Open
Close

За малоподвижного образа жизни постоянной. Малоподвижный образ жизни — волк в овечьей шкуре! Будьте разборчивы в халявной еде

Сидячий образ жизни

Если бы у вас была возможность выбора работы для себя и своих детей, какую бы работу вы предпочли выбрать: сидячую, в уютном офисе, или физическую на свежем воздухе? Несмотря на неоднозначность такого вопроса, всё-таки не спешите с ответом на него, и отложите его, хотя бы до момента прочтения нашей публикации. Ну, а после – тогда-то вы и ответите, что лучше провести жизнь в движении или «просидеть» её…

Сегодня в нашей публикации мы предлагаем вам вместе с нами рассмотреть аспекты вреда сидячего образа жизни, узнать о том, чем нам грозит такое тёплое местечко в офисе, а также, мы поделимся с вами советами и рекомендациями относительно того, как снизить вред сидячего образа жизни.

Сидячий образ жизни – что происходит с нашим организмом

Современное человечество крайне мало двигается. Так, проснувшись утром, среднестатистический человек умывается, собирается на работу, а потом завтракает… сидя. Пройдя несколько метров до остановки общественного транспорта или до собственного транспортного средства, он с облегчением усаживается на мягкое кресло в транспорте, чтобы именно таким, сидячим образом, преодолеть расстояние. На работе – всё то же сидение за столом, возвращение домой – опять же сидя в транспорте, и вечер перед компьютером или телевизором, как вы уже догадались, тоже удобно усевшись на диване… Как видите, большую часть дня мы с вами сидим. И, со временем такой сидячий образ жизни нас так затягивает, что мы даже и представить себе не можем, что на работу можно ходить пешком и с работы, кстати, тоже, а после ужина, вместо просмотра передач и сериалов по телевизору, можно выйти и пройтись по вечерним улицам своего города…

Но, как же реагирует наш организм на такой сидячий образ жизни? Прежде всего, достается нашему позвоночнику, особенно, если сидим мы не правильно и на неудобном , достается и нашим мышцам – в результате их атрофации возникает мышечная слабость. Сидячий образ жизни способствует тому, что наше тело обрастает лишними килограммами, отсутствие физических нагрузок негативно сказывается на нашей внешности и на нашем настроении и отношении к жизни. Мы становимся скучными, вечно всем не довольными, к тому же, у нас в буквальном смысле этих слов всё тело болит.

Ещё бы оно не болело. По мнению медиков,

такое физическое бездействие и сидячий образ жизни повышают процент развития венозной тромбоэмболии, что крайне, можно даже сказать, смертельно опасно для нас с вами…

Вред сидячего образа жизни

Устраивайте разминку

Как мы уже писали выше, от сидячего образа жизни страдает всё наше тело , но больше всего достаётся шейному и поясничному отделу позвоночника. Кровь начинает плохо циркулировать и слабо поступает в мозг, в результате от нашего с вами сидения у нас начинаются , ухудшаются показатели зрения, ослабевает память, ну и, конечно же, происходит сбой в работе всех внутренних органов и систем, которые предназначаются для работы в прямоходящем положении человеческого тела, но ни как ни для ситуации, когда мы сидим, согнув спину в вопросительный знак. Так,

только сердечно-сосудистая система от такого постоянного сидения получает такой мощный удар, что риск скончаться от инфаркта повышается у любителей посидеть в 2 раза.

Страдают от сидячего образа жизни и наши руки… Врачи ортопеды уверяют нас, что воспалительные процессы суставов рук – являются следствием сидячего образа жизни, причём за не удобным столом, тогда, когда ваша рука постоянно находится в напряжении, ведь, ей нужно управлять компьютерной мышкой.

Не в восторге от сидячего образа жизни и наши ноги. И, особенно это касается милых дам, так любящих дефилировать по пространству офиса . Сидение на стуле приводит к неэластичности сосудов и их расширению, как результат, здоровье женских ног под угрозой варикоза. Особенно риск заболеть этим заболеванием, доставляющим не только дискомфорт, но и уродующим безупречные стройных женские ножки, повышается если вы сидите, заложив одну ногу на другую. В этом случае происходит пережимание сосудов и крови некуда поступать. Добавьте ко всему этому ещё и свои любимые каблуки и… варикоз вам, к сожалению, гарантирован в 9 из 10 случаев.

Помимо нагрузки на позвонки и мышцы, суставы и внутренние органы и системы, происходит колоссальная нагрузка на ваши глаза. Поэтому, если вы подолгу сидите и смотрите в монитор, и не делаете перерывов – то, в скором времени вы рискуете стать пациентом офтальмолога . Для того, чтобы этого не произошло – делайте зарядку и .

Сидячий образ жизни и лишний вес

Израильскими учёными недавно было сделано сенсационное открытие. Регулярное сидение на одном месте способствует… увеличению нижней части тела . И, от этого вас даже походы в фитнес клубы не спасут. Вы просто должны сидеть меньше. Объясняется это явление тем, что давление на пятую точку нашего тела повышает выработку жира в ней на 50%!. Так что бывает действительно от сидячего образа жизни.

Сидячий образ и детский организм

По мнению учёных и медиков, оптимальные позы для человеческого тела – это позы стоя и позы лёжа . Но мы с вами, и наши дети, чаще всего всё-таки сидим. Такая нагрузка на позвоночник с самого раннего детства, не удобное место, не правильная осанка – всё это способствует деформациям скелета. А, не правильно сформированный скелет ребёнка – это проблемы со здоровьем во взрослом возрасте . Так, к примеру,

привычка сидеть, наклонившись вперёд к монитору – приводит к проблемам со зрением и деформациям грудной клетки и сбоям в работе органов дыхания.

Поэтому, родители должны следить за тем, чтобы их ребенок не постоянно сидел, а если и садился делать уроки или играть в компьютер, то, держал спинку прямо, и делал перерывы для разминки.

Объясните ребёнку, что от того, как он сидит и сколько – зависит его здоровье.

Сидячий образ и здоровье мужчины

Представьте, пожалуйста, сейчас сильную половину человечества. Она, априори, не должна вести сидячей образ жизни, поскольку… длительное пребывание в кресле или на стуле влияет на мужскую потенцию, и не в лучшую сторону, способствует развитию сугубо мужского заболевания под название простатит (воспаление предстательной железы), проблемам с мочеиспусканием и даже приводит к бесплодию. Добавьте ко всему этому повышенный риск , сколиоз, запоры и геморрой, проблемы с лишним весом, снижение мышечного тонуса и тонуса всего организма и… вести сидячий образ жизни нашим мужчинам категорически запрещается, если конечно же они хотят оставаться полноценными и физически сильными и привлекательными мужчинами.

Сидячий образ жизни и здоровье женщины

При таком не правильном ритме жизни — как постоянное сидение, ваши калории не сжигаются, а откладываются на «потом», в виде жировых отложений. Отсюда и целлюлит, и безобразные жировые , на боках. Такая картина – не то, что не эстетичная, но и весьма опасная для женского здоровья, так как жир обволакивает и наши внутренние органы, препятствует нормальным обменным процессам в организме, приводит к проблемам с женским здоровьем и может даже стать причиной бесплодия и серьезных гинекологических проблем. Возникают в организме женщины и деформации скелета, проявляет себя всё чаще туннельный синдром, падает острота зрения, снижается концентрация, возникают проблемы с памятью, появляется . Вы вроде бы целый день провели, сидя в офисном кресле, а чувство у вас такое, как будто бы вы вагоны разгружали. А, в это время все деструктивные процессы, которые протекают практически одновременно, вызывают развитие новых нарушений.

Как минимизировать вред от сидячего образа жизни

Сидите правильно

Написанное выше на вас подействовало? Вы не хотите стать инвалидом из-за своей любви к сидячему образу жизни? И, вы уже почти готовы пожелать себе и своим детям физической работы на свежем воздухе? Что же, столь радикальные перемены, конечно же, хороши, но готовы к ним не все. Поэтому, сейчас мы предложим вам конкретные рекомендации, относительно того, как минимизировать вред от сидячего образа жизни.

Как офисная работа сокращает жизнь, почему занятия фитнесом нельзя назвать подвижным образом жизни и что делать (не вагоны же разгружать!), когда ты узнал горькую правду.

Ну что, спокойно сидишь, никого не трогаешь и готовишься насладиться этой статьей? А зря! Ведь она про то, что сидеть на самом деле ужасно вредно. Даже если ты перед этим сходил в спортзал!

За последние 70 лет человечество активно менялось, и теперь для выживания нам необязательно вставать спозаранку, чтобы вскопать огород, натаскать воды, наколоть дров и с чувством выполненного долга отправиться на пахоту. Сейчас мы просто можем сидеть в офисе, за рулем автомобиля или даже дома у компьютера, чтобы текущих на счет денег хватало на хлеб, ящик пива и отпуск в Турции. Однако за всю эту кажущуюся легкость бытия нам приходится расплачиваться собственным здоровьем.

Ты наверняка догадываешься, к чему мы клоним: из-за офисной жизни нам всем катастрофически не хватает физической активности, такой естественной, когда пищу приходится добывать, а не заказывать готовую по телефону. Всем очевидно, что активный образ жизни улучшает ее качество и сокращает риск смерти и заболеваний. Но даже если мы считаем, что сполна удовлетворяем потребности организма в движении, потому что не только купили абонемент в фитнес-клуб, но и проводим там по часу каждый день (хотя кого мы обманываем?), все оставшиеся 15–16 часов бодрствования мы двигаемся мало - преимущественно сидим. Тут и встает вопрос: а важно ли то, каким образом мы проводим большую часть своего дня? Важно ли, например, что мы сидим все это время, а не прогуливаемся или хотя бы стоим? Увы, последние исследования позволяют предположить, что это действительно очень и очень важно. Сидячий образ жизни существенно сокращает продолжительность жизни!

Вставай, страна огромная!

Прежде чем заказывать саван и начинать ползти на кладбище, важно дать определение термину «сидячий образ жизни». Пассивным или сидячим состоянием считается такое, при котором мы крайне мало расходуем энергию (определяется как менее 1,4 метаболического эквивалента, то есть меньше половины того, что твое тело расходует без твоего вмешательства на дыхание, пищеварение, моргание и т. п.). Расход энергии сокращается до 1,5 метаболического эквивалента, как только твое тело перемещается в сидячее или лежачее положение. Есть некоторые примечательные исключения, когда можно умудриться сидеть активно - например, занимаясь на велотренажере или лежа на скамейке под штангой, - однако их очень и очень мало. Таким образом, если большая часть твоего дня проходит в состоянии пассивности, ты ведешь сидячий образ жизни.

Все это кажется очевидным, однако большинство специалистов по физкультуре и спорту до недавнего времени давали пассивному образу жизни несколько иное определение. Считалось, если ты занимаешься спортом хотя бы 60 минут каждый день - ты ведешь активный образ жизни; если 50 минут в день или пропускаешь воскресенья - уже сидячий. Однако последние исследования показывают, что твое здоровье напрямую зависит от количества времени, проведенного в пассивном состоянии, вне зависимости от того, делал ты сегодня зарядку или нет. «Сидеть слишком много - это не то же самое, что упражняться слишком мало», - утверждает американский исследователь Марк Гамильтон.

Теперь, когда мы знаем, что такое сидячий образ жизни, присядем на дорожку и пойдем дальше.

Цифры и факты

В 2009 году доктор Питер Кацмержек и его коллеги по Биомедицинскому исследовательскому центру Пеннингтона (США) опубликовали важное исследование, в котором соотнесли пассивный образ жизни и смертность на примере 17 тысяч канадцев. Как и следовало ожидать, среди людей, ведущих преимущественно сидячий образ жизни, была повышена общая смертность, а также смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Справедливости ради следует добавить, что вероятность смерти от заболеваний онкологического характера, например, оказалась никак не связана с количеством пассивно проведенного времени. Однако самое интересное заключается в том, что статистика подтвердила: преимущественно сидячий образ жизни сокращает продолжительность жизни вне зависимости от физической активности индивида в остальное время. Если обратиться к цифрам, у тех, кто сидел большую часть дня, было на 50% больше шансов умереть в ближайшее время по сравнению с самыми «непоседливыми». Причем у обеих контрольных групп был примерно одинаковый средний возраст, вес, уровень потребления алкоголя и уровень общей физической активности.

Исследование доктора Кацмержека далеко не единственное. Например, недавно из Австралии пришла статистика, которая соотносит смертность и количество времени, проводимого человеком у телевизора (бесспорный эквивалент пассивного состояния). Доктора Данстан, Барр и Хили наблюдали группу из 8800 человек на протяжении шести лет и зафиксировали 284 смерти. В итоге был сделан вывод, что каждый дополнительный час, который австралийцы посвящают просмотру телепрограмм, повышает их риск умереть на 11% (если усреднить возраст, пол и объем талии). Впрочем, австралийские доктора не остановились на простых замерах времени: 168 участников исследования в возрасте от 30 до 80 лет они попросили во время бодрствования носить акселерометры (приборы, фиксирующие перемещения корпуса). В итоге австралийские ученые смогли достаточно точно измерить время, которое каждый участник исследования проводил в состоянии покоя. Ценность этих данных в том, что учтены были малейшие перемещения, а не просто моменты осознанной физической активности вроде занятий спортом или быстрой ходьбы. Так вот, доктор Данстан и компания установили, что чем чаще человек прерывает пассивное состояние даже самыми незначительными действиями (вроде похода в туалет или стояния с сигаретой), тем меньше объем его талии, индекс массы тела, а также липидный спектр крови и толерантность к глюкозе! И эта зависимость прослеживается даже в том случае, когда более усидчивые участники исследования в общем зачете двигаются столько же, сколько их неспокойные товарищи, просто делают это нерегулярно. То есть двигаться чаще, пусть и не очень активно, гораздо полезнее, чем реже, но активнее!

Еще одно исследование из медицинского журнала PLOS Medicine подтверждает, что сидячий образ жизни и недостаток физической активности следует рассматривать как два совершенно разных фактора риска для твоего здоровья. Европейские ученые проанализировали время, которое дети и молодежь из трех регионов Европы проводят за просмотром телевизора (то есть в пассивном состоянии), а также тратят на спортивные тренировки. В итоге выяснилось, что не сидеть перед телевизором часами, однако и не заниматься при этом спортом почти так же полезно, как делать и то и другое. Тут мы подходим к главному посланию этой статьи, которое нам хотелось бы не столько передать тебе, сколько сформулировать себе в оправдание: выбросив зомбоящик вслед за абонементом в фитнес-клуб, можешь уже наконец расслабиться! Правда, желательно стоя.

Как это работает

Нет ничего удивительного в том, что нам так нравится сидеть (вот и сейчас). Наш организм был запрограммирован на сохранение энергии еще в эпоху весьма ограниченных пищевых ресурсов. Когда ты целыми днями на голодный желудок преследуешь мамонта, у тебя кристаллизуется в мозгу и оседает навеки в генах одно желание: уже убить его, сесть и хорошенько поесть! А потом поспать - чтобы сытости на подольше хватило. Поэтому, когда ты сделал квартальный отчет или провел важные переговоры, хочется на самом деле только того самого - сесть, поесть и поспать. Хотя бежать за квартальным отчетом трое суток по пересеченной местности уже давно не требуется.

В этом смысле еда - второй инстинктивный соблазн человечества, и он очень часто сочетается с первым. То есть для полного удовольствия многим из нас требуется не только тихий уютный диван, но и какой-нибудь снэк (можно пивной). Автоматическое избыточное поглощение пищи - один из самых очевидных отрицательных факторов сидячего образа жизни. Причем пища эта чаще всего далеко не здоровая!Еще один фактор, лежащий на поверхности, - это ослабление сердечно-сосудистой системы. В пассивном состоянии сердце привыкает работать на самых малых оборотах, кровь течет медленнее, легче образуются тромбы.

Есть и неожиданные опасности, открытые совсем недавно. Это следствие скорого и значительного изменения метаболических процессов, проходящих внутри скелетных мышц, в длительном положении покоя. Например, исследования на крысах показали, что всего один день без движения значительно сокращает в их мышцах содержание холестерина липопротеинов высокой плотности (говоря простым языком, это хороший холестерин) и замедляет поглощение триглицеридов. А пять дней постельного режима приводят к увеличению в плазме человека триглицеридов и липопротеинов низкой плотности, а также к повышению инсулинорезистентности. Все это очень вредно для нашего метаболизма! Причем отклонения от нормы были отнюдь не маленькие: уровень триглицеридов повысился на 35%, а инсулинорезистентность - на 50%! По мнению ученых, эти негативные изменения были связаны с сокращением активности липопротеинлипазы - фермента, который отвечает за сгорание жиров в процессе деятельности мышечной ткани. В результате повышается количество жиров в крови и вырастает уровень холестерина. Причем исследования на животных показали, что активность липопротеинлипазы существенно сокращается уже после шести часов пассивного состояния тела. Для многих из нас это гораздо меньше, чем обычный рабочий день за компьютером, даже если вычесть несколько часов стояния в пробках.

Ожирение часто называют проблемой века. Но как его избежать, если вы много времени проводите за компьютером в офисе, ни одна диета вам не нравится, а рабочий день длится так долго, что нет времени на фитнес? Остается лишь побороть свою лень и заняться похудением при малоподвижном образе жизни без диет и спорта прямо на работе.

Причины возникновения лишнего веса при сидячей работе

Малоподвижный образ жизни довольно часто приводит к появлению избыточного веса у людей, склонных к полноте. Причин тому несколько:

  1. Количество употребляемых калорий превышает энергетические затраты.
  2. У сидячих работников обычно нарушается кровообращение, что ведет к образованию застоев во всех внутренних органах.
  3. Отсутствие нормального приема пищи днем приводит к перееданию вечером.

Соответственно, решение проблемы лишнего веса и профилактика его образования заключается в устранении указанных причин. И сделать это можно без диет и затрат времени на посещение спортзала.

Секрет №1: сбалансируйте свое питание

Питание сидячих работников довольно часто представляет собой череду перекусов. А состоят они в основном из шоколадных батончиков, пирожков, булочек, пиццы. Вряд ли кого-то удивит, что это вредно. Да и потребности людей, занимающихся умственным трудом, подобная еда не удовлетворит.

При малоподвижном стиле жизни чаще всего активно работает мозг, который требует углеводы. Жиры и белки при этом расходуются мало, потому при поступлении в организм откладываются в те самые − «проблемные» места. Для обеспечения работы мозга необходимо выбирать углеводы сложного типа, так как «быстрые» сладости приводят к выбросу глюкозы в кровь. С таким объемом организм не успеет справиться, и результатом снова будет образование жировых клеток.

Белок нужен для работы иммунной системы, которая также страдает при малоподвижном образе жизни. Именно поэтому любая овощная диета не может длиться долго, помните об этом. Количество белка все же следует ограничить – грамм 100 мяса, а лучше рыбы.


Диета, а точнее система питания у сидячих работников должна быть такой: каша на завтрак, овощной салат с каплей растительного масла и фрукты на перекус, мясо и овощи на обед, кефир, рыба или овощи на ужин.

Секрет №2: соблюдайте режим питания

Бытует мнение, что спасением для любого полного человека является диета. Но все правила при разумных ограничениях рациона сводятся к режиму питания. Частые приемы пищи малыми порциями ускоряют обмен веществ, заставляют внутренние органы работать, избавляют от запоров. Для этого достаточно кушать каждые два-три часа. В качестве перекуса лучше выбирать сливы, яблоки, огурцы, помидоры, ломтик рыбы, горсть орехов.

Дробное питание без каких-либо строгих диет помогает также уменьшить порции, что сделает калорийность суточного рациона меньше.

Секрет №3: вода смоет лишние килограммы

Еще одно правило всех эффективных диет – это обильный питьевой режим. И его соблюдение не составит особого труда для сидячих работников. Чтобы отследить количество выпиваемой воды, набирайте утром бутылку в 1,5 л и пейте ее в течение всего дня.

Секрет №4: правильный рацион для упругости тела

Избавиться от целлюлита, который откровенно уродует даже худые тела, довольно сложно, поэтому лучше предотвратить его образование. Решением становится не диета в прямом смысле слова, а некоторые ограничения – исключение из рациона продуктов, которые сложно вывести из организма без качественного кровообращения. К такой пище относятся:

  • кофе;
  • жирное мясо;
  • выпечка и конфеты;
  • спиртные напитки;
  • бананы;
  • копченые продукты.

Секрет №5: сжигать больше калорий

Увеличить расход калорий можно с помощью нескольких упражнений. У сидячих сотрудников возникнет сразу вопрос, как же их делать на рабочем месте. Ответ прост:

  • Забудьте про лифт и дома, и в офисе. Хождение по лестнице без всяких диет помогает достаточно активно худеть.
  • Делайте легкие упражнения непосредственно за рабочим столом:
    • Медленно наклоняйте голову назад, вперед и в стороны, аккуратно растягивая мышцы шеи.
    • Сложите руки будто для молитвы, растопырив локти параллельно полу, и давите ладонями одной в другую.
    • Потянитесь вверх, сделайте глубокие наклоны в стороны.
    • Поднимайте пятки, будто приклеив носки к полу.
    • Поставьте стопы на ширине плеч, положите правую руку на левое колено и левую ладонь на правое колено. Ладонями давите с внутренней стороны на колени, а ногами оказывайте максимум сопротивления.
    • Прямо под рабочим столом поднимайте поочередно ноги.

Такая зарядка будет эффективной при регулярном повторении по несколько подходов. 10-15 повторов каждого упражнения позволят укрепить мышцы, компенсировать недостаток движения, улучшить кровообращение. С подобной нагрузкой любая диета даже в отсутствии существенных ограничений будет результативной. Кроме того, большей смейтесь и танцуйте даже сидя, ведь позитивное настроение – лучший двигатель для движения к любой цели.

Несмотря на то, что каждое поколение считает себя более занятым, чем предыдущее, приходится признать, что поколение нынешнее делает почти все свои дела сидя. Мы сидя в машине спешим на работу, сидя за компьютером работу эту выполняем, сидя за столом обедаем, сидя в машине отправляемся домой, сидя ужинаем, а затем сидя, если не полулёжа, отдыхаем на диване. Кажется, от излишней нагрузки наш скелет не страдает. Ан-нет! Страдает, да ещё как. А всё потому, что нагрузка неправильная.

Последствиями подобного образа жизни становятся заболевания опорно-двигательного аппарата (сколеоз, радикулит и даже, например, нервно-мышечные расстройства верхних конечностей), нарушения зрения, головные боли (а Вы-то думали, почему они Вас мучают), геморрой и, конечно, лишний вес. Последней проблеме стоит даже сказать спасибо, ведь если бы не лишний вес, большинство из нас бы и не задумалось о том, что сидячий образ жизни не проходит бесследно. Ведь головные боли, онемение шеи и шум в ушах мы не считаем за признаки заболеваний и стараемся не обращать на них внимание, особенно когда можно выпить таблетку и забыть об этом.

В этой статье собраны основные средства борьбы с сидячим образом жизни.

Во-первых, спорт

Мы отговариваемся от занятий спортом нехваткой времени, но когда Вам будет не согнуться, чтобы завязать шнурки, в 45, Вы себе за это спасибо не скажете. Запишитесь в спортзал, в бассейн, на аэробику, да хоть на танцы. Главное – чтобы Вам нравилось, тогда Вы меньше будете лениться. Чтобы было веселее, берите с собой друзей или семью. Можно и с коллегами на эту тему поговорить, кто-то из них, возможно, посоветует Вам что-то рядом с работой. Если не хотите никуда записываться, занимайтесь дома. Хотя бы зарядкой. А лучше устраивайте полноценные тренировки. Пусть члены Вашей семьи Вами гордятся и следуют Вашему примеру.

Во-вторых, «незаметные» упражнения

Они выделены отдельно, потому что для спорта нужно переодеться, переобуться, (женщинам смыть макияж, завязать хвостик), выделить время… В общем, хлопот много. Для «незаметных» упражнений ничего этого не нужно. Их можно выполнять даже на рабочем месте, что очень экономит время. Вы наверняка слышали о том, что пока едете в метро, можно напрягать и расслаблять пресс, тем самым его качая, или о чём-то подобным. Поищите в Интернете подобные комплексы упражнений (например, «упражнения при сидячей работе»). Зачастую людям не лень это попробовать, но тяжело делать регулярно и долго. Чтобы этого избежать, подпишитесь на рассылки, они будут Вам напоминанием. Кроме того, «незаметные» упражнения помогут очистить совесть, если Вы любитель сериалов или компьютерных игр. Добавьте к любимому занятию «незаметные» упражнения, и вот Вы уже не даром теряете время, а совершенствуете тело, отдыхая умом.

Лестница – Ваш друг

Вместо лифта лучше использовать лестницу. На эскалаторе лучше идти, а не стоять (особенно вверх). Если Вы пользуетесь общественным транспортом, выходите на одну-две остановки раньше или садитесь на несколько остановок позже, проходя это расстояние пешком. Если Вы владелец автомобиля, постарайтесь не использовать его бездумно, возможно, Вам не так уж и далеко идти и стоит прогуляться, а не по привычке садиться за руль. Если закрыт ближайший магазин, не расстраивайтесь, а идите пешком в тот, что подальше. На работе не просите коллег «заодно» принести или отнести что-то для Вас, сходите сами.

Перераспределите бытовые обязанности между членами семьи

Поменяйте мытьё посуды на поход в магазин, а стирку – на прогулку с собакой. Если стоит выбор, кому что сделать, выбирайте те дела, в которых нужно больше двигаться.

Также в семье меньше кричите из одной комнаты в другую. Не ленитесь, встаньте, подойдите к человеку и скажите ему то, что хотите сказать. Это полезно скажется не только на Вашем физическом здоровье, но и на атмосфере дома.

Марина Чернышова
Обобщенный опыт работы «Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 31 городского округа Вичуга

Обобщенный опыт работы

воспитателя

Чернышовой Марины Константиновны

по теме :

«Русская народная подвижная игра как

средство приобщения дошкольников к

здоровому образу жизни »

Введение___стр. 3-5

Формы организации оздоровительной

работы___стр . 5-7

Классификация народных подвижных игр . Методы и приемы обучения подвижным играм___стр . 7-8

Русская народная подвижная игра как средство приобщения к здоровому образу жизни___стр . 8-13

Взаимодействие с семьями воспитанников___стр. 13-14

Результаты и выводы работы___стр . 14

Список литературы___стр. -15

Приложение

Введение

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7 летнего возраста могут считаться здоровыми , и одна из существующих причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к своему здоровью .

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка , в годы дошкольного детства . От здоровья , жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.

В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны , а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ. Сокращается двигательная активность детей в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм ) . А это значит, что теряется творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как изменить положение? Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной ? И как нужно воспитывать ребенка, что бы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуры в целом – это не только духовное обогащение ребенка, но и огромный потенциал для его физического развития.

Мы считаем что, решая эту проблему, необходимо сконцентрировать внимание на детском периоде жизни , так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

В связи с этим определили цель, задачи и содержание деятельности.

Цель : приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через народные подвижные игры .

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

1. Формирование основ здорового образа жизни , развитие двигательных способностей, умений и навыков при помощи .

2. Развивать интерес и расширять кругозор представлений о разнообразии русских народных подвижных игр .

3. Познакомить детей с правилами русской народной подвижной игры , формированием умения четко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

4. Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициях русского народа . Используя русскую народную подвижную игру .

5. Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявлять сопереживание, взаимопомощь.

6. Привлечь родителей к образовательному процессу .

Мы знаем, что здоровье ребенка зависит не только от социально-экономической обстановки, но и от образа жизни семьи , уровня образования , компетентности и заинтересованности по данной теме родителей. Для этого в течении всего времени мною проводилось изучение уровня знаний родителей о ЗОЖ (анкетирование, оценка уровня состояния здоровья детей (изучение медицинских карт) и развития подвижной игры (диагностика) .

Нами проведена диагностика, по результатам которой были сделаны следующие выводы : запас игр невелик, нет соблюдения правил игры, нет разницы между физическими упражнениями и подвижной игрой . Игры однообразны , бессюжетны, зачастую просто выполнение основных движений. У некоторых детей нет интереса к этому виду игровой деятельности.

По анализу анкетирования родителей было выявлено, что 83% родителей частично знакомы с ЗОЖ, 17% стараются придерживаться ЗОЖ в семье. Все родители знают, что ребенку нужен режим дня, но соблюдает его лишь 12% опрошенных. Для прогулки в режиме дня ребенку отводится от 1 часа до 15 минут или могут совсем не гулять. Ведущей деятельностью ребенка дома является : 35% - компьютерные игры, 43% - просмотр телепередач, 12% - чтение книг, 7 % - конструирование, 3% - настольные игры, 5% родителей назвали 4 подвижные игры , в которые они играют с детьми , остальные играют в игры предложенные детьми.

Таким образом , мы сделали вывод, что знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями, занижен интерес к игровой деятельности и двигательной активности ребенка. Ценностные ориентации родителей, относительно значимости здоровья , игры, не актуальны и, вследствие этого, не реализованы в повседневной жизни . Игровая деятельность детей однообразна , игровые навыки и умения не сформированы.

Результаты диагностики уровня развития физических качеств, оценки уровня здоровья детей , позволили сделать вывод о том, что наши воспитанники нуждаются в целенаправленном приобщении к здоровому образу жизни посредствам русской народной подвижной игры , как наиболее мягком, эмоциональном, непринужденном способе физического влияния на растущий организм.

Формы организации оздоровительной работы

Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни . Его основу составляют : систематические занятия физическими упражнениями и спортом, укрепление и сохранение здоровья , развития физических способностей, двигательных навыков.

Одной из форм организации оздоровительной работы , приобщения к ЗОЖ являются . Подвижные игры – естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.

Радость движения сочетается в русских народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Русская народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества , создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа . Русские народные подвижные игры вызывают активную работу мысли , способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение , функции зрения, тренирует реакцию и координацию движений, воспитывает навыки общения. Игра формирует высокую нравственность. Русские народные подвижные игры издавна служили средством самопознания , здесь проявляли свои лучшие качества : доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни , добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны , развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста , но не менее интересны и для взрослых. Раньше, после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей , обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Русские народные игры очень многообразны : детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями , прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр – движение в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча и др.) . Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется . Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими учащимися, большинство игр не требует специально оборудованного для этого места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В нее можно играть на прогулках , во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весеннее-осенние периоды, повышают устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, а так же к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды .

Таким образом , русские народные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Русские народные подвижные игры , в комплексе с другими воспитательными средствами , представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создается эмоционально – положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре.

Для этого в группе, в детском саду созданы все условия : спортивный зал, спортивная площадка, участок для прогулок. В группе : спортивный уголок со стандартным и нестандартным оборудованием, картотека народных игр по возрастам . На каждый возрастной период нами разработано планирование подвижных игр .

Ежемесячно организуется непрерывная образовательная деятельность , которая включает в себя знакомство детей с русскими народными играми , устным народным творчеством , с историей русского народа , с изделиями разных народных промыслов , занятия оздоровительного цикла «Хочу быть здоровым » , «Путешествие в страну Неболейка» .

В повседневной деятельности мы используем разные виды гимнастик, физкультминутки, прогулки, закаливания, различные виды игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные , спортивные, народные игры , игры-драматизации).

Систематически проводятся спортивные развлечения, досуги, подвижные игры , эстафеты, связанные с сезоном года.

Классификация народных подвижных игр .

Методы и приемы обучения подвижным играм .

Игры можно разделить на группы, сходные по определенным признакам :

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт, игры русского народа , вечная борьба добра и зла ).

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности)

3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками, с метанием, с бросками и ловлей мяча и т. д.)

5. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные)

6. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости)

7. По отношению к структуре занятия (подготовительной, основной, заключительной частей занятия по физической культуре)

8. По сезону.

В своей работе мы руководствуемся следующими методами и приемами обучения русской народной игры .

1. Наглядные :

Наблюдение

Демонстрации (показ способа действий, картин, иллюстраций)

2. Словесные :

Объяснение

Рассказ

3. Игровые

4. Соревновательные

Русская народная подвижная игра как средство

приобщения к здоровому образу жизни

Знакомство детей с русской народной подвижной игрой мы начали с младшего дошкольного возраста . Ведь они привлекают своей простотой, напевностью, эмоциональностью. Важно было привлечь внимание детей к игре, привить желание играть . Для этого использовались простые игры типа : «Догоните меня» , «Васька серенький» , «У медведя во бору» , «Наседка и цыплята» . Эти игры строятся на основе опыта детей , представлений, знаний об окружающей жизни , явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Основными методами знакомства с русской народной подвижной игрой были наглядные, словесные, игровые. К концу года дети с удовольствием играли со мной . Это был подготовительный этап в моей работе .

Более углубленно продолжили работать в средней группе . Теперь передо мной стояла задача – познакомить детей с русской народной подвижной игрой . Научить понимать поставленную перед ними задачу, ввести понятие водящий, выполнять роль водящего в игре, правила, совместно играть , понимать слова диалекта. Объяснение новой игры проходило по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. В ходе игры я привлекала детей к ее содержанию. Задавала один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли ее правило. Объясняла последовательность игровых действий, слова диалекта, расположение игроков и атрибутов, правила игры. Иногда коротко рассказывала о сюжете игры, объясняя роль водящего. Следила за точностью движений. Использовала игру не только в свободной деятельности, на прогулках, но и в различных видах НОД. В своей работе придерживалась следующих принципов :

1. Игра должна быть понятна , доступна по выполнению, интересна детям.

2. При ознакомлении с игрой на роль водящего выбирается шустрый, смышленый ребенок.

3. Ведущего может назначать :

Воспитатель. При этом он должен кратко обосновать свой выбор и подробно объяснить водящему его задачу.

Участники игры. Этот способ нужно чаще применять, так как он основан на инициативе ребят, и, кроме того, водящий, выдвинутый коллективом, всегда старается как можно лучше справится с задачей игры.

Персонаж.

4. Действия водящего заключаются в легком касании рукой убегающего, нельзя хватать за одежду, толкать, захватывать в объятия.

5. В процессе игры убегающим детям следует смотреть не только на того, кто их ловит, но так же обращать внимание на других участников во избежание столкновения.

6. Во время игры произносить рифмовки вместе с детьми (ребенком, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.

7. В конце игры дать положительную (для малышей) оценку игры, похвалить ведущего, активных детей, а так же робких, застенчивых малышей, обратить внимание на выполнение правил.

8. Игру проводить не более 2-3 раз. Для того чтобы сохранить интерес к игре.

Для расширения кругозора детей по ознакомлению с русскими народными подвижными играми :

Продолжала знакомить с малыми формами фольклора (познакомила с закличками, дразнилками, шутками, прибаутками и т. д. «Солнышко, пробудись.» , «Наш Ваня простота, купил лошадь без хвоста…» ). В середине года ввела понятие считалка. Сначала выбирала с помощью считалки сама, потом стала привлекать детей;

Читала русские народные сказки ;

Рассматривали предметы быта, посуды, одежды, иллюстрации.

- обращала внимание на образ жизни людей «Водичка-водичка» , «Расти коса до пояса» , «Ай, тари, тари, тари…»

Наблюдали за играми старших детей .

Во время проведения игры, что бы вызвать большой интерес детей, использовала маски, элементы одежды, игрушки. К концу года дети активно отзывались на предложение поиграть . Движения стали более легкие, точные, разнообразные . Расширился репертуар игр, словарный запас детей. Стали понятны слова русского диалекта .

Начала знакомить детей со способами выбора водящего, с понятиями; зазывалки, считалки, жеребьевки, угады, сговоры, певалки, уговоры.

Зазывалки :

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предигровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачины, призывающие потенциальных участников к игре.

Чижик – пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть – поплясать

Себя показать!

Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.)

Собирайся народ ,

Кто в прядки играть идет ?

Призыв к игре сопровождается подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал сбор :

Тай-тай, налетай

Никого не принимай!

Зачины являются игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.

Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используют жребий. Все участники при этом в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределятся силы.

Определить водящего можно с помощью считалки.

Считалки (народные названия : счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки) – это короткие рифмованные стихи, как правило, малоосмысленные, но с юмором. Участники встают в круг. Один в середине – громко произносит считалку. При каждом слове он касается поочередно рукой каждого играющего , не исключая самого себя. На кого выпадет последнее слово, тот и водит.

«Ягодка малиновка, медок сахарок, поди вон королек!»

Жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают сами процессом игры, применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будут называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца . Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают : игроки опускают руки и тихо спрашивают : «Ниточка или иголочка?»

В некоторых народных играх перед их началом я применяла забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят :

Кто засмеется.

Губа задергается.

Раз, два, три, четыре, пять,

С тех пор молчать!

Все стараются не проронить слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.

Если игра требует разделения на команды, используется сговор (уговор, подбор) .

Участники игры сговариваются между собой, кого как называть (птицей, растением, животным) . И, разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.

Сговоры бывают разными :

Что возьмешь : «Белую березу - или красную розу?»

«Наливное яблочко - или золотое блюдечко?»

Существуют и другие жеребьевки – угады. Например, «Пальчик - маральчик» . Один из играющих пачкает палец (мелом, сажей, землей, остальные разжимают его кулак. Кто разожмет замаранный палец – водит.

Сначала сама предлагала разные способы выбора водящего, потом обращалась за советом к детям . Старалась выделять голосом способ выбора водящего. Потом ввела в игру роль- ведущего, уверенного в себе ребенка, с хорошей речью, памятью, вниманием. От его задора в начале игры зависит, как будет проходить сама игра . Обращала внимание на умение детей слушать объяснения ведущего, добиваться выполнения движения, согласно его указаниям, соблюдать правила. В конце игры указывала на ошибки допущенные детьми, отмечала тех, кто играл без ни . Они уже могли вместе самостоятельно проводить простые игры, без помощи взрослого : «Бабка-ёжка» , «Жмурки» , «Башмачок» .

В старшей группе я продолжу работу по этой теме . Приоритетными задачами в этом возрасте ставлю :

Самостоятельное проведение русской народной подвижной игры ;

Знать правила игры, уметь объяснить, выполнить;

Знать несколько способов выбора водящего;

Уметь дать оценку игре, водящему объяснить ее;

Уметь самостоятельно пользоваться игровым оборудованием.

Познакомлю с классификацией (условно) русских народных подвижных игр .

1. Игры, отражающие историческое наследие русского народа «Быт русского народа » , в котором применяются народные игры , отражающие повседневные занятия наших предков : «Горшки» , «Башмачник» , «Лапти» , «Поясок» .

2. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру : «Заинька-беленький» , «В коршуна» , «В медведя» , «Ручеек» .

3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относят игры : «Горелки» , «Жмурки» , «Ловишка» , «Опоясье» , «Краски» и др.

4. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех : «Тяни в круг» , «Бой петухов» , «Перетяни за черту» , «Взятие снежной крепости» , «Цепи кованы» , «Перетягивание каната» , «Вытолкни за круг» и их различные варианты. Эти игры очень нравятся мальчикам, в них каждый желающий может проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Известно, что ни одну задачу ДОУ нельзя успешно решить без тесного сотрудничества с родителями. Понятно, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым , но не каждый задумывается о том, как сделать, что бы его ребенок жил в гармонии с собой, окружающим миром, людьми. Секрет прост – это здоровый образ жизни . Поэтому, чтобы повысить эффективность работы , было принято приобщить родителей к данной проблеме.

Родители являются постоянными и активными участниками образовательного процесса : помогают организовывать совместные праздники и развлечения, экскурсии, субботники, спортивные досуги, выставки и т. д. Родители совместно с детьми изготавливают костюмы, атрибуты, поделки.

С родителями проводились родительские собрания по данной теме , консультации, для ознакомления предоставлена картотека русских подвижных игр (Приложение № 4) .

Результаты работы

Благодаря проведенной работе и внедрению новой технологии из года в год просматривалась положительная динамика в приобщении детей к ЗОЖ , посредством русской народной подвижной игры .

Вся наша работа дала положительные результаты : дети стали меньше болеть, повысился показатель физического развития (по данным мониторинга) . Игра стала многообразна , движения быстрые и красивые, а дети сильные, ловкие, выносливые. Они могут не только сами организовать игру, но и дать ей оценку. Во время игры проявляли смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Анкетирование родителей показало, что в семье больше стали уделять внимание здоровому образу жизни : увеличилось время прогулок на свежем воздухе, предпочтение отдается не просмотру телепередач и компьютерным играм , а подвижным играм , катанию на велосипеде, роликах, коньках.

Таким образом , народные подвижные игры являются эффективным средством приобщения детей к здоровому образу жизни .

Список литературы

1. Вавилова Е. Н. «Учите бегать, прыгать, лазить, метать» . М. Просвещение, 1983г.

2. Детские народные подвижные игры ». Составители Кенеман А. В., Осокина Т. И. Москва «Просвещение» , «Владос» , 1995г.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. «» , С. Петербург издательство «Акцидент» 1997.

4. Кудрявцева В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления » . «Линка-пресс» 2000г.

5. Литвинова М. В. «Русские народные подвижные игры » . Под редакцией Руссковой Л . В. М., «Просвещение» 1986

6. Науменко Г. М., Якунина Г. В. «Солнышко-ведрышко» Издательство «Белая горница» 1994

7. Науменко Г. М. «Фольклорные праздники» . «Линка-пресс» , 2000г

8. Новицкая М. Ю. Наследие. «Патриотическое воспитание в детском саду» . Москва «Линка-пресс» , 2003г

9. Осокина Т. Ф. «Физическая культура в детском саду» М., Просвещение, 1986г.

10. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе» , М., «Просвещение» , 1983

11. «Классификация русских игр » . Статья А. А. Тарана в журнале «Физическая культура»

12. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры » , С. Петербург издательство «Акцидент» 1997.

13. Страковская В. Л. «300 детей от года до 14 лет» М.: Новая школа, 1994.

14. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду». Под редакцией Орловой А. В. Владимир, 19

15. Страковская В. Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от года до 14 лет» М.: Новая школа, 19