Open
Close

Паллиативный уход за больными. Паллиативная помощь онкологическим больным: типы, методы и особенности оказания услуг. Формы предоставления паллиативной поддержки

Паллиативный уход – это способ улучшения качества жизни человека (и членов его семьи), который смертельно болен. Профилактика, устранение боли и прочих проблем разного характера. Ухаживание за людьми, живущими с ВИЧ/СПИД. Помощь – в снятии симптомов (кашель, одышка, диарея, тошнота, утомление, слабость, жар…). Помощь – в ведении каждодневной деятельности. Облегчение этой деятельности – по разным показателям. Иногда – обслуживание пациента, находящегося в бессознательном состоянии. В определенном смысле – прелюдия к эвтаназии.

Паллиативный ассортимент

Облегчает боль, и прочие тяжелые симптомы. Утверждает жизнь. Рассматривает смерть как нормальный фрагмент естественного процесса. Не ставит целью приблизить или отдалить смерть. Совмещает физические, психологические, и духовные моменты ухода. Способствует пациентам жить активно (если не от начала, то – до конца). Использует командный подход к удовлетворению потребностей пациентов и членов их семей (если это необходимо). Консультирование родственников – в момент утраты пациента.

Человеческие ресурсы

Осуществлять паллиативный уход может, практически, кто угодно. Но. Существуют определенные категории, которые обучаются этому, и умеют это делать профессионально. Медицинские работники . Медицинская и психологическая поддержка. Препараты, необходимые для облегчения и устранения страданий. Члены семьи, друзья, родственники (прошедшие соответствующее обучение). Обеспечение пациенту комфортных условий. Общение с периодически появляющимися медицинскими работниками (комплексный подход – медицинские работники + члены семьи больного + больной). Консультирование в момент утраты человека. Сиделки . Уход, психологическая поддержка пациента, и его родственников. Профессиональные знания и навыки (- психология, анатомия, физиология, заболевание, нюансы ухода за лежачими больными, диетология, массаж, танатология – учение о смерти…). Осуществляя уход за пациентом, сиделка (паллиативная сестра) делает:

  • приготовление пищи,
  • кормление,
  • туалетные процедуры (купание),
  • контроль за стулом и мочеиспусканием (активный вариант)Ю
  • стирка,
  • ведение дневника контроля состояния (питание, врачебные назначения …),
  • массаж,
  • профилактика, и лечение пролежней у больного
  • прогулка с больным,
  • выполнение рекомендаций врача,
  • общение с больными на различные темы;,
  • оказание моральной поддержки, и психологической помощи больному.

Существуют варианты работы сиделок (трехчасовой, суточный, ночной, дневной…). Но возможны также и индивидуально подобранные режимы. Словом, возможно многое. Главное – чтобы пациенту (в итоге медицинских действий, и паллиативного ухода) становилось легче и комфортнее. Просто лучше. А если при этом становится удобнее и тем, кто существует рядом с пациентом, значит, человек жил (и живет) – не зря.

Пациенты с выявленными неизлечимыми патологиями, которые сопровождаются сильнейшими болями, нуждаются в медикаментозной и психологической поддержке. Ее обеспечение предоставляет государство в виде паллиативной медицинской помощи, которая состоит из ряда мероприятий, повышающих качество жизни умирающих людей.

Специфика паллиатива

Разъяснения, что такое паллиативная медицинская помощь, дает всемирная организация здравоохранения. Паллиатив трактуется ей как комплексное использование мероприятий по повышению доступности необходимых для нормальной жизнедеятельности условий смертельно больных.

Оказание паллиатива предусматривает несколько направлений:

  • Медицинская терапия лекарственными препаратами для купирования болевого синдрома;
  • Оказание психологической поддержки пациентам и их близким родственникам;
  • Обеспечение больным их законного права жизни в социуме с соблюдением их законных интересов.

Психологическая и социальная поддержка является неотъемлемой частью оказания паллиатива. Она позволяет улучшить уровень жизни неизлечимо больных граждан.

В паллиатив входит длительный уход за пациентом, имеющим неизлечимые проблемы с физическим или психическим здоровьем. В России эту функцию чаще всего выполняют общественные и религиозные организации, волонтеры.

Медицинская поддержка предоставляется комплексно, с участием медиков, специализирующихся на профиле заболевания, и врачей других специальностей. При этом медикаментозные препараты используют исключительно для устранения симптоматики, в первую очередь, боли. Они не воздействуют на причину болезни и не имеют возможности ее устранить.

Сущность целей и задач

Термин «паллиативная помощь» – широкое понятие, которое в отличие от исключительно медицинского вмешательства обязательно содержит духовный компонент. Больному оказывают поддержку духовного, религиозного и социального плана, при необходимости помогая в уходе.

Задачи паллиативной помощи решаются в комплексе проводимых мероприятий. А подходы и методы поддержки классифицируются следующим образом:

  • Купирование или снижение болевого синдрома и иных неприятных проявлений смертельных недугов;
  • Проявление психологической поддержки через изменение отношения к предстоящей смерти;
  • Оказание религиозной помощи;
  • Предоставление психологической и социальной комплексной поддержки родным больного;
  • Применение комплекса действий, направленных на удовлетворение потребностей больного и его семьи;
  • Способствование повышению общего качества жизни человека;
  • Разработка новых методик терапии для облегчения проявлений болезни.

Следовательно, цель паллиатива направлена на облегчение симптоматики и оказание необходимой поддержки психологов и социальных работников для улучшения качества бытия больного.

Стандарты и важные моменты оказания паллиатива можно найти в Белой книге. Так называется документ, который был разработан Европейской ассоциацией паллиативной поддержки. В нем содержатся основные законодательные права пациента.

К ним относятся такие права:

  • Самостоятельно выбирать, где и каким образом получать квалифицированную помощь;
  • Принимать непосредственное участие в выборе средств и методов терапии;
  • Отказываться от медикаментозного лечения;
  • Знать свой диагноз и прогнозы по его лечению.

В целях улучшения качества паллиативной поддержки специалисты должны выполнять ряд правил:

  1. Уважительно относиться к личности пациента, его религиозному и социальному мировосприятию.
  2. Регулярно контактировать с пациентом и его семьей на этапе планирования и предоставления поддержки.
  3. Проводить регулярный мониторинг изменения состояния физического и психического здоровья человека.
  4. Обеспечить непрерывное общение. Этот момент важен в процессе преподнесения информации о состоянии здоровья и прогнозов на изменения качества жизни. Информация должна быть максимально достоверной, однако, излагая ее, нужно проявить максимум такта и гуманизма.
  5. Оказание паллиатива основывается на работе не только специалистов узкого профиля. В данном виде деятельности обязательно принимают участие профессионалы других специальностей: священники, психологи, социальные работники.

Запрещено использовать несогласованные с пациентом или его родственниками методы лечения или же изменять их без ведома больного.

Правила оказания паллиативной медпомощи в России

В 2012 году Минздрав России издал указ, в котором прописаны строгие регламентации о порядке оказания паллиативной медицинской помощи у нас в стране.

Исходя из этого документа, предоставление паллиативной медпомощи показано следующим категориям граждан:

  • Людям с прогрессирующими онкологическими патологиями;
  • Больным после перенесенного инсульта;
  • Людям с последней стадией СПИДа.

Поддержка малышам оказывается на уровне педиатрических отделений больниц и в специализированных детских хосписах.

К категории паллиативных пациентов относятся также люди с диагностированными хроническими заболеваниями, которые находятся в прогрессирующей форме. Еще одним показателем к назначению паллиативной поддержки является сильная и регулярная боль, которая мешает полноценной жизнедеятельности человека.

В документе описывается, как оказывается паллиативная помощь, какие этапы она предусматривает, начиная от выписки направлений в учреждение здравоохранения и заканчивая организацией хосписов.

Статистические данные Минздрава России свидетельствуют о том, что из всех больных с диагностированными онкологическими заболеваниями, 70 % составляют пожилые люди старше 60 лет.

Вопросы паллиативной поддержки могут решать все учреждения здравоохранения, имеющие законное право заниматься медицинской деятельностью.

В указе нет особых указаний по поводу категорий медицинских работников, которые оказывают необходимые услуги нуждающимся. Единственное требование, предъявляемое к медперсоналу, состоит в прохождении специального обучения.

Обратите внимание!

Паллиативная помощь, предоставляемая на государственном уровне, бесплатная!

Однако современная экономическая ситуация в стране не позволяет обеспечить полноценной поддержкой всех больных с онкологической патологией и другими тяжелыми недугами. На сегодняшний день в России создано всего 100 государственных учреждений и отделений данного типа, тогда как для обеспечения необходимой поддержки требуется открытие еще 500.

Особенно сложная обстановка в регионах, где из-за нехватки специализированной помощи, пациенты вынуждены оставаться со своими проблемами дома, находясь исключительно на попечении родственников.

К тому же в государственных клиниках уровень обслуживания больных еще достаточно низкий, что связано с незначительным финансированием и низкими заработными платами обслуживающего персонала. Часто не хватает необходимых медикаментозных препаратов, которые пациентам или их родственникам приходится приобретать за собственный счет.

По этим причинам в России все большую популярность приобретают частные, платные клиники, которые предоставляют весь спектр необходимых услуг при неизлечимых заболеваниях с целью улучшения качества жизни пациента.

Законодательством разрешается оказывать необходимую паллиативную поддержку как в специализированных, так и не предназначенных для этих целей клиниках. Главным условием выступает наличие специальных условий, необходимых медикаментов и обученного персонала медицинского, социального и психологического профиля.

Типы медицинских учреждений

Мы уже упоминали о том, что количество государственных узкопрофильных клиник данного типа в России крайне мало. Поэтому их «обязанности» выполняют обычные учреждения здравоохранения, которые в данном случае считаются неспециализированными клиниками.

К их числу относятся такие подразделения:

  • Службы ухода медсестер в районах;
  • Службы ухода медсестер в амбулаторных условиях;
  • Прием пациентов медиками узкого и широкого профиля;
  • Отделения больниц;
  • Пансионаты для престарелых больных.

Учитывая то, что медицинский персонал в неспециализированных клиниках не всегда прошел соответствующее профилю паллиатива обучение, необходимо наладить тесный контакт с профессионалами в этой сфере для получения необходимых консультаций.

В обязательном порядке смертельно больные пациенты должны обслуживаться вне очереди.

К подразделениям отделений паллиативной медицинской помощи относят специализированные клиники и отделения:

  • Отделения паллиативной поддержки стационарного типа;
  • Хосписы стационарного типа;
  • Группы паллиативной поддержки в неспециализированных больницах;
  • Бригады, оказывающие патронаж, посещая пациентов на дому;
  • Хосписы дневного типа;
  • Стационарное лечение на дому;
  • Специализированные клиники амбулаторного типа.

Различают следующие формы паллиатива, каждая из которых выполняет определенные функции.

  • Амбулаторная.

Пациент посещает кабинеты паллиативной медицинской помощи, которые являются одним из структурных элементов любой поликлиники.

Данные подразделения выполняют следующие функции:

  1. Предоставление поддержки пациентам амбулаторно, возможно в условиях дома (места проживания больного);
  2. Регулярное обследование и диагностика текущего состояния здоровья;
  3. Предоставление рецептов на средства психотропных веществ и их прекурсоров;
  4. Выдача направлений в учреждение здравоохранения, которое предоставляет помощь стационарно;
  5. Предоставление консультаций медицинских работников как узкой специальности, связанной с основным заболеванием, так других специалистов;
  6. Консультации медиков, которые не прошли специальное обучение паллиативной помощи;
  7. Предоставление психологической и социальной поддержки пациентам;
  8. Обучение членов семьи пациента правилам ухода за смертельно больным человеком;
  9. Систематическая разработка форм и методов для улучшения качества жизни больных, организация разъяснительных мероприятий;
  10. Предоставление другой функциональной поддержки, предусмотренной законодательными документами Российской федерации.
  • Дневной стационар.

Поддержка паллиативным больным заключается в наблюдении за течением болезни заболевания и лечении его в дневное время. Предоставляется в больницах, поликлиниках или в специализированных учреждениях.

Выполняет те же функции, что и кабинет паллиативной помощи, однако включает в себя проведение необходимых поддерживающих процедур пациентам, которые были выписаны из стационара.

  • Стационар.

Обеспечивается наблюдение за больным круглые сутки. После соответствующего лечения больной направляется в организацию, занимающуюся амбулаторной поддержкой паллиативных пациентов.

Формы предоставления паллиативной поддержки

Принципы оказания паллиатива взрослому населению предусматривают несколько форм поддержки.

  • Хосписная помощь.

Цель – постоянная забота о жизни пациента во всех ее проявлениях: социальной, психологической и телесной.

Работники хосписа решают все необходимые задачи паллиатива, начиная от купирования боли и заканчивая поиском места пребывания и проживания пациента.

Попадают в эти учреждения пациенты по направлению от лечащего врача.

  • Помощь в завершении жизни.

Данным термином обозначают поддержку пациентам, жизнь которых может оборваться в любую минуту. При этом летальный исход, по мнению врачей, неизбежен. В данном случае необходимая поддержка оказывается в последние дни перед кончиной в домашних условиях и в клиниках.

  • Терминальная помощь.

Предусматривает поддержку пациентам и их семьям в последние часы жизни больных.

  • Поддержка выходного дня.

Данный вид помощи предоставляется родственникам пациента, чтобы дать им время отдохнуть от ухода за неизлечимым больным.

29359 25.10.2006

Делать добро очень трудно. Это похоже на хождение по канату. Нужно быть осторожным, бдительным, соблюдать равновесие, внимание, терпение. Если переусердствовать при совершении добрых дел, то можно обратить любое самое благое начинание во вред. «Благими намерениями выстлана дорога в ад»

Цель помощи: любовь ко всякой душе скорбящей и озлобленной

«Нужно в свое сердце взять больного человека и стоять с ним перед Богом».
«…когда человек стреляет из лука, он никогда не попадет в мишень, если стрела одновременно не пробьет его сердце. Если то, что ты говоришь тебя не пробивает,
то, конечно, оно ни до кого не дойдет».

Митрополит Антоний Сурожский

Введение
Современная медицина более 15 лет назад вернулась к понятию паллиативная помощь.
Паллиативная помощь является частью общественного здравоохранения, поэтому оказанием этой помощи занимаются не только государственные лечебно-профилактические учреждения и социальные структуры, но также общественные и религиозные организации.

Согласно определению ВОЗ: «Паллиативная помощь – это деятельность, направленная на улучшение качества жизни больных со смертельным заболеванием и их близких путем предупреждения и облегчения страданий с помощью раннего выявления, тщательной оценки и устранения боли и других физических, психологических, социальных и духовных страданий».

Относительно облегчения страданий и ухода за больными с неизлечимыми заболеваниями Церковь имеет традиционный многовековой опыт не только пастырей, но и сердобольных вдов, хожалок за больными, сестер милосердия. Дореволюционные училища сестер милосердия давали выпускницам не только духовные основы, но и высокий профессионализм. Современные общины сестер милосердия унаследовали и возродили этот опыт. Сестры милосердия сегодня там, где радикальная медицина исчерпывает свои возможности, где необходим профессиональный, терпеливый, длительный, пожизненный уход. Такой опыт сестер милосердия, накопленный в области ухода за онкологическими больными, сегодня востребован при оказании помощи ВИЧ-инфицированным, имеющим тяжелые клинические проявления и нуждающимся в постоянном сестринском уходе. Экстраполяция навыков сестер по ведению онкологических больных на проблемы ВИЧ-положительных обоснованы тем, что 80% ВИЧ+ имеют общие проблемы и только 20% специфические медицинские, связанные с оппортунистическими заболеваниями.

Из практики оказания сестринской помощи больным с неподдающимися лечению заболеваниями, и среди них людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, следует, что паллиативная помощь — это непрерывное медицинское, психологическое, социальное и духовное поддерживающее пожизненное сопровождение.

Сопровождение больного и его семьи начинается с момента постановки диагноза и часто не заканчивается с окончанием его земной жизни, а переключается на его ближайшего родственника, перенесшего тяжелую утрату и нередко нуждающегося не только в психологической и духовной поддержке, но и в медицинской помощи.
Данные статистики

В РФ по данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом в 2006 официально зарегистрировано:

351 506 больных ВИЧ-инфекцией
1 187 умерших с диагнозом СПИД
9 418 умерших ВИЧ-инфицированных
443 живущих с диагнозом СПИД

Реальное количество ВИЧ-инфицированных составляет от 1 до 1,5 млн. человек.

С ростом числа людей, живущих с ВИЧ/СПИДом при отсутствии лечебных учреждений по уходу и хосписов для них, недостаточностью антиретровирусных препаратов прогнозируется увеличение числа больных в терминальной стадии, требующих поддерживающего паллиативного лечения и сестринского ухода на дому.

ВИЧ-инфекция протекает как сложный многоступенчатый процесс, зависящий от многих факторов, которые к тому же различны на разных ее стадиях. У половины ВИЧ-инфицированных больных при типичном течении ВИЧ-инфекции СПИД развивается через несколько лет от начала острой лихорадочной фазы, но уход становиться необходимым уже тогда, когда больной в следствии развития оппортунистических заболеваний частично утрачивает возможность самообслуживания и длительное время проводит в постели. При отсутствии хосписов, больниц и отделений по уходу за такими больными, они потребуют ухода на дому.

Наша задача создать условия для повышения качества жизни наших пациентов, подразумевая достижение христианского качества жизни согласно основам и ценностям веры во Христа.

Модель сестринского ухода православной патронажной службы
Реформа сестринского дела, происходящая в России начиная с 90-х годов, привела к качественному изменению профессионального и социального статуса сестринской профессии, возросла ответственность сестер и изменилось отношение самих сестер к своей профессии. Общепризнано, что при оказании помощи по уходу за больными сестринский персонал играет ключевую роль, что особенно видно при оказании помощи умирающим в паллиативной медицине и хосписном движении.

Медицинские сестры с высшим образованием возглавили отделения и службы сестринского ухода. Появились новые понятия сестринского дела:

Концепция сестринского дела,
модель сестринского ухода,
сестринский процесс,
сестринский диагноз.

Концепция сестринского дела – это основная идея сестринского дела.

Модель сестринского ухода — это реализация концепции сестринского дела, то есть образец по которому мы действуем.

Ядро каждой модели – различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.

Сестринский процесс — это метод организации и оказания сестринской помощи.

Сестринский диагноз – формулирование проблем пациента.

В практике Российского государственного здравоохранения при осуществлении сестринского процесса используется модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966). Она реализуется в соответствии с рекомендациями Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранении. Суть модели В. Хендерсон состоит в том, чтобы помочь человеку в удовлетворении его фундаментальных биологических, психологических и социальных потребностей при его непосредственном участии в планировании и осуществлении ухода.

В мировой сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода. Эти модели базируются на оценке основных жизненных потребностей человека, которых в разных моделях насчитывается от 10 и более. Во всех предложенных сестрам моделях жизненными потребностями человека считаются физиологические, психологические и социальные потребности:

1. Дышать
2. Есть
3. Пить.
4. Выделять
5. Спать, отдыхать
6. Быть чистым
7. Одеваться, раздеваться
8. Поддерживать температуру
9. Общаться
10. Быть здоровым
11. Избегать опасности
12. Иметь жизненные ценности
13. Потребность в самореализации

Духовные потребности намечены лишь в отдельных моделях и выражаются такими определениями как:

Иметь жизненные ценности
отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой (В.Хендерсон).

Нам, православным сестрам милосердия, для осуществления ухода за больным недостаточно перечисленных жизненных потребностей человека, так как по вере и опыту мы знаем, насколько важны духовные потребности, особенно для больных с пожизненными и пока еще неизлечимыми заболеваниями.

Еще мы знаем, что между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие.

«Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела » — учит нас врач-хирург Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Поэтому при планировании работы и ведении своего сестринского процесса мы учитываем всю совокупность жизненных потребностей нашего больного, а, главное стараемся принять его в свое сердце и стоять с ним перед Богом, по опыту зная, что прежде чем больного лечить надо его любить. В этом мы и видим основную идею сестринского дела.

Принимая методику ведения сестринского процесса Вирджинии Хендерсон как основу своей модели ухода, мы ставим на первое место потребность нашего пациента в том, чтобы его любили, а свою сестринскую цель ухода за ним видим не только в заботе о его физиологических и социальных потребностях, но и в попечении о его душе. Цель нашего сестринского дела – «любовь ко всякой душе скорбящей и озлобленной». А задача сестры – стяжать эту любовь, приобрести милостивое сердце, приобрести чувство сострадания.

Метод работы сестринской бригады

Патронаж осуществляется группой — старшая сестра и команда, бригада.

Наиболее эффективный метод работы – работа группой, в которую входят разные по профессиональному уровню члены команды: врач, медицинские сестры, младшие медицинские сестры, сестры по социальной работе, добровольцы, требная сестра, ухаживающие родственники, соседи. Сам пациент рассматривается как основной член команды, вокруг и с участием которого строится вся работа. Духовным центром команды является священник, окормляющий больного или его духовник.

Схема 1.

Оптимальный размер группы — 5–11 человек, но возможна группа даже из 3-х человек, которые взаимодействуют для достижения общей цели. Работа в команде (бригаде) дает сестрам чувство принадлежности единому делу, взаимопомощь, защищенность, общение, а также создает возможность работы по индивидуальному гибкому графику, согласованному с руководителем с учетом занятости сестры в других местах (учеба, семья, другая работа).

Схема 2. Универсальность групп поддержки и на дому

В бригаде обязательно должна быть старшая сестра, которая организует работу бригады, составляет график работы, помогает группе в достижении ее целей, поддерживает ее существование и заботится о нуждах и здоровье членов бригады. Ни руководитель службы, ни больной, ни родственник не должны опасаться, что бригада многочисленна и ее составляют разные и непохожие сестры. Известно, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, состоящие из людей непохожих.

В самом начале работы усилия команды направлены на формирование у больного приверженности к принятию помощи и терапии, желание лечиться.

Периодически бригада в полном составе с участием врача и старшей сестры собирается для того, чтобы выявить проблемы работы на своем посту, выслушать предложения и наметить решения. Такие встречи дают возможность проговорить вслух свои размышления, разрешить сомнения и недоразумения и просто быть услышанным. Часто бывает, что проблему сначала надо проговорить на эмоциональном уровне (то есть дать сестре выговориться и ее выслушать), а затем приходит решение на рациональном уровне. В результате встреч принимается новый план ведения больного, разрешаются конфликтные ситуации между сестрами, определяются конкретные темы для занятий с сестрами. Обычно беседа заканчивается традиционным чаепитием. Для поддержки сестер в трудном и напряженном деле служения больным надо заботиться о правильном распределении их энергетических возможностей, не забывая, что кроме работы есть еще живая природа, музыка, поэзия, семья и друзья.

Больному, требующему продолжительного по времени ухода, иногда в течение 5 -7 и более лет, такая команда сможет не только обеспечить бесперебойный уход (взаимозаменяемость сестер во время отпусков, болезни, отъезда, учебы, богослужений и т.д.), но и даст больному человеку широкий круг общения с людьми разного профессионального уровня, интеллекта, образования, кругозора, душевных и духовных качеств. В таких условиях при длительном уходе складывается некое единение, соборность, малая церковь. Это становиться возможным там, где больной постепенно приходит к Богу, воцерковляется, исповедуется и причащается.

«Общаясь друг с другом, мы можем раскрыть себя. Мы часто сами не знаем ценностей нашей души, и от этого ложиться на душу некоторое помрачение. Ведь для выполнения нами своего назначения, для раскрытия нас самих, надо чтобы открылись наши внутренние очи, только тогда мы увидим в душе те ценности, которые закрыты от нашего внутреннего ока. Надо самим открывать в себе эти ценности и помогать другим открывать себя, мы сами открываемся себе в своей глубине. Этим именно и полезно общение с другими людьми: оно является для нас школой нашего спасения, школой нашего духовного напряжения. В одиночестве человек становиться почти всегда беден. Живя в одиночку, мы как бы отрезаем себя от общей жизни, от жизни целого организма и в этой самости засыхаем, так как не питаемся тогда соками общей жизни. Через общение с людьми происходит извлечение нераскрытых сил человека: через соприкосновение сродных начал силы эти приходят в движение. Общение с людьми обогащает таким образом нашу душу, она расцветает через полноту нашего сближения с другими людьми. Каждый человек ведь индивидуален, но каждый человек может восполнить в себе недостающее через общение с целым организмом человечества » .
(Архиепископ Пражский Сергий <Королев>)

Подобное внутреннее состояние патронажных сестер определяет их работу и целенаправленные действия.

Православная служба сестринского ухода имеет свою концепцию и приоритеты, отличные от любой медицинской государственной и коммерческой организации.

Коммерческая организация рассматривает больного как клиента, просьбу как заказ и выполняет заказ в рамках договора. Критерием оценки работы считает мнение клиента о выполненной работе.
Православная служба считает свою работу служением нуждающемуся в нашей помощи больному. Сестры милосердия проживают вместе с больным, Богом данную ему жизнь, проходят единый христианский путь, принимая за основу наставление преподобного
аввы Дорофея: «Иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду; это неразумно. И потому если с ним случиться что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такую цель, тот чтобы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному ».

Наши приоритеты – вся совокупность нужд больного, поэтому критерием оценки своей работы мы считаем изменение качества его жизни, стабилизацию или улучшение состояния, включающее и духовное возрастание.

Такая мотивация и высокое качество оказываемой помощи неизбежно ограничивает количество обслуживаемых больных, так как требует внимательного и длительного сосредоточения сил сестры на каждом больном.

На всех звеньях работы требования к сестрам самые высокие, независимо от должности. Младшие сестры, медицинские сестры и старшие сестры несут юридическую ответственность и церковное послушание духовнику сестричества, соблюдая субординацию в иерархической цепи, без которой невозможно никакое общество, никакая система.

Как предоставить помощь, если больной пока еще не готов ее принять, но и обойтись без посторонней помощи не может
Делать добро очень трудно. Это похоже на хождение по канату. Нужно быть осторожным, бдительным, соблюдать равновесие, внимание, терпение. Если переусердствовать при совершении добрых дел, то можно обратить любое самое благое начинание во вред. «Благими намерениями выстлана дорога в ад».

1. Неумеренное рвение или рвение не по разуму
Это попытка сестры безотлагательно совершить то, что непосильно в настоящий момент, на что необходимо время, труд, терпение и определенный уровень профессионализма. Чтобы не впасть в эту ошибку, необходима трезвая оценка своих сил и возможностей, учет ситуации и обстоятельств. Сестра, ставящая перед собой непосильную задачу, впадает в состояние раздражения, испытывает постоянный недостаток времени и сил, и наконец выдыхается, срывается, а иногда не может вернуться к своим обязанностям и уходит с внутренним надломом.

Уберечь от этих ошибок может умеренность, постепенность, терпение. надежда на помощь Божию, а не на свои усилия, благодарность Богу и людям за все то, что получается, умение проанализировать свои ошибки и извлечь пользу из отрицательного опыта. Из практики сестринского процесса уберечь от ошибок помогает последовательное и четкое ведение постовой документации, включающее постановку реальных, локальных и четко обозначенных сестринских задач и анализ полученных результатов.

2. Навязывание какой-либо помощи, если о ней не просят;
3. Обещания, которые не будут выполнены;
4. Желание угодить больному или его близким;

К нам обращаются за помощью люди, у которых в связи с заболеванием целый комплекс проблем социальных, медицинских, бытовых, психологических и духовных. Сам больной под гнетом всех этих проблем не может выявить главное, не может сформулировать в чем же он нуждается в первую очередь и либо теряется, либо становиться диктатором, заставляя сестру делать то, что ему представляется правильным и нужным. Во многом это связано с еще не достигнутой степенью доверия больного сестре, что требует времени и терпения сестры.

«Что касается того, как себя вести, то универсального правила на этот счет не существует. Можно лишь сказать, что не следует себя навязывать. И когда мы предпринимаем что-либо, нужно делать это с великим смирением. Состояние гордости может привести к результатам обратным тому, к чему приводит любовь. Общего правила нет: порой нужно вмешаться, порой – воздержаться; это зависит от конкретного случая, и это нельзя определить отвлеченно, это нужно почувствовать.

Любовь – это в первую очередь внимание к ближнему
«В отношениях с людьми нам прежде всего нужно проявлять доброту, чтобы они чувствовали, что мы желаем им добра, стремимся им помочь и прежде всего, что мы их не осуждаем. Мы должны стараться им помочь, но не влезать в душу, навязывая себя. Советы можно давать, если нас об этом просят. Не нужно людей поучать, так как очень часто это раздражает и может привести к эффекту, обратному тому, на который мы надеялись. Нужно чаще за них молиться. Так они почувствуют, что мы сопереживаем и любим их. Мы молимся за них, но и сами при этом получаем духовную пользу, становясь добрее»
.
(старец Сергий)

Профессиональные стрессы. Синдром выгорания
В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания медицинских сестер и волонтеров, длительно работающих в отделениях сестринского ухода, богадельнях, хосписах.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций. Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональному выгоранию больше подвержены те, кто по роду службы вынужден много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Это руководители сестринских служб, медицинские и социальные работники, консультанты, добровольные помощники, сотрудники выездных служб, работающие в новой непредсказуемой обстановке, в которой должны проявить высокую эффективность. Положение усугубляется тем, что все мы являемся жителями крупных мегаполисов, живущих в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

К симптомам профессионального выгорания относятся:
чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды общая астенизация (слабость, снижение активности);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
дистанцированность от сотрудников и пациентов.

Профилактика синдрома выгорания
Руководителям служб сестринского ухода нужно быть внимательными к своим сотрудникам и постоянно принимать действия по профилактике и защите от синдрома выгорания.

К внешним мерам защиты можно отнести планирование работы и административный контроль: графика работы, нагрузок, объемов работы, интенсивности физических и психических нагрузок сестры. Осуществляется такой контроль общими усилиями руководителя, координатора и диспетчера патронажной службы, старшей сестрой команды и самими сестрами.

Очень важно сбалансированное распределение возможности сочетания нагрузок сестры.

Как пример приводиться график работы сестры в течении недели:

Понедельник : 12 часовой рабочий день у тяжелого больного в терминальной стадии. От сестры требуется концентрация всех способностей психологических, физических, духовных.

Вторник, среда : 2 дня по 5 часов – перевязки ран, обработка пролежней, лечение трофических язв. Требуется профессиональная реализация.

Четверг : 8 часов – уход за адекватным больным, передвигающимся в пределах квартиры. Консультирование, организация досуга, общение, налаживание ритма и режима дня. Повышение качества жизни.

Пятница : 6 часов – выездная консультация. Требует профессиональной реализации, коммуникации, общения с окружающими больного: родственниками, соседями, друзьями, врачами.

Очень важны встречи и собрания всех, кто ухаживает за больным в единой команде, профессиональная и психологическая поддержка друг друга, совместные обсуждения и практика работы в парах. Ресурсом сил является общение и взаимопомощь в бригаде, службе: проговаривание ситуаций, трудностей, ошибок на собрании бригады, обсуждение в группах; важным является фокусировка темы для обсуждения.
Руководители служб должны обеспечить эмоциональную поддержку своим
сотрудникам, быть им опорой не только в рабочих ситуациях, но и обеспечить помощь в повседневных бытовых делах, помочь в улаживании финансовых и юридических вопросов, позаботиться о их здоровье, диспансеризации.

К внутренним мерам защиты прежде всего относится наставничество, духовное пастырское окормление сестер священником общины сестер милосердия, братства или сестричества, осуществлящего медицинскую деятельность.

Самым важным для сестер является совместная молитва о тех, за кем они ухаживают, участие в богослужениях и единение в Церковных таинствах, разрешение внутренних конфликтов через таинства покаяния и исповеди. Благодатным для сестер является время бесед с ними духовника о поиске своего пути в деле служения больным, о мере своих сил в деле этого служения.

То, что в светской мирской организации сейчас принято называть супервизией , издавна существует в практике православного духовничества.

Только руководство, поддержку и оценку своих поступков, намерений и сомнений сестра добровольно и по свободному выбору вручает своему духовнику. Ему же сестра может не боясь признаться в том, что ей трудно и попросить помощи, в том числе и молитвенной помощи.

Проживая свою жизнь в Богом созданном земном мире не будем забывать о прогулках, природе, встрече с родными и друзьями, поэзии, музыке, чтении, спорте.

Внешнее общение с миром во вне работы, совместные поездки сестер в путешествия и паломничества дают возможность не только отдохнуть, но и открыть новые грани личностных особенностей тех, с кем ты работаешь в одной команде. Общение в неформальной обстановке с единомышленниками, с теми с кем интересно, необходимо для снятия профессиональных стрессов и профилактики синдрома выгорания.

О форме сестры милосердия
Требование нашей патронажной службы к сестрам — всегда и при всех обстоятельствах работать в форме, наполнено глубоким внутренним содержанием и не является формальным.

В исторической ретроспективе форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательным по уставу.

«На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и — главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах. В этой глубоко обдуманной униформе была и торжественность и отрешенность от светской жизни, которую вело до того большинство сестер и даже, пожалуй, обреченность », так описал форму сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, учрежденной в 1854 году великой княгиней Еленой Павловной, один современник.

«Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки… » - из устава Вятской общины сестер милосердия, 1899.

Белый фартук с нагрудной эмблемой с изображением православного креста и плат с красным крестом на нем — форма сестер Свято-Димитриевской общины сестер милосердия.



Слева направо: форма Свято-Серафимовского сестричества (Ростов-на-Дону), (Москва) и Марфо-Мариинского (Москва)

«Форма дух бережет » — эти слова принадлежат одному из самых известных и чтимых священников нашего времени, священномученику новой Кавказской войны конца ХХ века, замученному чеченскими бандитами в сентябре 1999 года, протоиерею Петру Сухоносову. По свидетельствам его духовных чад, несмотря на все их просьбы поберечь себя, отец Петр, настоятель Покровского храма в станице Слепцовской, одной из «горячих точек» Кавказа, выходя из храма, никогда не снимал священнического облачения со словами: «Форма дух бережет».

Свою последнюю службу отец Петр отслужил в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Вооруженные чеченцы ворвались в храм с автоматами и схватили батюшку прямо в иерейском облачении.

Сестринская форма, также, прежде всего «Дух бережет», помогает сохранить внутреннее устроение, сообразовать внутреннее с внешним. Через форму одежды внутреннее и внешнее взаимодействуют.

Сестринская форма представляет патронажную сестру во внешних инстанциях и организациях, делая сестру неотъемлемой частью общины сестер милосердия.

В любом лечебном учреждении и дома у больного, сестра в форме являет больному не только свои личностные и профессиональные качества, но и принадлежность к сестричеству, дух общины сестер милосердия. Это важно не только для самой сестры, которая носит форму как награду, и ощущает эту награду как пока еще незаслуженную, как нечто взятое в долг, осознавая, что не ты представляешь форму, а форма рекомендует тебя, дает тебе некий аванс. Сестринская форма для внешнего мира определяет идентичность сестры милосердия: форма говорит о ее конфессиональной принадлежности, принадлежности к сестричеству или общине сестер милосердия, а также о ее профессии. В контактах и взаимодействии со светскими организациями, например, руководством больниц, в которых сестры работают, форма помогает сохранять свою «инаковость», отличие от светского медицинского персонала и, следовательно, возможность осуществлять свою профессиональную деятельность в согласии с христианскими нравственными нормами.

Форма сестры важна и для выстраивания ее взаимоотношений с пациентом будь то в лечебном учреждении или при уходе на дому. Благодаря форме сестра являет больному не только свои личностные и профессиональные качества, но и дух общины сестер милосердия. В трудных ситуациях, в которые нередко попадают сестры, особенно при уходе на дому, форма их еще и защищает. Ведь дежурить приходится у больных, родственники которых могут быть и наркозависимыми, и алкоголезависимыми, и психически больными. С их стороны бывают проявления раздражительности, агрессии, попытки перейти границы в общении. В таких ситуациях форма помогает дистанцироваться, определить отношения, зачастую один лишь ее внешний вид снимает вспышки агрессии.

Это не менее важно и для больного, особенно тяжело больного, часто неадекватно воспринимающего окружающее или находящегося в состоянии спутанности сознания. По нашим наблюдениям, если в моменты прояснения сознания первое, что появляется в поле зрения больного, — это белый плат с красным крестом и белый фартук сестры милосердия, он быстрей успокаивается и возвращается к действительности. Особенно часто это встречается на ночных дежурствах, когда сестра сидит у постели больного и он внезапно пробуждается.

Форма «бережет дух» сестры, то есть помогает защитить ее внутренний мир, побуждает окружающих относиться к ней с уважением.

Ношение формы налагает большую ответственность, поскольку люди светские по сестре милосердия судят о Церкви в целом. Многие из них через сестру впервые знакомятся с Православием и порой воцерковляются.
Во многих сестричествах сестра получает право ношения формы не сразу, часто это право дается духовником сестричества по прошествии определенного испытательного срока. Конечно, форму сестры милосердия надо носить благоговейно, аккуратно, бережно, с прилежанием. Сестра в форме являет собой верность общине сестер милосердия, верность вере, верность Богу.

Выводы

1. Обеспечить паллиативный уход на дому возможно только силами специально созданной службы.
2. Такая служба, как один из возможных вариантов, здесь представлена.
3. Служба создана и действует силами сестер и является универсальной по структуре и мотивации.
4. Служба – динамичная и мобильная, что дает возможности открывать новые направления, отвечая на вопросы, поставленные жизнью. От детей в семьях до ВИЧ-инфицированных в терминальной стадии.

Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть

Люди, страдающие от неизлечимых, угрожающих их жизни и тяжело проходящих болезней, нуждаются в особом уходе. Паллиативная (поддерживающая) медицина сочетает в себе медицинскую, психологическую и социальную помощь. Это целая совокупность мероприятий, которые направлены на поддержание максимально комфортного уровня существования смертельно больных пациентов.

Сегодня процент инкурабельных (неизлечимых) больных, которые страдают от сильных болей и депрессии увеличивается. Поэтому паллиативная помощь остается актуальной, так как позволяет облегчить физические и моральные страдания.

Что такое паллиативная медицина

Паллиативная медицинская помощь - это комплекс лечебных мер, которые помогают предупредить и уменьшить выраженность болезненных ощущений путем снижения степени тяжести заболевания или замедления его течения. Усилия медиков направлены:

  • На облегчение состояния тяжелобольных пациентов, а также их близких. Чтобы минимизировать мучительные симптомы, врачи пытаются правильно оценить состояние человека и провести грамотную терапию.
  • На оказание пациенту психологической и социальной помощи. Такие методы лечения применяются для улучшения состояния людей с неизлечимыми патологиями, которые неизбежно ведут к летальному исходу, а также при хронических заболеваниях и старости.

Принципы и методы поддерживающей терапии основаны на взаимодействии врачей, социальных работников и психологов.

Специалисты вместе составляют тактику лечения, чтобы облегчить физическое, эмоциональное и духовное состояние больного. Во время терапии применяются лекарственные препараты, которые купируют или уменьшают выраженность симптомов болезни, но не воздействуют на ее причину.

Например, пациенту дают медикаменты, которые устраняют тошноту после химиотерапии или купируют сильную боль морфием.

Паллиативная медицина состоит из 2 важных компонентов:

  • Улучшение качества жизни пациентов в течение всего периода заболевания;
  • Оказание медицинской помощи и психологической поддержки.

Паллиативная мед помощь заключается не только в избавлении от мучительных симптомов, но и в правильном общении. Специалисты должны дать человеку возможность знать правду о своем состоянии, но при этом с уважением отнестись к его надежде на благоприятный исход.

Цели и задачи поддерживающей терапии

Раньше паллиативную помощь оказывали в основном онкобольным, сейчас на нее имеют право все пациенты с хроническими заболеваниями на последней стадии. Паллиативная терапия имеет следующие задачи и цели:

  • Уменьшить боль и другие мучительные симптомы за счет ранней диагностики, внимательной оценки состояния;
  • Сформировать отношение к смерти, как к вполне естественному процессу;
  • Оказать психологическую и духовную поддержку больными их близким;
  • Обеспечить максимально комфортные и активные условия жизни до конца жизни.

Ее одна важная задача паллиативной медицины – это поддержка стремления жить у тяжелобольного человека. Для этого проводятся вспомогательные мероприятия, направленные на стабилизацию эмоционального настроя самого больного и его родных.

Симптоматическое лечение помогает бороться с болью и другими соматическими проявлениями. Для этой цели врачи паллиативной медицинской помощи должны правильно оценить характер боли, составить план лечения и обеспечить пациенту постоянный уход. Для купирования или ослабления симптомов применяют лекарственные препараты.

Похожие статьи

Тяжелая болезнь негативно влияет на человека, заставляя его постоянно ощущать страх и обреченность. Чтобы улучшить психоэмоциональное состояние пациента и его родных, психолог проводит с ними беседы. При недостатке общения в процесс вовлекаются волонтеры, а духовную поддержку больному оказывает священнослужитель.

Кроме того, пациенту оказывается социальная поддержка:

  • Соцработник информирует пациента о его правах, льготах;
  • Специалист организовывает и проводит медико-социальную экспертизу;
  • Разрабатывает вместе с медиками план социальной реабилитации;

Кроме того, специалист в соцсфере проводит мероприятия по соцзащите.

Кому оказывается паллиативный уход

Большинство медицинских учреждений имеют кабинеты паллиативной помощи, в которых работают специалисты, оказывающие помощь тяжелобольным людям. Они контролируют состояние пациентов, назначают им медикаменты, выдают направления на консультации к врачам, стационарное лечение.

В паллиативном уходе нуждаются следующие группы инкурабельных больных:

По мнению медиков, в паллиативном лечении нуждаются пациенты, у которых выявили неизлечимое заболевание не позже, чем полгода назад. Также в поддержке нуждаются люди, у которых выявили заболевания, не поддающиеся лечению (этот факт должен подтвердить врач).

Паллиативную помощь организовывают для больных с мучительными симптомами, которые требуют специального ухода.

Поддерживающее лечение проводится в срочном порядке сразу после обнаружения патологических симптомов, а не на стадии декомпенсации, которая неизбежно приводит к летальному исходу.

Формы оказания паллиативной помощи

Различают такие формы оказания паллиативной поддержки безнадежным больным:

  • Хоспис – это лечебное учреждение, где работают медики с сопутствующим образованием. В этих клиниках созданы все условия для облегчения страданий инкурабельных пациентов;
  • Помощь в конце жизни – поддерживающее лечение в последние месяцы жизни человека;
  • Помощь выходного дня – работники паллиативной службы принимают на себя обязанности по уходу за пациентом в отдельные дни, таким образом помогая его родным;
  • Терминальная помощь – паллиативная поддержка больных, срок жизни которых ограничен.

Решение о выборе формы лечения принимают врачи совместно с родственниками инкурабельного пациента.

Хосписная

Сотрудники хосписа проявляют заботу о больном, как о целостной личности. Они помогают решить многие проблемы:

  • Купировать мучительные симптомы неизлечимого заболевания;
  • Предоставить жилье;
  • Удовлетворить эмоциональные, духовные и социальные потребности пациента.

Добиться этих целей удается стараниями штатных сотрудников и волонтеров.

Хоспис обеспечивает лечение в стационарных и амбулаторных условиях. Стационарные отделения могут работать только днем или круглосуточно. Уход за пациентом может осуществлять выездная бригада.

Инкурабельные больные попадают в хоспис по назначению врача, для оформления нужны медицинские документы, которые подтверждают диагноз.

Получить паллиативную поддержку в хосписе могут пациенты, страдающие от сильной боли, которая не купируется дома. Также в поддерживающем лечении нуждаются люди с глубокой депрессией, лица, за которыми некому ухаживать.

Помощь в конце жизни

Обычно под этим термином понимают расширенный период от 2 лет до нескольких месяцев, в течение которых заболевание неизбежно приведет к смерти. Раньше его использовался для оказания помощи только онкобольным, сейчас «помощь в конце жизни» могут получить все инкурабельные больные. Также под этим термином понимают поддерживающую терапию в неспециализированных медучреждениях.

Помощь выходного дня

Под этим термином понимают предоставление отдыха родственникам неизлечимого больного на протяжении короткого времени. Это необходимо, если близкие, которые постоянно ухаживают за пациентом на дому, ощущают нервное и физическое перенапряжение. Достаточно просто обратиться в соответствующую службу, чтобы больной и его родные получили возможность отдохнуть. Этот вид медицинской помощи оказывают в дневном или круглосуточном стационаре, или при участии специальных выездных служб.

Терминальная

Раньше это понятие применяли для обозначения паллиативной поддержки пациентов со злокачественными образованиями, срок жизни которых ограничен. Позже «терминальную помощь» определяли, как симптоматическое лечение больных не только на финальных стадиях неизлечимой патологии.

Отделения паллиативной медицинской помощи

Паллиативная поддержка инкурабельным больным может быть оказана в разных типах медучреждений. Поддерживающее лечение может проводиться в специализированных и неспециализированных клиниках. Это связано с тем, что узкопрофильных учреждений еще слишком мало, поэтому часто их функции перенимают обычные больницы.

Неспециализированные учреждения

К неспециализированным организациям относят:

  • Районные службы сестринской помощи;
  • Больницы общего типа;
  • Амбулаторные службы сестринской помощи;
  • Дом престарелых.

На сегодняшний день чаще всего паллиативная поддержка оказывается именно неспециализированными службами.

Однако проблема в том, что медицинский персонал не имеет специализированной подготовки. Чтобы решить эту проблему, сотрудники клиники должны контактировать со специалистами по предоставлению паллиативной поддержки, чтобы в любой момент проконсультироваться с ними.

В некоторых неспециализированных службах (к примеру, отделение хирургии) достаточно ограниченные ресурсы, из-за чего возникают очереди на прохождение лечения. Однако инкурабельные больные нуждаются в безотлагательной помощи. Поэтому было принято решение оказывать паллиативную поддержку неизлечимым больным вне очереди.

Специализированные учреждения и центры

В список специализированных медучреждений относят:

  • Паллиативное отделение в больнице поддерживающего лечения;
  • Стационарный хоспис;
  • Консультативные команды паллиативной поддержки, работающие в стационарах;
  • Выездные службы паллиативной поддержки на дому;
  • Дневной стационар хосписа;
  • Амбулатория – медучреждение, оказывающее помощь пациентам на приеме и на дому.

С каждым годом в разных регионах России открывают частные хосписы и отделения паллиативной поддержки.

Чтобы неизлечимые больные получали качественную помощь, специалисты разного профиля должны взаимодействовать.

Способы проведения поддерживающего лечения

Различают 3 способа проведения поддерживающего лечения: стационарная, амбулаторная, на дому. В первом случае терапию проводят в стационарных условия, во втором пациент посещает специальные кабинеты и дневной стационар, а в третьем – лечение проводиться на дому. Домашняя паллиативная медпомощь возможна, если специализированные отделения или хосписы располагают выездной патронажной службой.

Стационарный

Паллиативная поддержка в стационарных условиях оказывается в специализированных отделения, домах и отделениях сестринского ухода, хосписах. Инкурабельных больных госпитализируют в таких случаях:

  • Присутствует выраженная боль, которая не купируется дома;
  • Патология имеет тяжелое течение и требует симптоматического лечения;
  • Необходимость проведения дезинтоксикационной терапии;
  • Выбор схемы терапии для продолжения лечения в домашних условиях;
  • Необходимость проведения лечебных процедур, которые невозможно провести дома (пункции, установка стентов, дренажей и т. д.).

Паллиативную помощь оказывают медработники со специальной подготовкой.

В отделении созданы все условия для посещения больного родными. При желании близкие могут остаться в медицинском учреждении, чтобы поддержать пациента. Решение о направлении инкурабельных больных (кроме онкобольных) принимает врачебная комиссия с учетом диагноза и результатов исследований.

Амбулаторный

Все необходимые лечебные мероприятия для облегчения состояние пациента в амбулаторных условиях проводятся в кабинетах паллиативной медицинской помощи. Также поддерживающую терапию могут проводить выездные патронажные службы.

Больные могут сами посещать медицинские учреждения, но часто врачи выезжают к ним на дом (часто для проведения обезболивающих процедур).

Кроме лечебных манипуляций амбулаторная помощь заключается в обучении близких инкурабельного больного навыкам ухода за ним в домашних условиях. Также сотрудники паллиативных отделений выдают рецепты наркотических и психотропных средств, направление больного в стационар, оказывают психологическую и социальную помощь близким пациента.

Паллиативная помощь на дому

В последнее время большой популярностью пользуются службы «Хоспис на дому», созданные на базе лечебно-профилактических учреждений. Это объясняется тем, что большинство инкурабельных больных хотят провести последние дни среди родных.

Решение о выборе места для проведения поддерживающего лечения (в медучреждении или дома) принимает врач, медсестра, сам больной и его родственники.

Паллиативную поддержку пациентам с заболеваниями в терминальной стадии оказывает врач паллиативной помощи, медицинская сестра и младшая медсестра. Кроме того, эти специалисты тесно сотрудничают представителем соцслужб и психологом.

Выездные патрульные службы оказывают больному физическую, психологическую и комплексную медико-социальную помощь. Специалисты пытаются предупредить обострение хронических патологий, обучить близких пациента навыкам ухода за ним.

Что такое паллиативная помощь в онкологии

Практически все онкобольные на терминальной стадии страдают от сильнейших болей. Именно поэтому обезболивание – это важнейший пункт паллиативной поддержки. В медицинских учреждения для этой цели применяют облучение, а дома – анальгетические препараты в форме таблеток или уколов.

Решение о выборе лекарственных средств принимает онколог или терапевт для каждого больного индивидуально.

Онкобольные часто страдают от пищеварительных расстройств. Это связано со интоксикацией организма химическими препаратами. Противорвотные медикаменты помогут избавиться от тошноты и рвотных позывов. Опиоидные анальгетики и химиотерапия может вызывать запоры. Чтобы нормализовать стул врачи назначают больным слабительные средства.

Повысить эффективность препаратов поможет правильный распорядок дня и разумное питание. Чтобы улучшить общее самочувствие, восполнить недостаток полезных веществ, нормализовать вес и избавиться от расстройств пищеварения, рекомендуется корректировать питание. Подробнее о правилах питания проконсультирует врач.

Чтобы улучшить психоэмоциональное состояние инкурабельного больного, ему назначают препараты с седативным действием.

Кроме того, с ним работает психолог. Многое зависит от родственников пациента, которые должны обеспечить ему свою любовь и поддержку. В тактику лечения онкобольного должны быть включены методы, которые помогут предупредить нежелательные осложнения.

Противоопухолевая терапия обязательно дополняется симптоматическим и паллиативным лечебным воздействием.

Специалисты должны регулярно проводить осмотр инкурабельного больного, оказывать ему помощь в домашних условиях и дневном стационаре.

Порядок оказания паллиативной медицинской помощи в России

Согласно 41 статье Конституции РФ, право на бесплатное паллиативное лечение имеют все граждане с соответствующим диагнозом. Поддерживающее лечение оказывают в амбулаторных и стационарных условиях медработники, которые прошли специальное обучение.

Проводится целый комплекс лечебных мер, которые помогают избавиться от боли и других мучительных симптомов, улучшить качество жизни инкурабельных больных. При этом пациент имеет право самостоятельно выбирать медицинское учреждение.

Чтобы получить направление в медицинские организации, которые оказывают паллиативную поддержку, нужно обратиться к терапевту или специалисту узкого профиля.

Чаще паллиативную поддержку оказывают в амбулаторных условиях или в дневном стационаре. Решение о направлении больного в стационар принимают врачи. Если нет возможности провести поддерживающую терапию в амбулаторных условиях или дневном стационаре, то пациента направляют в медучреждение, в состав которого входит отделение или центр паллиативной помощи.

Инкурабельные больные могут получить бесплатную медицинскую помощь в определенные сроки. Экстренная помощь всегда оказывается безотлагательно.

Плановую госпитализацию осуществляют не позже, чем через 2 недели (для Москвы) с момента выдачи направления врачом. В других регионах сроки ожидания стационарной помощи могут достигать 30 дней.

Таким образом, поддерживающая медицинская помощь оказывается паллиативным больным, которые страдают от неизлечимых, быстро прогрессирующих патологий:

  • Злокачественные опухоли;
  • Функциональная недостаточность внутренних органов на стадии декомпенсации;
  • Хронические заболевания на терминальной стадии, болезнь Альцгеймера.

Амбулаторное лечение проводиться в специализированных кабинетах или осуществляется выездными патронажными службами.

Стационарная паллиативная помощь оказывается в хосписах, домах и отделениях сестринского ухода, специализированных отделениях. Медицинские учреждения, которые поддерживают неизлечимо больных людей взаимодействуют с религиозными, благотворительными и волонтерскими организациями.

Одним из приоритетных направлений, предусмотренных программой развития сестринского дела, является использование новых организационных форм и технологий оказания медицинской помощи сестринским персоналом, предоставлении медицинской сестре организационной и профессиональной самостоятельности на рабочем месте в рамках ее компетенции. Такой формой является организация палат, отделений и больниц сестринского ухода за пациентами (хосписов), которым необходима, в основном, сестринская помощь. Уход за пациентами в них осуществляется в рамках сестринского процесса, где каждая медицинская сестра ведет несколько больных, собирает информацию, оценивает проблемы, составляет план ухода, осуществляет вмешательства, проводит оценку результатов вмешательств и, при необходимости, разрабатывает и проводит мероприятия по коррекции ухода.

Уход за неизлечимыми больными является неотъемлемой практикой медицинской сестры территориального участка поликлиники и требует пристального внимания. Термин «паллиативный» имеет латинское происхождение («pallium» - плащ, покрытие) и относится к помощи пациентам с неизлечимой или терминальной стадией заболевания. Заботу и милосердие к неизлечимо больным и умирающим принесло в Европу христианство. Античные медики, следуя учению Гиппократа, полагали, что медицина не должна «протягивать руки» к тем, кто уже побежден болезнью. Помощь безнадежно больным считалась оскорблением богов: «смертному человеку, даже наделенному даром врачевания, не пристало сомневаться в том, что боги вынесли больному смертный приговор». Вплоть до 19 века безнадежно больные доживали свои дни почти без всякой медицинской помощи в домах призрения. В начале 19 века врачи редко приходили к умирающим больным, даже чтобы констатировать смерть.

По определению экспертов ВОЗ, паллиативный уход утверждает жизнь и рассматривает смерть как нормальный процесс; не ускоряет и не замедляет смерть; воспринимает пациента и его семью как единое целое для своей заботы; обеспечивает облегчение боли и других тягостных симптомов; объединяет психологические, социальные и духовные аспекты заботы и лечения пациентов; предоставляет пациентам систему поддержки активной жизни до самой смерти, насколько это возможно; предоставляет систему поддержки и помощи семье в период болезни и смерти близкого человека.

Во многих регионах мира ученые и практики паллиативной медицины, социальные работники, представители религиозных конфессий вырабатывают единую стратегию паллиативного ухода. В основе такого подхода лежит система поддержки пациента, помогающая ему жить насколько возможно качественно в финальный период его жизни.

Паллиативный уход в сестринской практике.

Паллиативный уход за пациентом основан на искренней заботе и милосердии; психологической и духовной поддержке пациента перед надвигающейся смертью и включает устранение и облегчение страданий обреченных пациентов; психологическую помощь членам семьи и близким умирающего пациента.

В настоящее время ВОЗ разработаны детальные рекомендации по современным методам паллиативного ухода за пациентами с наиболее типичными тягостными симптомами (боль, рвота, параличи, недержание мочи, кала и др.). Симптом может быть обусловлен действием множества факторов, причинами его появления могут быть:

– само заболевание;

– лечение и в ряде ситуаций его неблагоприятное последствие;

– неподвижность и длительное пребывание в постели;

– сопутствующие заболевания.

Пациент не должен терять надежду. Надежду можно поддерживать только тогда, когда есть цель. В конце жизни ею может стать избавление от боли или спокойная смерть. Каждый пациент нуждается в психологической поддержке. Нужно помочь больному перебороть страх смерти, успокоить, обсудить с ним его семейные и духовные проблемы. Важно убедить больного, что для устранения боли и других тягостных симптомов будет сделано все возможное. Обычно последовательное выполнение назначений врача дает больший эффект, нежели попытки немедленного облегчения.

Боль, являясь одной из наиболее частых проблем больных, представляет собой неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением тканей. Боль всегда субъективна. Причинами боли обычно являются рост и распространение опухоли, поражение костей, сдавление нервных стволов, вовлечение в процесс внутренних органов, мышечный спазм, нарушение технологии ухода и техники выполнения манипуляций, отсутствие общения и информации, бессонница, депрессия, страх.

Тотальная хроническая боль встречается чрезвычайно часто у больных раком. Хроническое болевое состояние у пациентов с раком означает не только мучительное ощущение, но и дополнительное постоянное предугадывание смерти и возможных еще больших страданий; пациенты описывают боль не только как физическое, но и как эмоциональное, социальное и духовное страдания. Поэтому обезболивающее лечение больных раком в терминальной стадии требует соблюдения следующих правил:

Лечить не только пациента, но и его семью;

Для специфического купирования боли необходимо дифференцировать вид и локализацию боли;

Боль следует лечить превентивно, а не по потребности;

При купировании боли исходить из принципа, что пациент всегда прав;

Ограничить и держать под контролем использование пациентом собственных лекарственных средств.

1 ступень - ненаркотические анальгетики; по показаниям адьювантная терапия,

2 ступень - слабый опиат, по показаниям адьювантная терапия,

3 ступень - сильный опиат, по показаниям адьювантная терапия.

К адьювантным средствам относятся глюкокортикоиды (дексаметозон или преднизолон), антиконвульсанты (финлепсин), психотропные средства (диазепам, феназепам, галоперидол).

К новым патогеническим средствам снижения интенсивности хронической боли относят клофелин, верапамил, апротинин, трансамин, имеющих ряд важных преимуществ: наркологическую безопасность, неопиоидную природу, отсутствие депрессии дыхания, медленное развитие устойчивости к болеутоляющему эффекту.

Решение психологических проблем уходящего из жизни больного должно обеспечить:

Чувство безопасности и поддержки;

Ощущение принадлежности семье, где он не должен чувствовать себя обузой;

Любовь близких, проявление к нему внимания, общение;

Понимание (объяснение симптомов и течения болезни);

Принятие обществом других людей независимо от настроения, общительности, внешнего вида;

Самооценку в принятии решений (чувство собственного достоинства).

Это даст адекватное облегчение боли и других симптомов. Кроме того, когда человек длительно страдает от прогрессирующей, неизлечимой и в конечном итоге смертельной болезни, он задается вопросом о смысле и цели жизни: «Почему именно я?», «За что мне выпали такие страдания?», «Каков в этом смысл?». Несмотря на то, что эти вопросы больные задают своим родственникам, друзьям и медицинским работникам, их объяснение следует поручить специально подготовленному психологу.

Когда мы говорим о потере жизни, мы имеем в виду того, кто уходит или ушел от нас, потеряв жизнь, и тех, кто переживает потерю в связи с уходом из жизни близкого человека. Медицинская сестра чаще других сталкивается с потерями, в том числе и со смертью, часто не просто «профессионально» подходит к этим эпизодам и событиям, но и старается защитить себя от их воздействия, становится более жесткой, замкнутой. Однако глубокое понимание всех проблем пациента, всю гамму возникающих у него физических, психологических, социальных и духовных страданий, которые он испытывает до последнего момента жизни помогают ей осуществлять свои обязанности действительно профессионально.

Естественная реакция человека на потерю жизни - чувство горевания, которое помогает ему адаптироваться к потере. Каждый человек реагирует на предстоящую потерю жизни (смерть) по-своему. Тем не менее, есть определенный комплекс реакций, которые проходит всякий человек, переживающий потерю. По Э. Кюблер-Росс (1973) этот комплекс включает 5 эмоциональных стадий. Время, которое необходимо каждому человеку, переживающему потерю, чтобы пройти этих 5 стадий, сугубо индивидуально.

Первая стадия горевания - реакция отрицания - характеризуется тем, что при получении известия о хронической, в том числе опасной для жизни болезни и/или предстоящей потере жизни близкого ему человека, переживающий потерю испытывает психологический шок, который может перейти в психические припадки или истерику. «Этого не может быть!» - заявляет он себе и/или окружающим. Болезнь остается чем-то негативным, внутренняя полемика отвергается или расценивается как проявление слабости, что еще более усугубляет ситуацию. По мере ухудшения самочувствия, отрицание возможности самой смерти может сочетаться с предчувствием истинного положения, а в некоторых случаях даже с полным осознанием неизбежной смерти. В этой стадии надо не мешать больному.

Вторая стадия горевания проявляется обостренной реакцией злости, гнева, агрессии, направленной как на самого себя, так и того кто непосредственно несет ответственность за случившееся. Злость может быть направлена на семью или медицинскую сестру, что мешает принять заботу или уход. Человек разгневан, возмущен. Он спрашивает себя: «Почему именно мне это выпало?». Он страдает от этой мысли и готов на все, лишь бы предотвратить потерю. Гнев и злость порождают другие эмоции - страх и разочарование, которые побуждают его «заключить сделку», «вести переговоры» с высшим духовным существом. В этой стадии надо дать возможность пациенту высказаться.

Ведение переговоров с высшим духовным существом является третьей стадией горевания. Человек обещает «Ему» что-то сделать (чаще это внесение крупной суммы денег в церковь для передачи «Ему»), если «Он» даст ему отсрочку, возможность дожить до определенной даты или исцелит его. В этой стадии, как и в четвертой, необходимо разделить переживание с пациентом.

Однако ничего этого не происходит и человек впадает в депрессию, растерянность и разочарование - четвертую стадию горевания. Находясь в этой стадии он начинает реально ощущать близкий приход смерти или потерю любимого человека, испытывать грусть в связи с прошлыми радостями жизни, обиду в связи с нереализованными планами. Он часто плачет, отчужден, теряет интерес к дому, близким людям. Его интересует только собственный комфорт. В это время надо дать ему выговориться и не пытаться его ободрить.

Последняя, пятая стадия горевания, - принятие потери , смерти сопровождается желанием человека (умирающего) сделать все возможное, чтобы смягчить у близких боль утраты. Это означает прощание с жизнью, осознание смерти. Здесь важно дать больному время и возможность самому осознать, «принять» горе.

Часто человек, переживающий потерю, последовательно переходит от одной стадии горевания к другой. Но он может и возвращаться к уже пройденной стадии. Сильное горе, связанное с потерей близкого человека, может длиться от 6 до 12 мес., а скорбь, которая затем наступает, - от 3 до 5 лет.

Страх смерти в большинстве случаев связан со страхом самого процесса умирания, который при хронических неизлечимых заболеваниях, как правило, сопровождается нарастанием беспомощности вследствие потери физических возможностей и нормальных функций организма, ощущением зависимости от окружающих и связанного с этим унижением собственного достоинства. Поэтому необходимо убедить пациента и его родственников в том, что его или их близкого человека не бросят, а будут заботиться о нем до последних минут его жизни.

Самое главное, что хочет слышать пациент во время надвигающегося конца от медицинской сестры и близких родственников: «Чтобы ни случилось, мы не оставим вас». Поэтому необходимо постоянно создавать ему возможность обратиться к кому-либо за поддержкой, поощрять его способность горевать, так как это помогает ему справиться со своими чувствами. Не нужно препятствовать проявлению отрицательных эмоций. Такт, выдержка, чуткость, внимание и сопереживание помогут расположить к себе внимание обреченного пациента и его близких.

Общение с пациентом должно быть не только словесным. Очень важно дружеское прикосновение к пациенту, поглаживание его руки, можно обнять его и сказать: «Я рад побыть с тобой» и замолчать. Пусть многословие отступит, даст место глубокому, собранному, подлинной человеческой заботливости молчанию. Умирающему не нужны малозначимые слова и наигранные эмоции, ему важнее ваше молчаливое сочувствие.

Если больной с неизлечимым заболеванием находится дома, то заботы о нем большей частью ложатся на плечи членов семьи. Родственники должны быть готовы к уходу за больным, приготовлению подходящей пищи, введению анальгетиков и других необходимых лекарств.

Обязанности медицинской сестры предусматривает практическое обучение родственников и выработка ими навыков по уходу за больным дома, его перекладывание и переворачивание в постели, уход при физиологических отправлениях, личная гигиена. Нужно объяснить родственникам, что от них в равной степени, как и от медицинской сестры, зависит степень надежды пациента на поддержание необходимого качества жизни. Одна из целей паллиативного ухода - поддержка родственников больного, иногда потребуется дополнительная помощь психолога, работающего в этой области.

Несмотря на нарастающую слабость пациента и его беспомощность, нельзя забывать о его праве отказаться от проведения процедур. Следует поощрять больного осуществлять самоуход настолько, насколько позволяют его силы и возможности.

Хоспис - особая медико-социальная служба.

Первый стационарный хоспис был создан в Англии в 1967 году, задачей которого явилось создание поддержки больному, чтобы помочь ему жить активной жизнью, а не отсрочить смерть, так как, к сожалению, медицина бывает бессильна. Затем появились хосписы в Польше (1972), а в России лишь в 1990 году в Ленинграде, в 1997 году в Москве. В России существует около 20 стационарных хосписов.

Основу службы хосписа составляют следующие положения:

Смерть - естественный процесс, который нельзя ускорить или тормозить;

Паллиативная помощь создает не условия для облегчения смерти, а обеспечивает качество жизни;

Качество жизни обеспечивается симптоматическим лечением;

Поддержка больного осуществляется персоналом хосписа в единой команде с родственниками и близкими больного;

Компетентность сотрудников хосписа и их полная самоотдача являются основой доверия пациента.

К желаниям пациента в хосписе относятся внимательно, помня об обычае, сложившимся у людей: исполнять «последнее желание» умирающего, каким бы оно ни было. Его исполнение в хосписе обязательно. Только в хосписе личность пациента, его желание поставлено на первый план.

Хосписом заведует врач или медицинская сестра с высшим образованием, персонал - медицинские сестры.

Хоспис - это не обычное лечебно-профилактическое учреждение. Привычные критерии оценки работы медицинского учреждения, складывающиеся из оборота койки, количества манипуляций, исследований, операций и других показателей здесь применить нельзя. В хосписе не только создаются условия, ограничивающие и резко уменьшающие страдания больного, но и сокращаются затраты общества на содержание таких пациентов.