Open
Close

Психоэмоциональное расстройство симптомы у детей. Особенности и методы лечения психических расстройств у детей

Психические расстройства у детей или психический дизонтогенез - отклонение от нормального поведения, сопровождающееся группой нарушений, которые относятся к патологическим состояниям. Возникают по причине генетических, социопатических, физиологических причин, иногда их формированию способствуют травмы или заболевания головного мозга. Нарушения, возникшие в раннем возрасте, становятся причиной психических расстройств и требуют лечения у психиатра.

    Показать всё

    Причины расстройств

    Формирование психики ребенка связано с биологическими особенностями организма, наследственностью и конституцией, темпом формирования мозга и отделов ЦНС, приобретенными навыками. Корень развития расстройств психики у детей всегда следует искать в биологических, социопатических или психологических факторах, провоцирующих возникновение нарушений, часто процесс запускает совокупность агентов. К основным причинам относятся:

    • Генетическая предрасположенность. Предполагает изначально неправильное функционирование нервной системы вследствие врожденных особенностей организма. Когда у близких родственников присутствовали нарушения психики, есть вероятность передачи их ребенку.
    • Депривация (невозможность удовлетворять потребности) в раннем детстве. Связь матери и малыша начинается с первых минут рождения, она оказывает порой основное влияние на привязанности человека, глубину эмоциональных чувств в будущем. Любой тип депривации (тактильная или эмоциональная, психологическая) частично или полностью влияет на психическое развитие человека, приводит к дизонтогенезу психики.
    • Ограниченность умственных способностей тоже относится к своеобразному расстройству психики и влияет на физиологическое развитие, иногда становится причиной иных нарушений.
    • Травма мозга возникает вследствие тяжелых родов или ушибов головы, энцефалопатию вызывают инфекции при внутриутробном развитии или после перенесенных заболеваний. По распространенности этой причине принадлежит лидирующее место наряду с наследственным фактором.
    • Вредные привычки матери, токсикологическое воздействие курения, алкоголя, наркотиков оказывает негативное влияние на плод еще в период вынашивания ребенка. Если отец страдает этими недугами, нередко на здоровье ребенка отражаются последствия невоздержанности, затрагивая ЦНС и головной мозг, что негативно влияет на психику.

    Семейные конфликты или неблагополучная обстановка в доме – значимый фактор, травмирующий формирующуюся психику, усугубляющий состояние.

    Психические расстройства в детском возрасте, особенно до года, объединяет общая особенность: прогрессирующая динамика психических функций сочетается с развитием дизонтогенеза, связанного с нарушением морфофункциональных мозговых систем. Состояние возникает вследствие церебральных нарушений, врожденных особенностей или социального воздействия.

    Связь расстройств и возраста

    У детей психофизическое развитие происходит постепенно, разделяется на этапы:

    • ранний - до трех лет;
    • дошкольный – до шестилетнего возраста;
    • младший школьный – до 10 лет;
    • школьно-пубертатный – до 17 лет.

    Критическими периодами считаются временные отрезки при переходе к следующему этапу, для которых характерно бурное изменение всех функций организма, в том числе и нарастание психической реактивности. В это время дети наиболее подвержены нервным расстройствам или утяжелению присутствующих патологий психики. Возрастные кризы приходятся на 3-4 года, 5-7 лет, 12 -16 лет. Какие особенности свойственны каждому этапу:

    • До года у малышей вырабатываются положительные и отрицательные ощущения, формируются начальные представления об окружающем мире. В первые месяцы жизни расстройства связаны с потребностями, которые ребенок должен получать обязательно: еда, сон, комфорт и отсутствие болезненных ощущений. Кризис 7-8 месяцев знаменуется осознанием дифференциации чувств, узнаванием близких и формированием привязанности, поэтому ребенку требуется внимание матери и членов семьи. Чем лучше родители обеспечивают удовлетворение потребностей, тем быстрее формируется положительный стереотип поведения. Неудовлетворение вызывает негативную реакцию, чем больше накапливается невыполненных желаний, тем тяжелее депривация, которая впоследствии приводит к агрессии.
    • У детей 2 лет продолжается активное созревание мозговых клеток, появляется мотивация поведения, ориентировка на оценку взрослыми, происходит идентификация положительного поведения. При постоянном контроле и запретах невозможность самоутверждения приводит к пассивному отношению, развитию инфантилизма. При дополнительных стрессах поведение принимает патологический характер.
    • Упрямство и нервные срывы, протесты наблюдаются в 4 года, психические нарушения могут проявляться в перепадах настроения, напряженности, внутреннем дискомфортном состоянии. Ограничения вызывают фрустрацию, психическое равновесие ребенка нарушается вследствие даже незначительного отрицательного влияния.
    • В 5 лет нарушения могут проявляться при опережении психического развития, сопровождающегося дисинхронией, то есть появляется односторонняя направленность интересов. Также внимание следует обратить, если ребенок утратил навыки, приобретенные раньше, стал неопрятным, ограничивает общение, у него снизился запас слов, малыш не играет в ролевые игры.
    • У семилеток причиной неврозов выступают занятия в школе, с началом учебного года нарушения проявляются в неустойчивости настроения, слезливости, усталости, головных болях. В основе реакций лежит психосоматическая астения (плохой сон и аппетит, пониженная работоспособность, страхи), утомляемость. Фактор срыва – несоответствие умственных возможностей школьной программе.
    • В школьном и подростковом периоде расстройства психики проявляются в беспокойстве, повышенной тревожности, меланхолии, колебаниях настроения. Негативизм сочетается с конфликтностью, агрессией, внутренними противоречиями. Дети болезненно реагируют на оценку окружающими их способностей, внешности. Иногда отмечается повышенная самоуверенность или, наоборот, критичность, позерство, пренебрежительное отношение к мнению учителя и родителей.

    Нарушения психики следует отличать от аномалий постшизофренического дефекта и деменции, следующей из-за органического заболевания мозга. В этом случае дизонтогенез выступает как симптом патологии.

    Виды патологий

    У детей диагностируются психические расстройства, свойственные взрослым людям, но у малышей существуют и специфические возрастные недуги. Симптомы дизонтогенеза разнообразны, обусловлены возрастом, этапом развития и окружающей обстановкой.

    Особенность проявлений в том, что у малышей не всегда просто отличить патологию от особенностей характера и развития. У детей выделяют несколько видов расстройств психики.

    Умственная отсталость

    Патология относится к приобретенным или врожденным недоразвитиям психики с явным недостатком интеллекта, когда социальная адаптация ребенка затрудняется или совсем невозможна. У больных детей снижаются, иногда значительно:

    • познавательные способности и память;
    • восприятие и внимание;
    • речевые навыки;
    • контроль над инстинктивными потребностями.

    Словарный запас беден, произношение нечеткое, эмоционально и нравственно ребенок развит слабо, неспособен предсказать последствия своих действий. В легкой степени выявляется у детей с поступлением в школу, средняя и тяжелая стадии диагностируются в первые годы жизни.

    Заболевание вылечить полностью не удастся, но правильное воспитание и обучение позволит ребенку научиться общению и навыкам самообслуживания, при легкой стадии болезни люди способны адаптироваться в социуме. В тяжелых случаях уход за человеком потребуется на протяжении всей жизни.

    Задержка психического развития

    Пограничное состояние между олигофренией и нормой, нарушения проявляются задержкой в познавательной, моторной или эмоциональной, речевой сфере. Психическая задержка иногда возникает из-за медленного развития мозговых структур. Случается, состояние бесследно проходит или остается как недоразвитие одной функции, при этом происходит ее компенсация другими, иногда акселерированными способностями.

    Встречаются и остаточные синдромы – гиперактивность, снижение внимания, утрата ранее приобретенных навыков. Тип патологии может стать основой для патохарактерологических проявлений личности во взрослом возрасте.

    СДВ (Синдром дефицита внимания)

    Распространенная проблема у детей дошкольного возраста и до 12 лет, характеризуется нервно-рефлекторной возбудимостью. Проявляет в том, что ребенок:

    • активен, неспособен усидеть на месте, долго заниматься одним делом;
    • постоянно отвлекается;
    • импульсивен;
    • несдержан и болтлив;
    • не доводит начатое до конца.

    Невропатия не приводит к снижению интеллекта, но если состояние не корректировать, нередко становится причиной сложностей с учебой, адаптацией в социальной сфере. В будущем последствием синдрома дефицита внимания может стать несдержанность, формирование наркотической или алкогольной зависимости, семейные проблемы.

    Аутизм

    Врожденное нарушение психики сопровождается не только речевыми и моторными расстройствами, аутизму свойственно нарушение контакта и социального взаимодействия с людьми. Стереотипное поведение затрудняет смену окружающей обстановки, условий жизни, изменения вызывают страх и панику. Дети склонны к совершению однообразных движений и действий, повторению звуков и слов.

    Лечению болезнь поддается плохо, но старания врачей и родителей способны исправить ситуацию и снизить проявления психопатологических симптомов.

    Акселерация

    Для патологии характерно ускоренное развитие ребенка в физическом или интеллектуальном плане. К причинам относят урбанизацию, улучшение питания, межнациональные браки. Акселерация может проявляться гармоническим развитием, когда все системы развиваются равномерно, но эти случаи редки. При прогрессе физического и психического направления в раннем возрасте отмечаются соматовегетативные отклонения, у старших детей выявляются эндокринные проблемы.

    Психическая сфера тоже характеризуется разладом, к примеру, при формировании ранних речевых навыков, отстает моторика или социальные познания, также физическая зрелость сочетается с инфантилизмом. С возрастом происходит сглаживание разногласий, поэтому нарушения обычно не приводят к последствиям.

    Инфантилизм

    При инфантилизме в развитии отстает эмоционально-волевая сфера. Симптомы выявляются на этапе школьного и подросткового возраста, когда уже большой ребенок ведет себя как дошкольник: предпочитает играть, а не получать знания. Не приемлет школьную дисциплину и требования, при этом уровень абстрактно-логического мышления не нарушен. При неблагоприятной социальной среде простой инфантилизм имеет тенденцию к прогрессу.

    Причинами формирования расстройства нередко становится постоянный контроль и ограничение, неоправданная опека, проецирование негативных эмоций на ребенка и несдержанность, что побуждает его закрываться и приспосабливаться.

    На что обращать внимание?

    Проявления расстройства психики в детском возрасте разнообразны, порой их сложно перепутать с недостатком воспитания. Симптомы названных нарушений иногда могут появиться и у здоровых детей, поэтому диагностировать патологию может только специалист. К врачу следует обратиться, если признаки психических нарушений проявляются ярко, выражаются в следующем поведении:

    • Повышенная жестокость. Ребенок в младшем возрасте еще не понимает, что таская кошку за хвост, он делает животному больно. Школьник осознает уровень дискомфорта животного, если ему это нравится, следует обратить внимание на его поведение.
    • Желание похудеть. Стремление быть красивой возникает у каждой девочки в подростковом возрасте, когда при нормальном весе школьница считает себя толстой и отказывается есть, повод сходить к психиатру «налицо».
    • Если у ребенка высокая степень тревожности, часто возникают приступы паники, ситуацию без внимания оставлять нельзя.
    • Плохое настроение и хандра иногда свойственна людям, но течение депрессии более 2 недель у подростка требует от родителей повышенного внимания.
    • Перепады настроения говорят о неустойчивости психики, неспособности адекватно реагировать на раздражители. Если смена поведения наступает без повода, это свидетельствует о проблемах, которые требуют решения.

    Когда ребенок подвижен и иногда невнимателен, беспокоиться не о чем. Но если из-за этого ему сложно играть даже в подвижные игры со сверстниками, потому что он отвлекается, состояние требует коррекции.

    Методы лечения

    Своевременное выявление поведенческих нарушений у детей и создание благоприятной психологической атмосферы позволяет корректировать расстройство психики в большинстве случаев. Некоторые ситуации требуют наблюдения и приема медикаментозных препаратов на протяжении всей жизни. Иногда удается справиться с проблемой в короткие сроки, порой на выздоровление требуются годы, поддержка окружающих ребенка взрослых. Терапия зависит от диагноза, возраста, причин формирования и типа проявлений нарушений, в каждом конкретном случае метод лечения подбирается индивидуально, даже когда симптомы незначительно разнятся. Поэтому при посещении психотерапевта и психолога важно объяснить врачу суть проблемы, представить полное описание особенностей поведения ребенка, основываясь на сравнительной характеристике до и после изменений.

    В лечении детей используются:

    • В простых случаях достаточно психотерапевтических методов, когда врач в беседах с ребенком и родителями помогает найти причину проблемы, пути ее решения, научит контролировать поведение.
    • Комплекс психотерапевтических мероприятий и прием медикаментозных средств говорит о более серьезном развитии патологии. При депрессивных состояниях, агрессивном поведении, перепадах настроения назначаются седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики. Для лечения отставания в развитии применяются ноотропы, психонейрорегуляторы.
    • В случае тяжелых расстройств рекомендуется стационарное лечение, где ребенок получает курс необходимой терапии под контролем врача.

    В период лечения и после него необходимо создать благоприятную обстановку в семье, устранить стрессы и негативное воздействие среды, влияющей на поведенческие реакции.

    Если у родителей возникли сомнения в адекватности поведения ребенка, необходимо обратиться к психиатру, специалист проведет обследование и назначит лечение. Важно выявить патологию на ранней стадии, чтобы вовремя скорректировать поведение, предотвратить прогрессирование расстройства и устранить проблему.

Понятие психического расстройства у детей может быть достаточно трудно объяснить, не говоря о том, что его нужно и определить, особенно самостоятельно. Знаний родителей, как правило, для этого недостаточно. В результате, многие дети, которые могли бы выиграть от лечения, не получают необходимую им помощь. Данная статья поможет родителям научиться определять тревожные признаки психического заболевания у детей и осветит некоторые варианты помощи.

Почему родителям трудно определить душевное состояние своего ребенка?

К сожалению, многие взрослые не знают признаки и симптомы психического заболевания у детей. Даже если родители владеют основными принципами распознавания серьезных психических расстройств, им часто трудно отличить легкие признаки отклонений от нормального поведения детей. А ребенку иногда не хватает словарного запаса или интеллектуального багажа, чтобы объяснить свои проблемы вербально.

Опасения по поводу стереотипов, связанных с психическими заболеваниями, стоимости использования некоторых лекарственных препаратов, а также - материально-технической сложности возможного лечения, часто откладывают сроки терапии, либо заставляют родителей объяснять состояние своего ребенка каким-то простым и временным явлением. Однако начинающее свое развитие психопатологическое расстройство сдержать ничего не сможет, кроме правильного, а самое главное - своевременного лечения.

Понятие психического расстройства, его проявление у детей

Дети могут страдать от тех же психических заболеваний, что и взрослые, но проявляют они их по-разному. Например, депрессивные дети часто показывают больше признаков раздражительности, чем взрослые, которым, как правило, более свойственна печаль.

Дети наиболее часто переносят ряд заболеваний, в том числе острые или хронические психические расстройства:

Дети, страдающие тревожными расстройствами, такими как обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, социальная фобия и генерализованное тревожное расстройство, ярко показывают признаки беспокойства, которая является постоянной проблемой, которая мешает их повседневной деятельности.

Иногда беспокойство является традиционной частью опыта каждого ребенка, часто переходя от одной стадии развития к другой. Однако, когда стресс занимает активные позиции, это становится тяжело для ребенка. Именно в таких случаях показано симптоматическое лечение.

  • Дефицит внимания или гиперактивности.
  • Это расстройство, как правило, включает в себя симптомы трех категорий: трудности концентрации внимания, гиперактивность и импульсивное поведение. Некоторые дети с данной патологией имеют симптомы всех категорий, в то время как другие могут иметь только один признак.

    Данная патология является серьезным расстройством развития, которое проявляется в раннем детстве - обычно в возрасте до 3 лет. Хотя симптомы и их тяжесть склонны к изменчивости, расстройство всегда влияет на способность ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

    Расстройства пищевого поведения - такие, как анорексия, булимия и обжорство - достаточно серьезные болезни, угрожающие жизни ребенка. Дети могут стать настолько заняты едой и собственным весом, что это не позволяет им сосредоточится на чем-то ином.

    Расстройства аффекта, такие как депрессия и биполярное расстройство, способны привести к стабилизации стойких чувств печали или резким перепадам настроения гораздо более серьезным, чем обычная изменчивость, распространенная у многих людей.

    Это хроническое психическое заболевание заставляет ребенка терять связь с реальностью. Шизофрения чаще появляется в позднем подростковом возрасте, примерно от 20 лет.

    В зависимости от состояния ребенка, заболевания могут классифицироваться как временные психические расстройства или постоянные.

    Основные признаки психического заболевания у детей

    Некими маркерами того, что ребенок может иметь нарушения психического здоровья, являются:

    Изменения настроения. Следует обратить внимание на доминирующие признаки грусти или тоски, которые длятся по крайней мере, две недели, или тяжелые перепады настроения, которые вызывают проблемы в отношениях дома или в школе.

    Слишком сильные эмоции. Острые эмоции подавляющего страха без причины, иногда в сочетании с тахикардией или учащенным дыханием - серьезный повод обратить внимание на своего ребенка.

    Нехарактерное поведение . Сюда можно отнести резкие изменения в поведении или оценке собственной личности, а также опасные или выходящие из-под контроля действия. Частые драки с применением сторонних предметов, сильное желание навредить окружающим, также являются предупреждающими знаками.

    Сложность концентрации . Характерное проявление подобных признаков очень хорошо просматривается в момент подготовки домашнего задания. Также стоит обратить внимание на жалобы учителей и текущую успеваемость в школе.

    Необъяснимая потеря веса. Внезапная потеря аппетита, частая рвота или использование слабительных может указывать на расстройство пищевого поведения;

    Физические симптомы . По сравнению со взрослыми, дети с нарушениями психического здоровья могут часто жаловаться на головные боли и боли в животе, а не на печаль или тревогу.

    Физический ущерб. Иногда состояние психического здоровья приводит к самостоятельному травмированию, также называемому самоповреждением. Дети часто выбирают для этих целей далеко негуманные способы - часто режутся или поджигают себя. У таких детей также часто развиваются мысли о самоубийстве и попытки реализовать суицид на самом деле.

    Злоупотребление психоактивными веществами. Некоторые дети употребляют наркотики или алкоголь, чтобы попытаться справиться со своими чувствами.

    Действия родителей при подозрении на психические расстройства у ребенка

    Если родители действительно беспокоятся о состоянии психического здоровья своего ребенка, необходимо обратиться к специалисту как можно скорее.

    Врачу следует подробно описать настоящее поведение, делая упор на самых ярких несоответствиях с более ранним периодом. Для получения дополнительной информации перед визитом к врачу рекомендуется побеседовать со школьными учителями, классным руководителем, близкими друзьями или другими лицами, которые проводят с ребенком какое-то продолжительное время. Как правило, такой подход очень помогает определиться и открыть что-то новое, то, что ребенок никогда не покажет в домашних условиях. Нужно помнить, что от врача никаких секретов быть не должно. А еще - нет никакой панацеи в виде таблеток от психического расстройства.

    Общие действия специалистов

    Психическое состояние здоровья у детей диагностируется и лечится на основе признаков и симптомов с обязательным учетом влияния психологических или психических отклонений на повседневную жизнь ребенка. Такое подход позволяет также определить типы психических расстройств ребенка. Не существует каких-либо простых, уникальных или стопроцентно гарантирующих положительный результат тестов. Для того, чтобы поставить диагноз, врач может рекомендовать присутствие смежных специалистов, например, психиатра, психолога, социального работника, психиатрической медсестры, педагогов психического здоровья или поведенческого терапевта.

    Врач или другие специалисты будут работать с ребенком, как правило, индивидуально, чтобы определить в первую очередь, имеется ли у него действительно отклонение от нормального состояния психического здоровья на основе диагностических критериев, или нет. Для сравнения используются специальные база данных детской психологической и психической симптоматики, которыми пользуются специалисты всего мира.

    Кроме того, врач или другой куратор психического здоровья будет искать другие возможные причины, объясняющие поведение ребенка, такие как история предыдущих заболеваний или травматизма, в том числе и семейного.

    Стоит отметить, что диагностика детских психических расстройств может быть достаточно трудной, поскольку для детей выразить свой эмоции и чувства правильно может стать серьезной проблемой. Причем это качество всегда колеблется от ребенка к ребенку - одинаковых детей в этом плане не существует. Несмотря на эти проблемы, точный диагноз является неотъемлемой частью правильного, эффективного лечения.

    Общие терапевтические подходы

    Общие варианты лечения для детей, которые имеют нарушения психического здоровья, включают в себя:

    Психотерапия, также известная как «разговорная терапия» или терапия поведения, является способом решения многих проблем психического здоровья. Говоря с психологом, проявляя при этом эмоции и чувства, ребенок позволяет заглянуть в самую глубину его переживаний. Во время психотерапии, дети сами узнают многое о своем состоянии, настроении, чувствах, мыслях и поведении. Психотерапия может помочь ребенку научиться реагировать на сложные ситуации на фоне здорового преодоления проблемных барьеров.

    В процессе поиска проблем и их решений, специалисты сами предложат необходимый и самый действенный вариант лечения. В каком-то случае будет вполне достаточно сеансов психотерапии, в другом - без лекарственных средств будет не обойтись.

    Стоит отметить, что острые психические расстройства всегда купируются проще, нежели чем хронические.

    Помощь родителей

    В такие моменты ребенок нуждается в поддержке родителей более, чем когда-либо. Дети с диагнозами в области психического здоровья, собственно, как и их родители обычно испытывают чувства беспомощности, гнева и разочарования. Спросите у лечащего врача вашего ребенка совета о том, как изменить способ взаимодействия с сыном или дочерью, а также - о том, как справиться с трудным поведением.

    Ищите способы, чтобы расслабиться и весело провести время с вашим ребенком. Хвалите его сильные стороны и способности. Исследуйте новые методы управления стрессом, которые могут помочь вам понять, как спокойно реагировать на стрессовые ситуации.

    Семейное консультирование или помощь групп поддержки может быть хорошим подспорьем в лечении детских психических расстройств. Такой подход очень важен для родителей и детей. Это поможет понять болезнь вашего ребенка, его чувства, а также то, что можно сделать всем вместе, чтобы оказать максимальную помощь и поддержку.

    Чтобы помочь ребенку добиться успеха в школе, информируйте учителей вашего ребенка и руководство школы о состоянии психического здоровья вашего чада. К сожалению, в некоторых случаях, возможно придется сменить образовательное учреждение на школу, учебная программа которой рассчитана на детей с проблемами психики.

    Если вы беспокоитесь о психическом здоровье вашего ребенка, советуйтесь со специалистами. Никто не в силах за вас принять решение. Не избегайте помощи по причине своего стыда или страха. При соответствующей поддержке, вы можете узнать правду о том, имеет ли ваш ребенок отклонения и сможете изучить варианты предложенного лечения, тем самым обеспечите своему дитя дальнейшее достойное качество жизни.

    Психические расстройства у детей: симптомы

    В силу особых факторов, будь то тяжелая атмосфера в семье, генетическая предрасположенность или черепно-мозговая травма, могут возникать различные нарушения психики. Когда ребенок выходит на свет, невозможно понять, здоров он психически или нет. Физически такие дети ничем не отличаются. Нарушения проявляются позже.

    Психические расстройства у детей делятся на 4 больших класса:

    1) Умственная отсталость;

    2) Задержки развития;

    3) Синдром дефицита внимания;

    4) Аутизм раннего детского возраста.

    Умственная отсталость. Задержка развития

    Первый вид психического расстройства у детей – умственная отсталость или олигофрения. Психика ребенка недоразвита, наблюдается интеллектуальный дефект. Симптомы:

    • Нарушение восприятия, произвольного внимания.
    • Сужен словарный запас, речь – упрощенная и дефектированная.
    • Дети ведомы окружающей средой, а не своей мотивацией и желаниями.
    • Выделяют несколько стадий развития умственной отсталости в зависимости от показателя IQ: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. В основном они различаются лишь тяжестью симптомов.

      Причины возникновения подобного расстройства психики – это патология хромосомного набора, либо травма до рождения, во время родов или в начале жизни. Может быть от того, что мать пила алкоголь во время беременности, курила. Причиной умственной отсталости также может выступать инфекция, падения и травмы матери, тяжелые роды.

      Задержки развития (ЗПР) выражаются в нарушениях познавательной деятельности, незрелости личности по сравнению со здоровыми сверстниками и в медленном темпе развития психики. Виды ЗПР:

      1) Психически инфантилизм. Психика недоразвита, поведение руководствуется эмоциями и играми, воля слаба;

      2) Задержки развития речи, чтения, счета;

      3) Иные нарушения.

      Ребенок отстает от своих сверстников, медленней усваивает информацию. ЗПР можно корректировать, самое главное, чтобы учителя и педагоги знали о проблеме. Ребенку с задержкой нужно больше времени, чтобы что-либо выучить, однако, при правильном подходе это возможно.

      Синдром дефицита внимания. Аутизм

      Психические расстройства у детей могут принимать форму дефицита внимания. Этот синдром выражается в том, что ребенок очень плохо концентрируется на задании, не может заставить себя делать одно дело долго и до конца. Часто этот синдром сопровождается гиперреактивностью.

    • Ребенок не сидит на месте, постоянно хочет куда-нибудь бежать или начать делать другое дело, легко отвлекается.
    • Если он играет во что-нибудь, то не может дождаться, когда придет его черед. Может играть только в активные игры.
    • Много говорит, но никогда не слушает, что говорят ему. Много двигается.
    • Наследственность.
    • Травма во время родов.
    • Инфекция или вирус, распитие алкоголя во время вынашивания ребенка.
    • Существуют различные способы лечения и коррекции данного заболевания. Можно лечить медикаментозно, можно психологически – обучая ребенка справляться со своими импульсами.

      Аутизм раннего детского возраста делится на следующие виды:

      Аутизм, при котором ребенок не способен на контакт с другими детьми и взрослыми, никогда не смотрит в глаза и старается не прикасаться к людям;

      Стереотипы в поведении, когда ребенок протестует против самых незначительных изменений в своей жизни и окружающем мире;

      Нарушение развития речи. Речь ему нужна не для коммуникации - ребенок умеет говорить хорошо и правильно, но общаться не может.

      Существуют и другие расстройства, которым могут быть подвержены дети разных возрастов. Например, шизофрения, маниакальные состояния, сидром Туррета и многие другие. Однако все они встречаются и у взрослых. Перечисленные выше расстройства характерны именно для детского возраста.

      Классификация психических заболеваний

      В отечественной психиатрии традиционно существует представление о преимущественном значении выделения различных нозологических форм психической патологии. Такая концепция базируется на.

      www.psyportal.net

      Нервные расстройства у детей 2 3 лет

      Детские болезни

      На приеме у психотерапевта

      Психотерапевт, психиатр. Решение проконсультировать ребенка у этих специалистов, как правило, родителям принять непросто. Пойти на это означает признать подозрение на наличие у ребенка нервно-психических расстройств, признать, что он - «нервный», «ненормальный», «дефективный», «псих». Многих страшит «постановка на учет» и связанные с этим мнимые и действительно возможные ограничения форм обучения, выбора профессии. В связи с этим родители нередко стараются не замечать особенностей развития, поведения, странностей, зачастую являющихся проявлениями заболевания. Если же подозрение в том, что у ребенка есть нервно-психические расстройства, все же появляется, то, как правило, сначала предпринимаются попытки лечить его какими-либо «домашними средствами». Это могут быть либо лекарства, рекомендуемые кем-нибудь из знакомых, либо мероприятия, вычитанные в многочисленных пособиях по «целительству».

      Убедившись в бесплодности попыток улучшить состояние ребенка, родители наконец-то принимают решение обратиться за помощью, но часто не к врачу, а к знакомым, знахарям, колдунам, экстрасенсам, «бабкам», в которых сейчас нет недостатка: многие газеты печатают массу предложений подобного рода услуг. К сожалению, зачастую это приводит к грустным последствиям.

      В случае, когда ребенок действительно болен, он в конце концов все равно оказывается на приеме у специалиста, но при этом болезнь может быть уже запущенной. Обращаясь к врачу-психотерапевту или психиатру впервые, родители, как правило, стараются сделать это неофициально, анонимно.

      Ответственные родители должны не прятаться от проблем, уметь распознавать ранние признаки нервно-психических нарушений, своевременно обращаться к врачу и следовать его рекомендациям. Каждому родителю необходимы знания о мерах предупреждения отклонений в развитии ребенка, о причинах невротических расстройств, о первых признаках психических заболеваний.

      Вопросы, касающиеся психического здоровья детей, слишком серьезны. Эксперименты при их решении недопустимы. Лучше обратиться к специалисту и с радостью узнать, что «перестраховался» и у ребенка нет нервно-психических нарушений, получить советы по их профилактике, чем прийти к врачу тогда, когда не замечать проявлений болезни уже невозможно, и услышать: «Где вы были раньше?!»

      О том, как создать ребенку благоприятные условия для развития его психики, формирования личности, как предупредить появление нервно-психических расстройств, своевременно выявить их ранние признаки, куда и к кому при этом лучше обратиться, и пойдет речь в этом разделе.

      ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА

      Наиболее благоприятные условия для психического развития личности малышей - это ситуации, при которых рождение запланировано и желанно, а отношения их родителей стабильны и характеризуются любовью и уважением. Вряд ли у кого-нибудь это вызовет сомнения. Разумеется, дети, рожденные в других условиях, совсем не обязательно обречены иметь нервно-психические расстройства. Семья, семейные отношения, особенности воспитания - важнейшие, но далеко не единственные факторы, влияющие на становление психики и личности ребенка. Ребенок, родившийся в конфликтной или неполной семье, имеет немало шансов нормально развиваться и стать полноценной личностью. Только условия для этого будут менее благоприятные, а его родителям, близким, воспитателям и учителям придется затратить на воспитание такого ребенка значительно больше усилий.

      И, наоборот, ребенок, родившийся в самой что ни на есть благоприятной семейной обстановке, под влиянием многих факторов может формироваться как личность с отклонениями. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо любить и уважать своих детей, выполнять два золотых правила.

      Требовать от ребенка только то, что он может. Для того чтобы выполнять это, необходимо хорошо изучить своего ребенка, его возможности и способности. Нельзя изнурять его развивающими дидактическими играми. Следует смирять свои амбиции, радоваться, если он своевременно овладевает новыми навыками и умениями, и настораживаться, если он опережает в развитии сверстников. Не переставать любить его, даже если он не оправдал надежд.

      Удовлетворять потребности ребенка. Для выполнения этого правила нужно быть очень внимательным к своему ребенку. Важно понимать, что ему нужно не только есть, пить, одеваться, быть чистым, учиться. Нужно помнить о жизненно важных потребностях ребенка в уважении, в признании его личностью, в ласке, в получении впечатлении, в играх и т. п.

      Если вдруг в поведении ребенка, в его общении вам что-то непонятно, если семейные отношения зашли в тупик, своевременная и квалифицированная помощь психолога, психотерапевта или психиатра может очень пригодиться.

      Еще сравнительно недавно считалось, что психиатру, а тем более психотерапевту имеет смысл показывать детей только после того, как им исполнилось 3 года. До этого, как многие считают и по сей день, и психики-то у ребенка нет. А если все же возникают явные нарушения развития, поведения малыша, то с ними успешно справятся педиатры и невропатологи. К сожалению, и сейчас еще можно встретить детского психиатра или психотерапевта, придерживающихся подробных взглядов и отказывающихся принимать маленького ребенка («Придете после трех лет!»). Это неверно. Уже более десяти лет у нас и еще раньше - за рубежом выделилась новая ветвь психотерапии и психиатрии, названная перинатальной. Обращение к перинатальному психологу, психотерапевту, к специалисту по так называемому раннему вмешательству поможет своевременно решить многие проблемы.

      Детскому психиатру, психотерапевту довольно часто приходится встречаться на приеме с излишне амбициозными родителями, которые считают, что их ребенок отстает в развитии, хотя на самом деле этого нет. В то же время, незнание нормы и ранних проявлений общего психического недоразвития нередко приводит к тому, что родители не замечают (или не хотят замечать!) нарушений психического развития ребенка.

      Ребенок может быть еще совсем мал, а нервно-психические расстройства у него уже проявляются. Чтобы заметить их, необходимо знать закономерности нервно-психического развития. В таблице, составленной А. В. Мазуриным и И. М. Воронцовым (2000), в левой колонке представлены действия, которые должен уметь совершать ребенок в определенном возрасте, в правой указан его возраст в месяцах. Если ребенок уже достиг этого возраста, а соответствующего действия не производит, то это должно насторожить родителей и быть поводом обращения к детскому психотерапевту или психиатру.

      Действия, которые должен уметь совершать ребенок в определенном возрасте

      Основными проявлениями раннего аутизма являются:

      Однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.

      Наиболее отчетливо ранний детский аутизм проявляется в возрасте от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки его отмечаются и в ранее. Так, уже у грудных детей наблюдается отсутствие свойственного здоровым детям «комплекса оживления» при контакте с матерью или воспитательницей, у них не появляется улыбка при виде родителей, иногда отмечается отсутствие ориентировочной реакции на внешние раздражители, что может приниматься за дефект органов чувств (слуха, зрения). У детей первых 3 лет жизни проявлениями раннего аутизма могут быть нарушения сна в виде сокращенной продолжительности и его уменьшенной глубины, прерывистости, затрудненного засыпания, ранними пробуждениями, стойкие расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.

      Ковалёв Александр Иванович

      Главный детский психиатр Минздрава Ростовской области

      Заведующий отделением психиатрии Ростовского Медицинского Университета

      В раннем возрасте дети часто бывают равнодушными к близким, не дают адекватной эмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают их присутствия. Любое изменение привычной обстановки (например, в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки) часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходная реакция возникает при изменении порядка или времени прогулок, умывания и других моментов повседневного режима.

      Поведение детей с аутизмом однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать и выливать воду в посуду и из нее, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Дети с ранним аутизмом активно стремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних.

      Характер контакта с матерью может быть различным: наряду с безразличным отношением, при котором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

      Весьма типичны нарушения моторики, проявляющиеся, с одной стороны, в общей моторной недостаточности, угловатости и несоразмерности произвольных движений, неуклюжей походке, с другой - в возникновении на 2-м году жизни своеобразных стереотипных движений (сгибание и разгибание пальцев рук, перебирание ими), потряхивания, взмахивания и вращения кистями рук, подпрыгиваний, вращения вокруг своей оси, ходьбы и бега на цыпочках.

      Как правило, имеет место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т. д.).

      Мимика ребенка бедная, маловыразительная, характерен «пустой, ничего не выражающий взгляд», а также взгляд как бы мимо или «сквозь» собеседника.

      Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение ее формирования, главным образом за счет недостаточности коммуникативной функции речи. Вплоть до 5–6 лет дети редко активно обращаются с вопросами, часто не отвечают на обращенные к ним вопросы или дают односложные ответы. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени повторы слов окружающих, придуманные ребенком слова и определения и скандированное произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самих себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. У части детей наблюдается полный отказ от пользования речью при её сохранности.

      Эмоциональные проявления у детей раннего и преддошкольного возраста бедны, однообразны. Чаще всего они выражаются в виде примитивных эмоций удовольствия, сопровождающегося иногда улыбкой, или недовольства и раздражения с монотонным плачем и не резко выраженным общим беспокойством. Своеобразным эквивалентом положительных переживаний могут быть стереотипные движения (подпрыгивания, потряхивания кистями рук и др.).

      Интеллектуальное развитие может быть различным. От глубокой задержки психического развития до сохранности интеллекта.

      Динамика аутизма у детей зависит от возраста. У части детей улучшается коммуникативная функция речи вначале в форме ответов на вопросы, а затем и в виде спонтанной речи, хотя еще длительно сохраняются частичная «автономность» речи, вычурность, употребление недетских оборотов, штампов, заимствованных из высказываний взрослых. У некоторых детей появляется стремление задавать необычные, отвлеченные, «заумные» вопросы («Что такое жизнь?», «Где конец всего?» и т. п.). Видоизменяется игровая деятельность, которая приобретает форму односторонних интересов, чаще отвлеченного характера. Дети увлечены составлением маршрутов транспорта, перечня улиц и переулков, коллекционированием и составлением каталога географических карт, выписыванием газетных заголовков и т. п. Подобная деятельность отличается особым стремлением к схематизму, формальному регистрированию объектов, явлений, стереотипному перечислению цифр, наименований.

      Специалисты центра «Феникс» проводят лечение аутизма с применением различных методик. Мы готовы помочь Вашему ребенку!

      Центр проводит тщательную диагностику и лечение всех психических и психосоматических расстройств детей, подростков, взрослых и пожилых, в том числе раннего детского аутизма, детские страхи, детскую шизофрению, СДВГ, детского невроза и др.

      Наш опыт показывает, что, несмотря на тяжесть нарушений, в части случаев возможна успешная социализация детей-пациентов - приобретение навыков самостоятельной жизни и овладение достаточно сложными профессиями. Важно подчеркнуть, что даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа всегда дает положительную динамику: ребенок может стать адаптированным, общительным и самостоятельным в кругу близких людей.

      ООО «Лечебно-реабилитационный научный центр „Феникс“» Психиатрическая клиника

      Симптомы нервного расстройства

      Мы с детства знаем, что нервные клетки не восстанавливаются, однако это знание зачастую не воспринимается нами с должной серьезностью. А ведь нервное расстройство опасно. Какие его симптомы мы должны знать, чтобы вовремя обратиться к специалисту и не допустить беды?

      Симптомы нервного расстройства нередко зависят от темперамента личности. Но общие признаки для всех тоже существуют - постоянное чувство усталости и раздражительность, потеря аппетита или наоборот - неуемная прожорливость, нарушение сна.

      Нервное расстройство: симптомы

      Конечно, можно попробовать на ранних стадиях самому победить нервные расстройства, но наша психика и нервная системы слишком тонкие организации, которые легко нарушить и тяжело восстановить. Поэтому лучше, не откладывая в долгий ящик, обратиться к врачу. А еще лучше, ознакомиться с причинами подобных расстройств и исключить их из своей жизни.

      Нервное расстройство: причины

      Как правило, к тяжелым поражениям нервной системы приводят различные факторы, негативно влияющие на строение и функционирование нервных клеток.

      Одна из самых часто встречающихся причин подобных нарушений функционирования нервных клеток – это гипоксия. Из-за нее страдают не только клетки головного мозга, но и все остальные клетки нервной системы. Особенно важно, что вред наносит не только острая гипоксия, но и хроническая. Поэтому не забывайте о необходимости регулярно проветривать помещение и гулять на улице. А ведь именно этим чаще всего люди и пренебрегают. Всего пятнадцатиминутная прогулка способна в значительной степени улучшить самочувствие человека. Нормализуется сон, аппетит, исчезнет нервозность.

      Изменение температуры тела также влияет на состояние нервной системы далеко не наилучшим образом. Так, например, если у человека длительное время сохраняется температура выше 39 градусов, в разы повышается скорость обмена веществ. Нервные клетки очень сильно возбуждаются, после чего начинают затормаживаться, происходит истощение энергетических ресурсов. В том же случае, если наблюдается общее переохлаждение организма, резко понижается скорость реакций в нейронах. Следовательно, и вся работа нервной системы в значительной степени замедляется.

      Еще одним очень часто встречающимся негативным фактором является воздействие на организм тех или иных токсических веществ. Медики даже выделяют отдельную группу ядов, которые действуют крайне избирательно, поражая клетки именно нервной системы. Такие яды носят название нейротропные.

      Достаточно опасны для нервной системы и всевозможные нарушения обмена веществ. Причем чаще всего поражается именно центральный отдел. Например, гипогликемия очень опасна для головного мозга. Наверняка все знают, что вовремя съеденная шоколадка повышает работоспособность. И именно благодаря высокому содержанию в ней глюкозы. Если же уровень глюкозы резко снизится, начнется резкое нарушение работы клеток головного мозга, вплоть до потери сознания. Ну а в том случае, если дефицит глюкозы наблюдается на продолжении длительного времени, возможны необратимые повреждения коры головного мозга.

      Nonpsychotic psychic disorders of residual-organic genesis in infants with perinatal defeat of the central nervous system

      The article presents data of nonpsychotic psychic disorders in children 3 years with perinatal perinatal hypoxic-ischemic defeat of CNS. Major syndromes are neuropathic symptoms and residual-organic psychosyndrome.

      Неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причиной возникновения пороков развития, детского церебрального паралича и умственной отсталости, других заболеваний нервной системы. Воздействие патогенных факторов на плод в поздние сроки беременности обусловливает отклонение формирования высших корковых функций .

      Нарушения внутриутробного развития плода вследствие, прежде всего, хронической внутриутробной гипоксии, увеличивают риск перинатального поражения ЦНС. И если в первом полугодии жизни нарушения со стороны нервной системы имеют медицинский характер, то в дальнейшем они приобретают социальную окраску, представляя угрозу физическому и психическому здоровью .

      Важной задачей, стоящей перед специалистами, работающими в области перинатальной медицины, является создание системы прогноза, ранней диагностики, разработки унифицированных программ профилактики, лечения и реабилитации детей в неонатальном периоде и последующие периоды жизни .

      С возникновением и улучшением репродуктивных, плодосберегающих и неонатальных технологий наблюдается учащение рождения детей с перинатальной патологией. Кроме того, и сами технологии могут становиться источниками рождения детей с инвалидизирующей патологией .

      Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о росте числа пограничных нервно-психических расстройств в самых разных группах населения мира. По данным экспертов ВОЗ, до 20% детей во всём мире имеют проблемы психического здоровья. Ведущее место среди детско-подростковой пограничной патологии занимают непсихотические психические расстройства резидуально-органического генеза .

      Знание клинических характеристик начальных проявлений психических расстройств, обусловленных перинатальной патологией, позволяет выделить группу риска для проведения специальных реабилитационных мероприятий с первого года жизни, «у истоков болезни» .

      Современная парадигма биопсихосоциального подхода к диагностике, терапии и реабилитации утверждает, что оказание психиатрической помощи требует более интенсивного развития внебольничных, консультативно-лечебных видов помощи, включающих полипрофессиональный и межведомственный подход, с опорой на первичные звенья общесоматической службы. К сожалению, несмотря на многочисленные исследования , недостаточно изученным остается вопрос влияния перинатального поражения ЦНС на последующее психическое развитие ребёнка в раннем возрастном периоде. Наблюдение, диагностика и терапия детей до 3-х лет с указанной патологией осуществляется преимущественно педиатрами с учетом диагностических критериев специальности. Как следствие, нередко недостаточное понимание механизмов возникновения нервно-психических нарушений на данном этапе онтогенеза, их трактовка с соматологической позиции и малоэффективная терапия.

      Цель исследования заключалась в установлении характера психических расстройств у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС лёгкой и средней степени тяжести. Настоящее исследование было выполнено на базе ФГБУ Уральский НИИ ОММ МЗ РФ (директор – д.м.н. проф. Ковалёв В.В.). Комплексному исследованию подверглись 153 ребенка обоего пола в возрасте 3-х лет. Отбор детей производился методом случайной выборки.

      К критериям включения в исследование были отнесены: 1. Доношенные дети в возрасте 3-х лет, перенесшие ППЦНС гипоксически-ишемического генеза лёгкой и средней степени тяжести. 2. Доношенные дети в возрасте 3-х лет без указаний на церебральную патологию перинатального периода. 3. Общий интеллектуальный показатель выборки не ниже среднего в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными С.Д. Забрамной и О.В. Боровиком , и показателями субшкалы Д. Векслера (рисуночный тест, адаптированный для детей от трёх лет). Из исследования исключались дети, имеющие патологию органов слуха, зрения, ДЦП, умственную отсталость, синдром РДА (раннего детского аутизма), дегенеративные заболевания ЦНС, внутриутробные пороки развития (ВПР), TORCH-ассоциированные инфекции, врождённый гипотиреоз, эпилепсию.

      Оценка степени перинатального поражения ЦНС проводилась на основании «Классификации перинатальных поражений нервной системы у новорожденных детей» (2000), принятой Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины (РАСПМ). Клиническая интерпретация и дифференцированный диагноз психических нарушений классифицируются в соответствии с синдромальной схемой перинатальных повреждений ЦНС (МКБ-10,1996, РАСПМ, 2005).

      Основную группу составили 119 детей, имевших на момент начала исследования признаки резидуально-органической церебральной недостаточности перинатального генеза. Взятые под наблюдение дети были разделены на 2 подгруппы: в 1 подгруппу были включены 88 детей, имевших психические расстройства в 3-летнем возрасте 2 подгруппу составил 31 ребёнок без психических расстройств в возрасте 3-х лет. Контрольная группа включала в себя 34 ребёнка в возрасте 3-х лет, родившихся здоровыми без психических расстройств.

      Клинический метод исследования являлся основным и включал клинико-анамнестическое, клинико-психопатологическое и клинико-катамнестическое исследование по специально разработанной карте обследования, включая анкетирование родителей. Исследование детей проводилось путём осмотра и их опроса, сбора данных у родителей и ближайших родственников. Тестирование детей проводилось на основании согласия родителей в 9-10 часов утра, не более 1 часа с учётом психофизиологических особенностей данного возраста.

      Помимо оценки неврологического статуса учитывалось психомоторное и речевое развитие детей. Психический статус оценивался на основании клинического осмотра психиатра и психологического блока исследований с согласия родителей.

      В диагностике использовались не только диагностические рубрики МКБ-10, где игнорируется динамический принцип оценки состояний, но и отечественные принципы определения клинической картины и течения, а также прогноза болезни, используемых в психиатрии. Оценка психического здоровья, психомоторного и речевого развития проводилась детским психиатром и, при необходимости, логопедом.

      Статистическая обработка результатов исследования была выполнена с помощью программного пакета Microsoft Excel 7,0 для Windows 98 «STATISTICA 6» (определяли М – математическое ожидание (арифметическое среднее), стандартное отклонение по выборке, ошибку средней арифметической — m). Для оценки достоверности различий между группами использовали критерии Стьюдента для независимых выборок с поправкой на различие дисперсий (различия средних считались статистически достоверными, если уровень значимости не превышал 0,05 при P ≥ 0,05 различия отвергались) .

      В ходе настоящего исследования был проведен анализ биологических факторов, оказывающих влияние на возникновение нервно-психических нарушений у 119 детей раннего возраста. При этом удалось установить специфические особенности онтогенеза детей, перенесших ПП ЦНС гипоксически-ишемического генеза лёгкой и средней степени тяжести в исследуемых группах. Все дети родились доношенными в ФГБУ НИИ ОММ МЗСР РФ и родильных домах г. Екатеринбурга, среди них 73 девочки (47,7%, n=119) и 80 мальчиков (52,3%, n=119).

      В начальной стадии исследования были установлены корреляционные взаимосвязи малой и средней силы между психическими расстройствами у детей и перинатальными факторами (р<0,0001). К ним были отнесены: внутриутробная гипоксия r=0,53 сочетанная (внутриутробная и интранатальная) гипоксия средней степени тяжести – r=0,34 гипоксически-ишемическое поражение ЦНС лёгкой степени тяжести r=0,42 гипоксически-ишемическое поражение ЦНС средней степени r=0,36.

      В дальнейшем был проведен анализ частоты и структуры жалоб родителей, предъявляемых в связи с состоянием здоровья их детей в возрасте 3-х лет в изучаемых подгруппах. Данные представлены в таблице 1.

      Частота и структура жалоб родителей в связи со здоровьем и поведением их детей в возрасте 3-х лет в изучаемых группах

      lechitnasmork.ru

      • Виды неврозов у детей, классификация детских неврозов Неврологи выделяют несколько видов неврозов: 1) неврастению; 2) истерию; 3) невроз навязчивых состояний; 4) моносимптоматические неврозы. Неврастения у детей, симптомы детской неврастении Неврастения развивается при длительной психотравмирующей ситуации. Она […]
      • Заикание не проходит само по себе. Заикание - общее название для различных нарушений ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи (экспрессивная речь). У 70 - 90 процентов пациентов оно начинается в 2 - 4-летнем возрасте, т. е. в момент […]
      • Стресс и алкоголь: как не сорваться? В пресс-центре «Комсомольская правда» психиатр- нарколог, психотерапевт Алексей Александрович Магалиф ответил на вопросы читателей. 2010 Борис: У меня хронический обструктивный бронхит, при последнем обострении началась бессонница, начал всего бояться, пытался погасить это […]
      • История болезниНевротическая депрессия Возраст –38лет, 20.04.1954 г.р. Семейное положение - замужем, 2 детей Полученное образование – среднеспециальное, в данный момент не работает. Направлена участковым психиатром Госпитализирована в добровольном порядке Поступила в стационар в четвертый раз. Дата поступления в […]
      • Лечение анорексии в Тюмени Анорексия проблема далеко не новая, но именно сейчас она стала распространённой не только среди девушек, но и юношей. Стремление подстроиться под рамки общества, сбросить вес до идеальных 40 килограмм заражает молодёжь до невероятной скорости. Жёстко контролируя свою массу, считая лишние […]
      • Психолого-педагогическая характеристика воспитанника коррекционной школы-интерната VIII вида Гончарова Светлана Алексеевна Проживающего по адресу: Ученик поступил в школу-интернат 01.09.2012 года во второй класс по решению Ольховской районной ПМПК с диагнозом: «Лёгкая степень умственной отсталости». Мать: (Родитель […]
      • Атипичная депрессия: симптомы, лечение, диагностика Существует множество видов депрессивных расстройств, один из них «не как все» - это атипичная депрессия. Обычные типы депрессий состоят из трех частей: 1) падение настроения и невозможность испытывать эмоцию радости; 2) негативизм, пессимизм, общее негативное […]
      • Уверенность в себе как фактор профилактики стрессов медицинских работников В условиях быстрого темпа жизни и мобильности современных организаций, к работникам сферы обслуживания начинают предъявляться новые требования оказания безупречного и качественного сервиса. Кроме того, специфика профессиональной деятельности […]

    Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

    Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить того или иного спектра.

    Одним из сложных психических заболеваний является детский . Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

    Особенности детских психозов

    И у детей диагностируют не так часто как у взрослых и . Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

    Для детских психотических отклонений характерны:

    Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

    Почему дети подвержены психическим отклонениям

    Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

    • генетические;
    • биологические;
    • социопсихические;
    • психологические.

    Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к . К другим причинам относятся:

    • проблемы с интеллектом ( и(иже) с ней);
    • несовместимость темперамента малыша и родителя;
    • семейные разлады;
    • конфликты между родителями;
    • события, которые оставили психологическую травму;
    • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
    • высокая температура, которая может вызвать или ;

    На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие , которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

    Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

    Группы риска

    Таким образом, в зоне риска находятся дети:

    • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
    • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
    • перенесшие ;
    • перенесшие психологическую травму;
    • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

    Разновидности психотических отклонений среди детей

    Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

    • ранний психоз;
    • поздний психоз.

    К первому типу относятся пациенты с грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

    В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

    В зависимости от типа течения психозы могут быть:

    • , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
    • – возникшие моментально и неожиданно.

    Разновидностью психотического отклонения является . В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

    Симптоматика в зависимости от формы сбоя

    Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

    • – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
    • – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
    • пассивность, не инициативность;
    • агрессивность, грубость;
    • синдром навязчивости.
    • отклонения, связанные с мышлением.

    Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

    Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

    • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
    • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
    • симптомы зависят от характера травмы.

    Ранний возраст

    В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в . Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

    Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

    Психические расстройства раннего периода проявляются в:

    • фрустрации;
    • капризности, непослушании;
    • повышенной утомляемости;
    • раздраженности;
    • дефиците общения;
    • дефиците эмоционального контакта.

    Более поздний возраст вплоть до подросткового

    Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

    В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

    В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

    • резкие перепады настроения;
    • меланхолия, ;
    • агрессивность, конфликтность;
    • , противоречивость;
    • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
    • шизоидность;
    • отказ от принятых правил;
    • склонность к философии и крайним позициям;
    • непереносимость опеки.

    Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

    Диагностические критерии и методы

    Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

    • невропатолог;
    • логопед;
    • психиатр;
    • доктор, который специализируется на болезнях развития.

    Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

    Оказание профессиональной помощи

    Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

    Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

    Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

    Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

    В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

    В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

    Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

    Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

    Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

    Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.


    Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

    Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

    Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

    Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

    Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

    Симптомы нервного расстройства у ребенка

    В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

    Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

    Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

    Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

    Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

    Бурные истерики и слезы - способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

    Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

    Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

    Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

    Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

    Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

    Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

    По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

    Причины нервного расстройства у детей

    Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

    К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

    Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

    Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

    Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

    Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

    Нервные расстройства детей: лечение

    Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

    Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

    Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

    Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", - это не позиция взрослого человека.

    Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

    • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
    • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
    • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
    • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
    • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
    Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

    Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.

    Психические нарушения раннего детского возраста (первых 3 лет жизни) изучаются относительно недавно и недостаточно исследованы, что во многом связано с особой сложностью оценки ранней детской психики, ее незрелостью, абортивностью проявлений, трудностями в разграничении нормы и патологии. Существенный вклад в разработку этого направления детской психиатрии внесли работы Г.К.Ушакова, О.П.Парте (Юрьевой), Г.В.Козловской, А.В.Горюновой. Было показано, что у детей раннего возраста, начиная с младенческого, эпидемиологически выявляется широкий круг психических нарушений (эмоциональных, поведенческих, умственного развития, речевых, двигательных, психовегетативных, пароксизмальных и др.) на пограничном и психотическом уровне в виде реакций, фаз и процессуальных расстройств. Их частота незначительно отличается от распространенности у взрослых. По данным Г.В.Козловской, распространенность психической патологии (болезненность) у детей до 3 лет составила 9,6%, психическая заболеваемость - 2,1%. Накопленные знания о психической патологии У детей раннего возраста дают основания рассматривать микропсихиатрию (по терминологии известного детского психиатра Т.П.Симеон) как самостоятельную область детской психиатрии.

    Психопатология раннего детства имеет ряд характерных особенностей: полиморфизм и рудиментарность симптоматики; сочетание психопатологических симптомов с теми или иными формами нарушенного развития психических функций; тесная спаянность психических расстройств с неврологическими; сосуществование начальных и конечных проявлений болезни.

    Нарушения эмоций

    Снижение общей эмоциональности в раннем возрасте может проявляться отсутствием комплекса оживления, улыбки при виде ухаживающих за ним; успокоения на руках у близких; реакции недовольства на несвоевременное кормление, невыполнение должного ухода. Снижение настроения часто сопровождается нарушением аппетита, сна, общим недомоганием, дискомфортом и нередко жалобами на боли в животе. Для первых лет жизни характерна анаклитическая депрессия возникающая при разлуке с матерью: ребенок часто плачет, не гулит, недостаточно активно берет грудь, отстает в прибавлении веса, склонен к частым срыгиваниям и другим проявлениям диспепсий, подвержен респираторным инфекциям, отворачивается к стене, вяло реагирует на игрушки, при появлении знакомых лиц не обнаруживает положительных эмоций.

    У дошкольников часто встречаются жалобы на скуку, лень, снижение настроения, сопровождающиеся пассивностью, медлительностью, психопатоподобным поведением. Повышение эмоций в виде гипомании или эйфории обычно проявляется моторной гиперактивностью и нередко уменьшением продолжительности сна, ранними вставаниями и повышением аппетита. Встречаются и такие эмоциональные нарушения, как эмоциональная монотонность, тусклость и даже выхолощенность в качестве проявления эмоционального дефекта. Бывают и изменения эмоций смешанного типа.

    Выраженное снижение аппетита у грудных детей и детей младшего возраста встречается при резких изменениях привычных условий жизни с периодическим отказом от еды и рвотой. У более старших детей известны однообразные предпочтения в еде, сохраняющиеся длительное время (едят только мороженое или картофельное пюре в течение ряда лет 3 раза в день), упорное избегание мясных продуктов или поедание несъедобных вещей (например, шариков поролона).

    Задержка психомоторного развития или его неравномерность (задержанное или асинхронное умственное развитие) может быть неспецифической (доброкачественной), проявляющейся запаздыванием ста¬новления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов. Подобный тип задержки не связан с повреждением мозга, легко поддается коррекции. С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.

    При специфической задержке психомоторного развития нарушения становления двигательных, психических и речевых функций, связанные с повреждением мозговых структур, проявляются патологическими синдромами и не компенсируются самостоятельно. Специфическая за¬держка психомоторного развития может возникать в результате воздействия гипоксически-ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов, нарушения обмена веществ, наследственных заболеваний, раннего начала шизофренического процесса. Внача специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций.

    Характерна повышенная общая нервность с чрезмерной возбудимостью, склонностью к вздрагиваниям, раздражительностью, непереносимостью резких звуков и яркого света, повышенной утомляемостью, легко возникающими колебаниями настроения с преобладанием гипотимных реакций, плаксивости и тревожности. При любых нагрузках легко возникают вялость и пассивность или беспокойство и суетливость.

    Страх темноты часто бывает у маленьких детей, особенно нервных и впечатлительных. Обычно он возникает во время ночного сна и сопровождается кошмарными сновидениями. Если эпизоды страха повторяются с определенной периодичностью, наступают внезапно, во время них ребенок отчаянно кричит, не узнает близких, после внезапно засыпает, а проснувшись, ничего не помнит, то в таком случае необходимо исключить эпилепсию.

    Дневные страхи очень разнообразны. Это страх животных, персона¬жей сказок и мультфильмов, одиночества и толпы, метро и автомобилей, молнии и воды, изменений в привычной обстановке и любых новых людей, посещения дошкольных учреждений, телесных наказаний и т.д. Чем более вычурны, нелепы, фантастичны и аутистичны страхи, тем более они подозрительны в плане их эндогенного происхождения.

    Патологические привычки порой диктуются патологическими влечениями. Это упорное стремление грызть ногти (онихофагия), сосать палец, соску или кончик одеяла, подушку, раскачиваться, сидя на стульчике или в кровати перед сном (яктация), раздражать половые органы. Патология влечений может выражаться и в упорном поедании несъедобных вещей, игрушек, сосании грязного пальца, испачканного калом. В более выраженных случаях нарушение влечений проявляется в виде ауто- или гетероагрессивности уже с грудного возраста, например, в упорном стремлении биться головой о край кроватки или в постоянном кусании груди матери. У этих детей часто появляются потребность мучить насекомых или животных, агрессия и сексуальные игры с игрушками, стремление ко всему грязному, отвратительному, дурно пахнущему, мертвому и т.д.

    Ранняя повышенная сексуальность может заключаться в стремлении к подглядыванию, желании касаться интимных мест у лиц противоположного пола. Для оценки психического состояния детей младшего возраста показательны особенности игровой деятельности, например, склонность к стереотипным, странным или аутичным играм или играм с бытовыми предметами. Дети могут часами перебирать или перекладывать из одной емкости в другую луковицы или пуговицы, рвать на мелкие кусочки бумажки и складывать из них кучки, шуршать бумажками, играть струей воды или переливать воду из одного стаканчика в другой, по многу раз выстраивать паровозик из обуви, делать башенку из кастрюль, сплетать и завязывать узлы на веревочках, катать взад и вперед одну и ту же машинку, рассаживать вокруг себя только мягких зайчиков разных размеров и цветов. Особую группу составляют игры с воображаемыми персонажами, и тогда они тесно спаяны с патологическими фантазиями. В таком случае дети оставляют на кухне корм или молочко «для динозавриков» или кладут на тумбочку около кровати конфету и мягкую тряпочку «для гномика».

    Чрезмерная склонность к фантазированию возможна начиная с одного года и сопровождается яркими, но отрывочными образными представлениями. Она отличается особой охваченностью, затрудненным возвращением в реальность, стойкостью, фиксацией на одних и тех же персонажах или темах, аутистической загруженностью, отсутствием желания в свободное время рассказать о них родителям, перевоплощением не только в живые, но и в неодушевленные предметы (калитку, домик, фонарик), сочетанием с нелепым коллекционированием (например, экскрементов птичек, грязных целлофановых пакетов).