по мужу Макарова-Зубачёва (дочь Алексея Алексеевича Мазурина, московского городского головы в 1828–1831). 31 марта 1858 года Елизавета Алексеевна умерла и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Погребение её тела совершал митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов) (1783–1867), а душеприказчицей и устроительницей монастыря стала невестка, жена её покойного брата Николая Алексеевича - Мария Александровна Мазурина (ум. 21 октября 1878). Благодаря её трудам Москва получила уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.


Lodo27 , GNU 1.2

Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединён с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.

В 1918 монастырь был закрыт; на его территории с августа 1919 располагался Ивановский концентрационный лагерь, один из 12 московских городских концлагерей, позже преобразованный в лагерь особого назначения. С 1923 именовался лагерем принудительных работ; с 1927 - «экспериментально-пенитенциарное отделение государственного института по изучению преступности и преступника». В 1930 Ивановский лагерь вошел в состав 1-го отделения 7-й фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.

43 монахини и послушницы переселились на подмосковный хутор, но в 1929 хозяйство было национализировано, а общину обложили непосильным налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года община жила случайными заработками и милостыней, а в 1931 власти решили «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки». В начале мая их в числе 31 человека лишили избирательных прав, 20 мая заключили в Бутырскую тюрьму. Постановлением тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской области все они были отправлены по этапу в Казахстан.

Возобновление монастыря

В 2002 году монастырь был возобновлён как ставропигиальный. Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России. В подмосковном селе Остров в бывшей дворянской усадьбе строится богадельня - подворье Иоанно-Предтеченского монастыря.


Николай Аввакумов , GNU 1.2

В 2012 году в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включённые в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Первые два года обучения были, в основном, посвящены изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, параллельно сестры достаточно подробно изучали катехизис, историю Церкви, богослужения и церковного искусства. Третий год обучения дал возможность углубиться в изучение трудов святых Отцов Церкви и познакомиться с монашеской жизнью Востока и Запада. Четвертый год отведён для лекций по восточной и латинской агиографии, где изучаются жития святых по древним текстам, а также для занятий по патрологии и истории развития монашества на Востоке.

Один из древнейших в столице — Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский ставропигиальный монастырь. Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель, – пророк, предсказавший пришествие Христа и крестивший Его в водах реки Иордан. Обитель дала название и самой местности – , ныне – одному из самых живописных исторических районов города. Этот же монастырь на протяжении веков известен как тюрьма для государственных преступников.

Главный собор монастыря — храм Усекновения главы Иоанна Предтечи – обладает очень необычной для православных церквей архитектурой. Он был построен в XIX веке по образцу итальянских базилик, в частности, флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Обитель царей и преступников

Монастырь расположен в самом центре Москвы , неподалеку от . Здесь он находится с 30-х гг. XVI в., когда у велик ого князя Василия III родился долгожданный наследник – Иоанн, будущий великий правитель России Иван IV (Грозный). До этого Иоанно-Предтеченский монастырь стоял на противоположном берегу Москвы-реки и был изначально мужским. На новом месте по решению князя он стал женским, сохранив старое посвящение. В XVI-XVII вв. монастырь был местом царских богомолий и содержался за государев счет.

В XVIII веке на территории монастыря появилась тюрьма, в которую стали заключать опасных государственных преступников. Одна из них – Дарья Николаевна Салтыкова (известная в народе «Салтычиха») ‒ была отправлена в монастырскую тюрьму за убийство своих крепостных. Ее посадили в подземную келью, «чтоб она ни откуда в ней свету не имела». Пищу ей подавали со свечой, которую гасили, когда она заканчивала есть. В монастыре Дарья Николаева (дворянскую фамилию «Салтыкова» у нее отняли на суде) провела более 30 лет. Другая знаменитая насельница монастыря – монахиня Досифея, «русская железная маска», дочь императрицы Елизаветы Петровны от брака с Алексеем Разумовским. По указу императрицы Екатерины II, опасавшейся других претендентов на престол, девушку отправили в Ивановский монастырь, где та жила затворницей до своей смерти в 1810 г.

В ходе захвата Москвы в 1812 г. монастырь горел, однако главный Иоанно-Предтеченский храм не пострадал. Тем не менее, в середине XIX в. старый храм разобрали и возвели на его месте новый – по проекту известного московского архитектора М. Быковского. Новый храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен по образцу итальянских базилик, в частности, флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, из-за чего его и сегодня называют «Московской Флоренцией». Однако в архитектуре Иоанно-Предтеченского собора присутствуют и русские черты – прежде всего, это небольшая луковичная главка, венчающая граненый купол храма.

Крах и возрождение

В XX веке для монастыря наступили тяжелые времена. Он был закрыт в 1918 г. – одним из первых в Москве. В нем разместилс я «классовых врагов Советской республики»: дворяне и священники сидели там вместе с уголовниками, спекулянтами и шпионами. Имущество монастыря перешло государству, а верующим оставили только два храма. В 1927 г. в уже бывшем монастыре разместилось экспериментальное отделение института по изучению преступности и преступника. В том же году верующих из монастыря выгнали, а в 1931 г. все монахини и послушницы бывшего Ивановского монастыря были арестованы.

Позднее в зданиях монастыря размещались учреждения МВД, областной архив, службы теплосети. По окончании эпохи СССР Иоанно-Предтеченский собор вернули верующим, в 2000 г. монастырь был возобновлен. С этого времени идет реставрация монастырских зданий. При монастыре работает трапезная, где можно подкрепиться вкусной монастырской кашей, а также пирожками и булочками из монастырской пекарни.

2016-2019 moscovery.com

Ивановский монастырь, 2 класса, общежительный, в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан великим князем Иоанном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI веке. В 1812 году был разорен; в 1859 году восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона святителя Иоанны Предтечи. При монастыре иконописная школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Основан в XV веке. Считается одним из древнейших монастырей Москвы. Первоначально существовал как мужской и находился в Замоскворечье. Перенесён на Кулишки в середине XVI века. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения - Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Перестроен в 1859-1879 гг. по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского (1801-1885гг). В монастыре действовал строгий монастырский Устав. В 1927 году монастырь закрывают. Его территорию занимали различные организации: НКВД-МВД, ЦГАМО, швейная фабрика имени Советской Армии. Монастырь возвращён РПЦ в 1992 году.



Первое известие о московском Ивановском монастыре содержится в летописях 1415 года. Однако тогда монастырь существовал в другом месте — в Черниговском переулке, где и сейчас стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. На Кулишках же монастырь существовал уже в начале XVI века. Монастырь был весьма почитаем царями и царицами — здесь молились и царь Иоанн Васильевич, и Михаил Федорович Романов, и царица Евдокия Лукьяновна. Монастырь расстраивался на государственные средства и получал богатые дары и поддержку со стороны государей. Помимо царской заботы, монастырь был и родовой обителью многих известных московских семейств — вкладчиками были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие.

Одной из интересных страниц истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, бывшей, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны, которая вела в монастыре затворнический образ жизни, а высота ее духовной жизни была хорошо известна в Москве. Одним из наставленных ей на путь монашества был Тимофей Путилов, который впоследствии был пострижен в монашество с именем Моисей и ставший известным оптинским старцем и архимандритом. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XIX века, и связан он был с именем святителя Филарета, митрополита Московского, поддержавшего восстановление монастыря по общежительному уставу. Однако в силу разных причин строительство монастырского комплекса было завершено только в 1879 году.

Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века.

По материалам книги "Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории." М. 2005

В начале 17 века Астрахань уже была одним из крупных городов русского государства, население которого постоянно росло за счет прилива переселенцев из Центральной России и притока иноземцев. К концу 17 века Астрахань состояла из трех укрепленных районов: Кремля, Белого и Земляного городов. Земляной город представлял собой ряд слобод, расположенных по южному берегу реки Кутума и берегам реки Криуши, защищенных деревянно-земляными укреплениями. За пределами Земляного города к югу от впадавшей Кутум речки Луковки и был основан наш монастырь. Стоял он на небольшом пригорке урочища Красный бугор. Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, когда его строитель старец Александр и братия обратились к митрополиту с просьбой разрешить им построить каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Из этого можно сделать вывод, что сам монастырь уже существовал в то время, то есть был основан несколько раньше.

Однако это строительство затянулось на девять лет из-за разразившейся летом 1692 года эпидемии чумы. После её окончания из всей монастырской братии в живых остались только два иеромонаха, остальные все скончались, в том числе и старец Александр.

В 1697 году строительство было завершено. Вместе с храмом была построена двухъярусная монастырская колокольня над святыми вратами при западном входе в обитель. Всё пространство монастыря, имеющее форму квадрата, было обнесено первоначально деревянными стенами, а по всем четырём углам были установлены небольшие башенки. Рядом с храмом были построены деревянные настоятельские и братские кельи.

Весной 1706 года, когда Астрахань была захвачена мятежными стрельцами, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметьевым. В монастырских стенах делались бойницы для отражения неприятеля. Когда фельдмаршал 12 марта прибыл в обитель, мятежники открыли стрельбу и пошли на штурм монастыря. Но царские войска отбили штурм.

В 20-х годах XVIII столетия между преемником митрополита Сампсона, епископом Иоакимом и астраханским губернатором Волынским, покровительствовавшим католикам-капуцинам, возник конфликт. Волынский добился перевода епископа из Астрахани и начал преследовать его сторонников. Настоятель монастыря архимандрит Иоасаф был схвачен и заключён в темницу, где Волынский под пытками вымогал у него казну и ценности монастыря. Настоятелю удалось спастись бегством. В 1723 году, пытаясь скрыть следы своих бесчинств, Волынский добился закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря и учреждения в его стенах гарнизонного госпиталя. В обители не осталось ни одного монаха, однако богослужения не прекратились: их совершал белый священник. Сначала к нему на помощь присылали двух иеромонахов из Спасского монастыря, а потом прислали и второго белого священника.

Все это продолжалось до 1727 года, когда после настойчивых требований астраханского епископа Варлаама (Леницкого) монастырь был возвращён в епархиальное ведомство.

При новом настоятеле монастыря архимандрите Иларионе с 1727 по 1730 год были выстроены: каменная ограда и двухэтажный настоятельский корпус. В 1737 году при архимандрите Аркадии в первом ярусе монастырской колокольни был устроен храм в честь Святого Мученика Иоанна Воина.

В 1756 году при архимандрите Аароне стараниями надворного советника Фёдора Львовича Черкесова в монастыре была построена малая каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

В 1780 году каменную келейную церковь во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радосте», в которой едва помещалось 20 человек, перенесли и присоединили к Сретенской в виде придела, который был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1895 году вследствие сильного обветшания Сретенский и Рождество-Иоанно-Предтеченский храмы были разобраны, а на их месте заложен новый трёхпрестольный храм в честь Сретения Господня с приделами: правый - в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», а левый - в честь Святителя Тихона Задонского. В 1899 году было окончено его строительство, и 25 июля того же года храм был освящён Астраханским епископом Сергием (Серафимовым). Боковые приделы были освящёны не сразу, так как из-за несоблюдения некоторых технических требований они не были приняты строительной комиссией. Только 13 сентября 1909 года в день воспоминания освящения храма Воскресения в Иерусалиме был освящён правый придел Сретенского храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В следующем году, 13 августа, был освящён и левый придел в честь Святителя Тихона Задонского.

Вместе с разборкой двух древних храмов: Сретенского и Рождества Иоанно-Предтеченского в 1895 году в Иоанно-Предтеченском монастыре были перестроены все деревянные братские кельи, шедшие вдоль северной стороны. Вместо них были построены каменные кельи и примыкающая к ним братская трапеза, а также и другие монастырские службы: баня (в северо-восточном углу), погреба, кладовые (тянущиеся вдоль восточной стены), дом для монастырской прислуги (у южной стены) и располагавшиеся рядом каретная с конюшней. В 1895 году старый настоятельский дом был разобран, и выстроен новый каменный двухэтажный настоятельский дом. В его верхнем этаже помещались кельи для настоятеля, а в нижнем - церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства монастыря.

В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов и 5 послушников. В 1919 году сам монастырь был закрыт, однако храмы продолжали действовать до 1929 года. Закрытые Иоанно-Предтеченский монастырский собор и колокольня с церковью Иона Воина тут же были снесены. Третий из монастырских храмов в честь Сретения Господня был предоставлен местной обновленческой общине, но в начале тридцатых годов и его закрыли. В течение многих лет Сретенский храм использовался как складское помещение реализационной базой «Заготзерно». Сретенский храм был возвращен Православной Церкви в 1989 году и освящен в честь Усекновения Главы Святого Пророка Иоанна Предтечи. Сейчас он выполняет роль соборной монастырской церкви.

Современная история монастыря началась с 1992 года, когда настоятелем церкви стал отец Василий (Ценько). Первому настоятелю монастыря пришлось начинать почти с нуля. Сам храм был в ужасном опустошении. Отсутствовала элементарная инфраструктура монастыря, не хватало помощников.Сначала были поставлены купола из оцинкованного железа. Вокруг храма был залит бетон, построены новая колокольня, котельная, склады. В храме была произведена роспись стен. В 1993 году монастырь был готов к службе, в нем начала проводиться Литургия, и в храм потянулись люди.

Первоначально церковь существовала как приход, но благодаря усилиям отца Василия, 22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Следующие наместники отец Иосиф (Марьян) и отец Филипп (Трещев) занимались в основном благотворительной деятельностью, помогая малоимущим и голодающим. Устройство обители еще надлежало привести в крепкий вид. В это время в жизни монастыря произошло очень важное событие: на пожертвованные деньги был установлен центральный иконостас из резного дерева, который требовалось еще отделать и установить в нем иконы.

Восстановительные работы возобновились в начале 2001 года, когда наместником монастыря стал иеромонах Петр (Барбашов). Было построено временное ограждение территории монастыря, позволившее избавиться от любителей выпивки, облюбовавших многочисленные его строения и закутки. За два года была восстановлена вся инфраструктура монастыря: были построены новая баня, двухэтажный братский корпус, который разместил в своих стенах не только кельи для монахов и послушников, но и новую трапезную, столярку, гараж и лекционный зал. Новый каменный забор заменил временное ограждение территории монастыря. За 2004-2005 годы был произведен капитальный ремонт в двухэтажном игуменском корпусе и в одноэтажном братском корпусе. Эти здания были переданы монастырю в связи с приездом в Астрахань Святейшего Патриарха Алексия Второго в октябре 2002 года. В декабре 2006 года над храмом засияли золотые купола.

Братией монастыря регулярно проводятся миссионерские беседы с населением. Открыты курсы «Евангельские чтения». В СМИ публикуются статьи об истории и сегодняшнем дне монастыря, в ВУЗах и общественных организациях проводятся лекции. Братия монастыря посещает детские дома - интернаты, дом престарелых, нуждающихся и малоимущих. В монастыре есть православная библиотека, основная часть фондов которой - это книги, подаренные горожанами. Она открыта для всех желающих. При монастыре действует воскресная школа, насчитывающая около 200 детей, имеется хоровая студия. Братский хор монастыря «Скимен» стал лауреатом Всероссийского конкурса хорового пения.