Open
Close

Роль зрения в развитии речи у детей. «Роль слухового и зрительного анализатора в развитии речи учащихся» Выполнила учитель начальных классов Роль зрения в развитии речи

Зрительная система принимает очень небольшое участие в развитии речевых функций у ребенка, т. к. слепые дети и слепые взрослые ориенти­руются на акустические каналы речевой информации, иногда – на так­тильные (шрифт Брайля для слепых). Сложности возникают при пере­ходе к тем видам речи, которые ориентированы на активную работу зрительного анализатора, связанную с овладением навыками чтения и письма.

С другой стороны, установленным является факт, что слепые от рождения дети, даже при нормальном слухе, начинают говорить значительно поз­же. Это связано с развитием речевого подражания (эхолалии), которое начинается со второго полугодия первого года жизни ребёнка. Зрячий ребёнок, фиксируя взгляд на лице говорящего, начинает закрывать и открывать рот, двигать губами, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям, затем начинает повторять звуки, а потом и целые слова. Эхолалия бывает хорошо выражена уже на втором году жизни ребёнка. Рефлексы подражания и повторения сохраняют свою силу и в 5-6 лет, в связи с чем, в этом возрасте рекомендуют начинать изучение иностранного языка.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и при своём формировании речь включается в иную систему связей, чем у зрячих.

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Снижается количество получаемой информации. Увеличивается роль слуха, осязания (ощупывание предметов при их восприятии) и др. анализаторов в жизни и деятельности слепых и слабовидящих. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, ориентировке в пространстве и т. д.

Значительные изменения происходят в физическом развитии ребёнка: нарушается точность движений, снижается их интенсивность, в то время как развитие двигательного анализатора и активный двигательный режим – это мощные стимуляторы речевой функции, поскольку механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой речевых центров с моторными зонами коры.

Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе межличностного общения, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм».

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и образованию свойственной только слепым и слабовидящим специфической психологической системы, со своими особенностями восприятия, мышления, памяти, эмоций и пр.

Наше мышлениесостоит в установлении отношений между восприятиями и понятиями (умозаключениями). Логично поэтому представить, что если при нарушениях зрения страдает восприятие, то должны страдать и умозаключения. Однако большинство авторов прямо или косвенно указывают на отсутствие корреляции уровня развития мышления и памяти с нарушением остроты зре­ния, признавая, однако, их замедленное развитие.

Зрительная система принимает очень небольшое участие в развитии речевых функций у ребенка, т. к. слепые дети и слепые взрослые ориенти­руются на акустические каналы речевой информации, иногда – на так­тильные (шрифт Брайля для слепых). Сложности возникают при пере­ходе к тем видам речи, которые ориентированы на активную работу зрительного анализатора, связанную с овладением навыками чтения и письма.

С другой стороны, установленным является факт, что слепые от рождения дети, даже при нормальном слухе, начинают говорить значительно поз­же. Это связано с развитием речевого подражания (эхолалии), которое начинается со второго полугодия первого года жизни ребёнка. Зрячий ребёнок, фиксируя взгляд на лице говорящего, начинает закрывать и открывать рот, двигать губами, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям, затем начинает повторять звуки, а потом и целые слова. Эхолалия бывает хорошо выражена уже на втором году жизни ребёнка. Рефлексы подражания и повторения сохраняют свою силу и в 5-6 лет, в связи с чем, в этом возрасте рекомендуют начинать изучение иностранного языка.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и при своём формировании речь включается в иную систему связей, чем у зрячих.

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Снижается количество получаемой информации. Увеличивается роль слуха, осязания (ощупывание предметов при их восприятии) и др. анализаторов в жизни и деятельности слепых и слабовидящих. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, ориентировке в пространстве и т. д.

Значительные изменения происходят в физическом развитии ребёнка: нарушается точность движений, снижается их интенсивность, в то время как развитие двигательного анализатора и активный двигательный режим – это мощные стимуляторы речевой функции, поскольку механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой речевых центров с моторными зонами коры.



Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе межличностного общения, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм».

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и образованию свойственной только слепым и слабовидящим специфической психологической системы, со своими особенностями восприятия, мышления, памяти, эмоций и пр.

Наше мышлениесостоит в установлении отношений между восприятиями и понятиями (умозаключениями). Логично поэтому представить, что если при нарушениях зрения страдает восприятие, то должны страдать и умозаключения. Однако большинство авторов прямо или косвенно указывают на отсутствие корреляции уровня развития мышления и памяти с нарушением остроты зре­ния, признавая, однако, их замедленное развитие.

Речь как основа мышления

Речь очень рано включается в процесс умственного развития ребенка. У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. У взрослого человека речь, так или иначе, участвует во всех его психиче­ских процессах, познавательной деятельности, мышлении, памяти и пр.

Известно, что у детей с нарушением речи может замедлиться интеллекту­альное развитие. Исследователи утверждают, что речевые нарушения (в том чис­ле и общее недоразвитие речи), у детей с задержкой психического развития или умственной отсталостью встречаются гораздо чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Следовательно, ЦНС играет огромную роль в речевом развитии ре­бенка.

С другой стороны, у ребенка с общим недоразвитием речи часто отмечаются отклонения в развитии его психических функций: замедление темпов психического развития, гностических мыслительных процессов, аномальное развитие эмо­ционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом. Поэтому принято рассматривать речевую недостаточность в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка.

В 1982 году английский учёный Р. Сперри был удостоен Нобелевской премии за исследования, которые показали, что кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь. Это следует понимать как то, что левополушарные структуры обеспечивают самые важные – аналитическую и абстрактно-логическую – со­ставляющие речевой функции. Левое полушарие ответственно за понимание речи, за выполнение движений и жестов, связанных с языком, за математические расчёты, интерпретацию символических понятий. По мере развития лексико-грамматической стороны речи, ребенок овладе­вает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез, лежащими в основе абстрактного мышления.

Кора же правого полушария контролирует выполнение невербальных функций. Она управляет интерпретацией зрительных образов, пространственных взаимоотношений, распознаванием предметов, но не позволяет выразить это словами. Кроме того, правое полушарие определяет восприятие музыки.

Такое соотношение функций правого и левого полушарий формируется у ребенка после четырех лет, но, несмотря на выраженное различие функций, правое и левое полушарие у здорового человека находятся в по­стоянном взаимодействии. Между ними имеются мощные ассоциатив­ные связи, поэтому восприятие, речь и мышление всегда есть результат их совместной деятельности.

Развитие мышления ребенка совершается в двух планах – непосредственно в действенном плане, и в плане речевом. Оба эти плана, конеч­но, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами, является и предпо­сылкой, и результатом развития речевого мышления; обусловливая развитие ре­чевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка, в свою очередь, развивается под его воздействием. При этом, все же, первично мыслительные процессы, несомненно, соверша­ются как подчиненные компоненты какой-либо «практической» (у ре­бенка – игровой) внешней деятельности, и лишь затем мышление выделяется в качестве особой, относительно самостоятельной вербализированной «теоретической» познаватель­ной деятельности.

Патология речи

Под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой наруша­ется формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запа­са, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и отно­сительно сохранном интеллекте. Системное нарушение речевой деятельности имеет типичные проявления: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты про­изношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структу­ры слов, не развитую связную речь, отражающие, таким образом, единство патологических проявле­ний по всем трём указанным компонентам речевой системы.

Этиологические (причинные) факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска.

Определённое значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют биологические по своей природе наследственные факторы. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий. Однако в некоторых случаях наследственные факторы выступают и как ведущие причины речевой патологии, например, семейная отягощённость речевыми нарушениями (леворукость и правшество). Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и нарушения нормального созревания и функционирования ЦНС.

Наследственные факторы в возникновении речевых расстройств обычно выступают в сочетании с экзогенно-органическими и социальными факторами.

Под экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия (гипоксия мозга, инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребёнка и на его организм в целом.

В зависимости от времени их воздействия, выделяют внутриутробную (пренатальную ), в родах (начальную ) и после рождения (постанатальную ) патологию. Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах и в первые дни после рождения (перинатальная патология).

Последствия воздействия неблагоприятных факторов могут быть органическими центральными (когда поражается головной мозг) и органическими периферическими (если нарушается морфологическое развитие периферического речевого аппарата).

Перинатальная патология (эмбриопатии) может быть обусловлена вирусными заболеваниями матери во время беременности, приёмом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности, некоторыми бактериальными инфекциями, токсикозами, а также многообразной акушерской патологией (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение околоплодных вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода и др.). Имеют значение также акушерские манипуляции в родах (наложение акушерских щипцов, вакуум-экстрактора и пр.), которые могут повредить нервную систему плода.

Рис. 23. Прогнатия Рис. 24. Прогения Рис. 25. Передний открытый прикус Рис. 26. Боковой открытый прикус

У детей с развивающимися при этом аномалиями и пороками развития мозга, часто наблюдаются асимметрии черепа, аномалии нёба (высокое «готическое» нёбо, уплощённое нёбо, несращения нёба и губы), дефекты развития или недоразвитие нижней и верхней челюсти, приводящие к аномалиям прикуса (прогения, прогнатия, передний или боковой открытый прикус – рис. 23-26), отклонения в строении зубного ряда (редкие зубы, отсутствие тех или иных зубов, деформированные края зубов и пр.). Примером речевых расстройств, возникающих вследствие врождённой расщелины нёба, может быть открытая ринолалия; все дефекты развития челюстей, строения и расположения зубов сопровождаются нарушениями произношения, чаще всего в форме шепелявости (сигматизма).

Родовая травма и асфиксия (кислородное голодание) плода в момент родов, могут приводить к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток от «удушья». Эти поражения клеток могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечёт за собой развитие алалии.

Описан алкогольный эмбриопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития, черепно-лицевые уродства, и показана роль в его происхождении хронического алкоголизма. Задержка развития речи при этом напрямую связана с сопутствующими нарушениями слуха у ребёнка.

Патологические воздействия на поздних стадиях беременности обычно не вызывают тяжёлых врождённых пороков развития, но ведут к задержке созревания нервной системы, к нарушению миелинизации её структур и часто проявляются в последующем затруднениями речеобразования центрально-кор-кового происхождения.

Речевые нарушения могут возникать и в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на мозг ребёнка на последующих этапах его развития. Структура этих речевых нарушений различна в зависимости от времени воздействия вредности и локализации поражения мозга. Особую роль играют ранние органические поражения мозга, сочетающиеся с неблагоприятными условиями воспитания и окружения ребёнка в первые годы его жизни.

Социально-психологические факторы риска связаны, главным образом, с психической депривацией детей. Особое значение имеет эмоциональная депривация – недостаточность эмоционально положительного контакта и речевого общения ребёнка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребёнком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития, неадекватный тип воспитания, педагогическая запущенность. В результате воздействия перечисленных причин, у ребёнка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

К функциональным нарушениям речи относят и связанные с неблагоприятными общими воздействиями на организм ребёнка: общей физической ослабленностью; незрелостью, обусловленной недоношенностью или внутриутробной патологией; заболеваниями внутренних органов; рахитом; нарушением обмена веществ и пр., ибо любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка, особенно, первых лет жизни, обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Отсюда правомерно разграничивать дефекты формированияречи и дефекты сформированной речи, считая трёхлетний возраст их условным рубиконом.

Сущность аномального развития ребёнка с нарушениями слуха, зрения или речи заключается в том, что биологическая первопричина (сенсорный или речевой дефект) определяет нарушение социального статуса ребёнка, с атипичным формированием у него психики, что, в конечном итоге, проявляется в нарушениях функционального характера – недоразвитии речи, особенностях мышления, внимания, памяти, восприятий, представлений и пр.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формиро­вание у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоми­нания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, без специаль­ного обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обоб­щением

Из опыта работы учителя-логопеда. Роль слуха в развитии ребенка

Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель - логопед МКОУ Ш -И № 8, г. Гремячинск, Пермский край.
Цель:
Повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения в вопросах речевого развития, в связи с речью и слухом ребенка.
Задачи:
Сообщить необходимые сведения родителям, педагогам о значении слуха в языковом и речевом развитии детей;
Помочь родителям заметить и осознать проблему снижения слуха в развитии и поведении ребенка, чтобы своевременно обратиться к специалистам.
Актуальность проблемы нарушения слуха у детей.
Статистика утверждает, что более чем у 6% населения наблюдаются проблемы со слухом. Понижение слуха или тугоухость имеет место у разных возрастных групп. Главное своевременно обратиться к врачу. Если такие нарушения вовремя не выявить, то может произойти частичная или даже полная потеря слуха. К сожалению, актуальность проблемы нарушения слуха у детей не утратила своего значения. Что такое глухота для взрослого человека? Это ограничение трудоспособности, а в некоторых случаях и полная инвалидность. Проблемы нарушения слуха у детей имеют более серьезные последствия. Ребенок только начинает говорить, учится подражать услышанным звукам. Только наличие хорошего слуха способствует нормальному психоречевому развитию ребенка. Ребенок, который слабо слышит, может отставать от своих сверстников в умственном развитии, ему труднее будет учиться в школе.
Материал будет полезен родителям, педагогам.

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих.


Период раннего детства один из важнейших в жизни ребенка. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств.


Антрополог Генри Ф. Осборн назвал человеческий мозг «самым чудесным таинственным объектом во вселенной». У каждого, даже самого небольшого, участка мозга – строго определенная функция: руководство двигательными актами, координация положения тела и движения, анализ зрительных и слуховых ощущений. Головной мозг состоит из полушарий. Каждое полушарие включает лобную, височную, теменную и височную доли. Лобные доли отвечают за интеллектуальные функции, накопление информации, сохранение её, анализ, переработку. Нормальное функционирование этих образований обеспечивает критическое отношение к себе, к своим возможностям, понимание юмора, представления о нравственных устоях. Височная – область функции слуха , вкуса и обоняния.


И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. После рождения, еще до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких. Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху, восприятием обращенной к нему речи. Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, важно хорошо слышать.

Почему мы слышим?

Звук проводится через наружное и среднее ухо. Звуковая волна приводит к вибрации барабанную перепонку. Далее она передает эту вибрацию на цепочку, состоящую из слуховых косточек, - это молоточек, наковальня и стремечко.


От стремечка, которое находится в конце цепочки косточек среднего уха, колебания проходят в полость внутреннего уха. Она имеет форму улитки и заполнена жидкостью. В этой полости находятся чувствительные клетки, которые механические колебания преобразуют в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в мозг по слуховому нерву, там происходит формирование и восприятие того звукового образа, который мы слышим.


Статистика показывает, что один человек из трех может иметь неполноценное ухо. Возможные причины потери и снижения слуха у детей:
Недоношенность, гипоксия, асфиксия, длительный безводный период
Наследственность
Травмы, детские инфекции
Применение антибиотиков

Исключительная роль слуха в развитии детской речи определяет необходимость дифференциации недоразвития речи от речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха.


Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта.
По характеру дефекта все нарушения слуха делятся на кондуктивные и нейросенсорные. При кондуктивных отмечается нарушение проведения звука в среднем или наружном ухе. При нейросенсорных имеется поражение внутреннего уха, слухового нерва, его ядер или слуховых зон коры головного мозга. Наиболее частыми являются нейросенсорные нарушения.
Нарушения слуха подразделяются на тугоухость и глухоту. Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению развития всех сторон речи – фонетичиской, лексической, грамматической, смысловой, а в ряде случаев к полному отсутствию речи.
Необходимо учитывать, что для овладения активной речью требуется значительно большая сохранность слуха, чем для понимания речи окружающих.
Полная сохранность слуха особенно важна в сензитивные периоды развития речи.

Слухопонимание у ребенка с нормой:

1 месяц – прислушивается и реагирует на голос взрослого: изменяет, приглушает плач.
2 месяца – ищет источник звука поворотом головы
3 месяца – крик с отчетливой интонацией, певучее гуление
4 месяца – четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы
5 месяцев – различает близких и чужих, строгий и ласковый тон
6 месяцев по- разному реагирует на свое и чужое имя
7 месяцев – на вопрос «где?» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальцем
8 месяцев – выполняет просьбы взрослого: подает руку, машет ей на прощание, играет в «ладушки»
9 месяцев - по просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, откликается на зов.
10 месяцев – по просьбе показывает части своего и чужого лица и тела
11 месяцев – понимает первые обобщения: машинки, мячики, кубики.
12 месяцев – выполняет простые поручения, очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке.
1 год 3 месяца – быстро расширяется запас понимаемых слов.
1 год 6 месяцев – обобщает предметы по существенным признакам.
1 год 9 месяцев – понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы.
2 года – употребляет в речи прилагательные и местоимения
2 года 6 месяцев – понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого.

Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с окружающими, выражая свои мысли фразами из 3-6 слов. Его предложения в этом возрасте уже в основном правильны. Речевая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.


К шести годам ребенок:
Обладает словарем около 4000 слов
Практически все звуки родного языка произносит правильно
Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
Помнит и может описать прошедшие события
Пользуется сложными предложениями
Употребляет все части речи
Использует абстрактные и отвлеченные понятия
Рисует, заштриховывает, обводит
Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги
Различает и дифференцирует звуки речи.
К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для устного общения. У будущего школьника должен быть хорошо развит и сформирован фонематический слух, что является залогом успешного усвоения школьной программы по основным предметам.



Этот сложный процесс может оказаться полностью нарушенным при условии даже небольшого снижения слуха , возникшего в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить его обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе.
В результате отклонений в развитии речи слабослышащие дети встречаются со следующими затруднениями в школьном обучении:
1. Затрудненное усвоение первоначальной грамоты (письма и чтения).
2. Специфические ошибки в диктанте и самостоятельном письме.
3. Трудности понимания объяснений учителя.
4. Затруднения при пользовании учебником в следствии недостаточного понимания читаемого текста.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, врачей, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агриссивность, чрезмерная расторможенность, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и роботоспособность снижены.

Важно помнить,

что небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, как родителями, так и ребенком, а причины непонятной неуспеваемости в школе остаются при этом неизвестными учителю и родителям. Между тем такие затруднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности окружающих о возможных затруднениях ученика, связанных с недостатком его слуха. Важно убедиться, что у ребенка нет снижения слуха еще до поступления в школу.
Каждый ребенок индивидуален, но если вас насторожило, что ребенок недостаточно хорошо слышит, мало и совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к специалисту - сурдологу.


В настоящее время разработаны методы объективной оценки слуха, уже начиная с периода новорожденности. Этот метод позволяет рано выявить случаи глухоты и тугоухости и дифференцировать их от других патологий.
Слух можно проверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у логопеда.


Вид и степень тугоухости определяется в центре слуха или сурдологическом центре по аудиограмме. Обратите внимание, что ребенок со снижением слуха нуждается в специализированной медицинской помощи. Ранняя диагностика, своевременное и квалифицированное назначение слухового аппарата, правильное его ношение и специальное обучение могут помочь ребенку в значительной степени компенсировать недостаток слуха.

Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность. Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувства.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, иди-иди, дай-дай).

В возрасте 7 - 9 мес. малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова.

Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Исследования Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20 - 25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных окончаний слов и т.п.). Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.

Слух человека приобрел в процессе онтогенеза особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). (Этим он отличается от слуха животных.) В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 г. ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

Социология 49 26 30

26Понятие гражданского общества
Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.
Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество - это «подлинный источник и театр всей истории».
В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта.
Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.
Признаки гражданского права
Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:
верховенство закона во всех сферах жизни общества:
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
взаимная ответственность личности и государства;
реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;
наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
законность и правопорядок в обществе.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.
Следует отметить, что гражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удаюсь создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.
По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.

30.Негативные последствия конфликта
Существуют два направления оценки последствий конфликтов: функционалистское (интеграционное) и социологическое (диалектическое). Первое из них, которое представляет, например, известный американский ученый-экспериментатор Э. Мейо. Он рассматривает конфликт как дисфункциональное явление, нарушающее нормальное существование организации, снижающее эффективность ее деятельности. Обобщая работы различных представителей данного направления, можно выделить следующие негативные последствия конфликтов:

дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником;
неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;
нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;
ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
отвлечение участников конфликта от решения задач организации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.

Позитивные последствия конфликта
В противоположность функционалистам, сторонники социологического подхода к конфликтам (их представляет, например, крупнейший современный немецкий конфликтолог Р. Дарендорф) рассматривают их как неотъемлемый источник общественных изменений и развития. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:

инициирование изменений, обновления, прогресса. Новое всегда есть отрицание старого, а поскольку как за новыми, так и за старыми идеями и формами организации всегда стоят определенные люди, постольку любое обновление невозможно без конфликтов;
артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую проблему и создает благоприятную почву для ее решения;
мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации. Очень часто назревшие вопросы, особенно те, которые касаются всей организации, не решаются до тех пор, пока не возникает конфликт, поскольку при бесконфликтном, «нормальном» функционировании из уважения к организационным нормам и традициям, а также из чувства вежливости руководители и сотрудники нередко обходят острые вопросы;
формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию;
стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;
побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или ее значимость. Обычно это происходит тогда, когда стороны проявляют понимание интересов друг друга и осознают невыгодность углубления конфликта;
развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт будет урегулирован в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;
разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;
преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности» и развитие свободомыслия, индивидуальности работника. В результате этого возрастает способность персонала к разработке оригинальных идей, нахождению оптимальных путей решения проблем организации;
вовлечение обычно пассивной части сотрудников в решение организационных проблем. Это способствует личностному развитию сотрудников и служит решению целей организации;

· выявление неформальных групп, их лидеров и более мелких группировок, что может быть использовано руководителем для повышения эффективности управления;
выработка у участников конфликта умений и навыков безболезненного решения возникающих в будущем проблем;
усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения группы и приглушения или даже преодоления внутреннего раздора - это нахождение общего врага, конкурента. Внешний конфликт способен погасить внутренние распри, причины которых со временем часто отпадают, утрачивают актуальность, остроту и забываются.

49.Девиация или девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от ожидаемого (от групповой нормы), от одобряемого в социуме и, потому, влекущее за собой формальное или неформальное наказание нарушителя (изоляция, лечение, тюремное заключение, поругали, пальчиком погрозили и пр.).

Преступность (делинквентное поведение) - это одна из форм девиантного поведения.

Девиантное поведение может проявляться, например, в том, что в обществе существуют различные социальные ожидания (одни люди ориентированы на соблюдение привычных норм, а другие на их изменение). Или в неопределености поведенческих ожиданий, когда правила не совсем ясны, или когда правила ясны, но у населения могут быть разногласия по поводу их законности и правильности (отношение к абортам, к уплате налогов, к проституции, к многоженству в России и на Востоке и пр.).

Структура девиации включает в себя 3 основных компонента:

Человек, которому свойственно определенное поведение,

Норма, которая является критерием оценки поведения, девиантного по виду,

Другие люди или организации, реагирующие на поведение этого человека.

Девиация ассоциируется как зло в религиозных мировоззрениях, как болезнь в медицине, как незаконность в праве, как что-то не нормальное в обыденном сознании. Но для социолога девиантность в обществе - так же естественна и нормальна, как и конформизм (стремление поступать “как все”), так как всегда имеет свои причины. Девиация всегда была и будет в любом обществе.

Причины девиантного поведения:

Биологические (Ч. Ламброзо - человек таким родился)

Психологические (З.Фрейд - дело в психологических комплексах, которые мы получаем с детства)

Социальные (различные условия жизнедеятельности или образа жизни, закономерно приводят к тому, что у людей складываются различные представления о том, как следует вести себя в обществе, и толкают людей на девиантное поведение)

Например, Э.Дюркгейм (теория "аномии")- считал, что основной причиной девиации является "разрегулированность" в обществе. Во время кризисов, радикальных или слишком быстрых перемен в обществе, у людей возникает состояние запутанности, дезориентации, когда становится непонятно “что такое хорошо, и что такое плохо?”, как себя следует вести в той или иной ситуации?. То есть причина - в социальной дезорганизации, когда культурные ценности, нормы и привычные взаимосвязи ослабевают, отсутствуют, противоречат друг другу. В состоянии аномии (нет единства понимания норм) может находиться целая страна (в период радикальных перемен), отдельные социальные группы или люди (когда для них резко меняются условия их жизнедеятельности).

Р. Мертон, в отличие от Дюркгейма, видит причину девиантного поведения в разрыве между одобряемыми культурными целями общества и социально одобряемыми (приемлемыми) средствами их достижения. Например, одобряемая цель - богатство, но если у человека нет доступных и одобряемых средств, что бы стать богатым, то он ищет не одобряемые (девиантные) средства достижения богатства.

Распространенность девиантного поведения объясняют и существующими в обществе конфликтами между различными нормами культуры (за нормами стоят различные группы, интересы), влиянием субкультур низших слоев общества, влиянием преуспевающих девиантов (девиантное поведение тем более вероятно, чем бол

Философия 17 ,29,44

17. Значение философии Декарта

Декарт совершил настоящий подвиг, требуя первым условием от философии, чтобы она отказалась от всякого привычного чувственного познания, усомнившись во всём (картезианское сомнение) и с помощью мышления совсем заново построила истинный мир, ничего не принимая за истину, кроме того, что выдержит испытание любым сомнением. Исходя из такой твердой точки опоры, как самосознание, он стал родоначальником последующих систем философии и оказал на нее большое влияние, благодаря оригинальности и самостоятельности, ясности и простоте своего мышления, а также легкости и естественности изложения. Хотя Декарт вполне признавал метафизику, но в области природы он гораздо строже проводил механицизм, чем его старший современник Фрэнсис Бэкон, так что на него позже ссылались даже чуждые духу его философии материалисты.

Система Декарта возбудила оживленную полемику среди философов и в особенности между теологами. Гоббс, Гассенди, иезуит Валуа выступили противниками Декарта, преследовали его, нередко с фанатизмом, обвиняли в скептицизме и атеизме и даже добились запрещения его «опасной» философии в Италии (1643) и Голландии (1656). Но у Декарта нашлось и много приверженцев в Голландии и Франции, особенно между янсенистами Пор-Рояля и членами Конгрегации Ораторианцев. Делафорж, Режи, Арно, Паскаль, Мальбранш, Гейлинкс и др. особенно старались развивать далее его систему. Логика янсенистского Пор-Рояля («Искусство мыслить», Арно и Николя, изданная 1662) проникнута картезианским характером.

· 29 Философские взгляды Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого

Характерная черта русской философии – ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и др. Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого – двух великих писателей, принадлежащих столько же литературе, сколько и философии. Их творчество имело огромное, поистине всероссийское влияние. Можно сказать, что русская философия XX в. в познании духовного мира человека во многом обязана влиянию идей Достоевского и Толстого. Это не означает, конечно, что философия Достоевского и Толстого стала в России своего рода заменой собственно философского знания.

Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им "истинная религия". В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. По Толстому, "царство божие внутри нас" и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него.

Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и социальный порядок, то, очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом проявилась противоречивость исходных принципов и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого.

Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни - основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. "Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему" . Согласно Толстому, Бог есть любовь. В своих художественных творениях Толстой апеллировал к народу как носителю истинной веры и нравственности, считая его основой всего общественного здания.

На мировоззрение Толстого оказали огромное влияние Ж.Ж. Руссо, И. Кант и А. Шопенгауэр. Философические искания Толстого оказались созвучными определенной части русского и зарубежного общества (так называемое толстовство). Причем среди его последователей оказались не только члены различных религиозно-утопических сект, но и сторонники специфических "ненасильственных" методов борьбы за социализм. К их числу относится, например, выдающийся деятель национально-освободительного движения Индии М. Ганди, называвший Толстого своим учителем.

Огромное место в истории русской и мировой философской мысли занимает великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель Федор Михайлович Достоевский (1821 -1881). В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения

вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства.

Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через "новые формы жизни, искусства" благодаря широте его "нравственного захвата". Характеризуя этот существенный срез в мировоззрении Достоевского, Вл. Соловьев пишет, что положительный общественный взгляд еще не был вполне ясен уму Достоевского по возвращении из Сибири. Но три истины в этом деле "были для него совершенно ясны: он понял прежде всего, что отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; он понял также, что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа" . У Достоевского, как отмечают его исследователи, в частности Я.Э. Голосовкер, было "исступленное чувство личности". Он и через Ф. Шиллера, и непосредственно остро чувствовал нечто глубинное у И. Канта: они как бы слиянны в осмыслении христианской этики. Достоевского, как и Канта, тревожило "лжеслужение Богу" католической церковью. Эти мыслители сходились в том, что религия Христа является воплощением высшего нравственного идеала личности. Все называют шедевром легенду Достоевского "О Великом Инквизиторе", сюжет которой восходит к жестоким временам инквизиции (Иван Карамазов фантазирует, что было бы, если бы Христос сошел на Землю, - его распяли бы и сожгли бы сотни еретиков) .

Достоевский - один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора - вот идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом-художником. Достоевский делал упор на "русское решение" социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы на основе христианского братства.

Философские взгляды Достоевского имеют небывалую нравственно-эстетическую глубину. Для Достоевского "истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение уже во всем есть конец и цель, и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир"

В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить "последние вопросы" бытия. Он развивал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергий-ной силой, и в конце концов живая жизнь человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи ("идееносные герои" романов Достоевского). Сильные религиозные мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями. В области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем, нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе.

Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность. Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувства.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, иди-иди, дай-дай).

В возрасте 7 - 9 мес. малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова.

Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Исследования Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20 - 25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных окончаний слов и т.п.). Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.

Слух человека приобрел в процессе онтогенеза особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). (Этим он отличается от слуха животных.) В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 г. ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.